ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
Л.Г. Бызов 2008 ГОД: "ПРЕЕМНИК"
И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КУРСА В. ПУТИНА по результатам исследований ВЦИОМ в 2005-2006гг.
Все ближе 2008 год, год вероятной смены команды, руководящей страной. Между тем судьба президентского кресла остается для большинства россиян по-прежнему неясной. Как показали исследования ВЦИОМ, общественное мнение в России не достаточно готово к проблеме смены власти и политического курса, у большей части россиян нет ясности ни относительно реальных намерений В. Путина, ни относительно качеств, которыми должен обладать его возможный преемник, ни относительно того, кто именно может стать таким преемником.
Сложность решения проблемы преемственности власти в нынешней России во многом связана с особенностями политического режима, в рамках которого роль политической оппозиции становится все слабее. Затруднены, кроме чисто бюрократических, и другие каналы политической мобильности. Эти обстоятельства обуславливают безальтернативность для значительной части российских граждан фигуры нынешнего Президента России. В определенной степени подобная безальтернативность распространяется и на всю "партию власти" в широком смысле слова. Основные решения принимаются в Кремле, других властных структурах, за закрытыми дверями. В результате проблема преемственности в значительной степени видится, скорее, как административно-бюрократическая, нежели собственно политическая. Особенностью нынешнего "путинского" политического режима является крайняя моноцентричность — вся политическая жизнь страны вращается вокруг одного человека. Такому режиму чрезвычайно трудно решить проблему преемственности власти, все потенциальные конкуренты и просто сильные фигуры, образно выражаясь, "отстреливаются еще на дальних подступах к Кремлю". В. Путин фактически занял в нашем обществе положение избранного монарха, его функция "верховного разводящего" мало затрагивается конкретными успехами и промахами властей, его оценивают не столько как конкретного политика, с которого можно спросить за то или иное решение, сколько как важнейший элемент национально-государственной идентичности. Россия без Путина? Это уже будет как бы и не та Россия.
Исследования настроений россиян показывают, что авторитет нынешнего главы государства на порядок превосходит авторитет всех других политиков и
БЫЗОВ Леонтий Георгиевич — кандидат экономических наук, руководитель аналитического отдела ВЦИОМ.
общественных деятелей страны. За последние два года уровень общественного одобрения деятельности В. Путина, как правило, превосходил отметку в 70%, наиболее тяжелый кризис доверия в январе-феврале 2005 г., связанный с пресловутой "монетизацией льгот", снизил эту цифру примерно на 10 пунктов, однако вскоре ситуация вернулась на исходный уровень. Следующие за В. Путиным по популярности политики — такие как С. Шойгу, В. Жириновский, мало кем рассматриваются как реальные кандидаты в президенты. Это означает, что любой "преемник", кто бы им ни стал, неизбежно окажется в тени В. Путина. Лица из его ближайшего окружения воспринимаются, скорее, как соратники, "помощники", чем как самостоятельные политические фигуры.
Представленный ниже материал также не дает ответа на вопрос, кто именно станет президентом России в 2008 г. Он отражает динамику общественного мнения в отношении "проблемы-2008", мифы и фобии российского общества, его желание перемен и одновременно страх перед любыми серьезными изменениями. Это касается и так называемой "проблемы третьего срока", которая, несмотря на многочисленные заявления и самого В. Путина, и Конституционного суда, и Государственной думы продолжает будоражить умы значительной части россиян.
"Третий срок"?
Как показывают данные исследований, общество удовлетворено "правлением Путина" и не хотело бы менять своего лидера. И выбор 2008 г., по мнению большей части россиян, ввергает общество в политический кризис, угрожает его стабильности. Так, согласно данным исследования, проведенного в апреле 2005 г., 52,2% опрошенных полагали, что по мере приближения выборов ситуация в стране будет обостряться. Только 35,4%, напротив, считали, что ситуация в стране будет оставаться стабильной, выборы состоятся в срок в соответствии с действующей Конституцией РФ, т.е. страна обойдется без политических и конституционных переворотов (табл.1).
Обсуждение "проблемы-2008" вызывает у россиян чувство стресса, дискомфорта. И это не случайно. В том же апреле 2005 г. 41,2% российских граждан продолжали утверждать, что хотят сохранения во главе страны В. Путина и никакой альтернативы ему не видят (табл.2). Так считали не толь-
Таблица 1.
«Как, на Ваш взгляд, будет складываться политическая ситуация в стране в оставшееся до президентских-2008 года выборов время?»,%
Ситуация будет оставаться стабильной, выборы состоятся в срок в соответствии с Конституцией РФ По мере приближения выборов ситуация в стране будет обостряться Затруднились ответить 35.4 52,2 12.4
Таблица 2.
«В 2008 году заканчивается второй срок президентства В. Путина. Кого бы Вы хотели видеть
следующим президентом страны?», %
Я хотел бы, чтобы страну возглавил тот, кого В. Путин определит в качестве своего преемника 12,5
Я хотел бы, чтобы страну возглавил новый президент, не связанный с В. Путиным 15,4
Я хотел бы, чтобы остался В. Путин 41,2
Я хотел бы, чтобы был избран новый президент, а связан ли он с В. Путиным или нет не имеет 10,4
большого значения
Мне все равно, кого выберут президентом 10,3
Затруднились ответить 10,3
ко сторонники нынешней "партии власти", голосующие за "Единую Россию" (среди них 58,7% хотели бы оставить В. Путина у власти), но и правые в лице сторонников СПС (40,6%), и, хотя и в меньшей степени, левые в лице сторонников "Родины" (34,9%). Лишь более радикальная часть "левых" избирателей, наиболее недовольных политикой В. Путина, склонялась к тому, что страну должен возглавить новый президент, не связанный с В. Путиным (почти половина сторонников КПРФ). Идея же "путинского преемника" была недостаточно популярна даже среди сторонников "Единой России" (17,3%), а всего она пользовалась поддержкой не более 12,5% россиян. И действительно, умозрительные разговоры о потенциальном преемнике мало кого могут вдохновить в условиях отсутствия хоть одной политической фигуры, подходящей на эту роль.
