5. Schetinina, S.Yu. (2009), "Motivation to lessons of physical culture and sports activity of schoolchildren of different sex-age groups dependent on living conditions", Fizicheskaya kultura: vospi-tanie, obrazovanie, trenirovka, No. 6, pp. 6-13.
6. Schetinina, S.Yu. (2013), "Main concepts and approaches to schoolchildren's physical education improvement", Pedagogic psychological and medico biological problems of physical education and sport, Vol. 27, No. 2, pp. 210-217.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.02.2017
УДК 796.011.3
ВНЕДРЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ
ЗАВЕДЕНИИ
Елена Евгеньевна Яворская, кандидат педагогических наук, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ), г. Благовещенск; Юлия Александровна Дьяченко, кандидат биологических наук, Дальневосточный государственный аграрный университет (Дальневосточный ГАУ), г. Благовещенск; Юрий Александрович Кретов, кандидат педагогических наук, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ), Благовещенск
Аннотация
Статья посвящена проблеме внедрения в высшем учебном заведении Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее - ВФСК ГТО). Актуальность выбранной темы исследования обусловлена возрождением в стране национальной идеи по оздоровлению нации, использованию возможностей физической культуры и массового спорта. Комплекс ГТО рассматривается как инструмент повышения уровня физической активности учащейся молодежи и работников системы образования. Цель исследования - создание оптимальных условий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в ФГБОУ ВО «БГПУ» (далее - БГПУ). Авторами предлагается комплекс мероприятий, направленных на модернизацию системы физического воспитания работников, сотрудников и обучающихся, совершенствование материально-технической базы, организацию информационного сопровождения процесса внедрения ВФСК ГТО в вузе. Руководящую и координационную деятельность, связанную с внедрением ВФСК ГТО в вузе осуществляет Совет ГТО БГПУ, в состав которого входят: Студенческий актив ГТО, Кураторы ГТО, Волонтерский отряд ГТО. В работе раскрывается содержание организационно-информационного этапа по внедрению ВФСК ГТО в БГПУ. Определены меры поощрения преподавателей, сотрудников и обучающихся БГПУ, выполнивших нормативы и требования ВФСК ГТО. Намечены пути и формы дальнейшего продвижения ВФСК ГТО в вузе.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), поэтапное внедрение ВФСК ГТО, Совет ГТО, Студенческий актив ГТО, меры поощрений, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
INTRODUCTION OF ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Elena Evgenievna Yavorskaya, the candidate of pedagogical sciences, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk; Julia Alexandrovna Dyachenko, the candidate of pedagogical sciences, Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk; Yuri Alexan-drovich Kretov, the candidate of pedagogical sciences, Blagoveshchensk State Pedagogical
University, Blagoveshchensk
Annotation
Article is devoted to the introduction problem in the higher educational institution of The All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD). Relevance of the chosen subject of the
research is caused by revival in the country of the national idea relating to the health-improvement of the nation, use of the opportunities of physical culture and mass sport. The RLD complex is considered as the instrument of increasing the level of physical activity of the studying youth and workers of the education system. Research objective - creation of the optimum conditions for the introduction of The All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD). Authors offer the complex of the actions directed to modernization of the system of physical training of workers, employees and students, improvement of the material and technical resources, the organization of information support of the process of introduction of RLD in higher education institution. In work content of the organizational and information contents the article reveals the stage of the implementation of RLD in Blagoveshchensk State Pedagogical University. Measures for encouragement of the teachers, the employees and the students of Blagoveshchensk State Pedagogical University, which executed the standard rates, are determined and requirements are offered for the RLD. The ways and forms for further promotion are planned for the RLD in higher education institution.
Keywords: All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), step-by-step implementation of RLD, Council of RLD, Student's group of RLD, measure of encouragement, sports health-improving actions.
ВВЕДЕНИЕ
Особую актуальность в нашей стране приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья населения. По данным «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в России более 60% обучающихся имеют нарушения здоровья, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми, свыше 40% допризывной молодежи имеют низкий уровень физической подготовленности. Неутешительные статистические данные обусловлены тем, что около 65% детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом [11].
Одной из причин, которая привела к такой негативной статистике - отсутствие четкой, понятной системы мотивации к занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни среди населения, в том числе и в образовательных учреждениях [2].
