УДК 378
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Бизнес-информатика» Гузуева Элина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
информационных технологий, экономики и дизайна Узарханова Аминат Сахратулаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрыты теоретические аспекты использования кейс-метода в условиях реализации программ высшего образования. Потребность апробирования активных методов обучения в процесс образования обусловлена тем, что количество полученных знаний имеет всё меньшее значение. Гораздо более значимую роль играет умение применить накопленный багаж знаний на практике. Ценность современного специалиста состоит в его способности создавать на базе усвоенной информации что-то принципиально новое, приносящее практическую пользу. Дидактические приёмы, интегрированные в кейс-метод способствуют более эффективному усвоению учебного материала и, как следствие, формированию и развитию свойств личности. Интеграция в кейс-метод и взаимодействие внутри него других обучающих техник, таких как моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, описание, проблемный метод, метод классификации, различные игровые методы, «мозговой штурм», дискуссия, ещё раз подчёркивают универсальность данной педагогической технологии.
Ключевые слова: кейс-метод, высшее образование, технология, студент, будущий специалист, деловые игры.
Annotation. The article reveals the theoretical aspects of the use of the case method in the context of the implementation of higher education programs. The need to test active teaching methods in the educational process is due to the fact that the amount of knowledge gained is less and less important. A much more significant role is played by the ability to apply the accumulated knowledge in practice. The value of a modern specialist lies in his ability to create something fundamentally new, bringing practical benefits, on the basis of the acquired information. Didactic techniques integrated into the case method contribute to a more effective assimilation of educational material and, as a result, the formation and development of personality traits. The integration into the case method and the interaction within it of other teaching techniques, such as modeling, system analysis, thought experiment, description, problem method, classification method, various game methods, brainstorming, discussion, once again emphasize the universality of this pedagogical technology.
Keywords: case-method, higher education, technology, student, future specialist, business games.
Введение. В настоящее время в образовательной среде активно используется широкая палитра методов обучения. Есть некоторые из них, которые заявили о себе не так давно. Среди этих методов можно упомянуть дидактические и деловые игры, метод проектов, баскет-метод, кейс-метод, «перевёрнутый класс», «круглый стол», «мозговой штурм», дебаты и другие.
Учитывая потребность рынка труда в обеспечении его конкурентоспособными специалистами, в России на протяжении последних десятилетий происходит модернизация образования. В связи с этим в российском образовании произошла смена консервативной знаниевой парадигмы на современную компетентностную. Формирование ряда компетенций закреплены во ФГОС среднего профессионального и высшего образования всех ступеней как требования к результатам освоения образовательной программы.
Изложение основного материала статьи. Анализ интернет-ресурсов по поиску работы в России показал, что одними из самых распространённых требований работодателей, предъявляемых соискателю вакансии, выступают: владение компьютерными технологиями, творческий подход к работе и способность трудиться в условиях многозадачности. К личностным качествам, необходимым современному специалисту той или иной отрасли работодатели относят энергичность, коммуникабельность, обучаемость, ориентацию на клиента. К профессиональным навыкам - навык публичных выступлений, а так же навык объяснения сложных вещей доступным языком. Иными словами, современный рынок труда нуждается в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах, способных работать в разнообразных направлениях и выдерживать высокую нагрузку. Также одним из нечастых, но представляющих интерес требований, предъявляемых к соискателям вакансии «учитель» (преподаватель), является «умение использовать коммуникативные методики преподавания».
Специалисты обращают внимание на то, что инновационный подход к образованию напрямую способствует воспитанию гибкого и мобильного работника. Главной задачей современного студента становится овладение современными технологиями в области выбранной профессии, выработка умения своевременно подстраиваться под непрерывно меняющиеся условия профессиональной деятельности.
В настоящее время существует множество дефиниций термина «технология», к разнообразным сферам человеческой деятельности, среди которых производство, коммуникации, управление и многое другие. К этому множеству сфер также относится и образовательный процесс. Приведём некоторые из определений вышеупомянутого термина.
