DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.24
УДК 371.015:158 ББК 88.840:88.411.9
М.Н. Шарафутдинова,1 Н.А. Низовских2
1ORCID № 0000-0001-5101-243, профконсультант отдела организации приёма и
профориентации, Вятский государственный университет, Российская Федерация, г. Киров, Российская Федерация. E-mail: [email protected];
2ORCID № 0000-0002-5541-5049, доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии, Вятский государственный университет, Российская
Федерация, г. Киров, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРАКТИКЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОй ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ)1
Аннотация
Введение. В настоящее время перед образовательными организациями стоит задача содействия формированию и развитию конкурентоспособной личности. В статье описаны результаты исследования психологической готовности к управлению как составляющей потенциальной конкурентоспособности старшеклассников.
Материалы и методы. Представлены данные эмпирического исследования, в ходе которого был применен тест психологической готовности к управлению (тест ПГУ) в сочетании с другими профориентационными тестами. Респондентами выступили 223 человека (146 девушек и 77 юношей в возрасте от 14 до 18 лет). Описан диагностический инструмент «Тест психологической готовности к управлению» (тест ПГУ), примененный для измерения показателей психологической готовности к управлению старшеклассников в ходе профориентационной и консультативной работы.
Ре.зультаты. В исследовании выявлены взаимосвязи компонентов психологической готовности к управлению с личностными типами, типами мышления, профессиональными интересами и профессиональной готовностью старшеклассников, позволяющие прогнозировать потенциальную конкурентоспособность выпускников школ на современном рынке труда. g Обсуждение. Целеустремлённые, энергичные, предпочитающие находиться в центре внима-
^ ния школьники в большей степени ориентированы на самоменеджмент и организацию деятель-« ности других людей. Выявленные с помощью теста психологической готовности к управлению 1 данные могут способствовать составлению прогнозов о том, как и в какой сфере выпускник ^ школы будет проявлять себя в качестве конкурентоспособной личности.
Заключение. Психологическая готовность к управлению может рассматриваться в качестве о компонента потенциальной конкурентоспособности старшеклассников в различных профессиональных областях. ■©■ -
о. 1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда ^ (Российского фонда фундаментальных исследований) - проект №16-36-00021 «Диагностика потенциальной конкурентоспособности старшеклассников в рамках профориентационного кон-^ сультирования».
Ключевые слова: старшеклассники, конкурентоспособность, потенциальная конкурентоспособность, психологическая готовность к управлению, психодиагностика, профориентация, консультирование
Основные положения:
• профориентационная диагностика и консультирование современных старшеклассников должны осуществляться с учетом требований современного рынка труда, ориентированного на конкурентоспособных специалистов.
• одной из важнейших составляющих потенциальной конкурентоспособности выпускников школ является психологическая готовность к управлению, трактуемая как общая предрасположенность человека к управлению собой и другими.
• для диагностики потенциальной конкурентоспособности в практике профориентацион-ной работы могут применяться тест психологической готовности к управлению (ПГУ) и модифицированный вариант данного теста для старшеклассников (ПГУ-С).
1. Введение (Introduction)
Современные старшеклассники при выборе профессии и определении своего будущего профессионального пути сталкиваются с рядом специфических трудностей. Это связано с тем, что найти подходящую для себя профессию среди огромного количества специальностей, список которых в наш век стремительно обновляется, молодому человеку достаточно трудно. Во многих случаях уже недостаточно выбрать одну профессию «на всю оставшуюся жизнь». Для того чтобы быть конкурентоспособными в своей профессии, в различных смежных сферах и социальном взаимодействии, сегодняшним выпускникам школ необходимо быть достаточно мобильными как в плане профессиональных ориентаций, так и в плане строительства и развития собственной личности.
Проблема конкурентоспособности, в последние годы привлекающая внимание все большего количества исследователей, еще не всегда воспринимается научной общественностью однозначно. Но, как подчёркивает Л.М. Митина [1], конкурентоспособная личность не олицетворяет собой некий идеал человека, которому неведомы человеческие слабости, такая личность более жизнеспособна в современных условиях, она легче и продуктивнее может справляться с жизненными кризисами.
Некоторые авторы связывают различные формы конкурентоспособности с проявлениями индивидуализма и коллективизма в национальных культурах
[2]. Исследователи отмечают, что так называемая «здоровая конкурентоспособность», ориентированная на самопознание и саморазвитие, характерна как для коллективистских, так и для индивидуалистических национальных культур, тогда как «нездоровая конкурентоспособность» («гиперконкурентоспособность») в большей степени характерна для индивидуалистических культур и предназначена, в основном, для утверждения себя. Проблема «здоровой конкурентоспособности» как адаптивной формы взаимодействия не только в системе «человек -профессиональная деятельность», но и в системе «человек-социум», актуальна для российского общества как никогда ранее, поскольку сегодня специалисты признаются действительно конкурентоспособными, если обладают не только необходимыми профессиональными, но и социальными навыками.
