УДК: 796.325
ПОВЫШЕНИЕ
эффективности атакуюших действий квалифицированных волейболисток на основе использования методик психорегуляции
С.В. Бородачев
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова Кандидат педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров Аспирантка К.С. Соломенина
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
ENHANCEMENT OF ATTACKING ACTIONS OF QUALIFIED FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS BASED ON THE USE OFPSYCHOREGULATORY TECHNIQUES S.V. Borodachev
St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg N.V. Lutkova, associate professor, Ph.D.
Yu.M. Makarov, professor, Ph.D. K.S. Solomenina, postgraduate student
National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg Key words: spike in volleyball, attention indicators, emotional stability indicators, efficiency. The specificity of volleyball as a very emotional sport has a certain effect on the development of some aspects of the human psyche: its perception, attention, memory, thinking, ideas, views, emotions, moral and volitional qualities. The purpose of the present study was to improve the training process conducted by female volleyball players aged 16-17 years, intended to enhance attacking actions based on the inclusion of psychoregulation techniques. The findings suggest the following conclusions:
• Effectiveness of the implementation of attacking actions of skilled female volleyball players in the group A before the educational experiment does not meet the program requirements and has statistically significant differences with the group B.
• Statistically significant differences between the groups in terms of distribution and switching of attention and emotional tension were revealed prior to the educational experiment
• The indices of attention distribution and switching and emotional stability in volleyball players aged 16-17 years are to be increased using psychoregulating techniques.
Ключевые слова: нападающий удар в волейболе, показатели внимания, показатели эмоциональной устойчивости, эффективность.
Актуальность. Специфика волейбола, как высокоэмоционального вида спорта, накладывает определенный отпечаток на развитие тех или иных сторон психики человека: его восприятий, внимания, памяти, мышления, представлений, воображений, эмоций, морально-волевых качеств [5, 6, 8, 9].
Следует отметить, что содержание методик психорегуляции (аутогенной и идеомоторной тренировки) подробно раскрыты в литературе, в этой области накоплен значительный экспериментальный материал. Однако вопрос повышения уровня внимания и улучшения эмоциональной устойчивости у квалифицированных волейболисток 16-17 лет для выполнения атакующих действий в ходе соревновательной деятельности представляется наименее раскрытым. Следовательно, изучение методик, позволяющих повысить эти показатели у волейболисток 16-17 лет, - одна из актуальных задач [1-3, 7].
Целью исследования было совершенствование учебно-тренировочного процесса, проводимого с волейболистками 16-17 лет, направленного на повышение эффективности атакующих действий на основе включения в него методик психорегуляции.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить эффектность атакующих действий волейболисток 16-17 лет в ходе соревновательной деятельности.
2. Определить показатели физической, технической, тактической и психологической подготовленности.
3. Подобрать методики психорегуляции, направленные на повышение показателей внимания и эмо-
циональнои устойчивости для выполнения атакующих действий и проверить их эффективность.
Методы и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали волейболистки 16-17 лет группы спортивного совершенствования, занимающиеся в СДЮСШОР «Экран». На 1-м этапе исследования проводились педагогическое наблюдение в ходе соревновательной деятельности, опрос тренеров в виде анкетирования, спортивно-педагогическое тестирование по определению показателей физической, технической, тактической подготовленности и психологическое тестирование. Также были подобраны методики психорегуляции. На 2-м этапе исследования проводились: педагогический эксперимент, повторное психологическое тестирование, педагогическое наблюдение в ходе соревновательной деятельности с целью определения эффективности выполнения нападающего удара и подачи.
Результаты исследования и их обсуждение. Для решения первой задачи исследования - определения эффективности выполнения атакующих действий (подача, нападающий удар) волейболистками в ходе соревновательной деятельности - была проведена запись 10 игр в группе А и в группе Б до проведения педагогического эксперимента.
Анализ результатов в каждой группе волейболисток и сравнение показателей между группами позволили сделать заключение, что показатели эффективности выполнения нападающего удара и потери подачи в игре в ходе соревновательной деятельности у волейболисток групп А и Б имеют статистически достоверные различия. Показатели эффективности выполнения нападающего удара в группах - 40,2±1,61 и 43,3±2,5 % соответственно. Показатель потери подач в игре -13,4±1,0 и 13,9±0,8% соответственно.
Для решения второй задачи исследования - определения показателей физической, технической, тактической и психологической подготовленности волейболисток - было проведено спортивно-педагогическое и психологическое тестирование. Использовались следующие контрольные упражнения (тесты): 1. Бег 92 м с изменением направления, «ёлочка». 2. Прыжок вверх с места толчком двумя ногами. 3. Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками стоя. 4. Подача на точность верхняя прямая по зонам. 5. Подача на точность в прыжке. 6. Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (с низкой передачи). 7. Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (с передачи за голову). 8. Нападающий удар или «скидка» в зависимости от того, поставлен блок или нет. 9. Командные действия: прием, подача, вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (по заданию) и нападающий удар (вторая передача выполняется выходящим игроком.
