Научная статья на тему 'Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия'

Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1466
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ПОДВИГ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / PATRIOTISM / THE NATIVE LAND / A FEAT / PATRIOTIC EDUCATION / A CIVIC STAND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Силкова Ксения Александровна, Плешкова Ирина Анатольевна

В работе представлено исследование по одной из важных непреходящих тем любви к Родине, патриотизма. Раскрывается роль патриотического воспитания в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Силкова Ксения Александровна, Плешкова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM: THE RETROSPECTIVE OF THE ESTIMATION AND PERCEPTION

The work is devoted to one of the most important topics the love to the Motherland in different historical periods of time. The authors consider the role of patriotic education in a modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© К.А. Силкова, И.А. Плешкова

УДК 371

ПАТРИОТИЗМ: РЕТРОСПЕКТИВА ОЦЕНКИ И ВОСПРИЯТИЯ*

К.А. Силкова, И.А.Плешкова (Новосибирск, Россия)

В работе представлено исследование по одной из важных непреходящих тем - любви к Родине, патриотизма. Раскрывается роль патриотического воспитания в современном российском обществе.

Ключевые слова: патриотизм, Родина, подвиг, патриотическое воспитание, гражданская позиция.

Мы знаем, что история российского государства сложна и отличается от истории развития европейских стран. Да и сам русский человек особенный, он по-другому мыслит, иначе относится ко всему происходящему, к другим людям, все это составляет особенность нашего менталитета. Патриотические чувства у нас тоже особенные, они не выставлены напоказ, не имеют яркого эмоционального выражения, они как бы вкраплены в каждую клеточку нашей жизни, и, с уверенностью можно сказать, что составляют ее основу во всех проявлениях. Может, и хорошо, что они скрыты и проявляются только в особых случаях. Ведь в жизни всегда есть место подвигу, значит, подвиг человек-патриот может совершить всегда. Были бы особые, сокровенные чувства к Родине, гражданская позиция и гражданское участие. Однозначно, если бы не было этого внутреннего чувства патриотизма, то не было бы его проявлений в делах и поступках россиян, которыми мы гордимся.

В связи с этим, сформулируем цель исследовательской работы: через

ретроспективный анализ российского патриотизма показать его особенную вкрапленность в менталитет россиян.

Для реализации цели были решены следующие задачи:

> рассмотреть разные подходы к понятию «патриотизм», «патриотическое воспитание»;

^ показать историческую ретроспективу истоков развития патриотизма на разных этапах;

^ дать оценку российского патриотизма Х1Х-ХХ1 вв.;

> охарактеризовать содержание

патриотического воспитания молодежи;

^ раскрыть роль патриотического воспитания в современном российском обществе;

> показать значение патриотического воспитания в становлении гражданской позиции современных российских школьников.

* Работа является лауреатом XXXI Открытой городской научно-практической конференции школьников НОУ «Сибирь» в секции «Философия» (2012 г., г. Новосибирск).

Силкова Ксения Александровна - ученица 10 класса МБОУ СОШ № 122 (г. Новосибирск).

Плешкова Ирина Анатольевна - учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 122, заслуженный учитель Российской Федерации.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Обратимся к высказываниям о патриотизме известных людей:

«Патриот - это человек, служащий своей Родине, а родина - это, прежде всего, народ» (Н.Г. Чернышевский).

«Патриотизм: убеждение, что твоя

страна лучше других потому, что именно ты в ней родился» (Джордж Шоу).

«Патриотизм — это готовность убивать и быть убитым по самым тривиальным причинам» (Бертран Рассел).

«Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть» (Николай Карамзин).

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» (Виссарион Белинский).

«Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков» (Николай Бердяев).

Каждое высказывание имеет свой смысл, но из истории мы знаем, что эти люди были истинными патриотами и сумели сохранить чувство любви к Родине, несмотря ни на что. Помните, Н.Г. Чернышевского подвергли публичной гражданской казни, привязав к столбу на лобном месте (месте, где казнили преступников), ему надели на голову мешок, сломали над головой шпагу. Н. Бердяев в 1922 г. был выслан из советской России, но всю жизнь думал и писал о ней, сохранил в душе светлый образ Отечества.

Особенно важно представить размышления о патриотизме Д.С. Лихачева, который не только много рассуждал на эту тему, но и сам был истинным патриотом:

«...патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности,

и это не исключает любви ко всей нашей необъятной стране».

«Любовь к Родине дает смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование».

«Патриотизм - начало, которое может вдохновить человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все определять в человеке и все освещать».

«.воспитать патриотизм

«устремленный к лучшему, стремящийся донести это лучшее - и из прошлого, и из настоящего - до будущих поколений».

