Научная статья на тему 'Потенциал университетского образования в процессе становления гражданской позиции студентов'

Потенциал университетского образования в процессе становления гражданской позиции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Наталья Александровна

В статье обоснована необходимость разработки эффективной системы становления гражданской позиции современных студентов. Дан обзор исследований по проблеме формирования гражданской позиции в современной психолого-педагогической литературе. Показаны возможности и преимущества университетского образования в процессе гражданского воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал университетского образования в процессе становления гражданской позиции студентов»

ценность в процессе межличностных отношений. Степень овладения учителем культурой межличностных отношений характеризует его как развитую в социально -нравственном плане личность и служит критерием развитости в нем человеческого начала. Успешность будущего педагога требует определенных педагогических усилий по организации жизнедеятельности педагогического коллектива, поддержанию целевой направленности, координации групповой активности. Поскольку основным механизмом формирования личности является коллектив сверстников, то вполне закономерно, что студенческий коллектив, в котором молодой человек проводит значительный промежуток своей жизни, воспитывает его и дает определенный «багаж» в жизнь. Каким бы самостоятельным ни был человек, каким бы зрелым мышлением он ни обладал на момент поступления в вуз, жизнь в коллективе заставляет его прийти к определенным выводам, принять важные для себя решения, сделать решающий выбор. Системообразующим стержнем профессиональной подготовки будущих преподавателей выступает психолого-педагогический и методический блок дисциплин и вузовская подготовка будущего преподавателя этого направления нам видится основанной на фундаменте компетентностного подхода.

Список литературы

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1984.

ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ Гаврилова Н. А.

Гаврилова Наталья Александровна - старший преподаватель,

кафедра истории и теории государства и права, Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургский государственный университет, г. Бузулук

Аннотация: в статье обоснована необходимость разработки эффективной системы становления гражданской позиции современных студентов. Дан обзор исследований по проблеме формирования гражданской позиции в современной психолого-педагогической литературе. Показаны возможности и преимущества университетского образования в процессе гражданского воспитания молодежи. Ключевые слова: гражданская позиция студентов университета, университетское образование, гражданские качества.

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы воспитания молодежи, переориентация на обеспечение социализации личности, активной гражданской позиции, патриотического сознания [2]. Сегодня важно осознать и разработать пути и средства, способствующие развитию человека, способного жить в гражданском обществе. На наш взгляд, одним из важнейших качеств, характеризующих полноценного, достойного члена гражданского общества -это наличие гражданской позиции. Проблема становления и развития гражданской позиции в последнее время активно исследуется в научно-педагогической литературе. Параметры и пути развития гражданской позиции представлены в работах А. М. Андресюка (формирование гражданской позиции учащихся в образовательно-воспитательном пространстве школы), Т. Н. Балобановой (формирование

гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы), Д. В. Кириллова (формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам), Т. И. Кобелевой (формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования), Т. А. Мирошиной (формирование гражданской позиции студентов вуза), К. И. Маслова (образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студента), М. В. Чельцова (формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения). На наш взгляд, гражданская позиция студентов университета представляет собой интегративное качество личности, предполагающее высокий уровень проявления субъектности в стремлении и готовности осознанного, активного, ответственного, компетентного участия в жизни страны с целью созидания и преобразования государства, общества и «собственного Я» в соответствии с историческими традициями, социальными потребностями, гражданскими ценностями и критическим осмыслением существующей реальности [2]. Постольку поскольку, студенческий возраст является сенситивным для становления субъектности [4], мы считаем, что именно в образовательном пространстве университета имеется в наличии необходимый потенциал для эффективного развития гражданской позиции студентов. Студенчество - особый этап в духовной жизни человека, который связан с поиском своей укорененности в мире, приобщенности к нему, с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности.

Образовательный процесс в вузе - это последнее звено в цепи целенаправленного и организованного воздействия на личность. Несмотря на то, что основное воспитание происходит в семье, школе, окружающем социуме, становление личности проходит в вузе, откуда сформировавшийся специалист выходит в самостоятельную жизнь с желанием или нежеланием совершенствоваться, со способностью или неспособностью к профессиональному росту и накоплению положительного жизненного опыта, с готовностью или неготовностью стать полноценным и полноправным полезным членом общества, семьянином, гражданином со знанием или незнанием своих прав и обязанностей.

Именно университетское образование способно наиболее эффективно решить задачи гражданского воспитания. Теоретический анализ источников по проблемам университетского образования позволяет утверждать, что современный университет -пространство, в котором создаются условия для выживания человека в современном непредсказуемом мире. Подготовить человека к жизни в нем, спровоцировать неопределенность в умах и бытии студентов и обучить их плодотворно жить с ней -такова миссия университетского образования (Б. Барнетт). В настоящее время важно осознать и разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе, с соответствующими ценностями, взглядами на жизнь, в связи с демократизацией и гуманизацией. В период обучения в вузе следует стремиться к развитию в каждом студенте гражданских качеств, определяющих меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Это предполагает воспитание высокого уровня самосознания, самоуважения, собственного достоинства, независимости суждений, способности к ориентировке в мире духовных ценностей и ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки и т. д. В связи с этим нужно отметить, что хорошо продуманная вузовская система гражданского воспитания должна быть ориентирована на всемерное подкрепление и дальнейшее развитие того общественного опыта, который молодые люди получили в семье, школе, в процессе неформального общения в молодежных объединениях.

Учреждения высшего образования обладают рядом преимуществ в построении образовательного процесса, направленного на развитие гражданской позиции студентов. Эти преимущества мы раскрываем, ориентируясь на структурные компоненты гражданской позиции: когнитивный, аксиологический и праксиологический.