ВФСК ГТО введен в целях создания эффективной системы физического воспитания и представляет собой важнейший социальный проект федерального значения, инструмент реализации государственной политики по привлечению широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом [2, 8, 9, 10, 12].
Комплекс ГТО задает программную основу и государственные требования к уровню физической подготовленности различных возрастных категорий населения, в том числе и студенческой молодежи [5, 6, 7].
С 1 января 2016 года началась реализация комплекса ГТО в системе Министерства образования и науки. В центре внимание при внедрении ВФСК ГТО с систему образования находится, не только собственно подготовка к выполнению нормативов, но и формирование физической культуры личности, осуществлять которое целесообразно через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристическо-краеведческую деятельность. При этом выполнение требований ВФСК ГТО должно позиционироваться как почетное гражданское достижение [3].
На современном этапе внедрение комплекса ГТО в высшем учебном заведении -инструмент для привлечения молодежи к массовому спорту. В связи с этим возникает проблема самого процесса реализации комплекса ГТО в образовательной организации. Каким образом этот процесс должен происходить? При каких условиях? Какие формы и методы лучше всего использовать во время внедренческой деятельности?
Одним из основных вопросов в процессе внедрения ВФСК ГТО в вузе является поиск эффективных путей и форм его продвижения:
1. Создание Совета ГТО, осуществляющего руководящую и координационную деятельность, связанную с внедрением ВФСК ГТО в вузе.
2. Разработка плана мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК ГТО на период 2016-2017 гг. в БГПУ.
3. Разработка и утверждение мер по стимулированию лиц, осуществляющих учебную и трудовую деятельность, к выполнению нормативов и требований ВФСК ГТО в ФГБОУ ВО «БГПУ».
4. Организация и проведение информационно-пропагандистских мероприятий по внедрению ВФСК ГТО в БГПУ.
5. Подготовка специалистов в целях осуществления организационно-методического сопровождения деятельности по реализации мероприятий ВФСК ГТО.
Цель исследования - создание оптимальных условий по внедрению ВФСК ГТО в БГПУ. Предполагалось, что внедрение комплекса ГТО в вузе позволит решить ряд проблем, среди которых:
- недостаточное привлечение обучающихся, сотрудников и преподавателей к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
- отсутствие мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности;
- низкая эффективность занятий физическими упражнениями в рамках учебного процесса по дисциплине «Физическая культура»;
- низкий уровень физической подготовленности и физического развития обучающихся, сотрудников и преподавателей.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В целях обеспечения взаимодействия со студенческими объединениями и структурными подразделениями БГПУ при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией плана мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК ГТО, по инициативе преподавателей, сотрудников и обучающихся был создан общественный совещательный орган - Совет ГТО ФГБОУ ВО «БГПУ» (далее Совет ГТО). Совет ГТО - объединение, выполняющее свою деятельность на добровольной основе, имеющее свои цели и задачи, обеспечивающий общее руководство и координацию деятельности по реализации плана мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК ГТО. Основными принципами работы Совета ГТО являются - системность, открытость, объективность.
Распоряжением Ученого Совета БГПУ утверждено Положение и состав Совета ГТО. В состав Совета ГТО входят: Студенческий актив ГТО (группа студентов активно пропагандирующих и осуществляющих деятельность по продвижению ВФСК ГТО), Волонтерский отряд ГТО (добровольное объединение обучающихся, выполняющие функцию пропаганды ГТО и сопровождения мероприятий), Кураторы ГТО (преподаватели или обучающиеся, которые координируют деятельность одного из направлений работы Совета ГТО), председатель Совета ГТО БГПУ, секретарь.
Основные задачи Совета ГТО БГПУ:
- определение способов и форм внедрения ВФСК ГТО;
- организация и проведение мероприятий по внедрению ВФСК ГТО;
- продвижение и популяризация волонтерских ценностей в среде обучающихся БГПУ, связанных с внедрением ВФСК ГТО;
- вовлечение преподавателей, сотрудников, обучающихся БГПУ в физкультур-но-спортивную деятельность;
- участие в организации мероприятий, конкурсов и акций разного уровня (вузовских, региональных, всероссийских), связанных с внедрением ВФСК ГТО;
- накопление и распространение опыта работы Совета ГТО в вузе.
