between the method of observation and theory] Anthology of modern psychoanalysis. Vol.1. Ed. Rossokhin A.V. Moscow. Institute of Psychology. Russian Academy of Sciences. (In Russian).
14. Lukyantseva D.N. (2017) Lichnostnaya suverennost i empatiya v strukture lichnosti pedagoga [Personal sovereignty and empathy in the teacher's personality structure] Uralskiy nauchnyiy vestnik. Vol. 5, 2, 040-042. (In Russian).
15. Yusupov I.M. (1991) Psihologiya vzaimoponimaniya [Understanding Psychology]. Kazan. Tatar Publising House. (In Russian).
16. Greenberg L.S. and Elliot R. (1999) Varieties of Emphatic Responding. Directions in Psychotherapy. Edited by A.C. Bozarth and L.S. Greenberg. 95-103.
17. Varshavskaya N.E. (2016) Empatiya v strukture pedagogicheskoy napravlennosti. [Empathy in the structure of pedagogical focus] Educational Environment Today: Development Structure. 4(8), 120-122. (In Russian).
18. Kurbanova Z.B. (2017) Empatiya kak professionalno vazhnoe kachestvo lichnosti pedagoga [Empathy as a Teacher's Professionally Important Quality] NovaInfo.Ru. Vol. 2, 60, 412-415. (In Russian).
19. Palchikov M.A. (2016) Empatiya kak instrument povyisheniya effektivnosti pedagogicheskoy deyatelnosti [Empathy as a tool for increasing pedagogical activity effectiveness] Pedagogy and psychology: topical issues of theory and practice. 4 (9), 271-369. (In Russian).
20. Sannikova A.Yu. (2017) Empatiya - effektivnyiy instrument obscheniya [Empathy as an effective communication tool] Scientific and methodical electronic journal Concept. 6, 246-248. (In Russian).
21. Yakovlev E.V. (2010) Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie ipredstavlenie rezul'tatov [Research in Pedagogics: its content and presentation of its results] Chelyabinsk, RBIU. (In Russian).
22. Suhovershina Yu.V. (2006) Treningkommunikativnoy kompetentsii [Communicative competency training] Moscow: Academic Project. Triksta. (In Russian).
23. Alder G. (2002) Tekhnologiya neyro-lingvisticheskogo programmirovaniya [Technology of neuro-linguistic programmimg] Saint Petersburg, Piter. (In Russian).
24. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n25/17382502.html (Accessed 12 March 2018).
Обзорные статьи
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.19
УДК 378:577.4:658 ББК 74.48:28.081:65.290
Д.С. Гордеева
ORCID № 0000-0003-1795-9990, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье подчеркнута значимость экологизации непрерывного профессионального бизнес-образования в условиях нестабильного экономического состояния России. Для выхода из сложившийся долгими годами ситуации необходимо внедрить в систему профессиональной под-
готовки менеджеров обязательную эколого-экономическую составляющую, что, безусловно, потребует разработки инновационных целей, задач, принципов, средств и технологий самого процесса обучения дисциплинам профессионального цикла.
Экологический кризис проявляет себя инструментом разрешения глобального антропного кризиса. Техногенный прогресс опережает осознание его экологических последствий, что создает предпосылки для возникновения критических ситуаций в системе «общество-природа». Профессионалы, стоящие у истоков принятых антропоцентрических решений, удовлетворивших многоликие материальные потребности мирового сообщества, совершенно не задумывались об эффективном совершенствовании существующих экологических режимов. В преодолении экологического коллапса многое зависит от характера интеграции образовании и науки. Система науки станет более эффективной, если теоретические и прикладные исследования станут осуществляться с учетом экологических последствий введения инновационных педагогических технологий, в вопросах выработки современных экологических стандартов.
Потенциал экологии следует реализовать, преломляя ее данные через призму нашего рефлектирующего восприятия. Тогда идеи экологизации бизнес-образования приобретут диалектику и могут войти в качестве компонента в состав системы ценностных ориентаций обновленной России. Социальные технологии при этом апеллируют к будущим менеджерам посредством более высоко уровня - системы образования.
Ключевые слова: экология, менеджмент, интеграционная направленность, экологическая осознанность, экологизация бизнес-образования, профессиональное обучение менеджменту.
