Научная статья на тему 'Потенциал сотрудничества цифровых платформ шеринг-экономики и органов государственной власти'

Потенциал сотрудничества цифровых платформ шеринг-экономики и органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые платформы / экономика совместного пользования / сотрудничество / регулирование / государственная поддержка / digital platforms / sharing economy / cooperation / regulation / authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анна Юрьевна Веретенникова

Обострение социальных и экономических вопросов, вызванных изменением геополитических условий, а также высокий потенциал развития цифровых технологий обозначили потребность в разработке новых форм взаимодействия между экономическими агентами. Целью данного исследования является выявление потенциала сотрудничества цифровых платформ шеринг-экономики с органами государственной власти для решения общественно значимых задач, в том числе на уровне региона. Информационной базой исследования выступили данные Минэкономразвития РФ, Банка России и др. В ходе исследования были выявлены существующие проекты сотрудничества между организациями шеринг-экономики и государственными органами. На примере деятельности инвестиционных платформ показана модель взаимодействия их операторов с органами государственной власти, которая учитывает возможности государственной поддержки. Значимость полученных результатов состоит в расширении потенциала шеринг-экономики в части решения общественно значимых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential for Cooperation between Digital Sharing Economy Platforms and State Authorities

The aggravation of social and economic issues caused by changing geopolitical conditions, as well as the high potential for the development of digital technologies, have indicated the need to develop new forms of interaction between economic agents. The aim of this study is to identify the potential for cooperation between digital platforms of the sharing economy and public authorities to solve socially significant tasks, including at the regional level. The information base of the study was the data of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the Bank of Russia, etc. The study identified existing cooperation projects between organiza tions of the sharing economy and government agencies. Using the example of the activities of investment platforms, a model of interaction between their operators and public authorities is shown, which takes into account the possi bilities of state support. The significance of the results obtained con-sists in expanding the potential of the sharing economy in terms of solving socially significant tasks.

Текст научной работы на тему «Потенциал сотрудничества цифровых платформ шеринг-экономики и органов государственной власти»

Научная статья УДК 334.78

https://doi.org/10.24158/tipor.2024.11.20

Потенциал сотрудничества цифровых платформ шеринг-экономики и органов государственной власти

Анна Юрьевна Веретенникова

Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1808-7856

Аннотация. Обострение социальных и экономических вопросов, вызванных изменением геополитических условий, а также высокий потенциал развития цифровых технологий обозначили потребность в разработке новых форм взаимодействия между экономическими агентами. Целью данного исследования является выявление потенциала сотрудничества цифровых платформ шеринг-экономики с органами государственной власти для решения общественно значимых задач, в том числе на уровне региона. Информационной базой исследования выступили данные Минэкономразвития РФ, Банка России и др. В ходе исследования были выявлены существующие проекты сотрудничества между организациями шеринг-экономики и государственными органами. На примере деятельности инвестиционных платформ показана модель взаимодействия их операторов с органами государственной власти, которая учитывает возможности государственной поддержки. Значимость полученных результатов состоит в расширении потенциала шеринг-эко-номики в части решения общественно значимых задач.

Ключевые слова: цифровые платформы, экономика совместного пользования, сотрудничество, регулирование, государственная поддержка

Финансирование: статья подготовлена в соответствии с планом НИР Института экономики Уральского отделения РАН.

Для цитирования: Веретенникова А.Ю. Потенциал сотрудничества цифровых платформ шеринг-экономики и органов государственной власти // Теория и практика общественного развития. 2024. № 11. С. 169-176. https://doi.org/10.24158/tipor.2024.11.20.

Original article

Potential for Cooperation between Digital Sharing Economy Platforms

and State Authorities

Anna Yu. Veretennikova

Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1808-7856

Abstract. The aggravation of social and economic issues caused by changing geopolitical conditions, as well as the high potential for the development of digital technologies, have indicated the need to develop new forms of interaction between economic agents. The aim of this study is to identify the potential for cooperation between digital platforms of the sharing economy and public authorities to solve socially significant tasks, including at the regional level. The information base of the study was the data of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the Bank of Russia, etc. The study identified existing cooperation projects between organizations of the sharing economy and government agencies. Using the example of the activities of investment platforms, a model of interaction between their operators and public authorities is shown, which takes into account the possibilities of state support. The significance of the results obtained con-sists in expanding the potential of the sharing economy in terms of solving socially significant tasks.