Так А.И. Фоменков под термином «технология» понимает «систематизированное знание о наиболее полезных и необходимых действиях и процессах, приводящих к достижению целей организации, а также порядок применения этих знаний» [6, с. 44-46].
«Технология» - способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс» [5, с. 19].
Т.Ф. Ефремова трактует этот термин как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». [2, с. 456].
Педагогика
. Нальчик);
Все эти определения объединяет то, что технология подразумевает под собой определённый набор и порядок действий, способствующий достижению необходимого конкретного результата. В педагогической практике «технология» так же рассматривается как определённый набор дидактических процессов и методов для достижения образовательного и воспитательного результата. Педагогическая технология призвана воспроизводить на практике процессы обучения и воспитания, спроектированные и обоснованные с теоретической точки зрения, для успешного достижения предполагаемых дидактических целей. Она должна иметь возможность поэтапной, последовательной фиксации образовательных результатов.
Таким образом, важной характерной чертой технологии является гарантированный педагогический результат при соблюдении строгой поэтапности её воспроизведения и повторения.
Говоря об инновационных технологиях в образовании, такие специалисты, как С.Ю. Попова и Е.В. Пронина отмечают, что «в российском образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Если под технологиями понимать такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определённых знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую загруженность образовательного процесса, то данный термин уместно использовать для образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. Но, по существу, данным термином часто обозначают методологические инновации в образовании, которые получают всё большее распространение».
Потребность апробирования активных методов обучения в процесс образования обусловлена тем, что количество полученных знаний имеет всё меньшее значение. Гораздо более значимую роль играет умение применить накопленный багаж знаний на практике. Ценность современного специалиста состоит в его способности создавать на базе усвоенной информации что-то принципиально новое, приносящее практическую пользу. Отсюда возникает вывод, что роль учеников-слушателей стремительно теряет свою актуальность. Современный студент - это активный самостоятельный участник образовательного процесса, способный к самостоятельному освоению, осмыслению, накоплению и применению информации, выработке своих персональных алгоритмов работы и составлению собственной системы ценностей. В современной дидактической литературе совокупность этих качеств (компетенций), а также умение их реализовать на практике, характеризуется понятием «компетентность».
Возвращаясь к вопросу актуальных потребностей рынка труда, необходимо сделать вывод, что именно компетентностная модель отечественного образования должна способствовать воспитанию специалистов, соответствующих современным требованиям к работнику, таким как умение действовать в разнообразных направлениях и с высокой долей нагрузки, восприимчивость к изменениям окружающих условий, конкурентоспособность, коммуникабельность, обучаемость, способность работать в команде, умение принимать обоснованные решения и нести за них ответственность.
Традиционные формы обучения позволяют студентам приобрести опыт решения задач чётко сформулированных. Однако в профессиональной практике эти самые задачи могут осложняться рядом сопутствующих факторов, которые заранее не будут учтены. К ним могут относиться недостаток времени, психологический климат коллектива, индивидуальные интересы отдельных сотрудников, качество оснащённости рабочего места и многие другие. Поэтому важно ещё на ранней стадии формирования профессионального опыта заложить студенту качества, позволяющие оперативно действовать в обстановке нестандартной, осложнённой теми или иными обстоятельствами. Для этого в учебный процесс внедряются учебные методы, основывающиеся не только на диалоге между педагогом и учащимся, но ориентированные на согласованность действий между самими учащимися. Такие методы, построенные на принципе интеракции учат студента объективно оценивать реальную обстановку.
Чтобы посодействовать получению студентом первоначального профессионального опыта и формированию у него базовых профильных навыков, как нельзя лучше, подходит метод анализа конкретных ситуаций. В современной педагогической литературе его также называют метод ситуационного анализа, кейс-метод или case-study (от англ. case -случай, обстоятельство).
Изначально метод анализа конкретных ситуаций был опробован в области изучения права. Затем, постепенно приобретая популярность, этот метод стал заимствоваться преподавателями и других дисциплин. Сейчас применение кейс-метода актуально даже для таких областей, как экономика, журналистика, психология и даже медицина.