Основные положения:
• определена значимость интеграции экологической науки и профессиональной подготовки будущего менеджера;
• проанализированы проблемы такого интегрирующего исследовательского начала;
• автором выявлены направления экологоориентированной деятельности будущего менеджера.
Регулятивные и материальные формы культуры изначально ориентированы на освобождение от спонтанных колебаний среды. Сложность современной ситуации в России - экономический рост, базирующийся на эксплуатации природы, неблагоприятная экологическая обстановка во многих регионах, отсутствие ценностных установок и ориентиров у большинства населения, - несомненно, приведет к нарушению баланса между возросшими техногенными возможностями и механизмами регуляции.
Ряд факторов свидетельствуют о том, что во второй половине 20 века произошли обнадёживающие преобразования в общественном сознании. Возникла утешительная надежда, что культура западного типа уже выработала прочный резерв рационального контроля над интенсивными научно-техническими импульсами общественной экспансии. В 1992 году на международном форуме в Бразилии (Рио-де-Жанейро) была принята Программа 21, в которой безапелляци-
онно признавалось, что предотвращение глобального экологического кризиса возможно только с учетом интеграции экологии и экономики. При этом одним из ключевых регуляторов сбалансированности в системе «экология-экономика» должно выступить образование. Тема экономического роста и инновационного обучения была поднята в 1995 году в докладе Римскому клубу «Фактор четыре».
В начале 21 века зависимость бизнес-эффективности и экологичности производства стала очевидна всему миру. Однако восприимчивость к экоинновациям в России просто удручает (лишь 13 процентов крупнейших отечественных корпораций разрабатывают и внедряют экологические технологические новации). Анализ экспертных данных показывает, что доли мировых держав в производстве высокотехнологичных продуктов в 2016 году выглядят следующим образом: США - 47 %, Китай - 31%, России - 1,3%. Доля России в производстве экологической продукции неприлично мала [1].
В 2012 году в России принимается актуальная концепция экологического развития, утвержденная президентом РФ, в которой основным направлением развития нашей страны является «обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий». Очевидно, что овладеть современными экотехнологиями смогут только высококвалифицированные специалисты [2; 3]. В связи с этим встает вопрос образования, которое будет соответствовать диктуемым требованиям современных реалий.
Российская экономическая наука в настоящее время предлагает широкое распространение рыночной системы, которая и обусловила современный социально-экономический кризис. Между тем, западные страны давно пришли к выводу, что рыночные механизмы могут использоваться только для решения краткосрочных стратегических задач под государственным контролем. Экологизация сознания будущих руководителей, от которых напрямую зависит экономическое развитие страны - одно из важнейших направлений модернизации и инноваций профессионального бизнес-образования.
Существующий долгое время принцип четкого разделения учебной дисциплины и науки привел к острому непониманию друг друга представителей различных предметных направлений. В сложившийся конфликтной ситуации необходимо найти четкое интегрирующее начало, объединить экологию и экономику в своеобразный абсолют, который будет интенсивно применяться в профессиональном бизнес-образовании.
Российские и западные ученые уже на протяжении нескольких десятилетий утверждают, что без педагогических инноваций эколого-экономической направленности функционирование бизнес-сферы сойдет на нет. Экологоо-риентированная подготовка будущих специалистов в сфере менеджмента, которые будут иметь высокий уровень экологической ответственности за каждое принятое стратегическое решение
в системе «человек-бизнес-окружающая среда», становится приоритетной задачей в системе профессионального образования. Для выхода из сложившийся долгими годами ситуации необходимо внедрить в систему профессионального бизнес-образования обязательную эколого-экономическую составляющую, что, безусловно, потребует разработки инновационных целей, задач, принципов, средств и технологий самого процесса обучения дисциплинам профессионального цикла.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: основы профессионального образования (Н.В. Бор-довская, Е.Ф. Зеер, Е.В. Леонова, Л.В. Львов, В.Н. Новиков, Н.В. Ронжи-на, В.А. Сластенин, Н.Н. Тулькибаева, Эрдынеева К.Г [4-12] и др.); проектирование педагогических систем (И.И. Гес-син, С.М. Гульянц, В.Г. Калашников, В.В. Сериков, Е.А. Ямбург [13-17] и др.); техногенное влияние общества на природу (Н.Н. Моисеев [18] и др.); концептуальные основы бизнес-образования (Я. Остервальд, О.В. Перевознова, Л.Ю. Шемятихина [19-21] и др.), экологизация непрерывного образования (А.В. Антишина, Д.С. Ермаков, В.П. Каз-начеев,З.И.Тюмасева,З.А.Шахмарданов и др.); положения интеграции экологии и экономики в образовании (Ф.А. Айзя-тов, А.Ф. Аменд, М.А. Ахметов, А.Ю. Да-ванков, Д.Ю. Двинин, В.А. Игнатова, Н.П. Рябинина, А.А. Саламатов, А.А. Си-даров, Е.Ю. Хилова [22-36] и др.).