В ноябре 2005 г. лишь 27,4% опрошенных полагали, что в назначенный срок пройдут нормальные демократические выборы, на которых и победит сильнейший кандидат. Несколько больше тех (32,5%), кто считал, что, хотя формально выборы и состоятся, демократическими их назвать будет сложно, так как они пройдут под сильным давлением Кремля, который постарается навязать стране удобного ему кандидата. Оставшаяся часть опрошенных — чуть менее трети — вообще не видела в ближайшем будущем выборов, по мнению 8,0% респондентов, вместо выборов стоило ожидать политических и социальных катаклизмов, а 20,0% считают, что выборов не будет, как не будет и никакой смены власти. Очевидно, что институт преемственности в современной России переживает явный кризис, если в нормальную конституционную смену верховной власти верят менее трети избирателей.
Как показывают результаты всех проведенных ВЦИОМ исследований, общество продолжает во многом жить в уверенности, что никакого реального ухода В. Путина от власти в 2008 г. не произойдет. В апреле 2005 г. 58,8% опрошенных россиян, по их утверждению, ничего не слышали о намерениях В. Путина оставить власть в 2008 г. Еще 17,1% слышали, но сомневались в серьезности намерений В. Путина. Только 20,8% считали уход В. Путина от власти в предначертанные Конституцией сроки "вполне вероятным развитием событий". Не удивительно, что при подобных настроениях общество не озабочено всерьез и выбором преемника В. Путина.
В ноябре 2005 г. 34,4% россиян считали, что В. Путин останется у власти в качестве президента и за пределами 2008 г., либо победив на очередных выборах, либо обойдясь без выборов вообще. Не слишком менялась ситуация и в течение всего 2006 г. Несмотря на то, что В. Путин не раз публично утверждал, что не пойдет на "третий срок", россияне продолжают сомневаться в искренности и окончательности подобных заявлений. Лишь 24,5% опрошенных в марте этого года были уверены, что его решение уйти в 2008 г. является окончательным. В то же время 65,7% либо сомневались в окончательности его решения (38,9% опрошенных полагали, что В. Путин может передумать или его все-таки уговорят избираться на третий срок), либо были уверены в том, что он будет участвовать в новых выборах (26,8%).
В этой связи не ясно, что следует предпринять В. Путину в преддверии президентских выборов. По мнению 41,4% опрошенных, ему не следует вмешиваться в ход предстоящих выборов, он должен полностью довериться выбору избирателей. 24,2% полагали, что лучшим решением проблемы для В. Путина стал бы подбор кандидатуры преемника, за которого он мог бы посоветовать проголосовать, примерно столько же — 24,3%, напротив, хотели
бы, чтобы В. Путин предложил внесение изменений в действующую Конституцию, что позволило бы ему избираться на очередной срок. К середине лета 2006 г. идея "третьего срока" по-прежнему оставалась популярной, ее готовы были поддержать большинство россиян. При этом 38,6% опрошенных продолжали настаивать на идее "третьего срока" при условии внесения в Конституцию РФ соответствующих поправок (табл. 3).
Очевидно, что такая противоречивость в ответах респондентов связана с неясностью намерений самого В. Путина. Согласно их логике, зачем подбирать преемника, если есть возможность продлить свои полномочия действующему президенту, очевидной альтернативы которому в обществе пока нет?
Таблица 3.
«Как следует действовать Владимиру Путину в связи с предстоящими президентскими выборами?», %
Подобрать кандидатуру преемника и посоветовать избирателям за него проголосовать 18,9
Не вмешиваться в ход предстоящих выборов, пусть избиратели решают сами 30,1
Дать согласие баллотироваться на третий срок при условии внесения соответствующих изменений 38,6 в Конституцию
Уйти на 4 года, чтобы в 2012 г. снова баллотироваться на президентскую должность 7,4
Затруднились ответить 4,9
Политические формулы "третьего срока"
Судя по данным исследования в апреле 2005 г., посвященного возможным механизмам продления полномочий действующего президента, несмотря на недвусмысленное желание большей части общества сохранить В. Путина у власти, простого решения "проблема третьего срока" не имеет. Так, наиболее простая формула продления полномочий, связанная с внесением в Конституцию соответствующей поправки, в мае 2005 г. пользовалась поддержкой только 28,2% россиян, что безусловно недостаточно для конституционных перемен. 50,3% полагали, что следует строго соблюдать действующую Конституцию. Наблюдался своего рода политический казус, когда стремление большинства россиян к стабильности, важнейшей составной частью которой остается В. Путин, не позволяет им поддержать изменения конституционного строя страны, без которых В. Путин не сможет оставаться у власти. Впрочем, не следует сбрасывать со счетов юридический нигилизм значительной части российского общества, слабое знание Конституции и действующего законодательства. Вполне вероятно, что немалое число опрошенных продолжает оставаться в уверенности, что продление полномочий В. Путина на "третий срок" вовсе не противоречит действующей Конституции, а если и противоречит, то на это можно "закрыть глаза".
