АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 657.631
развитие экологического аудита
в россии
Н. В. МАЛИНОВСКАЯ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики
E-mail: nvmali@mail. ru Российский университет дружбы народов
В Основах государственной политики в области экологического развития РФ до 2030г. проведение экологического аудита установлено в качестве одного из основных механизмов реализации государственной политики в области экологического развития. В статье исследованы предпосылки возникновения экологического аудита в России, причины его востребованности, существующие подходы к понятию «экологический аудит». Выявлены значимые различия в понимании сущности экологического аудита в экологической и экономической сферах деятельности. Дано определение понятия «экологический аудит» как вид экономической деятельности. Предложено использовать различные термины, определяющие понятия «экологический аудит» и «аудиторское заключение» в сфере экономической и экологической деятельности.
Ключевые слова: экологическая деятельность, экологический аудит, экологические вопросы, аудиторское заключение, аудиторские стандарты.
В России экологический аудит стал развиваться в 1990-х гг. Среди основных предпосылок его возникновения можно выделить следующие:
— осознание глобальных экологических проблем и, как результат, переход России на путь экологически безопасного экономического развития;
— необходимость интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности;
— усиление требований законодательства в области охраны окружающей среды и др.
В соответствии с Экологической доктриной РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N° 1225-р, содействие развитию экологического аудита, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды определено в качестве необходимого элемента для развития экономических и финансовых механизмов, являющихся средствами реализации государственной политики в области экологии. В Основах государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 г., утвержденных Президентом РФ 30.04.2012, проведение экологического аудита установлено в качестве одного из основных механизмов реализации государственной политики в области экологического развития.
Основными причинами, по которым экологический аудит стал востребован в России, являются:
— заинтересованность в привлечении иностранных инвестиций для финансирования разнообразных проектов, для чего необходимы
подтверждение их экологической безопасности, определение величины потенциальных экологических рисков и значимости их последствий;
— необходимость получения достоверной информации о состоянии природоохранной деятельности и разработки рекомендаций по приведению ее в соответствие с природоохранным законодательством, что позволит избежать штрафов за негативное воздействие на окружающую среду, снизить платежи за природопользование;
— заинтересованность в продвижении продукции на мировые рынки и, как результат, проведение экологической сертификации в соответствии с требованиями стандартов международной серии ISO 14000, 19011, что позволит повысить конкурентоспособность продукции;
— развитие рынка услуг по обязательному и добровольному экологическому страхованию потенциально опасных объектов (при подготовке договоров страхования ответственности за вред, наносимый загрязнением окружающей природной среды) и др.
Несмотря на необходимость и важность развития экологического аудита в России, до настоящего времени не выработано единого подхода к пониманию сущности экологического аудита, не определены его роль и место в системе государственного управления. Можно выделить следующие основные подходы к трактовке понятия «экологический аудит»:
— экологический аудит как один из видов экологического контроля;
—экологический аудит как правовой механизм обеспечения безопасности в экологической сфере;
— экологический аудит как инструмент подтверждения правильности ведения учета и достоверности отчетности в части отражения природоохранной деятельности организации.
Различие подходов к понятию «экологический аудит», на наш взгляд, обусловлено тем, что экологический аудит в классификаторе правовых актов согласно Указу Президента РФ от 15.03.2000 № 511 определен и как вид аудиторской деятельности 080.160.000, и как вид деятельности в области охраны окружающей природной среды 110.010.100.
Для того чтобы выявить различия в понимании сущности экологического аудита по ряду ас-
пектов (определение, его цели и задачи, основные направления аудиторской проверки, содержание процесса экологического аудита, порядок оформления его результатов и др.) в экологической и экономической сферах деятельности, исследуем основные подходы трактовки понятия «экологический аудит».
