УДК 631.115:158:658.356
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ли п а то в М и ха и л Ал е кс а н дро в и ч , аспирант
ГНУ « Всер о сси й ски й н ауч н о - и ссл е д о в а т ел ь ски й и н ст и т ут ор га н из а и,и и пр о из-водства, труда и управления в сельском хозяйстве»
111621, г. Мо сква, ул. Ор ен бургская, д. 15, ка б. 214 е-таИ: МИ<11985@уапс1ех.ги Тел.: 8 (495) 700-06-60
Кл ю ч е в ь I е сл о в а : п р о ж и т о ч н ь / й м и н и м ум, п о т р е би т ел ь ская ко рз и н а сел ь ско-го населения, продовольственный набор
В ст а т ь е пр о а н ал из ир о в а но со ст оян и е п о тр е би т ел ь ских р а схо д о в гор о д ско го и сел ь ско г о н а сел е н ия. Опр е д ел е н пр о е кт н ь й сел ь ски й пр о д укт о в ь й н а бор, р ассч и -тана его стоимостная оценка.
Реал иза ция Госуда рстве н н о й п ро-граммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы требует выработки новых решений, результативность которых будет опираться на объективность оценки суще-ст ву ю ще й с и туа ц и и . В м и р о в о й п р а кт и ке с о -циальной политики критерием ее объективной оценки на селе применяются социаль-н ые ста нда рты . Методоло ги и ра з ра ботки системы потребительских бюджетов разного уровня достатка для сельского населения были посвящены исследования и научные публикации отдела экономики и социолог и и т руда ВНИОПТУСХ за п редыдущ и е годы [ 1, С . 4 ] , н о о н а н е и м е ет п о ка з а ко н ода тел ь -ной основы.
В н а стоя ще е в р е мя в ч и сл е со ци а л ь-но-трудовых стандартов, характеризующих уровень и качество жизни населения, главная роль отводится прожиточному мин и муму (ПМ) . Ос н о во й ПМ, ка к сто имо сти минимально необходимого человеку набора жизненных средств, позволяющих поддерживать его жизнедеятельность, яв-л я ется п отр е б ител ьс ка я ко рз и н а (ПК ) , в с остав которой включается минимальный набор продуктов питания, одежды, лекарств, предметов первой необходимости и услуг, обеспечивающих физическое выживание человека.
Сво ю исто р и ю п рожиточ н ы й м и н им ум , п р и м е н я е м Ь I й у н а с в Р о с с и и , в еде т от минимального потребительского бюджета (МПБ ), уста н о вл е н н о го в СССР. В о б ще й сложности в его состав включались 300 позиций, обеспечивающих необходимый уро-ве н ь потре бле н ия н а селе н ия . Ми н имал ь-ные заработная плата и пенсии установил и с ь с уч ето м МПБ . Ука зо м Пре з иде н та РФ « О с и сте ме м и н и м а л ь н ы х п отр е б ител ьс к их б юджето в Росс и йс ко й Феде ра ци и » от 2 марта 1992 г. был установлен новый критерий-так называемый «прожиточный минимум » (ПМ), сум м а кото р о го п о ф и з и ч е с ко -му объему была установлена почти вдвое м е н ь ш е со ветс ко го МПБ . ПМ в водил ся в ре -менно, с учетом того, что люди в этот период свое существование будут поддерживать в большей степени за счет использования ра н е е н а ко пл е н н ых ре зе р во в . Одн а ко этот период затянулся, за это время ухудшилась физиологическая структура потребления в связи с ростом цен на питание и непродо-вол ьстве н н ы е то ва р ы . За сч ет роста це н н а непродовольственные товары и услуги их количественное потребление снижалось, а стоимость возрастала.
