УДК 37.018.324
Т. А. Костюкова, Т. П. Грибоедова ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Статья посвящена актуальной проблеме семейного воспитания. Анализируется потенциал семьи в плане создания условий для духовно-нравственного развития личности ребенка. В статье рассматриваются такие компоненты потенциала семьи, как деятельностный, предметно-материальный и эмоционально-психологический. Обращается внимание на необходимость взаимодействия образовательных учреждений и семьи с целью интеграции их влияний на ребенка в его духовно-нравственном развитии.
Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи, духовно-нравственное развитие ребенка, среда.
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности - процесс сложный, неоднозначный, особенно на современном этапе, зависящий от многих факторов, одним из которых является социальная среда, представленная разными уровнями: микросоциум, мезо-социум, макросоциум, каждый из которых имеет свою меру влияния на личность ребенка. Так, микросоци-альное окружение ребенка (близкие, семья, друзья), безусловно, наиболее значимы в этом отношении.
Говоря о духовно-нравственном развитии ребенка, важно прежде всего определить данное понятие. Одним из постулатов, необходимых для дальнейшего рассмотрения вопроса, мы считаем наличие в человеке, помимо телесной, духовной и душевной структуры. Педагоги, да и педагогика в целом, к сожалению, крайне редко различают два последних понятия: душа и дух. И. Ильин говорил, что в жизни «человек очень уверенно чувствует себя телом, не очень уверен, что у него есть душа, и слишком часто не подозревает о том, что он есть дух, и что дух - есть главное» [1, с. 41].
Под духовно-нравственным развитием личности будем здесь понимать становление нравственности через выстраивание иерархической подчиненности тела и души - духу, телесных и душевных потребностей -духовным. Но в онтогенезе процесс духовного развития происходит в направлении, обратном иерархическому порядку: от тела - к душе, от души - к духу.
Большое внимание сфере души уделяли российские дореволюционные педагоги, к числу которых относится и В. В. Зеньковский, который относил к ней человеческие эмоции и чувства, считая, что «центральное место в душе занимает эмоциональная сфера, здоровье или болезнь которой определяют здоровье или болезнь всего нашего существа» [2, с. 60]. Соответственно в данной сфере личности возникает и развивается потребность в творчестве, здесь зарождается воображение и фантазия, «живут» способности и все, что относится к потребностям саморазвития, самовыражения, самореализации. Таким образом, понятно, что для педагога это - важнейшее поле деятельности. Здесь явно находится сфера приложения педагогических сил и постановки педагогических задач.
Православная педагогика всегда считала необходимым развивать эстетическую сферу в ребенке как одну из основ духовности, придавая ей очень часто исключительное значение в духовном созревании личности. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, «очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений». Аналогично его отношение к приучению ребенка к хорошей литературе, драме, поэзии, классической живописи и скульптуре. Но чрезмерное увлечение «чистым эстетизмом» может принести вред, так как «под покровом изящности может жить ужасающее моральное опустошение» [3]. В целом эмпирической стороне (эстетике, интеллекту) в развитии духовности отводится лишь «инструментальная функция». По мнению православных педагогов, эстетическое вдохновение, преобразующая сила прекрасного образа должна быть закреплена «трудом души», - вне этого эстетическое вдохновение может служить «расслаблению души, росту безответственности и особого (эстетически окрашенного) легкомыслия» [4, с. 129].
Практически вся современная гуманистическая педагогика, ориентированная на проблемы развития творческих сил личности, работает в сфере души ребенка. Именно на решение душевных проблем детского развития направлена «педагогическая поддержка» (О. С. Г азман). Отсюда выросли все теории «свободного воспитания» (М. Монтессори, К. Вентцель, А. Нейл) и др.
Для «душевного человека» характерна чувствительность, эмоциональность, возможно, даже некоторая экзальтированность. Причем умение чувствовать, переживать для этого человека может начинаться с самого низкого (физиологического) уровня: наслаждение пищей, одеждой, комфортной мебелью, красотой и гибкостью тела, сексуальными удовольствиями. Далее, на более высоком уровне, человек способен получать удовольствие от красоты природы, произведений искусства, человеческого общения, красоты человеческой души и т. д. Пределом развития «душевного человека» является максимальное саморазвитие всех своих способностей (талантливость, одаренность, гениальность) и органов чувств. При этом в православной педагогике душевное развитие человека - не цель, а лишь средство, предпо-
сылка для его духовно-нравственного развития. Тем не менее именно с душевного необходимо начинать движение к духовно-нравственному.