Экологический аудит как вид экологической деятельности. Нормативно-правовой основой экологического аудита как вида экологической деятельности являются:
— Федеральный закон от 10.01.2002 N° 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст. 1 которого дано следующее определение понятия «экологический аудит»: «Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности»;
— приказ Госкомэкологии России от 16.07.1998 № 436 «О проведении практических работ по проведению экологического аудирования» (далее — приказ Госкомэкологии России № 436), который установил порядок аттестации экологических аудиторов, проводимой Госкомэко-логией России;
— приказ Госкомэкологии России от 30.03.1998 № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», которым утверждено приложение «Вопросы организации экологического аудирования в системе Госкомэкологии России» (далее — приложение к приказу Госкомэкологии России № 181). В нем даны понятия «экологическое аудирование» и «экологический аудит», сформулированы принципы экологического аудита, определены виды, задачи, требования к субъектам экологического аудита, права и обязанности сторон, оплата услуг экологического аудита, установлен порядок оформления результатов аудита в виде аудиторского заключения.
Согласно п. 3 приложения к приказу Госкомэкологии России № 181 «экологический аудит — предпринимательская деятельность экологических аудиторов (далее — экоаудитор)
или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения». Здесь же определены виды и задачи экологического аудита. Виды экологического аудита — обязательный и инициативный аудит.
В пункте 5 данного документа указано, что обязательный экологический аудит в системе Госкомэкологии России проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ. Инициативный экологический аудит проводится добровольно по решению субъекта хозяйственной деятельности.
Исследование нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды позволило выявить, что в настоящее время в России обязанность проводить экологический аудит никакими нормативными актами не предусмотрена. Даже обязанность, которая была установлена п. 2 ст. 27 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривавшим использование экологического аудита по требованию государственных инспекторов, отменена в связи с утратой силы данной статьи с 01.08.2011. Экологический аудит проводится только на добровольной основе по инициативе хозяйствующих субъектов и в их интересах.
В проекте федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается проводить обязательный экологический аудит в следующих случаях:
— осуществления предпринимательской деятельности по использованию отходов производства и потребления;
— установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
— установления временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
— подтверждения выполнения планов снижения выбросов и (или) сбросов (мероприятий по охране окружающей среды, внедрению наилучших существующих технологий и (или)
реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапных установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов);
— разработки, реализации проекта восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде;
— выполнения мероприятий специальных экологических программ, в том числе работ по реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
— в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, указанным законопроектом в сферу экологического аудита включаются практически все экономические субъекты (поскольку они обязаны хотя бы устанавливать лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду), не ограничиваясь перечнем компаний, подлежащих обязательному аудиту в соответствии со ст. 5 Федерального закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон № 307-ФЗ).
Задачами экологического аудита в системе Минприроды России1 являются:
— обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
— определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
— проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;
— повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
— снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
Экологическим аудитом в системе Минприроды России занимаются физические лица, которые прошли обучение и аттестацию в соответствии с
1 Госкомэкологии России был упразднен в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000 № 867. Его функции были переданы Министерству природных ресурсов РФ (Минприроды России), которое Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 было преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
порядком, установленным приказом Госкомэкологии России № 436, и юридические лица, имеющие соответствующую лицензию.
Результатом экологического аудита в системе Минприроды России является заключение, составляемое и подписываемое экоаудитором, работающим самостоятельно, или группой экоау-диторов. При проведении экологического аудита экологической аудиторской организацией заключение подписывается всеми экоаудиторами, участвовавшими в проведении экологического аудита, и руководителем организации по экологическому аудиту и скрепляется печатью.
Заключение по экологическому аудиту в системе Минприроды России состоит из трех частей — вводной, аналитической и итоговой. В вводной части указываются юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и отчества всех экоаудиторов, принимавших участие в проверке, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита.
В аналитической части приводятся:
— наименование субъекта хозяйственной деятельности, период его деятельности, за который проводится экологический аудит;
— результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям;
— факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений природоохранительного законодательства РФ, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.
Итоговая часть содержит:
— обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды;
— конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
— последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.
Сопоставление требований к структуре и содержанию аудиторского заключения по результа-
там экологического аудита в системе Минприроды России с требованиями к форме и содержанию аудиторского заключения, которые установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности: (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» или, например, ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности», выявило их полное несоответствие. На наш взгляд, для того чтобы не ввести в заблуждение предполагаемых пользователей о результатах экологического аудита, проводимого в рамках деятельности в области охраны окружающей среды, целесообразно вместо термина «аудиторское заключение» использовать термин «отчет об экоаудировании» или «отчет об экоаудите».
