ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ПОВЕСТКА ДНЯ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
Выборы главы государства во всех странах мира, в том числе в России — это возможность подвести итоги развития страны, осмыслить проблемы, с которыми она сталкивается, сформулировать цели и задачи на будущее. Судя по результатам исследований ВЦИОМ, россияне оценивают итоги прошедших четырех лет в целом позитивно. Вместе с тем они далеко не единодушны и в оценках нынешнего положения дел в стране, и в отношении к перспективам дальнейшего развития России.
Как известно, в течение всего времени нахождения В. Путина у власти уровень его поддержки в
обществе оставался достаточно высоким. Так, на протяжении 2003 г. доля одобряющих его деятельность на посту президента стабильно превышала долю тех, кто ее не одобряет, изменяясь в пределах от 72 до 79% (рис. 1).
Материал представляет собой фрагмент аналитического доклада, подготовленного В.В. Петуховым (директор по исследованиям ВЦИОМ) и В.В. Федоровым (генеральный директор ВЦИОМ). Использовались данные репрезентативного всероссийского исследования, проведенного ВЦиОм 24—25 января 2004 г. (опрошены 1600 человек в 100 населенных пунктах в 39 областях, краях и республиках России), а также результаты предшествующих исследований ВЦИОМ.
Рисунок 1
Динамика ответов на вопрос "Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность В. Путина на посту президента России?"
(%, не приведены доли затруднившихся с ответом)
О -----------1----------1---------1----------1---------1----------1---------1----------1---------1----------1----------1---------1
2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2004
янв фев март апр июнь июль авг сент окт нояб дек янв
Высокий уровень поддержки президента в первую очередь связан со стабилизацией политической и экономической ситуации в стране. Сказалась также и постдефолт-ная экономическая конъюнктура, позволившая за сравнительно небольшой срок решить проблему задолженности государства по выплатам зарплат, пенсий, стипендий, социальных пособий. Улучшение в этой сфере в разные месяцы
2003 г. отмечали от 31 до 51% респондентов, тогда как ухудшение ситуации фиксировалось вдвое реже (от 11 до 21%).
Начиная с 1998 г. весьма интенсивно формировался если не средний класс, то, во всяком случае, некое "срединное" большинство, которое в целом позитивно оценивает и деятельность президента, и общий вектор общественных преобразований1. Среди представителей хорошо и средне материально обеспеченных россиян доля одобряющих деятельность В. Путина на посту президента достигает 81% (при 65% в группе с плохим материальным положением), доля неодобряющих — соответственно 10% и 22%.
Эти группы и слои принято называть "путинским большинством", по мнению которого президент не только успешно справляется со своими обязанностями, но и выполняет предвыборные обещания, данные им гражданам России четыре года назад. Так думают 81% опрошенных (из них 13% убеждены, что он делает это последовательно и целенаправленно, 68% — что пытается выполнять обещания по мере возможностей).
Наиболее успешно, с точки зрения респондентов, В. Путин справлялся с укреплением международных позиций России, наведением порядка и законности в стране, борьбой с бюрократизмом и корруп-
цией, урегулированием положения в Чечне (так считают от 20 до 39% опрошенных). Из "социального пакета" как значимое достижение отмечается лишь улучшение социального и пенсионного обеспечения (24%).
В 2—3 раза реже (на уровне 11—12%) ставят в заслугу В. Путину преодоление бедности, рост благосостояния граждан. В самом низу этой своеобразной шкапы (3—7%) значатся улучшение жилищных условий, образовательных и медицинских услуг и обеспечение личной безопасности граждан.
В целом большинство россиян оценивают и экономическую ситуацию в стране, и то, как складывается их собственная жизнь, весьма сдержанно. Судя по табл. 1, собственное материальное положение 54% опрошенных характеризуют как "среднее" и 32% — как "плохое" и "очень плохое". Примерно так же, даже немного более критично, оценивают респонденты и экономическое положение России в целом. Эти оценки на протяжении последнего года не претерпевали принципиальных изменений за исключением некоторого преодоления негативизма и увеличения средних оценок экономического положения страны.
