Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философии. Психология. Педагогика, вып. 1
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
Поволжский консолидирующий семинар «Созерцание - современная научно-теоретическая и прикладная (практическая) проблема»
Contemplation on Volga
Volga Region Consolidating Seminar
«Contemplation - Modern Scientific-Theoretical and Applied (Practical) Problem»
21 мая 2010 года в Самаре на базе факультета психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) прошел Поволжский консолидирующий семинар «Созерцание - современная научно-теоретическая и прикладная (практическая) проблема»1, посвященный памяти доцента кафедры общей и прикладной психологии ПГСГА Дмитрия Александровича Агапова (1955-2008). Не случайно семинар был назван и состоялся как консолидирующий. В нем приняли участие 68 человек, прозвучало 11 докладов, авторы которых придерживаются самых разных методологических позиций, научных интересов и по-разному относятся к обозначенной проблеме. В семинаре участвовали ученые из разных городов: И.В. Антоненко (Москва, Государственный университет управления), В.В. Знаков (Москва, Институт психологии РАН), И.Н. Карицкий (Москва, МГУ); А.Ф. Корниенко (Казань, Академия социального образования), И.А. Красильни-ков (Саратов, СГУ); Р.И. Деревянко, Н.Б. Шкопоров (Тольятти, ТГУ); выступали коллеги из вузов Самары: Г.В. Акопов, А.И. Белкин (ПГСГА), О.И. Мухрыгина (Самарская гуманитарная академия), И.А. Подоровская (Самарская духовная семинария), П.В. Яньшин (Самарский филиал Московского городского педагогического университета) и др.
Вопросы семинара последовательно обсуждались в контекстах созерцания как предмета психологических исследований, рассмотрения его структуры и функций, а также описания различных практик, не исключая духовных практик и трансперсональных состояний личности. В аспекте методологического кризиса, «переживаемого» современной психологией, оказалось возможным в рамках одной темы консолидировать научное профессиональное сообщество.
Доклады, прозвучавшие на семинаре, условно можно разделить на следующие группы. Первую составляют те, авторы которых «встраивают» созерцание в систему известных психологических понятий, соотносят его с ними, что позволяет говорить о созерцании как о психическом явлении. При этом созерцание рассматривается в континууме «сознательное-бессознательное», либо как один из психических процессов, либо интегрально - как включающее в себя все иные процессы.
Хроника научной жизни
В таком плане можно рассматривать созерцание как ценностное отношение (В.В. Знаков), как спонтанно-смысловую регуляцию поведения (И. А. Красильников), как структуру, включающую в себя процессы осознавания и эстетические переживания (А.Ф. Корниенко). В связи с проблематикой сознания созерцание рассматривается Н.Б. Шкопоровым и Р.И. Деревянко: «Сознание в своей основе представляет собой созерцание. Репрезентация объекта в субъекте это и есть сознание субъекта, которое созерцает этот объект путем вбирания его в себя в форме образа. Вместе с тем сознание, безусловно, не есть просто механический слепок объекта в субъекте, но живой целостный процесс психического как субъективного, так как созерцание - это функция постижения высшего и одновременно - погруженность в собственное психическое существование».
