ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 11. 2007. Вып. 2
ВОПРОСЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК [159.9.61]:331.826 Т.В. Снегирева
ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА В СТРУКТУРЕ ВЫБОРА ЛИЧНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ
Нижневартовский гуманитарный государственный университет
Правильное понимание принципов мотивации в структуре выбора личностью медицинской профессии является для учителя старших классов школы и преподавателя медицинского вуза основным рычагом, позволяющим правильно организовать профессиональную подготовку личности. Мотивация - сложное понятие. Чаще всего она определяется как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Если более детализировать определение, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих к определенным действиям. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать поступки. Влияние мотивации на поведение зависит от множества факторов и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека [1]. Мотивация является одним из важнейших факторов выбора профессии и последующей адаптации человека; особенно актуален ее учет при ориентации молодых людей на овладение медицинской специальностью, так как нелюбимая профессия в данном случае будет способствовать дезадаптации не только самого оптанта, но и тех людей, которым будет оказываться помощь таким выпускником.
Таким образом, целью данной работы является теоретический анализ проблематики, связанной с изучением потребностно-мотивационной сферы в структуре выбора личностью медицинской профессии.
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть основные понятия, которые лежат в основе мотивационных теорий. К ним в первую очередь относится понятие потребности. Данное понятие происходит из понимания того, что любой человек психологически или физически ощущает необходимость или недостаток чего-либо. Люди по-разному могут устранять потребности: удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать осознанно и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность устранена, это еще не значит, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, при этом они могут менять форму своего проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
© Т.В. Снегирева, 2007
В теориях мотивации потребности принято подразделять на первичные и вторичные [2]. К первичным относятся врожденные физиологические потребности. К вторичным относятся социальные потребности, т. е. по природе своей психологические, приобретаемые в процессе накопления жизненного опыта в той или иной социальной системе.
Следующее понятие - мотив. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер. Он зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие [3]. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя.
Поведение человека обычно обусловлено не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы находятся в определенном соотношении в зависимости от степени их воздействия. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им конкретных действий. Мотивационная структура человека обладает стабильностью. Однако она может меняться сознательно в процессе воспитания и образования человека [4].
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Этот процесс носит долговременный характер. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в большой степени зависит от успешного осуществления процесса мотивирования.
В зависимости от того, какие цели преследует и какие задачи решает мотивирование, можно выделить его два основных типа [4, 5]. Суть первого типа состоит в том, что внешние воздействия на человека вызывают к действию определенные мотивы. Эти мотивы побуждают человека осуществлять действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы.
Основная задача второго типа мотивирования - формирование определенной мотива- ционной структуры человека. В этом случае внимание обращается на развитие и усиление желательных для субъекта мотивирования мотивов действия человека или же на ослабление мотивов действий человека, которые мешают эффективному управлению.
Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа [4]. Стимулы играют роль «раздражителей», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что предлагается человеку в качестве компенсации за его действия или что он сам желал бы получить [4, 6].
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования, т. е. стимулирование - одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одна из самых распространенных форм - материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика. Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и не преувеличивать его возможности, поскольку человек имеет очень сложную и неоднозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования [7, 8]. Как методы управления трудом, они противоположны по направленности, но при этом взаимно дополняют друг друга. Мотивирование направлено на изменение существующего положения, а стимулирование - на его закрепление. Процессы мотивации и стимулирования могут не только совпадать, усиливать друг друга, но и противостоять.
Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики деятельности человека: усилие (одну и ту же работу человек может выполнять, затрачивая различные усилия); старание (человек может по-разному стараться); настойчивость; добросовестность (означает ответственное осуществление работы с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм; для многих видов деятельности это является важнейшим условием их успешного выполнения); направленность (указывает на то, к чему человек стремится, осуществляя определенные действия).
Таким образом, мотивация представляет собой совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий на определенном уровне старания и добросовестности с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенных целей.
