!,: •• !■ ■
■ >. 'Г
Ориентации молодежи на выезд за рубеж (в % к числу опрошенных) -
| ' Предлагаемые вопросы Август—сентябрь, 1991 г. Май! 1995 Г. " : \
да - нет затруднились ответить ' да ■ ■ - нет : затруднились ответить ,
I Хотели бы Вы... ',1‘ 1 “ ' _ " '* 1 | поехать в какую-то^ из стран.Запада поработать в течение ближайших |неа<ольких лет,, .. , - , ' “ : ' • 45 ' .. ,, 44 - 9 58. 728 - -..14 -
| поехать в какую-то из стран'Запада" поучиться в течение ближайших 1 | нескольких лет - ...... - • -1 - 27 60 , ! • 12 54 25 J ' I , 21
| уехать в какую-то. из стран Запада жить постоянно -.48. " .15 21 .. 60 18 1
нйнсйрованйя),'заложенного в" законе об образовании; позволило бы' справиться 'с двуединой’ задачей: -во-первых,' отвлечь на нёкотороё время молодежь-и "увести" ее с рынка труда, а во-вторых; повысить уровень профессиональных знаний молодого поколения й; соответственно улучшитЁ качество рабочей силы. 1
;ЬТ >*•-.. ‘Ы'у'И ч- ■- I I . « *'^1 ' ‘ ‘
Н.В-.Ковалева' 1 ■ ■
6. Потребительский рынок
' Наполнение' рынка! Состояние потребительского рынка перестало' быть' фактором, сдерживающим потребление населения. И хотя соответствующие средние оценки в тече-Ю1И периода мониторинговых наблюдений (1993—1995 гг.) колебототся, в последнее время они остаются досточно высокими и‘свидетельствуют о том, что в продаже есть все или бо'льшая ‘часть необходимых населению продовольст-венных и непродовольственных товаров.
' Серьёзные изменения на потребительском'1 рынке (рис. 6) имели место в 1993 г., особенно в первой половине. О наличии в продаже большей части продуктов питания в начале 1993 г. свидетельствуют 63% опрошенных, одежды и обуви — 50,' товаров длительного пользования (ТДП) — 50%. В то время еще отмечался достаточно острый дефицит в отношении всех сегментов рынка' К началу 1994 г. ситуация на рынке стабилизировалась. Респонденты именно в это время особенно высоко оценивали ситуацию. К середине 1995 г.чв глазах потребителей она выгдядит в целом так же, как и полтора года назад: если в феврале прошлого года 87%. респондентов отметили, что: в продаже есть все йли почти все необходимые продовольственные товары, аналогичным образом оценили рынок одежды и обуви 81% и рынок ТДП — 78%,' то. в мае нынешнего года, соответственно 87;' 79 и 71%. О ‘его дефицитности сейчас говорят- не более 10—15% опрошенных;- тогда как в начале 1993 г. — 40—50%. ; , с
В обобщенных (средневзвешенных) оценках потребительского рынка', рассчитанных на основании распределения ответов на тот же вопрос, указанные особенности выражены еще более ярко (табл. 33). 0,
/ Улучшение затронуло практически в равной мере, все сегменты рынка. Однако более чувствительны к нему оказались представители более обеспеченных категорий населения. Это вполне понятно, поскольку менее обеспеченные, объективно отмечая улучшение ситуации в целом, расширение предложения товаров все же сопоставляют характер изменений со своими достаточно низкими материальными возможностями. Сильнее других ощутили изменения на рынке жители больших городов. .;В_: малых годах и в-.сельской местности ситуация хотя и улучшилась, но потребительский рынок все же еще довольно( далек от насыщения.