В сообщении Г.В. Акопова представлены определения и характеристики созерцания в сопоставлении с понятийным аппаратом психологии. Согласно автору, созерцание как философское понятие можно соотнести с релевантным психическим явлением, потенциально выступающим в формах процесса, состояния и свойства субъекта (индивида, личности, индивидуальности). Характеризуемое как отражение, оно может как приобретать, так и терять активность (свободу, интенциональность, направленность, опосредованность и т.д. и т.п.), будучи равноправным выражением «реальности субъекта» и «реальности объекта» (С.Л. Рубинштейн), оно лишено эмоционального характера. Инверсируя от внешнего к внутреннему и наоборот созерцание может охватывать своим «вниманием» самые разнообразные предметы, объекты, явления, сущности, процессы, состояния и т. д., создавая и разрушая типологии, классификации, соединения, разъединения, целое и составные части, композиции и деконструкции. Достаточно сложен и характер отношений созерцания с базовыми психическими процессами. Оно конгруэнтно
вниманию, не совпадая с ним (ненаправленное сосредоточение, задумчивость). Созерцание может быть обращено из настоящего в прошлое или наоборот, дезориентируя работу памяти. Оно может быть восприятием явного (реального) и ирреального, контаминируя перцепцию с воображением. Чуждое опосредованию, оно (созерцание) не мыслит и, вместе с тем, постигает сущность. Не откликаясь ни на одну из поименованных в науке эмоций, созерцание, возможно, несёт в себе магию леонардов-ской Джоконды и вместе с ней — полное отсутствие мотивации и видимого действия. Источником, средством или «орудием» созерцания выступает не только визуальная система: определённое соотношение звуков (шум ветра, звуки леса, птичий гомон, протяжная песня, симфоническая или иная композиция и др.), внутрителесных и поверхностно-мышечных гармоничных ощущений (лёгкое насыщение, посильное физическое напряжение, первичное утомление и т.д.), спокойное длительное движение, полёт и т.д. и т.п. Созерцание в синхронии можно обозначить как состояние необременённости прошлым и неозабоченности будущим в благообретённом настоящем. Уравнивая реальности субъекта и объекта (С.Л. Рубинштейн), созерцание выступает оппозицией (антиномией) деятельности, подтверждая либо разрушая единство деятельности и сознания (С.Л. Рубинштейн). Созерцание противостоит также прагматизму (утилитаризму, корысти, ангажированности и т.д.) не только в одной из своих разновидностей - эстетическом созерцании (И. Кант). В своей «неподвижной» противоположности любому вектору движения (действия) созерцание подобно светоносному (озаряющему) состоянию. Вместе с тем оно не тождественно состояниям озарения, или инсайта, так как то и другое выступают итоговыми фазами целенаправленного поиска, ожидаемого решения заранее поставленной задачи. Созерцание абсолютно свободно, потому что неподвластно регуляции (Г.В. Акопов).
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1
Другую группу докладов составили те, в которых созерцание рассматривается в контексте религиозных и мистических традиций, чему был посвящен яркий доклад И.А. Подоровской «Созерцание в святоотеческой традиции». Общее впечатление от сообщения было «теплым», по содержанию
- интуитивно узнаваемым настолько, что «сливалось» восприятие докладчика и содержания текста в потоке «уясненного созерцания». В духовном учении и практике созерцание неразрывно связано с божественным откровением человеку, с деятельностью благодати Духа Святого. «Сам человек созерцать не может, не имея объекта созерцания, коим является божественное откровение. В святоотеческой традиции истинное созерцание является способом видения божественного откровения и является результатом встречи человека с Богом; если этой встречи нет, то созерцание невозможно».
В выступлении Т.Ю. Сорокиной были рассмотрены мистические традиции христианства и религий Востока: «Созерцание и в православной традиции и в традиции религий Востока рассматривается как религиозный опыт индивида в познании Бога. Однако на этом сходство заканчивается. В философской традиции Востока под созерцанием понимается самопознание, познание Абсолюта в себе. В христианстве созерцание рассматривается как способ непосредственного познания Бога (А. Аврелий, Ф. Аквинский). В христианстве созерцание
- это зрение ума, духовное созерцание ума, видение ума (Преподобный Исаак Сирин). По учению святителя Григория Паламы, созерцание "...есть и знание о Боге, знание учений о Нем и умозрение, которое мы называем богословием...". Созерцание Бога — это соединение человека с Богом, которое происходит в результате обожения».
Третья линия докладов связывает созерцание с поведенческой психологией, особыми практиками, не связанными с религиозными концептами, но имеющими отношения к саморегуляции и необычным состояниям сознания.
Созерцательность как процесс преодоления внутриличностного конфликта рассматривалась в докладе И.А. Красильнико-ва: являясь необходимой ценностной формой бытия человека и представляя собой спонтанно-смысловой контроль в субъективно неразрешимой жизненной ситуации, созерцательность выступает важным этапом разрешения внутриличностного конфликта. В процессе созерцательности как спонтанно-смысловом рефлексивном процессе появляется принципиальная возможность подлинного постижения себя в трудной жизненной ситуации, что сопровождается снятием смысловой самоблокировки личностью действий, деятельности и чувством внутренней свободы.