Этим результатам противоречат данные, полученные ВЦИОМ в июле 2006 г. Так, в случае референдума о внесении в Конституцию требуемых поправок за эти поправки полностью или с оговорками были готовы высказаться 66,0% россиян, тогда как против — только 27,1% (табл.4). Аналогичные результаты получены и другими центрами — ФОМом и Левада-центром.
Политические эксперты, обсуждая проблему 2008 г., уже давно предлагают различные маневры, так или иначе затрагивающие конституционный строй России, которые позволили бы В. Путину сохранить свою власть в стране после этой даты, даже формально не баллотируясь на пост президента. Однако, как показывает опрос, ни один из этих вариантов не пользовался
Таблица 4.
«Как бы Вы отнеслись к тому, чтобы внести в Конституцию изменения, позволяющие Путину избираться на третий срок подряд?», %
Полностью одобряю 36,4
Скорее одобряю 29,6
Скорее не одобряю 15,5
Полностью не одобряю 11,6
Затруднились ответить 7,0
значительной поддержкой населения, а некоторые просто воспринимались как совершенно неприемлемые (табл.5).
Отменить вообще президентские выборы путем всенародного голосования, поручив их Федеральному собранию или одной из его палат — крайне непопулярный вариант, число его сторонников составляло только 7,3%. Это неудивительно в условиях, когда вся модель "суперпрезидентской республики", позитивно воспринимаемая россиянами, основывается на всенародной легитимизации президентской должности.
Только 9,8% россиян были готовы поддержать переход к парламентской республике, опирающейся на партийное большинство в Государственной думе, и возможное правление В. Путина после 2008 г. в качестве премьера (германская политическая система).
Наиболее приемлемый для россиян вариант, пользовавшийся поддержкой 35,5% опрошенных — форсирование Союзного государства России и Белоруссии с принятием новой Конституции, что позволит баллотироваться В. Путину на пост президента этого нового государства, а А. Лукашенко — на пост вицепрезидента. Однако большинство россиян отвергают и этот вариант, также грозящий России определенной нестабильностью и непредсказуемостью.
Оставить на время (до 2012 г., когда В. Путин снова сможет избираться президентом) или насовсем пост президента, "передав" его близкому соратнику, чтобы продолжать управлять страной "из-за кулисы"? Этот вариант поддержали только 29,4% опрошенных.
По мнению подавляющего большинства россиян (63,0%), России подходит только президентская республика, в которой президент избирается народом
Таблица 5.
«Какой вариант Вы поддерживаете?», %
A. Отмену всенародных выборов Президента России, замену их выборами парламента России
Да 7,3
Нет 80,6
Затруднились ответить 12,1
B. Осуществить переход к парламентской республике, где реальным главой государства становится не президент, а премьер-министр, назначаемый парламентом
Да 9,8
Нет 66,9
Затруднились ответить 23,4
£ Создать союзное государство России и Белоруссии, принять его новую Конституцию, разрешающую В. Путину и А. Лукашенко баллотироваться на должности президента и вице-президента Да 35,5
Нет 45,7
Затруднились ответить 18,8
D. Добиться передачи власти в 2008 году близкому себе политику, чтобы в 2012 году снова стать президентом России
Да 29,4
Нет 48,7
Затруднились ответить 21,9
и наделен полномочиями формирования и контроля за исполнительной властью. Собственно, это и есть тот политический режим, который существует в сегодняшней России и ассоциируется с именем В. Путина. В глазах россиян он представляет значительную ценность, гарантируя политическую стабильность и укрепление роли государства.
Нужен ли "преемник"?
Если все же сам В. Путин не будет участвовать в выборах и предложит преемника на этот пост, то, согласно сегодняшним настроениям россиян, шансы этого преемника выиграть выборы будут достаточно высоки. 49,0% опрошенных уже сегодня готовы были бы за него проголосовать (15,5% безусловно да и 33,5% скорее да), даже не зная конкретного имени кандидата. 25,3% россиян не стали бы голосовать за этого "обобщенного преемника" (9,3% безусловно нет и 16,0% скорее нет). Эти цифры означают, что в случае удачного, общественно одобряемого выбора преемника, шансы последнего выиграть президентские выборы, причем, возможно, уже в первом туре, носят достаточно значимый характер. И это результат в первую очередь того, что в нынешней России доминирует "партия власти" во всех ее проявлениях, а оппозиция ей слаба как никогда.
Намерение голосовать за абстрактного преемника В. Путина тесно коррелирует с отношением к самому В. Путину. Те, кто одобряет его деятельность ("путинское большинство"), готовы поддержать и выдвинутого им преемника. Те, кто не одобряет, соответственно, скорее не готовы. Наиболее низкие показатели одобрения В. Путин имеет среди сторонников КПРФ — пожилой, низкодоходной, традиционалистски ориентированной части общества. Так, среди этой группы поддержать преемника готовы 30,2% опрошенных, а 45,4% — не готовы.
Впрочем, пока в обществе не наблюдается ясности ни относительно механизма преемственности власти, ни относительно реальной кандидатуры на роль преемника. Нет ясности и по поводу возможного выбора самого В. Путина: 33,9% опрошенных были уверенны в марте 2006 г., что он уже определился с кандидатурой преемника, а 35,8% полагали, напротив, что еще нет.
Возможные кандидатуры на роль "преемника"
ВЦИОМ не раз в течение последнего года с помощью самых разных методик пытался выявить наиболее перспективных кандидатов в преемники. Вопросы о преемнике задавались респондентам в "открытой" форме, когда список формировался самими опрошенными, и в "закрытой", когда готовый список предлагался интервьюером. В одних вопросах в возможный список кандидатов включались представители "партии власти" и оппозиции. В других, напротив, респондентам предлагался выбор либо только среди возможных кандидатов от "партии власти", либо только от оппозиции.
