ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ,
КОМПЛЕКСАМИ
УДК: 656.07
ББК: 65.37
Бойко Н.Е., Калинина Е.А.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА БАЗЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
К УПРАВЛЕНИЮ СЛУЖБОЙ РЕМОНТА
Boyko N.E., Kalinina E.A.
IMPROVING THE EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF THE ROAD
TRANS-PORT ENTERPRISE ON THE BASIS OF THE SYSTEMS APPROACH TO THE MANAGEMENT OF REPAIR AND MAINTENANCE SERVICE
Ключевые слова: пассажирский транспорт, проблемы перевозок автомобильным транспортом, автотранспортное предприятие, ремонтная служба, системный подход, система технического обслуживания автотранспортного предприятия.
Keywords: passenger transport, problems of road transport, road transport enterprise, maintenance service, systems approach, repair and maintenance service of a road transport company.
Аннотация: актуальность заявленной статьи обоснована важнейшей ролью автомобильного транспорта в обеспечении безопасности страны, экономической и социально-политической стабильности общества. В инфраструктурных сферах экономики транспортная отрасль занимает особенное место, так как серьезно отличается от остальных сфер своим технологическим, техническим и экономическим своеобразием. Существующие проблемы в области пассажироперевозок, недостаточный уровень технической готовности используемого автомобильного парка и низкие инвестиционные возможности определяют особую роль ремонтной службы в структуре предприятий-автоперевозчиков. Таким образом, построение работы этой службы на принципах системного подхода с использованием ключевых индикаторов эффективности каждого из функциональных звеньев системы позволит обеспечить достаточный уровень технической готовности автотранспорта в течение всего его жизненного цикла с учетом целевых установок по минимизации затрат.
Цель статьи заключается в исследовании показателей функционирования транспортной отрасли, формализации ключевых проблем автомобильных пассажирских перевозок, а также поиске путей повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий.
Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, - метод наблюдения динамики показателей пассажирских перевозок в России, анализ проблем пассажирских автопредприятий, исследование проблемы обеспечения технической готовности парка автотранспортных средств автопредприятий-перевозчиков на базе системного подхода, моделирование концептуальной схемы системы технического обслуживания и критериальных основ оценки ее функционирования.
Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных обеспечению эффективного функционирования предприятий транспортной отрасли как в области пассажирских, так и в области грузоперевозок, а также для создания методики обеспечения технической готовности подвижного состава автотранспортного предприятия на всех стадиях его жизненного цикла с учетом минимизации затрат.
Abstract: the relevance of the declared article is based on understanding of the important role of automobile transport in ensuring both the security of the country and economic and social-
political stability of its society. Transport industry has a special place among other infrastructure sectors of economy, as it seriously differs from other areas cause of its technological, technical and economic identity. Problems, existing in the field of passenger transportation, insufficient technical condition of the vehicle fleet and low investment opportunities, determine a special role of the repair and maintenance service in the structure of the carriers. Thus, the organization of the work of such service on the principles of a systems approach, using key indicators of the effectiveness of each of the functional links of the system, will ensure a sufficient level of technical readiness of vehicles throughout its life cycle taking into account the cost minimization targets.
The purpose of the article is to study the performance indicators of the transport industry, to formalize the key problems of road passenger transport, and to find ways to improve the efficiency of road transport enterprises.
The leading method providing the solution of the problem is the method of observing the dynamics of passenger transport indicators in Russia, analyzing the problems of passenger transport enterprises, studying the problem of ensuring the technical readiness of the vehicle fleet of automobile enterprises-carriers based on a system approach, modeling the conceptual scheme of the repair and maintenance system and the criteria for evaluating its functioning.
The results of the study can be applied in theoretical studies devoted to the effective functioning of enterprises of the transport industry, both in the field ofpassenger and freight traffic, as well as to create methods for ensuring the technical readiness of the vehicle fleet of a road transport enterprise at all the stages of its life cycle taking into account the cost minimization targets.
Автомобильный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы Российской Федерации. Он во многом определяет уровень социально-экономического развития страны, обеспечивая удовлетворение транспортных потребностей экономики и населения, создавая требуемые коммуникационные условия для обеспечения единства ее экономического пространства и территориальной целостности. Автомобильный транспорт имеет большое значение для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны. Он создает также условия для использования выгодного географического положения России, обеспечивая внешнеэкономические связи и возможность интеграции страны в мировую экономическую систему.
