Научная статья на тему 'Потребность в экологическом аудите и проблемы его становления в России'

Потребность в экологическом аудите и проблемы его становления в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
888
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОАУДИТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ АУДИТА / ECOLOGICAL AUDIT / ECOLOGICAL MANAGEMENT / ENVIRONMENTAL PROTECTION / NATURE MANAGEMENT / STANDARDS OF AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболева Ольга Алексеевна

В статье обосновывается необходимость развития рынка услуг по экологиче-скому аудиту в России. Отражены основные этапы становления экоаудита. Рас-крыты проблемы, существующие на сегодняшний день в России, относительно раз-вития данного вида услуг, и предложены некоторые направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED FOR AN ECOLOGICAL AUDIT AND PROBLEMS OF ITS FORMATION IN RUSSIA

The urgency and necessity of development of the ecological audit market in Russia are substantiated in the article. The main stages of the formation of ecological audit. The problems of the development of this type of service, existing today in Russia, are listed.

Текст научной работы на тему «Потребность в экологическом аудите и проблемы его становления в России»

УДК 657.6; 502; 504

О. А. Соболева

ПОТРЕБНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ АУДИТЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО

СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ

В статье обосновывается необходимость развития рынка услуг по экологическому аудиту в России. Отражены основные этапы становления экоаудита. Раскрыты проблемы, существующие на сегодняшний день в России, относительно развития данного вида услуг, и предложены некоторые направления их решения.

Ключевые слова: экоаудит, экологический менеджмент, охрана окружающей среды, природопользование, стандарты аудита.

Концепция проведения ревизии экологической деятельности компаний (экологического аудита) впервые была разработана в конце 70-х гг. XX века в США. Она использовалась на практике для проверки соблюдения компаниями экологических требований законов, законодательных актов и нормативов. Впоследствии экологический аудит получил распространение в Канаде, Великобритании, Швеции, США, Нидерландах и др. промышленно развитых странах.

Чаще всего зарубежные компании обращались к экологическим аудиторам с тем, чтобы иметь объективную оценку экологического состояния предприятия, выяснить, существуют ли отклонения от норм, получить рекомендации по организации производственной деятельности предприятия в соответствии с экологическими требованиями. Кроме того, с 1991 года во многих странах экологический аудит стал использоваться коммерческими банками в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам. Это было вызвано тем, что часто предприятия-заемщики не выполняли требования природоохранного законодательства, что повышало риск наложения на них соответствующих санкций, в том числе и финансовых. Аудиторские проверки позволяли выявить такие риски.

В США экоаудит превратился не просто в инструмент контроля за соблюдением закона, но и в экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности предприятия, поскольку является основой для разработки мероприятий и мер превентивного характера. Экоаудит направлен на опережающее выявление экологического правонарушения и позволяет руководству предприятия вовремя принять соответствующие меры.

В числе других направлений экологического аудита можно назвать [7]:

- разработку и (или) корректировку экологической стратегии хозяйствующего субъекта;

- содействие в планировании природоохранной деятельности клиента;

- проведение анализа фактической освоенности и повседневного выполнения штатных процедур, связанных с обеспечением экологического соответствия деятельности хозяйствующего субъекта;

- консультирование по вопросам повышения эффективности использования природных ресурсов;

- выявление резервов для финансовой оптимизации экологических платежей;

- проведение спецкурсов для работников хозяйствующего субъекта;

- консультирование с целью рационализации и совершенствования экологического мониторинга в рамках деятельности хозяйствующего субъекта;

- выявление сильных и слабых сторон, а также неиспользованных возможностей в отношении контроля за экологически не безразличными аспектами функционирования хозяйствующего субъекта;

- анализ степени экологической безопасности технологических процессов (в том числе для персонала клиента);

- разработку рекомендаций по минимизации вредных факторов воздействия;

- выявление причин возникновения нештатных ситуаций.

Анализ мирового опыта свидетельствует о широком практическом применении процедуры экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии или ином хозяйствующем объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления.

Необходимость проведения экологического аудита на современном этапе не оспорима и обусловлена факторами, представленным ниже.

Во-первых, развитие правовой базы в сфере экологического менеджмента и экологического аудита приводит к необходимости для предприятий-природопользовате-лей вводить и сертифицировать собственную службу по охране окружающей среды, разрабатывать природоохранную политику и систему управления природопользованием.

Во-вторых, ужесточение санкций и применение экономических механизмов природопользования делает все более накладными нарушения экологических требований, высокую материалоемкость, энергоемкость и экологическую опасность продукции. Перенос бремени налогообложения на потребляемые природные и иные ресурсы заставляет переходить на малоотходные технологии, стремиться к получению экологического сертификата, что является также условием конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В-третьих, выпускать экологически чистую продукцию с использованием аналогичных технологий — это престижно и экономически выгодно. Уже сейчас невозможно получить кредит в зарубежных банках без прохождения процедуры экологического аудита и сертификации продукции. Российские банки также начинают применять это условие.

