Динамика и качество платформенной занятости в эпоху коронавируса: вызовы для России
Dynamics and Quality of Platform Employment in the Era of Coronavirus: Challenges for Russia
Получено 09.09.2020 Одобрено 30.09.2020 Опубликовано 10.11.2020 DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.4.7
Для цитирования: Локтюхина Н.В., Черных Е.А. Динамика и качество платформенной занятости в эпоху коронавируса: вызовы для России // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. №4. С. 80-95. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.4.7
For citation: Loktyukhina N.V., Chernykh E.A. Dynamics and quality of platform employment in the era of Coronavirus: challenges for Russia. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2020. Vol. 16. No.4. P. 80-95. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.4.7
НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЛОКТЮХИНА, NATALYA V. LOKTYUKHINA,
д.э.н., доцент, профессор Академии труда и социально- Doctor of Economics, Professor, Academy of Labour and Social
трудовых отношений, Москва, Российская Федерация. and Labour Relations, Moscow, Russian Federation.
E-mail [email protected] elibrary Author_id 369938 ORCID https://orcid.org/0000-0002-8390-8537 Research ID U-7444-2019
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА ЧЕРНЫХ, EKATERINA A. CHERNYKH,
к.э.н., старший научный сотрудник лаборатории проблем PhD in economics, Senior Research Worker at the Laboratory
уровня и качества жизни ИСЭПН ФНИСЦ РАН, Москва, of Problems of Living Standards and Quality of Life at the
Российская Федерация. ISESP FCTAS RAS, Moscow, Russian Federation.
E-mail [email protected] elibrary Author_id 473083 ORCID https://orcid.org/0000-0002-6970-487X Research ID M-8255-2013
Аннотация
Пандемия COVID-19 очень сильно ударила по экономике России, повлияла на формы использования труда и режимы работы, потребовала принятия принципиально новых управленческих решений в сфере труда. Мы считаем, что можно говорить о социально-трудовых отношениях эпохи корона-вируса, а также о тех уроках, которые нужно извлечь из их особенностей для будущего. Актуальность исследования динамики и качество платформенной занятости в период пандемии COVID-19 обусловлено слабой изученностью, относительной новизной и массовостью отмеченной формы отношений занятости, реализуемой с помощью цифровых платформ. В статье проанализировано влияние пандемии COVlD-19 и связанных с ней экономических и социальных последствий на платформенную занятость в России в целом и на отдельные её сегменты. Цифровые трудовые платформы представляют собой цифровые сети, которые алгоритмически координируют транзакции трудовых услуг. Работа на платформе является новой формой работы, и она постоянно развивается. Пандемия коронавируса по-разному повлияла на различные сферы платформенной занятости, и это влияние обусловлено спецификой данных сфер, объёмом государственной поддержки, степенью и скоростью подстройки (гибкостью) платформенной занятости в развивающейся ситуации. В статье рассмотрена общая динамика этого типа занятости, проанализированы новые тенденции в отраслевой динамике, объёмы, виды, формы и специфика платформенной занятости, в том числе предоставление услуг самозанятыми, услуги такси и каршеринга на цифровых платформах труда, а также деятельность на электронных цифровых платформах торговли. Предложены рекомендации, в том числе государственным органам, профсоюзам и работодателям. Выявлены проблемные поля, требующие дальнейшего исследования.
Ключевые слова: пандемия ^УЮ-19, цифровые платформы труда, платформенная занятость, самозанятость, регулирование платформенной занятости, статус занятости, неустойчивая (прекаризованная) занятость, качество трудовой жизни, социальная защита, оплата труда, шеринг, рынок такси
Введение
Актуальность исследования динамики и качество платформенной занятости в период пандемии COVID-19 обусловлено слабой изученно-
Abstract
The COVID-19 pandemic hit the Russian economy very hard, influenced the forms of labour use and work modes, and required the adoption of fundamentally new managerial decisions in the world of work. We believe that we can talk about social and labour relations in the era of the coronavirus, as well as the lessons to be learned for the future. The relevance of the study of the dynamics and quality of platform employment during the COVID-19 pandemic is due to the poor knowledge, relative novelty, and massiveness of the noted form of employment relations, implemented using digital platforms. The article analyzes the impact of the COVID-19 pandemic and the associated economic and social consequences on platform employment in Russia as a whole and on its individual segments. Digital labour platforms are digital networks that algorithmically coordinate labour service transactions. Working on the platform is a new form of work, and it is constantly evolving. The coronavirus pandemic has affected different areas of platform employment in different ways, and this impact is due to the specifics of these areas, the amount of government support, the degree, and speed of adjustment (flexibility) of platform employment in an evolving situation. The article examines the general dynamics of this type of employment, analyzes new trends in industry dynamics, volumes, types, forms, and specifics of platform employment, including the provision of services by self-employed, taxi and car-sharing services on digital labour platforms, as well as activities on electronic digital trading platforms. Recommendations are offered, including government agencies, trade unions, and employers. The problem areas requiring further research have been identified.
Keywords: pandemic COVID-19, digital labor platforms, platform employment, self-employment, regulation of platform employment, employment status, precarious employment, quality of working life, social protection, wages, sharing, taxi market
стью, относительной новизной и массовостью отмеченной формы отношений занятости, реализуемой с помощью цифровых платформ.
При этом, пандемия COVID-19 настолько
сильно ударила по экономике России, сказалась на формах использования труда и режимах работы, потребовала принятия принципиально новых управленческих решений в сфере труда, что можно говорить о социально-трудовых отношениях эпохи короновируса, а главное - и о тех уроках, которые нужно извлечь из их особенностей для будущего регулирования. Платформенная занятость (будучи формой занятости, реализуемой при помощи цифровых платформ) и проблемы платформенных работников (занятых с помощью цифровых платформ) в данном контексте занимают особое место.
Объектом исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, является платформенная занятость. Предметом исследования выступают особенности развития платформенной занятости в период пандемии COVID-19. Цель исследования состоит в исследовании влияния пандемии COVID-19 и ее экономических и социальных последствий на объем, виды, формы и специфику платформенной занятости (в том числе предоставление услуг самозанятыми, услуги такси и каршеринга на цифровых платформах труда, а также деятельность на электронных цифровых платформах торговли). Важным аспектом достижения обозначенной цели исследования является выработка рекомендаций (в адрес органов государственной власти, объединениям профсоюзов и работодателей) по урегулированию возможных проблем в сфере платформенной занятости.
Гипотеза исследования состоит в том, что пандемия коронавируса по-разному повлияла на различные сферы платформенной занятости, и это влияние обусловлено спецификой данных сфер, объёмом государственной поддержки, степенью и скоростью подстройки (гибкостью) платформенной занятости в развивающейся ситуации.
Особенности проработки в научных публикациях темы настоящей статьи обусловлены её многоаспектностью. Проблематике платформенной занятости посвящены многочисленные публикации как зарубежных, так и отечественных авторов [см. например, Codagnone C. et al, 2018); Choudary S.P., 2018; Черных E.A., 2020]. За время пандемии (с начала весны 2020 года для большинства стран мира) мы наблюдаем огромный рост числа научных статей на тему влияния корона-вируса на разные аспекты экономической жизни [Rudolph C.W. and Zacher H., 2020; Van Bavel J.J. et al., 2020 и др.]. Однако, научных публикаций, по-свящённых влиянию пандемии именно на платформенную занятость ещё практически нет (одна из немногих статей [Spurk D., Straub C., 2020].
1. Основные теоретические
и методологические положения
исследования
В рамках определения теоретических и методологических положений исследования целесообразно раскрыть сущность категорий, вокруг которых осуществляется данное исследование.
Цифровые трудовые платформы представляют собой цифровые сети, которые алгоритмически координируют транзакции трудовых услуг. Исследование [Codagnone C. et al., 2018] определяет и концептуализирует платформы цифрового труда как рынки, выделяя два их типа:
■ обеспечивающих удалённую доставку услуг с электронной передачей (например, Amazon Mechanical Turk, Upwork, Freelancers и т.д.). Первая категория называется Online Labour Markets (OLMs) и является потенциально глобальной,
■ где процессы сопоставления и администрирования являются цифровыми, но предоставление услуг является физическим и требует прямого взаимодействия (данный тип называется мобильными рынками труда (MLM) и локализован).
Работа на платформе является новой формой работы, и она постоянно развивается. По словам А.А. Аузана «Мы вошли в фазу платформенного капитализма. Цифровые компании и в 2018 году по капитализации в первой десятке занимали 8 мест, но сейчас они выросли колоссально». По его словам, это не просто рост компаний, это другой тип организации правил, которые выполняются технологиями искусственного интеллекта1.
Принципиально новый, а также сложный и изменчивый характер платформенной занятости обуславливает трудности в её регулировании [Choudary S.P., 2018; Черных E.A., 2020].