По состоянию на 01.01.2012 в системе Минприроды России существовало пять самостоятельных аудиторский организаций:
— некоммерческое партнерство (НП) «Экологическое международное аудиторское сообщество», реестр членов которого насчитывает 33 экологические аудиторские организации и 214 экоаудиторов;
— НП «Сибирская аудиторская палата», реестр которого включает 10 экоаудиторов;
— НП «Экологическая аудиторская палата», в реестре которого состоят 27 экологических аудиторских организаций и 267 экоаудиторов;
— НП Экологический аудит «Экологическая аудиторская палата», реестр которого включает 681 экоаудитора;
— Национальная экологическая аудиторская палата, в реестре которой состоят 491 экоаудитор и 52 экологические аудиторские организации.
Анализ предлагаемых услуг аудиторскими организациями, действующими в системе Минприроды России, позволил выделить следующие основные направления проведения экологического аудита как вида экологической деятельности, которые представлены на рисунке.
В конце 2011 г. Минприроды России был повторно внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные
Направления проведения экологического аудита как вида экологической деятельности
Экологический аудит на соответствие деятельности производственных, хозяйственных и иных объектов природоохранному законодательству
Экологический аудит при продлении разрешительной экологической документации (предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ - ПДС; предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ - ПДВ)
Экологический аудит при проведении экологической сертификации в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 14000, ГОСТ Р ИСО 19011
Экологический аудит при экологическом страховании
Экологический аудит при приватизации, смене прав собственности
Экологический аудит при инвестировании
Основные направления проведения экологического аудита как вида экологической деятельности
акты Российской Федерации», который включает экологический аудит в систему государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Законопроектом определена организационно-правовая структура экологической аудиторской деятельности, установлены необходимые требования, обеспечивающие высокий уровень качества предоставления услуг по проведению экологического аудита, определены механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов к осуществлению экологического аудита. Законопроект предусматривает принятие федеральных правил (стандартов) экологической аудиторской деятельности, которые будут определять требования к порядку осуществления именно экологической аудиторской деятельности. Разработчиками законопроекта предполагалось, что закон будет принят и вступит в силу с 01.01.2013, однако этого не произошло.
Экологический аудит как вид экономической деятельности. В настоящее время правовые основы регулирования аудиторской деятельности
определены Федеральным законом № 307-ФЗ, в соответствии с п. 3 ст. 1 которого «аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности».
Экологический аудит как вид экономической деятельности относится к аудиторской деятельности и рассматривается как одно из направлений специального аудита. Специальный аудит представляет собой проверку не всей финансовой отчетности для выражения мнения о степени ее достоверности, а какого-либо отдельного вопроса, какой-то узкой темы в целях выдачи экспертного заключения пользователям по конкретному заданию2. Целью экологического аудита является проверка экологических аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных процедур и правил, а также эффективности порядка и методов функционирования хозяйственной системы.
Можно дать следующее определение: экологический аудит как вид экономической деятельности — независимая проверка экологических аспектов деятельности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отражения в финансовой отчетности экологических вопросов, соблюдения определенных процедур и правил, а также эффективности порядка и методов функционирования хозяйственной системы в области экологии.
Экологический аудит проводится в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ФПСАД) и ФСАД (так называются стандарты, выпущенные после вступления в силу Федерального закона № 307-ФЗ), а также в соответствии со стандартами саморегулируемой аудиторской организации, членом которой
2 Аудит: теория и практика: учебник / под ред. В. С. Кара-года. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 68.
является аудиторская организация, и Кодексом этики аудиторов.
Аудиторские стандарты определяют:
— общий подход к проведению аудита;
— аудиторские процедуры, которые могут быть использованы при проведении аудита для сбора достаточных надлежащих аудиторских доказательств;
— виды аудиторских заключений;
— вопросы методологии.
