Научная статья на тему 'Поведенческие реакции студентов в процессе тренинговых занятий'

Поведенческие реакции студентов в процессе тренинговых занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1232
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / TRAINING / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / BEHAVIORAL RESPONSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тинькова Зинаида Сергеевна

В статье рассмотрены основные поведенческие реакции и модели студентов в рамках навыковых тренингов. Рассмотрены типы диструктивного поведения на тренинге, а также приведены примеры решения данной проблемы проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL RESPONSES OF STUDENTS DURING TRAINING SESSIONS

The article describes the main behavioral responses and patterns of students in the framework of habit-forming training. Describes the types of destructive behavior during the training, as well as examples of solving this problem.

Текст научной работы на тему «Поведенческие реакции студентов в процессе тренинговых занятий»

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

BEHAVIORAL RESPONSES OF STUDENTS DURING TRAINING SESSIONS

Тинькова Зинаида Сергеевна кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орел, Россия

Tinkova Zinaida Sergeevna Ph.D., senior lecturer of the department «<Theory and methodology chosen spot Orel State Universitynamed after I. S. Turgenev, Orel, Russia

Аннотация. В статье рассмотрены основные поведенческие реакции и модели студентов в рамках навыковых тренингов. Рассмотрены типы диструктивного поведения на тренинге, а также приведены примеры решения данной проблемы проблемы.

Abstract. The article describes the main behavioral responses and patterns of students in the framework of habit-forming training. Describes the types of destructive behavior during the training, as well as examples of solving this problem.

Ключевые слова. Тренинг, деструктивное поведение, поведенческие реакции. Keywords. Training, destructive behavior, behavioral responses.

Тренинги, как форма интерактивных занятий, давно стали неотъемлемой частью процесса обучения бакалавров физической культуры. Эффективность тренинговых занятий неоспорима при условии соблюдения всех обязательных этапов организации. Преподавателю или тренеру необходимо внимательно изучить структуру и особенности организации каждого из предстоящих тренингов. Многие преподаватели тщательно разрабатывают ход самого тренинга и недостаточно времени уделяют изучению самих участников. Специфика навыковых тренингов у студентов требует проведение подготовительного блока для диагностики личностных качеств участников для прогнозирования поведенческих реакций.

Поведенческие реакции могут не только негативно повлиять на восприятие отдельного студента, но и на ход занятия в целом. Именно знания основных реакций студентов поможет вовремя обратить внимание на девиантность в поведении и скорректировать или же просто направить занятие в нужное русло ход занятия. Поэтому рекомендовано на этапе подготовки к тренингу организовать диагностику и выявить типы высшей нервной деятельности (ВНД) студентов. Тип ВНД — это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, благодаря которым формулируется тип поведения [2]

Одним из этапов подготовки к тренинговому занятию является изучение поведенческих моделей студентов. Для начала, необходимо изучить само понятие и основные классификации поведенческих моделей. Так как не знание этих основ,

""главная аннотация содержание 173

очень часто ведет к некорректному поведению преподавателя и, как следствие, к снижению результативности трененга.

Бихевиористы считают, что действия людей зависят от жизненного опыта, поведенческая модель акцентирует внимание на поведении, реакциях организма на его окружение. Поведение — это реакции организма на его окружение. Обусловленные модели поведения зависят от манипуляции. Также необходимо отметить значимость характера и темперамента, от которых на прямую зависит выбор поведенческой модели [1]. В рамках образовательного тренинга необходимо так же учитывать тип личности студента.

Выделяют три основных типа личности студентов:

Первый тип личности отличается интересом к более широкому изучению предмета, чем предусмотрено программой, этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. Здесь познавательная деятельность студентов также выходит за рамки учебной программы, но в пределах выбранной специализации

Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности — наименее творческий и наименее активный.

В. Т. Лисовский разработал основные типологии, характеризующие студентов на практических занятиях:

1. "Гармоничный". Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

2. "Профессионал". Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него — хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.