Своеобразной традицией в психологической науке стало, как утверждается в докладе О.И. Мухрыгиной, исследование проблем, описываемых в ключе преодоления и изменения, тогда как проблема продления и сохранения, к примеру, позитивных психических состояний остается не исследованной. Именно тему сохранения автор связывает с созерцанием и его вкладом в саморегуляцию состояний человека. Были представлены результаты исследования, целью которого являлось установление мотивационных характеристик саморегуляции негативных и позитивных психических состояний студентов и школьников в ситуациях учебной деятельности, тогда как большинство работ ориентировано на преодоление дефицита, т.е. на дефициентную мотивацию. Автор связывает раскрытие специфики позитивных состояний и их мо-тивационной картины сохранения с обращением к категории созерцания.
Созерцание как субъективный опыт осознанного сновидения был представлен в докладе П.В. Яньшина. Автор, опираясь на обзор работ по осознанным сновидениям и внетелесному опыту, рассмотрел план моделирования иллюзорной реальности как возможности репродуктивного и продуктивного воображения человека, что можно рассматривать в качестве объекта психологического исследования и в качестве инст-
114
Приложения
Хроника научной жизни
румента исследования различных измерений и «фокусов» внутренней реальности сознания.
Необходимо также отметить еще один, прикладной, аспект созерцания. В. Франкл писал о том, что совесть - орган смысла, она иррациональна, интуитивна, она осуществляется в акте созерцания. Хотя у самого автора это понятие не разрабатывается как часть логотерапии, есть основания полагать, что созерцание предшествует смыс-лообразованию и смыслонахождению. Возможно, что способность человека к созерцанию и соответствующие технологии помогли бы в работе со многими нарушениями и отклонениями в поведении людей.
Понятие созерцания в современной науке недооценено и, как отметил Г.В. Акопов, «распространённый ассоциативный отклик связан со словосочетанием "чувственное созерцание", после К. Маркса "уничижительно" возвращённое сенсуализму и не вписавшееся в "грандиозную" перспективу экономико-социальной и политической практики, метафорически обозначенной в одной из работ М.К. Мамардашвили "ящиком Пандоры"». Но, по справедливому замечанию И.Н. Карицкого, исчезновение понятия говорит о том, что нами утрачивается и часть реальности, уходит слово, исчезает и целый слой культуры. Можем ли мы без этой реальности обходиться сегодня
- в нашей спешке, погоне за достижениями, приобретениями, не уделяя должного или даже минимально необходимого внимания нашей внутренней реальности? По мнению И.Н. Карицкого, рассматривать созерцание научно — во всем многообразии современных психологических и духовных практик
- это значит претендовать на знание о том, чего никто из людей знать не может, если употреблять слово «знание» в смысле действительного знания, а не видимости оного.
Проблема в том, что созерцание является внутренним процессом, внутренним опытом, всецело индивидуальным, личным по содержанию, хотя и имеющим общность для тех, кто обладает способностью к созерцанию. А этой способностью все же обладают немногие, их обычно называют мистиками, и наука к ним не относится серьезно, поскольку сами ученые мистиками не являются, и для многих из ученых этот опыт мистического созерцания не только запределен, но ими просто отрицается сама его возможность по принципу «этого не может быть никогда».
К счастью, консолидирующий подход позволяет нам сегодня не только примирить разные научные концепции в предметной области психологии, отойти от дихотомий «реальное - идеальное», «сознание - деятельность», «наука - практика», «материальное - духовное», но и создать пространство их взаимодействия и адекватный этому пространству тезаурус научного описания, объяснения и общения.
Г.В. Акопов, Е.В. Бакшутова, Ф.А. Кечаев Примечания
1 В настоящем обзоре не отражены доклады заочных участников семинара. Все материалы будут опубликованы в сборнике «Созерцание - современная научно-теоретическая и прикладная (практическая) проблема».
2 Предварительно были заявлены следующие вопросы: междисциплинарный характер проблемы созерцания (философские, естественнонаучные, научно-гуманитарные, религиозные и иные аспекты: история и современное состояние проблемы); сознание и созерцание, созерцание как дополнительная к деятельности категория; виды, типы созерцания, процессуальные характеристики созерцания, состояния созерцания, созерцательность как свойство личности; соотношение созерцания и других психических процессов (внимание, память, перцепция, аффект, мышление и др.); индивидуальный и групповой контексты созерцания, созерцание и коммуникация, созерцание и внутренний диалог/рефлексия, созерцание и свобода; созерцание в профессиональной деятельности, творчестве и повседневной жизни человека, созерцание и измененные (особые) состояния сознания; созерцание и неадаптивное (сверхнормативное, отклоняющееся, нарушенное и т.д.) поведение.
Прппожент
115