Разработан и утвержден план мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК ГТО на период 2016-2017 гг. в БГПУ. План предусматривает внедрение комплекса ГТО в три этапа:
- организационно -информационный этап внедрения комплекса ГТО (сентябрь 2016 года - декабрь 2017 года);
- этап внедрения комплекса ГТО среди обучающихся (студенты, учащиеся Лицея БГПУ) (январь - май 2017 года);
- этап внедрения комплекса ГТО среди всех категорий работников БГПУ (июль
- декабрь 2017 года).
На каждом этапе намечен комплекс мероприятий, позволяющий планомерно и организованно провести процесс внедрения ВФСК ГТО в вузе. Информационная акция «Неделя ГТО!» положила начало внедрению ВФСК ГТО в БГПУ. Активисты университета раздавали учащимся и работникам вуза информационные листовки. В холле работала выставка (информационные стенды о ГТО, плакаты, буклеты). На телевизионных стендах вуза демонстрировались видео- и фоторолики, отражающие исторические сведения о комплексе ГТО, процесс подготовки к выполнению нормативов ГТО и др.
Для оптимизации процесса внедрения ВФСК ГТО Советом ГТО разработан проект
- «Урок ГТО!», цель которого - приобретение участниками знаний об истории комплекса ГТО, его целях, задачах, содержании. Видео-фильм - «История ГТО», интеллектуальная игра - «Что такое ГТО?», показательные выступления лучших спортсменов БГПУ -все это стало составляющими частями «Урока ГТО!».
С целью стимулирования работников и обучающихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО, а также развития массового физкультурно-оздоровительного движения в БГПУ, решением Ученого Совета БГПУ утверждено «Положение о мерах поощрения преподавателей, сотрудников и обучающихся БГПУ», выполнивших нормативы и требования ВФСК ГТО. В нем регламентируется виды поощрений: стимулирующие доплаты (балльно-рейтинговое оценивание): за золотой знак отличия - 15 баллов, за серебряный знак - 10 баллов, бронзовый - 5 баллов, за участие в тестировании - 2 балла; благодарственные письма; награждение ценными призами и подарками; выплата единовременного денежного вознаграждения; размещение результатов выполненного ВФСК ГТО на стендах, Доске Почета, сайте БГПУ и др. Предусмотрена система поощрений для руководителей, активистов, организаторов мероприятий ВФСК ГТО, участвующих в реализации комплекса ГТО не только в вузе, но и за его пределами.
Эффективную работу по внедрению комплекса ГТО можно реализовать только при условии наличия квалифицированных кадров. Поэтому на базе БГПУ проведено обучение специалистов (курсы повышения квалификации) для центров тестирования ВФСК ГТО. Для организаторов физкультурно-спортивной работы в вузе (Совет ГТО) проведены обучающие семинары.
Внедрение ВФСК ГТО в практику вузов требует совершенствования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы [4, 7].
На сегодняшний день выявлены достаточно слабая информированность о ВФСК ГТО среди студентов и отсутствие у большинства из них желания быть участником данной программы. Существуют проблемы в понимании студентами целей введения ВФСК ГТО на фоне слабой мотивации студентов к подготовке и участию в выполнении норм ГТО [1]. Велик процент студентов не только не занимающихся физкультурой и спортом регулярно, но и не посещающих занятия по физической культуре в высшем учебном заведении. Студенты не считают дисциплину «Физическая культура» привлекательным и престижным занятием. Комплекс ГТО в современных условиях становится важным инструментом привлечения молодежи в высшем учебном заведении к массовому спорту
[5].
В связи с этим были определены направления дальнейшей реализации ВФСК ГТО в вузе: создание информационной базы с данными об участниках выполнения нормативных требований ВФСК ГТО (анкетирование, оформление заявок); согласование графиков выполнения нормативов ВФСК ГТО с центром тестирования; создание и регулярное обновление специализированного раздела на сайте БГПУ, отражающего внедрение ВФСК ГТО; создание и обновление информационных стендов; организация и проведение физкультурно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду и продвижение ВФСК ГТО; проведение мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся вуза; повышение эффективности занятий физическими упражнениями в рамках учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».
