Научная статья на тему 'Показатели развития адаптационного потенциала человека'

Показатели развития адаптационного потенциала человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
616
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ПОТРЕБНОСТИ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНТЕРЕСЫ / ЦЕННОСТИ / HUMAN POTENTIAL / ADAPTIVE CAPACITY / HUMAN RIGHTS / SOCIAL ASSESSMENT / NEEDS / CONSUMPTION / INTERESTS / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хвостанцев Станислав Валерьевич

В статье дифференцированы и проанализированы концепции, раскрывающие сущность адаптационного потенциала человека в контексте требований модернизации российского общества. Представлен интегрированный подход к содержанию процесса развития адаптационного потенциала человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF DEVELOPMENT OF ADAPTATION POTENTIAL OF A PERSON

Differentiated and analyzed concepts, revealing the essence of adaptive capacity in the context of the requirements of mo-further development of Russian society. Presents an integrated approach to the content development of the adaptive capacity of the person.

Текст научной работы на тему «Показатели развития адаптационного потенциала человека»

фактором инновационной мотивации труда. Данный фактор не только создает условия комплексного развития трудовых мотивов человека, но и расширяет внутренние побуждения персонала к творческой, рационализаторской деятельности в процессе трудовых практик. Рост профессиональной культуры предполагает формирование инновационных трудовых ценностей нового качества труда. Он связан не только с формированием потребности и интереса к трудовой творческой активностью, но и с побуждением к новаторской модернизации трудовых практик. Поэтому качественный рост профессиональной культуры должен рассматриваться как базовый нематериальный фактор трудовой мотивации. Ведь данный фактор представляет собой инновационный инструмент самомотивирования творческой трудовой деятельности акторов. Следует отметить, что в рамках организации классического типа инновационная профессиональная культура может практически не развиваться. Но если организация начинает формировать инновационный комплекс своего развития, то появляется необходимость изменения стиля трудового взаимодействия работников. Последнее предусматривает, с одной стороны, оптимизировать систему материального стимулирования, с другой — активизировать деятельность по проектному конструированию профессиональной культуры инновационного типа.

1 Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М., 1992. С. 355.

2 См.: Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М., 1993. С. 83.

3 См.: Быченко Ю.Г., Логинова Л.В. Социальная политика как механизм развития социального потенциала российского общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1.

4 См. : Круглов С.В. Методологические основы теории мотивации // Вестник Саратовского государственного аграрного университета. 2006. № 5. Вып. 3. С. 77-80.

5 Человеческий аспект организаций // Прикладная социология и менеджмент. М., 1998. С. 37-38.

6 Карелина И.Л. Совершенствование культуры управления медицинской организации в условиях реформы здравоохранения // Вестник Саратовского государственного аграрного университета. 2006. № 3. Вып. 2. С. 67.

7 См.: Баландина Т.М. Социальный механизм управления развитием организационной культуры // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2.

С.В. Хвостанцев

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА

В статье дифференцированы и проанализированы концепции, раскрывающие сущность адаптационного потенциала человека в контексте требований модернизации российского общества. Представлен интегрированный подход к содержанию процесса развития адаптационного потенциала человека.

Ключевые слова: человеческий потенциал, адаптационный потенциал человека, социальная оценка, потребности, потребление, интересы, ценности.

© Хвостанцев Станислав Валерьевич, 2017

Адъюнкт кафедры гуманитарных и социальных наук (Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации); e-mail: [email protected]

S.V. Khvostantsev

INDICATORS OF DEVELOPMENT OF ADAPTATION POTENTIAL OF A PERSON

Differentiated and analyzed concepts, revealing the essence of adaptive capacity in the context of the requirements of mo-further development of Russian society. Presents an integrated approach to the content development of the adaptive capacity of the person.

Keywords: human potential, adaptive capacity, human rights, social assessment, needs, consumption, interests, values.

