Chirkova Ekaterina Sergeevna, student (e-mail: [email protected]) Ivanova Viktoriya Viktorovna,
associate Professor, candidate of technical Sciences (e-mail: [email protected])
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russia COMPETITIVENESS AND QUALITY CHILDREN'S FOOTWEAR SOLD IN THE ENTERPRISES OF RETAIL TRADE
This article discusses the evaluation of the quality and competitiveness of children's shoes in a market economy. Determined requirements for safety Shoe materials. Key words: competitiveness, safety and quality children's shoes.
УДК 339.1
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУВИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АССОРТИМЕНТА Чиркова Екатерина Сергеевна, студент (e-mail:[email protected]) Иванова Виктория Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Обновление ассортимента торгового предприятия предлагается проводить на основе оценки конкурентоспособности различных моделей обуви предприятия и аналогичной обуви, имеющейся на потребительском рынке.
Ключевые слова: ассортимент, качество, конкурентоспособность обуви.
При обновлении ассортимента торговое предприятие обязано учитывать не только свои возможности, но и наличие на рынке обуви аналогичного назначения конкурирующих фирм, а также предпочтения покупателей и отдельных сегментов рынка. Сравнительная оценка конкурентоспособности имеющихся на рынке моделей обуви одинакового назначения может быть осуществлена с учетом рекомендаций авторов [1-5].
С целью определения конкурентоспособности обуви российских производителей и последующего принятия решения по обновлению ассортимента проведена сравнительная оценка уровня качества и получена потребительская оценка моделей мужской и женской обуви. В связи с отсутствием стандартных инструментальных методов определения значений основных потребительских свойств и показателей качества обуви: функциональных, надежности , эргономичности, эстетических свойств, они определялись путем экспертного опроса.
Экспертам было предложено оценить по 5- балльной шкале уровень каждого из названных потребительских свойств представленных образцов обуви и значимость этих свойств для утепленной мужской и женской обу-
ви, а также указать конкретные конструктивные, технологические и другие особенности моделей, повлиявшие на их оценку. К экспертизе привлекались 12 человек. Согласованность мнений экспертов проверялась по критерию Пирсона с 95% доверительной вероятностью.
Потребительскую оценку моделей определяли путем анкетирования 200 покупателей в период, когда в продаже имелись модели утепленной обуви р оссийских и зарубежных производителей. В ходе анкетного опроса выявлялись также факторы, повлиявшие на выбор покупателя: внешний вид модели, ее удобство, надежность и цена.
Относительную потребительскую оценку рассчитывали как отношение числа покупателей, отдавших предпочтение 1-й модели, к общему числу опрошенных. С целью выявления наиболее значимых сегментов рынка утепленной обуви определение потребительской оценки и последующие расчеты проводили как для всей совокупности покупателей, так и для отдельных групп по полу и возрасту.
Таблица 1- Показатели моделей обуви
Показатель Модели обуви
Мужской Женской
А Б В Г Д Е
Значение функции полезности 0,617 0,622 0,647 0,586 0,606 0,658
Значение обобщенной функции удовлетворения потребности 0,843 0,763 0,571 0,749 0,749 0,657
Коэффициент конкурентоспособности (обобщенный) 0,732 0,815 1,333 0,747 0,809 0,88
По результатам экспертного и социологического опросов были рассчитаны значения функций полезности и удовлетворения потребностей, а также коэффициенты конкурентоспособности моделей на рынке обуви Санкт-Петербурга и в его отдельных сегментах (табл.1).
Мнение экспертов и потребителей в оценке моделей женской обуви совпадают и свидетельствуют о том, что на конкурентоспособность наибольшее влияние оказывают видовые характеристики обуви. Именно по эстетическим показателям модель - аутсайдер устаревшего фасона и имеет низкую конкурентоспособность.
В то же время для людей старшего возраста, доля которых составила 21%, женские сапоги российских производителей оказались предпочтительнее, чем сапоги зарубежных торговых марок. На их выбор повлияли два фактора: удобство и низкая цена, а влияние этих факторов в данном сегменте покупателей особенно велико.
К преимуществам обуви зарубежных производителей эксперты отнесли наличие подкладки из натурального меха, однако для покупателей этот
факт не обеспечил существенного достоинства обуви из-за слишком высокой цены.
При оценке моделей мужской обуви мнения экспертов и покупателей оказались различными. Эксперты, считая, что для утепленной мужской обуви наиболее важными являются функциональные и эргономические свойства и, найдя объективные причины недостаточно высокого уровня именно этих свойств в одной модели (несъемная стелька, наличие внутреннего шва в носочной части заготовки, неудовлетворительные тепло- и влагозащита), поставили ее на последнее место по качеству. С мнением экспертов оказались согласны покупатели - мужчины, однако покупатели-женщины, оценивая мужскую обувь, высказались за главенство эстетики и новизны. А поскольку женщины составляют более 70% всех покупателей, обобщенная потребительская оценка и коэффициент конкурентоспособности оказались наиболее высокими у модели с более высокой стоимостью.
Таким образом, к основным недостаткам исследованных моделей мужской и женской утепленной обуви российских производителей можно отнести устаревшие фасоны, упрощенные конструкции и декор. Следует также отметить, что устаревший ассортимент торгового предприятия был сформирован без учета потребительских предпочтений различных сегментов покупателей.