1 По данным исследования ИКСИ РАН "Богатство и бедность в современной России", доля россиян, чьи образ и уровень жизни характеризуются особенностями, отнесенными большинством опрошенных к признакам бедности (плохое питание, дефицит одежды и обуви, плохие жилищные условия, отсутствие недвижимости, невозможность пользоваться платными услугами и т.д.), составляет сегодня 23% населения страны. Образ же жизни, который соответствует массовым представлениям о богатых слоях, ведет около 5% населения. "Срединное" большинство, то есть находящееся вне зон бедности и богатства, составляет около 70%, подразделяясь, в свою очередь, на некий базовый слой (малообеспеченные) и собственно "средний класс".
Таблица 1
Динамика распределения оценок собственного материального положения и экономического положения России в целом, %
Собственного материального Экономического положения (свое, своей семьи) положения России
Январь 2003 Январь 2004 Январь 2003 Январь 2004
Очень хорошее 0,2 0,6 0,4 0,6
Хорошее 12,9 12,4 8,5 7,8
Среднее 53,3 54,2 42,8 53,5
Плохое 28,7 27,5 34,7 30,9
Очень плохое 4,6 4,8 11,2 3,6
Затруднились ответить 0,4 0,4 2,4 3,6
Если индикаторы социального самочувствия населения (адаптиро-ванность к переменам, собственное материальное положение, перспективы развития личной ситуации на ближайшее будущее) либо остаются неизменными, либо показывают позитивную динамику, то оценки удовлетворенности жизнью на протяжении последнего полугодия
2003 г. снижались (некоторый подъем наблюдался лишь в начале
2004 г.). По всей видимости, сказывается феномен, сопровождающий выход любой страны из кризиса, когда динамика общественных ожиданий начинает обгонять динамику экономических перемен и планка притязаний, в том числе к действиям властей в социально-экономической сфере повышается.
Что касается конкретных "болевых точек" в жизни общества, то наибольшую тревогу сегодня вызывают рост цен на товары и услуги (52%) и жилищно-коммунальных платежей (50%), а также сокращение социальных гарантий, прежде всего — доступа к бесплатному образованию и медицинскому обеспечению (32%).
Еще одна "болевая точка" — наркомания и алкоголизм. Эту проблему назвали 49% опрошенных, причем примерно в равной степени представители самых разных социальных групп. Характерно, что лично сталкиваются с нею (подвержен кто-то в семье) всего 12% респондентов. Видимо, наркомания и алкоголизм аккумулируют неуверенность, тревоги и опасения социального и социально-психологического свойства, связанные в первую очередь с будущим подрастающих поколений. Это становится особенно актуальным на фоне моральнонравственного кризиса, который отмечают многие россияне (20%).
Ситуация в Чечне и вокруг нее продолжает беспокоить каждого четвертого (26%), как и возможность новых террористических актов (28%) (опрос проводился до взрыва в московском метро 6 фе-врапя 2004 г.). Миграция нерусского населения в традиционно русские области волнует 14% опрошенных.
Проблемы же, вызывающие беспокойство российской и зарубежной элиты (преследования предста-
вителей крупного бизнеса, ограничение свободы СМИ, снижение роли политической оппозиции), не находят отклика среди большинства россиян (они тревожат лишь 2—4% опрошенных). Главную опасность демократии в России население усматривает не в концентрации власти в руках президента или в не-представленности оппозиционных партий в Государственной думе, а в чрезмерном разрыве между богатством и бедностью, а также в отсутствии равенства всех граждан перед законом.
Тем не менее, несмотря на неоднозначность ситуации в социальной сфере, большинство респондентов намерены отдать свой голос В. Путину. Это связано прежде все-
го с тем, что сформировавшийся еще в конце 1990-х годов запрос на стабильность и порядок, носителем которого был и продолжает оставаться В. Путин, по-прежнему актуален. Высокий рейтинг В. Путина в значительной степени связан и с его личными качествами, а также с надеждами, которые на него возлагает общество. Однако немало и тех, кто объясняет высокий уровень поддержки отсутствием достойной альтернативы (рис. 2).