Отношение к нормированному распределению. Насыщение потребительского рынка очень;, быстро - изменило
представления населения о целесообразности нормированного распределения: сегодня у россиян преобладает негативное- отношение к продуктовым карточкам, талонам, спискам очередников и другим привычным формам организации жизни в дефицитарном обществе, которые воспринимаются уже как ограничивающие их активность на потребительском рынке. Отношение населения к такой. форме организации потребления вообще является весьма чутким критерием оценки происходящих, изменений.
В мае 1995 г. только 4% опрошеных указали на сохра-; ненйе нормированного распределения продуктов питания (речь не идет о "льготных" категория граждан: инвалидах, многодетных и т.п.). Доля таких ответов практически по всем типам населенных пунктов, даже в селах' и малых городах, не превышает 5%, тогда как в'1993’г. на ограничения при продаже продуктов питания указывали соответственно 20 и 10% респондентов. В то же время в
- Есть ли сейчас в свободной продаже там, где Вы живете, ' необходимые для Вашей семьи товары?
Варианты ответов:
ВЯ В продаже есть все необходимое -ГПТ) Большая часть есть, но на некоторые продукты (товары) сохраняется дефицит И Кое-что есть, но на большую часть продуктов (товаров) сохраняется'дефицит-ГП Дефицитны практически асе продукты}товары) •
И Несодержательные ответы
Рис. 6. Потребительский рынок в оценках населения (в % к числу опрошенных, приведены .только содержательные ответы)
■Г Таблица 33
,:Лм*.оО !. -Динамика обобщённых 'оценок пот^бйтельск'ого рынка* <» . ^лггоошг ]
1— - V \ ; Л В среднем 1 .4 і. І.'І, І у „і -'Г^-■ -- Доходные группы** — - -- ■- •» Типы поселения
» -Время опроса - - • . низкие средние высокие . Москва и - С.-Петербург - большие - - города : 'V ■ . I') и:: ь : малые города — села 1
^ • > .• ч ,: ч- • ^ ' : — — —: • „ ■; Продовольственные товары • . - - 1 — - — -—-
Январь 1993 г. '■ 0,69. “г о;бб. ■ 0,69 0,72 ' : ... 0,73 0,6.7 : ' ... 0,62 ' "
’ Февраль 1994 г. _ 0,86-і •' 0,81 с? 0,87 V 0,90 ; 0,90 ( 0,88 ' Д87 > 0,79, . ’.
»Май 1995-г. . 0,87 _ ...... 0,8.7 0,87 0,90 0,94 0,90 0,89 0,78
, Изменение1 • _.г 0,18:- , . 0,11 ... -0,18. -Ч о.ів ; . - : - - 0,17 . .. . 0,22 ч 0,16 и
4-._ - - —і "Т '' Ьдеждо и обувь • - — ^ • ...........
Январь. 1993,г. , 0,6 ? ; " 0,62 ‘ "Г 0,60 ' "0,65 ' ’ —" 0,65 ' ' - ~о;б4~-': 4 • - . .-О 0,547
I . - Февраль 1994 г.' ( 0,82 "' ■ 0,76 с ■; о,8і' 0,86 [ ' 0,90 0,85 ' 0,81 V 0,75- ;;
Май 1995 г. .Г . ^ 0,81 .'■Я 1 :о 00 о • > _ .0,81 - 0,87 , 0,89,'' ' 0,90 0,83 , V, ., .7-. 0,70 П
• ’ *■ Изменение ■ - 0,19 . .-0,18.4 ' 0,21 / --0,22, ::о , ...0,25 .. , . . 0,19. Г; 0,16 ;.Л
;| "Я* •• : Товары длительного пользования Г, ..л гг -Г ' . ю.)
