Moscow.
4. Bykov, S.I., Malyarenko, T.N., Terentiev, V.P. and [et al.] (2009), "Hydrotherapy: the role of immersion in water and exercises in it", Journal of Physical Education in Prevention, Treatment and Rehabilitation, No.1, pp. 30-42.
5. Ed. Guzeva, V.I. (2014), Pediatric neurology: Clinical recommendations: tutorial textbook, Vol.1, Ltd. "Medical books", Moscow.
6. Ed. Guzeva, V.I. (2009), A guide to pediatric neurology, Publishing house "Medical Informational Agency", Moscow.
7. Kozhevnikova, V.T. (2013),Modern technology of physical rehabilitation of patients with consequences ofperinatal lesions of the nervous system and cerebral palsy: monograph, Magenta, Moscow.
8. Nemkova, SA. (2012), Cerebral Palsy: Diagnosis and Correction of Cognitive Disorders: tutorial textbook, The Union of Pediatricians of Russia, Moscow.
9. Safina, A.G., Kovalenko, N.A. and Gordienko, E.V. (2009) "Hydrocolonotherapy in the complex rehabilitation of children with cerebral palsy", Journal of the Pedagogical-psychological and Medical-biological Problems of Physical Training and Sports, No. 3(12), pp.74-80.
10. Shmakova, I.P., Nikitushkina, V.N. and Skripak, Е^. (2011), "The effectiveness of hydroki-netic treatment of children with disabilities by a specially developed technique", Journal of the Herald of physiotherapy and health resort therapy, No.4, pp. 62-66.
11. Moster, D., Wilcox, Allen J., Vollset, Stein Emil and [et al.] (2010), "Cerebral Palsy amond Term and Postterm Births", JAMA, Vol. 304(9), pp. 976-982.
12. Pacula A.T., Van Naarden Braun, K. and Yeargin-Allsopp M. (2009), "Cerebral palsy: classification and epidemiology", J. Cerebral palsy, Vol. 20, No.3, P.437.
13. Fehlings, D., Switzer, L., Agarwal, P. and [et al.], (2012), "Informing evidence-based clinical practice guidelines for children with cerebral palsy at risk of osteoporosis: a systematic review", Dev. Med. Child. Neurol, Vol. 54, p. 106.
14. Himmelman, K. and Uvebrant, P. (2011), "Funktion and neuroimaging in cerebral palsy: population-based study", Dev Med Child Neurol, Vol. 53 (6), pp. 516-521.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
УДК 796.011.3
ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
И СПОРТУ
Жанна Георгиевна Кортава, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Александрович Федякин, доктор педагогических наук, профессор,
Юлия Алексеевна Васильковская, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Заплатина, старший преподаватель, Сочинский государственный университет (СГУ), Сочи
Аннотация
В работе рассматриваются параметры и организационные приемы, позволяющие увеличить двигательную активность студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Выявлены особенности воздействия степ-нагрузки и медленного бега на организм студентов по реакции сердечно-сосудистой системы (динамике ЧСС). Показано, что студенты с различным уровнем физической подготовленности выполняют степ-нагрузку и медленный бег, не учитывая свой уровень подготовленности. Использование показателей оперативного контроля, позволяет оптимизировать индивидуальную величину тренировочной нагрузки студентов в зависимости от уровня физической подготовленности и увеличивает двигательную активность студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, частота сердечных сокращений, степ-нагрузка, скорость бега, объем нагрузки.
STUDENT'S PHYSICAL ACTIVITY INCREASE DURING ELECTIVE DISCIPLINE TRAINING IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Zhanna Georgievna Kortava, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksandr Aleksandrovich Fedyakin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuliya Alekseevna Vasilkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Yurievna Zaplatina, the senior teacher, Sochi State University, Sochi
Annotation
The parameters and organizational tools have been considered in this work, which allows increasing the physical activity of the students during the elective discipline training in physical culture and sport. The special influence of step-activities and jogging on the student's organism and their heart system reaction (the heart rate in dynamic) has been found. It is shown that students with different kinds of physical characteristics do step-activity and jogging without considering their physical training. The monitoring results allow optimizing the individual level of student's physical activity, which depends on the physical characteristics and increasing student's physical activity during the elective discipline training in physical culture and sport.
Keywords: student's physical education, heart rate in dynamic, step-activity, run speed, workload.
ВВЕДЕНИЕ
В литературе приводятся недельные объемы двигательной активности человека, которые измеряются в часах [6, с. 437] или количестве шагов, пройденных в сутки. В практической работе со студентами достаточно сложно контролировать недельный объем двигательной активности, тем самым сделать этот процесс управляемым. Следует отметить, что между уровнем знаний в области физической культуры и объёмом двигательной активности студентов взаимосвязи не обнаружено [4, с. 148]. В рамках регламентированных занятий в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту, преподаватель может управлять двигательной активностью студентов и тем самым способствовать улучшению физической подготовленности. Снижение уровня физической подготовленности студентов, отмечаемое в последние время многими исследователями [1, 2, 4, 7 и др.], обусловлено:
- с одной стороны, значительным уменьшением объема двигательной активности в повседневной жизни. В значительной мере это связано с изменением условий жизни студентов (больше времени проводят за компьютером, передвигаются на транспорте и т.д.). Повлиять, а тем более увеличить объем двигательной активности в повседневной жизни достаточно сложно, можно только убеждать и рекомендовать больше двигаться;
- с другой стороны, направленностью и величиной тренировочной нагрузки на занятиях по физической культуре в вузе.