В рамках настоящего исследования мы рассматривали платформенную занятости через призму её качества в период пандемии коронави-руса. Вместе с тем, качество занятости является многомерной концепцией, характеризующейся многочисленными различными аспектами или измерениями, которые связаны с удовлетворением потребностей человека различными путями [Бобков В.Н. и др., 2000]. В частности, в международной практике выделяется 7 измерений качества занятости [UNECE, 2010]: 1) безопасность и этика занятости 2) доход и льготы; 3) продолжительность рабочего времени и сочетание трудовой деятельность и личной жизни; 4) стабильность занятости и социальная защита; 5) социальный диалог; 6) повышение квалификации и профессиональное обучение; 7) связанные с занятостью отношения и трудовая мотивация. В ходе исследования, мы
1 Эксперт: экономика РФ сейчас восстанавливается, но осенью возможен кризис неплатежей URL: https://tass.ru/ ekonomika/9256773 (дата обращения: 20.08.2020).
сделали акцент на изучении одного из аспектов качества занятости - стабильности занятости и социальной защиты. Данный аспект может быть изучен через призму формы занятости платформенных работников (трудовые отношения, статус индивидуального предпринимателя или самозанятого и др.) и оценку степени её неустойчивости.
2. Использованные данные и методы
работы с ними
Исследование опирается на доступные источники информации о платформенной занятости, законодательные акты, оперативные публикации в профессиональных СМИ, а также научные публикации зарубежных авторов. Специфика информационной базы исследования обусловлена отсутствием статистических наблюдений за платформенной занятостью в России1, в связи с чем авторы самостоятельно проанализировали такие крупнейшие платформы как Profi.ru., YouDo, Amazon, «Авито», «Яндекс.Услуги», Uber, «Дели-мобиль». YouDrive, «Яндекс.Такси», «Gett», «Си-тимобил» и ряд других. Оценку платформенной занятости мы провели по «отраслевому признаку» исходя из видов работ и оказываемых услуг.
3. Результаты исследования
3.1. Предпосылки влияния пандемии COVID-19 на платформенную занятость
Для того чтобы проанализировать влияние пандемии COVID-19 на сферу платформенной занятости, необходимо сначала кратко рассмотреть воздействие последствий локдауна на мировую и российскую экономику в целом.
В апреле 2020 года МВФ пересмотрел прогноз экономического роста, который он подготовил до пандемии COVID-19, с +3,3% до -3%. Сокращение мировой экономики на 5-8 % по прогнозам Всемирного банка и ОЭСР означают крупнейший глобальный спад со времён Второй мировой войны. Согласно сценариям ВТО, падение объёмов мировой торговли составит от 13% до 32%. Согласно апрельским оценкам МВФ, среднее отношение государственного долга к ВВП повысится в течение года с 69,4% до 85,3%. Согласно прогнозу Всемирного банка, от 71 до 100 млн человек окажутся в условиях крайней нищеты [МОТ, 2020].
Спад в промышленности в России в апреле составил 7%, в мае - почти 10%, в июне 9,4%2.
1 Платформенная занятость не даётся статистикам URL:https://www.kommersant.ru/doc/3955422 (дата обращения: 20.08.2020).
2 Как коронавирусный кризис ударил по регионам. Мнение экономиста Натальи Зубаревич о масштабах потерь
и помощи URL: https://www.proekt.media/opinion/zubarevich-koronavirus-krizis-regiony/?fbclid=IwAR3e5B6tYudm7aNupdS DfHKeC-W2uW1wScPjS45xiYuFmKFvUPeiQN409Cc (дата обращения: 21.08.2020).
Во-первых, снизился мировой спрос, поэтому пострадали регионы экспортной промышленности, особенно нефтедобывающие. Во-вторых, сильно сжался внутренний спрос. Мировой спрос восстанавливается медленно, как и внутренний, потому что доходы населения во втором квартале сократились на 8%.
В апреле объем розничной торговли сократился на 23%, в мае - на 19%, но в июне началось быстрое восстановление (-8%), так как карантин сняли. В июле восстановление розницы замедлилось, т.к. население удовлетворило отложенный спрос, а денег на новые покупки не прибавилось. Спад платных услуг был намного сильнее (на 38% в апреле и на 40% в мае), при этом в июне восстановления почти не было, потому что сохранились ограничения на работу общепита и развлекательных услуг, население стало меньше пользоваться общественным транспортом, выросли неплатежи за ЖКХ. В результате самый сильный спад платных услуг оказался в Москве (на 58% в мае), а в Пензенской области они сократились только на 16%, в Ульяновской, Тамбовской областях и на Чукотке - на 20%3.
Что касается региональных рынков труда, сильнее всего пострадал сектор рыночных услуг, который концентрируется в больших городах. Общая безработица выросла всего лишь на миллион человек (с 4,7% в марте до 6,3% в июле, см. рисунок 1), потому что не было массовых увольнений. Большинство занятых в проблемных отраслях, а это в первую очередь сектор рыночных услуг, были в режиме неполной занятости (в неоплачиваемых отпусках, в простое, на минимальном тарифе). Масштабы кризиса лучше показывает зарегистрированная безработица, что является новым для России феноменом. Власти приняли два решения: увеличить пособие по безработице до прожиточного минимума и облегчить регистрацию в службах занятости, разрешив это делать он-лайн. В результате с конца февраля по конец июля численность зарегистрировавшихся в службах занятости выросла с 700 тыс. до 3,3 млн человек, т.е. более чем в 4 раза. И по количеству обратившихся, и по темпам роста зарегистрированной безработицы выделяются крупнейшие федеральные города и их агломерации, а также города-миллионники. В июле 2020 г., по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, 4,7 млн человек в возрасте 15 лет и старше, или 6,3% рабочей силы классифициро-
з Как коронавирусный кризис ударил по регионам. Мнение экономиста Натальи Зубаревич о масштабах потерь и помощи URL: https://www.proekt.media/opinion/zubarevich-koronavirus-krizis-regiony/?fbclid=IwAR3e5B6tYudm7aNupdS DfHKeC-W2uW1wScPjS45xiYuFmKFvUPeiQN409Cc (дата обращения: 21.08.2020).
Рисунок 1. Количество безработных (тыс. чел.) и уровень безработицы (в %) в России март-июль 2020 г. Источник: построено авторами на основании данных Росстата
Figure 1. The Number of Unemployed (thousand people) and the Unemployment Rate (in%) in Russia, March-July 2020.
Source: Made by the Authors based on Rosstat Data
5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
4513
4606
4731
мар.20 апр.20 май.20 июн.20 июл.20
I безработные по МОТ зарегистрированные безработные уровень безработицы
вались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). Заметим, что последний раз отметку в 6% этот показатель превышал в марте 2012 года (6,5%). При этом зарегистрированы в качестве безработных в органах службы занятости населения, по предварительным данным Роструда, 3,3 млн человек, в том числе 3,0 млн человек получали пособие по безработице1.
Наряду с отмеченными процессами ярко выраженной тенденцией на рынке труда в период пандемии коронавируса явилось обусловленное режимами самоизоляции и карантинными ограничениями развитие удалённой и дистанционной занятости. Таким образом в период пандемии ко-ронавируса экономика, сфера труда и социальной защиты России переживала большие потрясения, что должно было сказаться на платформенной занятости.
3.2. Динамика платформенной занятости в пандемию COVID-19
Предоставление услуг через платформу
Трансформация трудовых отношений, переосмысление корпоративных процессов, безработица, сокращение объёмов работы и заработка побудило носителей рабочей силы изменить своё
1 Информация о социально-экономическом положении России, январь-июль 2020 года. Федеральная СЛУЖБА государственной статистики (Росстат), Москва, 2020 URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/9t1WUjua/oper-07-2020.pdf (дата обращения: 21.08.2020)
трудовое поведение, адаптироваться к «платформенной реальности», и уже в ней искать новые источники для заработка. Люди с начала пандемии стали активнее регистрироваться на цифровых платформах услуг, чтобы переждать кризис и заработать. В сфере услуг, оказываемых с помощью цифровых платформ, можно выделить несколько тенденций, характеризующих их динамику.
Первая тенденция - рост платформенных занятых. Так, по данным YouDo.com, за первую неделю апреля число новых исполнителей на сервисе увеличилось на 38% (Рисунок 2.), а за два месяца карантина - на 42%. Больше всего выросло число заказов в курьерских услугах - ретейлеры оказались перегружены, сроки доставки увеличивались2. Для того чтобы минимизировать взаимодействия с посторонними, сервисы запустили бесконтактную доставку3.
