Основные выводы: 1) врачи больше заинтересованы в приобретении знаний и лучше усваивают материал;
2) молодежь меньше стигматизирована и лучше понимает, что проблема ВИЧ-инфекции касается каждого;
3) эмоциональная вовлеченность в проблему повышает эффективность обучения, но может привести к усугублению страхов по поводу ВИЧ-инфекции; 4) тренинг — единственный метод обучения, изменяющий отношение учащихся к проблеме.
Основные выводы опроса медицинских работников: 98% врачей и медсестер «пилотных» ЛПУ высказали свою обеспокоенность распространением ВИЧ/СПИДа среди населения; 97% оказались мотивированными на участие в профилактике ВИЧ-инфекции; 100% указали на необходимость проведения консультирования до и после тестирования на ВИЧ; 83% опрошенных считают, что «интеграция» будет способствовать большему охвату ВИЧ-инфицированных женщин профилактическими медицинскими услугами; 65% утверждают, что всегда говорят со своими пациентами о методах контрацепции, 74% — о профилактике ВИЧ и ИППП; 54% указывают, что проводят консультирование перед тестированием на ВИЧ, а 68% — что консультируют их коллеги. Чрезвычайно важным результатом опроса медицинских работников явилось их 100% понимание необходимости беседовать с пациентами о защищенном сексе, даже
если результат тестирования на ВИЧ отрицательный. Основные выводы опроса пациенток: 95% беременных высказали беспокойство в связи с распространением ВИЧ-инфекции среди населения, то есть, были информированы об актуальности проблемы; 32% беременных отметили, что врачи беседовали с ними о методах контрацепции, 25% — о передаче ВИЧ половым путем, 83% — о риске передачи ВИЧ при ИППП. Одним из наиболее важных результатов проекта явилась высокая удовлетворенность качеством медицинских услуг: 100% женщин были довольны беседами с врачами или медсестрами; 10 из 12 опрошенных ВИЧ-инфицированных женщин отметили уважительное отношение к себе со стороны медицинского персонала и только две сказали, что врачи были безразличны к ним во время приема.
Оценивая результаты нашей работы, сотрудники кабинетов анонимного обследования на ВИЧ в г. Краснодаре, Сочи, Новороссийске обратили внимание на увеличение числа желающих пройти тестирование за счет женщин, получивших консультацию по вопросам ВИЧ-инфекции в «пилотных» ЛПУ. В 2008 г. нами инициированы и проведены обучающие тренинги-семинары для преподавателей кафедр факультетов последипломного образования 7 ВУЗов ЮФО. Необычная форма и предмет обучения заинтересовали наших коллег и получили высокую оценку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардакова Л.И. Интеграция профилактики ВИЧ/СПИДа 2. Консультирование до и после теста на ВИЧ. Пособие для
в службу охраны здоровья матери и ребенка// СПИД, секс, тренеров, работающих в области консультирования по вопро-
здоровье: специальный выпуск. — 2006. — С.3-5. сам ВИЧ/СПИД. — М.: Права человека, 2007. — 148 с.
Информация об авторах: 350015, Краснодар, ул. Седина, 204, тел. (861)2536391, e-mail: [email protected] Лысенко Ирина Валентиновна — доцент кафедры, к.м.н.
Лебедев Василий Васильевич — заведующий кафедрой, д.м.н., профессор.
© ОЮУНСУРЭН Э., БАТБАЯР О., ЭНХТУЯА Д., АМАРСАЙХАН Д., ЛХАГВАСУРЭН Ц. — 2010
ПОТРЕБНОСТЬ В ЭЛЕКТИВНЫХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В РЕЗИДЕНТУРЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Э. Оюунсурэн, О. Батбаяр, Д. Энхтуяа, Д. Амарсайхан, Ц. Лхагвасурэн (Монгольский Государтвенный Медицинский Университет, Уланбаатар, Монголия)
Резюме. В статье на большом массиве данных обоснована рациональная потребность в выборных и обязательных предметах на уровне постдипломного обучения в Монгольском государственном медицинском университете. Ключевые слова: электив, обязательный предмет, резидентура, Монголия.