Россия - одна из крупнейших стран в мире, которая имеет население численностью 146,9 млн. человек и занимает площадь в 17,12 кв.км. На данный момент 74%
(109,3 млн. человек) от населения страны составляют жители городов, при этом около одной трети горожан проживают в городах с численностью более 1 млн. человек.
Социально-экономическое развитие города очень сильно зависит от совокупности отраслей, которые обеспечивают все необходимые условия для функционирования хозяйственного комплекса и жизни населения. Такие совокупности отраслей называют системами жизнеобеспечения. Одной из них является пассажирский транспорт. От работы пассажирского транспорта в большой степени зависит деятельность других отраслей народного хозяйства. Эффективность и надежность работы пассажирского транспорта в стране являются основными показателями социально-политической и экономической стабильности.
В таблице 1 представлено распределение пассажиров по видам транспорта общего пользования.
Таблица 1 - Распределение пассажиров по видам транспорта общего пользования
Вид транспорта 2005 2010 2015 2016 2017
объем перевозок, млн. чел.
Железнодорожный 1339 947 1025 1040 1121
Автобусный 16374 13434 11523 11296 11184
Легковое такси 6,4 30,2 26,8 43,7 43,7
Трамвайный 4123 2079 1478 1397 1327
Продолжение таблицы 1
Троллейбусный 4653 2206 1616 1483 1376
Метрополитен 3574 3294 3336 3312 3298
Морской 1,3 1,5 9,6 13,0 11,7
Внутренний водный 21 16 14 13 13
Воздушный 37 59 94 91 108
Всего 30128 22065 19122 18689 18479
Автомобильным транспортом осуществляется более 60% от общего объема пассажироперевозок (без учета личного автотранспорта) и около 49% общего объема грузоперевозок в России. Подвижность населения страны с трудовыми, бытовыми и культурными целями в первую очередь осуществляется автомобильным транспортом.
На долю автобусов приходится 60,5% объема всех пассажиров, поэтому данный вид транспорта считается основным видом пассажирского транспорта.
На данный момент автобусным транспортом обслуживается 1,6 тысяч городов и поселков городского типа, что составляет
68 % от их общего числа. В пригородном и междугородном сообщении автобусный транспорт обслуживает 89 тысяч населенных пунктов в сельской местности, что составляет 55% от их общего количества, следует отметить, что во многих населенных пунктах РФ автобусный транспорт является единственным видом пассажирского транспорта.
Несмотря на стратегическую значимость, ситуация с пассажирским транспортом достаточно сложная.
Динамика изменения пассажирообо-рота по видам транспорта общего пользования в РФ представлена в таблице 2.
аблица 2 - Динамика изменения пассажирооборота по видам транспорта общего пользования в РФ
Вид транспорта 2005 2010 2015 2016 2017
пассажирообо рот, млрд. пассажиро-км
Железнодорожный 172,2 138,9 120,6 124,6 123,1
Автобусный 142,3 140,6 126,3 124,3 123,4
Легковое такси 0,1 0,3 0,3 0,4 0,5
Трамвайный 13,5 6,7 4,8 4,6 4,3
Троллейбусный 15,0 7,1 6,0 5,5 5,2
Метрополитен 43,4 42,4 44,6 44,1 44,1
Морской 0,09 0,06 0,06 0,09 0,08
Внутренний водный 0,9 0,8 0,5 0,6 0,6
Воздушный 85,8 147,1 226,8 215,6 259,4
Всего 473,3 484,0 530,0 519,8 560,6
Анализ показал, что за последние годы объем перевозок автобусным транспортом постоянно снижается и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Всего с 2005 года объем пассажирских перевозок сократился на 38%, при этом пассажирооборот за тот же период увеличился на 18%, что связано с ростом объема пассажирских перевозок воздушным транспортом.
Анализ ситуации показывает, что у пассажирского наземного транспорта имеется целый ряд проблем, которые снижают качество обслуживания и отрицательно
влияют на эффективность транспортных предприятий, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии экономики целых регионов.
