Научная статья на тему 'Потребность в ощущениях: о диагностической состоятельности методики М. Цукермана'

Потребность в ощущениях: о диагностической состоятельности методики М. Цукермана Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3341
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / REQUIREMENT / ПОИСК ОЩУЩЕНИЙ / SEARCH OF FEELINGS / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ВЗРОСЛЫЙ / ADULT / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PSYCHODIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шварц Т. Ю.

В статье представлены результаты теоретического анализа диагностической состоятельности методики «Диагностика потребности в поисках ощущений», разработанной М. Цукерманом. На основе сравнительно-сопоставительного анализа вариантов методики, представленных в различных методических пособиях, определяется её смысловое содержание и соответствие требованиям, предъявляемым к психодиагностическому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шварц Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED FOR FEELINGS: ON DIAGNOSTIC SOLVENCY OF TECHNIQUE OF M. ZUCKERMAN

Results of the theoretical analysis of a diagnostic solvency of a technique «Diagnostics of the need for searches of feelings» developed by M. Zuckerman are presented in article. On the basis of the comparative and comparative analysis of the options of a technique presented in various methodical grants its semantic contents and compliance to requirements imposed to the psychodiagnostic is defined.

Текст научной работы на тему «Потребность в ощущениях: о диагностической состоятельности методики М. Цукермана»

Психологические науки

УДК 159.9

ПОТРЕБНОСТЬ В ОЩУЩЕНИЯХ: О ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИКИ М. ЦУКЕРМАНА Т.Ю. Шварц

Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа диагностической состоятельности методики «Диагностика потребности в поисках ощущений», разработанной М. Цукерманом. На основе сравнительно-сопоставительного анализа вариантов методики, представленных в различных методических пособиях, определяется её смысловое содержание и соответствие требованиям, предъявляемым к психодиагностическому.

Ключевые слова: потребность, поиск ощущений, подросток, взрослый, психодиагностика.

NEED FOR FEELINGS: ON DIAGNOSTIC SOLVENCY OF TECHNIQUE OF M. ZUCKERMAN T.Yu. Schwartz

Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract. Results of the theoretical analysis of a diagnostic solvency of a technique «Diagnostics of the need for searches of feelings» developed by M. Zuckerman are presented in article. On the basis of the comparative and comparative analysis of the options of a technique presented in various methodical grants its semantic contents and compliance to requirements imposed to the psychodiagnostic is defined.

Keywords: requirement, search of feelings, teenager, adult, psychodiagnostics.

Поиск новых ощущений - это базовая потребность человека, сопровождающая многие виды и формы человеческой деятельности (спорт, хобби, обучение, коммуникация), имеющая большое значение, поскольку стимулирует эмоции и воображение, и в определенной степени влияющая на социальную самореализацию личности. Являясь одним из элементов мотивационно-потребностной сферы, поиск новых ощущений тесно связан с поиском новых переживаний. По мысли С.Г. Лафи, М.С. Меркуловой, конечной целью поиска новых ощущений является получение субъектом обратной связи о себе от окружающих, самоутверждение в социуме и направленность на саморазвитие. Мотивы стремления к новым ощущениям могут носить и сугубо гедонистический характер, проявляющийся в удовлетворённости/неудовлетворённости человеком своей жизнью и преобладанием у него позитивных или негативных эмоций. Склонность к поиску новых ощущений предполагает и оценку удовлетворённости человеком качества собственной жизни, но эта связь сложна и опосредована множеством социально-психологических факторов [4]. Поэтому, полагают авторы, потребность в новых ощущениях часто бывает тесно связана с поиском острых ощущений и даже риском.

В 1975 г. М. Цукерман описал общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поиску ощущений, и определил его как потребность в многообразных новых впечатлениях и переживаниях, стремление к социально-физическому риску для достижений этих впечатлений [5]. Поиск ощущений в современной психологии рассматривается как личностная черта, выражаемая на поведенческом уровне, «генерализованная тенденция к поиску ранее неизведанных, разнообразных и интенсивных ощущений и переживаний и подвергании себя физическому риску ради такого чувственно-эмоционального опыта» [5, с. 345]. Именно этот аспект обусловливает значимость разработки

соответствующих диагностических процедур, позволяющих выявить и охарактеризовать паттерны поведения, опосредованные потребностью в поиске и интернализации новых ощущений, впечатлений.

