36. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
37. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.
38. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
39. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием Мусаева Испаният Пахрутдиновна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Расумов Ваха Шаманович ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», (г. Грозный); старший преподаватель кафедры огневой подготовки Ордоков Мирзабек Хаутиевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ ПРАВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье выявлен потенциал применения кейс-метода в изучении вопросов права при реализации программ высшего образования. Сделан вывод о том, что метод «case-study» дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характера. Типология кейс-метода указывают на его многофункциональность и высокую эффективность. Интеграция в кейс-метод и взаимодействие внутри него других обучающих техник, таких как моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, описание, проблемный метод, метод классификации, различные игровые методы, «мозговой штурм», дискуссия, ещё раз подчёркивают универсальность данной педагогической технологии.
Ключевые слова: кейс-метод, право, высшее образование, студент.
Annotation. The article reveals the potential of using the case method in the study of legal issues in the implementation of higher education programs. It is concluded that the "case-study" method makes it possible to apply theoretical knowledge in order to solve practical problems. The typology of the case method indicates its versatility and high efficiency. Integration of other teaching techniques into the case method and interaction within it, such as modeling, systems analysis, thought experiment, description, problem method, classification method, various game methods, "brainstorming", discussion, once again emphasize the universality of this pedagogical technology.
Keywords: case method, law, higher education, student.
Введение. Учитывая потребность рынка труда в обеспечении его конкурентоспособными специалистами, в России на протяжении последних десятилетий происходит модернизация образования. В связи с этим в российском образовании произошла смена консервативной знаниевой парадигмы на современную компетентностную.
Анализ интернет-ресурсов по поиску работы в России показал, что одними из самых распространённых требований работодателей, предъявляемых соискателю вакансии, выступают: владение компьютерными технологиями, творческий подход к работе и способность трудиться в условиях многозадачности. К личностным качествам, необходимым современному специалисту той или иной отрасли работодатели относят энергичность, коммуникабельность, обучаемость, ориентацию на клиента. К профессиональным навыкам - навык публичных выступлений, а так же навык объяснения сложных вещей доступным языком. Иными словами, современный рынок труда нуждается в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах, способных работать в разнообразных направлениях и выдерживать высокую нагрузку.
Также одним из нечастых, но представляющих интерес требований, предъявляемых к соискателям вакансии «учитель» (преподаватель), является «умение использовать коммуникативные методики преподавания».
Специалисты обращают внимание на то, что инновационный подход к образованию напрямую способствует воспитанию гибкого и мобильного работника. Главной задачей современного студента становится овладение современными технологиями в области выбранной профессии, выработка умения своевременно подстраиваться под непрерывно меняющиеся условия профессиональной деятельности.
В настоящее время в образовательной среде активно используется широкая палитра методов обучения. Есть некоторые из них, которые заявили о себе не так давно. Среди этих методов можно упомянуть дидактические и деловые игры, метод проектов, баскет-метод, кейс-метод, «перевёрнутый класс», «круглый стол», «мозговой штурм», дебаты и другие. Достоинствами вышеуказанных методов, по мнению специалистов, являются: высокое мотивационное начало процесса обучения; наличие обратной связи от обучаемого к преподавателю; поощрение активного участия каждого в учебном процессе; более эффективное усвоение учебного материала; формирование у обучающихся собственного мнения и отношения; формирование жизненных навыков [3].
Изложение основного материала статьи. Традиционные формы обучения позволяют студентам приобрести опыт решения задач чётко сформулированных. Однако в профессиональной практике эти самые задачи могут осложняться рядом сопутствующих факторов, которые заранее не будут учтены. К ним могут относиться недостаток времени, психологический климат коллектива, индивидуальные интересы отдельных
сотрудников, качество оснащённости рабочего места и многие другие. Поэтому важно ещё на ранней стадии формирования профессионального опыта заложить студенту качества, позволяющие оперативно действовать в обстановке нестандартной, осложнённой теми или иными обстоятельствами. Для этого в учебный процесс внедряются учебные методы, основывающиеся не только на диалоге между педагогом и учащимся, но ориентированные на согласованность действий между самими учащимися. Такие методы, построенные на принципе интеракции, позволяют студенту научиться объективно, оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных ситуациях, выделять профессиональную проблему, учитывая интересы коллег и окружающих, вступать с ними в коммуникацию и оказывать влияние на результат совместной деятельности.
Чтобы посодействовать получению студентом первоначального профессионального опыта и формированию у него базовых профильных навыков, как нельзя лучше, подходит метод анализа конкретных ситуаций. В современной педагогической литературе его также называют метод ситуационного анализа, кейс-метод или case-study (от англ. case - случай, обстоятельство).