1 1. " а :• | Январь 1993 г. , . 0,61 ,0,58 . : 0-бз ;?,і: !*: і-: -і 1 М :■ ,.,...0,57 .. 0,62 0,47 •"
1 Февраль 1994-г. ' 1 ... • -0,79;^-". 0,77; • = 1 , 0,79 ■ 0,85 .= • 0,85. г*-.-.г 0,84-. ■ 0,82 . , - .0,69
Май 1995 г. 1 1.' 0,79 ; Д.74.' 0,79"- 0,85 [ о;89: : ~ г 0,77: • : ' 0,66 ; -
, Изменение 3 ’ 0,18;; о;іб "-Т .Л - о і9 - = 0,22 , : , г.— -г ^/0,34,'.., ,;; о,15' / 0,19-7
См.: (Экономические.,и социальные лерем.ены:,.МониторинГ’Общественнфо мненияг1995:-М!*2.’С.,47?' '*•-' '' "• ■’ ' т ' >а!:°
Доходные группй (здесь й далее): низкие — 20%-респондентов, отметивших более низкие доходы, средние-.^- 60%, высокие — 20%Г.реСПОЦДеНТОВ/
отметивших более высокие доходы, южном регионе России нормированное распределение1 пока играет более заметную роль, хотя и оно снижается- (в 1993 и 1995 гг. о "карточках" или’’"талонах" говорили сорт-; ветстве’нно 28 и 15% опрошенных жителей этих-мест). Талоны или карточки на сахар и растительное масло сохранились в некоторых-местностях и сегодня.
За |прошедшее время доля сторонников такой системы; распределения среди опрошенных сократилась с 37 до 12%, а доля ее противников возросла С 51 до 72% Причем .свое1 мнение особенно заметно изменили представители стар-: ших возрастных групп, малообразованные люди, селяне,, жители южного региона. Хотя и сейчас именно эти группы потребителей всё же. несколько чаще выступают сторонниками нормированного распределения (соответственно 17, 1'8,, 14, 15%). По, сути, это, главным образом, ,те люди, которые, более других ограничивают свою потребительскую активность по материальным соображениям и в использовании карточек видят возможность приобретения продуктов питания по более достутшьш ценай. Но даже несмотря на оценки’ '" этих групп, можно утаёрэйдать, "тэдонный" менталитет* наших сограждан практически преодолен. (,
Импортные’товары на 'российском рынке. Наполнение потребительского рынка происходит, главным'обра1-' зом, благодаря притоку импортных товаров. О более широком предложении импортных ■ продовольственных, товаров в мае 1995 г. говорили 56% опрощенных, импортной одежды и обуви--------69т- импортных- ТДП — 46%.
Особенно заметные изменения имели место на рынке товаров длительного пользования (ТДП), причем уже не только в столичных городах, но й во всех" других типах" населенных'пунктов (табл.' 34).ч;:- • I ' м
Продолжает усиливаться зависимость” потребительского ’ рынка от' импорта' в" Москве, и С.-Петербурге,' а также в других крупных городах, но и в селе более 1/2 опрошенных указывали на то, 'что'импортных товаров сейчас в продаже больше, чем отечественных.
, Эта тенденция в определенной степени соответствует потребительским приоритетам населения: учитывая одно- ‘
. ;• т;;;-' г;-.
временно цену, и качество товаров,''около 1/2 опрошенных предпочитают, импортную одежду'; обувь-и .товары: длительного пользования. Иная картина в отношении продуктов питания; большая частью населения (7 ^^.предпочитают* товары отечественного производства-(табл.'35); ш
- •Обратим внимание1 на то, что с ростом дохода растут^ предпочтения импортных товаров, хотя, для всех доход-: ных групп в целом сохраняется указанная выше особен-, ность:-выбор-потребителей продуктов питания — за:отечественными товарами, непродовольственных товаров1 --т= за импортными. Подчеркнем еще один важный момент: в самое последнее'время потребители (причем'не только малообеспеченные) ■ стали поворачиваться • лицом к российским товарам, хотя пока .не ясно, ;чем это определяет-, ся: йх более низкими ценами или повышением.качества: Основным фактором'^ дифференциации потребительских предпочтений в данном случае являются не доходы респондентов и не рынок, а возраст респондентов: новое : поколение чаще' выбирает не только "пепсй",- :но й другие импортные товары! прежде всёго,;прёдметы гардероба.