Профессиональный аспект в жизнедеятельности человека занимает одно из ведущих мест в иерархии его потребностно-мотивационных ценностей. В контексте самореализации личности во взаимосвязи с ее потребностями особый интерес представляет медицинская профессия как одна из наиболее гуманных и нравственных профессий. В психологической науке проблема формирования потребностно-мотивационной сферы личности представлена достаточно большим числом исследований и многообразием точек зрения по поводу происхождения потребностей и мотивов, их классификации, психологических механизмов формирования, условий развития. При этом в отечественной науке больше исследуется мотивация поведения и деятельности; потребности же рассматриваются либо во взаимосвязи с мотивами, либо в плане их классификации. Относительно понимания сущности потребности сложилось множество представлений в рамках биологических, философских, социальных наук. С древних времен существуют так называемые потребностные теории мотивации, начало которым положили Гераклит, Демокрит, Платон; уже в этих теориях было указано на роль потребностей как основных источников воли, умственной активности, страстей, подчеркнута их тесная связь с мотивами.
Рассматривая основные подходы к пониманию потребности в психологии, Е.П. Ильин (2000) отмечает, что наиболее распространенным является понимание потребности как нужды; как «дефицита» или «избытка» чего-то, например, потребность в избегании чего-либо или ликвидации чего-либо [9]. Потребность как объективная необходимость раскрывается в работах Б.Ф. Ломова; как внутренняя программа жизнедеятельности индивида, отражающая зависимость от условий существования, - в исследованиях Б.И. Додонова; как заложенная в человеке природой и обществом программа жизнедеятельности - в трудах В.А. Василенко. Потребность как состояние рассматривают либо как состояние напряжения, либо как состояние, проявляемое «здесь и теперь» (Д.А. Леонтьев), либо как динамическое состояние данного момента конкретной личности [10, 11].
В контексте нашего исследования представляет интерес рассмотрение самореализации личности при выборе медицинской профессии во взаимосвязи с ее потребностями Д.А. Леонтьевым (1997). Автор указывает на возможность отождествления потребности в самореализации с потребностями третьего уровня согласно трехуровневой типологии потребностей - с уровнем потребности в опредмечивании, уровнем воплощения сущностных сил человека, его деятельности в реальных предметных вкладах [10, 11]. Данная связь «потребность - самореализация» достаточно четко прослеживается в исследованиях П.П. Горностай [12], в которых понятие самореализации определяется в контексте готовности личности к творчеству, творческой деятельности как ведущей формы активности. П.П. Горностай описывает готовность в различных формах ее проявления соответственно системе личностной, функциональной, содержательной и оценочной сторон личности: «отношение к себе» - лич- ностно-оценочная сторона; «направленность личности» - функционально-оценочная сторона; «качества индивидуальности» - личностно-содержательная сторона; «опыт личности» - функционально-содержательная сторона. Инструментарием, обеспечивающим реализацию потребностей в творчестве и самореализации, определен «опыт личности».
В классификации потребностей Б.С. Каверина высшим уровнем потребности является потребность в творческом труде как основа самореализации [13]. Потребность в самореализации как одна из социогенных потребностей, по мнению автора, имеет определенный путь развития: от потребности в эмоциональном контакте и ориентировочной потребности (потребности во впечатлениях), удовлетворение которых необходимо в младенческом возрасте, до потребности в общении и познавательной потребности, которые и являются основой формирования нравственной и эстетической потребности и потребности в самореализации (потребности быть личностью) [13]. При проведении профориентационных мероприятий с будущими медицинскими работниками очень важно учитывать указанный аспект в целях профилактики развития у них профессионального выгорания.
Таким образом, самореализация как потребность обычно связывается с высшими потребностями личности, и прежде всего с потребностью в творчестве и творческой деятельности; самореализация отождествляется с потребностью в опредмечивании, в воплощении своих сущностных сил, своей деятельности, в предметных вкладах [10, 11, 13].
Представленные подходы позволяют выделить и отнести к системообразующим компонентам в структуре готовности личности медицинского работника-профессионала к самореализации (наряду с определенным уровнем «Я»-концепции и способностью к поступку) специфические потребности, обеспечивающие процесс ее развития и формирования [14, 15]. Диапазон их проявления при этом достаточно четко может прослеживаться от потребности в самостоятельных действиях до потребности в самосовершенствовании. Как показано на рисунке, в процессе формирования готовности личности студента медицинского вуза к самореализации в условиях образовательной медицинской среды можно выделить несколько этапов развития специфических потребностей соответственно ступеням образования - подготовительный (дошкольный возраст), начальный школьный (младший школьный возраст), средний школьный (подростковый возраст), старший школьный (старший школьный возраст) вузовский (юность-молодость).