Для определения показателей психологической подготовленности использовались следующие тесты: 1. Тест на распределение и переключение внимания. Показатели по распределению и переключению внимания использовались на основе психологической методики «Отыскание чисел с переключением». 2. Тест на определение эмоциональной напряженности. Оценивание состояния эмоциональной напряженности
проводилось на основе психологической методики, предложенной В. Л. Марищуком [5].
Анализ результатов спортивно-педагогического тестирования физических показателей позволяет сделать заключение, что показатели в трех контрольных упражнениях (бег 92 м «ёлочка», прыжок вверх с места толчком двумя ногами, см, метание набивного мяча из-за головы двумя руками стоя, м) не соответствуют модельным показателям и не имеют статистически достоверных различий в группах. (Показатели в группах 25,7±0,45 и 25,8±0,49; 59,5±2,53 и 59,1±2,03 и 15,1±0,57 соответственно). Результаты технической подготовленности двух групп ни в одном из четырех тестов и тактической подготовленности в двух тестах не имеют статистически достоверных различий и соответствуют программным требованиям.
Анализ результатов психологического тестирования позволяет сделать заключение, что в группе А показатели распределения и переключения внимания равны 21 ± 7,11; эмоциональной напряженности - 47,8 ± 12,73. Эти показатели не соответствуют критериям оценки используемых тестов. В группе Б показатели соответствуют критериям оценки и имеют статистически достоверные различия с показателями группы А (показатели распределения и переключения внимания - 38,33 ± 19,57 и эмоциональной напряженности -75,33 ± 29,8).
Для решения третьей задачи исследования был проведен опрос тренеров. При ответе на вопрос: «Какие методики психорегуляции Вы знаете?» 75 % тренеров затруднились с ответом. На вопросы: «Умеете и применяете ли Вы их в учебно-тренировочном процессе?» и «Какие методики психорегуляции Вы бы рекомендовали для устранения у спортсменов эмоциональной напряженности и улучшения показателей внимания перед соревнованиями и в ходе поединка?» 86 % тренеров отрицательно ответили на первый и второй вопросы.
Далее нами были подобраны методики психорегуляции, включающие два направления: аутогенную тренировку и идеомоторную тренировку.
Обучение подобранным методикам психорегуляции (аутотренинг и идеомоторная тренировка) осуществлялось в часы, отведенные на теоретическую подготовку, а их применение осуществлялось до начала или в подготовительной части учебно-тренировочных занятий по волейболу и перед соревновательными играми.
С помощью идеомоторной тренировки выполнялись 4 комбинации, состоящие из 4-7 упражнений, с целью повышения технико-тактического мастерства на основе мышечной регуляции и улучшения показателей распределения и переключения внимания с помощью комбинированных упражнений. На обучение выделялось 4 недели, занятия проводились по 7 раз в неделю.
Пример. Комбинация 2: Прием подачи в зоне 4 -передача мяча связующему игроку в зону 2 - перемещение для нападения - выполнение нападающего удара - подбор мяча после отскока от блока соперника (страховка) - возвращение в зону нападения - «скидка» в зону 6.
42
№ 7 • 2014 Июль | _1и!у
С помощью аутогенной тренировки выполнялись комплексы, включающие в себя 7 и 5 формул. Всего было разучено 4 комплекса: основные - успокаивающие, из 7 формул (полный) и из 5 (сокращенный); из 5 формул (после мысленного проговари-вания 5 основных формул) для завершения занятия и из 7 формул для перехода ко сну, также после мысленного проговаривания 5 основных.
На изучение и применение основного комплекса формул и комплекса для завершения занятия отводилось 3 недели, далее был изучен комплекс формул, необходимый перед сном. Через 1,5 месяца вместо 12 формул использовался комплекс из 7 (без предварительных формул).
Для быстрого достижения желаемого результата каждая формула должна мысленно проговариваться 4-6 раз, на что требуется около 2-3 мин. С предварительным объяснением теоретических основ самовнушения на первое занятие по аутотренингу уходит от 30 до 45 мин.
Далее с целью проверки эффективности подобранных методик психорегуляции, направленных на повышение показателей распределения и переключения внимания и эмоциональной напряженности, нами были проведены повторное психологическое тестирование и педагогическое наблюдение.
Анализ результатов психологического тестирования после педагогического эксперимента позволяет сделать заключение, что в экспериментальной группе показатели распределения и переключения внимания и эмоциональной напряженности соответствуют критериям оценки (показатели в группе 39,27 ± 19,6 и 75,73±30,32 соответственно). Эти показатели не имеют статистически достоверных различий с показателями в контрольной группе (38,4 ± 19,4 и 75,47 ± 30,05 соответственно).