Изначально метод анализа конкретных ситуаций был опробован в области изучения права. Затем, постепенно приобретая популярность, этот метод сталзаимствоваться преподавателями и других дисциплин. Сейчас применение кейс-метода актуально даже для таких областей, как экономика, журналистика, психология и даже медицина. Изучением вопроса применения кейс-метода в области экономики занимаются Т.Н. Лебедева, Д.А. Ласт; медицины - А.Н. Путинцев, Т.В. Алексеев, А.А. Гаранин; вопросы применения кейс-метода в обучении студентов по направлению «Реклама» осветила Е.Б. Курганова.
И.М. Жигилей пишет о том что «практика применения кейс-метода в высшем образовании насчитывает уже не одно десятилетие. Но возможности его применения не ограничиваются только бизнес-образованием, обучением юридическим или медицинским наукам. В настоящее время в России всё больше можно встретить исследований в области развития профессиональных компетенций в технических и гуманитарных вузах» [2].
Многие авторы подчёркивают, что обязательным условием кейса, должно выступать противоречие, проблема или их совокупность, построенные на реальных фактах.
Суть метода, построенного на изучении и анализе конкретных ситуаций, основывается на том, что ситуация, предложенная для решения, заключает в себе не только ту или иную практическую проблему, но и способствует актуализации ранее приобретенных знаний, необходимых для её решения. Важным условием в выборе таких учебных ситуаций становится неоднозначность или вариативность их решения. Опираясь на совокупность всех составляющих ситуации, обучаемые путём дискуссии должны выработать решение, оптимально отвечающее всем условиям.
Целью метода ставится анализ предлагаемой ситуации и поиск наиболее эффективного её решения, которое можно применить на практике. Обучающиеся стараниями группы должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути, выявит основные и побочные проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
В области образования, кейс-технологии начали применять сравнительно недавно, но теперь популярность этого метода стремительно набирает обороты. Исследованием кейс-метода как инструмента формирования компетенций, необходимых выпускнику высшей школы занимаются Попова С.Ю., Пронина Е.В., Зарукина Е.В., Хорева Л.В., Большаков А.С., Гладких И.В. и др.
Кейс-метод имеет практическую направленность. Он дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характера. Иными словами, студент, находясь еще в стенах вуза, получает практический опыт работы в самых разнообразных и нестандартных производственных ситуациях.
С помощью данного метода можно наиболее результативно усвоить учебный материал, так как в процесс вовлечены все обучаемые, причем такое участие достаточно эмоционально. Кейс-метод имеет много схожего с деловыми играми и по сути своей является «разновидностью групповой исследовательской аналитической деятельности, проектной технологии, порождающей эффект синергии» [3].
В научной литературе, посвящённой изучению кейс-метода встречаются различные его классификации. Так, основываясь на зарубежном опыте, Н. Федянин и В. Давиденко, приводят следующую классификацию кейсов [6]:
Строгий или структурированный кейс (highly structured case). Этот вид кейса представляет собой краткое и точное описание ситуации с применением конкретных данных и цифр. Чтобы решить этот кейс, студент должен использовать конкретный навык в той или иной области знаний. Такой кейс не отличается вариативностью решений и требует один-два правильных ответа.
Неструктурированный кейс (unstructured case). Этот кейс обычно представлен в виде материала, содержащего в себе большое количество информации и различных данных. Его объём может доходить до 50 страниц, а время анализа данных может достигать 20 часов. Данный вид кейса призван оценить стиль работы и скорость мышления испытуемого, его способность выявлять первоочередные задачи и находить «подводные камни» в задании, а так же определить наличие тех или иных навыков в нужной профессиональной области.
Маленькие наброски (short vignetts) обычно состоят из небольшого количества материала (1 -10 страниц текста и пары страниц с приложениями). Эти кейсы дают представление о ключевых моментах ситуации, поэтому студенту необходимо применить свой собственный багаж знаний по теме.
Новаторские кейсы. Здесь главной задачей стоит не только применить свои знания и практические навыки, но также предложить нечто новое в решении поставленной задачи. При решении подобного рода кейсов студенты и преподаватель выполняют исследовательскую (первооткрывательскую) функцию.
Также кейсы классифицируют по следующим показателям: сложность, профильность или цели.
Так С.Ю. Попова и Е.В. Пронина приводят следующую классификацию кейсов [4]:
- Классификация кейсов по их сложности (иллюстративные кейсы, учебные кейсы с формулированием проблемы, учебные кейсы без формулирования проблемы.
- Классификация кейсов, исходя из целей и задач процесса обучения: обучающие анализу и оценке; обучающие решению проблем и принятию решений; иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
В научной литературе, посвящённой изучению кейс-метода, представлены ещё несколько различных его классификаций. Так, например, М.Г. Савельева выделяет следующие виды кейсов:
Классификация кейсов по задачам.
