НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 159.9
ПОВОЛЖСКИЙ КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ СЕМИНАР «СОЗЕРЦАНИЕ - СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ
(ПРАКТИЧЕСКАЯ) ПРОБЛЕМА»
© 2010 Г.В.Акопов, Е.В.Бакшутова, Ф.А.Кечаев
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 21.06.2010
Статья раскрывает психологические аспекты созерцания, как научной проблемы, рассматривает структуру, функции и различные практики и состояния личности, которые обсуждались в докладах на семинаре, а также анализирует различные подходы и сложившуюся межпредметную методологию.
Ключевые слова: созерцание как психологическая категория, структура, функции, подходы.
21 мая 2010 года на базе факультета психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) прошел Поволжский консолидирующий семинар «Созерцание - современная научно-теоретическая и прикладная (практическая) проблема»1, посвященный памяти доцента кафедры общей и прикладной психологии ПГСГА Агапова Дмитрия Александровича (1955 - 2008). Не случайно семинар был назван и состоялся как консолидирующий. В нем приняли участие 68 человек, прозвучали 11 докладов, авторы которых придерживаются самых разных методологических позиций, научных интересов и по-разному относятся к обозначенной проблеме. В семинаре участвовали ученые из разных городов: И.В.Антоненко (Москва, Государственный университет управления), В.В.Знаков (Москва, ИП РАН), И.Н.Карицкий (Москва, МГУ); А.Ф.Корниенко (Казань, Академия социального образования), И.А.Красильников (Саратов, СГУ); Р.И.Деревянко, Н.Б.Шкопоров, (Тольятти, ТГУ); выступали коллеги из вузов Самары: Г.В.Акопов, А.И.Белкин (ПГСГА), О.И.Мухрыгина (Самарская гуманитарная
Акопов Гарник Владимирович - доктор психологических наук, профессор, завкафедрой социальной психологии, декан факультета психологии. E-mail: akolubov@mail. ru
Бакшутова Екатерина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии. E-mail: bakshutka@mail. ru Кечаев Федор Александрович, студент 4 курса факультета психологии. E-mail: bakshutka@mail. ru
1 В настоящем обзоре не отражены доклады заочных
участников семинара. Все материалы будут опубликованы в сборнике «Созерцание - современная научно-теоретическая и прикладная (практическая) проблема».
академия), И.А.Подоровская (Самарская духовная семинария), П.В.Яньшин (Самарский филиал МГПУ) и др.
Вопросы семинара2 последовательно обсуждались в контекстах созерцания как предмета психологических исследований, рассмотрения его структуры и функций, а также описания различных практик, не исключая духовных практик и трансперсональных состояний личности. В аспекте методологического кризиса, «переживаемого» современной психологией оказалось возможным в рамках одной темы консолидировать научное профессиональное сообщество.
Доклады, прозвучавшие на семинаре, условно можно разделить на следующие группы. Первую из них составляют те, авторы которых «встраивают» созерцание в систему известных психологических понятий, соотносят его с ними, что позволяет говорить о созерцании как о
2 Предварительно были заявлены следующие вопросы: Междисциплинарный характер проблемы созерцания (философские, естественнонаучные, научно-гуманитарные, религиозные и иные аспекты: история и современное состояние проблемы). Сознание и созерцание. Созерцание как дополнительная к деятельности категория. Виды, типы созерцания. Процессуальные характеристики созерцания. Состояния созерцания. Созерцательность как свойство личности. Соотношение созерцания и других психических процессов (внимание, память, перцепция, аффект, мышление и др.). Индивидуальный и групповой контексты созерцания. Созерцание и коммуникация. Созерцание и внутренний диалог/рефлексия. Созерцание и свобода. Созерцание в профессиональной деятельности, творчестве и повседневной жизни человека. Созерцание и измененные (особые) состояния сознания. Созерцание и неадаптивное (сверхнормативное, отклоняющееся, нарушенное и т.д.) поведение.
психическом явлении. При этом созерцание рассматривается в континууме «сознательное-бессознательное», либо как один из психических процессов, либо интегрально - как включающее в себя все иные процессы.
В таком плане можно рассматривать созерцание как ценностное отношение (В.В.Знаков), как спонтанно-смысловую регуляцию поведения (И.А.Красильников), как структуру, включающую в себя процессы осознавания и эстетические переживания (А.Ф.Корниенко). В связи с проблематикой сознания созерцание рассматривается Н.Б.Шкопоровым и Р.И.Де-ревянко: «Сознание в своей основе представляет собой созерцание. Репрезентация объекта в субъекте это и есть сознание субъекта, которое созерцает этот объект путем вбирания его в себя в форме образа. Вместе с тем, сознание, безусловно, не есть просто механический слепок объекта в субъекте, но живой целостный процесс психического как субъективного, т.к. созерцание - это функция постижения высшего и одновременно - погруженность в собственное психическое существование.
