3. Российский статистический ежегодник. М., 2008.
4. Миграция - это благо или зло? // ЭХО Планеты - ИТАР ТАСС. URL: http://www.explan.ru/ arhive/2004/48/index.htm
5. Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Трейвиш А.И. Перспективы развития России: роль демографического фактора. М., 2003.
6. Кара-Мурза С.Г., Батников С.А., Глазьев С.Ю. Куда идет Россия. Белая книга реформ. М., 2008.
7. Гонтмахер Е. Социальные угрозы инерционного развития // Pro et Contra. 2007. Июль - окт.
8. Заславская Т.Н. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностноструктурная концепция. М., 2003.
9. Пуганев В.П. Микрополитика в мотивации трудовых ресурсов современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2002. № 1.
10. Конеткова АН. Психологические основы современного управления персоналом. М., 1999.
11. Рубвальтер Д., Кузьмин С., Кузьмин Д. Трудовые ресурсы России - управление и прогноз // Власть. 2004. № 1.
M.Yu. Darenkov Consuming Form of Human Potential in Modern Project-Oriented Organization
Forms of human potential in project-oriented organization are researched. The structure of workers' spiritual needs as indicators of their human potential development is presented. The functioning system of labor subject in a project-oriented organization is defined.
Key words and word-combinations: forms of human potential, system of consuming development of worker's human potential, needs of functioning and labor subject development.
Исследуются формы человеческого потенциала проектно-ориентированной организации. Представляется структура духовных потребностей работников как индикаторов развития их человеческого потенциала. Конкретизируется система функционирования субъекта труда проектно-ориентированной организации.
Ключевые слова и словосочетания: формы человеческого потенциала, система потребительного развития человеческого потенциала работников, потребности функционирования и развития субъекта труда.
УДК 316.334.2 ББК 65.01
М.Ю. Даренков
ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ ПРОЕКТНООРИЕНТИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
условиях перехода России на инновационный путь развития недопустимо упрощенное понимание человеческого потенциала организации только как совокупности знаний, умений, навыков и состояния здоровья работников организации. Необходимо комплексное рассмотрение развития человеческого потенциала современной организации, формируемого не только через образовательное и медицинское воздействие на систему жизнедеятельности, но и с учетом всего комплекса потребностей человека труда. Развитие человеческого потенциала через обновление его потребностей «является облас-
тью, которая недостаточно освещена в исследованиях и которой уделяется недостаточное внимание на практике» [1, с. 129]. Например, развитие человеческого потенциала часто не интегрируется должным образом ни с системами роста потребления и совершенствования потребностей, ни с системами объективной оценки роста потребительных свойств и способностей трудящихся.
В ракурсе данного направления социологи формируют исследовательский подход, который ориентирован на раскрытие важнейшей формы проявления человеческого потенциала - потребностно-мотивационной. Этот потенциал субъекта труда, несомненно, выполняет функцию регулятора трудового организационного поведения, поскольку в его рамках проявляются потребности личности как побудительные мотивы труда, создающие отношения к труду и трудовому взаимодействию личности. Само определение человеческого потенциала современной организации конкретно-исторично, связано с состоянием развития потребностей и способностей тружеников, инициированием особых потребностей к труду, со спецификой трудовых отношений, стилем трудового поведения работников.
Современная хозяйственная организация, хотя и имеет важнейшей целью получение прибыли, в то же время направлена на удовлетворение потребностей субъектов внешней и внутренней среды. Одним из факторов достижения основной цели организации является стимулирование актуальных мотивов поведения тружеников. По сути, в современных условиях потребительный потенциал тружеников представляет собой не только показатель человеческого потенциала, но и движущую силу трудовой деятельности личности, обусловливающую ее активное трудовое поведение как совокупность реакций на мотивы и стимулы [2, с. 23-44].
Теория потребительного проявления человеческого потенциала рассматривает способности и потребности как единое целое. При этом ранжируются как потребности, так и потребительные способности по принципу «низшие -высшие». В связи с этим важно отметить, что потребности человека труда условно дифференцируются на первичные (естественные, физиологические потребности, заложенные природой человека и создающие возможности физического сохранения жизни человека труда) и вторичные (социокультурные и духовные потребности, приобретаемые человеком в процессе его жизнедеятельности в результате социализации). В рамках рассматриваемой нами теории потребности исследованы как показатель трудовой самореализации работника.
Удовлетворение потребностей синхронно процессу развития трудовых способностей тружеников. Низший уровень потребностей предопределяет начальный уровень трудовых поведенческих характеристик личности. Их удовлетворение ведет к появлению следующего - более высокого уровня потребностей и потребительных способностей. В рамках высшего уровня потребления формируются высшие уровни трудового потенциала работников, развиваются высшие духовные характеристики образовательно-интеллектуальной способности к трудовой деятельности индивидов. Таким образом, прослеживается новая социально-экономическая закономерность, согласно которой «каждая ступень по-требностно-мотивационной структуры становится насущной (актуальной) лишь
тогда, когда удовлетворены запросы предыдущей... потребности движут человеком, а он формирует их содержание.» [3, с. 212].