Многие авторы подчёркивают, что обязательным условием кейса, должно выступать противоречие, проблема или их совокупность, построенные на реальных фактах.
Суть метода, построенного на изучении и анализе конкретных ситуаций, основывается на том, что ситуация, предложенная для решения, заключает в себе не только ту или иную практическую проблему, но и способствует актуализации ранее приобретенных знаний, необходимых для её решения. Важным условием в выборе таких учебных ситуаций становится неоднозначность или вариативность их решения. Опираясь на совокупность всех составляющих ситуации, обучаемые путём дискуссии должны выработать решение, оптимально отвечающее всем условиям.
Целью метода ставится анализ предлагаемой ситуации и поиск наиболее эффективного её решения, которое можно применить на практике. Обучающиеся стараниями группы должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути, выявит основные и побочные проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них [3].
Кейс-метод имеет практическую направленность. Он дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характера. Иными словами, студент, находясь еще в стенах вуза, получает практический опыт работы в самых разнообразных и нестандартных производственных ситуациях.
С помощью данного метода можно наиболее результативно усвоить учебный материал, так как в процесс вовлечены все обучаемые, причем такое участие достаточно эмоционально. Кейс-метод имеет много схожего с деловыми играми и по сути своей является «разновидностью групповой исследовательской аналитической деятельности, проектной технологии, порождающей эффект синергии» [4, с. 83-84].
Ещё одним немаловажным преимуществом использования кейс-метода в учебном процессе является то, что он, помимо основных вопросов, изучаемых дисциплиной, способствует развитию ряда компетенций будущего специалиста, отражённых в требованиях к результатам освоения образовательной программы.
Метод моделирования, интегрированный в кейс-метод, позволяет, опираясь на исходные данные кейса, построить прообраз ситуации, вымышленной или реально существующей, с целью дальнейшего её анализа и объяснения явлений и процессов, послуживших созданию этой самой ситуации.
Использование метода системного анализа, логично вытекает предыдущего. Этот метод позволяет определить составляющие элементы ранее выстроенной модели и степень их значимости в процессе взаимодействия между ними.
Мысленный эксперимент даёт возможность виртуально преобразовать ситуацию, посредством внесения различных изменений в её составляющие, что в свою очередь позволяет представить, как эти изменения могут повлиять на характер взаимодействия между этими составляющими и, как следствие, на конечный результат.
Метод описания позволяет формулировать и фиксировать результаты анализа или условного эксперимента
посредством понятий, знаков, схем и цифр. Путём описания студенты смогут придать разбираемой ситуации форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки.
Проблемный метод обучения имеет целью и способствует выявлению проблем, находящихся в корне изучаемой ситуации.
Использование метода классификации в решении кейса поможет классифицировать проблемы, например, по их источникам, степени сложности, очерёдности решения и т.д.
Игровые методы обучения, как одна из составляющих кейс-метода, помогают обучаемым получить представление о возможных поведенческих реакциях участников ситуации и, при необходимости, выработать альтернативные действия.
Метод «мозгового штурма» даёт участникам процесса обучения сгенерировать максимальное количество возможных идей для выхода из условно сложившейся, смоделированной ситуации. Впоследствии, путём дискуссии, участники процесса смогут выбрать одно или несколько наиболее оптимальных решений.
Метод дискуссии активизирует процесс освоения материала. В процессе обсуждения той или иной проблемы, спорного вопроса каждый участник дискуссии оппонирует своему собеседнику, аргументировано отстаивая правоту своей точки зрения. В результате стороны должны будут прийти к общей, приемлемой для всех точке зрения [1, с. 9-12].
Все вышеперечисленные дидактические приёмы, интегрированные в кейс- метод, в свою очередь способствуют более эффективному усвоению учебного материала и, как следствие, формированию и развитию следующих свойств личности: критического и творческого типов мышления; опыта сравнения различных подходов к решению одной проблемы и ведения конструктивного диалога; способности определить характер ситуации, предвосхитить её развитие и, тем самым, минимизировать издержки и затраты на её решение; способности формулировать собственное мнение; формированию системы ценностей и жизненных навыков, составляющих основу компетентности будущего специалиста.