REQUIREMENT FOR ELECTIVE AND OBLIGATORY EMPLOYMENT IN POSTDEGREE EDUCATION HSUM
E. Ojunsuren, O. Batbajar, D. Amarsajhan, T. Lhagvasuren (HSUM, Ulan-Bator, Mongolia)
Summary. In article on the big data file the rational requirement for elective and obligatory subjects at level of postdegree training at the Mongolian state medical university is proved.
Key words: elective, an obligatory subject, postdegree education, Mongolia.
Глобализация по своей сути открывает новые перспективы для каждого и недоучет этого обстоятельства может существенно замедлить темпы реформирования. Необходимость решения глобальных проблем требует быстрой и системной адекватной реакции на них со стороны всех форм деятельности. В сжатые сроки предстоит реконструировать и отладить новый механизм социального отражения, взаимодействия науки и образования, резко увеличить динамику модернизации образовательных моделей, способных оказаться в основе подготовки специалистов, компетенция и профессиональная ментальность которых будет соответствовать реалиям XXI века. Процесс глобализации во всём мире за последние десятилетия всё более ускоряется и в этой
организационной перестройке мирового здравоохранения и медицинского образования достаточно легко просматриваются тенденции новых методологических, в частности решающая роль отводится фактору перестройки медицинского образования. Очевидно, что новая мировая модель медицинского образования также должна быть построена с учетом современных методологических требований.
Подготовки врачей и медицинских работников это специфический процесс, преддипломное, дипломное и последипломное обучение проводится разными учебными планами и программами. Последипломное обучение интернатура и ординатура (английское Резидентура) в разных странах мира обучают разными сроками и про-
граммами. Всемирная Федерация медицинского образования опубликовала 11 рекомендаций о программах обучения в медицинских вузах и из них 6 это обязательные критерии:
— Социально ориентирована
— Морально ориентирована
— Включать социально значимые заболевания такие как СПИД и др.
— Включать основы социального здоровья
— Быть превентивной
— Быть конкурентной
В связи с этими рекомендациями и современными тенденциями развития медицины и медицинского образования во всем мире нужно перестраивать, пересмотреть программу и само обучение.
В Монголии обучение в резидентуре проводит разные медицинские учреждения и вузами. И в связи с этим нужно аттестировать и рейтинговать эти учреждения, программы обучения. План по обучению в резидентуре состоит из трех частей: элективная которая студент выбирает предмет обучения, обязательная часть в которой студент обязан изучить предмет и специальная часть в которой студент изучает специализированные предметы по специальностям. Мы в этом исследовании исследуем требования, спрос элективной и обязательной части резидентской программы.
Цель исследования: Улучщение резидентской программы и обучения
Задачи исследования:
1. Изучить метод и программу обучения в резиден-турах Монголии
2. Сравнить систему обучения в резидентуре других стран с Монголией
3. Изучить требования и спрос на предметы обучения в резидентуре
4. Улучщение образца обучения в резидентуре в Монголии
Материалы и методы
— Планы и программы обучения в резидентуре Института Последипломного Образования, Монгольского Государственного Медицинского Университета (МГМУ)
— Планы и программы обучения в резидентуре других стран
— Отчеты и публикации исследовательских работ
— Диссертации на соискание ученых степеней
— Документы связанные с обучением в резидентуре
— 414 врачей обучающиеся в резидентуре Института Последипломного Образования, МГМУ
— Выборочное исследование документации
— Опрос учащихся Института Последипломного Образования, МГМУ
— Дать сравнение резидентской программы 5 стран с разными социальными, экономическими и образовательными уровнями
— Статистическая обработка полученных данных
Мы в данном исследовании поставили цель улуч-
щения резидентской программы, обучения и в связи с этим изучить спрос и требования на элективный, обязательный части резидентского обучения. Резидентское обучение предназначено для подготовки медспециа-листов по специальностям, включает элективный (выборочный), обязательные уроки.
Учащиеся не только учатся по специальностям но и быть ответственным перед обществом и государством. В развитых странах медицинское образование состоит из системы здравоохранения, а с другой стороны из социального здравоохранения. Мы исследовали спрос на элективные, обязательные уроки у начинающих резидентов-врачей.
А. По данным 2002 года в Монголии в
системе здравоохранения рабатают 6162 (100%) врачей и из них выборочно исследовали 414 (6.72%) врачей-резидентов (Б.Ганбат 2002, Х.Дамдинжав 2004). Символизированная вероятность нашли по следующей формуле.
