pp. 158-161.
2. Vaseltsova, I.A. (2014), Sports in professional and applied physical training of students of transport higher education institution: education guidance, Publishing house Samara State University of Railway Transport, Samara.
3. Zinoviev, N.A. and Svyatchenko, P. B. (2016), "Pedagogical conditions of forming of a healthy lifestyle of students of technical college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 98-102.
4. Mikhaylova, O.N. and Stepin, T.Yu. (2013), "Health of future specialists of a rail transport in system of professional education", "Science and culture of Russia", Materials X of the International scien-tfic and practical conference devoted to Day of Slavic writing and culture of memory of Saints Kirill and Mefodiy equal to the apostles, Volume 1, Publishing house Samara State University of Railway Transport, Samara, pp.188-189.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2016
УДК 796.015
ОПТИМИЗАЦИЯ ВЕЛИЧИНЫ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
Юлия Алексеевна Васильковская, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Валентиновна Малыгина, кандидат педагогических наук, доцент,
Наталья Михайловна Нефедова, кандидат педагогических наук, доцент, Лидия Константиновна Федякина, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет (СГУ), Сочи
Аннотация
В работе рассматриваются факторы, позволяющие оптимизировать величину тренировочного воздействия на организм каждого студента. Показано воздействие стандартизированной нагрузки на организм студентов с различным уровнем физической подготовленности. Представлены показатели ответной реакции сердечно-сосудистой системы студентов на использование дополнительного отягощения при выполнении стандартизированного двигательного задания. Показано, что использование дополнительного отягощения позволяет оптимизировать индивидуальную величину тренировочной нагрузки студентов в зависимости от уровня их физической подготовленности.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, дополнительное отягощение, степ-нагрузка, частота сердечных сокращений.
OPTIMIZATION OF VALUE OF TRAINING LOAD AT UNIVERSITY DURING THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE Yulia Alekseevna Vasilkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Valentinovna Malygina, the candidate of pedagogical sciences senior lecturer,
Natalia Mikhailovna Nefedova, the candidate of pedagogical sciences senior lecturer, Lidiya Konstantinovna Fedyakina, the candidate of pedagogical sciences senior lecturer,
Sochi State University, Sochi
Annotation
The article considers the factors allowing optimizing the value of the individual training load of the student. It explains the load influence on the students with different level of physical fitness. It presents the results of the reaction of cardio vascular system of the students doing the basic load with additional training weight. The article explains the additional training weight application allowing optimizing the value of the individual training load of the students with different level of physical fitness.
Keywords: physical education of students, additional training weight, step- load, rate of systole contraction.
Многолетний практический опыт авторов и результаты других исследователей [1, 2, 3, 7] свидетельствуют о том, что студенты одной учебной группы существенно отличаются по уровню развития отдельных двигательных качеств. При этом следует отметить, что они занимаются физической культурой по учебному расписанию и выполняют, как правило, одинаковые двигательные задания. Установлено [2, 3, 4], что тренировочное воздействие на организм студентов с разным уровнем физической подготовленности от занятия физической культурой существенно отличается. Выраженный тренировочный эффект достигается в том случае, когда, величина нагрузки соответствует уровню подготовленности студента [1, 2, 3, 4]. Поэтому представляется актуальным поиск методических приемов, позволяющих оптимизировать тренировочную нагрузку на организм студентов с разным уровнем физической и функциональной подготовленности в рамках учебного занятия.
С целью научного обоснования возможности использования дополнительного отягощения студентами с высоким уровнем физической и функциональной подготовленности, предпринята попытка максимально стандартизировать условия выполнения двигательных заданий. Предполагается, что стандартные условия проведения степ-нагрузки (длительность выполнения двигательного задания, частота шагов и высота ступеньки) позволят выявить влияние, которое оказывает дополнительное отягощение на организм студентов, имеющих различный уровень подготовленности. Частота восхождения составляла 92 движения в минуту, высота ступеньки - 0,30 м. Частота движений была подобрана экспериментально, с учетом уровня подготовленности «слабых» студентов и того, что предстоит выполнение степ-теста с дополнительным отягощением студентами более высокого уровня подготовленности. Время выполнения двигательного задания было равно шести минутам. Первое тестирование проводилось для определения уровня физической и функциональной подготовленности студентов и разделения их на подгруппы. Второе тестирование, с дополнительным отягощением, выполняли только те студенты, которые имеют хороший уровень физической и функциональной подготовленности (студенты, результаты которых выше среднего в группе). Во время выполнения теста регистрировалась частота сердечных сокращений (ЧСС) с помощью спорт-тестеров Polar RS 400, что позволяет с высокой точностью оценить влияние стандартной тренировочной нагрузки на организм студента, и, прежде всего, ответную реакцию со стороны сердечнососудистой системы (ССС).