«Кейс-предприятие», в котором даётся характеристика организации и ставится задача произвести анализ ситуации по определённым параметрам. Как правило, принятия решения в подобных кейсах не требуется.
«Кейс-ситуация», когда даётся описание проблемной ситуации и необходимая информация о той или иной организации, отрасли, персоналиях. Здесь необходимо найти оптимальное решений, а также способ его реализации.
Классификация кейсов по объёму и структуре информации.
Комплексные кейсы. В этом виде кейсов предоставляется большой объём подробной информации, возможно дополненной различными мнениями, а также избыточно либо слабоструктурированной. В данном случае обучаемому нужно самостоятельно определить проблему, разобраться - какая информация ему необходима, а также принять и обосновать решение по этой проблеме.
Мини-кейсы. Они представляют собой краткое описание какой-либо проблемы. Объём сведений достаточен для человека, обладающего необходимыми теоретическими знаниями и навыками, достаточен для того, чтобы он мог описать стратегию решения данной проблемы.
Классификация кейсов по источнику исходной информации.
Кейсы, разработанные на основе информации о реальных компаниях и событиях.
«Симулированные» кейсы, описывающие определённую ситуацию в вымышленной организации [5].
Также довольно интересными предстают так называемые «составные» или «множественные» кейсы. Они могут быть представлены последовательностью: Кейс «А» - Кейс «Б» - Кейс «В», где для решения одного кейса необходимо знать ответ на предыдущий и так далее.
Информационной почвой для создания кейсов могут являться статьи, опубликованные в средствах массовой информации, фрагменты произведений художественной литературы, отрывки произведений кинематографа, данные статистических материалов, всевозможные интервью, а также описания деятельности реальных предприятий. Главное, чтобы все вышеперечисленные источники могли отразить проблемность предложенной ситуации.
Кейсы могут быть представлены как в печатном виде, так и с помощью технических средств обучения (аудио- и видеоматериалы).
Немаловажной особенностью кейс-метода является его продуктивная комбинаторность с другими методами обучения и интеграция их внутри себя. Иными словами, кейс-метод можно охарактеризовать как систему дидактических инструментов, взаимодействующих между собой и дополняющих друг друга.
Метод моделирования, интегрированный в кейс-метод, позволяет, опираясь на исходные данные кейса, построить прообраз ситуации, вымышленной или реально существующей, с целью дальнейшего её анализа и объяснения явлений и процессов, послуживших созданию этой самой ситуации.
Использование метода системного анализа, логично вытекает предыдущего. Этот метод позволяет определить составляющие элементы ранее выстроенной модели и степень их значимости в процессе взаимодействия между ними.
Мысленный эксперимент даёт возможность виртуально преобразовать ситуацию, посредством внесения различных изменений в её составляющие, что в свою очередь позволяет представить, как эти изменения могут повлиять на характер взаимодействия между этими составляющими и, как следствие, на конечный результат.
Метод описания позволяет формулировать и фиксировать результаты анализа или условного эксперимента посредством понятий, знаков, схем и цифр. Путём описания студенты смогут придать разбираемой ситуации форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения).
Проблемный метод обучения имеет целью и способствует выявлению проблем, находящихся в корне изучаемой ситуации.
Использование метода классификации в решении кейса поможет классифицировать проблемы, например, по их источникам, степени сложности, очерёдности решения и т.д.
Игровые методы обучения, как одна из составляющих кейс-метода, помогают обучаемым получить представление о возможных поведенческих реакциях участников ситуации и, при необходимости, выработать альтернативные действия.
Метод «мозгового штурма» даёт участникам процесса обучения сгенерировать максимальное количество возможных идей для выхода из условно сложившейся, смоделированной ситуации.
Метод дискуссии активизирует процесс освоения материала. В процессе обсуждения той или иной проблемы, спорного вопроса каждый участник дискуссии оппонирует своему собеседнику, аргументировано отстаивая правоту своей точки зрения. В результате стороны должны будут прийти к общей, приемлемой для всех точке зрения.
Все вышеперечисленные дидактические приёмы, интегрированые в кейс-метод, в свою очередь способствуют более эффективному усвоению учебного материала и, как следствие, формированию и развитию следующих свойств личности:
- критического и творческого типов мышления;
- опыта сравнения различных подходов к решению одной проблемы и ведения конструктивного диалога;
- способности определить характер ситуации, предвосхитить её развитие и, тем самым, минимизировать издержки и затраты на её решение;
- способности формулировать собственное мнение;
- формированию системы ценностей и жизненных навыков, составляющих основу компетентности будущего специалиста.
