V.I. Gostenina, E.Yu. Lupenkova The Potential of the Sociological Analysis of Life Quality in the Prognosis of Electoral Choice of the Population (by the Example of Bryansk Region)
The life quality of the population of the Bryansk Region and its influence on the electoral activity are studied. The results of the polls devoted to socioeconomic conditions and public electoral preferences of citizens are sited.
Key words and word-combinations: socio-economic conditions, life quality, electoral choice.
Исследуется качество жизни населения Брянской области и его влияние на электоральное поведение. Приводятся результаты социологических исследований, посвященных социально-экономическим условиям и электоральным предпочтениям граждан.
Ключевые слова и словосочетания: социально-экономические условия, качество жизни, электоральный выбор.
УДК 378 (075.8):31 6 ББК 60
В.И. Гостенина,
Е.Ю. Лупенкова
ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ПРОГНОЗЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ВЫБОРА НАСЕЛЕНИЯ (на примере Брянской области)
^5стабильном обществе ценности выбора формируются на основе традиций. В то же время инновационные действия личности детерминируют образование новой системы общества, в которой аксиология выбора во многом зависит от качества жизни как нового ценностного образца [1, с. 158].
В целом качество жизни населения составляет содержательную характеристику современных подходов к исследованию проблем общества. В практической плоскости новая идеология качества жизни влияет на электоральный выбор, определяет приоритеты электоральных предпочтений как составляющих этой идеологии. Логично предположить, что проявляющийся в условиях текущего кризиса социальный риск накладывает отпечаток на аксиологию политического выбора населения. В связи с этим оправдан интерес к сбору и анализу статистических данных о социально-экономическом развитии отдельных муниципальных образований на территории субъекта Федерации, к описанию демографического состава населения, расчету
качества жизни за период 1990-2007 гг., мотивам участия граждан в выборах в Государственную Думу V созыва.
Исследовательским коллективом аспирантов Брянского государственного университета совместно с областными органами статистики в 20062009 гг. проводилось социологическое исследование качества жизни населения Брянской области (внутривузовский грант № 52-И «Качество жизни населения Брянской области»). В качестве рабочей гипотезы был сформулирован тезис о зависимости в большей или меньшей степени электорального поведения граждан и формирования аксиологии их политического выбора от качества жизни. Решение научной задачи в таком срезе имеет практическое значение для области государственного управления общественными процессами, позволяет говорить о целенаправленном влиянии формирующихся электоральных предпочтений на развитие демократических основ государственности.
Участие авторов статьи во Всероссийском социологическом опросе, проводимом Российской академией государственной службы при Президенте РФ (выборка всероссийская, квотная - 2202 человека в возрасте от 18 лет и старше в 24 субъектах РФ, в том числе на территории Брянской области, позволило подтвердить ранее выдвинутую гипотезу.
Массив статистических данных о качестве жизни населения Брянской области за период 1990-2007 гг. подтвердил рост качества жизни населения с 2000 по 2005 г. (табл. 1).
Таблица 1
Рост уровня номинальной начисленной заработной платы на одного работника
Район 2000 г. 2005 г. Размер увеличения
Брянск (город) 1574,3 6580 4,17
Брянский 309,6 1416,0 3,75
Жуковский 1078,5 4170,7 3,86
Карачевский 974,0 4056,7 4,16
Клинцовский 831,0 4010,8 4,82
Комаричский 828,7 3497,3 4,22
Новозыбковский 664,1 3257,4 4,9
Почепский 834,2 3883,3 4,65
Севский 886,6 3972,9 4,48
Стародубский 701,8 3699,6 5,27
Суражский 821,6 3846,7 4,68
Основные демографические показатели с 1990 по 2000 г. фиксируют увеличение смертности. Однако фоновые условия отрицательной депопуляции детерминируют нивелирование бедности: в 2000 г. уровень бедности составил 43,3% (602 тыс. чел.), в 2005 г. - 20,1% (271,1 тыс. чел.), в 2007 г. - 18%
(237 тыс. чел.; общая численность населения 1313 тыс. чел., из них занятых в экономике 607,7 тыс. чел.).