Ситуация в апреле 2005 г.
В апреле 2005 г. конкретный вопрос, заданный в открытой форме, кого россияне готовы поддержать в качестве преемника В. Путина, не смог прояснить картины симпатий. Фактически он выявил растерянность общества,
совершенно не готового решать проблему. 44,5% опрошенных продолжали настаивать, что во главе страны должен оставаться "только В. Путин". Но остальная часть не только не смогла остановиться на каком-то одном консолидированном кандидате, но и вообще выдвинуть политиков, способных перешагнуть рейтинг в 1-2%. Так, Г. Зюганова назвали 2,2% опрошенных, В. Жириновского — 1,9%, Д. Рогозина — 1,2%. Все остальные политики, включая всех возможных официальных кандидатов в "преемники", имели менее 1% твердых сторонников.
Не помог тогда прояснить ситуацию и более жесткий выбор, поставленный перед респондентами, когда возможность участия В. Путина в этих выборах не предусматривается. "Тройка" ведущих думских оппозиционеров сохраняла свои позиции в интервале 2,5-3,5%, а с отставанием следовали представители "партии власти" Б. Грызлов (1,7%), А. Тулеев и С. Шойгу (по 1%).
Ситуация в ноябре 2005 г.
Знаковым событием ноября 2005 г. стало выдвижение на ответственные посты первого вице-премьера и вице-премьера правительства России Д. Медведева и С. Иванова. Аналитиками и журналистами это было воспринято как сигнал о том, что Кремль определился с кандидатурами возможных преемников и выдвигает их для придания им ореола публичности. Как показало исследование, широкая общественность это событие восприняла тогда без особого внимания.
На вопрос, кто имеет наилучшие шансы стать следующим Президентом России, респонденты назвали прежде всего представителей руководства "Единой России" С. Шойгу (8,7%) и Б. Грызлова (6,2%). За ними следуют Г. Зюганов (5,3%), В. Жириновский (4,9%), М. Фрадков (3,5%), С. Глазьев (3,2%), В. Матвиенко (2,6%). Шансы всех остальных возможных кандидатов воспринимались как еще менее значимые.
Не все возможные кандидаты кажутся равноценными с точки зрения своей способности справиться с руководством страной. Особенно много сомнений вызывает возможный приход к власти представителей оппозиции, как правой, так и левой. Это касается Г. Зюганова (7,5% полагают, что он справится, 15,1% — что не справится), В. Жириновского (7,7% против 24,8%), М. Касьянова (1,5% против 10,1%), И. Хакамады (2,1% против 15,3%), А. Чубайса (0,4% против 17,0%), М. Ходорковского (0,6% против 7,2%), Г. Явлинского (1,4% против 7,9%). У этих хорошо известных в стране, "раскрученных" политиков, как правило, есть своя большая или меньшая группа сторонников, но число непримиримых противников превышает ее в разы. И реализовать в этих условиях свои президентские амбиции им чрезвычайно сложно. Несколько лучше соотношение сторонников и противников наблюдалось тогда у лидеров "Родины" (по мнению 4,7% россиян, С. Глазьев справится бы с руководством страной в случае своего избрания, по мнению 4,1%, не справится; у Д. Рогозина эти цифры составляли 4,4% против 5,4%). И только у представителей "партии власти", в узком или широком смысле слова, уже имеющих опыт руководящей работы, соотношение мнений явно склонялось в пользу "справится". Так, у Б. Грызлова это соотношение составляло 9,3% против 6,0%; у М. Фрадкова — 5,5% против 4,2% и лишь С. Шойгу, являлся на тот момент, пожалуй, единственной фигурой, которому общество бы вручило ключи от президентского кабинета без больших колебаний. 15,6% опрошенных уве-
рены, что он справится, 1,3% придерживаются обратной точки зрения. Мнение остальных носило нейтральный характер.
Именно С. Шойгу являлся в ноябре 2005 г. явным фаворитом еще необъявленной президентской гонки, хотя лишь 10,6% опрошенных считали его наиболее предпочтительным кандидатом в президенты. Но позиции всех остальных "кандидатов в преемники" от "партии власти" были еще слабее. В случае гипотетических выборов за право соперничать с С. Шойгу во втором туре борьба бы развернулась между Г. Зюгановым (5,8%), В. Жириновским (5,3%) и Б. Грызловым (5,6%). Некоторые шансы на участие во втором туре сохраняли бы С. Глазьев (4,1%), А. Тулеев (3,3%), С. Иванов (2,5%),
В. Матвиенко (2,6%), М. Фрадков (2,6%).
Что касается логики гипотетического "второго тура", то она уже в ноябре 2005 г. не оставляла никаких шансов лидерам оппозиции, электорат которых недостаточно лабилен. Представители "партии власти" и политического центра воспринимались как приемлемые кандидаты даже со стороны тех, кто не полностью им симпатизировал.