3. "Академик". Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на "отлично". Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. "Общественник". Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

5. "Любитель искусств". Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и

П V и и V/ /"

искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.

6. "Старательный". Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в

коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. "Середняк". Учится "как получится", не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: "Получу диплом и буду работать не хуже других". Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.

8. "Разочарованный". Человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.

9. "Лентяй". Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил". Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к "балласту". Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.

10. "Творческий". Ему свойствен творческий подход к любому делу — будь то учеба или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу "мне это интересно" или "мне это не интересно". Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.

11. "Богемный". Как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. "Обо всем" наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется, главным образом, "модными" течениями. Всегда имеет "свое мнение", отличное от мнения "массы". Завсегдатай кафе, модных дискоклубов [3].

Опираясь на эти характеристики преподавателю не сложно продумать стратегию тренинга с учетом возможных поведенческих реакций.

Для студента, который впервые участвует в тренинговом занятии это является стрессом, поэтому преподавателю необходимо помнить три основные реакции на незначительные стрессовые события:

^ эмоциональная реакция - легкое раздражение, тревога, страх, печаль;

^ физиологическая реакция — возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов, нейрохимические изменения;

^ поведенческая реакция — попытка справиться со стрессом, например, ударить кого-то, обратиться за помощью, решить проблему, выразить эмоции.

Стрессовые ситуации могут спровоцировать деструктивное поведение.

Деструктивное поведение — любая активность участников, которая является осознанным или неосознанным отражением стресса или неудовлетворения чем-

либо (целью занятия, формой и т. д.). Деструктивное поведение — это не причина, а симптом в контексте формирующих тренингов.

Первое, с чего стоит начать обсуждение этой темы — это причины деструктивного поведения участников. Существуют внешние причины:

^ Неуверенность преподавателя.Самая распространённая причина так как, преподаватели редко проходят курсы для тренеров и чаще всего не готовы к такой форме подачи материала;

^ Самоуверенность преподавателя. Высокомерное поведение также очень часто провоцирует сопротивление участников. При этом это может быть не открытая конфронтация, а пассивное выражение своего нежелания работать: скука, пассивность, нежелание выполнять задание;

^ Некорректная подача материала. Тренинг — это прежде всего интерактив, но часто преподаватели дают слишком много теории, чрезмерно усложняют задачи и т.д.

Внутренние причины:

^ Низкая мотивация. Это ситуация, когда участник не считает обучение необходимым. Поэтому необходимо за ранее на предшествующих занятиях провести разъяснение о необходимости и значимости тренинга;

^ Утомление. Часто тренинги связаны с перегрузкой участников, когда они просто не могут осознать и понять все объем информации. Кроме того, одни участники могут утомляться быстрее, чем другие и иметь более низкий темп работы. Участники могут становиться пассивными, отказываться от выполнения заданий или открыто заявлять о своем нежелании продолжать работу. В данном случае стоит изначально оценить объем информации и убедиться в том, что он будет доступен большинству участников.

Типы студентов с деструктивным поведением:

1. Коммуникабельный. Участники, которые пытаются быть в центре внимания, зачастую отвлекая остальных от темы посторонними вопросами и рассказами. В работе с такими участниками необходимо очень мягко перенаправить его энергию в нужное для занятия русло.

2. Знаток. Это участники, которые стремятся показать свое превосходство, как перед преподавателем, так и перед другими участникам группы. Важно понять, действительно ли он эксперт, либо его знания поверхностны. Однако, в любом случае, преподавателю необходимо держать некоторые границы, не давая участнику сломать структуру тренинга.

3. Инертный. В любой группе можно встретить участников, которые не выражают интерес к происходящему. Таким участникам необходимо уделять особое внимание, задавать вопросы, интересоваться мнением. Исключением является интроверты, которые некомфортно чувствуют себя в группе. В работе с такими людьми нужно периодически убеждаться в том, что они все понимают, однако задействовать их в меньшей степени.

