Научная статья на тему 'Потери музеев России в период Второй мировой войны'

Потери музеев России в период Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1096
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR II / МУЗЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / MUSEUM VALUES / ЗОНЫ ОККУПАЦИИ ГЕРМАНИИ / ZONES OF OCCUPATION OF GERMANY / СВОДНЫЙ КАТАЛОГ УТРАЧЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РФ / SUMMARY CATALOGUE OF THE LOST CULTURAL PROPERTIES OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Некрасова Светлана Дмитриевна

Тема статьи находится в русле исследований «трофейного» искусства, связанных с выявлением военных утрат российских музеев. На основе документов отечественных и зарубежных архивов, результатов исследований российских, немецких и американских специалистов автор анализирует работу советских государственных органов по организации поиска, возвращения или компенсации этих культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The losses of Russian muzeums during the World war II

The theme of this article is in the study of the "trophy art", connected with identification of the military losses of Russian museums. On the basis of Russian and foreign archives documents, on the results of researching of Russian, German and American experts, the author analyzes the work of Soviet government bodies for organizing the search, return or compensation this cultural properties.

Текст научной работы на тему «Потери музеев России в период Второй мировой войны»

С.Д. Некрасова

ПОТЕРИ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Тема статьи находится в русле исследований «трофейного» искусства, связанных с выявлением военных утрат российских музеев. На основе документов отечественных и зарубежных архивов, результатов исследований российских, немецких и американских специалистов автор анализирует работу советских государственных органов по организации поиска, возвращения или компенсации этих культурных ценностей.

Ключевые слова: Вторая мировая война, музейные ценности, зоны оккупации Германии, Сводный каталог утраченных культурных ценностей РФ.

Истории вывоза в Германию российских культурных ценностей во время Второй мировой войны посвящен ряд работ зарубежных и отечественных исследователей1. Начиная с 1990-х годов активизировалась кооперация отечественных и немецких специалистов в вопросах выявления архивных документов, систематизации и публикации информации по данной проблеме. Все это позволило обнаружить в государственных и частных собраниях и возвратить в российские музеи, библиотеки и церкви множество произведений искусства, книг, архивных документов2.

Однако надеяться на полное восстановление довоенного состояния российских музейных собраний по-прежнему не приходится. Из-за отсутствия учетной документации во многих случаях невозможно определить даже объем музейных потерь. Усложняет задачу и то, что послевоенное возвращение культурных ценностей было недостаточно четко организовано и документировано советскими властями.

© Некрасова С.Д., 2012

С 1942 по 1951 гг. работала «Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР» (далее -ЧГК)3. По данным этой комиссии, на оккупированной территории СССР было ограблено и/или разрушено 427 музеев, в том числе 154 российских (из них 20 художественных)4.

ЧГК обобщала сведения о разграбленном и вывезенном или уничтоженном имуществе, в том числе о ценных экспонатах и памятниках искусства, археологии, музейных зданиях, оборудовании и аппаратуре. Было подготовлено 250 тыс. протоколов, 54 тыс. актов о злодеяниях, 4 млн. актов о причиненном материальном ущербе, но всего 17 сообщений о музейных утратах5. Дело в том, что при создании ЧГК фиксации музейных утрат правительство не придавало большого значения; об этом свидетельствует тот факт, что поначалу в состав комиссии не входил ни один искусствовед6.

Серьезно затрудняла работу Комиссии Инструкция Совнаркома СССР от 7 мая 1943 г., которая жестко формализовала требования по документированию ущерба7. Не имея возможности изучить все обстоятельства трагических событий, Комиссия не включала в свои отчеты сведения о мародерстве местных жителей и безответственном отношении должностных лиц, нередко использовавших принцип списания «всё на ущерб»8.