С н а ч а л о м р о ста э ко н о м и к и в 2000 году в со ответств и и с ФЗ от 20. 11. 1999 г. N N 20 1-ФЗ «< О п отр е б ител ьс ко й ко рз и н е в цел о м п о РФ » б ы I л о су ще с т вл е н п е р е ход н а н о р м а т и в -но-статистический метод формирования по-
л и с ь м и зе р н ы м и . Та к, с р едн еду ш е во й ПМ
о це н ке в 2009 г. с оста вля л к МРОТ 1 2 8%, к с р едн е й за р пл а те 1 38% . Ф и з и ч е с к и й соста в ПК уста н а вл и ва л ся н а 5 л ет, а сто и м о стно й п е ре с ч иты ва ется еже к ва ртал ь н о . Сро к де й -ств ия п осл едн е й ПК и сте к в 20 1 0 г., н о п ра -
ПК, н о и п р одл и л о е е де й ств и е до 2011-20 12
В уч е н Ы1Х к ру га х э ко н о м и сто в к р ити ке
с ко го н а с ел е н и я . В р е а л ь н о с ти усл о в и я ж и з -
л и ч а ются . По это м у ря д уч е н ы I х в ы I с ка з ы I в а е т м н е н и е о н ео бходи мо сти о п редел е н ия ПМ
и с сл едо в а н и я . Ед и н ы I е н о р м а ти в ы I дл я с ел ь -ЛПХ, бол е е до ро гое соде ржа н и е ж ил ья, ко-
ту р н ы I х и д р . це н тр о в . Дл я п р о в е р к и да н н о й
а та кже отра сл е во й с ел ьс к и й ПМ для ра б от-
Разработку отраслевой сельской п отре б ител ьс ко й ко рз и н ы (ОСПК) п редпол а -
п е ре с мотра н а сл еду ю щу ю пя тил етку. П род-
л е н и я п отре б ител ьс ко й ко рз и н ы . В о с н о ву дел е н и ю ОСПК п ол оже н ы ре зул ьтаты о це н -
щей ПК .
Пе р и од с 2000 п о 20 10 годы ха ра кте-
Табл и ца 1
Ди на м и ка средн едуш евы х ра сп ол а га ем ы х ресурсов и средн едуше вы х п отребител ьск их р а сходо в дом охоз я й ст в РФ п о м е сту п рож и в а н и я , 2000-2010 г г. ( м е с/ руб]
По ка з а тел и среднедушевые располагаемые ресурсы
Годы 1
2000 2005 2009 I к в . 2 0 1 0 I к в . 2 0 1 0 к
2000 раз 2009 I к в . , %
город 1761 6497 13877 14051 8 112
село 1152 3605 8419 8554 7,4 111,7
разрыв между городом и селом 609 2892 5459 5497 9 -
го р од в % к с ел у 152,9 180,2 164,8 164,3 11,4 п.п. -
с редн еду ш е в ы е п отре б ител ьс к и е ра сходы
город 1313 4882 9916 9875,4 7,5 107,9
село 732 2411 5332 5625,8 7,7 119,7
разрыв между городом и селом 581 2471 4584 4248,6 7,3 -
го р од в % к с ел у 179,5 202,5 186 175,5 - 4 п.п. -
Ист очник: Рассчит ано по данным Госком ст ат а Росси и, опубл икованным на са йт е №№№. дкэ. ги
н а сел е н ия (табл . 1 ) . В 2009 г. п од вл ия н и е м
душевых располагаемых ресурсов домохо-
сел ьс ко го н а сел е н ия . В I к в . 20 10 г. п о отно-ш е н и ю к I к в . 2009 г. эти те м п ь I стал и р а в н ь I -м и . Соответстве н н о к I к в . 20 10 г. в н о в ь во з-
дохода х м ежду го р одо м и с ел о м . К а к в и д н о
ским расходам между городом и селом, но
ный разрыв между ними.
Сл ож и в ш а я ся в э ко н о м и ке к р и з и с н а я
Ра сс м а тр и ва я и з м е н е н ия п о ка за тел е й
од с 2000 п о 2 0 1 0 гг. (727% и 755% ) (табл .
2 ) . Ра сходы н а п ита н и е у селя н р осл и о п е -режа ю ш, и м и те м п а м и ( 5 6 1% п р оти в 5 02% у
этот п о ка за тел ь н и же н а 8 ко п . На сел е н а и -
и ягод -11,5 раз, овощей и бахчевых - в 8 с
Те м п р о ста р а с ходо в н а п о ку п ку н е п р о -( 8 19% и 824% с оответстве н н о ), п р и рост н а
Та бл и ца 2
Ди на м и ка средн едушев ых ра сходо в на ко н еч ное п отреблен ие в домохозя йствах РФ по месту проживания, за период с 2000 по 2009гг., (мес./руб.)