Многие россияне сохраняют убежденность в том, что В. Путину по силам решить ключевые вопросы, волнующие сегодня практически всех, — повышение жизненного уровня населения и наведение в стране порядка и законности (табл. 2).
Рисунок 2
Чем объясняется высокая поддержка В. Путина в обществе, %
Его личными и
Надеждами на то, — деловыми
что ему удастся —_ качествами, 22,0
Просто никого другого не видно, кто был бы лучше, 20,9
Таблица 2
Надежды россиян на то, что В.Путин сможет навести порядок в стране и повысить уровень жизни населения, %
Надеются ли Надеетесь ли Вы на то, что В. Путин сможет
...навести порядок в стране ... повысить уровень жизни населения
Определенно, надеюсь 26,5 23,3
В какой-то мере надеюсь 46,0 46,1
Не могу сказать, что надеюсь 15,4 17,1
Не испытываю никаких надежд 9,8 11,2
Затрудняюсь ответить 2,3 2,4
что-то сделать в перспективе 31,6
Его реальными успехами и достижениями 21,8
Затрудняюсь ответить, 3,6
Таким образом, хотя последние ческое развитие, порядок и закон-
четыре года жизни страны россияна- ность, безопасность личности и гоми оцениваются скорее со знаком сударства, демократические инсти-
плюс, совершенно очевидно, что Рос- туты, международные отношения.
сия и ее граждане далеки от процве- Как видно из табл. 3, среди за-тания, что накопилось немало проти- дач, на решении которых, по мне-
воречий и нерешенных проблем, ко- нию россиян, должен сосредоточить-
торые требуют внимания как общест- ся президент, выделяются те, котова, так и будущего президента. рые либо не удалось в полной мере
С этой точки зрения принципи- решить В. Путину в течение первого
апьно важное значение имеет оп- срока своего пребывания в Кремле,
ределение круга задач, на решении либо те, которые носят характер
которых в первую очередь должен долгосрочного запроса вне зависи-
сосредоточиться будущий прези- мости от того, удалось пи продви-
дент. В ходе январского опроса нуться в их решении или нет. Речь
ВЦИОМ респондентам было предло- идет прежде всего о блоках прожено выявить приоритеты в рамках блем, связанных с материальным и
нескольких проблемных блоков — социальным положением россиян, а
уровень жизни населения, социапь- также с установлением законности и
ные проблемы и гарантии, экономи- наведением порядка во власти.
Таблица 3
На решении каких задач должен сосредоточиться будущий президент в первую очередь, %
Задачи %
Преодоление бедности 42,4
Борьба с бюрократизмом, преодоление коррупции во власти 41,2
Наведение порядка и законности в стране 36,1
Борьба с распространением наркотиков и алкоголизмом 35,6
Рост благосостояния граждан 29,2
Повышение уровня медицинского обслуживания населения 26,1
Качество и доступность и образовательных услуг 24,3
Экономический подъем, рост производства 21,6
Улучшение жилищных условий россиян, создание рынка доступного жилья, развитие ипотеки 20,7
Обеспечение личной безопасности граждан 16,5
Восстановление и модернизация военно-промышленного комплекса России 15,4
Реформа армии 15,4
Улучшение социального и пенсионного обеспечения 14,1
Национализация (возвращение государству) предприятий, которые были незаконно 10,6
приватизированы в начале 90-х годов
Борьба с терроризмом, уничтожение бандформирований в Чечне 7,8
Укрепление международных позиций России 5,1
Решение проблем мигрантов и беженцев 3,3
Развитие системы и институтов местного самоуправления 2,9
Привлечение иностранного капитала в российскую экономику 2,6
Развитие демократических институтов (свободные средства массовой информации, общественные объединения) и политических свобод граждан 2,1
Примечание: сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Судя по приведенным данным, задачи преодоления бедности (42%) и роста благосостояния граждан (29%) россияне ставят выше, чем задачи экономического подъема и роста производства (22%). По всей видимости, люди не верят, что проблему бедности и другие социальные проблемы (доступа к качественному образованию, медицине и т.п.) можно решить, просто увеличив ВВП в 2 раза в течение 10 лет. Нужны реформы в социальной сфере, включая полномасштабную реформу системы заработной платы и доходов населения, поскольку сегодня становится все труднее "конвертировать" знания, опыт, квалификацию в материальный достаток. Это, в свою очередь, начинает сказываться на возможностях социальной мобильности и профессиональной самореализации.