Вторая тенденция - полный или частичный переход на цифровые платформы тех специалистов, которые раньше оказывали офлайн-услуги (ремонт бытовой техники, ветеринария, няни). Во всех профильных сервисах (Profi.ru., YouDo) отме-
2 Эффект уберизации: как шеринг услуг поможет спасти экономику URL: https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5f10a2349 a7947f608500fa2 (дата обращения: 20.08.2020)
3 Цифровизация во время коронавируса: как пандемия влияет на онлайн-сервисы в России URL: https:// futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/cifrovizacia-vo-vrema-koronavirusa-kak-pandemia-vliaet-na-onlajn-servisy-v-rossii (дата обращения: 20.08.2020)
Изменение числа зарегистрированных профессионалов за 30 марта-5 апреля в сравнении с 23-29 марта 2020 года
Курьерские услуги
Ремонт цифровой техники
Компьютерная помощь
\л/еЬ-разработка
Виртуальный помощник
Репетиторы и обучение
Всего по всем категориям: +38%
Рисунок 2. Влияние самоизоляции на онлайн-рынок предоставления услуг, март-апрель 2020 г.
Источник: РБК
Figure 2. Impact of Self-Isolation on the Online Service Delivery Market, March-April 2020
Source: RBC
чен рост предложения и спроса на онлайн-нянь: онлайн-уроки вокала и рисования, развивающие игры и спортивные тренировки, занятия с дошкольниками. Предложение таких услуг опережало спрос. Спрос на дистанционные услуги в марте в онлайн-сервисе YouDo.com вырос на 20% по сравнению с февралём1. Активнее всего рос спрос на репетиторов и преподавателей, перешедших на дистанционное обучение, за первые две недели апреля спрос в этой категории вырос более чем на 40%. Быстрее всего перешли на удалённую работу репетиторы, психологи, специалисты, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, маркетологи, копирайтеры, переводчики, программисты и другие специалисты it-сферы. Из-за закрытия салонов красоты пользователи стали вызывать мастеров на дом. На первой неделе самоизоляции количество заданий для парикмахеров и мастеров по маникюру увеличилось на сервисе YouDo на 40%2.
В «Яндекс Услугах» разработали решение на уровне интерфейса, когда в сервисе специально маркируют исполнителей, которые могут оказывать услуги онлайн, такая маркировка появилась у многих офлайн-специалистов: юристов, бухгалтеров, сантехников, электриков, ремонтников, которые дают онлайн-консультации. С начала самоизоляции прирост количества новых исполнителей составил 50%. Тренеры занимают 10% от всех онлайн-услуг, репетиторы - 7%, психологи -
1 Эффект уберизации: как шеринг услуг поможет спасти экономику URL: https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5f10a2349 a7947f608500fa2 (дата обращения 20.08.2020).
2 Салоны закрыты: мастера красоты пошли по домам URL: https://www.gazeta.ru/business/2020/04/03/13035643. shtml (дата обращения 20.08.2020).
2% и все остальные меньше процента3.
В традиционно офлайновых категориях (крупный ремонт, клининг, грузовые перевозки, фотосессии, проведение мероприятий и промоак-ций) число заказов упало на 30%, но при этом рос спрос на услуги первой необходимости - курьерскую доставку, мелкий бытовой ремонт и ремонт техники. По данным Profi.ru, спрос на грузовые и пассажирские перевозки сейчас опять начал расти.
Для обозначенных двух тенденций есть также одно важное наблюдение, связанное с качеством занятости на ряде цифровых платформ в период пандемии. При общем росте доли платформенной занятости, предложение как дистанционных, так и офлайн-услуг все равно опережает спрос, что приводит к падению заработков исполнителей. По данным YouDo, средний чек немного увеличился в услугах первой необходимой помощи (доставка, мелкий бытовой ремонт), но в остальных категориях наблюдается снижение среднего чека на 25%. Услуги юристов стали дешевле на 50%, репетиторов - на 20%4. Для клиентов снижение цен на услуги репетиторов безусловно является положительным моментом. Развитие технологий дистанционного обучения позволило школьникам, студентам и даже взрослым людям получать качественные образовательные услуги за разумные деньги, например, занимаясь с носителями языка, проживающими на другом конце мира. Наш анализ услуг репетиторов по школьным предметам показал, что за счет выхода на рынок репетито-
3 Эффект уберизации: как шеринг услуг поможет спасти экономику URL: https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5f10a2349 a7947f608500fa2 (дата обращения 20.08.2020).
4 Там же.
ров из регионов, цены значительно снизились (например, до пандемии услуги репетитора по математике стоили в среднем от 2-3 тыс. рублей за час, а в пандемию стало возможно заниматься с проверенным опытным педагогом за 1-1,5 тыс. рублей в час и даже дешевле).
Третья тенденция - масштабирование не только определенных цифровых платформ, но и сфер платформенной занятости, что явилось следствием востребованности соответствующих услуг уже не в офлайн, а в онлайн формате. Достаточно яркий пример - рост рынка онлайн-образовательных услуг. Пандемия ускорила развитие рынка Б^есЬ (образовательные платформы, например для изучения иностранных языков) темпы роста которого и раньше были крайне высоки. Если в
2019 году объем российского рынка онлайн-обу-чения оценивали в 45-50 млрд руб., то по итогам
2020 года он должен достичь уже 55-60 млрд руб. А использование АЯ^Я-технологий в обучении может помочь не только повысить вовлеченность сотрудников в рабочие процессы, но и минимизировать число контактов — не придётся отвлекать опытных сотрудников для обучения новичков.
Четвертая тенденция - рост использования работодателями платформенных работников, уже с точки зрения персонала. Так, заметный рост категории платформенных работников, побудил компанию Уо^о создать отдельное направление - Ь2Ь-платформу, на которой юридические лица смогут заказывать услуги у людей, зарегистрированных на этой платформе. Вследствие локдауна многие компании адаптировались к удалённой работе, что повлекло за собой рост проектной работы и развитие такого формата работы, как ше-ринг услуг. Такой инструмент могут предоставить платформы временной занятости и с помощью зарегистрированных на них работников, работодатели могут закрывать свои потребности, используя платформенных работников.
Благодаря этому, бизнес снижает издержки, «перебрасывая» специалистов с объекта на объект, не нанимая их в штат. Бизнес может сотрудничать с разработчиками по отдельным проектам, обращаться к копирайтерам для разовых задач, использовать самозанятых рабочих на строительных объектах. Это оказывается для предпринимателей более гибкой и дешёвой альтернативой трудовым отношениям - агрегаторы возьмут на себя функцию проведения платежа, оплату налогов и отчётные документы. Рейтинг специалиста, сформированный на платформах, содержит информацию о человеке, отзывы о его работе, «галочку» верификации.
Распространение соу1^19 стало причиной создания и новых платформенных проектов. На-
пример, на социальном проекте #МыВместе\ направленном на помощь пожилым, маломобильным гражданам и медикам, во время пандемии на середину апреля зарегистрировалось более 80 тысяч волонтёров. Это неоплачиваемый общественно полезный труд, но волонтёрство по классификации Международной организации труда является трудовой деятельностью2, а в некоторых трактовках рассматривается как новая форма занятости [Забелина О.В. и др., 2019].
Таким образом, анализ динамики платформенной занятости в период пандемии COVID-19 продемонстрировал приспосабливаемость данной формы занятости к внезапному кризису, внедрение новых успешных решений, а также развитие и масштабирование цифровых платформ. С другой стороны, падение платёжеспособного спроса населения, боязнь личных контактов, не взирая на рост предложения платформенных работников, по ряду направлений сопровождалось снижением их дохода.
Платформы электронной торговли
Сфера электронной торговли в последние годы была быстрорастущим сегментом экономики. Пандемия дала новый толчок для развития соответствующих платформ труда, что было обусловлено карантинными ограничениями (ограничениями в работе и посещении стационарных торговых точек), потребностью населения в дополнительном заработке в условиях экономического спада. И здесь также можно выделить несколько тенденций, отражающихся на занятости с помощью платформ электронной торговли.
Первая тенденция - в целом рост сектора дистанционной торговли, что явилось общепризнанной мировой тенденцией. Так, гигант на рынке платформ электронной Amazon (где в 2019 году уже было 798 тысяч сотрудников3), столкнувшись с огромным ростом числа заказов из-за пандемии коронавируса, объявил вначале о найме 100 тысяч человек, а затем и ещё 75 тысяч сотрудников [Kelly J., 2020]4.
Вторая тенденция - рост популярности платформ электронной с2с-торговли (то есть торгов-
1 Мы вместе 2020 РФ. URL: Ы^://мывместе2020.рф (дата обращения 20.08.2020).
2 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 31.12.2015 N 680 «Об утверждении Официальной статистической методологии формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-й Международной конференцией статистиков труда».
3 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 31.12.2015 N 680 «Об утверждении Официальной статистической методологии формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-й Международной конференцией статистиков труда».
4 Amazon нанимает ещё 75 тысяч человек URL: https:// ru.euronews.com/2020/04/14/usa-amazon-hires-75000-more (дата обращения 20.08.2020).
ли между клиентом и клиентом, оба из которых не являются предпринимателями в юридическом смысле этого слова), а значит рост занятых такого рода торговлей. В экономически развитых странах повторное использование вещей постепенно становится признаком ответственного поведения потребителей, а не способом сэкономить для людей с доходами ниже среднего.