То, на каком уровне находится у человека развитие «душевности», зависит как раз от социальнык факторов. Если потребность чувствовать, ощущать, воспринимать и переживать есть у каждого человека, и она неотъемлема, то реализовываться она может разными способами и на разном уровне. Причем все зависит от того, какие именно переживания доставляют удовольствие конкретному человеку: остановится ли он на удовольствии от вкусной и обильной пищи, комфорта или для него важнее испытать удовольствие от красоты природы, искусства, человеческих отношений, а может быть, он получает удовольствие от решения сложной задачи, приходит в восторг от удивительной целесообразности мира...
От кого или чего зависит направление душевного развития личности? Как помочь нашим детям развить свои душевные качества не в ущерб себе и другим? Безусловно, важнейшим социальным фактором развития души ребенка является в раннем возрасте уровень душевного развития его матери, а затем - характер отношений в семье в целом. Кроме того, сама среда, ее предметно-материальное и деятельностное наполнение, как следует из вышесказанного, также являются фактором душевного развития ребенка. Но гораздо важнее пространство отношений между людьми, окружающими ребенка. В первую очередь это, безусловно, относится к семье.
В. В. Зеньковский, говоря о семье как «идеальном типе социальной структуры», в котором «берет начало подлинная иерархичность. не простая, но связанная кровно», подчеркивал наличие у семьи «потенциально огромных воспитательных сил», но в то же время говорил и о громадности и сложности решения семейныгс задач, сохранения семьи от разрушения в условиях современной культуры, «которое влечет за собой чрезвыгаайные беды для души ребенка» [2, с. 65].
Деятельностный компонент семейной среды определяется совместным времяпровождением членов семьи, он представляет собой совокупность видов совместных занятий, осуществляемых родителями и детьми. Характеристиками деятельностного компонента являются виды занятий, их преимущественная направленность, разнообразие. С деятельностным компонентом среды тесно связан предметно-материальный, который определяется наличием в жизненном пространстве семьи предметно-материальных средств для становления и развития способностей, интересов, потребностей ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Что именно в деятельности семьи оказывает воздействие на формирование душевной сферы ребенка?
Во-первых, все, что делается «значимыми» взрослыми «с душой». Это прежде всего формирует эмо-
ционально-психологическое отношение ребенка к миру, закладывает ценностные основы бытия человека. Необходимыми для развития души являются и слово, и музыка, и искусство, вписанные в жизнедеятельность семьи, но, как писал В. В. Зеньковский, «есть музыкальный ритм, а есть и содержание музыкального произведения, которые необходимо различать» [2, с. 31]. Поэтому крайне важно, что именно читают в семье, какую музыку слушают, какие фильмы смотрят.
В современной семье предметно-пространственная среда воспитания ребенка, безусловно, зависит от ее материальных возможностей и культурного уровня. Но есть определенные тенденции, которые можно отметить. Так, в наиболее обеспеченных семьях, с учетом возраста и пола детей, присутствуют разнообразные игрушки: преимущественно конструкторы (типа «Лего», «Пазлы») и электронные игры («Денди», «Сега» и др.), радиоуправляемые модели, дорогие куклы, мягкие игрушки и т. д. Также в семьях, имеющих средства и желание, есть книги для детского чтения, видеокассеты и диски для детского и семейного прослушивания и просмотра. Чем старше становится ребенок, тем с большей вероятностью все они заменяются одним средством - компьютером. Преимущественно такая среда направлена на «индивидуальную игровую деятельность». В семьях среднего достатка встречается масса настольных игр, которые не часто встречаются в обеспеченных семьях, но и они в последнее время мало применяются, поскольку предназначены для коллективного использования, а время совместного семейного времяпровождения в настоящий период, по многочисленным исследованиям, минимально. Хотя его все-таки, как правило, больше, чем в семьях «новых русских». Поэтому там еще играют в шашки и шахматы, нарды, лото и другие игры в зависимости от возраста детей. В большинстве семей, там, где ребенок старше дошкольного возраста, игрушки постепенно исчезают или носят чисто внешний характер (украшение интерьера). Это связано с тем, что семьи чаще однодетные, а играть одному в этом возрасте уже не так интересно, ребенок проводит время вне семьи, среди сверстников, где его игрушки не нужны, постепенно они утрачивают значимость. В то же время существует тенденция к приобретению электронных, самодвижущих-ся, радиоуправляемых игрушек, как правило, очень дорогих, в которые друзьям и во дворе играть не разрешается. Такие игрушки часто становятся фактором, формирующим негативные качества как у тех детей, кто их имеет, так и у тех, кто им завидует.