По нашему мнению, в анализе практик проявления социально-экономических потребностей необходимо отталкиваться, прежде всего, от социально-экономической формы проявления человеческого потенциала, а также трудовой деятельности, определенности потребностей работника как субъекта трудового взаимодействия. Лишь при таком подходе становится понятным, почему развитые способности человеческого потенциала проявляются в трудовых потребностях. В современных условиях получает социально-экономическое проявление множество трудовых способностей человека. Однако существует и неудовлетворенность его трудовых потребностей.
Потребности к труду являются внутренними мотивами реализации трудовой деятельности работников, посредством которой обеспечиваются реализация человеческого потенциала организации. Они ведут к оптимизации использования материальных ресурсов, знаний, информационных потоков для достижения миссии, целей, решения задач организации. Необходимо подчеркнуть, что потребности к труду нельзя отождествлять с общими потребностями субъекта труда как потребителя. Последние определяются качественно другими характеристиками и обобщают в себе весь комплекс физических и духовных потребностей личности.
Трудовые потребности человека как потребителя в условиях проектно-ориентированной организации уже не сводятся к общим потребностям человека экономического. Главное здесь состоит в том, что у субъекта труда в новых условиях появляются и активно развиваются специфические потребности, связанные с реализацией его функций как ассоциированного собственника человеческого капитала организации. Члены проектно-ориентированной организации, выступая как равноправные субъекты трудовых отношений, развивают специфические потребности в труде, управлении, творческой научной, образовательной, культурно-трудовой деятельности, которые носят комплексный характер. Их удовлетворение формирует важное ресурсное коллективное благо организации - человеческий потребительный потенциал работников организации.
Удовлетворение потребностей работников в труде, управлении, творческой научной, образовательной, культурно-трудовой деятельности выступает как важнейшее условие развития проектно-ориентированной организации. В связи с этим сам процесс труда такой организации развивает специфические потребности, которые, являясь потребностями каждого члена организации, принимают форму коллективных потребностей всей организации. В свою очередь, базовые трудовые потребности в труде, управлении, творческой научной, образовательной, культурно-трудовой деятельности (коллективные по своему характеру) становятся также и личными.
Таким образом, личные потребности работников преобразуются в коллективные потребности проектно-ориентированной организации, потребности организации трансакцианируются в личные.
В условиях проектно-ориентированной организации, планомерной формы всеобщего коллективного создания и реализации инноваций, накопление соб-
ственных организационных элементов капитала осуществляется в двух взаимно дополняемых формах: во-первых, в создании качественно новой информационной научно-образовательной системы обеспечения и, во-вторых, в совершенствовании основной социально-экономической потребности организации в главном факторе организационного развития - акторе труда с широким комплексом потребностей и способностей. Такой актор представляет собой носителя человеческого потенциала организации - ассоциированного трудящегося, со-собственника человеческого капитала, аккумулятора творческих идей, новых знаний, инноваций.
Если в традиционной организации основное место в системе факторов труда занимают материальные капитализирующие факторы, то в условиях проектно-ориентированой организации активизируется объективная необходимость в развитии потребности работников к труду. Здесь важнейшими являются потребности не только к непосредственному труду, но и к управлению, творческой научной деятельности, образовательной, культурно-трудовой деятельности работников. Приобретают новое значение личные потребности субъектов труда в образовании, здравоохранении, физическом развитии, охране труда.
Данные выводы подтверждаются рядом российских социологических исследований. Так, по результатам социологического исследования «Развитие человеческих ресурсов Российской Федерации» [4, с. 7-8] почти три четверти (72%) работающего населения России связывают развитие своих трудовых способностей с уровнем их потребления; 68% опрошенных подчеркивают прямую связь развития потребностей и способностей трудоспособного населения России, но при этом только 12% граждан считают, что в России созданы условия для эффективного потребительного развития трудового потенциала населения. Из числа опрошенных россиян 69% полагают, что на современных российских предприятиях также имеются серьезные проблемы развития трудовых потребностей работников. В современных условиях возможности для развития трудового лидерства в хозяйственных организациях не создаются. Только 7% респондентов полагают, что в России вообще не могут быть созданы оптимальные условия для потребительного развития трудового потенциала работников.