Одной из распространенных методик, направленных на диагностику потребности в поисках ощущений является «Диагностика потребности в поисках ощущений», разработанная М. Цукерманом. Методика представлена в многообразных методических пособиях и доступна для использования широкому кругу пользователей. Однако, как справедливо отмечают ряд авторов, дилетантизм и непрофессиональное применение диагностического инструментария, могут привести к самым непредсказуемых последствиям не только для обследуемого, но и для диагноста [2; 3; 8; 9; 10]. В связи с этим возникла необходимость анализа диагностической состоятельности данной методики, представленной в отдельных источниках, пользующихся наибольшим спросом у современных психологов. Для анализа были выбраны следующие работы:

1) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.

2) Альманах психологических тестов / Под ред. Р.Р. Римского, С.А. Римской. М.: КСП, 1995.

3) Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010.

На основе использования алгоритма оценки диагностического инструментария [1; 7], выявлено, что в обозначенных источниках тексты методики имеют ряд различий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что содержательное качество методики будет зависеть от изложения текста в определенном методическом пособии. Несовпадения обнаруживаются уже в названии методики, которое различно во всех трёх вариантах. В пособии,

предлагаемом Д.Я. Райгородским, методика называется «Диагностика потребности в новых ощущениях (М. Цукерман)». В источнике под редакцией Р.Р. Римского и С.А. Римской методика носит название «Шкала поиска ощущений (М. Цукерман)». В работе М.Г. Дмитриева с соавторами методика позиционируется как «Шкала поиска острых ощущений (М. Цукерман)».

Кроме того, несмотря на то, что данная методика является зарубежной и закономерно предполагает её лингвистическую и социокультурную адаптацию, ни в одном из источников не представлено сведений о том, кем?, где?, когда? и на какой выборке? осуществлялась стандартизация русскоязычной версии методики. Примечательно, что во всех рассматриваемых источниках отсутствует ссылка на первоисточник, а, значит, и не имеется возможности проверить соответствие представленных вариантов методики её аналоговой форме. Следует так же отметить, что авторский, оригинальный вариант методики найти чрезвычайно сложно, возможно, в связи с тем, что он находится в ограниченном доступе.

Во всех обозначенных источниках цель и инструкция методики в целом сходны по своему содержанию. В частности, цель обозначена как исследование уровня потребностей в ощущениях различного рода. Заметим, что инструкция имеет достаточно чёткое и лаконичное изложение и сформулирована следующим образом: «Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары Вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для Вас, и отметить его».

Известно, что для получения надежных данных диагностическая методика предполагает соответствие ряду психометрических требований [7; 10]. Однако, ни в одном из анализируемых источников нет сведений о валидности, надёжности и репрезентативности методики, следовательно, достоверность данных полученных с использованием

обозначенной методики будет весьма сомнительна. На это указывает и отсутствие во всех анализируемых пособиях операционализации ключевого понятия, составляющего основной предмет диагностики, а так же информативных сведений о его верификации.

Адресная группа и область применения методики обозначаются во всех трёх источниках в целом аналогично: «методика предназначена для исследования уровня потребности в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям». Вместе с тем, в варианте, представленном в работе М.Г. Дмитриева с соавторами, методика, исходя из названия пособия, ориентирована на диагностику противоправного поведения трудных подростков, тогда как в адресной группе указываются подростки и взрослые, что закономерно предполагает наличие соответствующих норм, каковые, однако, в пособии не обозначены. Этот аспект также снижает диагностическую информативность методики, прежде всего, в части репрезентативности полученных результатов и их достоверности для постановки адекватного психологического диагноза.