Ответная реакция организма студентов на стандартную по величине тренировочную нагрузку позволяет разделить студентов на две группы:
- группа А (n=16), студенты с хорошим уровнем физической и функциональной подготовленности, ЧСС после нагрузки 106±3,00 уд/мин. ЧСС на пятой минуте восстановления 80±4,72 уд/мин. Стандартная нагрузка не оказывает выраженного тренировочного воздействие на организм этих студентов и по мощности работы оценивается, как «легкая» [5];
- группа Б (n=23), студенты с низким уровнем физической и функциональной подготовленности, ЧСС после нагрузки 139±7,81 уд/мин. ЧСС на пятой минуте восстановления 92±6,85 уд/мин. Воздействие стандартной нагрузки на организм этих студентов по мощности работы оценивается, как большая. Установленное воздействие на организм этих студентов может рассматриваться, как тренирующее, способствующее развитию и укреплению ССС.
Студенты, которые имеют высокий уровень физической и функциональной подготовленности (группа А), повторно, через неделю в одних и тех же условиях выполнили такую же стандартную по величине тренировочную нагрузку с дополнительным отягощением. Отягощение составляло 10% от собственного веса студента. Ответная реакция организма студентов (группа А) характеризуется тем, что ЧСС после нагрузки составила 136±2,61 уд/мин. ЧСС на пятой минуте восстановления - 86±4,03 уд/мин. Использование
дополнительного отягощения студентами с высоким уровнем физической подготовленности в ходе выполнения степа позволяет достигнуть максимальной мощности тренировочной нагрузки. Выполнение двигательных заданий в этой зоне мощности способствует развитию аэробных возможностей организма и выносливости студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, отмечаем, что использование дополнительного отягощения более подготовленными студентами позволяет оказывать выраженное тренировочное воздействие на организм. Ответная реакция организма на стандартную нагрузку характеризует работоспособность сердца, деятельность его регуляторных механизмов и может быть использована для оценки воздействия того или иного методического приема. Применение дополнительного отягощения является условием, которое позволяет создать пороговую величину тренировочной нагрузки для подготовленных студентов, что повышает интерес к занятиям физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильковская, Ю.А. Физическое воспитание студентов вузов с использованием терренкура и туризма : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Васильковская Юлия Алексеевна. -Краснодар, 2009. - 139 с.
2. Кувалдина, Е.В. Особенности воздействия регламентированных занятий физической культурой на организм студентов / Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 104-106.
3. Федякин, А.А. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196.
4. Тренировочное воздействие от прохождения маршрута терренкура на организм человека / А.А. Федякин, Ж.Г. Кортава, Ю.А. Васильковская, Л.К. Федякина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 3 (20) - С. 140-146
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -2-е изд. - Москва : Академия, 2002. - 479 с
6. Fedyakin, А.А. Analysis of dissertation research on physical education of students / А.А. Fedyakin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - № 1(7). -С. 17-23.
REFERENCES
1. Vasilkovskaya, YuA. (2009), Physical education students universities use of terrenkur and tourism, dissertation, Krasnodar.
2. Kuvaldina, E.V. (2015), "Features of impact of the regulated occupations by physical culture on the organism of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 104106.
3. Fedyakin A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Construction of official physical education lessons using students fitness level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 194-196.
4. Fedyakin, A.A., Kortava, J.G., Vasilkovskaya Yu.A. and Fedyakina, L.K. (2011), "Training effect of terrenkur route on the human body", Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sport, No. 3 (20), рр. 140-146
5. Kholodov, J.K. and Kuznetsov, V.S. (2002), Theory and methods of physical education and sport, publishing house "Academy", Moscow.
6. Fedyakin, AA. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Analysis of dissertation research on physical education of students", European Journal of Physical Education and Sport, No. 1(7), pp. 17-23.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2016