Важнейшей проблемой пассажирского транспорта является убыточность автотранспортных предприятий и отсутствие бюджетного финансирования, при работе на социально значимых, но изначально убыточных маршрутах.
Уровень государственных дотаций по всем регионам страны не превышает показателя в 25-30%, что является явно недоста-
точным и в самом благоприятном случае лишь покрывает убытки предприятий.
Также серьезной проблемой является рост конкуренции на рынке пассажирских перевозок, что связано с появлением фирм-перевозчиков негосударственных форм собственности на рынке пассажирских перевозок.
К другим проблемам пассажирского транспорта следует отнести моральный износ и сокращение численности техники, несоответствующее техническое состояние и низкая техническая готовность автобусного парка.
На начало 2018 года общее количество автобусов составляет 896 тысяч. Возрастная структура эксплуатационных автобусов, находящихся на балансе автотранспортных предприятий, представлена в таблице 3.
При анализе проблем в отрасли нельзя оставить без внимания и проблемы в сфере безопасности пассажирских перевозок.
Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях по состоянию за 2017 год составило 19 тыс. человек. ДТП составляют до 15% от всех внешних причин смертности населения Российской Федерации. Социальный риск (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения) за тот же период времени (2017 год) составил 13,0, что в 3,6 раза выше аналогичного показателя в экономически развитых странах с кратно более высоким уровнем автомобилизации.
Ежегодный социально-экономической ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий оценивается в пределах 12% общих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Недостаточный уровень безопасности перевозок пассажиров отечественными транспортными компаниями негативно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке транспортных услуг.
Исследуя отрасль, следует также от-
По данным Минтранса около 55% автобусного транспорта полностью амортизировано, не менее 50% подлежит списанию в связи с их опасностью для дальнейшей эксплуатации. Тем не менее за период с 2005 года по настоящее время наблюдается рост автобусного парка в среднем на 13% - с 792 тысяч штук в 2005 до 896 тысяч штук в 2017 году.
Ситуация с обеспечением технической готовности городских и пригородных автобусов также находится не в лучшем состоянии. Среднее значение коэффициента технической готовности составляет 72,6%, распределение коэффициента по регионам крайне неравномерно. Самая тяжелая ситуация наблюдается в Республике Крым, где средний срок службы пассажирского транспорта составляет 15 лет.
метить негативное влияние пассажирского транспорта на окружающую среду.
Доля его вклада в суммарные антропогенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составляет около 40 процентов, достигая в крупных городах значения 70-90 процентов. Автомобильный транспорт является одним из значительных источников шумового загрязнения, образования твердых частиц и пыли из продуктов износа резины и асфальтобетонных дорожных покрытий, источником образования твердых отходов.
Высокий уровень потребления нефтяных моторных топлив определяет существенный вклад автомобильного транспорта в выбросы СО2 - основного парникового газа. Использование природного газа при этом ограничено из-за отсутствия необходимой законодательной базы и экономических стимулов, слабого развития заправочной инфраструктуры, устаревших требований к проектированию предприятий сервиса подобной техники.
Из-за загрязнения автотранспортом ат-
Таблица 3 - Возрастная структура автобусов в РФ
Возраст 2005 2010 2015 2016 2017
Всего, % 100 100 100 100 100
До 5 лет, % 31 42 36 38 37
От 5 до 10 лет, % 24 29 41 38 38
Свыше 10 лет, % 45 29 23 24 25
мосферного воздуха в стране ежегодно преждевременно умирает порядка 15 -20 тыс. человек.
Не менее остро в пассажирском транспорте стоит кадровый вопрос. Он проявляется не только в необходимости развития профессиональных качеств работников автомобильного транспорта и привлечении молодых специалистов, но и удержании квалифицированных кадров. На сегодняшний день на автомобильном транспорте серьезными проблемами являются текучесть кадров (25-30%) и недостаток кадров (более 20%).
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что рассмотренные проблемы оказывают существенное негативное влияние на эффективность работы пассажирских автоперевозчиков, снижая их рентабельность и качество оказываемых услуг. В сложившихся условиях существует объективная необходимость включения в стоимость работы автотранспорта удельной стоимостной оценки всех негативных эффектов, связанных с его функционированием (потери, связанные с задержками при перевозках, риски ДТП, выбросы вредных веществ и СО2, разрушение дорожных покрытий, заторы и др.), что повышает финансовую нагрузку на перевозчиков.