• Каналы приобретения ;основных товаров.. Бсльшая| часть населешот при покупке-продуктов питания й непро-| дбвольственньгх товаров в основном пользуются обычными магазинами. Однако растет роль других'форм торговли. ! . .—При покупке .продовольственных, товаров основным каналом их приобретения для большинства семей яв-| ляются магазины-из-системы, бывшей государственной торговли и потребительской кооперации, которыеоста-ются в нашем представлении "обычными магазинами";
(табл.’36)7 .... ' ; " ‘ . - (
"Обытаые,магазины" называют от 7;7% (частньге пред-, приниматели, т.е. люди, чаще всего наиболее обеспеченные) до 90% (пенсионеры,1 работники'государственных' предприятий, жители крупных городов). Однако "удель-: ный вес "их покупателей“заметно ‘сократился (с 94 до 86%).' Значительно уменьшилась; продажа товаров .на1 предприятиях (с 20 до 10%).'В то же , время .’гораздо “больше- семей стали приобретать • продукты на рынке
Импортные товары на:-российском рынке. Как Вам кажется, каких товаров сейчас больше, отечественных или импортных? (В % к числу опрошенных; 1995 г.)
1....... Варианты ответов Москво й С.-Петербург Большие города Малые города Села В целом
1994 г. 1995 г.
Продовольственные товары
' Больше отечественных _ 4 -10 - 10 - 7 10 8 I
Примерно равное чиага ' . ' .... 16 29 . 30 - .29 26 . ' 28 '
Больше импортных ' 77 • 55 55 49 57 56 1
1 Г 1 и •• -'-і / Одежда и обувь
Большеотечественных 1 „ с 4 2 2, 4 " . 2
Примерно равное число -- 6 ' " "18 22 22 - 18 20
; Больше импортных 85 72 68 60 . 69 69
... . .... . . Товары длительного пользования1
1 Больше отечественных . 2 5 8 8 11 ■ 7
I1 Примерно равное число ■ 17 36 : • 29 26 31 29
| Больше импортных 1 68 44 49 38 40 46
(соответственно рост с 35 до 52%), а также у частных лиц. Это обусловлено не только тем, что на рынках можно приобрести продукты более высокого качества, но также; и сохраняющимся до сих пор дефицитом и весьма ограниченным ассортиментом обычных магазинов во многих малых городах и селах. Тем не менее, несмотря на. то. что потребительское поведение стало более разнообразным, все же в целом оно незначительно отличается, у разных категорий потребителей. л •
Несколько иначе выглядит покупка одежды и обуви (табл. 37). Прежде всего, следует обратить внимание на то, что более .1/3 опрощенных вообще не. делали в, последнее время таких покупок. В оценках остальных; респондентов (представителей: практически всех социаль-но-демографйческих) групп, но в первую очередь молодежи) вещевые рынки, ставшие привычными в большинстве российских городов; заметно! потеснили "обычные магазины".
Оценка времени.. . Наполнение потребительского рынка и некоторое-уменьшение пессимизма в отношении снижения "реальных, доходов" и инфляции отразились и на оценках нынешнего времени, возможностях делать крупные покупки для-дома, хотя , и не изменили их принципиальный-характер: в мае 1995 г. 56% опрошенных считают..нынешнее время в этом отношении "плохим". и только 7% —. "хорошим". Аналогичные оценки
Таблица 35
Потребительские предпочтения населения.
Если принимать во внимание цену, и качество товаров, то какие товары, на Ваш взгляд, сейчас лучше-приобретать: отечественные или импортные?
(В % к числу опрошенных; 1994 г.)
- Варианты Доход семьи В целом
, ответов низкий средний ВЫСОКИЙ 1994 г. 1995 г.