Следует принять во внимание, что понятие «конкурентоспособность» находится на границе двух разных дисциплинарных подходов - экономического и психологического [3]. Экономический подход ориентирован на то, чтобы измерять конкретные поведенческие реакции человека в определённых ситуациях, тогда как психологический подход обращает внимание на мотивацию и личностные особенности человека. Эти подходы нельзя рассматривать по отдельности, в идеале их необходимо интегрировать в комплексных исследованиях. Вместе с тем многие психологические аспекты конкурентоспособности человека пред-
0
1 _
1 Q
|i ™ ф
ф го
s г
0 -8- *
ф I
¡S
£ ¡2 fps с о со i£
о
li
£ ° ® X
1 1
m
2 Ф & S
* I
О c о ГО
vS i § -
£1
О
Ж И
О о
= 5
ф Е о
X
о
X
о
К ГО X
л ц
S F
ф £ £ S
а о ш о
I
<
и:
го" ш о
X
Е?
го ^
го
ставляют самостоятельный интерес, поскольку именно психологические свойства и ценностные ориентации личности обеспечивают качество экономической конкурентоспособности.
В.И. Андреев, внесший значительный вклад в исследование проблемы творческого саморазвития конкурентоспособности, определяет конкурентоспособную личность как «личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [4, с. 26].
В исследовании вопроса о конкурентоспособности выпускников школ особого внимания заслуживает подход А.Л. Журавлева и Д.В. Ушакова [5], которые предлагают выделять два взаимосвязанных вида конкурентоспособности: актуальную и потенциальную. Актуальная конкурентоспособность определяется авторами как уже имеющаяся у человека компетентность, необходимая для эффективной работы, тогда как потенциальная конкурентоспособность представляет собой совокупность некоторых индивидуально-психологических свойств, позволяющих в будущем формировать и развивать актуальную конкурентоспособность.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о том, на какие индивидуально-психологические свойства в первую очередь следует ориентироваться современному выпускнику школы, если он хочет в будущем быть конкурентоспособным. Ответ можно найти, в частности, в «Атласе новых профессий», разработанном Московской школой управления «СКОЛКОВО» и Агентством стратегических инициатив1. В данной разработке представлен целый ряд надпрофессио-нальных навыков, необходимых для кон-
курентоспособных работников ближайшего будущего. К числу таких навыков, в частности, отнесены системное мышление, умение управлять проектами и процессами, умение распределять ресурсы и управлять своим временем, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
Современная профориентационная диагностика и постдиагностическое про-фориентационное консультирование уже не могут игнорировать данный социальный запрос. Для того чтобы выпускник школы в перспективе стал конкурентоспособным специалистом, необходимо уже на этапе обучения в школе обеспечить психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Способствовать развитию востребованных сегодня на рынке личностных свойств и качеств труда можно путём организации профессиональных проб, экскурсий на предприятия, встреч с представителями различных профессий и образовательных организаций, а также средствами психолого-педагогической фасилитации профессионального самоопределения старшеклассников, включающей в себя качественную про-фориентационную диагностику, профо-риентационное консультирование, тре-нинговую работу с учащимися и другие виды сопровождения [6-13]. Профори-ентационная работа не должна останавливаться на этапе старших классов - её необходимо продолжать и во время вузовского обучения (на уровне бакалавриата и магистратуры), так как грамотная профориентация на всех этапах подготовки специалистов является залогом повышения конкурентоспособности и трудоспособности («ешр^уаЫШу») выпускников образовательных организаций [14]. Например, диагностика мотивации профессионального выбора2 и дальнейшее формирование адекватных
1 Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://atlas100.ru. [Дата обращения: 27.08.2017].
2 Каташев В.Г. Исследование мотивации профессионального обучения [Электронный ресурс] // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета): отчет о научно-исследовательской работе. Казань, 2002. URL:http:// old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm. [Дата обращения: 20.12.2017].
профессиональных мотивов обучающихся может стать основой для построения позитивного профессионального образа, карьеры и жизненной перспективы будущего специалиста [15-17].
Одним из наиболее интересных вариантов профдиагностики школьников является подход А.Г. Шмелева и других разработчиков тестового комплекса «Профориентатор»3, который включает в себя диагностику мотивационного (интересы, мотивация), интеллектуального (способности) и личностного блока (личностные качества старшеклассника). Анализ результатов диагностики по всем трём блокам позволяет подобрать наиболее подходящие для школьника профессии, а также наметить пути развития его личностных и интеллектуальных качеств.
В проводимых нами исследованиях и практических разработках в рамках профориентации школьников мы обращаемся к такой составляющей потенциальной конкурентоспособности школьников, как психологическая готовность к управлению. Психологическая готовность к управлению рассматривается нами как общая предрасположенность человека к руководству собой и другими, выраженная в ценностных ориентациях (принципах, правилах).