Вот как на тот момент выглядела иерархия "мягких рейтингов", суммировавших голоса тех избирателей, кто отдает предпочтение данному кандидату либо при первом выборе, либо при втором, либо при третьем. В приведенном ниже списке соседствуют и представители "партии власти", и представители оппозиции. В нем отсутствует Д. Медведев, который за последующие несколько месяцев превратился в одного из фаворитов предстоящей кампании, но в ноябре 2005 г. он еще не воспринимался массовым сознанием как са-
мостоятельная политическая фигура
1. Шойгу С. 20,7%
2. Грызлов Б. 12,2%
3. Тулеев А. 8,9%
4. Зюганов Г. 8,8%
5. Жириновский В. 7,8%
6. Матвиенко В. 7,8%
7. Фрадков М. 7,3%
8. Глазьев С. 6,7%
9. Рогозин Д. 6,3%
10. Иванов С. 5,6%
11. Миронов С. 3,8%
12. Жуков А. 3,7%
13. Хакамада И. 2,6%
14. Явлинский Г. 2,5%
15. Степашин С. 2,2%
16. Ткачев А. 2,0%
17. Касьянов М. 1,8%
18. Козак Д. 1,3%
19. Селезнев Г. 1,2%
20. Хлопонин Г. 1,1%
21. Ходорковский М. 0,9%
22. Чубайс А. 0,6%
23. Якунин В. 0,4%
24. Семигин Г. 0,4%
Ситуация в марте 2006 г.
В исследовании, проведенном ВЦИОМ в первых числах марта 2006 г., респондентам было задано несколько вопросов в разной формулировке относительно возможной и наиболее желательной кандидатуры в "преемники". В частности, был задан "открытый вопрос": "Кого можно посоветовать В. Путину назначить своим преемником"? Этот вопрос "без подсказки" оказался наиболее сложным. 39,3% ответили, что такого сегодня не видят, а голоса остальных распределились между почти двадцатью кандидатами. Наибольшее число сторонников оказалось вновь, как и в ноябре, у С. Шойгу (3,3%), а также у С. Иванова (2,8%), В. Жириновского (2,6%), Д. Медведева (2,3%), Б. Грызлова (1,6%), М. Фрадкова (1,5%).
Учитывая, что большинство аналитиков сходятся на том, что выбор В. Путина и его команды относительно кандидатуры преемника ограничен реальным списком из 6-7 кандидатов, в который не входят С. Шойгу и В. Жириновский, фамилии реальных преемников и были предъявлены респондентам с просьбой назвать того из них, кто имеет наилучшие шансы выиграть президентские выборы в качестве преемника. Опрос выявил лидерство четырех возможных кандидатов, наиболее часто рассматриваемых в СМИ в этом качестве. Лидирует в списке Д. Медведев (11,1%), далее идут С. Иванов (10,1%), Б. Грызлов (9,1%), М. Фрадков (7,9%). Значительно меньше шансов, по мнению опрошенных, у С. Миронова (2,6%), С. Собянина (1,6%) и Д. Козака (1,0%). Таким образом, за несколько месяцев, прошедших с ноября
2005 г., резко возросли позиции в общественном мнении С. Иванова и в еще большей степени Д. Медведева, стартовавшего практически "с нуля". Они сумели несколько отодвинуть Б. Грызлова, лидировавшего в данном перечне кандидатов в конце минувшего года.
Интересно также, что электорат "Единой России" отдает явное предпочтение С. Иванову (14,1%) или Б. Грызлову (11,3%), которые существенно опережают Д. Медведева (7,3%). В то же время последнему в наибольшей степени симпатизируют сторонники КПРФ и Партии пенсионеров. Вероятно, это связано с тем, что Д. Медведев ассоциируется с ожидаемыми результатами "национальных проектов", призванных защитить наиболее уязвимые слои населения.
Несколько иные, но в чем-то пересекающиеся результаты были получены на вопрос, кто из этого списка возможных кандидатов в преемники лучше других справился бы с обязанностями Президента России. Впереди оказалась та же четверка "фаворитов гонки", но в несколько ином порядке. Лидировал С. Иванов (9,4%), далее следовали Б. Грызлов (8,0%), Д. Медведев (7,6%) и М. Фрадков (6,9%). Замыкали список С. Миронов (2,3%), С. Собянин (1,6%) и Д. Козак (1,3%). Таким образом, можно предположить, что сформировалась своего рода "тройка лидеров" вероятной президентской кампании в лице Д. Медведева, С. Иванова и Б. Грызлова, шансы которых на тот момент были примерно равны. Обращает на себя внимание и явное усиление в общественном мнении позиций М. Фрадкова, шансы которого стать следующим президентом еще полгода назад казались крайне незначительными, а его роль премьера скорее технической.
Ясно, что названные кандидаты в преемники вряд ли будут соперничать на выборах друг с другом — "партия власти" выдвинет одного их них, кто и будет представлять ее на выборах. А соперничать в публичном пространстве
вероятному преемнику придется с лидерами оппозиции. Кто же из них сможет составить наибольшую конкуренцию "кандидату Кремля"? В марте
2006 г. общественное мнение отдавало явное предпочтение В. Жириновскому. 16,9% опрошенных полагали, что именно он станет главным конкурентом "кандидата Кремля". 12,2% отдавали предпочтение Г. Зюганову, лидеру другой крупной оппозиционной партии, которая, однако, в последние годы явно теряет симпатии избирателей. С большим отрывом от этих лидеров оппозиции следуют Д. Рогозин (4,1%), С. Глазьев (2,6%), А. Чубайс (2,5%), М. Касьянов (2,4%), В. Рыжков (1,7%), И. Хакамада (1,5%), М. Ходорковский (1,2%). Совсем слабые позиции зафиксированы у Г. Каспарова (0,8%), Г. Семигина (0,4%), Э. Лимонова (0,2%).
Ситуация в июле 2006 г.
В июле 2006 г. на открытый вопрос: "Кого бы Вы посоветовали Владимиру Путину назвать в качестве своего преемника?" 9,9% респондентов назвали Д. Медведева. За ним идут С. Иванов (4,8%), В. Жириновский (2,8%), С. Шойгу (2,7%), Г. Зюганов (2,4%), М. Фрадков и С. Собянин (по 1,6%).