Реформа социально-экономической системы России приводит к обновлению условий и социальных принципов организации жизнедеятельности человека, модернизации хозяйственных норм и ценностей общества. В стране, с одной стороны, ужесточаются правила хозяйственной деятельности, обостряется конкуренция, формируются новые специфические требования рынка труда, с другой — повышается уровень индивидуальной свободы, обновляется стиль капитализации человеческих способностей, появляются новые возможности творческой трудовой самореализации. Поэтому необходимо развитие адаптационного потенциала, самостоятельного разрешения социальных и экономических проблем трудоспособного населения. По сути данные изменения следует рассматривать не только как результат формирования возможностей для развития и трудового использования творческого потенциала членов современного общества, но и как процесс развития потребностей в адаптационном потенциале ^ работников, оптимизации трудовых практик в условиях динамичного роста ? неопределенности хозяйственной системы в целом.

д Несложно заметить, что в новых условиях становится особо актуальной про-

^ блема развития адаптационного потенциала человека, выявления показателей ^ его оценки. Исследуя данную проблему, необходимо учитывать, что в современ-| ных научных источниках принято рассматривать адаптационный потенциал ! человека на уровне двух концептуальных подходов: теории социальной адап-§ тации и парадигмы человеческого потенциала. Рассмотрим подробней данные I концептуальные подходы, выявим общие подходы исследователей по раскрытию | содержания адаптационного потенциала человека, параметров оценки его развития.

I

| В рамках теории социальной адаптации методологически обосновывается

| процессуальный подход к адаптационному потенциалу человека. В этом кон-

| тексте социальная адаптация человека понимается как процесс социализации,

позволяющий личности приспосабливаться к изменениям окружающей среды и

» комфортно реализовывать собственную хозяйственную деятельность. Данный

§ процесс «служит базой для исследования фундаментальных трансформацией „

I онных противоречий между сложившимися в результате предшествующего

I

§ общественного развития социокультурными механизмами, с одной стороны,

т

и формируемыми социальными институтами, функционирование которых представляет свои специфические требования к подобным механизмам — с другой»1. В рамках указанного подхода адаптационный потенциала человека рассматривается как результат процесса социализации человека и развития его потенциальных адаптивных способностей. Такой процесс активизируются 224 в условиях роста неопределенности системы жизнедеятельности людей. Иссле-

дователи обращают внимание на то, что социальная адаптация, хотя и является результатом всеобщей социализации, имеет ряд специфических черт. Всякий процесс развития адаптационного потенциала предполагает активную оценку внешней среды и самоопределение человека с учетом происходящих внешних изменений и воздействий. Адаптация включает в себя процессы познания, анализа, созидательного деятельного творчества, образовательного и потребительного саморазвития в целях самосохранения собственного существования, недопущения трансформации базовых принципов, функционального развития и профессиональной определенности человека. «Однако наивысшая степень адаптации связана с реализацией другой способности — способности к целе-полаганию, а следовательно, и к опережающему отражению действительности (прогнозированию), открывающему возможность изменения окружающего мира сообразно собственным потребностям»2.

Таким образом, теории социальной адаптации методологически развивают процессный подход к содержанию развития адаптационного потенциала. Здесь социальная адаптация человека рассматривается, с одной стороны, как механизм стабилизации условий жизнедеятельности каждого из ее членов, с другой — как результат реализации процессов, направленных на формирование потенциальных адаптационных источников общественного социально-экономического развития. Адаптация при таком рассмотрении проявляется в двух формах: отрицательной (комплекс действий человека, направленных на собственное приспособление, защиту от факторов внешней среды, противостояние им, реализации стратегий самосохранения привычных хозяйственных отношений), а также положительной (комплекс действий человека, направленных на необходимое ему изменение окружающей социальной среды). Обе формы адаптации являются реакцией субъектов труда на изменения внешней социальной среды функционирования человека. Теория социальной адаптации имеет ряд недостатков, связанных, прежде всего, с тем, что они акцентируют внимание на динамике изменения адаптивных практик, абстрагируясь от оценки конкретных показателей адаптивного потенциала. Отсутствуют в данных теориях и попытки оценить сам адаптивный потенциал, уточнить показатели его развития. Исследователи не раскрывают отличительные черты развития адаптивного потенциала человека в современных условиях общественных трансформаций.

