ЛИТЕРАТУРА
1. Белозеров Е.С., Буланьков Ю.П. ВИЧ-инфекция. — Элиста: Джангар, 2006. — 224 с.
2. Беляков Н.А., Степанова Е.В., Рахманова А.Г Организация образования по проблемам ВИЧ-инфекции // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. — СПб., 2009. — Т.1, №2. — С.7-16.
3. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень / В.В. Покровский, Н.Н. Ладная, Е.В. Соколова, Е.В. Буравцова. — М., 2008. — №31. —24с.
4. Малеев В.В. Проблемы инфекционной патологии на современном этапе //Эпидемиология и инфекционные болезни. — М., 2006. — № 6. — С.4-8.
5. Медицинское последипломное образование. Система образования и подготовка преподавателей. / Под ред. Н.А. Белякова, А.П. Щербо. — СПб., 2002. — Изд-во ССЗ. — Т.1 — 480с.
6. Покровский В.В. Эпидемия ВИЧ-инфекции в России — куда идешь?// //Эпидемиология и инфекционные болезни. — М., 2004. — №4. — С.4-6.
7. Покровский В.В. ВИЧ/СПИД в России: ситуация и прогноз // Эпидемиология и инфекционные болезни. — М., 2008-№3. — С.1-5.
Информация об авторах: 664073, Иркутск, м-н Юбилейный, 100; тел. (3952) 461135, e-mail: [email protected] Ленок Галина Викторовна — к.м.н., доцент, заведующая кафедрой,
Меньшикова Лариса Васильевна — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой,
Колесникова Евгения Борисовна — ассистент.
© ЛЫСЕНКО И.В., ЛЕБЕДЕВ В.В. — 2010
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА В СЛУЖБУ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГОВОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИКУЮЩИХ АКУШЕРОВГИНЕКОЛОГОВ
И.В. Лысенко, В.В. Лебедев (Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия)
Резюме. Исследование демонстрирует актуальность интеграции профилактики ВИЧ/СПИДа в службу охраны репродуктивного здоровья. Показана эффективность тренинга при обучении практикующих акушеров-гинекологов консультированию по профилактике половой передачи ВИЧ.
Ключевые слова: интеграция профилактики ВИЧ/СПИДа в службу охраны репродуктивного здоровья, половая передача ВИЧ, тренинг, консультирование.
INTEGRATION OF HIV/AIDS PREVENTION INTO THE REPRODUCTION HEALTH SERVICES PROGRAMS: THE TRAINING METHOD EFFICACY IN EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PRACTICING GYNECOLOGISTS
I.V. Lysenko, V.V. Lebedev (Kuban state medical University, Krasnodar, Russia)
Summary. The research demonstrates the actuality of the integration of HIV/AIDS Prevention in reproduction health services programs, also shows the training method efficacy in consulting for prevention HIV sexual transmission in educational programs for gynecologists.
Key words: HIV/AIDS Prevention, Reproduction Health Services, HIV sexual transmission, training, counseling.
В 2009 году в Краснодарском крае было зарегистрировано 1017 случаев ВИЧ-инфекции, ежегодно заболеваемость растет более чем на 10%. С 2003 г. отмечен новый этап эпидемии ВИЧ: инфекция вышла за рамки группы потребителей парентеральных наркотиков. По результатам эпидемиологических расследований, в 2008-2009 гг. на гетеросексуальный путь передачи приходится 73% всех случаев заражения, большинство ВИЧ-инфицированных находятся в возрастной группе 21-39 лет — 72%, а более 1/3 — до 30 лет. Молодые ВИЧ-позитивные люди все чаще создают семьи, хотят иметь детей. С 1987 г. в крае от матерей с ВИЧ родилось 935 младенцев. Закономерно с ростом заболеваемости увеличивается нагрузка на лечебную сеть, но медицинские специалисты нередко не готовы к оказанию помощи этой категории пациентов. Наукой доказано, что при соблюдении всех профилактических мер вероятность передачи ВИЧ от матери к ребенку не превышает 2%. В России этот показатель в среднем равен 11,8%. Это говорит о том, что многим женщинам, живущим с ВИЧ, по разным причинам, не доступны медицинские профилактические услуги. В целом, остро стоит вопрос профилактической работы, и с учетом доминирующих путей передачи ВИЧ особая роль в его решении принадлежит врачам сферы охраны репродуктивного и сексуального здоровья.
Цель работы: оптимизация обучения акушеров-гинекологов по проблеме профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции.