Однако через год после образования ЧГК при Комитете по делам искусств была создана Комиссия и Бюро экспертизы во главе с самым авторитетным советским искусствоведом И.Э. Грабарём; в состав группы экспертов из 52 человек вошли специалисты из разных областей знания, связанных с музейным делом. Теперь в работе ЧГК принимали участие крупнейшие ученые и деятели искусств того времени: В.Д. Блаватский, Д.Н. Чаушанский, Б.А. Рыбаков, Т.Г. Гольдберг, П.И. Юкин, Н.Г. Машковцев, Б.Р. Виппер, А.В. Щусев, И.В. Жолтовский, В.И. Мухина, Е.Е. Лансере, М.В. Алпатов, А.А. Сидоров, П.Д. Барановский. Они занимались разработкой методики оценки произведений искусства и памятников, составлением списков уничтоженных, разрушенных и похищенных культурных ценностей СССР, а также эквивалентных произведений из музеев Германии и ее союзников.

Комиссия при Комитете по делам искусств изучала поступавшие из освобожденных городов акты о музейных потерях,

выбирала наиболее ценные из утраченных предметов, составляла аннотации к ним и подбирала иллюстративный материал. Особой ее задачей была оценка утрат в денежном выражении. В итоге общая сумма ущерба, причиненного памятникам и учреждениям искусства РСФСР, была определена Комитетом в 1 268,8 млн руб. Перечень музейных утрат ЧГК к концу 1946 г. составил 23 тома, 14 из которых были посвящены художественным музеям, галереям и дворцам-музеям. Все тома имели общий заголовок «Вывезено, уничтожено, разграблено». По заданию ЧГК Всесоюзный комитет по делам искусств сформировал списки наиболее ценных экспонатов, куда вошло около 5 тыс. утраченных музейных предметов9.

Вторая широкомасштабная попытка систематизировать музейные потери была предпринята в 1950-е годы. Комиссией Центрального хранилища музейных фондов в 1951 г. был составлен «Акт проверки наличия музейных ценностей пригородных дворцов-музеев». Потери Екатерининского и Александровского дворцов в Царском Селе, Павловского, Гатчинского и петергофских дворцов составили 116 346 экспонатов (65% от довоенного их количества)10. В середине 1950-х годов все произведения искусства, считавшиеся безвозвратно утраченными, были списаны по приказам Минкуль-туры СССР.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. «О прекращении состояния войны с Германией» создал правовые основания для принципиальной договоренности между правительствами СССР и ГДР о взаимном возврате культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны. Как известно, в 1955-1960 гг. СССР передал «германскому народу» 1 571 995 произведений искусства. В их числе было 1240 картин из собрания Дрезденской галереи, 16 тыс. листов графики, свыше 100 тыс. монет (из них 4187 золотых), 18 388 памятников античной культуры, более 3 млн архивных дел, 121 ящик книг, фотоархивов и нотных тетрадей11. Надеясь на ответные шаги со стороны ГДР, Министерство культуры СССР подготовило перечни утрат 73 наиболее крупных советских музеев. В январе 1957 г. всем музеям Восточной Германии было предложено провести тщательную инвентаризацию фондов для выявления в них советских произведений искусства. Однако в октябре 1957 г. Посольство ГДР в Москве сообщило: «В результате розысков установлено, что культурных ценностей из СССР в ГДР не имеется».

Новый этап установления реальных масштабов утрат музейных ценностей начался в 1990-е годы, когда Россия включилась

в международную дискуссию о судьбах «трофейного» искусства. В 1992 г. была создана Государственная комиссия по реституции культурных ценностей12, которая координировала работу экспертов по выявлению фактов уничтожения и вывоза культурных ценностей России на территорию рейха и их послевоенных возвратов. В 1999 г. началось издание «Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». К настоящему времени Минкуль-туры России опубликовано 18 томов каталога в 50 книгах, которые содержат описания не менее 70 тыс. музейных ценностей Третьяковской галереи, Русского музея и многих городов России13. Создана и размещена в интернете электронная версия Сводного каталога (www.lostart.ru)14. Работа по систематизации российских культурных потерь за годы Второй мировой войны еще не завершена.

Исследователями установлено, что произведения искусства, вывезенные из Советского Союза в рейх, в конце войны были сконцентрированы, в основном, в замках южных и юго-западных районов Германии, вошедших в Американскую зону оккупации. Офисом Военного правительства США была образована специальная секция «Памятники, изящные искусства и архивы» (МБЛ&Л), которая создала в 1945 г. в Мюнхене, Висбадене, Марбурге и Оф-фенбахе центральные сборные пункты (ССР), предназначенные для сохранения и документирования трофеев национал-социалистов и немецких культурных ценностей.