В сообщении Г.В.Акопова представлены определения и характеристики созерцания в сопоставлении с понятийным аппаратом психологии. Согласно автору, созерцание как философское понятие можно соотнести с релевантным психическим явлением, потенциально выступающим в формах процесса, состояния и свойства субъекта (индивида, личности, индивидуальности). Характеризуемое как отражение, оно может как приобретать, так и терять активность (свободу, интенциональность, направленность, опосредованность и т.д.), будучи равноправным выражением «реальности субъекта» и «реальности объекта» (С.Л.Рубинштейн), оно лишено эмоционального характера. Инверсируя от внешнего к внутреннему и наоборот, созерцание может охватывать своим «вниманием» самые разнообразные предметы, объекты, явления, сущности, процессы, состояния и т.д., создавая и разрушая типологии, классификации, соединения, разъединения, целое и составные части, композиции и деконструкции. Достаточно сложен и характер отношений созерцания с базовыми психическими процессами. Оно конгруэнтно вниманию, не совпадая с ним (ненаправленное сосредоточение, задумчивость). Созерцание может быть обращено из настоящего в прошлое или наоборот, дезориентируя работу памяти. Оно может быть восприятием явного (реального) и ирреального, контаминируя перцепцию с воображением. Чуждое опосредованию, оно (созерцание) не мыслит и, вместе с тем, постигает сущность. Не откликаясь ни на одну из поимено-
ванных в науке эмоций, созерцание, возможно, несёт в себе магию Леонардовской Джоконды, и вместе с ней полное отсутствие мотивации и видимого действия. Источником, средством или «орудием» созерцания выступает не только визуальная система: определённое соотношение звуков (шум ветра, звуки леса, птичий гомон, протяжная песня, симфоническая или иная композиция и др.), внутрителесных и поверхностно-мышечных гармоничных ощущений (лёгкое насыщение, посильное физическое напряжение, первичное утомление и т.д.), спокойное длительное движение, полёт и т.д. и т.п. Созерцание в синхронии можно обозначить как состояние необременённости прошлым и неозабоченности будущим в благообретённом настоящем. Уравнивая реальности субъекта и объекта (С.Л.Рубинштейн), созерцание выступает оппозицией (антиномией) деятельности, подтверждая, либо разрушая единство деятельности и сознания (С.Л.Рубинштейн). Созерцание противостоит также прагматизму (утилитаризму, корысти, ангажированности и т.д.) не только в одной из своих разновидностей - эстетическом созерцании (И.Кант). В своей «неподвижной» противоположности любому вектору движения (действия), созерцание подобно светоносному (озаряющему) состоянию. Вместе с тем оно не тождественно состояниям озарения или инсайта, т.к. то и другое выступают итоговыми фазами целенаправленного поиска, ожидаемого решения заранее поставленной задачи. Созерцание абсолютно свободно, т.к. неподвластно регуляции (Г.В.Акопов).
Другую группу докладов составили те, в которых созерцание рассматривается в контексте религиозных и мистических традиций, чему был посвящен яркий доклад И.А.Подоровской «Созерцание в святоотеческой традиции». Общее впечатление от сообщения было «теплым», по содержанию - интуитивно узнаваемым, настолько что, «сливалось» восприятие докладчика и содержания текста в потоке «уясненного созерцания». В духовном учении и практике созерцание неразрывно связанно с божественным откровением человеку, с деятельностью благодати Духа Святого. Сам человек созерцать не может, не имея объекта созерцания, коим является божественное откровение. В святоотеческой традиции истинное созерцание является способом видения божественного откровения и является результатом встречи человека с Богом; если этой встречи нет, то созерцание невозможно».
В выступлении Т.Ю.Сорокиной были рассмотрены мистические традиции христианства и религий Востока: «Созерцание и в православной традиции и в традиции религий Вос-
Научная жизнь
тока рассматривается как религиозный опыт индивида в познании Бога. Однако на этом сходство заканчивается. В философской традиции Востока под созерцанием понимается самопознание, познание Абсолюта в себе. В христианстве созерцание рассматривается как способ непосредственного познания Бога (А.Аврелий, Ф.Аквинский). В христианстве созерцание - это зрение ума, духовное созерцание ума, видение ума (Преподобный Исаак Сирин). По учению святителя Григория Пала-мы, созерцание «...есть и знание о Боге, знание учений о Нем и умозрение, которое мы называем богословием...». Созерцание Бога- это соединение человека с Богом, которое происходит в результате обожения».
Третья линия докладов связывает созерцание с поведенческой психологией, особыми практиками, не связанными с религиозными концептами, но имеющими отношения к саморегуляции и необычным состояниям сознания. Созерцательность как процесс преодоления внутриличностного конфликта рассматривалась в докладе И.А.Красильникова: являясь необходимой ценностной формой бытия человека и представляя собой спонтанно-смысловой контроль в субъективно неразрешимой жизненной ситуации, созерцательность - важный этап разрешения внутриличностного конфликта. В процессе созерцательности как спонтанно-смысловом рефлексивном процессе появляется принципиальная возможность подлинного постижения себя в трудной жизненной ситуации, что сопровождается снятием смысловой самоблокировки личностью действий, деятельности и чувством внутренней свободы.