Для диагностики выделенного психологического конструкта был разработан психодиагностический инструмент - Тест психологической готовности к управлению (Тест ПГУ) [18]. Тест содержит пятнадцать шкал в соответствии с «моделью максимальной эффективности работы для рабочей позиции менеджера» Л. и С. Спенсеров [19]: Шкала 1 - «Воздействие и оказание влияния»; Шкала 2 -«Ориентация на достижение»; Шкала 3 -«Командная работа и Сотрудничество»; Шкала 4 - «Аналитическое мышление»; Шкала 5 - «Инициатива»; Шкала 6 - «Раз-
витие других»; Шкала 7 - «Уверенность в себе»; Шкала 8 - «Межличностное понимание»; Шкала 9 - «Директивность / Настойчивость»; Шкала 10 - «Поиск информации»; Шкала 11 - «Командное лидерство»; Шкала 12 - «Концептуальное мышление»; Шкала 13 - «Понимание компании и Построение отношений»; Шкала 14 - «Забота о порядке»; Шкала 15 - «Техническая экспертиза». В каждой шкале оригинального теста ПГУ содержится десять утверждений, сформулированных в соответствии с моделью максимальной эффективности работы менеджера Л. и С. Спенсеров и на основе концепции жизненных принципов личности Н.А. Ни-зовских4. В соответствии с инструкцией теста ПГУ респонденту предлагается оценить по шкале от 1 до 7 баллов, насколько те или иные суждения подходят ему в качестве жизненных принципов. Подсчёт значений по каждой шкале осуществляется путём суммирования баллов, а затем высчитывания средних значений.
Данные по тесту позволяют построить индивидуальный профиль ПГУ школьника в виде диаграммы, иллюстрирующий доминирующие и «западающие» ориентации в сфере психологической готовности к управлению (рис.1). Анализируя результаты одного из респондентов, представленных на рис.1, можно говорить о том, что у данного школьника лидирующими ориентациями выступают «техническая экспертиза», «ориентация на достижение» и «аналитическое мышление». Данный факт свидетельствует о повышенном стремлении данного учащегося к саморазвитию, достижению новых целей и успехов, склонности анализировать свои поступки и расставлять приоритеты, а также к приобретению новых профессиональных знаний в своей деятельности. Наименее выраженными ориентациями по сравнению с остальными являются: «инициатива» и
3 Шмелев А.Г., Серебряков А.Г., Кононова В.Н., Алтухов В.В., Иванова О.Н. Прогностическая валид-ность психодиагностической методики «ПРОФОРИЕНТАТОР» (по материалам отсроченного анкетирования) [Электронный ресурс]. 2010. Режим доступа: https://proforientator.ru/publications/ articles/detail.php?ID=2197. [Дата обращения: 12.07.2016].
4 Низовских Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: дис. ... д-ра психол. наук [Текст]. М.: Московский пед. гос. ун-т, 2010. 673 с.
0
1 _
1 Q
Ii ™ ф
ь £ ф го
0 -8- *
iL ?
ф I |8 Ü Ü fps с о
ей Ü
о
Ii
£ ° ГО X
1 1
m
ГО ф & S
^ I
О с о Го
vS i § 1
£1 о ГО Ж ей
О о
= 5
ф Е
* О К * ГО S
Л S
^ i £ ^
ф £ te го
С ч
«развитие других». Данный школьник не стремится проявлять инициативу, передавать полученные знания, его мало заботит содействие развитию других. На постдиагностической консультации про-фконсультант может информировать школьника о том, что педагогические специальности едва ли могут быть ему рекомендованы, так как при обучении и последующей работе у него могут возникнуть определённые трудности. Школьни-
ку с таким профилем, ориентированному на педагогическую профессию, стоит рекомендовать либо поработать со своими ценностными ориентациями, осмыслить их, попробовать провести пробный урок для своих сверстников, либо выбрать другие подходящие профессии - более аналитические или те, где результаты деятельности будут очевидны и ощутимы не отсроченно, а в данный момент (экономические, технические и т.д.).
Индивидуальный профиль ПГУ
(U
Ц го
m
ю го
lllllllllllllll
¿г
S>
> &
да
др
¿s>
г ^
cí
^ -ÎC
.<f>> &
r///
- J> A^ ^ r?
v;</v
y 4P
X1
&3
я
Рис. 1. Пример индивидуального профиля психологической готовности к управлению Fig. 1. Individual profile of psychological readiness for management sample
a о m о
I
<
I
(0 m о х s
F
го
Œ
го
Подчеркнем то, что составляющие психологической готовности к управлению, диагностируемые с помощью опросника ПГУ, совпадают со многими надпрофессиональными навыками, выделенными в «Атласе новых профессий» как необходимые современному специалисту, равно как и со свойствами конкурентоспособной личности, отмечаемые исследователями в области экономики и психологии. Данное обстоятельство позволяет рассматривать психологическую готовность к управлению как важное личностное образование (комплекс индивидуально-психологических ори-ентаций), необходимое для успешной профессиональной деятельности, и как показательный компонент потенциальной конкурентоспособности будущих специалистов. Для того чтобы утвердиться в этом положении, необходимо
исследовать психологическую готовность к управлению совместно с другими личностными свойствами и качествами старшеклассников, которые традиционно диагностируются в практике профо-риентационной работы.