ВЫВОДЫ
Таким образом, реализация ВФСК ГТО в вузе позволит заинтересовать и стимулировать преподавателей, сотрудников и обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом; повысить уровень физической подготовленности и физического развития; сформировать здоровый, спортивный стиль жизни и улучшить качество жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова, Э.Р. Отношение будущих педагогов к внедрению комплекса ГТО в образовательные организации [Электронный ресурс] / Э.Р. Антонова, О.Б. Никольская, Л.Б. Фомина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL : https://www.science-education.ru/ru /article/view?id=25191. - Дата обращения 01.01.2017.
2. Биктуганов, Ю.И. Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе образования / Ю.И. Биктуганов // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 7-9.
3. Биктуганова, М.Ю. Условия внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в процессе организации духовно-нравственного воспитания в системе высшего профессионального образования / М.Ю. Биктуганова, А.Е. Терентьев // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 15-17.
4. Ваганова, И.Ю. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в систему образования: к вопросу об изменении государственных образовательных стандартов / И. Ю. Ваганова, А. Е. Терентьев // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С. 62-66.
5. Волынкина, А.В. Модель внедрения ГТО в высшем учебном заведении в Свердловской области: введение поощрений / А.В. Волынкина, В.А. Шематихин // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 22-25.
6. Лубышева, Л.И. Всероссийский комплекс ГТО как фактор развития физкультурно-спортивной деятельности вуза / Л.И. Лубышева // Сб. науч.-практ. конференции «Физическая культура и спорт, туризм : научно-методическое сопровождение». 15-16 мая 2014 г. - Пермь, 2014. - С. 184-189.
7. Кабышева, М.И. О внедрении комплекса «Готов к труду и обороне» на кафедре физического воспитании ОГУ / М.И. Кабышева, Т.А. Глазина, О.В. Подкапаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 7 (182). - С. 105-110.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. №540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70675222/. - Дата обращения 01.01.2017.
9. Приказ Министерства спорта РФ № 575 от 8 июля 2014 г. «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70709946/. - Дата обращения 01.01.2017.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-
оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // URL : http://government.ru/media/files/41d4ec4b9118c4004d8e.pdf. - Дата обращения 01.01.2017.
11. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения 01.01.2017.
12. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г №172 «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70619520/. - Дата обращения 01.01.2017.
REFERENCE
1. Antonova, E.R. Nikolskaya, O.B. and Fomina, L.B. (2016), "Relation of future teachers to introduction of the RLD complex in the educational organizations", Modern problems of science and education, No. 5, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25191.
2. Biktuganov, Yu.I. (2014), "Urgent problems of introduction of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) in education system", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 7-9.
3. Biktuganova, M.Yu. and Terentiev, A.E. (2014), "Conditions of introduction of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) in the course of the organization of spiritual and moral education in system of higher education", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 15-17.
4. Vaganova, I.Yu. and Terentiev, A.E. (2015), "Introduction of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD )in an education system: to a question of change of the state educational standards", Pedagogical education in Russia, No. 1, pp. 62-66.
5. Volynkina, A.V. and Shematikhin, V. A. (2014), "Model of introduction of RLD in a higher educational institution in Sverdlovsk region: introduction of encouragement", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp.22-25.
6. Lubysheva, L.I. (2014), "RLD All-Russian complex as factor of development of sports activity of higher education institution", Collection of scientific and practice conferences "Physical culture and sport, tourism: scientific and methodical maintenance" on May 15-16, 2014, Perm, pp. 184-189.
7. Kabysheva, M. I., Glazina, T.A. and Podkapayeva, O.V. (2015), "About introduction of the "Ready for Labor and Defense" (RLD) complex at department physical education of regional public institution", Messenger of the Orenburg state university, No. 7 (182), pp. 105-110.
8. The resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 No. 540 "About the adoption of the Provision on the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), available at: http://base.garant.ru/70675222/.
9. The order of the Ministry of Sport of the Russian Federation No. 575 of July 8, 2014. "About the approval of the state requirements to the level ofphysical fitness at implementation of standards of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD)", available at: http://base.garant.ru/70709946/.
10. The order of the Government of the Russian Federation of June 30, 2014 No. 1165-r about the approval of the plan of measures on stage-by-stage introduction of the All-Russian sports and improving complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), available at: http://government.ru/media/files/41d4ec4b9118c4004d8e.pdf.
11. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020, the Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 N 1101-p, available at:
12. The decree of the President of the Russian Federation from 3/24/2014 No. 172 "About the All-Russian sports and improving complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), available at: http://base.garant.ru/70619520/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2017