Продовольственные товары
Отечественные 80 : ... 81 . 73’ . 71 78 I
Импортные 10 >■9 14 15 .10'..
Затруднились 'ответить 9 '10 1 З'- 14 : 11
Одежда и обувь
Отечественные 43 34 їв 26 32 •
Импортные > 42 48 69 59 52
Затруднились; ответить 14 1.7 12* .15 .16
'1 Товары длительню пользования
Отечественные • 32 32 22 28 29
Импортные 40 45 64 50 49
I Затруднились | ответить 28 24 14 1 22 23
: ... : 1 , , , Таблица 36
Каналы покупок продовольственных товаров. Где Вы чаще всего покупаете продукты питания для своей семьи? (В% к числу ответивших; сумма;ртветов превышает 100% поскольку респондент мог дать более одного ответа.)
Варианты ответов В среднем Доход семьи Сектор экономики Пенси- онеры Тип поселения |
октябрь : 1993 г. • май 1995 г. низкий средний высокий частный .і'}' , государственный Москва и С.-Петербург большие города федние и малые города села
В: обычных магаг -зимах--. 94, , 86. . 88 00 83 .'' 77 89 .90' 91 90 83 85
- По месту работы, у. родных, знакомых на работе’ 20 ю - 9 ( "40 " ’! I 15 '9 ’ ' • 16 ’ 3 14 - 13 ’• 10 ■ 7
В коммерческих магазинах 14 17 • 13 15 - 26 г 28 16 11 241- 18 ' 21 9
На рынке 35 52' '■'46 г 4 50 : 58 ' 57 58 ‘ 41 49 59' 60 34
У частных лиц . г. "с рук" . ^ . \ ■ 1Г! 1 • 10 ■ » 12 ' ; 10 10 / 10 • 12 ’ 7 11 ' 12 12 '
В валютных ма- ‘ газинах 0 • ... .. 0 0'1 2 ■ 2- 0 0 3 ■1' . 0 0
Другим образом 2 " ‘ ■ 3 • ’* І 4' 1 " '4‘ 2 5 1 • 1 "0 9 |
І ’П
Каналы покупок одежды и обуви. Где Вы, члены. Вашей.семьи в последние!месяцы; чаще всего покупали одежду, обувь? (В % к числу ответивших; сумма ответов превышает 100%, поскольку респондент мог датьболее одного ответа.)
. . Варианты ответов : ; 1 ■ В среднем: Доходы семей Сектор экономики Пенси- онеры У ' Тип поселения'
октябрь 1993 г. май 1995 г. низкие I средние высокие частный государственный Москва и С-Петербург большие .города средние -и малые города < села;
В последние месяцы таких покупок не делали 34 ‘ . | 40 47' ' 46 ' 20 31 . . 24 , '' 73 . . . 38. 37 . .35 ... .? \ ! 1 50
, В обычных мага-, зинах 40 26 24-. 26 29 • 32. • 15 - ;,| ч 16— - 28 - 24 - -27 = 25
В коммерческих магазинах 17 13 '9 ■' 9 ■ 24 12 " 26 •’ 4 ''' ;ч 13 16’ •’ Т4': 9 "
На распрода- , жах по месту работы (у себя, • у родных и Т.П.) 1 8 4,. .3 -4 , 5 5 1 - . ■; 1 ї 3 ' 1 Г 5 4 ’ ' ■Ц/ З' . ЇІ-. .. . . 4 ,т- ■> к : 2, ,
■На вещевых ’ рынках, "с рук" (новые вещи) 31 ■' 401 ’ 35 ; 37 '' 56; 51 ' ’ ' 60 ' 11 37 » Г і' • : 45 ; -і., 1 V, 47 :•> і ' 30 Ч
В валютных магазинах, за границей 1 1 0 1' 4 _ 1 5 ■ - о ■ 5 1 о. ’ -Г 1 ( ■- V .'ґг- .і />. ■ 0;
В КОМИССИОННЫХ магазинах, на вещевых рынках и т.п. (подержанные вещи) 5 3 і 3 2 3 4 2 ' Г • і ■ * т . з V » ‘ Г* . 2 ■ •’ 1 -"• '2 ,г--г- " - 4' •.