Целью эмпирического исследования стало выявление связи между компонентами психологической готовности к управлению и другими профессионально-личностными особенностями старшеклассников. Мы исходили из предположения о том, что существуют значимые корреляции между составляющими психологической готовности к управлению и такими особенностями, характеризующими потенциальную конкурентоспособность школьников, как личностный тип, профессиональный тип, тип мышления, профессиональная готовность и профессиональные интересы школьника.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Исследование состояло из двух этапов, в ходе которых были применены соответствующие возрастной категории старшеклассников личностные и профо-риентационные тесты:
1 этап (n = 116) - тест ПГУ; методика «Чёртова дюжина» А.С. Прутченкова, А.А. Сиялова; опросник на определение профессионального типа личности «Холланд + Климов = ?» Г.В. Резапкиной; опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой.
2 этап (n = 107) - тест ПГУ; методика «Чёртова дюжина» А.С. Прутченкова, А.А. Сиялова; опросник на определение профессионального типа личности «Холланд + Климов = ?» Г.В. Резапкиной; тест на определение типа мышления Г.В. Резапкиной; «Карта интересов» (в модификации О.Г. Филимоновой).
Общее число тестируемых на двух этапах - 223 человека (из них 146 девушек и 77 юношей в возрасте от 14 до 18 лет). Исследование проводилось на доступной выборке по запросу школ г. Кирова в уже сформированных классах (9-х, 10-х и
11-х), поэтому выборка не сбалансирована по полу. При обработке полученных данных применены: анализ средних зна-чений,критерийпроверкинормальности распределения Колмогорова-Смирнова, коэффициент линейной корреляции Пирсона.
3. Результаты (Results)
В ходе исследования проанализированы корреляции в общей выборке респондентов, а также отдельно в мужской и женской подвыборках. В результате во всех случаях обнаружено большое количество значимых слабых и умеренных корреляций шкал теста психологической готовности к управлению (ПГУ) со шкалами вышеназванных тестов.
В данной статье мы остановимся на взаимосвязях двух шкал теста ПГУ («Воздействие и оказание влияния» и «Аналитическое мышление») со шкалами других личностных и профориентационных тестов отдельно по первому (табл. 1) и второму этапу (табл. 2). Наличие подобных корреляционных связей не является основанием для строгих и однозначных выводов, однако отражает некоторые важные на наш взгляд тенденции.
Табл. 1. Значимые корреляции между шкалами теста ПГУ и шкалами других тестов (1 этап исследования)
Tabl. 1. Significant correlations between the scales of psychological readiness for management test and other tests scales (phase 1)
Шкалы теста ПГУ Личностные типы
Параноидальный Эпилепто-идный Гипертим-ный Истеорид-ный Гипотимный Неустойчивый Лабильный Циклоидный
Воздействие и Оказание влияния ,218* ,184* ,396** -,231* ,187*
Аналитическое мышление ,358** -,220* -,182*
Шкалы теста ПГУ Профессиональные сферы
Человек-Знак (Делаю) Человек-Знак (Отношусь) Человек- Знак (Хочу) Человек- Техника (Делаю) Человек- Техника (Отношусь) Человек- Техника (Хочу)
Аналитическое мышление ,292** ,235* ,289** ,285** 244** ,192*
0
1 _
1 Q
|i ™ Ф H £ = £
о -8- * а ь
<u i
¡S Ü Ü ÍN
c о
CÜ ü
о
Ii
£ ° X
и I я £
2 Ф
& S &
о с о ГО
vS i
8 *
о
с
о
о
IX
ф
о
X
о
X
го са о
X
о
к го
X -О
с;
го р
ф £ te
С ч
Шкалы теста ПГУ Профессиональные сферы
Человек- Искусство (Делаю) Человек- Искусство (Отношусь) Человек- Искусство (Хочу) Человек-Человек (Делаю) Человек-Человек (Отношусь) Человек-Человек (Хочу)
Воздействие и Оказание влияния ,233* ,202* ,224* ,361** ,369** ,333**
Аналитическое мышление ,220* ,195* ,327** ,253** 274**
Примечание: ** Корреляция значима на уровне 0,01; * Корреляция значима на уровне 0,05
Табл. 2. Значимые корреляции между шкалами теста ПГУ и шкалами других тестов (2 этап исследования)
Table 2. Significant correlations between the scales of psychological readiness for management test and other tests scales (phase 2)
a о ca о
I
<
I
ro ca о x
s f?