Общество испытывает потребность в "возвращении" государства прежде всего в те сферы, откуда оно в 90-е годы фактически ушло, но где оно жизненно необходимо (культура, наука, образование, общественная мораль, защита старости и детства, личная безопасность граждан и т.п.). Не случайно в десятку приоритетных целей будущего президентства входят борьба с распространением наркотиков, пьянст-
вом и алкоголизмом, повышение уровня медицинского обслуживания, улучшение качества и доступности образования, жилищных условий, создание рынка доступного жилья. Это свидетельство не только того, что внимание государства к социальным проблемам в последние года ослабло, но и того, что само "социальное бремя" распределяется далеко не равномерно.
Верхние позиции занимают также проблемы, связанные с наведением порядка и законности в стране (36%), борьбой с бюрократизмом и преодолением коррупции во власти (41%). Их актуальность обусловлена тем, что в обществе остро ощущается необходимость в защите граждан от экспансионистской природы рынка и от бюрократического произвола и административного контроля некоторых государственных структур, с которыми сталкивается сегодня практически каждый. Кроме того, в целом позитивное отношение к В. Путину пока не распространяется на большинство других властных институтов. Отсюда сомнения и неуверенность в том, что российская власть как таковая способна в ближайшее время добиться изменения положения дел в стране к лучшему (рис. 3).
Рисунок 3
Сможет ли нынешняя власть России в ближайшее время добиться изменения положения в стране к лучшему, %
Определенно нет 5,3
Скорее нет 20,6
Затрудняюсь ответить 3,6
Определенно да 8,7
Скорее да 27,0
Может быть да -может быть нет 34,8
Относительно остальных задач, на решении которых будущий президент должен сосредоточиться в первую очередь, консенсуса не наблюдается. Так, 51% опрошенных считают приватизацию середины 90-х годов незаконной и несправедливой и потому подлежащей пересмотру, но одновременно 36% убеждены, что подобный пересмотр может привести к серьезным конфликтам в обществе (в "наказах" будущему президенту идея национализации предприятий, незаконно приватизированных в начале 90-х годов, представляется актуальной лишь 11% респондентов). Примерно такое же соотношение сложилось в оценках перспектив демократии в России: 51% россиян полагают, что никакой угрозы демократии в стране нет, а 30% придерживаются противоположной точки зрения. Вопрос об отношении к миграции в Россию иностранцев фактически расколол респондентов: 52% выступают за то, чтобы максимально ограничить въезд граждан из других стран, включая ближнее зарубежье, тогда как 38% считают, что не следует препятствовать этому процессу, нужно лишь эффективно регулировать миграционные потоки. При этом, по мнению большинства опрошенных (55%), все населяющие Россию народы должны иметь равные права и возможности, а 36% поддерживают идею о том, что интересы русских должны иметь приоритетный характер. Несколько неожиданную картину выявил вопрос о темпах реформ, о соотношении стабильности и перемен: 50% россиян склоняются к тому, что Россия по-прежнему больше нуждается в стабильности, чем в существенных переменах, кардинальных реформах в экономической и политической жизни страны. Видимо, здесь сказывается опыт предшествующих лет
реформирования России, который выработал стойкий иммунитет к быстрым переменам, приносившим вместо обещанных благ лишения и потери. Интересно, что "эволюционисты" в основном концентрируются в средних слоях общества, т.е. среди тех, кто составляет ядро "путинского большинства".
Безусловно, темпы и характер реформ во многом будут зависеть от того, какие задачи будут решаться в ходе преобразований и удастся ли при этом достигнуть общественного согласия. Как показал, опрос, есть идеи и ценности, способные, по мнению значительного числа россиян, объединить российское общество. Все они в той или иной степени являются продолжением уже рассмотренных проблем, которые представляются опрошенным наиболее актуальными и значимыми. Речь идет прежде всего о новом качестве жизни, а также стабильности и порядке, равенстве всех граждан перед законом и возрождении России как сильной державы. Эти позиции в разных социальных и электоральных группах распределяются несколько по-разному, но тем не менее в целом они могут составить каркас общественного консенсуса на следующее четырехлетие будущего президентства, а возможно, и на более длительную перспективу (рис. 4).