Материалы и методы
В 2006 г. Министерство здравоохранения и социального развития и Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) разработали проект «Интеграция профилактики ВИЧ-инфекции в службу охраны репродуктивного здоровья». Национальные консультационные семинары в преддверии проекта выявили ряд проблем службы, среди которых: отсутствие методики до— и послетестового консультирования на ВИЧ (дотестовое консультирование не проводится или сводится к обоснованию тестирования, послетестовое консультирование при отрицательном результате не проводится), отсутствие опыта работы с потребителями инъекционных наркотиков и работницами коммерческого секса, стереотипы медиков по отношению к людям, живущим с ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) и ЛЖВС по отношению к медикам. Кроме того, сама идея встретила активное нежелание специалистов СОРЗ заниматься консультированием по вопросам профилактики ВИЧ/ СПИДа [1].
В качестве одного из трех «пилотных» регионов для реализации проекта был выбран Краснодарский край. Накануне проекта в «пилотных» ЛПУ, проведено социологическое исследование, основными выводами которого стали: 1) 100% беременных женщин отрицают получение консультации по вопросам профилактики ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем, во время приема акушера-гинеколога; 2) неудовлетворенность
пациентов качеством медицинской помощи зачастую связана не столько с квалификацией специалистов, сколько со сложностями диалога «врач-больной». На основании этого были сформулированы задачи учебного курса для акушеров-гинекологов:
— повышение уровня знаний специалистов службы охраны репродуктивного здоровья по вопросам ВИЧ/ СПИДа;
— изменение отношения к проблеме профилактики ВИЧ-инфекции;
— формирование понимания собственной роли в профилактике ВИЧ/СПИДа;
— обучение навыкам консультирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Трудности, которые возникли при обучении акушеров-гинекологов, связаны с общепринятой системой высшего и последипломного образования врачей. Консультирование является основным инструментом профилактической работы, однако, ни консультированию, ни психологии врачи в ВУЗе не обучались. Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности №040101 «Акушерство и гинекология» не имеет разделов подготовки по инфекционным болезням, ВИЧ-инфекции. Нам пришлось столкнуться с двумя проблемами: повысить уровень профессиональных знаний и изменить привычную форму работы. Изменение стереотипов — сложная сверхзадача, не решаемая традиционными методами обучения. Известно, что стереотипы связаны, в первую очередь, с недостаточной информированностью по проблеме. В случае с медицинскими работниками стереотипы по отношению к ЛЖВС обусловлены боязнью инфицироваться ВИЧ и зачастую базируются на опыте профессионального риска, страхе и нередко проявляются нежеланием работать с ЛЖВС. Само по себе информирование в таком случае не будет эффективным. Страх, с одной стороны, и профессиональный долг, с другой, также ограничивают готовность откровенно высказываться в незнакомой аудитории. А без обращения к эмоциональной сфере «ломать» стереотипы сложно и даже невозможно.
Обучение акушеров-гинекологов построению правильного с точки зрения психологии консультативного приема также необходимо. Врачу привычно выступать в роли «руководителя», несущего ответственность за лечебный процесс. Это не только увеличивает психологическую нагрузку, но и не всегда устраивает пациента. Современного «больного» больше удовлетворяет, когда врач выступает с позиции «консультанта». «Разговор на равных» позволяет пациенту почувствовать себя важным участником лечебного процесса, содействует приверженности терапии, изменению поведения, осознанному следованию здоровому образу жизни, а так же уменьшает груз ответственности, лежащей на враче.
Для решения поставленных задач был выбран метод тренинга (от анг. «to train» — обучать, тренировать). Тренинг предполагает максимальное использование потенциала, знаний и опыта каждого участника. Это в какой-то мере не обучение, а обмен опытом — форма наиболее приемлемая для взрослой аудитории. Обращение к чувствам каждого участника, объективизация переживаемых эмоций, т.е. вербализованная рефлексия, позволяет справиться со страхами и меняет отношение к проблеме. Для создания свободного раскованного диалога, поддержания активной позиции каждого участника весь тренинг группа обучаемых не должна превышать 6-8 человек на одного тренера, необходима определенная пространственная организация, постоянный состав группы. Программа тренинга «Консультирование до и после теста на ВИЧ» была рассчитана на 3 дня. В каждом тренинге принимали участие 15 обучаемых и 2 тренера. Для изменения отношения к проблеме в ходе тренинга использовались следующие приемы: упражнения, демонстрирующие ту
или иную конкретную ситуацию (игры), разбор случаев из практики, дискуссии. Для формирования навыков применялись практические занятия, в том числе в форме ролевой игры, и демонстрация (моделирование ситуации). Атмосфера психологической безопасности достигалась формированием групповой сплоченности, для чего в тренинг включались «разминки», действовали определенные правила работы [2].