Необходимо подчеркнуть, что «респонденты указывают на целый ряд важнейших групп потребностей, которые являются основополагающими для реализации потребительного развития человеческого потенциала трудоспособного населения: 53% - материальные, 44% - образовательные, 37% - инновационного творчества, 23% - общего интеллектуального развития, 10% - управленческие» [4, с. 7-8]. В связи с этим переход общества на инновационный тип развития можно рассматривать как предпосылку формирования организации нового инновационного проектного типа. В то же время формирование организации нового типа необходимо связывать с развитием важнейших способностей и потребностей работников по отношению к нововведениям. Приоритет здесь отдается потребностям в профессиональном образовании, интеллектуальном развитии, управлении и самоуправлении, инновационном творчестве.
Таким образом, в проектно-ориентированной организации творческая инновационная трудовая деятельность должна быть направлена прежде всего на
реализацию постоянно саморазвивающегося трудового взаимодействия, опосредованного совокупным творческим потенциалом общества. Возникновение новых видов коллективного творческого научного, управленческого, образовательного труда формирует необходимость данных видов трудовых потребностей и способностей работников организации.
Социальный механизм самосовершенствования коллективного творческого научного, управленческого, образовательного труда является результатом реакции проектно-ориентированной организации на внешние объективные изменения социальной среды. Переход от преимущественно физических к преимущественно интеллектуальным формам труда осуществляется как процесс углубления коллективного разделения труда и выделения новых коллективных потребностей развития научно-творческого труда работников.
Поэтому важнейшим условием расширенного воспроизводства потребительного человеческого потенциала современной проектной организации является выделение качественно новых трудовых потребностей работников. Данные потребности в непосредственном творческом научном, управленческом, профессиональном образовательном труде являются индикатором развития потребительного трудового потенциала работников предприятия. Если не конкретизируются и не модернизируются трудовые потребности, то организационная система не развивается. Через новые трудовые потребности проектно-ориентированная организация моделирует свое будущее состояние, а также создает условия развития трудовых потребностей и способностей трудящихся.
Таким образом, можно констатировать, что социально-экономические потребности работников являются внутренним объективным фактором развития человеческого потенциала проектно-ориентированной организации. Они выражают объективные тенденции развития человеческого потенциала сотрудников организации и представляют собой потребности субъектов трудового взаимодействия.
Если трудовые субъекты выступают в конкретной социально-экономической форме ассоциированных собственников человеческого капитала, то потребности в труде проявляют себя как потребности прежде всего в творческой научной деятельности, управлении, образовательной, культурно-трудовой деятельности работников. Данные потребности и проявляют себя как персонифицированные социально-экономические потребности работников организации.
Таким образом, потребности к труду можно рассматривать как движущий фактор системы труда организации. Их условно можно разграничить на социально-экономические потребности функционирования и социально-экономические потребности развития проектно-ориентированной организации. Первые - это потребности субъекта труда как потребителя (потребности в пище, одежде, жилье). Вторые - потребности работника как ассоциированного сособственни-ка человеческого капитала (потребности в труде, управлении, научной деятельности, образовании, культурно-трудовой деятельности). Формирование и развитие потребностей в труде, управлении, образовательной, научной трудовой и культурно-трудовой деятельности сопровождается формированием способностей работников к творческому, научному, интеллектуальному труду в инновационной по своей сути современной проектно-ориентированной организации.
Библиографический список
1. Хилб М. Развитие человеческих ресурсов // Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб., 2002.
2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
3. Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.
4. Быченко Ю.Г. Человеческий потенциал: инерционная и модернизационная модель развития // Человеческий потенциал: проблемы обновления и развития: сб. науч. трудов. Саратов, 2008.
K.V. Moshkunov Socio-Political Determinants of the Enterprise Risk as a Factor of Economic Security
Risks and factors influencing the enterprise activity are analyzed. The special attention is paid to the social factors of risk in business-processes.
Key words and word-combinations: enterprise risk, monitoring of risks, social factors of risk, interoperability of the state and business.
Анализируются риски и факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность. Особое внимание уделяется социальным факторам риска в бизнес-процессах.
Ключевые слова и словосочетания: предпринимательский риск, мониторинг рисков, социальные факторы риска, взаимодействие государства и бизнеса.
УДК 334.7:005.334 ББК 60.56.12
К.В. Мошкунов
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ДЕТЕРМИНАНТЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
РИСКА
КАК ФАКТОР
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
^О тношение к проблеме государственного регулирования экономики неоднозначно со стороны политиков, ученых-общество-ведов и предпринимателей. Одни из них выступают за максимально возможное невмешательство государства в функционирование экономики и бизнеса, другие - за ограниченное использование государственных механизмов, третьи - за восстановление практики государственного управления по единому плану. Однако реальная жизнь убедительно показала, что всякая абсолютизация роли какого-то одного фактора в управлении социально значимыми системами в конечном счете оказывается несостоятельной.
Сегодня все больше приходит понимание того, что необходим новый, комплексный взгляд на проблему отношений политики и экономики. Ныне, по мнению лауреата Но-