Основываясь на наших исследованиях, в ассортимент были внесены существенные изменения, позволившие значительно повысить процент обновления, особенно женской сезонной обуви. Полностью сняты с реализации модели устаревших конструкций, освоены и продолжают внедряться новые, современные фасоны, в том числе с элементами молодежного стиля, комфортные (повышенной полноты), модели с голенищами различной высоты, с подкладкой из натурального меха.
Принимая во внимание, что покупателями отечественной обуви являются люди со средним и низким достатком, на предприятиях розничной торговли следует формировать оптимальный ассортимент [6-17], ориентированный на покупательские возможности различных групп населения.
Список литературы
1. Астафьева В.В., Васильева О.К., Зернина С.Г. Управление качеством и безопасностью продукции - основа современного производства //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 39. С. 250-254.
2. Астафьева В.В., Саморуков Д.В. Формирование качества и потребительского спроса на отечественные товары обувной промышленности // В сборнике: Молодые ученые в решении актуальных проблем науки Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов; Южно-Уральский государственный аграрный университет. 2016. 328 с., С. 20-24.
3. Виноградов Г. А., Городний В.П., Иванов М.Н., Астафьева В.В. Ассортиментная стратегия предприятия //Кожевенно-обувная промышленность. 1995. №3-4. С.12-13.
4. Пилипенко Т.В., Астафьева В.В., Степанова Н.Ю. Изучение качественных характеристик растительных масел различными методами // Известия Санкт-Петербургского аграрного университета. 2015. № 39. С. 250-254.
5. Саморуков Д.В., Иванова В.В. Анализ факторов потребительского поведения при формировании ассортиментной политики обувного производства // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 414-417.
6. Астафьева В.В., Сафронов С.Л. Оценка качества искусственных и синтетических кож, используемых для изготовления обуви // В сборнике «Инновационные технологии в сельскохозяйственном производстве, экономике, образовании»; материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения доктора ветеринарных наук, профессора Есютина А.В. Троицк: ЮУрГАУ, 2016. С.18-22.
7. Бахарев В.В. Формирование акционерной собственности в торговле. Диссертация на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Санкт-Петербург, 2002.160 с.
8. Бахарев В.В. Инструментарий формирования клиентской лояльности в сфере общественного питания //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 70-76.
9. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76-83.
10. Кольган М.В., Медведева Ю.Ю. Проблемы и перспективы применения инновационных методов стимулирования сбыта в розничной торговле // Практический маркетинг. 2017. № 3 (241). С. 15-23.
11. Крымов С.М., Евграфов А. А., Кольган М.В. Конъюнктура регионального рынка строительно-отделочных материалов как фактор инновационного развития региональной торговли // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 61-68.
12. Крымов С. М. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 140 с.
13. Кольган М.В. Активизация маркетинговых инноваций, как результат кризисных процессов // Актуальные проблемы совершенствования экономико-правовых и социально-политических сфер общества в современной России: материалы межвузовской научно-практической конференции (2 ноября 2009 г., г.Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д: Издательство: Ростовский юридический институт Северо-Кавказской академии государственной службы , 2009. - 136 с. С. 60-65.
14. Дудакова И.А. Изучение рынка как фактор развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 11. С. 51-59.
15. Крымов С. М., Дудакова И. А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли //Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с., С.108-119.
16. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах //Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. 140с., С.72-88.
17. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76-83.
18. Кириллова Т.В. Перспективы развития автосборочных производств и их вклад в развитие экспортного потенциала Российской Федерации//В мире научных открытий. 2015. № 5 (65). С. 143-159.
19. Панкова Н.В., Стародубцев Ю.И., Кириллова Т.В. Бизнес-технология индивидуализированного обслуживания в условиях массового потока покупателей //Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 1. С. 95-98.
Chirkova Ekaterina Sergeevna, student (e-mail: [email protected])
Ivanova Viktoriya Viktorovna, associate Professor, candidate of technical Sciences (email: [email protected])
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russia ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF FOOTWEAR IN THE FORMATION OF ASSORTMENT FOR RETAILERS
Abstract: This article discusses the evaluation of the competitiveness of different models of shoes sold in the enterprises of retail trade. An example the comparative assessment of the competitiveness of the men's and women's insulated footwear domestically produced goods and foreign production.
Keywords: assortment, evaluation shoes, competitiveness, market.
УДК 339.1
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО АССОРТИМЕНТА ОБУВИ Чиркова Екатерина Сергеевна, студент (email:[email protected]) Иванова Виктория Викторовна, к.т.н., доцент (email:[email protected]) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
город Санкт-Петербург, Россия
В статье рассмотрены проблемы формирования конкурентоспособного ассортимента и влияние конструктивно-технологических характеристик обуви на потребительскую оценку.
Ключевые слова: ассортимент, конкурентоспособность обуви, рынок.
В отличие от прошлых лет в 2016 среди отраслей легкой промышленности кожевенная, меховая и обувная развивались динамичнее других. Рост производства в них составил примерно 25%. В частности, обуви произведено на 22,7% больше, чем в предыдущем году.
Характерно, что заметный рост производства обуви отмечался в основном на предприятиях «глубинки» России, в то время как на московских -объемы выпуска обуви снизились на 12-28%.
На отечественном обувном рынке, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, покупательский спрос удовлетворяется за счет импортных моделей, хотя каждая четвертая импортная пара ботинок, а в Петербурге -пятая из десяти, произведены в России или ближнем зарубежье. Анализ 62 торговых предприятий Санкт-Петербурга, среди которых 8 крупных универмагов, 22 фирменных и 32 специализированных магазина и 10 торговых комплексов, показал, что из имевшихся в продаже 694 моделей мужских