Кодекс этики аудиторов определяет базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы независимо от условий, в которых проводится аудит. Основополагающими принципами аудита являются: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение.
Основными этапами аудиторской проверки при проведении экологического аудита являются:
1) подготовительный, или этап планирования;
2) основной, или непосредственная проверка;
3) заключительный, или этап обобщения выводов и подготовки заключения.
На первом этапе решаются следующие вопросы:
— предварительное получение знаний о проверяемой организации (отраслевых, правовых и других внешних факторах, влияющих на ее деятельность), а также о характере, масштабах и сложности деятельности, общей стратегии аудируемого лица и связанных с ней рисках хозяйственной деятельности;
— согласование условий проведения аудита услуг (цель аудита, объем аудита, форма представления результатов аудита, цена проведения аудита и др.) и заключение договора оказания аудиторских услуг;
— разработка общего плана аудиторской проверки (общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур, оценке аудиторского риска и уровня существенности) и формирование аудиторской группы. Учитывая специфический характер экологического аудита, в состав аудиторской группы включают специалистов разного профиля (инженеров-экологов, юристов, технологов и др.);
— разработка программы аудита — совокупности мероприятий по проведению аудита, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретных целей.
На втором этапе происходит сбор надежных и достаточных аудиторских доказательств. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем выполнения процедур оценки риска и дальнейших аудиторских процедур (тестов средств контроля и процедур проверки по существу). При проведении аудита могут быть использованы следующие аудиторские процедуры или их сочетания:
— инспектирование — проверка записей, документов на бумажном или электронном носителе информации, а также физический осмотр материальных активов;
— наблюдение — взгляд на процесс или процедуру, выполняемые другими лицами;
— запрос — поиск информации у осведомленных лиц в пределах и за пределами местонахождения аудируемого лица и оценка их ответов;
— подтверждение — ответ в письменной форме на бумажном или электронном носителе напрямую от третьей стороны на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях;
— повторное проведение — независимое выполнение аудитором процедур, которые первоначально были выполнены как часть внутреннего контроля;
— пересчет — проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов;
— аналитические процедуры — анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей в целях выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.
Аудитор самостоятельно, на основе своего профессионального суждения с учетом оценки риска существенных искажений, которые могут быть допущены вследствие недобросовестных действий или ошибок, осуществляет выбор аудиторских процедур, необходимых для достижения цели аудита.
В ходе экологического аудита аудиторы запрашивают документы, разрабатывают аналитические тесты, определяют ключевые статьи, составляют аудиторские выборки, оценивают влияние экологических вопросов на финансовую отчетность. Учитывая тот факт, что расходы и обязательства, обусловленные природоохранной деятельностью, становятся настолько значимыми, что недостаточное внимание к ним существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового положения организаций, Международным комитетом по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров подготовлено Положение по международной аудиторской практике (ПМАП) 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности». Положение представляет собой практическое руководство для аудиторов в случаях, когда экологические вопросы являются важными. Термин «экологические вопросы» означает следующее:
— попытки предотвратить, уменьшить или устранить вред, наносимый окружающей среде, или заниматься консервацией возобновляемых и невозобновляемых ресурсов;
— последствия нарушения законов об охране окружающей среды;
— последствия экологического вреда, причиненного другим лицам или природным ресурсам;
— последствия субститутивной ответственности, устанавливаемой законом (например, ответственность за ущерб, нанесенный прежними владельцами).