Своеобразной традицией в психологической науке стало, как утверждается в докладе О.И.Мухрыгиной, исследование проблем, описываемых в ключе преодоления и изменения, тогда как проблема продления и сохранения, к примеру, позитивных психических состояний, остается не исследованной. Именно тему сохранения автор связывает с созерцанием и его вкладом в саморегуляцию состояний человека. Были представлены результаты исследования, целью которого являлось установление мотива-ционных характеристик саморегуляции негативных и позитивных психических состояний студентов и школьников в ситуациях учебной деятельности, тогда как большое число исследований ориентированно на преодоление дефицита, т.е. на дефициентную мотивацию. Автор связывает раскрытие специфики позитивных состояний и их мотивационной картины сохранения с обращением к категории созерцания.
Созерцание как субъективный опыт осознанного сновидения был представлен в докладе
П.В.Яньшина. Автор, опираясь на обзор работ по осознанным сновидениям (ОС) и внетелес-ному опыту (ВТО), рассмотрел план моделирования иллюзорной реальности как возможности репродуктивного и продуктивного воображения человека, что можно рассматривать в качестве объекта психологического исследования и в качестве инструмента исследования различных измерений и «фокусов» внутренней реальности сознания.
Необходимо также отметить еще один, прикладной аспект созерцания. В.Франкл писал о том, что совесть - орган смысла, она иррациональна, интуитивна, она осуществляется в акте созерцания. Хотя у самого автора это понятие не разрабатывается как часть логотерапии, есть основания полагать, что созерцание предшествует смыслообразованию и смыслонахожде-нию. Возможно, что способность человека к созерцанию и соответствующие технологии помогли бы в работе со многими нарушениями и отклонениями в поведении людей.
Понятие созерцания в современной науке недооценено и, как отметил Г.В.Акопов, «распространённый ассоциативный отклик связан со словосочетанием «чувственное созерцание», после К.Маркса «уничижительно» возвращённое сенсуализму и не вписавшееся в «грандиозную» перспективу экономико-социальной и политической практики, метафорически обозначенной в одной из работ М.К.Мамар-дашвили «ящиком Пандоры». Но, по справедливому замечанию И.Н.Карицкого, исчезновение понятия говорит о том, что нами утрачивается и часть реальности, уходит слово, исчезает и целый слой культуры. Можем ли мы без этой реальности обходиться сегодня - в нашей спешке, погоне за достижениями, приобретениями, не уделяя должного или даже минимально необходимого внимания нашей внутренней реальности? По мнению И.Н.Карицкого, рассматривать созерцание научно во всем многообразии современных психологических и духовных практик - это значит претендовать на знание о том, чего никто из людей знать не может, если употреблять слово «знание» в смысле действительного знания, а не видимости оного. Проблема в том, что созерцание является внутренним процессом, внутренним опытом, всецело индивидуальным, личным по содержанию, хотя и имеющим общность для тех, кто обладает способностью к созерцанию. А этой способностью все же обладают немногие, их обычно называют мистиками, и наука к ним не относится серьезно, поскольку сами ученые мистиками не являются и для многих из ученых этот опыт мистического созерцания не только запределен, но ими просто отрицает-
ся сама его возможность по принципу «этого не может быть никогда».
К счастью, консолидирующий подход позволяет нам сегодня не только примирить разные научные концепции в предметной области психологии, отойти от дихотомий «реальное -
идеальное», «сознание - деятельность», «наука - практика», «материальное - духовное», но и создать пространство их взаимодействия и адекватный этому пространству тезаурус научного описания, объяснения и общения.
«CONTEMPLATION AS A MODERN SCIENTIFIC-THEORETICAL AND APPLIED (PRACTICAL) PROBLEM» VOLGA REGION CONSOLIDATING SEMINAR
© 2010 G.V.Akopov, E.V.Bakshutova, F.A.Kechaev Volga Region State Social-Humanitarian Academy
Article dwells upon psychological aspects of contemplation as a scientific problem. Personality structure, functions and diverse personality expertise and conditions having been performed and discussed at a seminar are reviewed and various approaches and current inter-subject methodology are analyzed.
Keywords: contemplation as a psychological category, structure, functions, approaches.
o
Akopov Garnik Vladimirovich, Doctor of Psychological Sciences, professor, Head of the Department of Social Psychology, Dean of Faculty of Psychology. E-mail: akolubov@mail. ru Bakshutova Ekaterina Valerevna, Candidate of Psychological Sciences, senior lecturer of Theoretical and Applied Psychology Department. E-mail: bakshutka@mail. ru
Kechaev Feodor Aleksandrovich, 4-th year student of Faculty of Psychology. E-mail: bakshutka@mail. ru