Смысл кейс-метода, заключается в том, что ситуация, предложенная для решения, включает в себя не только ту или иную практическую проблему, но и способствует актуализации ранее приобретенных знаний, необходимых для её решения. Важным условием в выборе таких учебных ситуаций становится неоднозначность или вариативность их решения. Традиционно выработка решения происходит в процессе дискуссионной деятельности студентов в составе малых групп. Эта деятельность направлена на формирование диалогового и коммуникационного навыков, а также выработку умения аргументировать свою позицию. Метод «case-study» дает возможность применять теоретические знания для того, чтобы решать задачи практического характера.
Типология кейс-метода указывают на его многофункциональность и высокую эффективность. Посредством применения различных его видов и модификаций преподаватель может добиться активизации у студента того или иного качества. Студенту, для решения различных видов кейсов, требуется применить либо конкретный навык в той или иной области знаний, либо показать умение искать «подводные камни». В иной ситуации необходимо применить свой собственный багаж знаний по теме. Составные кейсы помогают сформулировать логику мышления. Различные источники и оборудование для представления кейсов делают его более наглядным, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на восприятие, усвоение и обобщение знаний информации.
Помимо многочисленных преимуществ кейс-метода, необходимо учитывать и некоторые сложности, которые могут возникнуть при работе с ним. Так, например, ряд педагогов указывает на возможные затруднения при работе с кейсами: достаточно много времени уходит на разбор каждой ситуации; в виду того, что традиционные методы обучения не предполагают настолько интенсивной самостоятельной работы, в ряде случаев можно столкнуться с сопротивлением со стороны обучающихся; большое количество сопутствующих вопросов и второстепенных проблем, возникающих по ходу работы с материалом кейса, может сместить вектор внимания обучаемых, отвлекая их тем самым от выработки основного решения; работа с кейсами предполагает наличие знаний не только конкретно изучаемой дисциплины, но также знаний, полученных усвоением сопутствующих предметов.
Таким образом, применение кейса предусматривает групповую работу и выработку коллегиального решения. В основе работы над кейсом лежит анализ ситуации: жизненной или производственной. Анализируя ситуацию, обучаемые должны аргументированно представлять свою позицию по любому вопросу, учитываю мнения коллег. Кейс может не иметь единственного решения, в большинстве случаев все решения правильны, если они обоснованы и ведут к желаемому результату.
Выводы. Таким образом, кейс-метод, наряду с методами тренинга, дискуссии, проектов, ролевых и деловых имитационных игр, портфолио, относится к педагогическим технологиям, построенным на принципе погружения в учебный процесс всех его участников. Использование его в качестве дидактического инструмента при изучении довольно широкого круга вопросов, способствует не только количественному приращению знаний, но и качественному их содержанию. Формирует умение использовать полученные знания в различных практических целях. Помогает будущим специалистам, находясь еще в стенах учебного заведения, приобрести навыки командной работы, сформировать умение генерировать свои собственные идеи и технологии их внедрения, заложит основы умения критично и оперативно работать с большими объёмами разнонаправленной информации.
Литература:
1. Гаджикурбанова Г.М. Анализ подходов к классификации кейсов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -№ 3 (40). - С. 9-12.
2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. - М.: Рус. яз. - 2000. - В 2 т. - 1209 с.
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры): приказ от 21.11.2014 № 1505
4. Плаксина, И.В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие для академического бакалавриата / И.В. Плаксина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - С. 83-84.
5. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. Издание 2-ое, доп. и перераб. - Алматы: ТРИУМФ-Т, 2008. - 504 с.
6. Фоменков, А.И. Социология организаций и управления.: Словарь основных понятий. - Смоленск: СГПУ, 2005. - 168 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье рассматривается актуальные вопросы применения компетентностного подхода. Обозначаются акценты на формирование социально-профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования. Подробно изучаются признаки формирования социальной компетентности в образовании. Выделяются и обосновываются компоненты формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов, содержательно-структурная характеристика, разрабатываются перспективные направления.
