Научная статья на тему 'Повседневность военного училища как среда формирования военно-патриотической идентичности'

Повседневность военного училища как среда формирования военно-патриотической идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
521
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА / ТЕЛЕСНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / MILITARY-PATRIOTIC IDENTITY / DAILY ROUTINE / TRANSITION RITUALS / BODY / SPATIAL-TEMPORAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романова Екатерина Николаевна

В статье анализируется курсантская повседневность, включающая в себя ритуалы перехода и контркультурные феномены, конструирование телесности и пространственно-временную организацию жизнедеятельности. Все эти элементы образуют среду формирования военно-патриотической идентичности, в которой курсанты постепенно накапливают новый опыт и приходят к осознанию себя как офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Романова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military Schools Daily Routine as the Environment of the Military-Patriotic Identity Formation

The article provides the analysis of cadets daily routine which includes transition rituals and counter-cultural phenomena, body practices, spatial-temporal organization of vital activity. All these components form an environment for the military-patriotic identity formation when cadets gradually accumulate new experience and realize themselves as officers.

Текст научной работы на тему «Повседневность военного училища как среда формирования военно-патриотической идентичности»

оружейных Сил, привлечение в эту сферу большого количества соответствующих специалистов, а также координация и интенсификация их деятельности.

Библиографический список

1. Соловьев, А. И. Политология: политическая теория, политические технологии [Текст] / А. И. Соловьев. - М., 2000.

2. Вебер, М. Избр. произв. [Текст] / М. Вебер ; пер. с нем. - М., 1990.

3. Грачев, Г Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г. Грачев, И. Мельник. - М., 2002.

4. Гегель, Г. Соч. [Текст] / Г. Гегель. - М. ; Л., 1934. - Т. 7.

УДК 355.11

ББК 61.07-22

Е.Н. Романова

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

пецифика военной профессии, выходящая за рамки обычной профессиональной деятельности, связана с особым образом жизни и духом. Надежным оплотом государства может быть только та армия, которая состоит из людей, осознающих государственные цели, собственную высокую ответственность и имеющих честь и достоинство, допускающие самопожертвование.

Составной частью военной службы является основанная на взаимном доверии и профессиональных традициях корпоративная этика, культивирующая чувство принадлежности к армии. Процесс формирования военно-патриотической идентичности у будущих офицеров - одна из самых актуальных для армии, но малоизученных проблем. Военно-патриотическую идентичность следует понимать как осознание индивидом своей принадлежности к военной социокультурной среде, принятие норм и моделей поведения, ценностей и образа жизни. Акцент в данном случае ставится не на профессиональный аспект идентичности, а на формирование личности военнослужащего, развитие духовных качеств офицера. Высшим из таких качеств является патриотизм, понимаемый как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого становится любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа [1].

Благодаря особым видам деятельности и самому образу жизни в военном училище происходит формирование связанной с реализацией идеи служения Отечеству более зрелой формы патриотизма и военно-патриотической идентич-

ности. Представляется, что исследовательский интерес могут вызвать повседневные практики жизни военных, понимаемые как механизмы и формы инкорпорирования ценностей военной культуры в специфических условиях военного училища.

Объектом настоящего исследования выступают курсанты военного авиационного вуза, которые находятся на пути к офицерскому званию и приобщаются к военной культуре, при этом курсанты, в силу своего статуса, ограничения круга общения и свободы распоряжаться личным временем и пространством, вырабатывают собственную субкультуру, создают свои правила общения, нормы, традиции, ритуалы.

Формирование военно-патриотической идентичности осуществляется в процессе воспитания военнослужащего. Ни в одной другой образовательной системе воспитательная функция не выражена так четко, как в военной. В систему воспитания входят не только отдельные мероприятия: индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования курсантов, лекции, вечера вопросов и ответов, общие собрания курсантов, научно-практические конференции, встречи с ветеранами войны и так далее, - но и все элементы повседневной жизни курсантов. Ношение военной формы, пребывание в казарме, соблюдение распорядка дня, участие в ритуалах являются неотъемлемой частью военного воспитания и процесса формирования военно-патриотической идентичности курсантов. Одновременно существуют такие имеющие сложную социокультурную природу феномены, как самовольное оставление части, специфические курсантские традиции и фольклор, ценности и стереотипы, попытки «усовершенствовать форму», которые рассматриваются командирами как нарушение дисциплины.

В ходе исследования рассматриваются культурные смыслы элементов курсантской повседневности. Не ставя задачу представить развернутую аргументацию и конкретные иллюстративные примеры, считаем необходимым по возможности всесторонне и полно охватить все основные элементы курсантской повседневности. Для реализации задач исследования были выделены следующие сферы курсантской повседневности:

этикетно-ритуальное поведение (культурные смыслы ритуалов перехода, ежедневных ритуалов, правил воинского этикета);

контркультурные феномены (альтернативные ритуалы перехода, курсантский фольклор, юмор, байки как формы сопротивления власти командиров);

конструирование телесности (значение военной формы и способы ее ношения, формирование техник тела, символическое значение систем жизнеобеспечения);

среда обитания (символическая организация пространства казармы и других территорий);

временная организация жизнедеятельности курсантов (распорядок дня, субъективное время).