Часть российских экспонатов удалось обнаружить и возвратить Советской военной администрации в Германии (СВАГ), однако их точное количество все еще не установлено. В задачи СВАГ входил не только розыск, обработка и отправка в СССР ценностей, награбленных гитлеровцами в оккупированных ими советских районах, но также обследование и вывоз коллекций, ранее принадлежавших военным и нацистским учреждениям, членам СС и другим нацистским деятелям. Как следует из отчета Управления репараций и поставок СВАГ, в Советской зоне из числа ценностей, вывезенных нацистами из СССР, к 1 июля 1948 г. было найдено и подготовлено к отправке на Родину 260 ящиков с картинами и предметами прикладного искусства из фарфора и гипса15.

Сравнительный анализ информации советских, немецких и американских учетных документов позволил выделить несколько объективных и субъективных причин, препятствовавших возвращению российских музейных ценностей из Американской зоны оккупации. Во многих случаях американцы отклоняли требования

о возврате советского имущества, ссылаясь на то, что их принадлежность была якобы неясной. Работники советской миссии по реституции неоднократно наталкивались на препятствия, чинимые западными союзниками.

Ярким примером недружественной реституционной политики американских оккупационных властей может служить история послевоенных перемещений знаменитой иконы Богоматери Тихвинской ХУ-ХУ1 вв., изъятой нацистами в ноябре 1941 г. из Тихвинского краеведческого музея. В марте 1942 г. икона была доставлена в Псков, затем в Ригу, где оказалась на попечении рижского епископа Иоанна Горклавса, далее - в Данциг, а в феврале 1944 г. - в Ратибор. С ноября 1947 г. икона находилась в Синодальной церкви в Мюнхене, о чем писала газета «Православная Русь». В 1949 г. американские власти отправили икону в США. Лишь 9 июля 2004 г. благодаря настойчивости российской стороны икона была торжественно передана Свято-Успенскому Тихвинскому монастырю16.

Как правило, союзники возвращали в СССР только такие традиционно «русские» произведения искусства, как иконы и «большевистские» картины. Западно-европейские или восточные немаркированные музейные объекты всегда рассматривались как «неизвестные».

В Мюнхене среди множества других произведений искусства оказались «Портрет Петра Васильевича Басина» О.А. Кипренского и «Портрет мальчика-столяра» А.Ф. Чернышева из собрания Государственного Русского музея. Несмотря на маркировку Русского музея, картины не были идентифицированы как советская собственность. В 1949 г. их передали в управление Министра-президента Баварии, а в 1951 г. отправили в Австрию к известному венскому искусствоведу Р. Шольцу - бывшему руководителю Особого штаба «Изобразительное искусство» Оперативного штаба А. Розенберга (нацистского министра по делам оккупированных восточных территорий)17. В 1995 г. портреты стали собственностью Федерации еврейских общин Австрии, а в 1996 г. были проданы на Мауэрбахском аукционе18. Новым владельцем портрета Басина кисти О.А. Кипренского оказался известный американский коллекционер Рональд Лаудер, который, узнав историю картины, вернул ее России в дни празднования 100-летнего юбилея Русского музея (в 1998 г.). Судьба второго портрета не оказалась столь удачной. С его владельцем все еще ведутся переговоры.

В 1950-1960-е годы в Западной Германии действовала практика аукционных продаж культурных ценностей неизвестного или сом-

нительного происхождения. Опекунское управление культурными ценностями, созданное в 1952 г. в Мюнхене при Внешнеполитическом ведомстве, публиковало в немецких газетах объявления о предстоящих аукционах. В течение шести дней со дня публикации собственники могли предъявить права на культурные ценности. Так, в 1959-1965 гг. были проданы картины европейских художников, «приобретенных в 1942 г. в России», а также 5 русских икон, цветные гравюры с видами Санкт-Петербурга, свыше 60 живописных и графических работ советских художников19.