1. п = д2-х_р А2
Где п — число выборочно исследованных врачей-резидентов
q — сигма, кв. Средняя склонность или стандартная склонность
1 - коэффицент правдоподобности
А — средняя погрешность в исследовании
п = 4 х 6.72 х 93.18 = 2507.4 = 278.6
32
9
Если считать средняя погрешность в исследовании не должно превышать 3% то число выборочно исследованных должно быть не менее 278.6. Максимальное число (6000) будет:
2. п = д2-х 12 х N п х А2 + Q2 х 12
считать по формуле:
п = 278.6 х 6000 = 16.713.000 = 16713000 = 307.9 6000 х 32 + 278,6 54000 + 278,6 54278,5
Из этого видно что число исследований достаточно для исследования.
В исследовании по улучщению резидентской программы и обучения приняли всего муж. 51, жен. 363, возраст от 23-47. Опросник состоял из 20 вопросов.
По полу
Рис. 1.
По специальности:
Данные полученные по опроснику подвергнули статистической обработке, и показали рисунками и графиком.
По вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу?
На вопрос по вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу? Ответили нужно добавить в резидентскую программу уроки экономики 58% ответили очень нужен, 12% ответили нужен, 12% ответили не нужен, 1% не ответил.
На вопрос по вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу?
По медицинским специальностям
3
28 зз зз 34
п *о 16 п П П ,7 п П П 9 '4 П 16
іПіопОииапОиі 0 = п □ и □
З £
і § І
З X 2 «
і І і І І І І 1 І І і І
Рис. 2.
Экономика
Рис. 3.
Ответили нужно добавить в резидентскую программу уроки менежмента 64% ответили очень нужен, 5% ответили нужен, 7% ответили не нужен, 24% не ответил.
Менеджмент
Рис. 4.
Законодательство и право
Рис. 5.
На вопрос по вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу? Ответили нужно добавить в резидентскую программу уроки законодательства и права 67% ответили очень нужен, 10% ответили нужен, 2% ответили не нужен, 21% не ответил.
Этика и мораль
6%
Рис. б.
На каком языке вы хотели бы
Рис. 7.
На вопрос по вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу? Ответили нужно добавить в резидентскую программу уроки этики и морали 35% ответили очень нужен, 21% ответили нужен, 6% ответили не нужен, 38% не ответил.
На вопрос на каком языке вы хотели бы слушать клинические лекции? Ответили следующим образом.
60% выбрали монгольский язык, 13% выбрали английский язык, 10% выбрали русский язык, 17% не ответил на этот вопрос.
Из этого видно что в резидентскую программу должны быть включены следующие предметы: этика, экономика, менежмент, право и законодательство.
Таким образом, исходя из социального спроса элективные, обязательные части резидентского обучения нуждаются в изменении. Учащиеся резиденты-врачи считают влючить и добавить экономику 58%, менеж-мент 64%, этику 35%, законодательство и право 67% в резидентскую программу.
© СОСНОВСКАЯ Е.В. — 2010
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ И УЧАСТКОВЫХ ВРАЧЕЙ ТЕРАПЕВТОВ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Е.В. Сосновская
(Ханты-Мансийский государственный медицинский институт, Ханты-Мансийск, Россия)
Резюме. С помощью разработанного нами опросника проведен анализ теоретической подготовки 352 врачей общей практики и участковых врачей терапевтов в различных регионах Западной Сибири (Тюменская область, Омская область, Ханты-Мансийский автономный округ). Опросник включал 30 вопросов по теме диагностики и лечения гастроэнтерологических заболеваний и 5 вариантов ответа. Максимальное количество баллов, которые можно было набрать за правильные ответы по всем вопросом, составляло 92. Установлено, что уровень теоретических знаний у врачей этого профиля недостаточен: средние показатели набранных баллов варьировали от 51,9 до 74,5. Между отдельными учреждениями здравоохранения выявлены статистически значимые различия по уровню теоретической подготовки врачей.
Ключевые слова: врачи общей практики, участковые врачи терапевты, теоретическая подготовка.
TRAINING LEVEL OF A GENERAL PRACTICE DOCTORS AND A LOCAL OUTPATIENT DOCTORS IN DIFFERENT LOCALES OF WESTERN SIBERIA
E.V. Sosnovskay
(Hanti-Mansiysk State Medical Institute, Hanti-Mansiysk, Russia)