ro o. ro
Шкалы теста ПГУ Личностный тип
Параноидальный Эпилепотид-ный Гипертим-ный Истеорид-ный Гипотимный Неустойчивый Астеничес-кий Циклоидный
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Воздействие и Оказание влияния ,233* ,358** ,484** -,319** - 242*
Аналитическое мышление ,317** ,238* ,190* - 267** -314** -,235*
Шкалы теста ПГУ Тип мышления Профессиональный тип
Абстрактно-симовлическое Словесно-логическое Наглядно-образное Креативность Реалистический Интеллектуальный Социальный Предпринимательский
Воздействие и Оказание влияния ,493** ,191* - 224* -,238* ,193* ,259**
Аналитическое мышление ,240* ,379** ,226*
Шкалы теста ПГУ Профессиональные сферы
Психология Строительство Военные специальности История Журналистика, связи с общественностью, реклама Социология, философия Педагогика
Воздействие и Оказание влияния ,356** ,243* ,246* ,480** ,415** ,300**
Аналитическое мышление ,221*
Шкалы теста ПГУ Профессиональные сферы
Право, юриспруденция Сфера обслуживания Математика Экономика, бизнес Иностранные языки, лингвистика Сценическое искусство Физкультура, спорт
Воздействие и Оказание влияния ,349** ,205* ,268** 421** ,205* ,292**
Аналитическое мышление ,227* ,280** ,329** ,255**
Примечание: ** Корреляция значима на уровне 0,01; * Корреляция значима на уровне 0,05
Согласно результатам, полученным на первом этапе исследования, шкала «Воздействие и оказание влияния» теста ПГУ, отражающая желание оказывать определенное влияние на других людей, имеет слабые и умеренные связи с такими личностными типами, как истероидный, эпилептоидный, неустойчивый, гипер-тимный и гипотимный. Также выявлены взаимосвязи данного показателя с показателями профессиональной готовности к работе в сферах: «Человек-Искусство» и «Человек-Человек».
На втором этапе были обнаружены прямые и обратные корреляции шкалы «Воздействие и оказание влияния» (тест ПГУ) с истероидным, гипертимным, параноидальным, гипотимным и астеническим типами личности; со словесно-логическим и наглядно-образным типами мышления; предпринимательским, социальным, интеллектуальным и реалистическим профессиональными типами. Выявлены связи шкалы «Воздействие и оказание влияния» (тест ПГУ) с интересами старшеклассников к следующим сферам: гуманитарным направлениям (журналистика, связи с общественностью, реклама, иностранные языки, лингвистика, социология, философия, право, юриспруденция, психология, история), к военным специальностям, психолого-педагогическим направлениям, физкультуре и спорту, экономике и бизнесу, сфере обслуживания, сценическому искусству.
Данные результаты свидетельствуют о том, что старшеклассники, ориентиро-
ванные на завоевание авторитета в коллективе и воздействие на других, довольно часто выбирают в качестве будущей профессиональной деятельности сферы, где могут показать себя, привлечь внимание к своей личности и оказывать влияние на других людей, прежде всего сферу гуманитарных наук, психолого-педагогические специальности, сферу художественного творчества, спорта, в которых самовыражение и воздействие выходят на первый план.
Обратим внимание на корреляционные связи с различными профессионально-личностными особенностями ещё одного компонента психологической готовности к управлению - ценностной ориентации «Аналитическое мышление», которая отражает стремление к последовательному и логичному мышлению, склонность проводить сложный анализ своей деятельности и жизни в целом, пользуясь при этом различными аналитическими техниками.
По итогам первого этапа исследования выявлены корреляции данной ориентации с параноидальным, лабильным и циклоидным личностными типами; а также с показателями профессиональной готовности к работе в сферах: «Человек-Знак», «Человек-Техника», «Человек-Искусство» и «Человек-Человек». На втором этапе обнаружены связи вышеуказанной ориентации с параноидальным, эпилептоидным, гипертимным, неустойчивым, гипотимным, циклоидным типами личности; абстрактно-символическим
0
1 _
1 с? ||
Н £
= £
ф го
== г
о -8- *
ф I рё £е
С« с О
Ш !а£
о
м!
£ °
® X £ 1
т а
г II
О с о Го
£ 3 § -
£ 1
о
Ж ей
? О Ф Е
о
X
о
X
о ¡£
К ГО X
л ц
5 ь
ф £ £ 5
а о m о
I
<
п:
го" ш о
X s
F
го го
и словесно-логическим мышлением, креативностью; интересами к сферам строительства, математики, экономики и бизнеса, иностранных языков и лингвистики, физкультуры и спорта.
Данные корреляции могут свидетельствовать о том, что старшеклассники, предпочитающие сперва расставить приоритеты, а не сразу «идти напролом», в достаточной степени обладают целеустремлённостью, развитой абстрактной логикой, что позволяет им составить адекватный план действий в различных жизненных ситуациях. Ребята, ориентированные на развитие собственного аналитического мышления, предпочитают в качестве будущих сфер профессиональной деятельности область знаковых систем (проявляют интерес к математике, лингвистике, экономике) и сферу технических специальностей, но также склонны применять в работе творческий подход, интересуются сферами искусства и общения с людьми.