С одной стороны, на сложившемся социально-экономическом фоне развития в последние годы определился положительный областной тренд родившихся на 1000 чел.: 2000 г. - 7,8 чел., 2003 г. - 9,1 чел., 2007 г. - 10,2 чел. В целом можно сделать вывод об определенном улучшении качества жизни населения, хотя более четверти населения области еще живет за чертой бедности. С другой стороны, реформирование экономики и социальные риски все больше ставят качество жизни в зависимость от местных условий, выделяя особые конфликтогенные проблемы для каждого муниципального образования. Одновременно дифференциация муниципальных образований детерминирует неравномерность их социально-экономического развития [2, с. 43]. В связи с этим был осуществлен мониторинг проблем в районах области, кластерный анализ наличия асимметрии [3], анализ статистических данных.
На выбор методов исследования повлиял факт рассогласования даваемых населением оценок качества жизни с имеющимися благополучными среднестатистическими данными, представленными в официальных документах. Таким образом, для подтверждения валидности показателей качества жизни населения возникла необходимость, учитывая статистические данные, выявить оценку уровня качества жизни самим населением, дополнив ее мониторингом районной прессы (табл. 2).
Таблица 2
Мониторинг освещения в СМИ хода реализации национальных проектов в Брянской области по параметру «доступное жилье»
Характер информации, %
Временной промежуток Кол-во публикаций в прессе позитивный негативный нейтральный
25.05-11.06.2007 1 100 0 0
19.06-26.06.2007 1 100 0 0
27.11-04.12.2007 1 100 0 0
04.11-11.12.2007 4 75 0 25
Выбор темы мониторинга обусловлен постоянным обращением жителей области к жилищным проблемам. Семь параметров исследования качества жизни населения посвящены условиям проживания (обеспеченность жилой площадью, м2; ввод жилья на 1000 жителей, м2; удельный вес площади, оборудованной водопроводом, %; удельный вес площади, оборудованной канализацией, %; удельный вес площади, оборудованной отоплением, %; удельный вес
площади, оборудованной газом, %; удельный вес площади, оборудованной горячим водоснабжением) в соответствии с требованиями национального проекта «Доступное жилье». Представленные семь критериев были дополнены следующими показателями: среднемесячная заработная плата, руб.; удельный вес лиц, нуждающихся в социальной поддержке, во всем населении области % (субсидии); удельный вес официально зарегистрированных безработных; заболеваемость на 1000 человек; число лиц с высшим образованием на 1000 человек населения.
Перечисленные критерии использованы как параметры в кластерном анализе для сравнения социально-экономического развития районов области. Исследование асимметрии проведено по каждому из двенадцати показателей, составлены четыре блока наиболее весомых. В результате полученных данных рассчитаны полные связи, которые позволили каждый объект (32 района) представить вектором в двенадцатимерном пространстве.
Анализ данных дал возможность сделать вывод о равномерности развития районов.
В целом проведенное исследование включало три основных этапа. Первый из них занимал период с января по декабрь 2005 г. и был основан на фрагментарных опросах населения, мониторинге СМИ и анализе помещенных в районных средствах массовой информации публикаций, статей и блиц-интервью с руководителями о наиболее значимых проблемах, с которыми сталкиваются жители в повседневной жизни.
Второй этап исследования охватывает период с января по август 2006 г., представлял собой выборочное анкетное обследование населения N = 420 (100%) на предмет удовлетворенности качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. Выборка квотная, районированная, с заданными возрастными параметрами, а также параметрами занятости и образования. Выборка репрезентативна. Анкетный лист состоял из блоков вопросов, касающихся анкетных данных респондентов (пол, возраст, образование, основное занятие); оценки отношения к формам собственности предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (от максимального значения к минимальному).
На основе ответов на первый блок вопросов создан социальный портрет респондента - жителя Брянской области (табл. 3).
Социальный портрет представлен данными о респондентах и позволяет выделить большинство в их общем количестве - в возрасте до 40 лет - 34%; из них соотношение мужчин и женщин представлено как 1 : 1,4. В гендерном соотношении в этой возрастной категории, как самой массовой, преобладают женщины. Как и в целом, гендер респондентов представлен женской доминантой - 245 участников опроса, или 58,3%; мужчины составляют соответственно 41,7%, или 175 человек.
Образовательный состав респондентов диверсифицирован по возрастным категориям: из 175 респондентов мужчин, имеющих высшее образование, -40 человек, или 9,5% от общего количества; из 245 женщин 60 - с высшим образованием, или 14,2%; 10% мужчин имеют начальное профессиональное,
которое чаще всего встречается среди мужской части респондентов; среди женщин самое распространенное образование - среднее профессиональное - 28,3%.