Го р одска я м е стно сть Сел ь ска я м е стно сть С ел о к городу, %
По к а з а тел и 2000 2005 2007 00 о о гч 2009 ас 5? 81 2000 2005 2007 00 о о гч 2009 2009 к 2000, % 2000 2009
Ра сход ы 1 н а ко н еч н о е
потребление, в среднем руб. в мес. 1421 5039 7728 9619 10133 713 995 2920 4413 5645 6075 611 70 60
из них:
сто и м о сть п ита н и я 718 1861 2447 3087 3420 477 634 1487 1975 2562 2880 454 88 84
расходы на покупку
н е п р од о в ол ь ств е н н ы 1 х то в а р о в 452 1875 3123 3821 3734 826 248 962 1672 2118 2055 827 55 55
расходы на покупку ал-к о гол ь н ы 1 х н а п и тк о в 31 92 127 148 163 518 21 54 79 95 101 479 67 62
р а сход ы 1 н а о п л а ту у сл у г 189 1200 2017 2545 2798 1483 79 415 684 866 1035 1317 42 37
л е н н ы х в н ату р ал ь н о м л ь г о т 31 12 15 18 19 62 12 2 4 4 4 30 39 19
1 рубль потребительских расходов по этому показателю в сельских домохозяйствах со-ста в ил 39 ко п а в го р оде к их 38 ко п . В н утр и перечня расходов на непродовольственные товары у селян приоритеты сместились в сторону таких статей, как строительные материалы в 19,0 раз (10,0 раз у горожан), транспортные средства и топливо - 13,9 раз и 11,8 раза (19,0 раз и 13,2 раза у горожан), при этом темпы роста расходов на одежду и обувь, а также табачные изделия были заметно ниже средних по группе.
На иболее б ыстро росл и ра сходы н а оплату услуг, где темпы роста составили 13,3 раза у селян и 14,9 раза у горожан, прирост на 1 рубль роста потребительских расходов с о ста в и л 2 1 ко п . н а с ел е и 3 1 ко п . в го р оде . В этой группе расходов на селе более низкие темпы роста потребления услуг сельскими жителями наблюдались по следующим статьям: услуги учреждений культуры в 42 раза (53 раза у горожан), прочие услуги - 31,6 раза (74,6 раза у горожан), бытовые услуги -7, 9% ( 1 3, 7 ра за у го рожа н ), са н ита р н о -оздо -ровительные и медицинские услуги - 10,9 раза и 11,3 раза соответственно (14,2 раза и 8,6 раза у горожан), и только затраты на услуги связи и услуги пассажирского транспорта на селе росли более высокими темпами - 23,1 раза и 11,2 раза соответственно (19,2 раза и 9 раз у горожан).
Сл е дуе т отм е т и т ь, ч то, н е с м от ря н а то , что сельские жители имеют свои продукты, п о да н н ы м ста т и сти к и, 48% с вое го б юджета они тратят на питание, причем в расчете на одн о го чл е н а с е м ь и эт и т ра ты н а 20% м е н ь-ш е, ч е м в го родс ко м до мохозя й ст ве . Это говорит о том, что они питаются хуже город-с ко го н а сел е н ия . И п о ду ш е во му п отре бл е -нию продуктов животного происхождения по сравнению с городом, например, мяса и мя со п роду кто в м е н ь ш е п оч ти н а 1 6% ( 5 8, 9 и 69, 9 к г/ч ел ), мол о ка - н а 6% и я и ц - н а 14% . Есл и п от ре бл е н и е о во ще й и б ахч е в ы х на селе чуть больше, чем в городе, то фрук-то в и я год н а 3 0% м е н ь ш е . Недо б о р ка л о р и й селяне возмещают за счет увеличения в ра-ци о н е п ита н ия хл е б н ы х п р оду кто в (+3 1% ), ка ртофел я (+9% ) и са ха ра (+2 3% ) .
О б щее изме н е н ие сто и мостн ых и
структурных соотношений расходов на конечное потребление отражает стремление к балансу структурных элементов потребительского бюджета домохозяйства, распространенного в зарубежных странах с ра з в ито й э ко н ом и ко й . Но п р и пе ресч ете структуры расходов на питание и непродовольственные товары и услуги эта иллюзия исчезает, поскольку реальное наполнение сельского бюджета в десятки раз ниже, чем в этих стра н а х. П р и ч е м п р и оди н а ко в ых и з-менениях доли затрат на питание городского и сельского населения в структурных сдвигах расходов на непродовольственные то в а р ь I и усл у г и н а бл юда етс я р а зл и ч и е . Пе р -вые растут быстрее у сельского населения, а вто р ы е у го р одс ко го . Ука за н н ы е ра зл и ч ия в темпах роста составных элементов потребительских расходов дают возможность учесть предпочтения населения в потреблении продовольственных и непродовольственных товаров и услуг при проектировании новой потребительской корзины.
