1.1. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ
Елагин Александр Георгиевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка. E-mail: l.Chistoborodov@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению потребностей в жизнедеятельности человека. Предлагается автором понятие феномена «потребность». Показана взаимосвязь потребности быть в безопасности с формированием мировоззрения, с источником активности человека, безопасным поведением. Предложены меры, реализация которых позволит «держать» опасности под контролем. Тем самым иметь качественно новый уровень защищенности от них.
Ключевые слова: потребность, мотивация, удовлетворение, действия, свобода, безопасность, деятельность, риски, правила, регламенты безопасности, государство.
THE NEED FOR A PERSON TO BE SAFE
Yelagin Alexander Georgievich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management of activity of ensuring protection of a public order chair. E-mail: l.Chistoborodov@mail.ru
Annotation: The article is devoted to the needs of human life. "Need" the author proposed the concept of the phenomenon. The interrelation needs to be safe with the formation of world view, the source of human activity, safe behavior. The measures whose implementation would "hold" the danger is under control. Thus, to have a qualitatively new level of protection against them. Keywords: The need, motivation, satisfaction, action, freedom, security, activities, risks, rules, safety regulations, the state.
«Нет ничего ценней, чем собственная безопасность» Неизвестный автор
Исторический опыт свидетельствует, о том, что с момента зарождения жизни на нашей планете, человек в процессе своего существования и развития всегда стремился к различным потребностям (желаниям)1, в том числе и в сфере безопасности. Иными словами, потребность связана с нашей (порой нерадостной) действительностью, жизнедеятельностью в целом, и в более конкретной, специфической -в контексте существования человека.
Понятие «потребность» в современных условиях стало бесспорно престижным (как впрочем, и безопасность) позитивным, необходимым, создающим условия для совершенствования и развития, прежде всего человека. В этом случае, потребность - это то, что требуется человеку, всем нам. Это может произойти в том случае, когда у него возникает определенное чувство неудовлетворенности дома, на работе, в социуме.
Обзор специальной литературы исследуемого феномена показывает, что существует достаточно боль-
1 Близко к понятию потребность является слово желание. Потребность и желание понятия однопорядковые, но не тождественные. В этом случае, некоторые исследователи считают, что человек - это продукт непотребности, а страстного желания.
шой разброс мнений относительно его основных характеристик. Некоторые научные работники понимаю потребность как: нужду о чем-то, неосознанный побудитель активности личности, сегмент внутреннего мира человека. Для других это: структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности; первопричина жизни, свойства всего живого. Третьи представляют потребность, как необходимость в определенных условиях; противоречие между имеющимся и необходимым; дефицит в чем-либо существенным. Для четвертых, наконец - состояние недостатка в чем-либо; состояние стимулирующее деятельность, направленную на восполнение недостатка; первоисточник мотивации и др. Таким образом, понятие «потребность» имеет различные характеристики, что говорит о его популярности, и в тоже время неопределенности.
Вместе с тем потребность персонифицирована, всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Это основной источник активности человека в его жизнедеятельности. В свою очередь активность проявляется через определенные целенаправленные действия и мотивацию. По этому поводу Гегель ранее писал так: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекает из потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль». В этом случае, основным критерием эффективности этих действий является соотношение страстей, интересов и мотивов.
А.Н. Леонтьев рассматривал предмет потребности -мотив деятельности2. В этом случае, смысл феномена «потребность» сводится к следующей взаимосвязанной схеме: потребность - действия - мотивация -удовлетворение. Таким образом, потребность - это объективно осознанная мыслительная деятельность человека (движущая сила) способная удовлетворить его желания жить без страха, нужды, хаоса, опасностей, во взаимодействии с предметным миром.
Человеческие потребности беспрерывны, весьма разнообразны. В этом случае, прав был Демокрит: «человек не знает границ своих потребностей». Они могут со временем меняться, одни уходят, другие приходят. Что вообще-то естественно. Но самое главное, они должны быть удовлетворены. В этом состоит сущность потребностей. Аксиоматически следует признать, что человеческая жизнь состоит из потребностей и их удовлетворения. В этом случае, мы можем говорить об ощущении счастья. В противном случае -формируется определенная неудовлетворенность. Здесь важен категорический императив Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив, будь им». Это касается и гедонистической потребности - потребности получения удовольствия.
В ходе исследования, выявлены и анализируются многочисленные потребности. Однако, прежде чем перейти к их освещению, одно маленькое замечание. На наш взгляд, не совсем корректно выделять и различать их на основные и не основные. Человек определяет их для себя сам, потому, что «они определяются условиями жизни» (Гераклит).
Также установлено, что не существует полной классификации потребностей. Из всей совокупности потребностей, выделим те, которые актуальны в современных условиях, и требуют более детального изучения.
2 Цит. по: Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.