В период дошкольного детства интенсивно развивается потребностно-мотивационная сфера ребенка: возникает соподчинение мотивов - тенденция к выделению главных и второстепенных, что определяет направленность поведения ребенка. Как многокомпонентное психическое образование формируется самостоятельность, включающая в себя способность ставить перед собой задачу, «удерживать» конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения, а также способность соотносить полученный результат с исходным намерением [16].
Мотивы, потребности
Процесс формирования готовности личности студента медицинского вуза к самореализации в условиях образовательной медицинской среды.
В младшем школьном возрасте основные изменения связаны с новой позицией ребенка: формируются содержательные представления о себе как о субъекте учебной деятельности, что выражается в адекватной самооценке, формируются обобщенные представления о своем «Я». Под влиянием позиции ученика и условий учебной деятельности начинает проявляться потребность соответствовать положительному образцу, которая приобретает для ребенка личностный смысл и служит основанием формирования ответственности как черты личности [17].
В подростковом возрасте основой развития становится утверждение себя через реализацию своих притязаний на признание, а именно: утверждение себя через свое имя, через удовлетворение потребности в своей «самости» (уникальности), потребности быть и считаться взрослым. Именно в этом возрасте ребенок прилагает усилия к становлению себя как личности одновременно в двух направлениях: стремление определить свое место в социуме, освоение и овладение всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до международной политики); стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир через самоуглубление и обособление от сверстников, близких.
Способными к самореализации оказываются те подростки, которые могут «достаточно успешно ориентироваться в ценностях и, обладая развитой рефлексией, сознательно искать собственное решение на любую социально значимую проблемную ситуацию» [17]. Потребностно-мотивационная сфера таких подростков характеризуется преобладанием познавательного интереса как основного мотива поведения и деятельности. При этом учебные и внеучебные интересы связаны между собой и образуют устойчивую структуру. Изменяются представления об идеалах: от понимания идеала как содержательного образца или образа конкретного человека до характеристики его как основного жизненного принципа, как способа самоосуществления (самореализации) личности [18]. Становление потребностей и мотивов преломляет через себя развитие нравственной сферы подростка как основы самостоятельного и самодостаточного поведения.
На ступени старшего школьного возраста в потребностно-мотивационной сфере определяющее значение приобретают мотивы выбора жизненного пути, выбора профессии и потребность в самоопределении. У многих старшеклассников отмечается избирательность в отношении к школьным дисциплинам, определяются тенденции развития интересов и их связь с жизненными планами, в которых отражаются перспективы поведения, деятельности. В зависимости от первичного выбора будущей профессии формируется и учебная мотивация. У старшеклассников, выбравших медицинскую профессию, проявляется избирательность в отношении дисциплин естественно-научного направления (биология, химия и т. д.). Как правило, в начале это профессия только в общих чертах (например медицина), исключение, когда выбирается конкретная специальность (например психиатрия, хирургия, педиатрия).
Мотивы выбора медицинской профессии могут быть очень разнообразными: желание лечить людей; желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей; возможность заботиться о здоровье своих близких; престиж профессии и семейные традиции; желание решать научные медицинские проблемы; возможность заботиться о своем здоровье; возможность оказывать влияние на других людей; доступность медикаментов; материальная заинтересованность и т. д.
Жизненный план формируется лишь при условии, что предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, осознание и адекватная оценка объективных и субъективных ресурсов. Третья ступень обучения завершается формированием потребности в самоопределении, в выборе личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в различных конкретных обстоятельствах жизни. В этом смысле потребность в самоопределении является основным механизмом обретения и проявления человеком свободы, важнейшим условием его самореализации.
В юности за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей [9], не только расширяется мотивационное поле личности, но и изменяется содержание мотивов.
Существует тенденция рассмотрения взаимосвязи потребностей и мотивов через описание особенностей социальной ситуации развития студентов, которая «нацеливает» молодого человека на формирование активной жизненной позиции [19]. В юношеском возрасте возникает ряд новых потребностей, среди которых наиболее ярко проявляется «...потребность в аффилиации. Стремление студентов к созданию и сохранению положительных эмоциональных отношений со сверстниками. Способность к полноценному и продуктивному общению, легкому и быстрому вхождению во взаимодействие с различными людьми. и группами, обеспечивает не только личностное, но и профессиональное пространство.». И далее: «... Потребность в понимании, в безусловном принятии, в интеллектуальной и эмоциональной близости является одной из наиболее значимых на этапе взросления каждого человека. Стремление к самостоятельности и независимости помогает лучше осознать свои собственные силы, свои ресурсы» [20].