Частично указанные недостатки устраняются в рамках парадигмы человеческого потенциала, где доказывается, что новая система социально-экономических отношений предполагает системное развитие адаптационного потенциала трудоспособного населения, формирование новых трудовых ценностей, потребностей, интересов и способностей работников в процессе приспособления к изменениям во внешней социальной среде3. Адаптация здесь рассматривается двойственно: во-первых, как проявление определенного уровня развития трудовых ценностей, потребностей, интересов; во-вторых, как внешнее выражение трудовой капитализации адаптивных способностей акторов. Данное направление проявляется в следующем: 1) приспособление ко всякого рода изменениям; 2) ведение гибкой, постоянно обновляющейся хозяйственной деятельности; 3) оценка спроса и предложения на рынке труда; 4) мотивации к саморазвитию, ведение мониторинга изменений человеческого капитала; 4) продажа собственных профессиональных способностей к труду.

Исследователи констатируют, что адаптационный потенциал служит компонентом общей системы человеческого потенциала индивидов. В данном контексте человеческий потенциал расширяет свое содержательное проявление4. Наряду с традиционными знаниями, умениями и навыками, трудовыми способностями личности человеческий потенциал также отражает трудовые ценности, разделяемые нормы, коммуникации; «понимание речи, умение говорить, чтение, письмо; счет; внутриличностные навыки (мотивацию (настойчивость), «обучение учению» и самодисциплину (включая саморегулируемые стратегии обучения), способность делать выводы на основе соответствующего набора этических ценностей и целей жизни)»5. Человеческий потенциал — это широкое понятие, характеризующее общий комплекс способностей человека. Он структурно состоит из следующих частей: личностный потенциал, трудовой потенциал, адаптационный потенциал, человеческий капитал, культурный капитал, биологический капитал. Адаптационный потенциал человека характеризуется двойственной системой показателей: 1) адаптивного трудового сознания (потенциальная форма адаптивных способностей); 2) адаптивного трудового поведения (капитализированная форма адаптивных способностей). Рассмотрим адаптивное трудовое сознание как показатель развития адаптационного потенциала человека.

Трудовое сознание — это высшая, свойственная людям форма общего, конкретизированного, целесообразного отражения окружающей его материальной и духовной среды. Основная форма проявления трудового сознания связана со стилем речевого обеспечения в процессе хозяйственной деятельности, а также способностями человека мыслить, анализировать, осознавать, оценивать трудо-й вую действительность. Трудовое сознание является подсистемой экономического ? сознания. Обе категории характеризуются процессом систематизации знания, з способностью анализировать внешний трудовой процесс, познавать и использовать в повседневной жизни социально-экономические законы и закономерности. I Данные категории отражают определенный уровень социокультурного развития

1 человека и определяют мотивационные основы приспособления к хозяйствен-

го

| ной деятельности личностей, изменение статуса тех или иных групп населения.

| Если содержание экономического сознания отражает всю систему социально-

| экономических отношений, то содержание трудового сознания обусловлено

2 только трудовыми отношениями, отношениями собственности, влияющими и ° определяющими динамику развития трудового взаимодействия работников. « «Экономическое сознание включает в себя совокупность соответствующих зна-| ний, оценок, мотивов, ценностей, настроений, установок, овладевших умами

0 людей и ориентирующих их в реальной жизни»6. Можно констатировать, что

1 трудовое сознание выступает компонентом и одновременно разновидностью про-

0

° явления экономического сознания. Трудовое сознание можно рассматривать как

го

основной системный параметр оценки всякого адаптивного потенциала челове-

1 ка к реализации трудовой деятельности. Его можно оценивать по нескольким | относительно узким показателям, наиболее важные из которых ценности, потребности, интересы, применяемые методы саморегуляции. Данные показатели определяют различные формы и стили трудового поведения работников, а также характеризуют способности к адаптации и приспособлению к изменяющейся среде социально-экономического функционирования человека.