4. Обсуждение (Discussion)
В целом по выборке было выявлено большое количество значимых прямых связей различных компонентов психологической готовности к управлению с параноидальным, гипертимным и исте-роидным типом личности старшеклассника, а множество обратных связей - с гипотимным типом. Данный факт указывает на то, что целеустремлённые, энергичные, предпочитающие находиться в центре всеобщего внимания школьники в большей степени ориентированы на самоменеджмент, организацию деятельности других людей, работу в коллективе, а не вполне уверенные в себе, сензитивные натуры стараются избегать социальной ответственности перед коллективом и стремятся уклоняться от ситуаций, привлекающих к ним внимание. Все выявленные в ходе исследования факты могут способствовать составлению прогнозов о том, как и в какой сфере будет проявлять себя будущий специалист. Так, если старшеклассник имеет повышенный интерес к воздействию на других людей, то, с одной стороны, он может конкурировать с другими в сфере руководства и
творчества, но, с другой стороны, есть риск, что при слишком высоких показателях по ориентации «Воздействие и оказание влияния» такой специалист слишком увлечётся завоеванием власти и авторитета и, возможно, отодвинет на второй план некоторые трудовые задачи и социальные контакты. В любом случае необходим некоторый баланс, позволяющий гибко реагировать на сложившуюся профессиональную или жизненную ситуацию.
В данной статье мы представили данные о связях двух (из пятнадцати) показателей психологической готовности к управлению с другими личностными показателями, традиционно диагностируемыми в рамках профориентационной работы со школьниками.
5. Заключение (Conclusion)
Анализ взаимосвязей между компонентами психологической готовности к управлению и другими профессиональными и личностными характеристиками старшеклассников позволяет говорить о том, что психологическая готовность к управлению может в настоящее время рассматриваться в качестве важной личностно-профессиональной характеристики старшеклассника, позволяющей делать предположительные выводы о его профессиональной и личностной направленности и потенциальной конкурентоспособности в различных профессиональных областях.
В 2016-2017 гг. тест ПГУ прошёл процедуру модификации для более удобного использования в сфере профориентации старшеклассников и получил название «Тест ПГУ-С» [20].
Для обеспечения эффективности профориентационной работы применение теста ПГУ или ПГУ-С должно сочетаться с проведением постдиагностической консультации профессиональным психологом. Психолог-профконсультант может использовать результаты по тесту ПГУ и ПГУ-С не только для профдиаг-ностики, но и в целях разработки рекомендаций по построению жизненной перспективы и программы развития и саморазвития личности выпускника школы.
Библиографический список
1. Mитина, Л^. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л^. Mитина. -M: Изд-во MПСИ, 2002. - 400 с.
2. Houston J.M., Lesmana C.B.J., Suryani L.K. (2012), Competitiveness and Individualism-Collectivism in Bali and the U.S. Faculty Publications. 78. Available at: http://scholarship.rollins.edu/as_facpub/78. (Accessed: 23.03.2017).
3. Bцnte W., Lombardo S., Urbig D. (2016), Economics meets psychology: Experimental and self-reported measures of individual competitiveness. Schumpeter Discussion Papers. 2016-006. Available at: http:// hdl.handle.net/10419/156157 (Accessed: 30.05.2017).
4. Андреев, B.H Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности [Текст] / B.H Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 468 с.
5. Журавлев, А.Л. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты [Текст] / А.Л. Журавлев, Д^. Ушаков // Наука-Культура-Общество. - 2008. - № 3. - С. 99-108.
6. Авралев, Н^. Инновационные подходы к развитию системы рекрутинга студентов университета [Текст] / Н^. Авралев, И.Н. Ефимова, AB. Mаковейчyк // Интеграция образования. - 2017. -Т. 21. - № 2. - С. 247-261. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.247-261.
7. Долгова, B.H Психолого-педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / B.H Долгова, AM. Луткова // Bестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2. - С.113-119.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. -2-е изд., перераб., доп. - M.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
9. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для х студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - M.: Академия, 2004. - 304 с. § _
10. Латышева, А.И. Современные вопросы профориентационного консалтинга [Электронный то Ï
t m
ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт» / А.И. Латышева. - 2017. - № 4 <u ^
(апрель). - С. 128-136. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/170091.htm. - [Дата обращения: ^^ 22.10.2017].
11. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) [Текст] / Н.С. Пряжников. - M.: Bако, 2005. - 288 с. | |
12. Сажина, О.А. Направления работы психолога с современными старшеклассниками в период fe о их профессионального самоопределения [Текст] / О.А. Сажина // Новая наука: Современное со- §->s стояние и пути развития. - 2016. - № 5-3 (80). - С. 82-85. ™ о
2
13. Ходусов, А.Н. Mодели организации и управления развитием профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства [Электронный ресурс] / А.Н. Хо-дусов // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. -2014. - № 4 (32). - Режим доступа: http://www.s.
14. Pitan, O.S., Atiku, S.O. (2017), Structural determinants of students' employability: Influence of career guidance activities. South African Journal of Education. 37 (4). DOI: 10.15700/saje.v37n4a1424.
15. Будникова, С.П. Mотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога [Текст] / С.П. Будникова // Психологическая наука и образование. - 2017. -Т. 22. - № 5. - С. 14-22. DOI:10.17759/pse.2017220502.