Как установили немецкие20 и американские21 исследователи, в Американской зоне оккупации Германии было обнаружено 534 120 единиц культурных ценностей советского происхождения. С мая 1945 г. по октябрь 1962 г. они были переданы 20 партиями СВАГ, Советской Контрольной комиссии в Германии и Советскому посольству в Вашингтоне. Основную часть из этих ценностей составили книги, брошюры, архивные документы Латвийской, Украинской и Белорусской ССР, газеты и фотоматериалы (не менее 276 800 единиц), объекты археологии, оборудование Киевского химического института. Количество художественных произведений (икон, живописных и графических работ, предметов мебели, стекла и фарфора) насчитывало чуть более 5 тыс. единиц. Была возвращена скульптурная группа «Нептун» XVII в. из Петергофского дворца-музея (обнаружена в Нюрнберге), 30 ящиков с зоологическими коллекциями из Смоленского музея (найдены в Зальцбурге), около 7 тыс. предметов энтомологии неизвестного происхождения.

Более точные подсчеты возвращенных России музейных предметов и других культурных ценностей пока произвести чрезвычайно сложно. При составлении так называемых «карточек собственности» (Property Card-Art) американцами часто использовались групповые описания. Например: «13 ящиков с картинами, среди них иконы, естественно-научные коллекции (12 страниц)»; «около 4 м фотонегативов, 10-15 рубашек и блузок»; «10 картин, 6 рисунков, 24 фотографии, 6 фрагментов тканей, планы раскопок»; «1 манометр, 1 вакуумный процессор, 10-15 бутылок с различными химическими препаратами».

Основная часть этого культурного имущества была отправлена в СССР из Берлина в 19 железнодорожных вагонах. В г. Пушкин (Царское Село) поступило 4 закрытых вагона с 275 ящиками и 1 открытый вагон; в г. Новгород - 4 вагона с 437 ящиками; в г. Киев -8 вагонов с 127 ящиками; в г. Минск - 2 вагона с 182 ящиками. В РСФСР поступило всего 712 ящиков, отправленных из Берлина.

Историками введены в научный оборот следующие документы: отчет о количестве и характере музейных предметов, поступивших в гг. Пушкин и Новгород; переписка директора Центрального хранилища музейных фондов А.М. Кучумова по определению происхождения возвращенных экспонатов; акты их последующей отправки в разные музеи Советского Союза, и многие другие. Однако о нынешнем местонахождении музейных экспонатов из многих городов России, пропавших при немецкой оккупации, информация все еще отсутствует.

Не завершено сопоставление массивов данных о культурных ценностях, вывезенных из России во время войны и возвращенных ей в послевоенное время. Остаются нерешенными проблемы систематизации сведений о распределении возвращенных предметов между пострадавшими союзными республиками и их музейными учреждениями22. Очевидна необходимость кооперации с зарубежными коллегами в целях установления местонахождения и возвращения российских музейных ценностей (в тех случаях, когда это возможно).

Примечания

1 Hartung U. Raubzüge in der Sowjetunion: das Sonderkommando Künsberg 1941-1945. Bremen: Ed. Temmen, 1997. 135 s.; Eichwede W., Hartung U. (Hrsg.). «Betr: Sicherstellung»: NS-Kunstraub in der Sowjetunion. Bremen: Ed. Temmen, 1998. 263 s.; Verschleppt und Verschollen: Eine Dokumentation deutscher, sowjetischer und amerikanischer Akten zum NS-Kunstraub in der Sowjet Union (1941-1948) / Ed. U. Hartung. Bremen: Ed. Temmen, 2000. 359 s.; Никандров Н.И. Культурные ценности Советского Союза, перемещенные на территорию Германии в годы II Мировой войны // Культурная карта Европы. Сборник документов международной конференции. Москва, ВГБИЛ, 10-11 апреля 2000 г. М.: ВГБИЛ, 2002. С. 99-105; Линн Н. Вторжение в Советский Союз // Линн Н. Похищение Европы. Судьба европейских культурных ценностей в годы нацизма / Пер. с англ. С.А. Червонной. М.: Логос, 2001. С. 273-295; Зинич М.С. Похищенные сокровища: Вывоз нацистами российских культурных ценностей. М.: ИРИ РАН, 2003. 278 с.; Богуславский М.М. Разграбление культурных ценностей во время Второй мировой войны // Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005. С. 232-275.