В соответствии с ПМАП 1010 можно привести примеры экологических вопросов, способных оказать влияние на финансовую отчетность:
— введение экологических законов и положений может повлечь за собой обесценивание активов и, как следствие, необходимость снижения их балансовой стоимости;
— несоблюдение норм экологического законодательства, касающихся, например, удаления выбросов и отходов, или изменения в законодательстве, имеющие ретроактивную силу, могут потребовать начисления сумм для осуществления исправительных мер, выплаты компенсаций и оплаты юридических расходов;
— некоторые субъекты, например в добывающей промышленности (горнодобывающей
или нефте- и газодобывающей), производители химикатов или компании по утилизации отходов могут понести экологические обязательства в качестве непосредственного побочного продукта своей основной деятельности;
— конструктивные обязательства, вытекающие из добровольных действий (например, субъект может обнаружить загрязнение почвы и, не имея юридических обязанностей, решит устранить загрязнение, заботясь о свой репутации и улучшении отношений с обществом);
— субъект может быть обязан раскрыть в примечаниях наличие условных обязательств, если расходы, относящиеся к экологическим вопросам, не могут быть достоверно оценены;
— в крайних случаях несоблюдение определенных экологических законов и положений может повлиять на продолжительность деятельности предприятия с точки зрения допущения о непрерывности деятельности и, следовательно, на раскрываемые сведения и основу для подготовки финансовой отчетности.
На третьем этапе аудитор объективно оценивает полученные аудиторские доказательства влияния экологических вопросов на финансовую отчетность и готовит аудиторское заключение.
Можно выделить следующие основные направления проведения экологического аудита как вида экономической деятельности:
1) аудит экологической политики3 организации, который позволяет установить, насколько закрепленные в ней положения соответствуют требованиям экологического законодательства, а также сложности и масштабам экологического воздействия, создаваемого деятельностью, продуктами и услугами организации;
2) аудит природоохранных расходов, который позволяет избежать неправильной оценки финансового положения и финансовых результатов организации в результате недостаточного внимания к расходам организации, обусловленным экологической деятельностью, а также оценить
3 Экологическая политика — официальное заявление высшего руководства организации об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности, обеспечивающих основу для разработки и установления ее экологических целей и задач, отвечающих принципу постепенного улучшения экологических показателей.
степень соответствия осуществляемых организацией природоохранных расходов требованиям экологического законодательства, масштабам и сложности экологического воздействия. В рамках аудита природоохранных расходов можно дополнительно выделить два направления:
— аудит основных средств природоохранного назначения;
— аудит текущих природоохранных расходов;
3) аудит отходов производства и потребления4, который позволяет оценить, соблюдаются ли организацией нормативы и требования экологического законодательства в области обращения с отходами, а также степень эффективности внедрения в проверяемой организации технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
4) аудит экологической отчетности, который позволяет выявить и исправить существенные ошибки в экологической отчетности, допущенные при составлении экологической отчетности, непреднамеренно или вследствие фальсификации и вуалирования, особенно в тех случаях, когда в организации нет эффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, и, как результат, повысить доверие к отчетности со стороны заинтересованных пользователей.
Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: поскольку экологический аудит в зависимости от вида деятельности (экологической или экономической) регулируется разными нормативными правовыми актами, цели и задачи, стоящие перед экологическим аудитом как видом экологической и экономической деятельности, а также содержание процесса экологического аудита, основные направления аудиторской проверки, порядок оформления его результатов в области охраны окружающей среды и в экономической сфере различны, лучше применять различные термины для обозначения того, о чем в действительнос-
4 В соответствии с п. 1 Федерального закона № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
ти идет речь, например, в сфере экологической деятельности — экоаудирование или экоаудит, а в сфере экономической деятельности — экологический аудит. Это позволит перейти к следующему этапу развития экологического аудита как вида экономической деятельности в нашей стране, определить его сущность, цели и задачи, определить место в аудиторской деятельности.
Список литературы
1. Аудит: теория и практика: учебник / под ред. В. С. Карагода. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.
2. О проведении практических работ по проведению экологического аудирования: приказ Госкомэкологии России от 16.07.1998 № 436.
3. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3.
4. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
6. Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России: приказ Госкомэкологии России от 30.03.1998 № 181.
7. Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: проект федерального закона. URL: http://www. mnr. gov. ru/regulatory/detail. php?ID=128103.
8. Положение по международной аудиторской практике 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности» (утверждено Комитетом международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров в 1998 г.).
9. Сергеева Т. В. Экологический аудит: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
10. Чхутиашвили Л. В. Перспективы развития экологического учета в современной России // Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития российских предприятий: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. Москва, 25.11.2011—26.11.2011. М.: РУДН, 2011. С. 265—273.