Среди студентов-медиков в первый год обучения часто возникает разочарование в избранной профессии и падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора, который, как правило, отчетливо проявляется в первый год профессионального обучения, когда студенты-медики вместо ожидаемого сценария обучения медицине (изучение клиники различных заболеваний, общение с больными, присутствие на операциях и т. п.) изучают неклинические дисциплины [2]. Как правило, кризис преодолевается путем осознания необходимости освоить материал таких теоретических дисциплин и сменой мотивации. В этот период возможно снижение уровня интереса к медицине либо коррекция профессионального выбора, которая иногда завершается тем, что студент оставляет вуз.
Дальнейшее развитие личности связано с постановкой и реализацией индивидуальных жизненных планов, т. е. самореализацией, за которую личность несет полную меру ответственности. Чтобы обеспечить готовность к ней, необходимо создание условий для удовлетворения личностью тех потребностей, которые на данной ступени развития являются наиболее значимыми.
Таким образом, учет основных положений теорий, описывающих потребностно- мотивационную сферу человека, позволил сделать вывод, что для успешной профессиональной деятельности медицинского работника, профилактики его быстрого профессионального выгорания и повышения эффективности деятельности по оказанию медицинской помощи пациентам в целом важно осуществлять профориентационные мероприятия с будущими медицинскими работниками, которые должны проводится со школьной скамьи.
Summary
Snegiriova T. V. Needs and motivational sphere in the structure of choosing medical profession by personality.
The article presents the main approaches to understanding self-actualization and problems of forming the sphere of needs and motivations of a personality in psychology. Self-actualization is defined in the context of a person's readiness to creation, creative work as the main form of activity. Self-actualization as a need is traditionally connected with the highest needs of a person and first of all with the need of creation and creative work and is identified with the need of materialization, realization of the person's natural strengths, of one's activity in objects. Need as the objective necessity is exposed as an inner programme of a person's vital functions reflecting dependence on the conditions of existence, as being laid in a human by the nature and the society.
Key words: self-actualization, need, motivation, age-specific psychology.
Литература
1. Изменения в мотивации труда в новых условиях. М., 1992.
2. HerzbergF. Work and the nature of Man. N. Y., 1967.
3. Васильев И.А., МагомедМ., Эминов Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
4. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. М., 1991.
5. Дизель П.М., Мак- Кинли У. Поведение человека в организации: Пособие для школ бизнеса: Пер. с англ. М., 1993.
6. МаусовН. Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления // Пробл. теории и практики управления. 1995. № 6.
7. Саймон Г.А., СмитсбургД.У. Менеджмент в организации. М., 1995.
8. Грей- сон Дж. (мл.)Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М., 1991. 9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. С. 21-45, 198.
10. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 170-171.
11. Леонтьев Д.А. Деятельность и потребность // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В.В. Давыдова, Д.А. Леонтьева. М., 1990. С. 96-108.
12. Горностай П.П. Готовность личности к самореализации как психологическая проблема // http://hpsy.ru/public/x1359.htm.
13. Каверин Б.С. О психологической классификации потребностей // Вопр. психол. 1987. № 5. С. 121-129. 14. Снегирева Т.В. Психологические характеристики возрастной динамики готовности личности к самореализации // Актуальные научно- педагогические проблемы: Вестн. Балт. педагог. акад. Отделение валеологии и психофизиологии. Вып. 68. 2006. С. 26-32.
15. Снегирева Т.В. Готовность к самореализации как условие становления творческой личности // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии / Отв. ред. Р.А. Бурханов. Екатеринбург, 2005. Ч. 3. С. 176-189.
16. Гуськова Т.В., ЕлагинаМ.Г. Личностное образование у детей в период кризиса трех лет // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М., 1997. С. 286-296.
17. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998. С. 315, 421.
18. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1998. С. 18-22.
19. FordR. W. Motivation troush the Work itself AMA. N. Y., 1979.
20. Миронова Т.Б. Актуальные проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов // Психология в ВУЗе. 2005. № 3. C. 31-42.
Статья принята к печати 21 февраля 2007 г.