Влияние на когнитивный компонент осуществляется через изучение общегуманитарных и социально-экономических дисциплин (история, культурология, социология, политология, право, философия, социокультурная коммуникация, профессиональная этика, экономика, введение в специальность др.), направленных на приобретение гражданских знаний, развитие критического мышления, формирование гражданского мировоззрения. Кроме важного информационного ресурса перечисленных дисциплин, значимую роль в развитии гражданской позиции играет методический арсенал преподавателей. В соответствии с реализацией компетентностного подхода подготовка студентов предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, создание субъектно-ориентированных ситуаций.

Развитие аксиологического компонента гражданской позиции обусловлено формированием системы ценностных ориентаций студентов, их гражданского самосознания, гражданской идентичности и собственного мировоззрения личности. Одной из задач современного университетского образования является переход от усовершенствования традиционных методов, форм трансляции содержания фундаментальных и прикладных дисциплин к созданию условий педагогической востребованнности личностных ресурсов студентов, разработке вариантов сопровождения развития их личности [3]. В содержание университетского образования необходимо представить гражданские ценности. Их поиск, обнаружение, осмысление и делают образование гражданским, развивающим активность личности студента на уровне смысложизненных ценностных ориентаций. Для этого требуется новый методологический инструментарий, позволяющий представить содержательные и процессуальные характеристики развития гражданской позиции университета. Фундаментом такого инструментария должны стать личностно-ориентированные технологии. Применение личностно-ориентированных методов организации учебной и внеучебной деятельности студентов заключается в приоритетном использовании диалоговых методик, что, по нашему мнению, позитивно влияет на развитие ценностных ориентаций и формирование ценностно-смысловой позиции в профессиональной и общественной деятельности в аспекте становления гражданственности личности. Кроме того, аксиологический компонент гражданской позиции развивается в связи с вхождением молодежи в новую социальную группу -студенчество, с переживанием чувства новой социальной принадлежности - «Я -студент», расширением круга общения и социальных ролей (я - староста, я -председатель студенческого совета, я - участник студотряда, я - капитан команды КВН факультета, я - будущий профессионал и т.д.) Происходит осознание себя в качестве субъекта деятельности и приближает высокий уровень сформированности образа «Я -гражданин», что является показателем развития гражданского самосознания. Принадлежность к вузовскому сообществу, ощущение себя его частью, участие в молодежных объединениях, студенческом самоуправлении способствует развитию такого критерия гражданской позиции как гражданская идентичность.

Праксиологический компонент гражданской позиции реализуется через участие молодежи в различных видах социально значимой деятельности. Задача высшего учебного заведения - создать как можно больше условий для того, чтобы каждый студент мог реализовать себя в деятельности на благо государства (исследовательская деятельность, участие в деятельности волонтерских организаций, в студенческом самоуправлении, разработка и реализация социальных проектов, подготовка и проведение гражданских акций), освоить новые навыки гражданского поведения, социальные роли с учетом открытости общества и динамики общественных отношений. Реализация данных направлений способствует формированию ответственности за избранное дело, осознанию общественного долга, формированию гражданской компетентности и активности. Кроме того, образовательный процесс

вуза подразумевает развитие аналитических функций личности с последующей оценкой эффективности того или иного действия, явления, процесса.

Становление гражданской позиции в вузе осуществляется в основном через межличностное общение, а также через различные виды предметной теоретической и практической деятельности с акцентом на обеспечение интериоризации студентами гражданских ценностей, установок и норм поведения. Так же следует обратить внимание, что гражданское воспитание, развитие гражданской позиции студентов неотделимо от обучения, в процессе которого оно осуществляется.

Список литературы

1 Гаврилова Н. А. Педагогические условия становления гражданской позиции студентов университета // Современные наукоемкие технологии, 2016. № 6-1. С. 111-116.

2 Жигадло В. П. Управление воспитательной системой гражданственности студентов технического вуза: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Москва, 2009.

3 Кирьякова А. В. Ольховая Т. А. Аксиология и инноватика университетского образования. / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая. М: Дом педагогики, 2010. 203 с.

4 Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: монография // Т. А. Ольховая. Оренбург, 2006. 173 с.

COMMUNICATIVE LANGUAGE TOOLS 1 2 Dzugaeva Z. R. , Rakhimova Sh. A.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

12 Дзугаева З. Р. , Рахимова Ш. А.

1Дзугаева Зарина Руслановна /Dzugaeva Zarina Ruslanovna - преподаватель английского языка;

2Рахимова Шоира Атабековна /Rakhimova Shoira Atabekovna - преподаватель

английского языка, кафедра общественно-гуманитарных наук, Ургенчский филиал Ташкентской медицинской академии, г. Ургенч

Abstract: in this article we analyzed communicative language tools. To get a better understanding of what speech is, the speech is the activity of using a language system for communicative purposes in real situation. We should seek methods of teaching not language so much, as communication through the language. Learners usually attain a much higher level of proficiency in the receptive skills than in the productive skills. Mastering the language skills, like mastering any kind of skill, requires a considerable amount ofpractice. Step by step in the teaching-learning development process the learner should become more proficient. Teachers can promote the ease and efficiency associated with automaticity in speech production. Communicative Language Teaching is best considered an approach rather than a method. Thus although a reasonable degree of theoretical consistency can be discerned at the levels of language and learning theory, at the levels of design and procedure there is much greater room for individual interpretation and variation than most methods permit. It could be that one version among the various proposals for syllabus models, exercise types, and classroom activities may gain wider approval in the future, giving Communicative Language Teaching a status similar to other teaching methods. Аннотация: в данной статье анализируются языковая система, коммуникативные средства речи. В настоящее время происходит много изменений в развитии коммуникативных средств, используемых в обучении иностранным языкам. Слушатели,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.