Keywords: digital platforms, sharing economy, cooperation, regulation, authorities

Funding: The article was prepared in accordance with the research plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.

For citation: Veretennikova, A.Yu. (2024) Potential for Cooperation between Digital Sharing Economy Platforms and State Authorities. Theory and Practice of Social Development. (11), 169-176. Available from: doi: 10.24158/ti-por.2024.11.20 (In Russian).

Платформы шеринг-экономики, возникающие первоначально как альтернатива традиционным рыночным отношениям, довольно быстро захватывают и трансформируют привычные соци-

© Веретенникова А.Ю., 2024

ально-экономические модели хозяйствования. Вместе с тем они оказывают двойственное влияние. С одной стороны, данные платформы, преследуя цель повышения эффективности ресурсов, открывают новые возможности для сотрудничества и взаимодействия, с другой - создают угрозы, связанные с формированием «капитализма платформ» (Срничек, 2019).

При этом обострение экономической и социальной напряжённости, вызванное геополитическими причинами, потребовало поиска более эффективных форм взаимодействия. Платформы и сервисы шеринг-экономики в данных условиях выступают источником дополнительных ресурсов. В частности, Е.Ф. Авдокушин, Е.Д. Платонова и Е.Н. Кузнецова полагают, что шеринг-экономика (в терминах авторов - ЭСП/ЭСИ1) может быть рассмотрена как новый подход к мобилизации ресурсов национальной экономики (Авдокушин и др., 2023).

Эффективность и востребованность данной бизнес-модели также подтверждает ее закрепление среди гражданского общества. Снижая трансакционные издержки при соответствующем уровне доверия, цифровые платформы и сервисы шеринг-экономики способствуют трансформации привычных норм и правил, которые претерпевают изменения в условиях распространения цифровых технологий. Вместе с тем следует учитывать экономические и социальные эффекты, возникающие при взаимодействии органов власти, гражданского общества и компаний шеринг-экономики. Разработка эффективных норм и правил взаимодействия, учитывающих интересы широкого круга заинтересованных лиц, может способствовать формированию более значимых и востребованных результатов. В связи с этим отдельного внимания требует разработка механизмов сотрудничества, особенно на региональном уровне, что будет благоприятно влиять на развитие социальной среды в регионе.

Целью данного исследования является выявление потенциала сотрудничества цифровых платформ шеринг-экономики с органами государственной власти для решения общественно значимых задач, в том числе на уровне региона. Для достижения данной цели были рассмотрены примеры регулирования и поддержки проектов шеринг-экономики; проведен анализ существующих совместных проектов Минэкономразвития, в которых учитывается сотрудничество с компаниями, применяющими данную бизнес-модель; предложена схема сотрудничества инвестиционных платформ как примера шеринга финансовых ресурсов для решения задач региона.

Шеринг-экономика:регулирование, поддержка, сотрудничество. История формирования исследований в области шеринг-экономики является несколько размытой, что связано, с одной стороны, с широтой процессов, охватывающих данное явление, а с другой - с их сутью, которая для отечественного читателя зачастую не обладает новизной, а лишь реализуется новым способом - посредством применения цифровых ресурсов и сервисов.

Возникновение термина «шеринг-экономика», как правило, принято связывать с работой Л. Лессига, в которой автор противопоставляет шеринговую и коммерческую экономику, отдельно выделяя также гибридную экономику, включающую как элементы первой, так и второй (Lessig, 2008). Шеринг-экономику Л. Лессиг связывает, прежде всего, с социальным обменом. Он детально рассматривает многообразие мотивов участия в экономике совместного пользования2, а также показывает особенности развития «интернет-шеринг экономики» (Internet Sharing Economies).

Вклад Р. Ботсмана и Р. Роджерса состоит в систематизации моделей совместного потребления (Botsman, Rogers, 2010). Раскрывая суть данного явления, авторы отмечают, что совместное потребление не является нишевым трендом и не связано с кризисом 2008 г. Оно вовлекает в себя всё большую часть населения по всему миру, трансформируя модели поведения, присущие рыночным отношениям. С. Вит, А. Оберг, М. Хёллерер и Р. Мейер на основе сравнительного анализа выделяют четыре подхода к шеринг-экономике: «угроза обществу», «улучшение общества», «разрушение рынка» и «экологический переход» (Envisioning the "Sharing City": Governance Strategies for the Sharing Economy..., 2019).