2 Возвращенные культурные ценности РФ // Сайт «Культурные ценности -жертвы войны» ГИВЦ Минкультуры России. [М., 2006-2012]. URL.: http:// www.lostart.ru/ru/restore/ (дата обращения: 23.01.2012).

3 Комиссия была создана Указом Президиума Верховного Совета СССР от 02.11.1942, ликвидирована распоряжением Правительства СССР от 09.06.1951.

4 По данным ЧГК, пострадало 173 российских музея, включая 19 крымских (в их числе - 26 художественных, включая 6 крымских). ГАРФ. Ф. 7021. Оп. 116. Д. 299. Л. 3-21; Швыдкой М.Е. Русские потери предметов искусства во Второй мировой войне // The Spoils of War. World War II and Its Aftermath: The Loss, Reappearance, and Recovery of Cultural Property. N.Y.: H.N. Abrams Inc., 1997. URL: http://www.lostart.ru/ru/studys/7ELEMENT_ID-1100 (дата обращения: 25.01.2012).

5 ГАРФ. Ф. Р-7021. Оп. 116. Д. 406.

6 Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Состав. [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 28.01.2012).

7 ГАРФ. Ф. Р-7021. Оп. 116. Д. 4, 10-13, 15. Оп. 121. Д. 1. Л. 87-93.

8 Там же. Д. 136. Л. 1-9.

9 Максакова Л.В. Спасение культурных ценностей в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1990. С. 18.

10 Утраченные культурные ценности Российской Федерации // Сайт «Культурные ценности - жертвы войны» ГИВЦ Минкультуры России. [М., 2006-2012]. URL.: http://www.lostart.ru/ru/svodnyj_katalog/ (дата обращения: 01.12.2011).

11 Антонова И.А. Подробности возвращения СССР культурной собственности // The Spoils of War World War II and Its Aftermath: The Loss, Reappearance, and Recovery of Cultural Property / Ed. by E. Simpson. Papers of a symposium sponsored by the Bard Graduated Center for Studies in the Decorative Arts, Jan. 1995, in New York. N. Y.: H.N. Abrams Inc., 1997.

12 Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2001 № 174 Госкомиссия по реституции культурных ценностей была упразднена и создан Межведомственный совет по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны.

13 Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны: В 18 т. / Под ред. П.В. Хороши-лова, А.И. Вилкова, Н.И. Никандрова. СПб., 1999. М., 2000-2011.

14 Сводный каталог утраченных ценностей Российской Федерации // Сайт «Культурные ценности - жертвы войны»... (дата обращения: 23.01.2012).

15 Зинич М.С. Указ. соч. С. 144. Никандров Н.И. К истории вывоза и возвращения иконы Богоматери Тихвинской // Указ. сайт (дата обращения: 25.01.2012).

16

17 Bundesarchiv Koblenz. B 323/74.

18 Mauerbach. Versteigerung der von den nationalsocialisten konfiszierten Kunstwerke zugunsten der Opfer des Holocaust. Mak-Österreichisches Museum für Angewandte Kunst, Vienna, 29-30.10 1996. Christie's.

19 BArch Koblenz. В 323/504.

20 Property Cards Art, Claims und Shipments auf CD-ROM: Amerikanische Rückführungen sowjetischer Kulturgüter an die UdSSR nach dem Zweiten Weltkrieg. Forschungsstelle Osteuropa an der Universität Bremen, 1996.

21 Гримстед П.К. Возвращение Соединенными Штатами Советскому Союзу в 1945-1959 гг. культурных ценностей, похищенных нацистами // Культурная карта Европы: Судьба перемещенных культурных ценностей в третьем тысячелетии. М.: ВГБИЛ, 2002. С. 89.

22 Nekrasova S. Kooperation und ihre Grenzen: Restitution zwischen Russland und der Ukraine // Osteuropa: Kunst im Konflikt. Kriegsfolgen und Kooperationsfelder in Europa. 2006. 56. Jg. 1 - 2. S. 301-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.