Среди экономических, технических, социальных и экологических проблем предприятий-автоперевозчиков обобщающим фактором, оказывающим влияние на каждую из названных проблем, является эффективность функционирования автотранспортного предприятия и техническое состояние его подвижного состава.
Низкие инвестиционные возможности автотранспортных предприятий, действующие институты и нормы экономического регулирования рынка автотранспортных услуг, существующая тарифная, налоговая и амортизационная политики, затрудняют обновление и оптимизацию автобусного парка на данном этапе, что обуславливает эксплуатацию автобусов, не отвечающих требованиям безопасности и экологии.
В сложившихся условиях, по нашему мнению, ресурсом роста эффективности деятельности, повышения качества обслуживания, роста технической готовности и без-
опасности автомобильного транспорта предприятий перевозчиков является разработка инновационных подходов к техническому обслуживанию, построенных на принципах системного подхода.
Отсутствие системного подхода и должного внимания к проведению технического обслуживания и ремонта техники, очень часто проявляющегося только в устранении мелких поломок и неисправностей, в итоге приводит к существенному снижению технической готовности подвижного состава из-за увеличения времени незапланированных простоев, к удорожанию ремонта и падению производственной эффективности.
Системный подход - это особый способ организации работы ремонтной службы, имеющий своей целью повышение работоспособного состояния автомобиля, выявляющий закономерности и взаимосвязи для более эффективного функционирования системы технического обслуживания.
Системный подход относится к одному из наиболее часто используемых передовых методов разрешения сложных вопросов. К основным преимуществам системного подхода следует отнести комплексность, структурную целостность, моделирование и синергизм.
Он позволяет рассмотреть весь объект управления в целом, определить элементы, являющиеся в данный момент времени наиболее значимыми для эффективной деятельности всей системы, а также формализует связи между всеми элементами, что обеспечит системе более эффективный режим работы.
Также к положительным сторонам системного подхода следует отнести возможность выявления или разработки процессов, влияющих на достижение поставленных целей, а также такое структурирование системы, которое позволит достигнуть цели наиболее эффективным способом. Обеспечение понимания взаимосвязей между процессами системы, непрерывное совершенствование системы и лучшее понимание распределения ролей и ответственности делают системный подход наилучшим выбором при решении возникающих в процессе работы задач.
Исследование возможности реализации системного подхода при построении комплекса технического обслуживания подвижного состава автотранспортного предприятия было осуществлено на примере ООО «Автомобилист», расположенного в г. Людиново Калужской области. Предприятие характеризуется убыточностью основной деятельности. Анализ ремонтной службы показал ее низкую эффективность. Ремонтная мастерская предприятия имеет недостаточный набор оборудования, большинство из которого устарело и не дает требуемой точности обработки. Ремонтные работы зачастую проводятся с помощью
подручных средств, что абсолютно не способствует высокому качеству производимых работ, а также полноте выполнения технологических операций. Контроль качества работ при выпуске автомобилей после технического обслуживания и ремонта производится нерегулярно. На предприятии не производится техническая диагностика автомобилей, техническое обслуживание в полном объеме не выполняется.
В таблице 4 представлено обоснование возможности рассмотрения технического обслуживания автотранспортного предприятия на базе системного подхода.