При рассмотрении шеринг-экономики особую важность приобретает обозначение границ данного явления. Другими словами, необходимо определить, какие из проектов могут быть отнесены к шеринг-экономике. В качестве критериев отнесения выступают наличие цифровой платформы, реализация принципа совместного использования ресурсов, в т. ч. на правах доступа (каршеринг, кик-шеринг) или организация в виде платформы-агрегатора с учетом отраслевого признака (Остро-вок.ру, Яндекс.Такси, Яндекс.Доставка, YouDo и др.), а также сервисы, способствующие повторному использованию материальных ресурсов. Особое внимание следует уделить шерингу в сфере финансов - краудфандинговым и инвестиционным платформам. Важно отметить, что агрегаторы Ozon и Wildberries в рамках данного исследования мы исключили из рассмотрения.

Постепенное проникновение совместного потребления в различные сферы жизни не только гражданского общества, но и в предпринимательский сектор, а также в государственное и муниципальное управление демонстрирует процесс институциональных изменений, формирование новой

1 Экономика совместного потребления/экономика совместного использования.

2 Термины «экономика совместного пользования» и «шеринг-экономика» автор использует как синонимы.

модели общества, учитывающей совместные интересы экономических агентов. Это стало причиной более детального рассмотрения механизмов регулирования, поддержки и сотрудничества органов государственной власти и компаний шеринг-экономики.

При определении субъектов, которые участвуют в регулировании шеринг-экономики, С. Киршнер и Э. Шусслер отмечают роль не только цифровых платформ как организаторов рынка, но и организаций, устанавливающих стандарты, общественных движений, профсоюзов, организованных покупателей и продавцов, должностных лиц или лиц, влияющих на политические решения (Kirchner, Schüßler, 2020). Ю. Чен, Ю. Хуан и Ч. Тан рассматривают вопросы регулирования шеринг-экономики на примере платформ краткосрочной аренды, показывая, что меры регулирования при этом могут быть разработаны на нескольких уровнях и удовлетворять требованиям самого потребителя, коммунальной службы или сообщества и других заинтересованных лиц (Chen et al., 2020).

С. Миллер сформулировал 10 принципов, которые следует учитывать при разработке мер регулирования. Ученый отмечает необходимость учета разнообразия интересов участников ше-ринг-экономики, обеспечения легитимности данного направления, открытости предоставляемой информации, применения более гибких, основанных на сотрудничестве моделей взаимодействия и др. (Miller, 2016). В развитии данных принципов С.Ю. Кашкин и А.В. Алтухов отмечают важность учета прозрачности, адекватности, участия, эффективности, подотчетности и соблюдения прав человека (Кашкин, Алтухов, 2020).

Поскольку данная бизнес-модель развивается неоднородно, вопросы регулирования этого вида деятельности рассматриваются на отраслевом уровне. Вместе с тем единого подхода к регулированию в данной сфере не обнаружено. Так, в 2019 г. Министерство транспорта РФ разработало законопроект для регулирования деятельности онлайн-агрегаторов совместных поездок на автомобилях. Однако данный проект не был принят. В отношении гражданско-правовой природы договора каршеринга также возникает широкий перечень вопросов. Сущность каршеринга определена постановлением Правительства Москвы от 31.08.2011 г. № 405-ПП: предоставление легковых автомобилей в краткосрочную аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности.

В рамках правового поля, а также в научных работах по данной тематике ведется дискуссия по поводу формы договорных отношений, возникающих в ходе использования транспортного средства. BelkaCar (АО «Каршеринг») предлагает договор присоединения. Сервис «Ситидрайв» (ООО «Новые транспортные системы») предоставляет возможность пользователям заключить договор аренды транспортного средства без экипажа посредством присоединения к условиям договора в электронной форме. На сайте сервиса «Делимобиль» (ООО «Каршеринг Руссия») размещены два вида договоров: договор присоединения и договор аренды транспортного средства. С.А. Муратова поддерживает концепцию, согласно которой договор кар-шеринга является разновидностью договора аренды транспортного средства без экипажа (Муратова, 2023).