Особо значимыми считаю слова: «Патриотизм - это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества»

[1].

Таким образом, общим в изложенных понятиях и авторских высказываниях мы видим следующие характеристики патриотизма:

Патриотизм - явление общественной жизни и элемент общественного сознания.

Патриотизм - символ мужества доблести и героизма.

Патриотизм - сила русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Патриотизм - деятельное участие граждан в упрочении позиции России в мире.

Патриотизм - стремление человека к участию в планах и развитии страны.

Патриотизм - любовь к Родине, осознание Родины, как ценности, беззаветное служение своему народу.

Патриотами не рождаются - патриотами становятся, а чувством патриотизма гордятся и восхищаются.

Об истоках патриотизма можно говорить много. Остановимся на нескольких произведениях, где тема патриотизма звучит

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

особенно ярко. Это, в основном, художественные тексты домонгольского периода.

В ряде произведений Древней Руси ясно слышатся патриотические мотивы: гордость за свою землю в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, восхищение ее красотой и величием в «Слове о погибели Русской земли», осуждение пагубных для нее княжеских раздоров в «Слове о полку Игореве».

Древнерусская литература, имевшая, по словам Д. С. Лихачева, «учительный характер», воспитывала своих читателей, учила их любви к родине, но изъяснялась не на языке понятий, а на языке чувств, образов

[2].

Любовью к Отечеству проникнуты и такие замечательные произведения древнерусской литературы, как героические былины: «Илья Муромец и Соловей-

разбойник», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Садко». Это поистине народный эпос древнерусского фольклора,

воспевающий подвиги народных героев, прославляющий их мужество, силу духа, беззаветную любовь к Отечеству и готовность к его защите.

Д.С. Лихачев считает, что в древнерусской литературе «сформировалось представление о единстве мира, о единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, - патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма» [2].

Патриотическая идея глубоко пронизывает «Повесть временных лет» -древнейший памятник русской литературы, дающий представление о зарождении и развитии общественно-политической мысли Киевской Руси. Автор этой летописи, монах

Киево-Печерского монастыря Нестор, с любовью говорит о родной земле, прославляет борцов за ее единство, осуждает междоусобицы, играющие на руку врагам. «Зачем, губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? Объединимся

чистосердечно и будем охранять Русскую землю» [3, с. 364].

Сформировавшийся в древней Руси образ отечества включал биографические элементы - участие в судьбе своего народа, проявлявшееся, как правило, в жертвовании индивидом своей жизнью ради князя, и наоборот.. Тема жертвы «за други своя» получила особое звучание в произведениях «Куликовского цикла»: «Задонщине»,

«Сказании о Мамаевом побоище», «Житии великого князя Дмитрия Донского» и др.

Вопрос об истоках русского патриотизма интересовал и интересует многих: и ученых, и публицистов. Отметим, что в рассмотренном аспекте раскрытия темы патриотизма актуальны воззрения М.М. Крома и А.А. Горского. Так, М.М. Кром -один из исследователей проблемы зарождения идеи патриотизма в России отмечает: «Патриотические мотивы словно рассеяны, растворены в духовной атмосфере древнерусского общества, они не обобщены, не собраны в понятие» [4]. Древнерусская литература говорила о любви к Родине на языке чувств и образов.

В свою очередь, историк А.А. Горский подсчитал, что в литературных произведениях домонгольского периода первое место занимает патриотическая формула «за Русскую землю», встречающаяся, по преимуществу, в рассказах о войнах с внешним врагом [5, с. 6-7].

Весьма показательно, что выражение «Русская земля» употребляется скорее в

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

географическом, чем в политическом

значении и обозначает территорию древнерусского государства. Русские

книжники так же, как и их князья, понимают под Русской землей не единое государство, а единое территориальное пространство, на котором существует множество государств.

В свою очередь, подчеркнем, что не важно, в географическом или политическом плане звучит это выражение. На наш взгляд, здесь имеет место даже образ малой Родины, края, где ты родился или живешь, то, что тебе дорого и за что ты готов даже отдать жизнь. Пафосно, но справедливо по отношению к тем людям, которые и в древности, и в современности защищали Родину - Русскую землю.

Почему нам так необходима любовь к Родине? Она питает человека, вдохновляет его. Она наполнена красотой, которую человек прославляет в своем творчестве, возможно, эта красота формирует отношение к другим людям, дает ощущение жизни, облегчает ее. «Любовь к Родине дает смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование» [6, с. 13]. «Любовь к своей стране и своему народу -это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач» [6, с. 8]. Любовь к своей Родине не умирает -это и есть патриотизм.