Категория (элемент) Характеристика
Система технического обслуживания Элемент общей системы управления предприятием, представляющий собой взаимосвязанную совокупность элементов, обеспечивающих работоспособное состояние автотранспорта и составляющих единое целое
Ключевая цель Минимизация затрат на техническое обслуживание, повышение показателей технической готовности подвижного состава
Задачи 1. Организация эффективной работы ремонтной службы предприятия. 2. Предупреждение преждевременного износа механических элементов и ухода параметров техники за пределы установленных норм. 3. Выявление устранения неисправностей и причин их возникновения. 4. Доведение параметров и характеристик до норм. 5. Продление межремонтных ресурсов и сроков службы. 6. Закрепление работников на рабочих местах, исходя из их профессиональных качеств. 7. Согласование производственных задач в процессе реализации стратегии. 8. Совершенствование эффективности управления ремонтной службой с учетом применения новых технологий
Предмет Основные закономерности и движущие силы, которые определяют техническое состояние транспортных средств в процессе ремонта и эксплуатации
Субъекты Ремонтная служба и служба эксплуатации предприятия, а также вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители
Объекты 1. Материально-технические средства; 2. Рабочие группы; 3. Подвижной состав предприятия
Свойства Структуризация объекта исследования (совокупность элементов, связей и отношений между этими элементами, определяющая внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы) Иерархичность (необходимость изучения объекта на разных уровнях исследования); Функциональность (все элементы системы непрерывно действуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначения); Целенаправленность (означает, что система как целое имеет цель своего функционирования); Управляемость (способность системы реагировать на управленческие решения)
Таблица 4 - Характеристика технического обслуживания как системы
Продолжение таблицы 4
Эффективность (обеспечивает достижение конечной экономической цели наиболее быстро и эффективно, с наименьшими затратами ресурсов и получением наибольшего результата); Обусловленность (эти характеристики относятся к внешней среде и означают, что среда развивается по определенным законам и возможны анализ взаимодействия системы со средой и целенаправленное воздействие системы на среду, в которой она функционирует); Способность к самоорганизации (чем лучше и быстрее система адаптируется к меняющимся условиям функционирования, тем совершеннее механизм ее самоорганизации); Устойчивость (стремление к сохранению целостности и качественной определенности в процессе функционирования и адаптации к изменению внешних условий существования) Синергии (означает однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата)
Функции 1. Учетная - документальное оформление норм, правил, методов технического обслуживания и ремонта техники. 2. Организационная - формирование и внедрение процедур управления техническим состоянием транспортных средств. 3. Аналитическая - оценка характеристик производственного процесса, формирование системы контрольных показателей, оценка потенциала различных групп персонала. 4. Стратегическая - ведение инновационного процесса в организации, разработка стратегии и мероприятий по ее реализации
Процессы Планирование технического обслуживания, текущий и капитальный ремонт, мотивация и обучение персонала и т.д.
Методы 1. Методы технического обслуживания. 2. Методы диагностики. 3. Ремонтные технологии
Характеристики среды 1 уровень: макросреда: внешняя среда предприятия 2 уровень: микросреда: соподчиненные подсистемы управления производством, финансами, снабжением и т.д. 3 уровень: образуют элементы самой системы технического обслуживания, названные выше
Предлагаемая система технического обслуживания состоит из самостоятельных функциональных блоков, которые находятся в тесной синергетической взаимосвязи между собой, в числе которых предлагается выделить:
- блок «Материально-техническая база»;
- блок «Трудовые ресурсы»;
- блок «Технологии»;
- блок «Финансы».
Блок «Материально-техническая база» представляет собой совокупность постов ремонта, постов диагностики и производственной зоны, которая является неотъемлемой составной частью предлагаемой си-
стемы технического обслуживания и является местом ремонтного воздействия на подвижной состав предприятия. Без этого блока в системе технического обслуживания невозможно осуществление любых ремонтных мероприятий.
Посты ремонта представляют собой универсальные посты, оборудованные осмотровыми канавами траншейного типа, на которых выполняется весь спектр работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. В осмотровых канавах размещаются все приспособления, которые необходимы для выполнения ремонтных работ.
Пост диагностики представляет собой рабочий пост, предназначенный для про-
верки технического состояния автомобилей - исправность всех систем и механизмов, отвечающих за безопасность автомобиля, а также углубленное диагностирование всех механизмов, узлов, агрегатов и систем для нахождения скрытых неисправностей и своевременного предупреждения отказов.
Один из постов диагностики целесообразно разместить непосредственно в производственной зоне для углубленного диагностирования автомобилей перед выполнением технического обслуживания и для проведения проверок после проведения ремонтных воздействий. Это необходимо для выявления скрытых дефектов, мест их нахождения и причин возникновения, а также для уточнения объемов технического обслуживания и потребности автомобиля в ремонте. Второй пост диагностики предлагается разместить непосредственно перед выездными воротами предприятия для диагностирования подвижного состава перед выходом на линию. На этом посту диагностируются преимущественно системы и механизмы, отвечающие за безопасность автомобиля. В результате проведения диагностики выдается заключение о годности автомобиля к дальнейшей эксплуатации без проведения регулировочных или ремонтных воздействий.