Экологическая направленность профессионального бизнес-образования рассматривается нами как методический феномен, как своеобразная ситуация образовательного процесса, обусловленная не только примитивным включением в содержание учебной дисциплины элементов экологической информации, но и качественным преобразованием основы познавательной деятельности, изменение позиции преподавателя в этом процессе.
На наш взгляд, бизнес-образование в России и в развивающихся странах является неким импульсом социально-экономических реформ и, в тоже время, индикатором эффективности их внедре-
X
го са о
п
го
Ю О О Ф X
го
X
>s о
О ф
т
S !_ о с; о
m
го
!_ Ф IX S
с; го
s ^
X
ф
I-
о С
о
ния. В практике мирового сообщества мы наблюдаем ряд примеров, когда пересмотр традиционных аксиом бизнес-образования происходит параллельно с коренными переменами в структуре самого бизнеса. Например, в 1959 году в Соединенных Штатах Америки на образование оказали сильнейшее влияние два доклада, в которых несовершенство бизнес-систем объяснялось излишней эксплуатацией человеческого труда.
Активное внедрение экологических рычагов воздействия на бизнес-сферу посредством образования наблюдается и в странах ЕЭС последние 10-15 лет.
Данныеисторическиефактыпозволя-ют высказать предположение о корреляционной зависимости между новациями в бизнес-сфере и структурой профессионального бизнес-образования.
Под профессиональным бизнес-образованием мы понимаем образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов в области менеджмента, способных принимать стратегически важные управленческие решения и брать ответственность за исход их внедрения.
Обучение менеджменту в процессе профессиональной подготовки имеет специфические черты, поскольку, с одной стороны, в образовательный процесс включаются элементы креативности, творчества, собственный витагенный опыт, а, с другой стороны, выбранное направление имеет узкоориентированную практическую направленность [37; 38]. Соответственно, мы не можем рассматривать бизнес-образование как «чисто профессиональное», опираться на некие клише, повторение спроектированных образовательных шаблонов.
Образование в современном мире, являющееся связующим фактором между эффективным функционированием бизнеса и экологическим благополучием в целом, выполняет две глобальные функции - ноогуманистическую (ориентация образовательного процесса на стратегию выживания человечества) и экологическую (акцентированную на любовь и бережное отношение к природе, формирование ноосферного типа мышления). Иначе говоря, экологиза-
ция образования в сфере менеджмента и управления предполагает существенное изменение его содержания и методологии в двух направлениях, с целью создания безопасного образовательного бизнес-пространства. В первую очередь, необходимо сформировать экологоори-ентированное мировоззрение на уровне уже сложившегося экологического сознания. Во-вторых, изменить содержание и структуру экологизации существующей системы образования в области менеджмента [39-41].
Раскрывая первый аспект, акцентированный на формировании экологоориен-тированного мировозрения на уровне уже сложившегося, то за норму образованности, которая в определенной мере отражает некий результат обучения менеджменту, мы принимаем комплекс управленческих знаний и навыков, способствующих выбору экологически безопасных стратегий дальнейшего развития бизнеса. Недостаточно доносить до обучающегося только экологические знания, необходимо в процессе обучения изменить отношение обучающегося к природе, сформировать новационную шкалу ценностей, экоцен-трическую мораль, увлечь другой философией - экософией.
Экософия, или инвайроментальная философия, несет в себе адекватную истину взаимодействия общества и природы. Особенность экософии заключается в том, что она не является ни антропо-центристской, ни объективистской. Человек четко должен осознавать, что он не управляет биологической системой, он всего лишь ничтожно малая ее часть [42-44].
Далее исследуем второй аспект экологизации образования в области менеджмента, заключающийся в изменении его содержания и структуры.