Стимульный материал методики представлен во всех обозначенных источниках одинаково, его содержание включает 16-ть пар утверждений, варианты которых дифференцируются по дихотомическому принципу (положительный и отрицательный), где из каждой пары респонденту необходимо выбрать одно. Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл, полученные баллы суммируются, а сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях, который предполагает высокий, средний и низкий степени его выраженности. Заметим, что ни в одном из анализируемых источников не предусмотрен бланк для фиксации ответов, а, значит, диагност в процессе обработки данных может столкнуться с трудностями подсчёта и обобщения

результатов, в том числе и во временном режиме. В целом процедура обработки данных во всех обозначенных источниках представлена идентично.

Следует отметить, что отдельные формулировки утверждений, на наш взгляд, не позволяют судить о потребности в ощущениях. Например, вопрос № 7: «Если бы я был продавцом-коммивояжером, то предпочел бы твердый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или ничего» - «Если бы я был продавцом-коммивояжером, то я бы предпочел работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать больше, чем сидя на окладе». На наш взгляд, этот вопрос в большей мере относится не к потребности в ощущениях, а, скорее, к склонности к риску, наличию/отсутствию меркантильных интересов субъекта. Обращает на себя внимание и факт того, что в формулировке вопроса обозначено не достаточно известное современному молодому поколению название профессии. Коммивояжёр (фр. commis voyageur) - «разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, играет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента; разъездной торговый агент какой-либо фирмы, предлагающий покупателям товары по образцам и каталогам» [6, с. 152]. При отсутствии в словарном запасе обследуемого этого понятия, его ответ не будет информативным, как того требует методика для получения достоверной информации.

Вопрос № 9: «Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование» - «Страхование - это то, без чего не мог бы позволить себе обойтись ни один человек». Данное утверждение, на наш взгляд, также не предполагает выявление потребности в поиске ощущений, оно может быть уместным, когда человек во время поиска новых ощущений увлекается, например, экстремальным видом спорта. Такие люди, нередко получают множество травм, поэтому вопрос о страховании для них действительно будет актуальным и они дадут положительный ответ. Для

большинства остальных респондентов и особенно подростков данное утверждение вообще может оказаться бессмысленным, прежде всего, потому, что они в силу своего возраста не могут адекватно оценить значимость страхования. Для обследуемых взрослого возраста разные виды страхования будут иметь различную смысловую нагрузку, что, собственно, и вызовет затруднение при ответе на вопрос, имеющий столь обобщённую формулировку. Следует так же заметить, что исходно методика создавалась применительно к иным социокультурным условиям. Причем во многих зарубежных странах страхование имеет особый социальный статус, тогда как в российской традиции оно не имеет того значительного веса, как, например, в Европе или в Америке, а при стандартизации методики на русскоязычной выборке, ментальная специфика не была учтена, что заведомо снижает валидность и надёжность результатов.

Вопрос № 14: «Худший социальный недостаток - быть грубым, невоспитанным человеком» - «Худший социальный недостаток - быть скучным человеком, занудой». Мы полагаем, что этот вопрос не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к выявлению потребности в поиске ощущений, так как он в большей мере направлен на отношение человека к обществу, к другим людям. Кроме того, в предполагаемой формулировке нарушена содержательно заданная полярность, так как оба утверждения имеют отрицательную направленность, в связи, с чем возникает сомнение в адекватности интерпретации обозначенных характеристик.

Логика процедуры диагностики идентично представлена во всех трех рассматриваемых нами источниках, однако, время, предусмотренное на прохождение данной диагностической процедуры, указано только в пособии Д.Я. Райгородского.

Ключ, предусматривающий обработку и интерпретацию полученных данных, также не имеет различий в

обозначенных пособиях: для каждого номера вопроса представлен вариант идентификационного ответа, все варианты утверждений участвуют в обработке результатов.

Вместе с тем, на несостоятельность интерпретации данных диагностической процедуры указывает и факт полной тождественности тестовых норм, обозначенных для подросткового и взрослого возрастов. Причем, во всех источниках полностью отсутствуют сведения о применявшихся для разработки тестовых норм статистически обоснованных методов подсчёта и стандартизации тестовых баллов, а, значит, результаты, полученные с помощью анализируемых вариантов методики, будут диагностически не информативны.