Таким образом, даже игры и игрушки, в которые играют (или не играют) дети, могут стать и становятся фактором развития или недоразвития души. Об этом много писали и пишут современные православные педагоги и исследователи. В частности, о негативном влиянии на душевное здоровье девочек ку-
кол «Барби» и других, им подобных, о положительном влиянии самодельных игр и игрушек, выполненных как самими детьми из подручных средств, так и их близкими (тряпичные, деревянные и глиняные куклы, свистульки, мягкие игрушки и т. д.). Сейчас приоритет отдается готовым дорогим и красочным промышленным изделиям, но хотя бы наряду с ними в доме должны быть и другие игрушки, которые вызывают у ребенка не только восхищение, восторг и гордость, но и другие, более теплые чувства - благодарность, нежность, формируют представление о любви к другому человеку как о труде души и заботе.
Своеобразной тенденцией является стремление современных родителей окружить ребенка всевозможными техническими средствами, обеспечивающими определенную «безопасную» занятость детей: телевизор, видео- и аудиоаппаратура, игровые приставки, компьютер. Эти приспособления, по мнению родителей, способны удержать ребенка в домашних стенах, уберечь его от влияния улицы. Говорить о совместной деятельности в современной семье можно с большой долей условности, особенно в условиях города. В подавляющем большинстве случаев совместно выполняется только уборка квартиры и может осуществляться закупка продуктов, в отдельных семьях дополнительно к этому производятся «сезонные работы на дачах и приусадебных участках». Общение сводится к обсуждению бытовых вопросов и школьных успехов. Даже такой простой способ общения, как совместное чтение книг, обсуждение просмотренных фильмов, используется чрезвычайно редко. Исходя из приведенного весьма краткого анализа можно сказать, что семья как духовно-родственное единство людей, объединенных общими традициями рода и близкими личностными отношениями, пронизанными заботой друг о друге и взаимной ответственностью, сегодня находится в весьма сложном положении. Она слабо соответствует потребностям ребенка в его душевном развитии и становлении, не формирует его нравственную позицию и социальные качества, отражающие умение ребенка дружить, обращаться за необходимой помощью и оказывать ее самому.
Необходимо отметить также, что возможности благоприятного влияния на душевное развитие ребенка сегодня зависят еще и от социального положения семьи. Так, в более благополучных в материальном отношении семьях (как правило, среднего достатка) большую ценность приобретают такие аспекты семейного бытия, как общение, познание, развитие и др. В них уделяется время взаимодействию с ребенком, совместной деятельности по интересам. Но такие семьи сегодня, к сожалению, скорее исключение из общего правила, а правилом как раз является отсутствие у родителей физических, временных и других возможностей для совместного времяпровождения и занятий по интересам.
Очевидно, что современная семья нуждается в серьезной педагогической поддержке, поддержке не только очень ненавязчивой, тактичной и деликатной, с одной стороны, но и неуклонно, настойчиво направляющей сознание взрослых в сторону понимания действительных, глубинных, а не сиюминутных интересов ребенка и практической деятельности в данном направлении. Думается, что выходом из сложившейся ситуации семейной несостоятельности может быть реальная помощь родителям в осознании ими своей роли и ответственности в воспитании собственных детей, становлении рефлексирующей позиции родителей по отношению к собственному поведению и своим ценностным установкам, а также возвращение неискаженной материнско-отцовской позиции, адекватной естественным, природо- и культуросообразной направленности семьи как социального института и как воспитательного пространства, основанного на взаимной любви, заботе и ответственности.
Во дворах, которые являются для многих подростков микросоциальной средой, поскольку там они общаются со значимыми для них людьми - сверст-ни-ками, сегодня, к сожалению, никакой деятельности, в полном смысле слова, не осталось. Дети переносят в дворовое пространство все то, что не принимается или отторгается в образовательных учреждениях, отчасти этим протестуя против формализма официальной деятельности. Вся дворовая деятельность сводится к «тусовкам», выяснению отношений, играм в карты и т. п. В большинстве случаев дети из более-менее благополучных в воспитательном отношении семей не общаются со сверстниками во дворе, не чувствуя в себе силы изменить ценностные ориентиры, а значит, и деятельностные интересы сверстников и предпочитая уходить от общения.