В отношении регулирования шеринг-экономики в сфере финансов в 2019 г. был введен Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, определяющий нормы и правила в отношении организации деятельности данного типа платформ.

Особо следует отметить работу Министерства экономического развития Российской Федерации, направленную на развитие малого и среднего бизнеса. В рамках этой деятельности реализуются совместные проекты органов государственной власти и платформ шеринг-экономики. Например, представляет интерес совместный проект с «VK Реклама», действующий в 20222023 гг.2 Предприниматели, не пользующиеся ранее услугой продвижения на платформе, имели возможность получить купон в центрах «Мой бизнес» (при соответствии условиям акции), который позволял удвоить вложенные на рекламу денежные средства в размере от 500 до 5 000 руб.

С ноября 2023 г. данная программа была расширена и стала доступна для самозанятых, а также увеличен максимальный размер средств, которые можно удвоить. Подобная инициатива отнесена к сотрудничеству с шеринг-экономикой ввиду того, что VK.ru способствует формированию

1 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44616 (дата обращения: 30.10.2024).

2 Программа Минэкономразвития и VK расширяет возможности онлайн-продвижения для МСП [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. 2023. 22 марта. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/programma_minekonomrazvitiya_i_vk_rasshiryaet_vozmozhnosti_onl ayn_prodvizheniya_dlya_msp.html (дата обращения: 30.10.2024).

сообществ, а также соответствует требованиям, предъявляемым к цифровым платформам. Кроме того, этот проект затрагивает интересы самозанятых. Кластер шеринг-экономики активно участвовал в разработке законодательства, регулирующего деятельность самозанятых1, что также свидетельствует о том, что данное направление является важным для развития шеринг-экономики2.

Министерство экономического развития РФ совместно с «Авито»3 при участии фонда «Наше будущее» с июля 2023 г. запустило федеральную программу поддержки МСП и организаций некоммерческого сектора, направленную на получение помощи в продвижении продукции на онлайн-платформе и привлечении новых клиентов. Поставщикам товаров и услуг, размещающим предложения на платформе, при пополнении аванса от 1 000 руб. предоставлялась возможность получения бонусов, которые можно использовать для покрытия услуг продвижения. В рамках программы расписан алгоритм получения бонусов. Важно отметить, что данная инициатива имеет особое значение для социальных предпринимателей и некоммерческих организаций. Помимо бонусов для продвижения, участники программы имеют право на получение профессиональных консультаций по развитию бизнеса на платформе, доступ к бесплатным обучающим ве-бинарам и курсам по электронной коммерции.

При рассмотрении проектов шеринг-экономики к ним зачастую относят и деятельность платформ-агрегаторов. Так, например, Uber, AirBnB по своей сути являются агрегаторами, которые, формируя нормы и правила поведения на платформе, создают некое сообщество, что представляется одним из критериев шеринг-экономики. В данном контексте следует также отметить федеральную программу поддержки предприятий АПК, реализуемую Минэкономразвития совместно с Россельхозбанком. В рамках данной программы агропредприятия и агропредпринима-тели по всей России получили возможность представить свою продукцию на крупнейших аграрных маркетплейсах «Своё Фермерство» и «Своё Родное», а также бесплатно получить дополнительную промо-поддержку. Программа доступна для предпринимателей и юридических лиц в сегменте В2В и В2С, которые ранее не продавали свою продукцию на этих маркетплейсах4.

Отдельного внимания требует деятельность Минэкономразвития в отношении взаимодействия с инвестиционными платформами. В данном направлении также ведется довольно активная работа. Так, в 2022 и 2023 гг. был определен перечень операторов инвестиционных платформ, которые получили право на возмещение части расходов, связанных с функционированием платформы. В 2022 г. данный перечень включал 7 организаций, в 2023 г. - 11. Общий объем покрытия расходов в 2023 г. составил более 34 млн руб. Взаимодействие органов государственной власти с инвестиционными платформами, по нашему мнению, обладает довольно высоким потенциалом, который в данный период практически не используется. В связи с этим в рамках настоящего исследования представлен механизм сотрудничества данных экономических агентов в целях решения общественно значимых задач.

Методология исследования. Процедура данного исследования включала два ключевых этапа. На первом этапе была схематично описана деятельность инвестиционной платформы при организации текущих процессов; на втором - функционирование инвестиционной платформы при условии государственной поддержки. Кроме того, представлены стимулы участия каждого их контрагента в подобном взаимодействии.