Таблица 3
Социальный портрет респондента
Всего респондентов Мужчин Женщин
Показатели кол-во % кол-во % кол-во %
420 100 175 41,7 275 58,3
Возраст: до 20 лет 16 3,8 10 5,7 6 2,4
21-30 лет 59 14,0 22 12,6 37 15,1
31-40 лет 68 16,2 28 16,0 40 16,3
41-50 лет 107 25,5 45 25,7 62 25,3
51-60 лет 79 18,8 36 20,6 43 17,6
старше 60 лет 91 21,7 34 19,4 57 23,3
Образование: начальное 13 3,1 7 4,0 6 2,4
неполное общее 42 10,0 18 10,3 24 9,8
среднее общее 72 17,1 33 18,9 39 15,9
начальное проф. 56 13,3 42 24,0 14 5,7
среднее проф. 119 28,3 26 14,9 93 38,0
незаконченное высшее 18 4,3 9 5,1 9 3,7
высшее 100 23,8 40 22,9 60 24,5
Основное занятие: работник бюджетной сферы 134 31,9 42 24,0 92 37,6
наемный работник внебюджетной сферы 128 30,5 73 41,7 55 22,4
самозанятый 5 1,2 2 1,1 3 1,2
работодатель 1 0,6 1 0,6 - -
занятый в домашнем хоз. 16 3,8 - - 16 3,8
студент, учащийся 23 5,5 11 6,3 12 4,9
безработный 16 3,8 10 5,7 6 2,4
другое 97 23,1 36 20,6 61 24,9
Наиболее распространенные виды деятельности: работник бюджетной сферы - 134 человека; наемный работник внебюджетной сферы - 128 человек; самозанятых и работающих в малом и среднем бизнесе крайне недостаточно, их количество составляет всего лишь 1,3% от общего числа респондентов; пенсионеров - 97 человек. Социальный портрет респондентов квалифицировал участника опроса как человека среднего возраста, имеющего среднее профессиональное образование, основная сфера его занятости -бюджетная.
Оценка качества предоставляемых услуг предприятиями различных форм собственности проводилась по четырем параметрам (цена услуг, качество, скорость предоставления аварийных услуг, корректность отношений на примере возмещения ущерба, причиненного жилью по вине ЖКХ).
В процессе опроса и последующей обработки анкет с помощью перевода качественных отношений респондентов к анализируемому явлению (услугам ЖКХ) в количественный четырехмерный шкальный эквивалент отношение к предприятиям различной собственности оценивалось по шкале в 4 балла: оценка в 4 балла означала - очень хорошее отношение; 3 - хорошее; 2 - не очень хорошее; 1 балл - отрицательное; 0 баллов - констатация нейтрального отношения или сомнения респондентов.
Результаты анализа показали, что отношение к различным формам собственности коррелировано с возрастом, практическим и жизненным опытом респондентов: положительное отношение к муниципальной собственности высказывают люди с достаточным жизненным опытом в возрасте от 2130 лет до 41-50 лет. На эту возрастную категорию приходится самая высокая оценка качества услуг в государственных предприятиях: 4,76- 9,04%; в то же время негативная оценка услуг не имеет прямой закономерности от возраста, а самый высокий процент негатива - 16,19% - приходится на возрастную категорию 41-50 лет. По-прежнему, наибольшее количество составляют приверженцы государственной собственности, их доля составляет соответственно 16,19% (респонденты в возрасте 41-50 лет) и 16,9 (свыше 60 лет). Не определились в оценке собственности 52,6%, причем наибольшее затруднение вызвала оценка смешанной формы - 110 человек, или почти четвертая часть опрошенных.
Третий этап исследования посвящен корреляции и анализу взаимосвязи электоральных ценностных ориентиров населения, полученных по результатам Всероссийского опроса на территории Брянской области, с уровнем качества жизни.
Формирование конкурентной политической среды, усложнение выбора обусловили осознание демократической культуры участия людей в политике. Интерес населения к крупным электоральным акциям отражают результаты опросов социологического центра РАГС в 2003 и 2007 гг. (соответственно 23,9 и 27,5%). Материалы социологического исследования «Мнения о прошлом, настоящем и будущем России» (9-16 ноября 2007 г.) подтверждают данные тенденции в российском обществе [4]. Увеличение на 3,5% позитивных ответов респондентов о возможности развития страны через участие в выборах широких масс населения позволяет сделать вывод о происходящей мобилизации социальных групп на демократическое участие в жизни общества.