Анализируя результаты тренинга, мы сопоставили эффективность различных методов обучения по тематике ВИЧ-инфекции. Были сформированы 5 групп учащихся. В 1 группу вошли студенты 5 курса (n=135), которые прослушали лекции и посетили семинарские занятия по программе дисциплин «инфекционные болезни» и «эпидемиология». Во 2 группу так же включили студентов 5 курса (n=23), в 3 группу — интерны и ординаторы (n=67), в 4 — врачи (n=10). При обучении 2-4 групп особое внимание уделялось актуализации проблемы ВИЧ-инфекции посредством обращения к эмоциям слушателей, акцентировании на психологических аспектах жизни с ВИЧ, использовались дискуссии, просмотр видеоматериалов, приветствовался обмен опытом. В 5 группу включили акушеров-гинекологов и акушерок (120), обучавшихся на тренинге. Анкетирование, проведенное через неделю после прохождения кура-ции, было направлено на определение остаточного уровня знаний по эпидемиологии и профилактике ВИЧ-инфекции, а также отношения к профилактической работе и стигматизации людей, живущих с ВИЧ-инфекцией (ЛЖВ). Вторым этапом подведения итогов явился опрос медицинских работников и беременных женщин «пилотных» ЛПУ по тематике проекта, проведенный независимым социологом через год после обучения. Инициатором исследования выступил фонд ООН в области народонаселения, отчет об исследовании был направлен в Министерство здравоохранения и социального развития. Методом формализованного интервью «face to face» было опрошено 217 респондентов, из них 57 врачей и медицинских сестер, 160 беременных женщин.
Результаты и обсуждение
Анализ анкет учащихся 1 группы демонстрирует низкий уровень знаний и высокую стигматизацию ЛЖВ: правильно оценивают вероятность профессиональных (медицинских) рисков только 5%, половой передачи — 7%, вертикальной трансмиссии — 28% респондентов. Более 50% опрошенных считают, что профилактика ВИЧ-инфекции должна быть сведена к поголовному обследованию на ВИЧ, а 75% — не скрывают опасений по отношению к ВИЧ-инфицированным. Конфиденциальность ВИЧ-статуса понятна 62% респондентов.
Эмоциональное вовлечение в проблему, осознание ее актуальности повысило эффективность обучения. Понимание конфиденциальности сформировалось у 90%-100% учащихся во 2-5 группах. Во 2 группе правильно оценивают профессиональные риски 13%, вертикальной передачи — 78%, половой — 61% респондентов. Однако понимание сути профилактической работы демонстрирует так же не более 50% опрошенных, а опасения к ЛЖВ — 93%. Уровень остаточных знаний в 3-4 группах несколько выше, чем во 2. В 3-4 группах понимание сути профилактической работы сформировалось у 82% — 90%, но собственной роли в профилактике ВИЧ-инфекции — только у 27% — 40%. Обращает внимание, что опасения к ВИЧ-инфицированным сохранились у 54% респондентов 3 группы и 90% — 4 группы!
Главные достижения тренинга неоднократно формулировались самими участниками: избавление от страхов по поводу ВИЧ/СПИДа; лучшее («по-новому») понимание своих пациентов; готовность заниматься профилактикой ВИЧ в рутинной практической деятельности.
Основные выводы: 1) врачи больше заинтересованы в приобретении знаний и лучше усваивают материал;
2) молодежь меньше стигматизирована и лучше понимает, что проблема ВИЧ-инфекции касается каждого;
3) эмоциональная вовлеченность в проблему повышает эффективность обучения, но может привести к усугублению страхов по поводу ВИЧ-инфекции; 4) тренинг — единственный метод обучения, изменяющий отношение учащихся к проблеме.