Информационной базой исследования являлись научные публикации по данной тематике; материалы, публикуемые на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации; непосредственно нормативно-правовые акты, представленные на инвестиционных платформах, а также реестр инвестиционных платформ, формируемый Банком России.

Результаты исследования. В целях развития совместных проектов шеринг-платформ с государством был разработан механизм сотрудничества органов государственной власти, инвестиционных платформ, гражданского общества и предпринимателей для обеспечения экономических, социальных и экологических задач региона или территории. Для решения данной задачи рассмотрены 2 варианта функционирования инвестиционной платформы: 1) при отсутствии и 2) при наличии государственной поддержки.

1 Самозанятость как инструмент поддержки людей, экономики и IT сектора в кризисный период [Электронный ресурс] // РАЭК. URL: https://raec.ru/live/branch/12965/ (дата обращения: 30.10.2024).

2 Минэкономразвития расширяет поддержку онлайн-торговли МСП при помощи новой партнерской программы [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. 2023. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rasshiryaet_podderzhku_onlayn_torgovli_msp_p ri_pomoshchi_novoy_partnerskoy_programmy.html (дата обращения: 30.10.2024).

3 Там же.

4 Минэкономразвития России и РСХБ запускают совместную программу поддержки агробизнеса [Электронный ресурс] // Там же. 2023. 11 мая. URL: https://clck.ru/3EqDJ8 (дата обращения: 30.10.2024).

Отметим, что Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ г. «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает следующие способы инвестирования с использованием инвестиционных платформ: предоставление займов (краудлендинг); приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых на инвестиционной платформе (краудинве-стинг); приобретение утилитарных цифровых прав (право требовать передачи вещи (вещей), исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и (или) права использования результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ и (или) оказания услуг) и цифровых финансовых активов. Мы сконцентрировали свое внимание на цифровых платформах, предоставляющих займы.

В рамках первого варианта взаимодействия цифровая платформа функционирует в обычном режиме, предоставляя доступ к финансовым ресурсам инвесторов, зарегистрированных на платформе. Во втором случае рассмотрен вариант функционирования инвестиционной платформы при условии внедрения программы государственной поддержки.

Модель взаимодействия экономических агентов при первом варианте представлена на рисунке 1.

Оргчиы .юсчляргтрЕннй! КПЗСТИ

Денежные

PjjpaâbMnimi првелгор

<-

flwT-а щ HpfflhiTi

ПЛЭ1Л ja пмредни—rtres

Рисунок 1 - Модель взаимодействия экономических агентов посредством применения краудлендинговой платформы1

Figure 1 - A Model of Interaction between Economic Agents through the Use of a Crowdlanding Platform

Инвесторы и разработчики проектов выступают основными участниками взаимодействия. Финансовые институты, платежные системы, а также интернет-провайдеры формируют среду для реализации трансакций на платформе. Органы государственной власти непосредственно регулируют данный вид деятельности. Оператор инвестиционной платформы ответственен за реализацию трансакции на платформе, а также выступает гарантом качества и надежности для всех ее участников. В ходе реализации деятельности оператор цифровой платформы оценивает проект, представляемый для инвестирования, непосредственно ищет для него инвестора, реализует трансакцию, обслуживает процесс перемещения финансовых ресурсов.

1 Рисунки 1 и 2 составлены автором.

К стимулам инвестора в данном случае будет относиться получение дополнительного дохода. Разработчикам, в свою очередь, важно иметь возможность оперативно привлечь денежные средства для реализации проекта, а также снизить ограничения на доступ к ресурсам. Инвестиционная платформа получает ренту от обеспечения взаимодействия разработчика проекта и инвестора. Органы государственной власти ответственны за регулирование и разрешение споров, возникающих на цифровой платформе, а также за правомерность ведения деятельности инвестиционной платформы.

Сетевым эффектом от функционирования платформы становится развитие предпринимательства, в частности микро- и малых предприятий, путем высвобождения недоиспользованных ресурсов и повышения эффективности их вложения.

Второй вариант функционирования инвестиционной платформы будет включать в себя условие государственной поддержки. Сотрудничество платформ шеринг-экономики с органами государственной власти нам видится в разработке механизма поддержки общественно значимых проектов через инвестиционную платформу. На рисунке 2 представлена модель соответствующего взаимодействия.