Но патриотизм - это не только любовь к Родине, это понятие имеет более широкий смысл, в котором патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни оно проявляется в сложном комплексе чувств, знаний и ценностных ориентаций, установок и

действий, обычно обобщенных в одно чувство, как любовь к Родине.

Реальным выражением патриотических чувств многие оценивают службу в армии, которую, особенно поколение наших дедов и отцов, называют «школой жизни», «школой мужания», «школой взросления и осознания чувства долга». Ежегодно из каждого выпуска 1-2 поступают в военные училища. Солдаты имеют прямую возможность защищать Родину, показать и силу духа, и проявить мужество, и совершить подвиг. Более двадцати лет, с момента открытия и до сегодняшнего дня в нашей школе особым блоком выделена работа с ветеранами. О них мы говорим много. Ежегодно они приходят в школу на традиционные уроки мужества, выступают не только с рассказами о своем боевом пути, но говорят и о подвиге целого поколения. Многих мы навещаем на дому, так как их возраст не позволяет им прийти в школу. Каждый раз мы приобщаемся к истории того времени через мужество и героизм солдат Великой Отечественной и преклоняемся перед ними. В это же время учащиеся школы собирают материал о тружениках тыла. Оформляется

своеобразная летопись трудового подвига «Лица войны».

Тесная связь с ветеранами осуществляется через организации «Искра надежды» и Совет ветеранов Плехановского жилмассива. В школе работает ученическое объединение «Патриот» под руководством Г.М.Чайкиной. А еще в школе есть добрая традиция устраивать для ветеранов, инвалидов жилмассива праздники с чествованием, концертами и даже чаепитием. Традиционно 9 Мая проходит митинг у Камня памяти, заложенного на месте будущего памятника жителям нашего жилмассива, героически сражавшимся и

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

доблестно трудившимся в Великую Отечественную войну.

Мир подвига неисчерпаем, и все в нем связано крепчайшими нитями: прошлое и настоящее, настоящее и будущее, кровь, пролитая за победу, и горячая, беспокойная, живая кровь подвига мирных дней. Об этом мы тоже должны помнить. Есть волнения и восторг, к которым нельзя привыкнуть, которые не бывают ни серыми, ни будничными. И есть пути, которые не бывают проторенными - это пути подвига. Это стало особенно очевидным с тех пор, как общество прославило мирный гражданский подвиг, подвиг труда. Это поистине целый

мир, в котором дан простор всем человеческим достоинствам: чести и

честности, силе, мужеству, прекрасному чувству самопожертвования, чувству долга и справедливости. За всем этим - любовь к Родине, источник патриотизма.

Для полноты освещения вопроса, при написании статьи было проведено исследование по проблеме

«Патриотическое воспитание молодежи: содержание и роль» результаты которого мы рассмотрим далее.

Школьникам предлагалось ответить на следующие вопросы:

Что такое патриотизм?

Кто такие патриоты?

18

16

14

12

10

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

4

2

0

□ Люди готовые защищать Родину

□ Люди гордящиеся тем что любят и верны Родине

□ Преданные Родине

1 группа

2группа

3группа

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

В настоящее время на тему о патриотичности граждан России идет много разговоров, дискуссий, как по телевидению, так и просто в народе. Мы отметили, что действительно, по мнению большинства, истинными патриотами считают людей, которые прошли через Великую Отечественную войну, то есть поколение 1940-1960 гг. Молодое поколение же мало патриотично, но просмотрев ответы своих

35

30

1 группа 2группа 3группа

одноклассников и их родителей, мы поняли, что это не совсем так.

Юное поколение считает, что патриотизм

- это не просто любовь к родине, а, в первую очередь, преданность своей родине, вера в нее родину, гордость за свою родину. А патриот, в свою очередь, это не просто человек, который обладает всем вышесказанным, это еще и тот, кто способен защитить свою Родину, гордится тем, что он

- патриот.

Является ли патриотизм исторической чертой гражданской позиции личности?

□ Да

□ Нет

Патриотизм - это потребность личности или внутренний аспект жизни?

35

30

25

20

15

10

5

0

□ Потребность личности

□ Вынужденный аспект жизни

1 группа

2группа

3група

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Патриотизм - историческая черта гражданской позиции личности. На протяжении всего развития общества это чувство изменялось и преобразовывалось. Патриотизм будет существовать и завтра, существует и сейчас. Патриотизм - это потребность личности, так как человеку нужно что-то любить и защищать, чем-то гордиться. Для человека в течение всей жизни это что-то - Родина. Именно поэтому патриотом может быть каждый человек, в

35 30 25 20 15 10 5 0

1 группа 2группа 3группа

действительности, так и есть, каждый из нас, как предполагают мои респонденты, патриот. Просто, возможно, мы еще этого и не осознаем и, возможно, так и не осознаем, если в нашей жизни не будет ситуаций, в которых бы мы его могли проявить. Ведь о патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут считать таковым другие.