16. Горьковая, И.А. Роль мотивационно-смыслового компонента получения образования в формировании компетентности магистров-психологов [Текст] / И.А. Горьковая, А.А. Баканова // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 1. - С. 5-14. DOI: 10.17759/pse.2015200102.
17. Пантелеева, B.B. Исследование мотивационных детерминант конструктивной жизненной перспективы [Электронный ресурс] / B.B. Пантелеева, Д.А. Богомолова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6 (июнь). - С. 23-29. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2017/170128.htm. - [Дата обращения: 11.09.2017].
18. Низовских, Н.А. Психологическая готовность к управлению: методика исследования [Текст] / Н.А. Низовских, О^. Mитина, M.Q Тюлькин, С.Э. Дровосеков // Bестник BятГГУ. - 2012. - № 4. -С. 102-109.
I-
о
о с о Го
Si р
£1
о
Ж cû
? °
= 5
ф Е * о
CK *
_о s ^ i £ ь
Jo
X
X
О) _ te
С ч
19. Спенсер, Л.М. Компетенции на работе [Текст] / пер. с англ. / Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер. -М.: HIPPO, 2005. - 384 с.
20. Шарафутдинова, М.Н. Тест психологической готовности к управлению для старшеклассников (Тест ПГУ-С) [Текст]: методическое руководство / М.Н. Шарафутдинова. - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2017. - 53 с.
M.N. Sharafutdinova1, N.A. Nizovskikh2
1ORCID No 0000-0001-5101-243X, Vocational guidance counsellor of the Admission and Vocational Guidance Organization Department, Vyatka State University, Kirov, Russia. E-mail: [email protected] 2ORCID No 0000-0002-5541-5049, Academic Title of Associate Professor Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Practical Psychology, Vyatka State University, Kirov,
Russia. E-mail: [email protected]
(Л >
о
N
ГО >
О с 73
а
го го
-Л
СО
POTENTIAL COMPETITIVENESS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN IN THE PRACTICE OF VOCATIONAL GUIDANCE DIAGNOSTICS AND COUNSELING (ON THE ExAMPLE OF PSYCHOLOGICAL READINESS
FOR MANAGEMENT)1
Abstract
Introduction. At the present time, educational establishments face the challenge of formation and development of competitive specialists. The article considers the results of the research on psychological readiness for management as a constituent part of senior pupils' potential competitiveness.
Materials and Methods. The study presents results of the empirical study that involved the "Psychological readiness for management" test combined with other vocational guidance tests. The research involved 223 respondents (including 146 girls and 77 boys aged 14 to 18). The article suggests a diagnostic tool "Test of psychological readiness for management" aimed at measuring indicators of psychological readiness for the management in senior schoolchildren in the process of vocational orientation and advisory work.
Results. The study identifies the relation between components of psychological readiness for management and types of personality, ways of thinking, professional interests and professional readiness of senior schoolchildren which allow forecasting potential competitiveness of graduates in the labor market.
Discussion. The author states that purposeful, energetic schoolchildren who like to be the center of attention tend to be more oriented towards managing self and managing others. The test has provided data on psychological readiness for management which can help forecast the ways and the sphere in which school graduates will manifest themselves as competitive specialists.
Conclusion. Psychological readiness for management shall be considered as a constituent part of senior schoolchildren's potential competitiveness in various professional areas.
Key words: Senior schoolchildren, competitiveness, potential competitiveness, psychological readiness for management, psycho-diagnosis, vocational guidance, advisory work.
Highlights:
• The vocational guidance diagnosis and advisory work for senior schoolchildren shall be done with the demands of the modern labor market taken into account;
1 The work has been conducted with financial support from the Russian Humanitarian Scientific Foundation (Russian Foundation for Basic Research) - project No. 16-36-00021 "Diagnostics of potential competitiveness of senior schoolchildren as a part of vocational guidance".
• Consequently, the psychological readiness for management becomes one of the most important components of potential competitiveness of school graduates and is interpreted as a general inclination of a person to manage self and others;
• Finally, the psychological readiness for management test (PRM) and its modified version designed for senior schoolchildren (PRM-S) shall be applied for identifying potential competitiveness in the course of vocational guidance work.
References
1. Mitina L.M. (2002), Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoy lichnosti [Psychology of development of competitive personality], M: Izd-vo MPSI Publ. (In Russian).
2. Houston J.M., Lesmana C.B.J., Suryani L.K. (2012), Competitiveness and Individualism-Collectivism in Bali and the U.S. Faculty Publications. 78. Available at: http://scholar
3. Bonte W., Lombardo S., Urbig D. (2016), Economics meets psychology: Experimental and self-reported measures of individual competitiveness. Schumpeter Discussion Papers. 2016-006. Available at: http://hdl.handle.net/10419/156157 (Accessed: 30.05.2017).
4. Andreev V.I. (2013), Konkurentologiya. Uchebnyi kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti [Konkurentologiya. Training course for creative self-development of competitiveness], Kazan', Tsentr innovatsionnykh tekhnologii Publ. (In Russian).