Рисунок 2 - Модель взаимодействия экономических агентов посредством применения краудлендинговой платформы с учетом государственной поддержки

Figure 2 - A Model of Interaction between Economic Agents through the Use of a Crowdlanding Platform, Taking into Account Government Support

Представленная схема отличается наличием дополнительной функции органов государственной власти, расширением функционала платформы путем распределения ресурсов для финансирования проектов с господдержкой, а также снижением нагрузки разработчиков проектов в части платы за использование заемных средств. Государственная поддержка, по нашему мнению, может быть направлена на реализацию общественно значимых проектов, а также на проекты, имеющие приоритет для развития территории. Реализация данной инициативы требует более глубокой проработки условий участия проектов в представляемой программе, а также типов проектов, претендующих на снижение процентной ставки за пользование кредитными ресурсами.

Для обоснования результативности данной модели сотрудничества были более детально раскрыть выгоды каждой из сторон. Так, среди выгод инвестора - участие в решении задач города или региона, в котором он проживает, возможность получения равного или большего дохода за счет государственной поддержки, повышение качества жизни территории проживания.

К выгодам цифровой платформы могут быть отнесены следующие: повышение ее статуса перед государством в части надежности, расширение пула инвесторов и разработчиков проектов. Здесь важно отметить, что платформа может столкнуться с риском невозврата денежных средств при реализации отдельных социально ориентированных проектов. Выбор инвестиционной платформы со стороны государства в качестве площадки для дополнительного финансирования также требует разработки ряда требований, которые должны учитывать ее финансовую устойчивость, рентабельность, качество проводимой на ней экспертизы проектов, а также прозрачность реализуемых операций.

К выгодам разработчиков проектов будет отнесено привлечение внимания со стороны государства, а также получение инвестиций на более выгодных условиях.

Обсуждение результатов. Представленные в предыдущем разделе результаты описывают общую схему взаимодействия инвестиционных платформ при условии допущения государственной поддержки. Отдельно следует отметить преимущества реализации подобного механизма сотрудничества для региональных органов власти, что будет способствовать реализации социально значимых проектов, снижению социальной напряженности, стимулированию предпринимательства в регионе, вовлечению инициативных граждан в решение социальных задач региона, высвобождению дополнительных ресурсов.

В реестре операторов инвестиционных платформ на данный период в регионах России (за исключением Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) зарегистрировано 19 операторов инвестиционных платформ, 14 - в регионах России. Среди них 4 получают субсидии на покрытие расходов платформы, что свидетельствует о признании стабильности данных платформ со стороны государства.

Для развития предпринимательства и территорий при участии инвестиционных платформ может быть разработан как федеральный, так и региональный проект. В части реализации федерального проекта могут быть определены инвестиционные платформы, отобранные по определенным критериям, а также выполнено распределение регионов по обозначенным платформам. Проекты, ориентированные на решение общественно значимых задач, получают право поиска инвестиций на льготных условиях. Если по итогам реализации проекта будут достигнуты высокие показатели социальной или экономической эффективности, что будет определяться индивидуально, разработчик также сможет претендовать на продолжение льготной поддержки через платформу.

Реализация подобного проекта позволит привлечь внимание предпринимателей, гражданского общества к участию в общественно значимых проектах, а также высвободить дополнительные ресурсы.

Заключение. В данном исследовании с целью выявления потенциала сотрудничества цифровых платформ шеринг-экономики с органами государственной власти для решения общественно значимых задач, в том числе на уровне региона, были получены следующие результаты.

Во-первых, выявлены существующие совместные проекты взаимодействия организаций шеринг-экономики с органами государственной власти. Показано, что сотрудничество в данном направлении имеется и зачастую связано со стимулированием деятельности малого и среднего бизнеса, включая социальных предпринимателей.

Во-вторых, на примере деятельности инвестиционных платформ показана модель взаимодействия оператора инвестиционной платформы с органами государственной власти при условии государственной поддержки. Описаны стимулы каждого из экономических агентов и обоснован потенциал разработки совместных проектов.

Значимость полученных результатов состоит в расширении потенциала шеринг-экономики в части решения общественно значимых задач.

Список источников:

Авдокушин Е.Ф., Платонова Е.Д., Кузнецова Е.Г. Новая модель современного бизнеса: экономика совместного потребления и использования. М., 2023. 280 с.