По данным исследования российской платформы «Авито» в России сегмент с2с-торговли ещё до пандемии вырос за два года на 92,5% до 568 млрд руб. в 2019 году. Рост происходит в основном за счёт роста числа продавцов и частоты покупок1. Основные товарные категории с2с-про-даж - электроника и бытовая техника (23% сделок), одежда и обувь (18%), детские товары (16%). В небольших населённых пунктах число с2 с-сде-лок выросло с 14% до 22%. В период пандемии к маю 2020 года количество активных пользователей «Авито» увеличилось до 50 млн человек. Число актуальных объявлений на площадке достигло 60 млн2.
С точки зрения качества занятости на платформах электронной с2с-торговли следует отметить, что предоставление такого рода услуг для зарегистрированных на них продавцов не является основной работой, но при крупных сделках положительно сказывается на уровне доходов.
Третья тенденция - востребованность определенных товаров именно в пандемию привела к росту соответствующего сегмента торговли, а значит и занятых данным видом деятельности, росту (сохранению) их доходов. В силу самоизоляции, удалённой работы и невозможности развлекаться и отдыхать вне дома выросла востребованность различных гаджетов и программно-технических средств.
Как подсчитала компания «Авито», в апреле 2020 года спрос в категории ноутбуков вырос на 115 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, спрос на настольные ПК вырос на 116% и это вторая по показателям прироста категория. Больше всего выросла категория «игры, приставки и программы» — в ней спрос увеличился на 145%.
Четвертая тенденция - пандемия способствовала росту специализации услуг непосредственно в рамках торговли, что, в свою очередь, требует специализации работников, занимаю-
1 Как шеринговые платформы отвоёвывают долю у традиционного e-commerce URL: https://trends.rbc.ru/trends/ sharing/cmrm/5ea868179a79474c3f82eaac (дата обращения 20.08.2020).
2 Изоляция ушла, шопинг остался: как изменилось потребление после пандемии URL: https://trends.rbc.ru/trends/
sharing/cmrm/5eebab609a7947640f10820c (дата обращения 20.08.2020).
щихся как организацией соответствующих платформ, так и зарегистрированных на них.
В 2018 году «Авито» запустило доставку. При выборе этой услуги покупатель оплачивает товар на сайте и деньги резервируются на карте, и только после того, как он увидит товар и подтвердит, что его все устраивает, деньги уходят к продавцу. При этом покупатель может осмотреть товар перед покупкой, когда получит посылку, и бесплатно отказаться от него, если тот не подошёл - все средства возвращаются на карту. Такой безопасный и бесконтактный способ оплаты доступен и для товаров, которые не подходят по габаритам для доставки. Например, когда пользователь хочет купить велосипед или комплект шин. Можно оплатить товар на сайте, приехать к продавцу, осмотреть вещь, подтвердить покупку в личном кабинете - деньги в этот момент спишутся с карты. Такая схема очень удобна и выгодна для продавца в том числе. На площадке можно также найти много услуг, которые сейчас особенно востребованы.
Пятая тенденция - пандемия коронавируса ускорила разрешение в России нового вида он-лайн-торговли - лекарственными препаратами для медицинского применения. В апреле 2020 года был подписан закон об их дистанционной продаже3. Это решение позволило легализовать занятость тех, кто уже занимался данным видом торговли (то есть положительно сказалось на качестве их занятости), в целом способствовала увеличению количества занятых онлайн торговлей лекарствами. Данная сфера будет развиваться, что в свою очередь может сократить занятость в аптечном сегменте.
В пандемию активное использование платформ электронной торговли ярко показало, что за их счёт потребитель может сокращать издержки -как временные, так и финансовые, сокращать риск заразиться инфекцией. Отмечается, что в России переход к бережливому потреблению в значительной мере обусловлен нежеланием переплачивать за усилия маркетологов крупных брендов. 60% потребителей вынуждены экономить, около 30% перешли на менее дорогие марки, активно пользуются скидками, промоакциями, системами лояльности сетевых ретейлеров, таким образом покупая менее дорогие продукты и сокращая расходы, но при этом потребляя активнее. Более 20% товаров покупается в рамках промоакций. По данным исследования GfK Plastic Study, проведённого в 2019 году в странах Европы и в России,
з Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств».
вопросы экологии и бережливости считают важными 64% россиян1.
Рынок услуг такси
Рынок услуг такси, предоставляемых с помощью агрегаторов, также и до пандемии был одним из самых быстро растущих сегментов платформенной занятости.
Согласно результатам исследования, проведённого в феврале 2018 года [Аналитический центр при Правительстве РФ, 2019], темпы роста объёма рынка составляли 8,6% в 2018 году и 5,6% в 2019 году, достигнув 709 млрд рублей. По данному показателю сектор услуг такси опережает многие сферы малого и среднего предпринимательства. С 2015 по 2017 год численность таксистов росла на 25% ежегодно, количество постоянно работающих в сфере такси на конец 2017 года составляло 584 тыс. чел., а временно занятых - ещё 117 тыс. чел. Объем рынка такси растёт темпами, опережающими рост численности водителей, что говорит о преимущественно интенсивном росте, связанном со снижением холостого пробега, ростом утилизации автомобиля и дохода водителей. Резкий рост рынка, произошедший в предыдущие годы благодаря появлению агрегаторов такси, снижению стоимости поездки и увеличению численности пассажиров, в 2019 году подошёл к концу в связи с завершением перехода рынка в новое состояние. Согласно прогнозам экспертов до пандемии коронавируса [Аналитический центр при Правительстве РФ, 2019], темпы роста рынка в 2020 г. должны были сократиться до 3,7-4% и в дальнейшем стабилизироваться на уровне, превышающем рост экономики примерно на 2 процентных пункта.
С точки зрения занятости в сфере услуг такси в пандемию можно выделить несколько тенденций.
Первая тенденция - сокращение перевозок такси в период пандемии, что, однако не означает сохранения данной тенденции в будущем. В связи с пандемией COVID-19 такси столкнулись с серьёзными проблемами как в мире в целом, так и в России. Журнал Forbes сообщает о снижении пассажиропотока Uber в США почти на 94% с начала марта [Chandler S., 2020]. Uber уволил 6700 постоянных сотрудников, не считая водителей, и закрыл 45 офисов2. По данным агентства CTRL, загруженность российских сервисов в апреле-начале мая 2020 года составляла около 60-70% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Количество машин «на линии» упало практиче-
1 Как шеринговые платформы отвоёвывают долю у традиционного e-commerce URL: https://trends.rbc.ru/trends/ sharing/cmrm/5ea868179a79474c3f82eaac (дата обращения 20.08.2020)
2 Uber Cuts 3,000 More Jobs, Shuts 45 Offices in Coronavirus Crunch URL: https://www.wsj.com/articles/uber-cuts-3-000-more-jobs-shuts-45-offices-in-coronavirus-crunch-11589814608 (дата обращения 02.09.2020).
ски вдвое - до 57% к уровню 2019-го3. По оценкам BusinesStat, по итогам 2020 г. натуральный объем рынка такси в России составит 2 397,8 млн поездок, что на 11% ниже уровня 2019 г4. Сокращение показателя произойдёт как за счёт ограничения перемещений граждан в период карантина, так и по причине снижения реальных доходов населения в результате кризиса (поскольку платежеспособность клиентов является определяющим фактором для развития рынка таксомоторных перевозок).
Вторая тенденция - расширение спектра услуг такси.
В сложившихся условиях водители такси стали заниматься курьерской доставкой (продуктов, лекарств, а также других товаров, посылок, заказов из магазинов). «Яндекс.Такси» подключил к своей логистической инфраструктуре крупные сети магазинов, ввёл новую возможность для клиентов - отправлять посылки весом до 10 кг.5
Uber призвал своих водителей стать доставщиками еды для Uber Eats, увеличив количество водителей на 15% [Buchwald E., 2020] Поскольку услуги по доставке еды пользовались большим спросом в пандемию, работники могли не опасаться потери дохода или работы, но вместо этого подвергались риску заболеть. Uber запустил Work Hub, который позволяет водителям находить альтернативную работу в других областях, таких как производство продуктов питания и услуги или логистика [Chandler S., 2020].
По результатам анализа динамики и качества занятости в секторе такси в период пандемии можно сделать нижеследующие выводы.
Во-первых, работа в такси с учётом неизбежно близкого и небольшого расстояния с клиентом внутри машины была связана с риском инфицирования таксиста. Это дополняет такие риски работы водителей такси, характерные для сервисов с использованием агрегаторов, как ненадёжные и сложные условия занятости (низкая или спорадическая оплата, отсутствие социального обеспечения, социальная изоляция, переутомление, меньшие возможности для развития), а также незащищённость работы и карьеры [Pe ticca-Harris A., deGama N., Ravishankar M., 2020].