3 а о с н о ву м е тод и к и о п р е дел е н и я п р о -дуктового набора для сельского населения Ул ья н о вс ко й о бл а сти б ы л и п р и н я ты « Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в це л о м п о Р о с с и й с ко й Феде р а ц и и » , а та кже специфика условий сельскохозяйственного труда и условия проживания в сельской местности, обуславливающие более высок и е э н е р го з а т р а т ы I с ел ьс к и х ж и тел е й . К эт и м условиям относятся:
- условия жизни и труда в сельской местности сопряжены с большим расходом энергии в связи с пребыванием на открытом воздухе;
- веде н и е ЛПХ - до п ол н ител ь н ы е т рудовые затраты.
Все это о бусл а вл и ва ет н е о бходи м ост ь формирования особой структуры продуктовой корзины для сельских жителей.
Исходя и з в ы ш еука за н н ы х м етоди ч е -ских подходов, разработанных учеными секто р а доходо в ВНИОПТУСХ, с уч е то м п о в ы I ш е -ния качества питания сельского населения, рекомендованное увеличение минимальной нормы по энергетической ценности на
Та бл и ца 3
Ра сч ет сто и м о сти п р о ектно го п р одуктов о го н а б о ра п о ценам 2008 года ( п о Ульяно вс ко й о бл а сти) и с р едн е р о сс и й с к и м це н а м IV к в а ртал а 2009 г.
Наименование Сто и м о ст ь п р оду кто в о го н а б о р а
По Ул ья н о в с ко й о бл а ст и , руб . *
цена, руб/кг (штук) сумма в месяц сумма в месяц (по действующей ПК)
1 . Хл е б н ы е п родукты (хл е б и м а ка ро н н ы е и з-делия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) - всего 225,4 468,4 507,9
2 . К а р то ф е л ь 16,7 173,6 173,6
3 . О в о щ и и б а хч е в ь 1 е - в с е го 110,4 276,3 159,6
4 . Ф ру кт ы 1 с в еж и е 53,8 291,2 107,5
5 . Са ха р и ко н дите рс к и е и здел и я в п е ре сч ете на сахар - всего 183,6 120,7 55,7
6 . Мя с о п р оду кт ы 1 - вс е го 639,1 900,7 504,0
7 . Р ы 1 б о п р оду кт ы 1 - в с е го 179,7 139,6 139,6
8 . Мол о ко и м ол о ко п р оду кт ы 1 в п е р е с ч е те н а молоко - всего 647,3 728,3 474,3
9 . Я й ца 4,0 83,4 66,7
1 0 . Ма сл о р а ст и тел ь н о е , м а р га р и н и д ру г и е жиры - всего 143,0 79,1 94,3
1 1 . П роч и е п родукты - все го 1028,2 59,5 59,5
ВСЕГО 3320,8 2342,7
* Цен ы з а 2008 г. п о д а нн ым о ф и и и ал ь н ых орга но в Ул ья но в ско й о бл а cm и
380 ккал. реализовано в продуктах животноводства (мясо и молоко), а также овощах и фруктах, богатых витаминами.
Из ме н е н и е н а ту ра л ь н о го н а б о ра п р о-дуктов питания повлекло за собой и увел и ч е н и е е го сто и м ости . Ра сч ет сто и мо сти предлагаемого продуктового набора приведен в таблице 3.
О п редел е н ие сто и мости п рое ктн о го продуктового набора сельской минимальной потребительской корзины произведено в порядке экспериментального варианта только на трудоспособного мужчину, занятого сельскохозяйственным трудом, проживающего в сельской местности в доме уса де б н о го ти п а . . Соде ржа н и е п ро е ктн о го продуктового набора исходит из принципов необходимости сохранения здоровья трудоспособного человека и выполнения сельскохозяйственных работ, без учета семейной
нагрузки1, учитывая фактическое потребление продуктов питания, уровень доходов сельского населения и финансовые возможности государства.
Фо р м и ро ва н ие п родукто во го н а бора для сельскохозяйственного работника производилось с учетом медицинских рекомендаций по возмещению энергозатрат организма сельского жителя в условиях его длительного нахождения на открытом воздухе, некомфортных жилищных условиях, учитывалась пов ы шенная на 5% потребность в питании в сравнении с городскими
1 Это п ол оже н и е ос н о в ы в а ется н а то м, что в действующей потребительской корзине норматив определен именно на одинокого взрослого человека, а на детей рассчитывается свой норматив, и если се йч а с зал ожить в ПМ трудосп особ н о го се мей ную нагрузку, он будет не сопоставим и вызовет много нареканий.