Производственная зона представляет собой часть помещения ремонтной мастерской, в которой расположены токарный цех, цех ремонта агрегатов, подъемно-транспортирующие механизмы и оборудование, необходимое для проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Блок «Трудовые ресурсы» включает работников ремонтного звена, эксплуатационного звена, а также инженерно-технические работники, отвечающие за организацию процесса технического обслуживания и за оптимизацию взаимодействия ремонтной и эксплуатационных служб в целях ранней диагностики неисправностей и эффективного использования подвижного состава автотранспортного предприятия. Взаимодействия работников в рамках блока «Трудовые ресурсы» позволит своевременно и в срок проводить все необходимые операции, а также проводить операции тех-
нического диагностирования при проведении планового технического обслуживания, что значительно сократит время простоев автомобилей в ремонтной зоне, а также своевременно выявлять и предупреждать сложные ремонты, что значительно сократит число ремонтов по отказу и, как следствие, уменьшится количество срывов рейсов. Высокий уровень квалификации инженерно-управленческих кадров и его систематическое повышение обеспечит более эффективное использование современных технологий, внедрения новых методов ремонта с использованием современного оборудования.
Блок «Технологии» целесообразно рассматривать в разрезе следующих его составляющих.
Методы технического обслуживания включают в себя совокупность приемов и способов проведения технического обслуживания, диагностики технического состояния транспортных средств и ремонтные технологии, включая современные.
Под управленческими технологиями понимается набор управленческих средств воздействия и методов достижения поставленных целей предприятия. К ним относят методы и средства сбора и обработки информации, приемы эффективного воздействия на работников, принципы, законы и закономерности организации и управления, а также системы контроля.
Стандартизация - к данному компоненту относятся установленные или вновь разработанные на предприятии нормы и нормативы технического обслуживания в соответствии с отраслевыми стандартами.
ГОСТы устанавливают требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, предельно допустимые значения параметров технического состояния автомобилей, которые влияют на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, а также методы проверки технического состояния автомобилей в эксплуатации.
К документам относится вся используемая на предприятии документация, а также вся нормативно-техническая документация, которая содержит принципы, определения, методы и нормы, позволяющие наиболее
эффективно решать задачи поддержания работоспособности подвижного состава.
Блок «Финансы» предлагается рассматривать как отношения, возникающие между всеми участниками системы по поводу формирования и использования денежных средств в процессе технического обслуживания парка автотранспортных средств.
В контексте этого блока целесообразно выделить, в свою очередь, на два компонента - бюджет технического обслуживания и систему мотивации трудовых ресурсов.
Финансирование системы технического обслуживания необходимо для обеспечения технологических процессов и заключается в реальном учете потребности в денежных средствах.
Система мотивации предусматривает материальное стимулирование персонала предприятия за выполнение работ по раннему выявлению неисправностей автомобилей.
Составляющие элементы системы в их взаимосвязи представлены на схеме (рисунок 1).
КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ
Повышение степени технической готовности автотранспорта при минимизации затрат
И
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ СИСТЕМЫ
Б1. Материально-техническая база
Посты Посты Производ
ремонта диагности ственная
ки зона
ПР ПД ПЗ
Б3. Кадры
Ремонт- Эксплуат
ное звено ационное ИТР
звено
РЗ ЭЗ
¡ы — f{pcш'> хут; %ст; ■■■ хп)
¿Б2 — /(жБР; — хп)
Б2. Технологии
Ме- Управлен Стандар Докуме
тоды ческие тизация нтация
ТО технолог УС
ии Д
МТ УТ
Б4. Финансы
Бюджет ре- Мотивация
монтных рас-
ходов М
БР
Ктг тах; УД3 тт
Рисунок 1 - Базовая модель системы технического обслуживания автотранспорта
Оценить уровень эффективности функционирования системы возможно на основе степени достижения цели. Ключевой целью является повышение степени техни-
ческой готовности автотранспорта при минимизации затрат. Следовательно, индикаторами эффективности работы системы можно выбрать коэффициент технической
оценки реализации задач технического обслуживания, как уровень механизации, фондоотдача производственного оборудования, коэффициенты экстенсивности и интенсивности загрузки оборудования и т.п. Для блока Б2 «Технологии» индикаторами его состояния могут быть доля возвратов, количество рационализаторских предложение, число применяемых инновационных технологий. Блок Б3 «Кадры» можно охарактеризовать производительностью труда, долей квалифицированных кадров, средним временем появления на линии и другими. Состояние блока Б4 «Финансы» можно оценить показателем удельной средней себестоимости ремонта, уровнем затрат на капитальный ремонт, текучести кадров.