Во-вторых, сокращение услуг такси в период жестких ограничений не означает, что такая тенденция продлится. Полагаем, что рынок такси
3 Уничтожит ли COVID такси и каршеринг: последствия пандемии для сектора URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5 ec262799a794769190b6710 (дата обращения 20.08.2020).
4 Анализ рынка такси в России в 2015-2019 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020-2024 гг URL: https:// marketing.rbc.ru/research/28065/ (дата обращения 20.08.2020).
5 Как работают российские таксисты в условиях распространения коронавируса URL: https://tass.ru/msp/8197909 (дата обращения 20.08.2020).
должен восстановиться достаточно быстро. По информации от операторов такси, количество заказов в последние недели мая уже начало увеличиваться относительно показателей апреля в среднем на 10%. Не соглашаясь с вышеприведёнными оценками BusinesStat, некоторые эксперты ожидают, что по объёму перевозок он выйдет на показатели января-февраля уже к концу 2020 года, а в 2021-м может начаться его рост1.
Скорее всего в долгосрочной перспективе влияние COVID-19 на рынок такси будет несущественным. Вероятно, в условиях сокращения доходов некоторые пользователи такси частично перейдут на общественный транспорт, а другая часть пассажиров общественного транспорта, опасаясь второй волны пандемии и заражения коронавирусом, наоборот, пересядет на такси.
Следует также отметить, что пандемия не ускорила рассмотрение принятого в первом чтении в июне 2018 года проекта федерального закона об агрегаторах такси (№481004-7 «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»). Неурегулированность сферы занятости с помощью агрегаторов такси остаётся серьёзной проблемой, учитывая высокий риск транспортных перевозок, необходимость регулирования режима труда и отдыха водителей.
Рынок каршеринговых услуг
Шеринговая экономика или экономика совместного потребления2, бурно развивалась в последние годы по всему миру. Наиболее активно росли сектора аренды офисной недвижимости (коворкинг), краткосрочной аренды жилья (Airbnb) и автомобильных сервисов3. В России шеринговая экономика в основном представлена в автосекторе, поэтому мы остановимся в рамках данной статьи только на каршеринге. Также как и электронная торговля на платформах, каршеринг нельзя в чистом виде отнести к платформенной занятости, однако эта сфера включена нами в рассмотрение в силу оказания ею непосредственного влияния на рынок труда и парадигму потребления населения. Ключевую роль в развитии такси
1 Уничтожит ли COVID такси и каршеринг: последствия пандемии для сектора URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5 ec262799a794769190b6710 (дата обращения 20.08.2020).
2 Почему шеринг-экономика вырастет до $335 млрд за ближайшие пять лет URL: https://www.vedomosti.ru/partner/ articles/2020/02/13/822568-pochemu-shering-ekonomika (дата обращения 20.08.2020).
3 Уничтожит ли COVID такси и каршеринг: последствия пандемии для сектора URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5 ec262799a794769190b6710 (дата обращения 20.08.2020).
и каршеринга играет лизинговая отрасль: более 70% машин в такси и свыше 80% в парке каршеринга находятся в лизинге. Эти сегменты считались одним из драйверов роста российского рынка до пандемии. По данным мэрии, в 2019 году Москва стала мировой столицей каршеринга с более чем 30 тыс. машин в парке - по этому показателю город обогнал Токио и Нью-Йорк.
Если говорить о специфике занятости в каршеринге, то непосредственно занятыми являются руководители бизнеса, собственники автопарка машин, ИТ-специалисты, разрабатывающие и поддерживающие платформы, обслуживающий и административный персонал.
В период пандемии в России каршеринг столкнулся с беспрецедентными запретами. В разгар пандемии власти запретили такие сервисы, аргументируя сложностью обеспечения безопасности пассажиров. Это нехарактерная ситуация, поскольку аналогичных запретов в мире практически нет. В данной связи на рынке каршеринга мы можем выделить следующие тенденции.
Первая тенденция - сокращение числа пользователей услуг каршеринга в целом привело к снижению уровня доходов и занятости в каршеринге. Учитывая риск второй волны пандемии таковая приведёт к серьёзным переменам на каршеринговых платформах: консолидации за счёт ухода с него наименее финансово устойчивых компаний, усилению работы с корпоративными клиентами и пересмотру условий пользования автомобилями. Для того чтобы даже крупные компании прошли этот сложный для бизнеса период, понадобится государственная помощь. До пандемии одним каршеринговым автомобилем за сутки пользовались 7 человек, что позитивно сказывалось на загруженности магистралей.
Вторая тенденция - наложенные ограничения заставили компании искать альтернативные пути работы. Например, «Делимобиль» переориентировался на корпоративный сегмент, предложив «Пятёрочке» свой автопарк для доставки заказов из магазинов; УоиБпуе запустил доставку между физическими лицами; «Яндекс.Такси», Сей и «Ситимобил» расширили свои тарифные предложения услугами доставки. Соответственно увеличился спрос на водителей со стороны кар-шеринговых компаний.
Компания В1аВ1аСаг с 3 июня перезапустила свою платформу в России с соблюдением требуемых мер безопасности, добавив функцию, которая позволяет водителю брать только одного пассажира на заднее сиденье и сократив число доступных мест для бронирования до 4 (раньше было 5). Во время пандемии компания запустила В1аВ1аНе1р, который позволяет помогать нуждаю-
щимся людям с доставкой товаров первой необходимости. Больше 35 тыс. человек зарегистрировалось на сервисе, который до сих пор продолжает работать1.
Анализ ситуации в каршеринге позволяет сделать следующие выводы относительно перспектив занятости в данной сфере.
Во-первых, весьма вероятны варианты сокращения доходов, работающих в каршеринге, удорожание услуг каршеринга, а также введение дополнительных ограничений (аутентификация водителя, система динамического ценообразования в зависимости от адекватности поведения водителя за рулём и др.2). Дело в том, что каршеринг является сферой услуг, где достаточно сложно обеспечить санитарную безопасность (для этого необходимо проводить дезинфекцию автомобиля после каждой поездки, что экономически и технически сложно). Это отличает каршеринговые платформы от иных цифровых трудовых платформ.
Во-вторых, мы считаем, что индустрия ше-ринга может сыграть важную роль в восстановлении экономики. В основе популярности концепции шеринга лежат глубинные вещи - смена парадигмы потребления, которая предполагает отказ от владения вещами в пользу их потребления. Нынешний кризис только усилил позиции шеринга. Например, карпулинг позволяет экономить на поездках и ограничивает число социальных контактов, сервисы, подобные BlaBlaCar сыграют свою роль в помощи людям вновь начать безопасно путешествовать. Хотя этот аспект не является темой нашей статьи, заметим, что в экономике совместного использования компании несут лишь часть производственных затрат на услуги, которыми они торгуют. Uber не владеет автомобилями и не оплачивает страхование транспортных средств; Airbnb не владеет собственностью и не стирает простыни и полотенца. В основном компании берут на себя оплату транзакций: подбор водителей и клиентов и сопоставление их друг с другом на цифровой платформе. Оплата труда, капитала и рисков, по сути, перекладываются на других агентов3.
3.3. Качество занятых платформенных работников с точки зрения формы занятости
Наиболее доступным для анализа компонен-
1 Глава BlaBlaCar Николас Брюссон - о влиянии пандемии на шеринг URL: https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5ee12 a989a7947e22ee93063 (дата обращения 20.08.2020).
2 В Москве предложили ужесточить требования к кар-шерингу URL: https://rg.ru/2020/09/02/v-moskve-predlozhili-uzhestochit-trebovaniia-k-karsheringu.html (дата обращения 02.09.2020).
3 The Sharing Economy Will Survive the Pandemic. Is That a Good Thing? URL: https://www.worldpoliticsreview.com/ articles/28893/what-the-coronavirus-pandemic-means-for-the-sharing-economy-business-model (дата обращения 02.09.2020).
том качества платформенной занятости применительно к платформенным работникам является форма занятости, выражающаяся через форму юридического статуса данного работника. Основные варианты здесь:
■ трудовые отношения с заключением трудового договора;
■ статус индивидуального предпринимателя (ИП);
■ статус самозанятого;
■ работа на основе устной договорённости (или какой-либо иной формы фиксации договорённостей, не имеющей юридического признания).
Содержание занятости платформенного работника не отвечает признакам трудовых отношений, установленных в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации:
■ наличие соглашения между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы);
■ выполнение работы в интересах, под управлением и контролем работодателя;
■ подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством и правовыми актами.
Платформенные работники, как показывает практика, это в основном самозанятые - как официально зарегистрированные, так и работающие нелегально (по устной договорённости). Для одних людей самозанятость становится вынужденным выбором, когда они теряют привычные источники заработка, а другие добровольно выбирают более свободные взаимоотношения.