Если дворовая среда практически лишена влияния семьи, в ней формируются иные, часто асоциальные, ценности, то учреждения общего и дополнительного образования детей и культуры имеют полную возможность учесть и включить позитивные семейные ценности в свою деятельность. Наиболее удачно это получается у подростковых клубов по месту жительства, там, где они сохранились: семейные праздники, совместные с родителями трудовые и творческие дела, проекты, игры и походы выходного дня помогают детям и взрослым в условиях, не связанных с домашними или школьными проблемами и отношениями, увидеть друг друга, пообщаться, повза-имодействовать, совместно переживать победы и неудачи. Это как раз та естественная и необходимая среда, которая помогает ребенку и подростку развить необходимые душевные качества и скорректировать семейные отношения.
К сожалению, пока не становится нормой стремление к «единению душ» даже в большинстве семей, страдающих прагматическим подходом к развитию
личности ребенка, когда совместная, в прямом смысле слова, деятельность является одновременно и средством и результатом душевного единства близких (не только территориально) людей. Тем более эта проблема стоит остро в образовательных учреждениях, настроенных сегодня еще более прагматично и привлекающих родителей преимущественно с целью решения материально-финансовых проблем, существующих в образовательном процессе.
Как это все сказывается на душевном воспитании ребенка? Очевидно, что душа ребенка от такого «бездушного подхода» очень серьезно страдает, замыкается, черствеет, стремится получить необходимые ей «удовольствия» на более доступном - физическом -уровне. Справиться с этой общей ситуацией может только сильная здоровая семья, которая даже при неблагоприятной внешней социальной среде может защитить душу ребенка от гибельного влияния. Спасти ребенка от «душевного сиротства» или даже «бес-призорничества» может другой взрослый, только сам душевно богатый, неформально относящийся к детям и их проблемам, способный научить их доверять, помогать и осмысливать свою жизнь.
Вывод, который следует из вышесказанного, очевиден и прост в словесном выражении, но сложен в
реализации именно в сегодняшней жизненной ситуации: только мудрый, небезразличный, любящий взрослый, задумывающийся о том, как созданная для ребенка среда «отзовется» в его душе, способен быть источником душевного развития ребенка и проводником его в мир духовно-нравственных ценностей. Попытка заменить Человека в этом взаимодействии любыми другими самыми замечательными и современными средствами приводит к однозначной потере сначала в душевном, а затем и в духовно-нравственном развитии. Это касается любого уровня современной социальной действительности: начиная от семьи, детского сада, школы, творческого объединения до общественных структур и государства. На каждом из этих уровней есть люди, делающие свой нравственный выбор в момент принятия решений в пределах собственной компетентности. И хочется вспомнить слова Л. Н. Толстого о том, что люди только делают вид, что торгуют, управляют, строят дома, учат детей, а на самом деле единственное, чем они занимаются, так это решением нравственных проблем. Перефразируя применительно к нашему контексту данное высказывание, можно сказать, что чем бы ни занимались взрослые, в реальности они формируют душевное и духовное пространство развития наших детей.
Список литературы
1. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.-Париж, 1993.
2. Зеньковский В. В. Педагогика. Париж - М., 1996.
3. Роуз С. Православное воспитание и окружающий мир // Сибирская православная газета. - (http://www.ihtus.ru/edu46.shtml)
4. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
Костюкова Т. А., доктор педагогических наук, профессор.
Институт развития образовательных систем РАО.
Пр. Комсомольский, 75, г Томск, Россия, 634041.
E-mail: kostukova@inbox.ru
Грибоедова Т. П., кандидат педагогических наук, докторант.
Институт развития образовательных систем РАО.
Пр. Комсомольский, 75, г Томск, Россия, 634041.
E-mail: ipktmvr@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 9.09.2008
T A. Kostyukova, T P Griboedova
POTENTIAL OF MODERN FAMILY IN SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT OF THE CHILD
This article is devoted to an actual problem of family education. The potential of family is analyzed by way of creation of conditions for spiritual - moral development of the person of the child. In article such components of potential of family as activity’s, subject’s and emotional-psychological are considered. It is paid attention to necessity of interaction of educational establishments and families with the purpose of integration of their influences on the child in his spiritualmoral development.
Key words: educational potential offamily, spiritual - moral development ofthe child, environment.
Kostyukova T. A.
Institute of Education Systems Development.
Pr. Komsomolski, 75, Tomsk, Russia, 634041.
E-mail: kostukova@inbox.ru Griboedova T. P.
Institute of Education Systems Development.
Pr. Komsomolski, 75, Tomsk, Russia, 634041.
E-mail: ipktmvr@yandex.ru