Сочетание четырех блоков показателей может выявить ряд направлений повышения эффективности управления службой ремонта. Предложенный системный подход позволяет не только оценить эффективность системы с позиции достижения цели, но и выявить, какой из блоков является «слабым звеном» и на него направить свои стратегические усилия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бойко, Н.Е., Лобырев, С.С. Система управления ремонтной службой автотранспортного предприятия / В сборнике: Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов: материалы IV-й Международной научно-практической конференции. - 2017.
- С. 538-541.
2. Бойко, Н.Е., Лобырев, С.С. Проблемы повышения эффективности пассажирских перевозок автомобильным транспортом / В сборнике: Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований в экономике и управлении: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и магистров факультета экономики и управления. - 2018. - С. 61-66.
3. Бородулина, С.А., Логинова, Н.А. Особенности управления организационными изменениями на грузовых автотранспортных предприятиях // Вестник СиБАДИ. - №2. - С. 96101.
4. Евсеева, А.А., Кобиашвили, Е.И. Анализ современных подходов к повышению экономической эффективности работы автотранспортных предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 3476-3480. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54959.htm.
5. Калинина, Е.А. Формирование эффективной системы управления затратами в процессе реализации конкурентной стратегии промышленного предприятия: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - Орел: ОрелГТУ, 2007. - 147 с.
6. Каплан, Р.С, Нортон, Д.П Сбалансированная система показателей / пер. М. Павлова.
- М: Олимп-Бизнес, 2017. - 320 с.
7. Ларионов, В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики // Российское предпринимательство. - 2013. - Том 14. № 24. - С. 145-152.
8. Маркуц, В.М. Транспортные потоки автомобильных дорог: учебное пособие /
готовности (Ктг) и удельные затраты на ремонт (УДз). Если соблюдается условие: Ктг —» шах; УДз —> min, то это служит признаком качественной реализации задач управления техническим обслуживанием автотранспорта.
Состояние системы в целом зависит от качественной реализации управленческих задач составляющих ее блоков. Каждый из элементов системы определяется рядом взаимосвязанных показателей, на основе которых можно диагностировать эффективность работы отдельного блока:
где Ii - обобщающий индикатор, характеризующий эффективность работы i-того блока;
- показатель состояния отдельного элемента i-той подсистемы.
Выбор показателей для каждого предприятия индивидуален и зависит от конкретного текущего состояния отдельной подсистемы. Например, для блока Б1 «Материально-техническая база» целесообразно использовать такие показатели комплексной
В.М. Маркуц - [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные. - М.: Инфра-Инженерия, 2018. - 148 с.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - иКЬ:Ьйр:// www.gks.ru
10. Россия в цифрах. 2018: крат. стат. сб. / Росстат. - Р76. - М., 2018. - 522 с.
11. Системный подход к экономическому управлению предприятием: коллективная монография / С.В. Баширова [и др [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные. - М.: Научный консультант, 2015. - 186 с. - 978-5-9906953-7-5. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75345.html
12. Транспорт в России. 2018: стат. сб. / Росстат. - Т65. - М., 2018. - 101 с.
13. Управление инновациями: монография / В.Г. Анисимов [и др.] [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные. - М.: Российская таможенная академия, 2017. - 454 с. -978-5-9590-0921-2. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69829.html
14. Эйхлер, Л.В., Фалалеева, О.В. Разработка модели управления постоянными затратами грузового автотранспортного предприятия: монография. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. - 167 с.
15. Экономика и управление. Инновации, учет, человеческий капитал: монография / Ю.В. Гнездова [и др.] [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные. - М.: Научный консультант, 2016. - 134 с. - 978-5-9907976-2-8. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 75359.html