К моменту пандемии в России были созданы условия для легализации и развития самозанятости. С 1 января 2019 года в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан начался эксперимент по введению специального налогового режима для самозанятых (граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наёмных работников, должны отчислять в бюджет 4% от своего дохода при работе с физлицами и 6% при работе с компаниями). Основной целью является легализация тех категорий работников, которые в настоящий момент трудятся нелегально. За короткое время налоговый режим показал свою эффективность, и было принято решение о распространении этого опыта на всю территорию Российской Федерации. К началу пандемии налог для самозанятых действовал в 23 регионах.
По данным исследований, количество официально зарегистрированных самозанятых по итогам первого полугодия 2020 года выросло в 10,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Минэкономразвития России число самозанятых превысило 850 тыс., а в Москве (по другим оценкам) за полгода число самозанятых увеличилось на 70%1.
Преимущественный характер платформенной занятости как самозанятости имел в период пандемии ряд принципиальных последствий с точки зрения развития данной формы занятости и характеристик её качества.
Первое - режим самозанятости (будучи более гибким по своей сути чем трудовые отношения), стал одним из факторов выживаемости платформ, сохранения, а в ряде случаев и расширения занятости. Очевидные плюсы самозанятости - работа и оплата по результату, возможность самостоятельно выстраивать рабочий график, выбирать проекты и заказчиков, с кем работать. Работодатель с помощью самозанятости может эффективно перераспределять человеческие ресурсы между теми областями, где это нужно.
В случае актуальных в период пандемии сокращений персонала, отношения с самозанятым работников не требовали уведомлений и самое главное выплаты выходных пособий. Перевод на удалённую работу самозанятых также не возлагал никакой ответственности на работодателя.
Второе - рост доли самозанятых в общем числе занятых в пандемию обусловлен перетоком в самозанятость (в том числе реализуемую с помощью платформ) из менее гибкой сферы найма. По сравнению с традиционными трудовыми отношениями агрегаторы становятся для людей площадками, на которых каждый может найти себе применение в соответствии с навыками и умениями. По оценкам экспертов, «самозанятые, зарабатывающие с помощью агрегаторов, понимают, что сами управляют своим будущим»2. В данной связи переход в режим самозанятости может стать и долгосрочным решением для многих, кто трудился в ещё недавно стабильных отраслях
Третье - рост показателей самозанятости обусловлен также тем, что работодатели в нарушение закона массово переводят наёмных работников в категорию самозанятых (заключая с ними договор ГПХ), или предпочитают принимать новых сотрудников на работу в данном статусе. Такая схе-
1 В России увеличилось число самозанятых URL: https://www.kommersant.ru/doc/4450113 (дата обращения 20.08.2020).
2 Подработка в законе: как агрегаторы услуг помогут легализовать самозанятых россиян URL: https://www.forbes. ru/biznes/361149-podrabotka-v-zakone-kak-agregatory-uslug-pomogut-legalizovat-samozanyatyh-rossiyan (дата обращения 20.08.2020).
ма, при достаточно выгодном режиме налога на профессиональный доход, избавляет работодателя от обязанности уплачивать страховые взносы за работника, от соблюдения гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Работник в статусе самозанятого (будучи по содержанию своих трудовых отношений наёмным работником) в такой ситуации оказывается в крайне уязвимом положении, лишается социальных гарантий, в том числе по пенсионному страхованию.
Сохранение данной ситуации ставит под угрозу будущее трудовых отношений в России (стандарты которых основаны на документах Международной организации труда), а также нивелирует смысл поправок в Трудовой кодекс РФ по дистанционной и удалённой работе, поскольку работодатели будут привлекать соответствующих работников к труду в качестве самозанятых.
Четвёртое - отношения самозанятости, при всех её плюсах для платформенных работников являются фактором нестабильности и социальной незащищённости. Данная форма занятости даже по критериям Международной организации труда является неустойчивой исходя из признака природы трудовых отношений [МОТ, 2020]. Самозанятый лишается гарантий, предусматриваемых традиционными трудовыми отношения, о некоторых моментах ему необходимо позаботиться самостоятельно - например, о своей пенсии. Компания Amazon, например, в пандемию ввела строгие правила для своих курьеров о социальном дистанцировании и безопасном обращении с посылками, чтобы предотвратить распространение вируса, но при этом она не предлагала этим сотрудникам медицинскую страховку, страхование по безработице или оплачиваемый отпуск по болезни, если бы они заразились3.
В период пандемии в целом особенно пострадали те, кто работал «нелегально», не платил налогов закономерно не дождались поддержки от государства из-за потери работы. По некоторым оценкам в неофициальном секторе экономики работают 13 млн россиян, то составляет 18% от рабочей силы страны (исследование компании «Национальные кредитные рейтинги»4). Потеря доходов даже части этих граждан - огромная социальная проблема для России, но формально эти люди работы не теряли - они не могут предоставить справки о доходах, информацию из трудовой
3 The Sharing Economy Will Survive the Pandemic. Is That a Good Thing? URL: https://www.worldpoliticsreview.com/ articles/28893/what-the-coronavirus-pandemic-means-for-the-sharing-economy-business-model (дата обращения 02.09.2020).
4 ФНС: в России нелегальная занятость составила 18% от трудоспособного населения 10 декабря 2019 URL: https:// newizv.ru/news/politics/10-12-2019/fns-v-rossii-nelegalnaya-zanyatost-sostavlyaet-18-ot-trudosposobnogo-naseleniya (дата обращения 20.08.2020).
книжки для того, чтобы претендовать на повышенный размер пособия по безработице (а он впервые был установлен на уровне минимального размера оплаты труда). Даже официально зарегистрированные самозанятые оказались в худшей ситуации, если оценивать её с точки зрения приоритетов государственной поддержки (хотя некоторые меры поддержки для бизнеса и физических лиц распространялись и на самозанятых)1. Здесь есть определенные проблемы со статусом самозанятых, неувязкой с законодательством о занятости, с принятыми «коронавирусными» мерами поддержки. Например, чтобы претендовать на пособие по безработице самозанятому, зарегистрированному как ИП, нужно прекратить деятельность ИП (налоговая должна прислать соответствующее уведомление о снятии с налогового учёта).
Тем не менее, отметим двойственный характер изменений: пандемия сделала нестабильную ситуацию для самозанятых более заметной в обществе и тем самым дала самим работникам возможность улучшить свои навыки, условия труда и карьеру [Scheiber N., 2020].
Пятое - массовый характер платформенной занятости и удобство самозанятости в пандемию стали толчком для изменения законодательства в части режима самозанятости и поставили вопросы о регулировании платформенной занятости. В период пандемии 1 апреля подписан закон, дающий всем регионам право с 1 июля 2020 года самостоятельно вводить налог на профессиональный доход - специальный и довольно выгодный налоговый режим для самозанятых2. В связи с пандемией коронавируса COVID-19 самозанятым были предоставлены особые меры поддержки: им возвращается налог на профессиональный доход за 2019 год, а для его уплаты в текущем году можно использовать так называемый налоговый капитал в размере МРОТ (12 130 руб.). Одновременно развернулись проверки и штрафы бизнеса со стороны контролирующих органов за привлечение к работе самозанятых, которые по факту являются наемными работниками3.
В мае 2020 года впервые сам термин платформенная занятость и вопрос о необходимости её регулирования впервые были озвучены на совещании у Президента РФ (из уст министра труда и социальной защиты)4.
1 Эксперт: самозанятые могут воспользоваться рядом мер поддержки, доступной для ИП и физлиц URL: https:// tass.ru/ekonomika/8187527 (дата обращения 20.08.2020).
2 Федеральный закон от 01.04.2020 N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
3 Бизнес пожаловался на штрафы из-за найма самозанятых URL: https://www.kommersant.ru/doc/4434593 (дата обращения 20.08.2020).
4 Совещание о ситуации на рынке труда URL:http://
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», имеющая парламентское большинство в Государственной Думе, выступила инициатором экспертно-ана-литического исследования вопросов труда через интернет-платформы, предусматривающего следующие пункты: разработка понятийного и концептуального аппарата; выявление и анализ численности и состава населения, вовлечённых в данную форму труда; анализ зарубежного опыта регулирования в сфере труда через интернет-платформы и труда экономически зависимых исполнителей и подрядчиков; разработка предложений по совершенствованию экономического и правового регулирования труда посредством интернет-платформ, а также труда экономически зависимых исполнителей и подрядчиков5.
Однако в целом, к вопросам регулирования платформенной занятости (в целях прежде всего защиты интересов её участников) законодатель только подступается.
4. Выводы
Исследование динамики и отдельных аспектов качества платформенной занятости в период пандемии коронавируса позволяет сделать нижеследующие выводы.
1) Общей проблемой при изучении платформенной занятости является недостаточность статистики и иной достоверной информации по данному вопросу. Никто не может определить точно масштабы платформенной занятости. Нехватка данных наблюдается во временном, страновом и региональном разрезах, по числу и составу занятых, характеристикам работы и задачам. Рос-стат не выделяет данный показатель ни в одном из исследований. Считаем, что Росстату необходимо разработать методологию выявления платформенных занятых, в том числе в региональном разрезе. Без этого понять масштабы соответствующего явления не представляется возможным.