3'2016
Пробелы в российском законодательстве
Прежде всего, нам нужна потребность в стабильности, консолидации уверенности в завтрашнем дне (сложившаяся ситуация в Российской экономике не дает оснований в этом). Для этого необходимо потребность в сохранении мира. В последнее время потерялась потребность в общении, единении коммуникации. В тоже время появилась активность потребности к потребительству. Не умаляя интереса к этой потребности, сошлюсь (для дальнейших раздумий) на Библию, Новый завет (глава 6, статья 8) «Имея пропитание и одежду, будь доволен тем. А желающих обогатиться, входят в искушение .... ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклоняются от веры и сами себя подвергают многим скорбям». В современных условиях, как впрочем, и ранее, нужно больше делать для удовлетворения потребности в обеспечении счастливой старости. Необходимо говорить о растущей потребности в морали, ценностях, культуре, идеалов.
Совершенно очевидно, что также существует потребность в уважении государством и его органов, в том числе, бизнесменов и олигархов к каждому человеку, а также человека к человеку и его самореализации. Необходима также потребность к творческой свободе (не свободе дозволенности). Без этого, никакие демократические «цели» не реализуются. И, конечно же, базисная потребность - быть в безопасности. Некоторые авторы эту потребность объясняют, как «обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей» (В. Хендерсон); «поддержание безопасности окружающей среды (С.А. Мухина, И.И. Тарков), «предупреждение опасности для жизни» (Д.Орем). Как видим, речь идет о лингвистических оттенках характеристики данной потребности.
Основной проблемой обсуждавшейся мыслителями различных эпох, в том числе, и в современных условиях - была и остается проблема безопасности. Она признается во всем мире. В трактовке проблемы безопасности наблюдалась следующая эволюция их взглядов. Безопасность:
а) цель создания государства;
б) высшее благо для людей;
в) справедливость;
г) развитие;
д) фактор жизни и др.
В целом, безопасность - основная составляющая бытия, мировоззрения (система взглядов человека на этот феномен и его место в нем) человека в процессе его жизнедеятельности. Этот процесс для человека, во все время, сопровождался внутренней потребностью - быть в безопасности, быть защищенном от угроз природного, техногенного, социального, террористического характера. Это чувство, желание заложено в самой природе человека, «природной необходимостью и природной естественностью» (Ж.Ж Руссо). В свою очередь, общеизвестно, что человек является одним из источников возникновения многих опасностей. Здесь мы видим основной парадокс теории жизни и безопасности. Человек хочет находиться в безопасности, но является основным источником опасности. Получается заколдованный круг. И разорвать его можно только, совместными действиями, как самого человека, так и государства, его институтов для достижения совместных целей в сфере обеспечения безопасности. Иными словами, потребность человека быть в безопасности, как это не банально зависит в первую очередь от самого человека, его позитивной
деятельности. Тогда будет благо3. Это также является основным мотивом этой деятельности людей и общества, направленный, прежде всего на устранение условий приводящих к возникновению чрезвычайной ситуации. По мере развития этих процессов все больше число членов общества будет непосредственно осознавать общественную активность, и проявлять личную заинтересованность в максимально позитивных действиях для удовлетворения исследуемой категории.
В этом случае, под потребностью быть в безопасности, следует понимать осознанную человеческую необходимость и деятельность, направленную на ее удовлетворение, через определенные отношения человека с человеком, окружающей средой с целью безопасного функционирования и развития.
Сгруппировать множество человеческих потребностей предпринял американский психолог А.Г. Маслоу. Основная его заслуга заключается в том, что он предложил теорию иерархии потребностей в виде определенной пирамиды сущность, которой заключается в следующем: человек не может испытывать потребностей более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах.
Тот же А.Г. Маслоу утверждал, что потребность -быть в безопасности одна из основных, и с этим следует согласиться. Прежде всего, потребность в безопасности относится к уровню витальных, то есть жизненно важных. Иными словами потребность в безопасности как уже отмечалось, обеспечивает выживание, освобождает от страха, нужды, тревоги хаоса.
Во-вторых, потребность в безопасности взаимосвязана с формированием философского и религиозного мировоззрения, как обыденного (житейского) так и теоретического, на социально-правовое явление-безопасность, через науку о безопасности жизнедеятельности, как системы рациональных знаний об опасностях и методах, способах защиты от них. Познание этих знаний указывает направление деятельности субъектов, обеспечения безопасности гарантированно допустимого обществом уровня защищенности социума от рисков. Иными словами, конечная цель познания в нашем случае, удовлетворение базовой потребности человека - быть защищенным. «Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следова-
4
тельно менее опасным» .
В-третьих, потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку человек уязвим, независимо от физических данных, богатства, власти и др.
В-четвертых, потребность в безопасности и защищенности - является источником активности (через действия), индивида вследствие которых, удовлетворение этой потребности гарантирует, отсутствие негативных последствий от воздействия опасностей. Потребность в безопасности, это «толчок» будущего развития, безопасного поведения бдительности, подозрительности5, предсказуемости и самоорганизованности.
В-пятых, с моральной точки зрения (и не только это) потребность в безопасности важнее потребности в
3 В противном случае, директор западногерманского института слаборазвитых стран Ф.Бааде высказывает следующую мысль: «Земля стала «трудным ребенком Вселенной» и истребить население Земли, признав землян неисправимыми, технически не составит труда.