Основные выводы опроса медицинских работников: 98% врачей и медсестер «пилотных» ЛПУ высказали свою обеспокоенность распространением ВИЧ/СПИДа среди населения; 97% оказались мотивированными на участие в профилактике ВИЧ-инфекции; 100% указали на необходимость проведения консультирования до и после тестирования на ВИЧ; 83% опрошенных считают, что «интеграция» будет способствовать большему охвату ВИЧ-инфицированных женщин профилактическими медицинскими услугами; 65% утверждают, что всегда говорят со своими пациентами о методах контрацепции, 74% — о профилактике ВИЧ и ИППП; 54% указывают, что проводят консультирование перед тестированием на ВИЧ, а 68% — что консультируют их коллеги. Чрезвычайно важным результатом опроса медицинских работников явилось их 100% понимание необходимости беседовать с пациентами о защищенном сексе, даже
если результат тестирования на ВИЧ отрицательный. Основные выводы опроса пациенток: 95% беременных высказали беспокойство в связи с распространением ВИЧ-инфекции среди населения, то есть, были информированы об актуальности проблемы; 32% беременных отметили, что врачи беседовали с ними о методах контрацепции, 25% — о передаче ВИЧ половым путем, 83% — о риске передачи ВИЧ при ИППП. Одним из наиболее важных результатов проекта явилась высокая удовлетворенность качеством медицинских услуг: 100% женщин были довольны беседами с врачами или медсестрами; 10 из 12 опрошенных ВИЧ-инфицированных женщин отметили уважительное отношение к себе со стороны медицинского персонала и только две сказали, что врачи были безразличны к ним во время приема.
Оценивая результаты нашей работы, сотрудники кабинетов анонимного обследования на ВИЧ в г. Краснодаре, Сочи, Новороссийске обратили внимание на увеличение числа желающих пройти тестирование за счет женщин, получивших консультацию по вопросам ВИЧ-инфекции в «пилотных» ЛПУ. В 2008 г. нами инициированы и проведены обучающие тренинги-семинары для преподавателей кафедр факультетов последипломного образования 7 ВУЗов ЮФО. Необычная форма и предмет обучения заинтересовали наших коллег и получили высокую оценку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардакова Л.И. Интеграция профилактики ВИЧ/СПИДа 2. Консультирование до и после теста на ВИЧ. Пособие для
в службу охраны здоровья матери и ребенка// СПИД, секс, тренеров, работающих в области консультирования по вопро-
здоровье: специальный выпуск. — 2006. — С.3-5. сам ВИЧ/СПИД. — М.: Права человека, 2007. — 148 с.
Информация об авторах: 350015, Краснодар, ул. Седина, 204, тел. (861)2536391, e-mail: [email protected] Лысенко Ирина Валентиновна — доцент кафедры, к.м.н.
Лебедев Василий Васильевич — заведующий кафедрой, д.м.н., профессор.
© ОЮУНСУРЭН Э., БАТБАЯР О., ЭНХТУЯА Д., АМАРСАЙХАН Д., ЛХАГВАСУРЭН Ц. — 2010
ПОТРЕБНОСТЬ В ЭЛЕКТИВНЫХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В РЕЗИДЕНТУРЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Э. Оюунсурэн, О. Батбаяр, Д. Энхтуяа, Д. Амарсайхан, Ц. Лхагвасурэн (Монгольский Государтвенный Медицинский Университет, Уланбаатар, Монголия)
Резюме. В статье на большом массиве данных обоснована рациональная потребность в выборных и обязательных предметах на уровне постдипломного обучения в Монгольском государственном медицинском университете. Ключевые слова: электив, обязательный предмет, резидентура, Монголия.
REQUIREMENT FOR ELECTIVE AND OBLIGATORY EMPLOYMENT IN POSTDEGREE EDUCATION HSUM
E. Ojunsuren, O. Batbajar, D. Amarsajhan, T. Lhagvasuren (HSUM, Ulan-Bator, Mongolia)
Summary. In article on the big data file the rational requirement for elective and obligatory subjects at level of postdegree training at the Mongolian state medical university is proved.
Key words: elective, an obligatory subject, postdegree education, Mongolia.
Глобализация по своей сути открывает новые перспективы для каждого и недоучет этого обстоятельства может существенно замедлить темпы реформирования. Необходимость решения глобальных проблем требует быстрой и системной адекватной реакции на них со стороны всех форм деятельности. В сжатые сроки предстоит реконструировать и отладить новый механизм социального отражения, взаимодействия науки и образования, резко увеличить динамику модернизации образовательных моделей, способных оказаться в основе подготовки специалистов, компетенция и профессиональная ментальность которых будет соответствовать реалиям XXI века. Процесс глобализации во всём мире за последние десятилетия всё более ускоряется и в этой
организационной перестройке мирового здравоохранения и медицинского образования достаточно легко просматриваются тенденции новых методологических, в частности решающая роль отводится фактору перестройки медицинского образования. Очевидно, что новая мировая модель медицинского образования также должна быть построена с учетом современных методологических требований.
Подготовки врачей и медицинских работников это специфический процесс, преддипломное, дипломное и последипломное обучение проводится разными учебными планами и программами. Последипломное обучение интернатура и ординатура (английское Резидентура) в разных странах мира обучают разными сроками и про-