2) Covid-19 выступил катализатором изменения сферы труда в целом. С этой точки зрения наиболее значимые для платформенной занятости тенденции:
■ расширение сферы дистанционного труда, внедрение новых технологий там, где их до этого не было. Эти новации довольно быстро требуют серьёзной работы по управлению данными процессами, нормированию труда, пересмотру и разработке новых профессиональных стандартов,
kremlin.ru/events/president/news/63419 (дата обращения 20.08.2020).
5 Оказание услуг по проведению экспертно-аналити-ческого исследования по теме: «Развитие правового регулирования трудовых и связанных с ними экономических отношений в условиях цифровизации экономики и повышения гибкости рынка труда» URL: https://is-zakupki.ru/tender/ view/15314557 (дата обращения 20.08.2020).
образовательных программ, разработке нормативных правовых актов. Так, например, в связи с дистанционным образованием российские учителя и преподаватели вузов жалуются на увеличение нагрузки, новые отчёты по дистанционном курсам. Соответствующие проблемы необходимо отлаживать в том числе и в правовом поле.
■ распространение альтернативных форм найма. Ключевым может стать не удержание людей в штате, а создание под каждую потребность компании задачи, которая будет закрываться благодаря привлекаемым на проект специалистам. Процессы, в которых необходимо физическое присутствие людей, в будущем могут до определенной степени автоматизироваться.
■ автоматизация в промышленном секторе. Это следствие индустрии 4.0, приближение которой катализировал Со^-19, переворачивая экономические устои и мир труда в сторону циф-ровизации. В России это будущее зависит от способности и мотивации бизнеса инвестировать в такие изменения, от государственной политики. Соу1^19 актуализировал вопрос о роботизации сферы торговли и услуг, а значит соответствующие платформы будут развиваться.
3) Влияние пандемии СОУГО-19 на платформенную занятость показывают следующие тенденции:
■ переток занятых на цифровые платформы труда из тех сфер, где занятость сократилась (например, промышленность), что также возможно в связи с принятием в обществе формата работы удалённо, вне стационарного рабочего места;
■ частичный или полный переход на платформенную занятость сферы торговли и рыночных услуг, которые прежде существовали в офлайн формате (однако здесь отмечается рост не столько занятых в сфере торговли и услуг, сколько рост доли занятых именно в онлайн-секторе);
■ развитие и изменение самой платформенной занятости, расширение её сервисов, поскольку она снижает прямые контакты клиента и платформенного работника, что делает данный формат особенно привлекательным в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Различные отраслевые направления платформенной занятости продемонстрировали общие тенденции в период пандемии. В целом платформенная занятость продемонстрировала приспо-сабливаемость к внезапному кризису, внедрение новых успешных решений. Эпоха коронавируса подтверждает большое будущее платформенной занятости.
4) Из отраслевых направлений платформенной занятости наиболее пострадали подвергшиеся официальному запрету в пандемию - таковым стал каршеринг. Однако занятые в каршеринге,
это специалисты участвующие (в отличие, например, от таксистов) в предоставлении услуг опосредованно - руководители бизнеса, собственники автопарка машин, ИТ-специалисты, разрабатывающие и поддерживающие платформы, обслуживающий и административный персонал. Специалисты такого типа находились в целом в более выгодном положении в период пандемии, так как могли иметь работу на других проектах, искать другие источники дохода (в том числе с помощью платформ). Каршеринг активно поддерживается московской мэрией, так как рассматривается ею как способ снижения количества машин в городе, а значит перспективы восстановления данной сферы благоприятные.
5) Для цифровых платформ труда опыт работников во время и после пандемии СОУГО-19 предоставит бесценную информацию о новых требованиях, с которыми сталкиваются работники. Эти идеи могут быть использованы платформами для согласования своей инфраструктуры и спектра предоставляемых услуг с целью обеспечения собственной устойчивости, в частности, за счёт минимизации «истощения» сотрудников, оказания им поддержки, повышения их производительности и, таким образом, повышения качества занятости. Для общества опыт работников во время пандемии подчеркнёт риски и возможности гибких трудовых отношений и будет способствовать более глубокому пониманию потенциальной роли различных заинтересованных сторон, таких как платформы, профсоюзы и органы власти, в обеспечении устойчивости гибких трудовых отношений. В идеале это ведёт к разработке и введению в действие новых политик и нормативных актов, поддерживающих стабильные трудовые отношения работников и гарантирующих качество их занятости. Наконец, самозанятые будут больше осознавать влияние условий их труда на их здоровье, работу и карьерный рост, что может привести к расширению прав и возможностей работников в форме сознательной заботы о себе и требований о соблюдении прав работников.
6) Период пандемии показал неурегулированность отношений с платформенными работниками, подтвердил оборотную сторону гибкости платформенной занятости - незащищённость как платформенного работника, так и потребителя его услуг. Представляется необходимым урегулировать следующие вопросы:
■ принятие Федерального закона о самозанятых, который гарантировал бы их права и возможности, но в то же время строго отделял бы эту категорию от категории наёмных работников (в настоящий момент статус самозанятых урегулирован только в налоговом законодательстве);
■ внесение поправок в Трудовой кодекс, чётко описывающих признаки трудовых отношений, в том числе для дистанционных и удалённых работников;
■ оперативное принятие законодательства о такси;
■ урегулирование платформенной занятости в целом, статуса платформенных работников их взаимоотношений с клиентами и фактическими работодателями (для решения данной масштабной задачи необходимы обстоятельные исследования платформенной занятости на региональном уровне, а также пилотные проекты по ее регулированию - также на уровне отдельных регионов).
Данные рекомендации адресованы, прежде всего органам государственной власти федерального уровня (как Правительству РФ, так и Федеральному Собранию РФ), которым во взаимодействии с профессиональными союзами и объединениями работодателями целесообразно разработать соответствующие изменения в федеральное законодательство.
7) Стали востребованы онлайн форматы представительства и защиты прав работников и работодателей. В эпоху COVID-19 миллионы работников, отправленных на «удалёнку», в неоплачиваемые отпуска или уволенные обращались к интернет-ресурсам за решением своих проблем. В семь раз выросло число обращений в Роструд, достигнут рекорд посещаемости сайта Центральной профсоюзной газеты «Солидарность», рядом неправительственных организаций развёрнуто консультирование по вопросам трудового зако-нодательства1. Вместе с тем, законные способы представительства и защиты прав работников и работодателей действуют в офлайн-формате. Они привязаны к очным собраниям работников в помещениях, подписанию документов на бумажных
1 Увольнение или отпуск за свой счёт URL: https://www. kommersant.ru/doc/4317229 (дата обращения 20.08.2020).
носителях, коллективные переговоры, трудовые споры, процедуры объявления забастовки и т.д. Эти технологии не будут работать в цифровой экономике. Необходимы онлайн-коллективные формы действий для массы работников, учитывающие, что и работодатель может быть «цифровым».
Суть современных профсоюзов такова, что их деятельность направлена прежде всего на работающих граждан, прежде всего в режиме стандартной занятости. Даже процедуры вступления в профсоюз - это написание заявления в профком. Для удалённых работников, безработных возможности получить поддержку профсоюза, стать членом профсоюза ограничены. «Цифровой профсоюз» в виде набора сервисов, доступного каждому вне зависимости от формы занятости - должен стать реальностью завтрашнего дня и соответствующие рекомендации по развитию таковых сервисов мы обращаем в адрес общероссийских профсоюзов. В противном случае профсоюзное движение ненадолго переживёт эпоху коронавируса.
Благодарности и финансирование
Исследование выполнено в рамках государственного задания по теме: «Компоненты, социальные стандарты и индикаторы уровня и качества жизни населения в современной России: качественная идентификация и количественное оценивание в условиях социально-экономического неравенства» (№0137-2019-0032).
Acknowledgments
The study was carried out within the framework of a state assignment on the topic: «Components, social standards and indicators of the level and quality of life of the population in modern Russia: qualitative identification and quantitative assessment in conditions of socio-economic inequality» (No. 0137-2019-0032).
Список литературы
Бобков В.Н., Масловский-Мстиславский П.С., Маликов Н.С. Качество жизни: вопросы теории и практики / М-во труда и соц. развития Рос. Федерации. Всерос. центр уровня жизни. М.: Всерос. центр уровня жизни, 2000. 32 с. Глобальный саммит. Covid-19 и сфера труда. Обеспечение лучшего будущего сферы труда. Концептуальная записка. МОТ. 2020 URL: https://www.ilo.org/global/topics/ coronavirus/WCMS_747992/lang--en/index.htm (дата обращения: 21.08.2020)
Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И., Вега А.Ю. Волонтёр-ство как новая форма занятости // Экономика труда. 2019. №2. С. 775-786. DOI: 10.18334/et.6.2.40692 Исследование рынка такси. Аналитический центр при Правительстве РФ, 08.10.2019 г. URL: https://ac.gov.ru/files/
References
Bobkov VN, Maslovsky-Mstislavsky PS, Malikov NS (2000) Quality of life: questions of theory and practice. Ministry of Labor and Social. development Ros. Federation. Vseros. center of living standards. M.: Vseros. center of living standards. 32 p. (In Russ.).