Усиленная "раскрутка" Д. Медведева и, напротив, кампания, направленная против С. Иванова в связи с эксцессами в Вооруженных силах, сделали свое дело: Д. Медведев стал восприниматься и как наиболее вероятный, и как наиболее желательный "наследник". 19,6% опрошенных называют его в качестве наиболее вероятного следующего президента, который имеет наилучшие шансы выиграть президентские выборы, а идущего на втором месте
С. Иванова — лишь 13,8%. Замыкают четверку фаворитов Б. Грызлов с 8,3% и М. Фрадков с 5,3%. Шансы других возможных "преемников" представлялись на этот момент незначительными.
Среди тех, кто может составить оппозицию официальному кандидату Кремля, по-прежнему наибольшие шансы у В. Жириновского. 18,9% россиян полагают, что он сможет составить конкуренцию приемнику В.Путина. Далее следует Г. Зюганов (11,9%), остальные политики отстают (табл. 6).
Однако независимо от того, кто конкретно станет кандидатом от "партии власти", 59,8% россиян выразили готовность проголосовать именно за эту кандидатуру. За другого политика, опять-таки независимо от его конкретной фамилии, — только 19,1% опрошенных.
Таблица 6.
«Кто, на Ваш взгляд, может составить конкуренцию на следующих президентских выборах возможному преемнику В. Путина?», %
Жириновский Владимир 18,9
Зюганов Геннадий 11,9
Лимонов Эдуард 0,8
Семигин Геннадий 1,3
Рогозин Дмитрий 2,8
Глазьев Сергей 3,1
Касьянов Михаил 2,9
Чубайс Анатолий 2,1
Хакамада Ирина 1,1
Рыжков Владимир 1,3
Каспаров Гарри 0,2
Ходорковский Михаил 0,6
Другой 2,4
Никто из них 30,8
Затруднились ответить 20,1
В то же время указание конкретной фамилии "преемника" понижает его рейтинг по сравнению с абстрактным "кандидатом Кремля". Это связано с тем, что ни один из них (Д. Медведев — в меньшей степени, другие кандидаты — в большей) не обладает необходимой привлекательностью, чтобы идеально соответствовать статусу "наследника Путина". В списке, где в качестве "дублера партии власти" присутствует еще один кандидат на звание официального наследника — С. Миронов, "Кремль" в совокупности набирает 43,2% голосов россиян, а В. Жириновский — 15,3%. В других гипотетических вариантах, когда "Кремль" представлен менее популярными политиками, чем Д. Медведев, совокупный рейтинг "кандидатов партии власти" опускается несколько ниже отметки в 40%, однако в любом случае превосходит рейтинг всех кандидатов от оппозиции.
Политический курс и личные качества вероятного "преемника"
Возвращаясь к кандидатуре вероятного преемника В. Путина, следует отметить, что общество далеко от однозначной оценки тех качеств, которыми он должен обладать, и той политики, которую он должен будет проводить. Должен ли это быть самостоятельный и сильный лидер, который выработает новый курс для страны, или же важнее лояльность В. Путину и тому курсу, который ассоциируется с именем нынешнего президента? Вероятно, этот вопрос задает в отношении будущего президента не только общество, но и сама "партия власти". Решение этого вопроса тесно связано с судьбой самого
В. Путина после 2008 г. Именно он, независимо от занимаемого поста, является признанным лидером страны, и в этой ситуации другой сильный и амбициозный политик в Кремле неизбежно создает угрозу двоевластия, которая воспринимается и в обществе, и в элитах с опасениями.
53,8% опрошенных все же считают сегодня, что новый президент должен быть сильным и самостоятельным политиком, а 38,1% полагают, что преданность В. Путину и предсказуемость политического курса важнее. 51,4% россиян предпочли бы видеть новым президентом опытного, известного в стране политика, а 39,2% — более молодого, энергичного, даже если он пока недостаточно известен широкой общественности. 51,2% предпочитают видеть следующего президента политиком, ориентированным на стабильность и предсказуемость, а 37,9% — яркой личностью с новыми неожиданными для общества идеями.
Что касается содержательной стороны общественного запроса в отношении следующего Президента России, то налицо явный сдвиг влево, в направлении социальной справедливости и государственного суверенитета России. Он должен быть скорее "левым государственником", впрочем, поддерживающим баланс отношений с Западом и различными группами внутри самого российского общества. Вот основные позиции, которые должен удовлетворить следующий президент, согласно исследованию ВЦИОМ в ноябре 2005 г.:
1. Сохранить нынешний баланс между интересами Запада и интересами российского суверенитета — 51,7%.
2. Усилить государственное регулирование экономики, контроль государства над ее важнейшими сферами — 47,2%.
3. Поворот "влево", в направлении большей социальной справедливости — 39,7%.
4. Сохранить нынешний баланс между требованиями наведения порядка и
требованиями демократии — 36,9%, либо наводить порядок "жесткой рукой" — 32,0%.
Аналогичные данные получены и в ходе исследования, проведенного в марте 2006 г. Россияне в целом удовлетворены тем социальным и политическим курсом, который связывается с именем В. Путина, и не хотели бы, чтобы при преемнике В. Путина он был существенно изменен. В то же время, по мнению большинства опрошенных, реализация заявленного курса во многом далека от совершенства, да и в сам курс следовало бы внести отдельные коррективы, не меняя его слишком существенно. Так, 73,7% поддерживают преемственность курса В. Путина (примерно столько же и тех, кто одобряет деятельность нынешнего президента). При этом 26,6% выступают за безусловное продолжение курса, а 47,2% полагают, что в него необходимо внести определенные коррективы. За существенное изменение курса В. Путина высказываются 17,6% россиян, эта цифра и отражает реальный уровень существующей в нашем обществе оппозиционности. В основном это пожилые и малообеспеченные граждане, во многом продолжающие жить ценностями и настроениями советской эпохи. Так, если среди сторонников "Единой России" более 88% опрошенных выступают за преемственность курса В. Путина, то среди сторонников КПРФ — меньше 50%.