Анализ результатов педагогического наблюдения позволяет сделать заключение, что в экспериментальной группе показатели эффективности выполнения нападающего удара составляют 43,2 ± 3,27 %; потери подач в игре - 11,67±2,18 %. Эти показатели соответствуют модельным характеристикам и не имеют статистически достоверных различий с показателями в контрольной группе (42,93 ± 3,17 % и 13,87 ± 0,96 % соответственно).
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Эффективность выполнения атакующих действий квалифицированными волейболистками в группе А до проведения педагогического эксперимента не соответствует программным требованиям и имеет статистически достоверные различия с группой Б. Показатели эффективность выполнения нападающего удара в группах - 40,2±1,6 и 43,3 ±1,5 % соответственно. Показатели потери подач в игре - 13,4±1,0 и 13,9±0,8 % соответственно.
До проведения педагогического эксперимента выявлены статистически достоверные различия между группами по показателям распределения и переключения внимания и эмоциональной напряженности (показатели в группах - 21 ± 7,11 и 38,33 ± 19,57; 47,8 ± 12,73 и 75,33 ± 29,8 соответственно).
Различий в показателях физической, технической и тактической подготовленности между группами не выявлено.
Повышение показателей распределения и переключения внимания и эмоциональной устойчивости у волейболисток 16-17 лет целесообразно осуществлять на основе использования психорегулирующих методик, включающих два направления: 1) аутогенную тренировку, 2) идеомоторную тренировку.
Эффективность использования предлагаемых методик доказана результатами педагогического эксперимента. В экспериментальной группе показатели эффективности выполнения атакующих действий по окончании педагогического эксперимента соответствуют модельным показателям и не имеют статистически достоверных различий с контрольной группой (Показатели эффективности выполнения нападающего удара в группах составляют 43,2 ± 3,27 и 42,93 ± 3,17 %; потери подач в игре - 11,67 ± 2,18 % и 13,87 ±
0.96.% соответственно.)
Литература
1. Волков И.П. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: метод. рекомендации / И.П. Волков. - Л.: ГДОИФК, 1988. - 23 с.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2006. - 296 с.
3. Ким М.Я. Индивидуализация игровой подготовки с учетом особенностей решения оперативных задач (на примере групп спортивного совершенствования): автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Я. Ким. - М.: РГАФК, 1994. - 24 с.
4. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
5. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Л.П. Матвеев - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.
6. Медведев В.В. Психология спорта. Психологическая характеристика спортивных игр (волейбол, футбол): лекция для студентов-заочников / В.В. Медведев - М., 1983. - 24 с.
7. Николаев А.Н. Методики изучения личности и деятельности тренера и спортсменов. учеб.-метод. пособие / А.Н. Николаев. - СПб.: СПбГАФК, 2003. - 70 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
9. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.
References
1. Volkov, I.P. Regulation of mental states during training forcompetltlons: method. recommendations / I.P. Volkov. -Leningrad: STOIPC, 1988. - 23 P. (In Russian)
2. Gorbunov, G.D. Sports psychopedagogics / G.D. Gorbunov. -Moscow: Sovetsky sport, 2006. - 296 P. (In Russian)
3. Kim, M.Ya. Individualization of game training in view of the features of solution of operational tasks (case study of groups of sports perfection): abstract of Ph.D. thesis / M.Ya. Kim. - Moscow: RSAPC, 1994. - 24 P. (In Russian)
4. Marishchuk, V.L. Psychodiagnostic techniques in sport: study guide / V.L. Marishchuk, Yu.M. Bludov, V.A. Plakhtienko, L.K. Serova. - Moscow: Prosveschenie, 1990. - 256 P. (In Russian)
5. Matveev, L.P. The basics of general theory of sport and the system of training athletes in Olympic sport / L.P. Matveev. - Kiev: Olimpiyskaya literatura, 1999. - 320 P. (In Russian)
6. Medvedev, V.V. Sports Psychology. Psychological characteristics of sports games (volleyball, football): lecture for correspondence students / V.V. Medvedev. - Moscow, 1983. - 24 P. (In Russian)
7. Nikolaev, A.N. Methods of personality studies and work of trainers and athletes. guidance / A.N. Nikolaev. - St. Petersburg: SPbSAPC, 2003. - 70 P. (In Russian)
8. Rubinstein, S.L. The fundamentals of general psychology / S.L. Rubinstein. - St. Petersburg: Piter, 2002. - 720 P. (In Russian)
9. The modern system of sports training / Ed. by F.P. Suslov, V.L. Sych, B.N. Shustin. - Moscow: SAAM, 1995. - 445 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 22.04.2014 г.