Global Summit. Covid-19 and the world of work. Ensuring a better future for the world of work. Concept note. ILO. 2020. Accessed 21.08.2020 URL: https://www.ilo.org/global/topics/ coronavirus/WCMS_747992/lang--en/index.htm (In Russ.). Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I., Vega A.Yu. Volunteering as a new form of employment. Russian Journal of Labor Economics. 2019. No.2. P. 775-786. DOI: 10.18334/et.6.2.40692 (In Russ.). Research of the taxi market. Analiticheskiy tsentr pri Pravitel'stve RF [Analytical Center for the
content/24166/rynok-taksi-2019-pdf.pdf (дата обращения: 21.08.2020)
Черных Е.А. Качество платформенной занятости: неустойчивые (прекаризованные) формы, практики регулирования, вызовы для России // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. №3. С. 82-97. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.3.7
Buchwald, E. These gig-economy jobs can earn you extra cash during the coronavirus pandemic — without having to leave your home MarketWatch. April 2020. URL: https:// www.marketwatch.com/story/some-gig-economy-jobs-can-provide-extra-income-without-having-to-leave-home-2020-03-26 (дата обращения: 26.08.2020) Chandler, S. Coronavirus turns uber into gig platform for all work. Forbes. 2020. URL: https://www.forbes.com/sites/ simonchandler/2020/04/07/coronavirus-turns-uber-into-gig-platform-for-all-work/#4f9ea64b1db9 (дата обращения: 26.08.2020)
Codagnone, C., Karatzogianni, A. and Matthews, J. Platform Economics: Rhetoric and Reality in the «Sharing Economy». Emerald Publishing Limited. 2018. P. 169-199. DOI: 10.1108/978-1-78743-809-520181009 Choudary, S.P. The architecture of digital labour platforms: Policy recommendations on platform design for worker well-being, ILO Future of Work Working Paper Series. 2018. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---cabinet/documents/publication/wcms_630603.pdf (дата обращения: 26.08.2020)
Eurofound and the International Labour Office 2017, Working anytime, anywhere: The effects on the world of work, Publications Office of the European Union, Luxembourg, and the International Labour Office, Geneva. URL: http://www. trudcontrol.ru/files/editor/files/wcms_544138.pdf (дата обращения: 26.08.2020)
Frey C. B., Osborne M.A. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? // Technological Forecasting and Social Change 114. January 2013. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.08.019
Kelly, J. Thousands of new jobs are being created in response to the coronavirus. Forbes. URL: https://www.forbes.com/ sites/jackkelly/2020/03/27/thousands-of-new-jobs-are-being-created-in-response-to-the-coronavirus/#1470847f3d3f (дата обращения: 26.08.2020)
McKeever, V. Coronavirus lockdowns are making the working day longer for many. CNBC. URL: https://www. cnbc.com/2020/03/30/coronavirus-lockdowns-are-making-the-working-day-longer-for-many.html (дата обращения: 26.08.2020)
Peticca-Harris, A., deGama, N., Ravishankar, M. Postcapitalist precarious work and those in the 'drivers' seat: Exploring the motivations and lived experiences of Uber drivers in Canada // Organization. 2020. 27. P. 36-59.
Rudolph, C. W., Zacher, H. The COVID-19 generation: A cautionary note. Work, Aging & Retirement. URL: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7184414/ (дата обращения: 26.08.2020)
Scheiber, N. Jobless claims by Uber and Lyft drivers revive fight over labor status. The New York Times. URL: https://www. nytimes.com/2020/04/17/business/economy/coronavirus-uber-lyft-unemployment.html (дата обращения: 26.08.2020) Spurk D., Straub C. Flexible employment relationships and careers in times of the COVID-19 // Pandemic Journal of Vocational Behavior 2020. 119 103435 DOI: 10.1016/j.jvb.2020.103435 UNECE, 2010: Measuring Quality of Employment, Country Pilot Reports. UNECE. Geneva. 2010
Van Bavel, J. J., Boggio, P., Capraro, V., Cichocka, A., Cikara, M., Crockett, M.,... Drury, J.. Using social and behavioural science to support COVID-19 pandemic response. 2020. Nat Hum Behav 4. P. 460-471. DOI: 10.1038/s41562-020-0884-z
Government of the Russian Federation]. October 8, 2019. Accessed 21.08.2020 URL: https://ac.gov.ru/files/ content/24166/rynok-taksi-2019-pdf.pdf (In Russ.). Chernykh E.A. The quality of platform employment: unstable (precarious) forms, regulatory practices, challenges for Russia. Living standards of the population of Russian regions. 2020. Vol. 16. No. 3. P. 82-97. DOI: 10.19181 / lsprr.2020.16.3.7 (In Russ.).
Buchwald, E. (April 2020). These gig-economy jobs can earn you extra cash during the coronavirus pandemic — without having to leave your home MarketWatch. [online]. Accessed 26.08.2020 URL: https://www.marketwatch.com/story/ some-gig-economy-jobs-can-provide-extra-income-without-having-to-leave-home-2020-03-26
Chandler, S. (2020). Coronavirus turns uber into gig platform for all work. Forbes. [online]. Accessed 26.08.2020 URL: https://www.forbes.com/sites/simonchandler/2020/04/07/ coronavirus-turns-uber-into-gig-platform-for-all-work/#4f9ea64b1db9
Codagnone, C., Karatzogianni, A. and Matthews, J. (2018) Platform Economics: Rhetoric and Reality in the «Sharing Economy». Emerald Publishing Limited. P. 169-199. DOI: 10.1108/978-1-78743-809-520181009
Choudary, S.P. (2018) The architecture of digital labour platforms: Policy recommendations on platform design for worker well-being, ILO Future of Work Working Paper Series. [online]. Accessed 26.08.2020 URL: https://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/---dgreports/---cabinet/documents/ publication/wcms_630603.pdf
Eurofound and the International Labour Office (2017), Working anytime, anywhere: The effects on the world of work, Publications Office of the European Union, Luxembourg, and the International Labour Office, Geneva. [online]. Accessed 26.08.2020 URL: http://www.trudcontrol.ru/files/editor/files/ wcms_544138.pdf
Frey C.B., Osborne M.A. (2013) The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? Technological Forecasting and Social Change. 114. January 2013. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.08.019
Kelly, J. Thousands of new jobs are being created in response to the coronavirus. Forbes. [online]. Accessed 26.08.2020 URL: https://www.forbes.com/sites/jackkelly/2020/03/27/ thousands-of-new-jobs-are-being-created-in-response-to-the-coronavirus/#1470847f3d3f
McKeever, V. (2020). Coronavirus lockdowns are making the working day longer for many. CNBC. [online]. Accessed 26.08.2020 URL: https://www.cnbc.com/2020/03/30/ coronavirus-lockdowns-are-making-the-working-day-longer-for-many.html
Peticca-Harris, A., deGama, N., Ravishankar, M. Postcapitalist precarious work and those in the 'drivers' seat: Exploring the motivations and lived experiences of Uber drivers in Canada. Organization. 2020. 27. P. 36-59.
Rudolph, C. W., Zacher, H. (2020). The COVID-19 generation: A cautionary note. Work, Aging & Retirement. [online]. Accessed 26.08.2020 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC7184414/
Scheiber, N. (2020). Jobless claims by Uber and Lyft drivers revive fight over labor status. The New York Times. [online]. Accessed 26.08.2020 URL: https://www.nytimes. com/2020/04/17/business/economy/coronavirus-uber-lyft-unemployment.html.
Spurk D., Straub C. (2020) Flexible employment relationships and careers in times of the COVID-19 pandemic. Journal of Vocational Behavior 119 103435 DOI: 10.1016/j.jvb.2020.103435 UNECE (2010) Measuring Quality of Employment, Country Pilot Reports. UNECE. Geneva. 2010
Van Bavel, J. J., Boggio, P., Capraro, V., Cichocka, A., Cikara, M., Crockett, M., ... Drury, J. (2020). Using social and behavioural science to support COVID-19 pandemic response. Nat Hum Behav 4. P. 460-471. DOI: 10.1038/s41562-020-0884-z
Заявленный вклад авторов:
Локтюхина Н.В. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, анализ результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Черных Е.А. - критический анализ литературы, сбор, обработка и анализ данных, графическое представление данных, анализ результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Authors' declared contribution:
Loktyukhina N.V. - statement of the problem, development of the concept of the article, analysis of research results, formulation of research conclusions.
Chernykh E.A. - critical analysis of literature, collection, processing and analysis of data, graphical presentation of data, analysis of research results, formulation of research conclusions.