Подводя краткий итог, следует отметить, что именно пользователь теста несет ответственность за выбор методики и полученные с её помощью результаты [1; 7; 10], а, исходя из этого, данная методика, на наш взгляд, не может быть признана методологически состоятельной и пригодной к практическому применению в диагностической деятельности психолога.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А. Обучение студентов элементарным основам профессиональной оценки диагностического инструментария // Современные проблемы психодиагностики : материалы межвуз. науч.-практ. конф. / под общ. ред. проф. И.А. Воронова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии, 2012. С. 50-56.

2. Гейдебрехт Н.А., Белобрыкина О.А. Школьная мотивация: о состоятельности диагностической методики Н.Г. Лускановой // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора

психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г. Леонтьева (25-28 декабря 2014 г.) / под ред О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: НГПУ, 2015. С. 125-134.

3. Гулиева Х.Б., Белобрыкина О.А. Стрессоустойчивость личности: к вопросу о диагностической информативности методики Т. Холмса и Р. Раге // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. С. 149-167.

4. Лафи С.Г., Меркулова М.С. Готовность к риску как фактор эффективности руководства // Омские социально-гуманитарные чтения-2010: Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (18-19 марта 2010 г.). Омск: ОМГТУ, 2010. С.221-225.

5. Психология. Словарь /под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990. 494 с.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов. М.: Айрис-пресс, 2008. 480 с.

7. Стандартные требования к психологическим тестам: Приложение 2 Б // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2009. С.410-450.

8. Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 111-115.

9. Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4. С. 124-127.

10. Шмелев А.Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2013. 688 с.

References

1. Belobrykina O.A. Obuchenie studentov jelementarnym osnovam professional'noj ocenki diagnosticheskogo instrumentarija // Sovremennye problemy psihodiagnostiki : materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf. / pod obshh. red. prof. I.A. Voronova. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo instituta psihologii i akmeologii, 2012. S. 50-56.

2. Gejdebreht N.A., Belobrykina O.A. Shkol'naja motivacija: o sostojatel'nosti diagnosticheskoj metodiki N.G. Luskanovoj // Psihologija motivacii: proshloe, nastojashhee, budushhee: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 85-letiju doktora psihologicheskih nauk, pochetnogo professora NGPU V.G. Leont'eva (25-28 dekabrja 2014 g.) / pod red O.A. Belobrykinoj, N.Ja. Bol'shunovoj. Novosibirsk: NGPU, 2015. S. 125-134.

3. Gulieva H.B., Belobrykina O.A. Stressoustojchivost' lichnosti: k voprosu o diagnosticheskoj informativnosti metodiki T. Holmsa i R. Rage // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. S. 149-167.

4. Lafi S.G., Merkulova M.S. Gotovnost' k risku kak faktor jeffektivnosti rukovodstva // Omskie social'no-gumanitarnye chtenija-2010: Materialy III Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (18-19 marta 2010 g.). Omsk: OMGTU, 2010. S. 221-225.

5. Psihologija. Slovar' /pod obshh. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Jaroshevskogo. M: Politizdat, 1990. 494 s.

6. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh. Slovar' sovremennyh jekonomicheskih terminov. M.: Ajris-press, 2008. 480 s.

7. Standartnye trebovanija k psihologicheskim testam: Prilozhenie 2 B // Burlachuk L.F., Morozov S.M. Slovar'-spravochnik po psihodiagnostike. SPb.: Piter, 2009. S.410-450.

8. Chuprov L.F. Psihologicheskaja diagnostika v rabote prakticheskogo psihologa // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2009. № 3. S. 111-115.

9. Chuprov L.F. Psihologicheskaja diagnostika v rabote prakticheskogo psihologa // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2009. № 4. S. 124-127.

10. Shmelev A.G. Prakticheskaja testologija. Testirovanie v obrazovanii, prikladnoj psihologii i upravlenii personalom. M.: OOO «IPC «Maska», 2013. 688 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.