Трудовые ценности включают набор эмоционально окрашенных представ-226 лений и суждений субъектов трудового взаимодействия о важности труда как

способа достижения цели, направленной на возможность удовлетворения потребностей. Комплекс трудовых ценностей человека является результатом двойственных процессов. С одной стороны, трудовые ценности формируются в процессе деятельности человека, вырабатываются в форме личностных представлений и пониманий, качественных характеристик, позволяющих оценивать значимость явлений и предметов окружающей действительности; с другой стороны, они отражают представления и понимания, заимствованные из окружающей человека культуры и идеологии, являются результатом идеологической пропаганды, систем обучения и информационных средств общества.

Необходимо отметить, что потребности представляют собой исходную основу и фактор развития всей системы трудового сознания. Потребности — это основные нужды человека, необходимые для его поддержания и развития. Всякий набор потребностей служит побудителем человеческой социальной активности, в т.ч. в трудовой сфере. Таким образом, становление и развитие потребности вызывает у человека, с одной стороны, формирование ощущаемого и осознаваемого состояния новой неудовлетворенной нужды и дискомфорта, а с другой — становление побуждающего мотива к социальной адаптации и активности (в т.ч. и трудовой). Новая потребность создает условия необходимости адаптации в целях устранения новой неудовлетворенности7. Сами потребности не являются автоматической причиной адаптивного трудового действия. Они могут лишь направлять, определять и корректировать адаптивную деятельность человека. Одновременно потребности вызывают у человека мотив трудовой активности, создают необходимость оценки внешних и внутренних условий реализации трудовой деятельности, определяют трансформации его социально-экономических е интересов. Социальные и экономические интересы зависимы от развития инсти- и туциональной, а также социокультурной среды общества и реализуются в про- а цессе социально-трудового взаимодействия трудоспособного населения. По сути о социальные и экономические интересы определяют активность и адаптивность к труда, способствуют формированию субъективной необходимости реализации о

с

трудовой деятельности для обеспечения удовлетворения потребностей индиви- | дов и их семей. Каждый трудоспособный субъект является частью общества, в

е

профессиональных групп, семьи, хозяйственных организаций и не может в о своей деятельности руководствоваться только собственными индивидуальными ю

Т5

интересами. Субъекты вынуждены учитывать, а также принимать интересы |

общества, организации, семьи, других людей, адаптироваться и формировать к

компромиссный стиль хозяйственных действий, согласованный с действующими а

в социальном пространстве ценностями, нормами, принципами, отклонение от |

которых ведет к конфликтам интересов8. и

Потребности и социально-трудовые интересы представляют основу развития №

трудовой активности и адаптивности личности. Трудовая адаптация служит ре- 11

зультатом роста потребности в виде социально-трудовых интересов работников. )

Трудовая деятельность, адаптация поведения направлены в конечном итоге на 7 удовлетворение потребностей, а также на реализацию социальных и трудовых интересов. Поэтому показатели оценки всяких форм трудовой активности, в т.ч. и адаптации, могут рассматриваться на уровне общества, организации, группы. Они вмещают в себя, прежде всего, потребности (нужды), интересы, ценности человека. А. Кайе в этой связи отмечает, что потребности формируют трудовые

интересы, а также определяют адаптивную рациональность поведения субъекта. 227

Социальные и экономические потребности могут устанавливать «индивидуальный интерес или интерес, обусловленный положением класса в социальной структуре, но в обоих случаях предполагается некоторая рациональность субъекта, понимаемая как связанность выборов»9.

Таким образом, концепция человеческого потенциала представляет обоснование адаптивного потенциала человека как формы совокупного потенциала общества. Можно обобщить представленные идеи и конкретизировать важнейшие показатели адаптационного потенциала человека: ценности, которые человек разделяет; ранжированные потребности трудовых субъектов; интересы трудоспособного населения. Данные базовые показатели на практике проявляются в различных методах саморегуляции и самоадаптации человека труда.