Обращает на себя внимание, что из общего потенциально консенсусного ряда выпадают идеи "Россия для русских" и "свобода, демократия, права человека". Что касается первой — то это лишнее доказательство востребованности в современном российском обществе идеи социального и национального возрождения России, но отнюдь не "русского вопроса" в его крайней форме, который вызывает скорее опасение, чем поддержку.
Рисунок 4
Какие идеи и ценности могли бы объединить российское общество, %
Повышение уровня и качества жизни Стабильность и порядок Равенство всех граждан перед законом Сильная держава Культура, наука, образование Социальная справедливость Семья, будущее детей Мораль, нравственность Свобода, демократия, права человека Россия для руских Вера, религия
136,4
128
■ 24,3 | 22,8
121,9
I 18,6
15,2
10
15
20
25
30
35
40
В отношении идеи "свободы, демократии, прав человека" ситуация несколько сложнее. В восприятии очень многих россиян значимость демократических ценностей действительно несколько потускнела. Однако было бы неправильно делать вывод, что в российском обществе сформировался запрос на "сильную руку, авторитаризм, полицейщину" и т.п. Как уже отмечалось, есть запрос на порядок и законность, но он выступает альтернативой вовсе не демократии, а нарастающей неопределенности социального бытия, неконтролируемости многих социальных процессов, появлению новых угроз и т.п. Тем не менее, будущему президенту России, безусловно, следует обратить самое серьезное внимание на функционирование демократических институтов, в каком-то смысле даже на реабилитацию многих из них в глазах общественного мнения.
Экономическая и политическая стабилизация, достигнутая в 2000-
2004 гг., в настоящее время воспринимается обществом отнюдь не
как итог, а, наоборот, как некая исходная база для дальнейшего развития страны, реформирования той олигархическо-бюрократической системы, которая складывалась на протяжении 90-х годов, и "возвращения" государства в социальную сферу с целью создания благоприятных условий для реализации интересов, прав и свобод граждан России.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. В обществе сохраняется сравнительно высокий уровень поддержки В. Путина. Его деятельность за период первого срока президентства оценивается населением в целом позитивно, в том числе и с точки зрения выполнения им своих предвыборных обещаний.
2. Наибольший успех деятельности президента отмечается в отношении таких задач, как укрепление международных позиций России, наведение порядка и законности в стране, улучшение социально-
го и пенсионного обеспечения, борьба с бюрократизмом и коррупцией. Реже всего назывались улучшение жилищных условий, доступность и качество образовательных услуг, обеспечение личной безопасности граждан.
3. При сохранении запроса на стабильность и порядок актуализировался запрос на качество жизни. В число "наказов" будущему президенту россияне прежде всего включают решение социальных проблем (преодоление бедности, рост благосостояния граждан, улучшение медицинского и образовательного обслуживания, жилищных условий, борьба с распространением наркотиков и алкоголизмом) и наведение порядка и законности в стране. "Пакет требований" является консенсусным для различных социальных групп населения.
4. Существенно различается отношение россиян к характеру и темпам реформирования экономи-
ки и политической системы России. Почти половина населения выступает за реформы эволюционного характера и около 40% — за быстрые и кардинальные реформы в жизненно важных сферах жизни общества.
5. Большинство граждан России не усматривают в событиях и процессах последнего времени угрозы демократическим завоеваниям. При этом значимость демократических ценностей и институтов для многих россиян сегодня невелика.
В целом можно констатировать, что приоритетными для страны, выходящей из кризиса, становятся не только задачи борьбы с бедностью, но и обеспечение более высокого уровня и качества жизни, в первую очередь для средних слоев населения. Именно на этих задачах, по мнению большинства россиян, и предстоит сосредоточить свое внимание будущему президенту.