Ключевые слова: компетентностный подход, социальная компетентность, социально-профессиональная компетентность, педагог профессионального обучения, социально-профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, личностная готовность, социально-профессиональные знания.
Annоtation. The article discusses topical issues of the application of the competence-based approach. Emphasis on the formation of social and professional competence of future teachers of vocational training in the system of higher education are indicated. Signs of the formation of social competence in education are studied in detail. The components of the formation of the social and professional competence of future teachers, the content-structural characteristics are highlighted and substantiated, promising directions are developed.
Keywords: competence-based approach, social competence, social and professional competence, teacher of vocational training, social and professional activity, vocational training, personal readiness, social and professional knowledge.
Введение. Социально-профессиональная составляющая в условиях образовательной среды часто играет неотъемлемую роль в развитии будущих педагогов. Значение сущностных элементов компетентности, условных факторов формирования, определение классификационных видов, обозначение ролевых позиций и значительных характеристик разных видов компетентностей в условиях профессионально-личностной и социально-профессиональной деятельности - основная потенциальная тенденция и задача гуманитарного образования.
Учитывая факт социализации личности, необходимо рассматривать личность будущего педагога в контексте существа социального, обладающего устойчивой социальной компетентностью. Социальная составляющая педагога включает регулярное взаимодействие, общение и взаимопонимание с обществом, как в образовательных кругах, так и в повседневной жизнедеятельности. Поэтому социальная компетентность часто включает в себя такие компоненты как социально-профессиональный, социально-психологический, социально-педагогический, социально-когнитивный.
Актуальность данной тематики говорит о специфической особенности профессионально-педагогической деятельности будущего педагога, предполагает наличие не только профессионально-образовательных компетенций в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом, но формирование статусных социально-профессиональных компетенций, обеспечивающих индивидуализацию и социализацию обучения в вузе.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и разработать содержание формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов.
Изложение основного материала статьи. В отечественной психолого-педагогической теории понятие «социально-профессиональная компетентность» используется на сегодняшний день достаточно широко. Так социально-профессиональную компетентность, с точки зрения многих исследователей рассматривают, как способность человека эффективно функционировать, развиваться и социально адаптироваться в социальной жизни, не мешая реализовывать социально-активную профессиональную деятельность через социально-профессиональные направленные перспективы и проекты.
Такое формирование социально-профессиональной компетентности будущего педагога обеспечивает развитие его как профессионала готового к эффективной профессионально-трудовой деятельности в социальном пространстве.
Проблемы формирования социально-профессиональной компетентности студентов-будущих педагогов, а также готовности к социально-трудовой деятельности, реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в социуме, формирование профессионально важных социальных качеств личности всегда волновала исследователей-гуманистов. В.А. Сластенин, В.Г. Бочарова, М.И. Лукьянова, М.А. Галагузова, Г.В. Мухаметзянова, В. Торохтия учитывали в своих работах важность научно-методической и технологической профессиональной подготовке будущего педагога. Ставили акцент на структуризации социально-профессиональной компетентности. Расширение границ сущностных характеристик этого понятия [1, 4].
Понятие «социально-профессиональная компетентность» определяет основной функционал ее реализации; оно обеспечивает параллельно формирование таких компетентностей как социально-психологическая, социально-коммуникативная, профессионально-коммуникативная, психолого-педагогическая.
По мнению А.А. Бодалева, социально-профессиональная компетентность представляет собой социально-перцептивное общение в образовании через научную картину мира. Обозначим принципиальную значимость такого общения [6]. Социально-перцептивное общение не только способствует формированию социально-профессиональной компетентности педагога, но и имеет важную роль для ряда педагогических профессий, связанных с профессионально-управленческой деятельностью.
Социально-перцептивная составляющая в рамках формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов включает в себя индивидуально-типологические особенности личности, психологическое состояние и самочувствие личности педагога; эффективные адаптационно-социализирующие факторы приспособления к образовательному пространству; культурологические особенности и межкультурные отличия, а также специализированную социально-психологическую и профессиональную подготовку.