Однако на вопрос, в чем же собственно состоит "курс В. Путина", одобряемый в целом почти тремя четвертями населения страны, однозначного ответа дано не было. В условиях ценностного консенсуса, характерного для нынешнего периода в истории страны, многие социальные группы склонны видеть в том, что делает и что провозглашает президент, реализацию именно своего видения социальных и политических приоритетов. Даже если эти приоритеты носят зачастую противоположный характер. Большинство респондентов определяют курс В. Путина как "повышение роли России в современном мире, укрепление ее суверенитета" (80,3% согласны с этим, в том числе 37,5% полностью согласны); "сближение со странами Запада" (74,4% согласны с этим, в том числе 26,1% полностью согласны); "наведение порядка в государстве и обществе, укрепление законности" (71,5% согласны с этим, в том числе 32,6% полностью согласны); "укрепление государственных институтов, вертикали власти" (69,9% согласны с этим, в том числе 31,5% полностью согласны); "восстановление социальной справедливости, улучшение жизни простых людей" (69,7% согласны с этим, в том числе 34,1% полностью согласны). Несколько меньше тех, кто согласен с такими определениями курса В. Путина, как "развитие политической демократии, прав и свобод граждан" (соответственно, 65,5% и 26,4%); "защита интересов русских, их национальных ценностей и традиций" (соответственно, 64,4% и 25,8%); "поддержка крупного частного бизнеса" (соответственно, 54,1% и 18,9%). Таким образом, в общественном восприятии курс В. Путина является синтезом самых разных идей и приоритетов, в котором главный акцент делается на такие ценности, как государственный суверенитет и наведение порядка. И хотя этот курс нуждается в определенных корректировках, главной проблемой для него является не столько система общественных приоритетов, сколько реализация верных, с точки зрения большей части общества, продекларированных целей. Лишь 21,3% опрошенных полагают, что В. Путину удалось добиться значимых успехов в реализации своего политического и экономического курса, а
51,6% считают, что хотя "путинский курс" в целом верный, его реализация оставляет желать лучшего. 8,9% связывают отсутствие успехов с неверно избранным политическим курсом, а еще 13,4% считают, что у В. Путина вообще нет какого-либо отчетливого курса, он действует исходя только из конкретных обстоятельств.
По мнению россиян, главной задачей того руководителя страны, который придет на смену В. Путину в 2008 г., должно стать восстановление социальной справедливости, улучшение жизни простых людей (70,6%). Вторым по значимости приоритетом должно стать наведение порядка в государстве и обществе, укрепление законности (33,1%). С большим отрывом далее следуют такие приоритеты, как усиление позиций государства в экономике, ограничение сверхдоходов крупного бизнеса (18,4%), повышение роли России в современном мире, укрепление ее суверенитета (15,4%), защита интересов русских (11,9%), развитие политической демократии, прав и свобод граждан (8,9%), поддержка крупного частного бизнеса (5,8%), укрепление государственных институтов, вертикали власти (2,9%), сближение со странами Запада (2,4%). Интересно отметить, что данная иерархия ценностей и приоритетов мало зависит от политических убеждений опрашиваемых. Социальную справедливость на первое место, а порядок на второе ставят представители всех электоральных групп, и "правые", и "левые", и центр в лице "Единой России". Для более молодой части россиян характерен более высокий приоритет такой ценности, как "повышение роли России в мире, укрепление ее суверенитета", занимающей в общем списке третье место.
По мнению большинства опрошенных россиян, будущий Президент России должен более жестко, чем В. Путин, проводить политику в интересах русских людей (76,4%), более последовательно бороться с "олигархами" (75,6%), более решительно наводить в стране порядок (67,6%), в меньшей степени бы ориентироваться на сотрудничество с США (53,2%). Меньшая часть общества, напротив, предпочла бы такого будущего президента, который бы больше, чем В. Путин, ориентировался на сотрудничество с США и другими западными странами (36,4%), более последовательно развивал демократию (25,5%), поддерживал бы крупный капитал, отказался от борьбы с олигархами (17,2%), в большей степени защищал интересы национальных меньшинств и мигрантов (14,8%). 69,8% россиян выступают за то, чтобы преемник В. Путина продолжал бы руководить страной на непартийной основе, был "президентом всех россиян".
Исследование методом "балкона", в ходе которого респондентам было предложено выбрать понятия, вызывающие у них наиболее положительные и наиболее отрицательные чувства, показало, что в "позитивном списке" лидируют порядок (59,3%), справедливость (56,8%), свобода (39,4%), стабильность (38,2%), русские (37,0%), патриотизм (35,7%), достаток (33,4%). В негативном списке лидируют элита (44,4%), капитализм (32,7%), коммунизм (24,7%), Запад (24,0%), впасть (21,4%).
Если сравнить этот перечень с тем, как воспринимается в массовом сознании нынешний курс В. Путина, то можно сделать вывод о необходимости существенного повышения приоритетности социальной справедливости и относительно меньшего внимания к таким приоритетам, как укрепление вертикали власти, которая, по мнению многих россиян, оборачивается в первую очередь усилением бюрократической прослойки, а также сближение с Западом, что отражает все более антизападнические настроения в россий-
ском обществе. Существует запрос и на то, чтобы новый президент был в большей степени "национально ориентирован", позиционировал себя именно как русского политика, отстаивающего русские национальные ценности и традиции.