В основу исследования легли наблюдения за жизнью курсантов военного авиационного училища, их дневниковые записи, интервью с курсантами, выпускниками и специалистами училища, анкетный опрос курсантов. Приоритет

отдается антропологическим методам, позволяющим понять изучаемую среду, внутренний смысл ее явлений и ценностей.

Курсантская повседневность начинается с периода поступления в училище, погружения в новую культуру, когда новичок имеет еще статус абитуриента, но уже появляются первые признаки преобразования личности. Этот этап вплоть до приведения к присяге, как и этап «голубого карантина» и выпуска, следует отнести к обрядам перехода. В первом случае новичок переходит в статус курсанта, во втором - в статус офицера.

Инициация призвана ввести «неофита» в мир военной культуры и ценностей, познакомить с правилами поведения, интегрировать в группу курсантов и сформировать новую идентичность. «Ритуалами перехода отмечаются моменты изменения индивидуальной идентичности, - считает Л.Г. Ионин. - Ритуалы перехода особенно важны и имеют особенно выразительный характер в традиционных, а также в «первобытных» обществах. Здесь момент перехода зачастую означает полную потерю старой идентичности и приобретение новой, совершенно иной идентичности, что предполагает изменение всех социальных характеристик личности, иногда вплоть до смены имени» [2, с. 249].

Существует поразительное сходство между архаическими обрядами, описанными М. Элиаде, и современным курсантским обрядом перехода-посвящения. В книге «Тайные общества. Обряды инициации и посвящения» [3] М. Элиаде выделяет несколько стадий обряда инициации, которые последовательно проходят и современные курсанты военного училища: изоляция и испытания, переодевание, проверка лояльности и силы духа, клятва верности. Переход в статус курсанта начинается с пространственной изоляции новичка от привычного окружения. На время сдачи экзаменов и прохождения медицинской комиссии курсанты живут в казарме, соблюдают распорядок дня и учатся правилам поведения в военной среде. Абитуриенты не выходят за пределы служебной территории, им запрещено видеться с родителями. Смыслом этого подготовительного этапа является ломка прежней субъективной реальности и формирование новой.

Следующий этап начинается с церемонии вручения курсантских погон как символа принадлежности к курсантскому коллективу. С этого дня внешность «неофитов» преображается, или, другими словами, приводится в соответствие с уставом. Короткая стрижка и единая форма практически исключают возможность выделиться внешне. Церемония вручения погон закрепляет достигнутые успехи молодых людей и символизирует готовность курсантского сообщества принять в свои ряды новичков, которые впервые ощущают свою идентичность с ним.

Перед началом аудиторных занятий и приведением к присяге новым курсантам дается возможность еще раз убедиться в твердости своих намерений и пройти испытание курсом молодого бойца (КМБ). «Неофиты» одновременно постигают мастерство действий воина в бою и проверяются на выносливость.

Заключительной стадией обряда посвящения является ритуал приведения курсантов первого года обучения к военной присяге, который соединяет в себе черты священного действия и юридической сделки. Последовательность дейст-

вий и роли детально описаны в воинском уставе. Созданию соответствующей эмоционально-ценностной атмосферы способствуют торжественные речи командиров, ветеранов, представителей религиозных конфессий, патриотическая музыка в исполнении военного оркестра; при проведении ритуала максимально задействованы все символы воинской доблести училища.

Вместе с официальным обрядом инициации, в курсантской среде возникают собственные традиции, которые пока не оформились в законченный ритуал, однако выполняют функцию посвящения первокурсников в сообщество курсантов. В число этих традиций входят наречение первокурсников курсантами выпускного курса и розыгрыши.

Выпуск курсантов из училища также является ритуалом перехода в статус офицера. Ритуал выпуска отличается от посвящения фактическим отсутствием угрозы провала и негативного стрессового состояния, испытание экзаменами проходит в знакомой обстановке, и все курсанты выпускаются в звании лейтенанта. Однако маргинальный статус курсантов располагает к нарушению официальных правил и инфляции шкалы ценностей, когда традиционные механизмы контроля и принуждения перестают работать.

В целом формальные воинские ритуалы перехода обеспечивают интеграцию новых членов в сообщество военных, способствуют процессу идентификации и формирования патриотического сознания. Они разрабатываются государственными органами и обязательны для исполнения, причем степень их успешности зависит от широкого социокультурного контекста, отношений армии и общества, а также от качества исполнения и организации соответствующих ритуалов. Неформальные ритуалы носят более локальный характер и направлены скорее на формирование идентичности в рамках культуры местного сообщества училища. Ритуалы, возникающие в самой курсантской среде, не следуют государственной военной идеологии и сочетают черты культур разных социальных групп.