Помимо многочисленных преимуществ кейс-метода, необходимо учитывать и некоторые сложности, которые могут возникнуть при работе с ним: достаточно много времени уходит на разбор каждой ситуации; в виду того, что традиционные методы обучения не предполагают настолько интенсивной самостоятельной работы, в ряде случаев можно столкнуться с сопротивлением со стороны обучающихся; большое количество сопутствующих вопросов и второстепенных проблем, возникающих по ходу работы с материалом кейса, может сместить вектор внимания обучаемых, отвлекая их тем самым от выработки основного решения; работа с кейсами предполагает наличие знаний не только конкретно изучаемой дисциплины, но также знаний, полученных усвоением сопутствующих предметов.
Ю.В. Голованова подчёркивает, что «данную педагогическую технологию желательно адаптировать к условиям, сложившимся и характерным для образования России» [1].
Таким образом, кейс-метод, наряду с методами тренинга, дискуссии, проектов, ролевых и деловых имитационных игр, портфолио, относится к педагогическим технологиям, построенным на принципе погружения в учебный процесс всех его участников. Использование его в качестве дидактитеческого инструмента при изучении довольно широкого круга вопросов, способствует не только количественному приращению знаний, но и качественному их содержанию. Формирует умение использовать полученные знания в различных практических целях. Помогает будущим специалистам, находясь еще в стенах учебного заведения, приобрести навыки командной работы, сформировать умение генерировать свои собственные идеи и технологии их внедрения, заложит основы умения критично и оперативно работать с большими объёмами разнонаправленной информации.
Суть кейс-метода, заключается в том, что ситуация, предложенная для решения, включает в себя не только ту или иную практическую проблему, но и способствует актуализации ранее приобретенных знаний, необходимых для её решения. Важным условием в выборе таких учебных ситуаций становится неоднозначность или вариативность их решения. Традиционно выработка решения происходит в процессе дискуссионной деятельности студентов в составе малых групп. Эта деятельность направлена на формирование диалогового и коммуникационного навыков, а также выработку умения аргументировать свою позицию.
Роль преподавателя на занятиях с применением кейс-метода существенно отличается от привычной. Предоставляя студентам больше свободы в выборе подхода к решению задачи, преподаватель должен, не вмешиваясь открыто в процесс обсуждения, направить ситуацию в нужное русло. Трансформация роли преподавателя из докладчика в наставника, означает поиск им новых подходов к организации учебного процесса: необычные задания; неординарное построение занятий; занимательные упражнения; организация творческой работы; подбор научных фактов; создание учебных ситуаций; разработка методических рекомендаций.
Выводы. Метод «case-study» дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характера. Типология кейс-метода указывают на его многофункциональность и высокую эффективность. Посредством применения различных его видов и модификаций преподаватель может добиться активизации у студента того или иного качества. Студенту, для решения различных видов кейсов, требуется применить либо конкретный навык в той или иной области знаний, либо показать умение искать «подводные камни». В иной ситуации необходимо применить свой собственный багаж знаний по теме. Составные кейсы помогают сформулировать логику мышления. Различные источники и оборудование для представления кейсов делают его более наглядным, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на восприятие, усвоение и обобщение знаний информации.
Литература:
1. Голованова Ю.В. Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов // Молодой учёный. - 2017. - №21 (155)
2. Жигилей И.М. Формирования профессиональных компетенций с помощью кейс-метода в высшем образовании // Преподаватель XXI век. - М.: МП 11 У, 2012
3. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 151 с.
4. Попова С.Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - С. 24-25.
5. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие / Ижевск, УдГУ, 2013. - 94 с.
6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? // Обучение за рубежом. - 2000 №7. - С. 52-55
Педагогика
УДК 378.14.015.62
кандидат педагогических наук, доцент Невзорова Анна Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)
ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений младших школьников с одноклассниками на образовательные результаты, которых они достигают в процессе обучения. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в трех четвертых классах в городской и сельской школах На основе полученных результатов проведен корреляционный анализ, установлены факты, характеризующие специфику и содержание общения современных младших школьников со сверстниками, особенности школьных межличностных отношений в начальной школе.
Ключевые слова: младшие школьники, межличностные отношения, образовательные результаты. Annоtation. The article is devoted to the problem of the influence of interpersonal relations of primary schoolchildren with classmates on the educational results that they achieve in the learning process. The results of an empirical study conducted in three fourth grades in urban and rural schools are presented. On the basis of the results obtained, a correlation analysis is carried out, facts characterizing the specifics and content of communication between modern primary schoolchildren with their peers, features of school interpersonal relations in primary school are established.
Keywords: primary schoolchildren, interpersonal relationships, educational results.
Введение. В условиях стандартизации и обновления современного общего образования ключевой становится проблема обеспечения качества образования, что означает достижение образовательных