4 http://www. socioeogy deep. ru/sdps-819-1. htme.
5 По мнению, английского историка Т.Фуллера, подозрительности, если держать ее при себе, - мать безопасности.
свободе; потребность в безопасности возникает тогда, когда в окружающей среде присутствует (а их несколько сотен) опасности, угрозы, риски, элементы хаоса. Удовлетворение этой потребности должно осуществляться без наличия тиранов, диктатуры и др.
В-шестых, потребность чувствовать себя в безопасности, тогда приводит к отрицанию самой опасности, проявляется чувство успокоенности, чувство деаксии (отсутствие очевидности).
В-седьмых, потребность в безопасности оказывает серьезное влияние на формирование поведения. Согласимся, что это потребность в явном виде возникает, как правило, у взрослого человека. Нет пока этой потребности у новорожденного, грудного младенца, дошкольника, школьника. Но это совсем, не говорит о том, что последним не следует фиксировать внимание на это явление. Родители уже с раннего возраста, должны прививать ему определенный порядок, связанный с его поведением. Иными словами, мы прививаем ему потребность безопасности. В школьный период уже происходит встреча с вышеназванной потребностью. Этот процесс в специальной литературе называют опредмечиванием потребности, в котором рождается мотив, при котором меняется тип поведения. Для всех лучше - безопасного поведения, которое формируется в процессе общественной жизни.
Основной путь безопасного поведения - изначальные знания правил, регламентов, требований безопасности и, конечно же, их соблюдение. Иными словами, соответствие поступков, действий, идеальным образцам, моделям. Думаю, что в обозначенной теме нет никакой новой идей. Важна его реализация. По этому поводу А.Г. Маслоу писал: «Среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасности, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные защитники, оберегающие его от опасности6. Это утверждение американского социолога, раскрывает сущность содержание «понятие абсолютной безопасности». Однако после трагедии с «Титаником», Чернобыльской катастрофой, катастрофой г. Нью-Йорка (11 сентября 2001 г.) весь мир перешел к парадигме допустимого (приемлемого) уровня риска.
В современных условиях усиливается потребность в безопасности и защите, потому что, появляются новые (цивилизованные) риски. Ну, например - космические, электромагнитные и др. Вызывает вопрос, как удовлетворить эту потребность? Человеку, государству, работодателю. Раскрывать подробности деятельности каждого из перечисленных субъектов обеспечения безопасности не было предметом этой статьи.
Тем не менее, несколько размышлений. В последнее время стали появляться статьи (в основном в интернете) в которых, прямо или косвенно (ссылаясь даже на отечественные мнения) указывается на следующее: а)никаких средств или мероприятий безопасности сейчас нет; б) в ряде случае указывает на гипертрофированную безопасность; в) безопасность - предрассудок, ни один человек не испытал ее в полной мере7. Трудно полностью согласиться, с такими высказываниями. Слишком они категоричны, не подкрепленные ни тео-
6 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е. изд. - СПб.: Питер, 2008. - 357 с.
7 http://www. popsy. ru /articles/full/stati/osnovnoj instinrt potrebnost
v beropasnosti.
рией не практикой и не соответствуют реальной действительности в этой сфере.
Появление новой Стратегии национальной безопасности, обращение Президента Российской Федерации к этой проблеме в ежегодных Посланиях Федеральному собранию, и многое другое говорит об обратном. Во многих странах, в т. ч. и в России вместо свободы предпочитают безопасность. Опасности известны, познаваемым и управляемым и находятся под контролем. И все же для обывателей и руководителей постулат «пока вы в состоянии думать и делать - вы в безопасности» заключается в реализации простых действий направленных на следующее:
- формирование всеобщего интереса к проблемам обеспечения безопасности;
- необходимости соблюдения требований, правил, регламентов безопасности;
- адекватности поведения при чрезвычайных ситуациях;
- формирование комплексных интегрированных систем обеспечения безопасности;
- реализации в контрольной деятельности «риск -ориентированного подхода». Это некоторые условия, которые, по мнению автора, позволяют поднять на качественно новый уровень защищенности человека, общества, тесно связав их с ростом деятельностного подхода.
И последнее. Интеграция интеллектуальных усилий инновационных решений и целенаправленных, осознанных, обоснованных, рациональных действий субъектов комплексной системы обеспечение безопасности основной путь гарантирования безопасности. Системообразующим элементом данной системы по-прежнему является государство. В этой связи, руководство страны поставило цель: «добиться высокого уровня жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной»8. Это приоритетная деятельность государства, его структур, негосударственных и общественных структур, и нас с Вами.
Список литературы:
1. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.
2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 357 с.
3. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 2013.
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.popsy.ru/articles/full/stati/osnovnoj instinrt potrebnost v beropasnosti (дата обращения: 24.02.2016).
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. socioeogy deep. ru/sdps-819-1. htme (дата обращения: 24.02.2016).
8 Послание Президента Российской Федерации (2013 г.)