Таким образом магистральным запросом общества остается лево-госу-дарственническое направление, в наибольшей степени характеризуемое терминами "справедливость" и "порядок". Этот курс продекларирован и нынешней властью, но проводится недостаточно последовательно и жестко.
Что же касается попыток заглянуть еще дальше, хотя бы лет на 10, уже по окончании двойного срока пребывания во главе страны следующего президента, то налицо оптимизм, хотя и весьма сдержанный. Лишь немногие видят предпосылки для существенного улучшения ситуации и усиления страны (15,5%), но и сценарии катастрофического ухудшения ситуации (7,7%) или медленного ухудшения (14,3%) также не кажутся слишком вероятными. Самый вероятный сценарий — медленный рост, постепенное улучшение ситуации, что и происходит при нынешнем президенте. В такое развитие событий верили в ноябре 2005 г. 45,0% опрошенных россиян.
Будущее В. Путина после 2008 г.
Выбор "преемника" и решение проблемы-2008 ставит еще один вопрос перед россиянами: а что станет делать В. Путин после ухода со своего поста? В марте 2006 г. 27,1% опрошенных полагали, что ему следует остаться на одной из ведущих государственных должностей, возможно, возглавить одну из палат Федерального собрания, 26,4% — возглавить правительство, 13,5% — заняться общественной деятельностью, 10,6% — возглавить одну из международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО, 7,7% — возглавить крупную государственную корпорацию типа Газпрома или РАО ЕЭС, 2,8% — заняться частным бизнесом. И только 15,4% опрошенных посоветовали бы В. Путину вообще уйти из политики и публичной сферы, заняться делами своей семьи. По мнению россиян, В. Путин, скорее всего, останется в большой политике. 70,0% предсказывают ему сохранение своего политического влияния, независимо от формальной должности, которую он будет занимать, в том числе 24,7% полагают, что его влияние в любом случае будет превосходить влияние нового президента, избранного по рекомендации В. Путина в 2008 г. Значительно меньше тех (16,7%), кто считает, что В. Путин в 2008 г. либо добровольно уйдет из сферы большой политики (11,4%), либо новый президент не даст В. Путину заниматься активной политической деятельностью (5,4%).
В ноябре 2005 г. 36,6% опрошенных были уверены, что, хотя, согласно нормам Конституции, В. Путин формально президентом не будет, он все равно останется фактическим главой государства, самым влиятельным политиком России. Только 12,4% россиян полагали, что после 2008 г. В. Путин уйдет из политики, а 3,2% предрекали ему после ухода от власти резкую критику со стороны нового руководства, вплоть до судебных преследований. Именно вера в В. Путина как бессменного "отца нации" и делает для многих россиян неактуальным разговор о его возможном преемнике. Действительно, какая разница, какой будет фамилия нового президента, если все равно нами будет править В. Путин?
Основные выводы
1. Почти две трети опрошенных либо не исключают участия В. Путина в очередных президентских выборах, либо уверены в его участии. Россияне предпочли бы продлить срок полномочий В. Путина и именно поэтому не слишком склонны искать "кандидатуру преемника".
2. Почти 60% россиян с большей или меньшей степенью уверенности готовы поддержать на гипотетическом референдуме поправку, разрешающую В. Путину баллотироваться на третий срок.
3. Неопределенность ситуации с "преемником" связана с нерешенностью этого вопроса самим В. Путиным. Менее половины россиян считают, что
B. Путин уже определился с выбором своего преемника.
4. Однозначного мнения в обществе относительно кандидатуры преемника не сложилось. Если до весны 2006 г. примерно равные позиции имели
C. Иванов, Д. Медведев и Б. Грызлов, то в последние месяцы явным фаворитом становится Д. Медведев.
5. Независимо от конкретного имени "преемника", единый "кандидат партии власти" будет иметь хорошие шансы на выигрыш президентских выборов, не исключена даже победа над представителями оппозиции уже в первом туре.
6. В стане оппозиции наилучшие возможности оказать конкуренцию "кандидату Кремля" сегодня имеет В. Жириновский. Шансы "правой" оппозиции реально вмешаться в ход выборов крайне невелики.
7. Нет единого мнения о том, какими личными качествами должен обладать "преемник" В. Путина, должен ли он стать самостоятельным лидером страны или же оставаться в "политической тени" нынешнего президента.
8. Политический курс В. Путина должен быть продолжен, причем с еще большим уклоном в направлении восстановления социальной справедливости в стране, установления порядка и укрепления государственности и государственного суверенитета.
9. В политический курс, связываемый с В. Путиным, по мнению россиян, следовало бы внести определенные коррективы. Меньше внимания следующий президент должен уделять слишком тесным контактам с ведущими странами Запада, а также выстраиванию "административной вертикали", которая лишь способствует росту бюрократической прослойки.
10. Будущий Президент России должен проводить политический курс более жестко и последовательно.
11. Россияне продолжают отвергать "партийную" систему политического устройства страны. По их мнению, будущий президент страны не должен быть членом какой-то одной партии, он должен оставаться "президентом всех россиян", независимо от их политических симпатий, объединяя в своей политике самые разные идеи.
12. По мнению россиян, В. Путин, независимо от того, кто станет следующим президентом, сможет остаться среди наиболее влиятельных политиков России.
Whom would the Russian citizens like to see as their next president? Who could be the most adequate successor to Vladimir Putin in his post? What features of Putin's presidency should the new
leader keep, by public assessments? The author answers these questions using VCIOM poll results for
2005-2006.