Интерес к выборам в Государственную Думу 2 декабря 2007 г. высказали 70,6% респондентов, из этого количества не очень интересным участие в выборах оказалось для 38,4%, полное отсутствие интереса зафиксировано лишь у 11,8% избирателей. Позиции респондентов по поводу участия в выборах по
параметрам «да» и «вероятно, да» по результатам августовского опроса составили 76,7%, ноябрьского - 76,9%, что фиксирует стабильность представленного тренда (рис. 1).
Да Вероятно, да Скорее нет Т очно нет Затрудняю сь
ответить
Рис. 1. Прогноз участия населения в выборах в Государственную Думу 2 декабря 2007 г., %
Следует отметить, что приближение электоральной акции сократило количество колеблющегося населения: по параметру «да» количество электората выросло на 5,0%, «точно нет» - на 0,4% [4, с. 6]. Показатели демонстрируют сокращение вероятности неучастия граждан в выборах. Описанные результаты поведения электората подтверждают возросший интерес населения к участию в кампаниях как характерному признаку последних 15-20 лет в нашей стране [5, с. 214].
Интерес к обозначенной проблеме имеет смысловую дихотомию. С одной стороны, электоральные акции подтверждают «демократическую культуру участия», а с другой - модели поведения не всегда соответствуют положительной динамике преобразований [6, с. 121], протестные формы поведения трансформируются в апатию, происходит стабилизация населения, не принимающего участия в электоральных процессах различного уровня.
Данные тенденции подтверждают результаты анкетирования. Анкета «Мнения о прошлом, настоящем и будущем России» построена таким образом, что позволяет выявить интересы индивидов и групп электоральной организации, отличие мотивов выбора определенной группы от других, внешних по отношению к ней сообществ. Именно с помощью данной методики, с одной стороны, члены электорального процесса дифференцируются, а с другой - такой подход усиливает сплачивающую функцию группы.
Дифференцирующую роль в названной анкете играет вопрос «Если говорить о патриотизме, что следует иметь в виду?» Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов (рис. 2).
В реальных моделях электорального поведения население не связывает демократическое участие в управлении с участием в выборных кампаниях.
—I ш
Г 32,9 п 30,2
3,9 2,0 1,9
Ц1| ||1?
с
12,9
65,4
4.4
Рис. 2. Дифференциация респондентов Брянской области по результатам ответа на вопрос о патриотизме, %
На муниципальном уровне действуют стереотипы массового сознания, согласно которым органы муниципального управления в незначительной степени влияют на положение дел на территории муниципалитета. Это подтверждают данные об обращениях граждан Брянской области в органы муниципального управления и исполнительной власти за последние годы. Так, в 2005, 2006 гг. в названные органы поступило более 19 тыс. письменных и устных обращений граждан. Основными корреспондентами в 2006 г. были социально незащищенные граждане: пенсионеры, инвалиды различных категорий, ветераны войн и труда, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, реабилитированные граждане, малолетние узники фашизма, многодетные матери, безработные. Отсутствие сформированного муниципального социума, способного решать местные проблемы, подтверждает тот факт, что право на выбор как принцип поведения граждан нашей страны находится на стадии формирования.
Библиографический список
1. Гостенина В.И. Рационализация муниципального управления на фоне качества жизни населения Брянской области // Социология государственного и муниципального управления: альманах. Вып. 1: Рационализация государственного и муниципального управления / под ред. А.А. Хохлова, Т.Н. Ключниковой. Орел, 2008.
2. Гостенина В.И. Социальные практики как категория качества жизни населения современной России // Общество. Государство. Политика. 2009. № 3. С. 41-55.
3. Тощенко Ж.Т. Асимметрия как принцип национального и федерального строительства // Вопросы статистики. 2004. № 8. С. 56-61.
4. Мнения о прошлом, настоящем и будущем России: мат-лы социол. исслед. М., 2007. С. 6-8.
5. Лупенкова ЕЮ. Прикладное значение электоральной социологии в российских условиях // Соро-кинские чтения: тез. докл. IV Всерос. науч. конф. / отв. ред. НА Степанов. Рязань, 2008. С. 214-216.
6. Ковров В.Ф. Электоральные процессы в общественной системе // Социология власти. 2008. № 6. С. 121-132.
8. Парфенов О.В. Электоральное поведение в условиях трансформации российского общества. М., 2006.