Кашкин С.Ю., Алтухов А.В. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта: платформенные правовые модели // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 4 (68). С. 26-40. http://doi.org/10.17803/2311 -5998.2020.68.4.026-040.

Муратова С.А. Правовая природа договора каршеринга и перспективы его развития // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 1 (11). P. 194-205. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.87.11.194-205.

Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой. М., 2019. 128 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1786-4.

Botsman R., Rogers R. What's mine is yours: The rise of collaborative consumption. N.Y., 2010. 304 p.

Chen, Y., Huang, Y., Tan, C.H. Short-term Rental and Its Regulations on the Home-sharing Platform // Information & Management. 2020. Vol. 58, no. 2. Article 103322. https://doi.org/10.1016/j.im.2020.103322.

Envisioning the "Sharing City": Governance Strategies for the Sharing Economy / S. Vith [et al.] // Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 159, no. 3. P. 1023-1046. https://doi.org/10.1007/s10551-019-04242-4.

Kirchner S., SchüIJler E. Regulating the Sharing Economy: A Field Perspective // Theorizing the Sharing Economy: Variety and Trajectories of New Forms of Organizing (Research in the Sociology of Organizations, Vol. 66) / ed. by I. Maurer, J. Mair, A. Oberg. Leeds, 2020. P. 215-236. https://doi.org/10.1108/S0733-558X20200000066010.

Lessig L. Two economies: Commercial and sharing // Remix: Making art and commerce thrive in the hybrid economy. L., 2008. P. 117-176.

Miller S. First principles for regulating the sharing economy // Harvard Journal on Legislation. 2016. Vol. 53, no. 1. P. 147 -202. https://doi.org/10.2139/ssrn.2568016.

References:

Avdokushin, E.F., Platonova, E.D. & Kuznetsova, E.G. (2023) Novaya model' sovremennogo biznesa: ekonomika sovmestnogo potrebleniya i ispol'zovaniya [A new model of modern business: economics of collaborative consumption and sharing]. Moscow. 280 p. (In Russian)

Botsman, R. & Rogers, R. (2010) What's mine is yours: The rise of collaborative consumption. New York. 304 p. Chen, Y., Huang, Y. & Tan, C.H. (2020) Short-term Rental and Its Regulations on the Home-sharing Platform. Information & Management. 58 (2), 103322. Available from: doi:10.1016/j.im.2020.103322.

Kashkin, S.Yu. & Altukhov, A.V. (2020) The concept of legal regulation of artificial intelligence: platform legal models. Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). (4 (68)), 26-40. Available from: doi:10.17803/2311 -5998.2020.68.4.026-040. (In Russian)

Kirchner, S. & SchüIJler, E. (2020) Regulating the Sharing Economy: A Field Perspective. In: Maurer, I., Mair, J. & Oberg, A. (eds.) Theorizing the Sharing Economy: Variety and Trajectories of New Forms of Organizing (Research in the Sociology of Organizations, Vol. 66). Leeds, pp. 215-236. Available from: doi:10.1108/S0733-558X20200000066010.

Lessig, L. (2008) Two economies: Commercial and sharing. In: Remix: Making art and commerce thrive in the hybrid economy. London, pp. 117-176.

Miller, S. (2016) First principles for regulating the sharing economy. Harvard Journal on Legislation. 53 (1), 147-202. Available from: doi:10.2139/ssrn.2568016.

Muratova, S.A. (2021) Legal nature of carsharing agreement and prospects for its development. Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). (1 (11)), 194-205. Available from: doi:10.17803/2311 -5998.2021.87.11.194-205. (In Russian) Srnicek, N. (2019) Platform Capitalism. In: Dobryakova, M. (ed.). Moscow. 128 p. Available from: doi:10.17323/978-5-7598-1786-4. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vith, S., Oberg, A., Hollerer, M. & Meyer, R. (2019) Envisioning the 'Sharing City': Governance Strategies for the Sharing Economy. Journal of Business Ethics. 159 (3), 1023-1046. Available from: doi:10.1007/s10551-019-04242-4.

Информация об авторе А.Ю. Веретенникова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=587754

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.Yu. Veretennikova - PhD in Economics, Senior Research Fellow, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=587754

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.10.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.11.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 26.11.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.