Предполагается, что в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту, возможно увеличение объема двигательной активности студентов за счет рационального использования степ-нагрузки в сочетании с медленным бегом, проведение общеразвивающих упражнений в движении в подготовительной части учебного занятия.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические тестирования и наблюдения, педагогический эксперимент. Частота сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения двигательных заданий, регистрировалась с помощью спорт-тестеров Polar RS 400. Во время бега регистрировалось время пробегания 100 метровых отрезков, что позволяет контролировать скорость бега. В исследовании приняли участие студенты I-III курсов Сочинского государственного университета (n=112).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе первого этапа исследования осуществлялся анализ, динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении степ-нагрузки и медленного бега, которые выполнялись с интенсивностью, выбранной самим студентом на основе собственных ощущений. Выполняя степ-нагрузку, в качестве подготовительной (врабатывающеюся) студенты в конце шестой минуты имеют существенные отличия в показателях ЧСС (от 113 уд/мин. до 171 уд/мин), что может свидетельствовать:
- о качестве выполнения этого двигательного задания, сознательности и активности при его выполнении, с одной стороны;
- о неумении адекватно оценить свой уровень физической подготовленности и выполнять это двигательное задание в соответствии с ним, с другой стороны.
Отмечено, что при одинаковой скорости бега (2 м/с) ЧСС у студентов, принимавших участие в эксперименте, имеет существенные отличия (от 126 уд/мин. до 182 уд/мин). Выявленные особенности воздействия степ-нагрузки и медленного бега на организм студентов по реакции сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о том, что нагрузка не является оптимальной, снижает двигательную активность студентов и согласуются с результатами раннее выполненных работ [2, 5]. Следует отметить, что полученные результаты несколько отличаются от данных ЧСС, представленных в работе В.С. Мартыненко [3]. Это возможно связано с тем, что в работе автора студенты выполняли беговую нагрузку, пробегая отрезки от 200 до 1600 метров. Таким образом, имеется проблемная ситуация, которую нужно решать, при этом необходимо увеличить двигательную активность студентов. С целью увеличения двигательной активности студентов в рамках каждого учебного занятия, было предложено:
- установить индивидуально-оптимальную интенсивность выполнения степ-нагрузки (частоту движений) и скорости бега в соответствии с уровнем физической подготовленности, научив студентов приемам самоконтроля за ЧСС;
- постепенно увеличить степ-нагрузку с четырех до шести минут, выполняемую с оптимальной интенсивностью для каждого студента;
- постепенно увеличить время медленного бега с 6 минут до 12 минут, с индивидуально оптимальной скоростью. Возможно, выполнение беговой нагрузки повторным пробеганием трех-четырехминутных отрезков, чередуя их с ходьбой, что позволит студентам с низким уровнем физической подготовленности выполнить запланированную нагрузку;
- общеразвивающие упражнения и упражнения для развития гибкости выполнять в движении. Это позволяет увеличить двигательную активность студентов на занятии, т.к., помимо выполнения общеразвивающих упражнений, увеличивается количество шагов, пройдённых на занятии.
Предложенные подходы позволяют значительно увеличить время выполнения аэробной нагрузки (в циклических движениях до 18 мин.) и были проверены в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Получены положительные результаты, которые заключаются в значительном увеличении результатов теста Купера в конце семестра (2350±75,9 м) по сравнению с началом семестра (2050±102,4 м).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, выполняя степ-нагрузку и бег индивидуально-оптимальной интенсивность, которая соответствует уровню физической подготовленности и используя показатели оперативного контроля (ЧСС), студенты, с одной стороны, увеличивают двигательную активность в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре, с другой стороны, оптимизируют тренировочное воздействие каждого практического занятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильковская, Ю.А. Физическое воспитание студентов вузов с использованием терренкура и туризма : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Васильковская Юлия Алексеевна. -Краснодар, 2009. - 139 с.
2. Кувалдина, Е.В. Особенности воздействия регламентированных занятий физической культурой на организм студентов / Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 104-106.
3. Мартыненко, В.С. Методика развития общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мартыненко Владислав Сергеевич. - Волгоград, 2009. - 25 с.
4. Немцев, О.Б., Козлов Р.С. Формирование физической культуры личности студентов на занятиях в секции общей физической подготовки / О.Б. Немцев, Р.С. Козлов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 3. - С. 145-160.
5. Федякин, А.А. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196.
6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -2-е изд. - Москва : Академия, 2002. - 479 с
7. Fedyakin, AA. Analysis of dissertation research on physical education of students / AA. Fedyakin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - № 1 (7). -С. 17-23.
REFERENCES
1. Vasilkovskaya, YuA. (2009), Physical education student's universities use of terrenkur and tourism, dissertation, Krasnodar.
2. Kuvaldina, E.V. (2015), "Features of impact of the regulated occupations by physical culture on the organism of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 104-106.
3. Martynenko, V.S. (2009), The methods of developing the student's endurance with the help of jogging, dissertation, Volgograd.
4. Nemtsev, O.B. and Kozlov, R.S. (2009), "Formation of physical training of the person of students on exercises in a section of common physical preparation", Physical Education of Students of Creative Profession, No. 3, pp. 145-160.
5. Fedyakin, A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Construction of official physical education lessons using students fitness level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 194-196.
6. Kholodov, J.K. and Kuznetsov, V.S. (2002), Theory and methods of physical education and sport, publishing house "Academy", Moscow.
7. Fedyakin, AA. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Analysis of dissertation research on physical education of students", European Journal ofPhysical Education and Sport, No. 1 (7), pp. 17-23.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.01.2018
УДК 796.015.47
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО ИНСТИТУТА
ФСИН РОССИИ)
Евгений Вячеславович Кошкин, Ульяна Андреевна Улитина,
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, г. Пермь
Аннотация
В данной работе разработана информационная база данных подготовленности курсантов различных соматотипов. Разработанная информационная база данных включает в себя информацию о