5. Zhuravlev A.L., Ushakov D.V. (2008), Obrazovanie i konkurentosposobnost' natsii: psikhologicheskie aspekty [Education and competitiveness of the nation: psychological aspects]. Nauka-Kul'tura-Obshchestvo. 3, 99-108. (In Russian).
6. Avralev N.V., Efimova I.N., Makoveychuk A.V. (2017), Innovacionnye podhody k razvitiyu sistemy rekrutinga studentov universiteta [Innovative approaches to the development ofa system for university student recruitment]. Integraciya obrazovaniya. 21 (2), 247-261. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.247- о g 261 (In Russian). ;§ |
7. Dolgova V.I., Lutkova A.M. (2017), Psikhologo-pedagogicheskaya fasilitatsiya professionalnogo Ц
го ro
samoopredeleniya starsheklassnikov [Psycho-pedagogical facilitation of professional self senior pupils]. о E Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2, 113-119. (In Russian).
8. Zeer E.F. (2003), Psihologija professij: uchebnoeposobie dlya studentov vuzov. 2-e izd, pererab., dop. [Psychology of professions: textbook for University students. 2nd edition, revised, augmented]. M.: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg, Delovaja kniga Publ. (In Russian).
9. Klimov E.A. (2004), Psihologija professional'nogo samoopredelenija: Ucheb.posobie dlja stud vyssh. ped ucheb. zavedenij [Psychology professional self: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions], M.: Akademija Publ. (In Russian).
10. Latysheva A.I. (2017), Sovremennye voprosy proforientacionnogo konsaltinga [Contemporary issues career guidance consulting]. Nauchno-metodicheskiyjelektronnyy zhurnal "Koncept". 4, 128-136. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170091.htm (Accessed: 22.10.2017). (In Russian).
11. Pryazhnikov N.S. (2005), Proforientaciya v shkole: igry, uprazhneniya, oprosniki (8-11 klassy) [Career -guidance in school: games, exercises, inquirer], M.: Vako Publ. (In Russian).
12. Sazhina O.A. (2016), Napravleniya raboty psikhologa s sovremennymi starsheklassnikami v period ikh professionalnogo samoopredeleniya [Directions of work of the psychologist with modern senior pupils during their professional self-determination]. Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. 5-3 (80), 82-85. (In Russian).
13. Hodusov A.N. (2014), Modeli organizacii i upravleniya razvitiem professional'noj orientacii uchashchejsya molodezhi v usloviyah setevogo social'nogo partnerstva [Models of organization and management development of professional orientation of students in the conditions of network social partnership]. Uchenye zapiski: jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta.. 4 (32). Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/037-021.pdf. (Accessed: 12.11.2016). (In Russian).
О)
ГО о о
о (Л
> (Л
ч- ф
о с
<¡> 12 о го
о
£ Го
та __о о с -Л
— о
i- ^ £ И Ф Q.
■fe ®
о Е .п го
о х
(Л ф
. ° Л
с ** Ф с (Л О ч— 4—' О О) (Л С
SSÜ с £
>1 § 8
t
тз с го
о « if -«'w
= 2 « та о Го CLtS
14. Pitan, O.S., Atiku, S.O. (2017), Structural determinants of students' employability: Influence of career guidance activities. South African Journal of Education. 37 (4). DOI: 10.15700/saje. v37n4a1424.
15. Budnikova S.P. (2017), Motivaciya professional'nogo vybora kak komponent professional'noy sub'ektnosti pedagoga Motivation of Professional Choice as a Component of Professional Subjectness in Teachers]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 22 (5), 14-22. D01:10.177591
16. Gor'kovaya I.A., Bakanova A.A. (2015), Rol' motivacionno-smyslovogo komponenta polucheniya obrazovaniya v formirovanii kompetentnosti magistrov-psihologov [The role of motivational and meaning component of education in the formation of competence of Masters psychologists.]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 20(1), 5-14. D01:10.17759/pse.2015200102. (In Russian).
17. Panteleeva V.V., Bogomolova D.A. (2017), Issledovanie motivacionnyh determinant konstruktivnoi zhiznennoi perspektivy [Motivational determinants of constructive life perspective research]. Nauchno-metodicheskiy jelektronnyj zhurnal "Koncept". 6, 23-29. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170128.htm. (Accessed 11.09.2017). (In Russian).
18. Nizovskikh N.A., Mitina O.V., Tyul'kin M.S., Drovosekov S.E. (2012), Psikhologicheskaya gotovnost' k upravleniyu: metodika issledovaniya [Psychological readiness for management: research methodology]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 4, 102-109. (In Russian).
19. Spenser L.M., Spenser S.M. (2005), Kompetentsii na rabote [Competence at work], HIPPO Publ. (In Russian).
20. Sharafutdinova M.N. (2017), Test psikhologicheskoi gotovnosti k upravleniyu dlya starsheklassnikov (Test PGU-S): metodicheskoe rukovodstvo [Test of Psychological Readiness for Management (Test PRM): methodological guidance]. Kirov, Raduga-PRESS Publ. (In Russian).
СЛ >
о
N
ГО >
О с 73
£ ГО
го
-П
СО