Может ли каждый человек быть патриотом?

□ Да

□ Нет

□ Не знаю

Возможно, именно поэтому

современную молодежь называют не патриотичной, ведь нам практически негде проявить себя, а самым патриотичным считают поколение 1940-1960 гг., так как на их жизненном пути было страшное событие

- Великая Отечественная война, которая заставила их продемонстрировать свой патриотизм.

На данный момент остро стоит вопрос о воспитании патриотичности у молодого поколения. Многие считают, что этому будет способствовать прививание патриотизма с детства, культурное просвещение. Поколения постарше добавляют к этому смену государственной системы, повышение уровня жизни. Часть же считает, что каждый человек и так патриот, и мы с ними согласны.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru

30 25 20 15 10 5 0

1 группа 2группа 3группа

1 "I

1 1

■ 1 И 1 п

ISSN 2226-3365

Считаете ли вы современную молодежь патриотичной?

□ Патриотична

□ Не патриотична

□ Не знаю

Что, по вашему мнению, может повысить уровень (степень) патриотизма у современного поколения?

35 30 25 20 15 10 5 0

1 группа 2группа 3группа

и і.

□ Изменение государственной системы

□ Повышение уровня жизни

□ Воспитывать с детства

□ Не знаю

□ Культурное просвещение

□ Ничего не поможет,пока люди сами не поймут что это нужно

□ Каждый человек и так патриот

Итак, рассмотрев тему «Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия», следует отметить, что патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать

интересы Родины и своего народа. Это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к Родине, осознание своеобразия культуры своего народа, патриотизм - любовь к Родине.

Мы рассмотрели истоки российского патриотизма, и хочется отметить, что сейчас уровень патриотизма в России достаточно высокий. Любовь к Родине - чувство во

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в человеке дремлющий

патриотизм. Почему именно дремлющий? Все просто. Сегодня «корни» патриотизма питает историческое прошлое народа. Мы гордимся победой наших дедов и прадедов в Великой Отечественной войне, мы испытываем чувство гордости за великих ученых и писателей, вложивших вклад в развитие науки и культуры.

Следует признать, для формирования у современной молодежи чувства

патриотизма, необходимо воспитание его с детства, обеспечение государством достойной жизни граждан. Необходимо прекратить мощное влияние Запада, на многие сферы деятельности россиян.

Молодежь забывает о своих традициях и с головой погружается в западные, после чего, видя, что «у нас хуже» бежит туда, где, по их мнению, «все идеально».

Россия - страна, сотканная из противоречий. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Необходимо всем понять: хороша ли, плоха ль моя Родина, но другой у меня не будет.

Мы прекрасно понимаем, что в современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому педагогу, «заболевшему» этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. Сам воспитатель должен

быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель - первый патриот в учебном заведении. Офицер -первый патриот на корабле, в части. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру. Наверное, сколько людей - столько путей.

Совсем недавно В.В. Путин на вопрос «Что для Вас Родина?» ответил «Так же, как и для многих наших сограждан, это - моя жизнь».

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм -очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе, в подсознании. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут называть другие. Для себя мы сделали важный вывод: любить Родину - значит служить ей, а не потреблять неограниченно ею данное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему: статьи и очерки. - Л., 1985.

2. Лихачев Д.С. Великий путь: становление русской литературы Х1-ХУИ веков. - М., 1987.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

3. Повесть временных лет / подг. текста Д.С. Лихачева и Б.А. Романова; под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М., 1950. - ч. 1.

4. Кром М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России// Мировосприятие и самосознание русского общества (Х1-ХХ вв.). - М., 1994.

5. Горский А.А. Представления о защите Отечества в средневековой Руси (Х1-ХУ вв.) // Мировосприятие и самосознание русского общества (Х1-ХХ вв.). - М., 1994.

6. Лихачев Д.С. Земля родная: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

PATRIOTISM: THE RETROSPECTIVE OF THE ESTIMATION AND PERCEPTION

K.A. Silkova, I.A. Pleshkova (Novosibirsk, Russia)

The work is devoted to one of the most important topics the love to the Motherland in different historical periods of time. The authors consider the role ofpatriotic education in a modern Russian society.

Key words: patriotism, the Native land, a feat, patriotic education, a civic stand.

Silkova Kseniy Aleksandrovna - schoolgirl 10 classes Secondary school №122 (Novosibirsk).

Pleshkova Irina Anatolevna - teacher of history and social science Secondary school №122, the deserved teacher of the Russian Federation.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.