В рамках данного подхода именно факторы изменяющейся внешней социальной среды влияют на процесс формирования пониманий, устремлений, адаптивности поведения субъектов. Последнее определяет в свою очередь изменения в системе ценностей, становящихся социальными регуляторами поведенческих практик человека. Необходимость все более частых практик адаптации к внешним изменениям приводит к тому, что объективно обновляется господствующая система ценностей и норм социального взаимодействия. Повторяемость социальных адаптационных взаимодействий формирует новые общие принципы социального взаимодействия, которые, с одной стороны, позволяют регулярно реализовывать практики, направленные на совершенствование общественных отношений, с другой стороны, развивать ценности приспособления. В силу последнего для индивида нормы адаптации становятся привычной мерой его й экономического поведения, а для общества они уже выступают в виде базовых з параметров оценки поведенческих практик. В процессе осознания, освоения и ^ опривычивания социальных норм адаптации они становятся факторами вну-? тренних трудовых побуждений людей. При этом социальные нормы трудовой | адаптации развиваются в силу того, что: а) они необходимы для подавляющего | большинства работающего населения для сохранения собственного профессио-1 нального статуса; б) реализация данных норм выгодна (полезна) практически

0

| для всех работников хозяйственных организаций общества. В соответствии с

ч: „и

| формированием общественных и внутриорганизационных ценностей хозяй->§ ственной адаптации вырабатываются адаптивные способности отдельных | групп людей. С данных позиций и должны оцениваться процессы инновацион-| ных преобразований в обществе и в отдельных организациях, коллективные и | групповые трудовые действия. Последние соотносятся с системой социальных норм трудовой организации и общества. На основе сочетания и взаимодействия ё личного интереса, потребностей, ценностей и социальных норм складывается § система мотивации адаптивной трудовой деятельности и соответствующий тип

1 адаптивного трудового сознания.

| Концепция человеческого потенциала не лишена недостатков. Во-первых,

исследователи абстрагируются от процессов развития адаптивного потенциала человека, не представляют этапы и пути оптимизации данных процессов. Во-вторых, в данном подходе размыты показатели адаптивного потенциала человека, а также индикаторы его внешнего проявления. В-третьих, авторы не исследуют специфику трудовой капитализации данного потенциала в современ-228 ных условиях перехода российского общества на инновационный тип развития.

Для преодоления недостатков теории социальной адаптации и концепции человеческого потенциала представим интеграционный подход к раскрытию содержания адаптивного потенциала.

В рамках интеграционной методологии адаптивный потенциал человека — это вид совокупного человеческого потенциала, характеризующийся интеллектуально-образовательными, профессиональными способностями и возможностями субъектов реализовывать субъективно осмысленную, целевую социально-экономическую деятельность по адаптации к изменениям социальной и экономической среды человеческой жизнедеятельности. Адаптационный потенциал человека формируется в результате процессов социализации и представляет собой совокупность способностей, возможностей человека приспосабливаться к изменяющейся социально-экономической среде и имеет двойственное сущностное проявление: 1) трудовые ценности, потребности и интересы, определяющие способности и мотивацию человека к адаптивной хозяйственной активности; 2) объективные возможности трудоспособного населения приспосабливаться к изменяющейся внешней среде, вести адаптивную хозяйственную деятельность.

Адаптивный потенциал человека деятельно проявляется в трех формах: 1) отрицательной, направленной на собственную адаптацию в целях защиты от факторов внешней среды, реализации стратегий самосохранения; 2) положительной, направленной на необходимое изменение окружающей социальной среды; 3) комплексной, направленной как на собственную адаптацию, так и на адаптивное изменение внешней среды.

Параметры развития адаптивного потенциала человека имеют качественное проявление и состоят из двух подсистем: 1) социально-экономический адаптивный потенциал (уровень развития адаптивных потребностей, потребления, т интересов населения); 2) социально-культурный адаптивный потенциал (адап- к тивность образования, профессионализма, субъективных ценностей, норм при- р

а

способленческого взаимодействия). с

Адаптационный потенциал человека может оцениваться на уровне двух о

подсистем: 1) оценка адаптивного трудового сознания (анализ потенциальных у

способностей к адаптации); 2) оценка адаптивного трудового поведения (анализ с

реализации адаптивных способностей в процессе труда, реализация его в форме н

адаптивного человеческого капитала). о

Повышение адаптивного потенциала представляет собой масштабный про- рр

и

цесс социокультурного развития человека, сопровождающийся формированием Ч комплексов адаптивных интересов: индивидуального социально-трудового ин- о тереса (на основе индивидуальных социально-трудовых потребностей человека), К коллективного (на основе организационных, семейных социально-трудовых е потребностей человека), общественного (на основе общественных социально- ии трудовых потребностей человека). №