Другим образом 1 1 3 1 1 1 ... , 2'* ' 1 2 4 ' Г1..' 2 •'
годичной давности дали соответственно 63 и 6% опрошенных. В то же время возрасли различия в оценках представителей некоторых социально-демографических групп. Так, в ответах более обеспеченных респондентов, жителей Москвы и Санкт-Петербурга отрицательных оценок настоящего времени с точки зрения возможностей покупок хотя и стало больше, но они не доминируют. Вероятно, сказываются не только'более высокие доходы, но и расширение возможностей потребительского рынка для этих групп населения. , •
Л А.Хахулина, М.Тучек*
7. Жилищные условия в бывших соц7 странах: результаты сравнительного исследования**
■ Характеристика жилого фонда, по размерам и степе-' ни благоустроенности. Жилищные условия населения в' любой стране определяются. объемом: жилого фонда в стране и принципами его распределения. Характерной особенностью распределения жилищного фонда в бывших социалистических странах являлись неразвитость рынка жилья и доминирование административных форм, регулирующих удовлетворение .потребностей семей в жилье. .
• ; Жилищный фонд в бывших-соцстранах, строился в основном за счет средств государства (государственного, бюджета ■ или1 средств государственных предприятий).:
* М.Тучек — сотрудник Института социологии АН Чехии.
** Информационной базой для анализа послужили данные социологических исследований,‘проведенных по идентичной методике в бывших социалистических странах — Болгарии/ Чехии, Венгрии, России, Словакии. ■*.' ' \''■
. . Данные исследования были выполнены в рамках международного проекта "Социальная стратификация в странах Восточной Европы после 1989 г.". Руководители- проекта:, проф. Д.Трейман,* проф. ИСелени Университет Калифорнии, Лос-Анджелес. • • . I : < . .
Население своими деньгами участвовало в строительстве жилья, вступая в жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и выплачивая-стоимость дома (квартиры) в тече-, кие 20—25 лет. Однако доля ЖСК в общем объеме ^жилищного фонда' значительно варьировалась . в разных странах. В. большей мере кооперативное, жилье было, распространено в Венгрии и Болгарии, а р меньшей — в Чехии, Словакии и России,
Индивидуальное строительство домов полностью за счет семьи (в том числе с помощью кредитов со .стороны государства), велось в основном в сельской местности и:в малых городах и составляло небольшую часть в общем объеме строящегося жилья. Например, в России- в конце 80-х годов доля строящегося жилья с участием .средств, населения не, превышала 15%. всего объема построенных домов и квартир. ■ ч
В целом такая политика привела -к тому, что объемы жилого фонда по. сравнению с европейскими странами, не входящими, в социалистический лагерь оказался значительно меньше. ■ : ' . ..
..Государство, являясь < основным владельцем жилого фонда, административно регламентировало его распределение, в основе которого лежал принцип административно определяемой нуждаемости семьи в жилье. Если семья не имела жилья или фактически жилищные-условия были хуже .административно установленных норм нуждаемости, то семья могла встать на учет (очередь) для бесплатного получения государственного жилья в местных органах власти или по месту работы на пред-, приятии, организации (распределение, жилья осуществлялось не только через, местные , органы власти, но. и через предприятия) или вступить в жилищный коопера-, тив. Поэтому ведущие специалисты, руководители предприятий, кадровые партийные функционеры имели жилищные условия заметно лучшие, чем другие категории населения. Другая возможность улучшения жилищных-условий семьи — покупка квартиры в ЖСК — была доступна относительно. обеспеченным слоям населения.;