При вхождении в новую среду важнейшую роль играет внешняя, презентационная сторона. Военная организация, заинтересованная в скорейшей интеграции новых членов, сама обеспечивает новичкам внешние символы идентификации, которые являются знаками быстрого и легкого выхода из их нынешнего неустойчивого положения.

Одни из первых навыков, которые приобретает курсант в военном училище, - навыки обращения с военной формой. Курсанты усваивают правила воинского этикета, учатся ухаживать за формой, подшивать воротнички и наматывать портянки. Форма является важнейшим атрибутом принадлежности к военному сообществу, продолжением тела курсанта и одновременно механизмом контроля, обязывающим следовать определенным образцам поведения, соответствовать идеальному образу человека в форме - собранному, подтянутому, исполнительному. Ношение формы - это символическое высказывание, выражение лояльности военным порядкам и преданности организации.

Военная форма служит не только средством выделения курсантов из общей студенческой массы, она является и средством формирования у молодых людей нравственных ценностей, а также верности долгу, чести, достоинства, гордости

за принадлежность к профессии защитников Отечества, чувства чести мундира, приучает их ставить государственные и общественные интересы выше личных. Официально моды в армии не существует, поскольку военная форма консервативна и правила ее ношения строго регламентированы. Тем не менее форма -не однозначное понятие, и культурный феномен моды весьма распространен в курсантском коллективе. Основные мотивы, приводящие в движение модный процесс в курсантском коллективе, - это подражание офицерскому составу, повышение собственной привлекательности и внешнее выражение сопротивления власти командиров.

Система повседневной деятельности и быт военнослужащих строятся в соответствии с общей глобальной целью защиты Отечества. Сам факт ежедневного соблюдения неких строгих правил формирует культуру дисциплинированности и ответственности. Регулярная армия создана с целью поддержания постоянной готовности вступить в войну и вести боевые действия, поэтому даже в мирное время в среде военнослужащих поддерживается свой микроклимат потенциальной угрозы. Вся деятельность армейских структур, а в особенности военного образовательного учреждения направлена на формирование в молодых военнослужащих качеств, необходимых для выполнения воинского долга, - сознания святости и нерушимости Военной присяги, отваги, выдержки, находчивости, бдительности, чувства войскового товарищества и взаимовыручки.

Курсантская субкультура существует в особом пространственно- временном континууме, который участвует в процессе формирования военно-патриотической идентичности. Организация времени и пространства закрытого военного сообщества выражает специфические военные ценности дисциплины, подчинения, коллективности. «Неофит», вынужденный ежедневно находиться под влиянием военной пространственно-временной организации и воспроизводить ее, интериоризирует военные ценности, делает их «своими».

Формирование военно-патриотической идентичности начинается с разрушения привычного образа жизни, погружения в новое время-пространство, изменения внешности, изоляции от привычного социума. Военная сфера, принимая новых членов, пытается лишить их всех прежних идентичностей, чтобы с чистого листа начать формирование главной для офицера, военной, идентичности. Синхронизация времени и пространства, когда курсанты все время проводят вместе за одними и теми же занятиями и в одних и тех же стенах (пространстве), формирует более прочную идентичность с курсантским коллективом. Принцип пространственной организации училища, распорядок дня, временная организация цикла обучения не меняются годами, поэтому курсанты всех лет обладают групповой идентичностью.

Пространственно-временная организация выступает в роли механизма поддержания дисциплины и формирования личностных качеств. Контроль над личностью в пространственно-временном континууме повседневной деятельности осуществляется через распорядок дня и функционирование в изолированном пространстве, которые подразумевают тотальное подчинение дисциплинарной власти. Отклонения от этого распорядка: самовольная отлучка, то есть

игнорирование пространственно-временных рамок повседневной деятельности, опоздание из отпусков, командировок - считаются грубыми дисциплинарными нарушениями. Организация пространства и времени призвана реализовать несколько целей: обеспечить постоянную боевую готовность и условия для проведения учебы, поддерживать порядок, воинскую дисциплину, воспитать в военнослужащих умение распределять время, сохранять здоровье.

Исследование продемонстрировало, что курсанты осваивают новую для себя военную культуру, непосредственно погружаясь в повседневность военного училища, где получают социально детерминированную программу деятельности, ценности, нормы, правила поведения. Освоение повседневности как составной части общей системы культуры выступает начальным этапом формирования военно-патриотической идентичности, поскольку именно в повседневных практиках воплощается своеобразие и неповторимость военной среды.

Библиографический список

1. Винокурова, С. П. Патриотизм [Текст] / С. П. Винокурова // Социология : Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов и др. - Минск, 2003.

2. Ионин, Л. Г. Социология культуры [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.

3. Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения [Текст] / М. Элиаде ; пер. с фр. Г. А. Гельфанд ; науч. ред. А. Б. Никитин. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.