4. Конфликтный. Есть ряд участников, которые постоянно оспаривают ваши доводы и стремятся во что бы то ни стало привести к конфликту. Есть несколько способов работы с такими участниками: например, можно использовать его для вовлечения в работу остальной группы. Если участник создает конфликт за гранью

темы тренинга, то важно не увлекаться полемикой и предложить отложить вопрос на перерыв. Напомнить о правиле экономии времени на тренинге.

5. Нарушающий дисциплину. Есть участники, которые постоянно опаздывают, отвечают на звонки или перебивают остальных участников. В данном случае вам поможет строгое следование правилам тренинга и выполнение всех наказаний. Если вы договорились, что за опоздание участник должен, например, читать стихи, значит, после следующего перерыва он должен сделать это. Кроме того, преподаватель своим примером должен показывать, как нужно вести себя, и выражать свое неодобрение такого поведения.

Деструктивное поведение участников во время тренинга может существенно повлиять на эффективность работы группы, поэтому преподавателю необходимо владеть основными методами работы с такими участниками.

Одним из самых универсальных методов является беседа с участником «с глазу на глаз» в перерыве. При этом нужно установить истинную причину деструктивного поведения, выслушать и дать понять участнику, что понимаете его. Предложите вместе найти решения.

Переключение на другую активность тоже достаточно действенный метод, можно применять в работе как с коммуникабельными, так и с конфликтными типами участников. Косвенное влияние — например, осторожно сократить дистанцию с засыпающим или разговаривающим не по теме участником; используйте невербальные средства общения, чтобы привлечь внимание участника (изменение тона, громкости голоса, жестикуляция и т.п.). Игнорирование тоже может позволить скорректировать поведение участников, особенно это касается участников с проблемами в дисциплине.

Публичная просьба помогает уладить проблемы с отвлечением от темы, особенно если она озвучена обезличено, например, если кто-то из участников опоздал, прервитесь на минутку и ещё раз повторите всей группе основные правила работы. Пригласите участника выступить в роли лидера при выполнении заданий в небольших группах, этот метод лучше всего подходит для конфликтного типа деструктивного поведения.

Подводя итог можно сказать, что комфортную и продуктивную работу обеспечивают грамотная организация подготовительного блока тренинга, уверенность тренера в себе и его уважение к группе в целом и к каждому участнику. Не менее важна релевантность информации, а также грамотное применение способов удержания внимания аудитории.

Список литературы

1. Глинский Я. Девиантология. - М.: ННаука:. 2000,- 270 с.

2. Карташова ЛЛ. В. Организационное поведение : учебник /ЛЛ. В.Карташова, Г. В.ННиконова, Г. О.Соломанидина. - М.: Изд-во ИННФА-М, 2007.

3. Лисовский В. Т. Социология молодежи : учебное пособие. - Изд-во С.-Петербургского университета, 1996, - С. 217-221.

4. Макеева В. С. Формирование коммуникативно-деятельностных умений и качеств в профессиональной подготовке аниматоров / Восток — Россия - Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: матер. науч.

симпоз. /под ред. д-ра пед. н. проф. В. С. Макеевой .- Т.2.- Орел: ОрелГТУ, 2010. -С. 297-303.

References

1. Glinski J. Deviantology. M. Science Publ, 2000. 270p.

2. Kartashova L. V., Nikonova G. V., Solomonidina G. O. Organizational behavior. Moscow, NFA-M Publ, 2007.

3. Lisowski V. T Sociology of youth. St.Petersburg, Publishing house of St. Petersburg University, 1996, pp. 217-221.

4. Makeeva V. S. Formation of communicative-pragmatic abilities and qualities in the professional training of animators. East - West - Russia. Modern processes of development of physical culture, sport and tourism. Status and prospects of formation of a healthy lifestyle: mater. scientific. the international Symposium. Vol. 2. Orel. OrelGTU, 2010. pp. 297-303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.