ж ителя м и . И до пол н ител ь но п о в ы ш е н н ы й на 200 ккал. расход энергии, учитывая, что даже при одинаковом характере труда в сельской местности он выше, чем в городской [4].
Исходя и з то го, ч то в р а м ка х п от ре б и -тельской корзины трудоспособного населения заложены затраты энергии для занятых на легких физических работах в размере 2730 ккал. в сутки, эта норма увеличена на 5 % з а с ч ет п р ож и в а н и я в н е ко м фо рт нь I х ус -ловиях и на 200 ккал. в сутки за тяжесть сель-с кохо зя й стве н н о го т руда . П р ое ктн а я м и н и -мальная норма питания по энергетической ценности в этом случае будет составлять
3 100 к ка л , ил и 88, 6% р а ц и о н а л ь н о й н о р м ы (даже выше нормы поддержки жизнедея-тел ь н о ст и ч ел о в е ч е с ко го о р га н и з м а = 8 0 % ) .
Сто и м ост н ая о це н ка п ро е ктн о го п ро -дуктового набора, по сравнению с продуктовым набором по официальной методике, на 978,1 руб. в месяц выше, исходя из цен Ул ья н о в с ко й о бл а ст и .
О бъе кти в н а я о це н ка п р оду кто во го н а -бора для сельскохозяйственного работника дает основание для определения адекватной отраслевой потребительской корзины сельского жителя.
Б и бл ио г р а фи ч ес к и й сп и со к
1 . Методи ч е с к и е п одходы о пр едел е -ния потребительской корзины сельского нас ел е н и я . - М . : 2 0 1 0 . - С . 4 .
2 . Боб ко в В .Н. В ы ступле н ие н а с пе-
циальном расширенном совещании, состоя в ш е м ся 28 я н ва ря 20 1 0 года в Со вете Фе -дерации, посвященном проблеме сельской занятости и выработке конкретных предложений, поиску новых современных форм преодоления безработицы в сельской мест-н о ст и / Ур о в е н ь ж и з н и н а с ел е н и я р е г и о н о в Р о с с и и 03. 2010. с . 1 2 .
3 . Грудн е ва А .А . П рож иточ н ы й м и н и -мум ка к к р ите р и й б едн ости . Сб . н . трудо в, п о с вя ще н н ы й 80-л етн е му ю б ил е ю ВНИЭСХа / Моде р н и за ция и и н н о ва ц и о н н а я дея тел ь-ность - стратегические направления развития а гро п ро м ы шл е н но го ко м пле кса . - М. : ООО « НИПКЦВ о с ход А » , 2 0 1 0 г. - с . 1 4 9 .
4 . Гос пла н РСФСР, Це нтрал ьн ы й н а -учно-исследовательский экономический и н ст итут. Методи ч е с к и е ре ко м е н да ц и и п о сопоставлению уровня жизни городского и сел ьс ко го н а сел е н ия . Прое кт М. : 1977. -с . 60-61.
УДИ 330.111.8
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ АПК
Моч ал о в А н атол и й Па вл о в ич, кан д и д а т э ко ном и ч еских н аук
Го суд ар ст в е н н о е н а уч н о е у чр ежд е н и е В сер о сси й ск и й н а уч н о - и ссл е д о в а т ел ь ск и й и н -ститут организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве,
г. Москва, ул. О ренбургская, 15, е-таИ: vniitush.ги
Кл юч е в ы е сл о в а : э ко ном и ч еск и й м еха н изм, пл ан ир о в ан ие, кр ед и т о в ан ие, ц ена, р ын ок, государственное регулирование.
Ре шен ие з ад а ч о бесп е ч ен ия про д о в ол ь ст в енн о й без о п асн ост и Росси йско й Ф едер а ц и и в о м н огом о пр ед еляет ся а д еква т н ы/м э кон ом и ческим м ехан изм ом её р еал из а ц и и. В ст ат ь е раскрывает ся взгляд авт ора на т еорет ические вопросыы разв ит ия эконом ического м еха-низма в агропромышленном комплексе.
В п осл едн и е годы, в с вя з и с ре а л и за - го н а ци о н а л ь н о го п ро е кта «< Ра з в ити е АПК »
ци е й ос н о в н ых н а п ра вл е н и й п р и о р итетн о- и п р и ня ти е м Госуда рст ве н н о й п р о гра м м ы