В-четвертых, наведение должного порядка на предприятии в системе управления охраной окружающей среды и ресурсопользованием позволяет оптимизировать отношения администрации предприятия с природоохранными органами, органами власти и населением, упорядочить технологические процессы и в итоге снижает антропогенную нагрузку на природную среду и степень влияния этой нагрузки на здоровье персонала предприятия и населения.

В России об экологическом аудите заговорили в 90-х гг. XX века. Работа по формированию нормативно-правовой базы экологического аудита в стране, созданию соответствующих стандартов и документов в данной области только начинается, хотя определенный практический опыт в этом направлении имеется.

В последние годы в России, в связи со стремительным ростом значимости экологического аудита, принят ряд нормативно-правовых актов, в иерархии которых верхнюю ступень занимают, конечно, международные конвенции, межправительственные соглашения и т. д., ратифицированные Российской Федерацией [8].

На федеральном уровне нормативно-правовое регулирование экологического аудита осуществляется с помощью Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, в соответствии с которым «экологический аудит, или экоаудит, — это независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности» [1].

Целью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения жизнеустойчивого развития.

Экологический аудит проводится:

- в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

- при реализации процедуры банкротства;

- при проведении обязательного экологического страхования;

- при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. (с изменениями 2016 г.) [2].

Экологический аудит упоминается также в следующих нормативно-правовых документах: Приказе Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» [3] и Приказе Госкомэкологии России от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» (вместе с «Временным порядком аттестации экологических аудиторов») [4].

В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. был принят Приказ № 95 «О создании системы аудита недропользования» [5].

Однако, несмотря на то, что в последнее время в России наметилась тенденция активизации законотворческой деятельности по вопросам окружающей среды, законодательство остается малоразвитым. Принимаемые законы страдают серьезными дефектами: обилием декларативных положений; слабым регулированием процедур.

Задачи, которые решаются в процессе экоаудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации. Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика [6].

Таким образом, в России основными проблемами формирования рынка услуг по экологическому аудиту являются:

1) отсутствие должного правового регулирования и нормативно-методического обеспечения со стороны органов власти;

2) отсутствие достаточно проработанных научно-методологических основ экологического аудита и его общепризнанного понятийно-терминологического аппарата;

3) нехватка профессиональных кадров [9].

Для решения обозначенных проблем целесообразно:

- разработать программы специальных курсов для получения специализации, позволяющей проводить экоаудит в отдельных отраслях экономической деятельности (специализация необходима для наработки глубоких знаний и навыков в особых областях (отраслях));

- создать единую для всех саморегулируемых организаций аудиторов базу данных выданных сертификатов и повышения квалификации аудиторов для более четкого выполнения обязанности по подтверждению соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации;

- организовать саморегулируемыми организациями аудиторов эффективную систему контроля качества обучения по программам повышения квалификации аудиторов;

- разработать (доработать) стандарты аудиторской деятельности с учетом международного опыта в области экологического аудита.

Внедрение экологического аудита в Российской Федерации позволит реализовать принципы и государственную стратегию охраны окружающей среды, повысит эффективность использования сырьевых и энергетических ресурсов, а также способствует предотвращению развития локальных экологических проблем, созданию информационной базы для развития других видов экологической деятельности.

Литература

1. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» № 7 от 10 января 2002 г.

2. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284 (ред. от 24.11.2014 г., с изм. от 28.02.2016 г.) «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

3. Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».

4. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» (вместе с «Временным порядком аттестации экологических аудиторов»).

5. Приказ МПР РФ от 02.04.1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования»

6. Вешкурцева Е. А. Экологический аудит: проблемы становления и развития в России: [Электронный ресурс]: URL: http://www.ecocommunity.ru/refer.php?id=344

7. Чикунова Е. П. Экологический аудит: проблемы и перспективы: [Электронный ресурс]: URL: http://www.hr-portal.ru/article/ekologicheskiy-audit-problemy-i-perspektivy

8. Чхутиашвили Л. В. Основные направления развития и регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2012. № 5. С. 31-39.

9. Экологический аудит: Проблемы и перспективы: [интернет-версия журнала «Аудитор»] [Электронный ресурс]: URL: http://www.gaap.ru

Серия «Экономика, право и управление». 3/2016 Об авторе

Соболева Ольга Алексеевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и налогообложения, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: volkova.pskgu@bk.ru

O.A. Soboleva

NEED FOR AN ECOLOGICAL AUDIT AND PROBLEMS OF ITS FORMATION IN RUSSIA

The urgency and necessity of development of the ecological audit market in Russia are substantiated in the article. The main stages of the formation of ecological audit. The problems of the development of this type of service, existing today in Russia, are listed.

Key words: ecological audit, ecological management, environmental protection, nature management, standards of audit.

About the author

Soboleva Olga Alekseevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting, Analysis and Taxation Department, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: volkova.pskgu@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.