Развитие человека отражается в совершенствовании его социальных ценностей, трансформации значимости и общественной важности явлений и пред- ~ метов относительно потребностей общества. Ценности определяют стиль и не- 77 обходимость потребления. После реализации (осуществления потребительной актуализации) системы потребностей человека во внешней социальной среде происходит формирование мотива по дальнейшей трудовой активизации, направленной на дальнейшие потребительные действия (бездействия). Итоги анализа внешней социальной среды, а также стремление к достижению удовлетворения потребности выступают факторами выработки мотива трудовой активности и 229

адаптивности как конечного результата проявления трудового сознания. Мотив трудовой адаптации представляет собой, с одной стороны, проявление возможностей потребительного достижения человека в его внешней социальной среде; с другой — это проявление нужды к достижению возможности удовлетворения потребности; с третьей — готовность актора совершать акт трудовой адаптации в соответствии с имеющимися потенциальными способностями и возможностями.

По мере становления информационного общества роль ценностей, потребностей и интересов акторов как параметров адаптационного потенциала человека будет возрастать. Повышение роли инновационного ресурса приводит к трансформации не только системы ценностей акторов труда, но и совершенствованию всего комплекса социально-трудовых отношений, росту потребности в интеллектуальном творческом труде, а также престижа инновационного труда. В условиях возрастающего значения инновационных ресурсов в организациях ценность новаторства, нормы научного и образовательного трудового поведения представляют собой важный элемент трудового адаптивного сознания субъектов труда. Ценность проявляется как свойство, характеризующее возможность и необходимость человека достигать определенных целей и удовлетворять определенным образом собственные потребности. Постоянные инновационные общественные преобразования трансформируют ценности. Обновляется вся система представлений социальных субъектов о средствах и целях жизнедеятельности, расширяются представления об основных способах достижения результатов экономической деятельности.

Сегодня ценности не только носят конкретно-исторический характер, но и служат фактором социального приспособления к динамично изменяющимся условиям взаимодействия людей. Ценностные отношения трансформируются тогда и в той мере, в какой субъект труда обнаруживает проблематичность статичности процессов удовлетворения собственных потребностей. Можно выдвинуть гипотезу о существовании следующей закономерности: развитие факторов торможения процессов удовлетворения потребностей населения сопровождается ростом ценности адаптации экономического поведения всех хозяйственных субъектов общества. Практика торможения удовлетворения потребностей населения объективно приводит к росту общественной ценности способности к приспособлению, к адаптивным изменениям поведения самого работника. В конечном итоге данные трансформации влекут не только рост гибкости в системе поведенческих практик акторов, но и адаптацию самого процесса удовлетворения материальных и духовных потребностей.

1 Голуб О.Ю. Социальные механизмы адаптации на российском рынке труда. Саратов, 2002. С. 78.

2 Поляков И.В. Адаптационные основы экономического поведения тружеников. Саратов, 2004. С. 8.

3 См.: Баландина Т.М., Быченко Ю.Г. Развитие потенциала работников современных предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1 (25). С. 26-30.

4 См.: Алимова Л.Ш. Подходы к анализу человеческого потенциала в постиндустриальной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 5. С. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5Алимова Л.Ш. Активизация человеческого потенциала как фактор экономического развития: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2009. С. 34.

6 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001. С. 126.

7 См.: Быченко Ю.Г., Лопухин В.Ю. Человеческий фактор экономики в условиях перехода общества на инновационный путь развития // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 1 (26).

8 См.: Логинова Л.В. Социальный механизм институционализации интересов субъектов экономического действия России: теория, методология и практики функционирования. Саратов, 2009. С. 64.

9 Кайе А. Интересна ли социология интереса? // Современная зарубежная социология (70-80-е годы). М., 1993. С. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.