Анализ предусмотренных ФГОС дисциплин, читаемых для специальностей «Управление человеческим капиталом», «Стратегический менеджмент» и т.д. (региональная экономика, управление бизнес-проектами, финансы и кредит, управление человеческими ресурсами, логистика, антикризисное управление качеством) не содержит экологии
в структуре самой рабочей программы и не включает эффективное эколого-экономическое интегрирование в качестве дидактической единицы.
Очевидное нежелание государственной политики сообразовываться с современными экологическими реалиями особенно парадоксально на фоне вынужденного признания неспособности рынка коренным образом решать принципиальные вопросы на стыке экологии и экономики [38; 45; 46]. Market failures, или провалы рынка - ставшее популярным определение данного феномена, жесткое централизованное управление все более ограниченными природными благами. Решение создавшейся патовой ситуации заключается в кардинальном пересмотре содержания и структуры образовательных программ. При этом давление только на междисциплинарный синтез, как мы полагаем, бессмысленно. Будущий руководитель, менеджер, должен четко осознавать для себя ряд положений, без которых бизнес-сфера, которой он управляет, поглотит саму себя. Обозначим данные положения, подчеркнув некий авторский субъективизм:
1. Превалирование экоцентризма в выборе стратегии развития системы «человек-бизнес-окружающая среда».
2. Равномерное распределение природных благ между разными поколениями людей. В данном контексте достойна упоминания идея глобального квотирования экологического пространства, под которым понимается совокупный интегральный ресурс среды естественного происхождения.
3. Платность природопользования.
4. Возмещение ущерба, наносимого окружающей среде функционирующим бизнесом.
5. Минимизация эколого-экономи-ческого риска в результате техногенных процессов.
6. Использование ГИС-технологий для оптимизации пространственной организации природопользования.
7. Государственная поддержка производственной и бытовой экологической культуры, и экологической этики.
Необходимо обеспечить соответствующие механизмы мощным творческим потенциалом бизнес-образования [47-50]. Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с творческим переосмыслением опыта прошлых лет. Менеджер, получивший достойное бизнес-образование, должен четко осознавать, что любое развитие есть управляемый процесс. Управляющие воздействия менеджера на эколого-экономическую систему осуществляются по принципу обратной связи. Принятие ответственных решений не должно ограничиваться потребностями будущего поколения, решение текущих дел должно соотноситься с перспективами гармоничного будущего.
Благодарности (Acknowledgments)
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР № 150Н от 26 апреля 2018 г. по теме «Экологизация профессионального бизнес-образования: современные подходы и концепции».
Библиографический список
1. Чуркин, Н.П. Государственная стратегия РФ в области охраны окружающей среды и природопользования должна отвечать современным экологическим и экономическим реалиям [Текст] / Н.П. Чуркин, В.В. Жуков // Экологический вестник России. - 2013. - № 10. - С. 45-47.
2. Гордеева, Д.С. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики [Текст] / Д.С. Гордеева, А.И. Тюнин, А.С. Апухтин, С.С. Демцура // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 63-68.
3. Гордеева, Д.С. Эколого-ориентированная подготовка будущих менеджеров: понятийно-терминологический анализ [Текст] / Д.С. Гордеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 61-65.
X
го са о
п
го
Ю О О Ф X
го
X
>s о
О ф
т
S !_ о с; о
m
го
!_ Ф IX S
с; го
s ^
X
ф
I-
о С
4. Бордовская, Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды [Текст] / Н.В. Бордовская // Человек и образование. - 2013. - № 2(35). - С. 4-11.
5. Зеер, Э.Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека [Текст]: коллект. монография / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: РГППУ, 2008. - 239 с.
6. Леонова, Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза [Текст] / Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 124-131.
7. Львов, Л.В. Проектирование системы профессиональной подготовки на полипарадигмальной основе [Текст]: монография / Л.В. Львов. - М.: СГУ, 2013. - 512 с.
8. Новиков, В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор [Электронный ресурс] / В.Н. Новиков // Психологическая наука и образование. -2012. - № 1. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/50761/psyedu_ru_2012_1_Novikov_2.pdf. -[Дата обращения: 12.02.2018].
9. Ронжина, Н.В. Общая и профессиональная педагогика: грани различия [Текст] / Н.В. Рон-жина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - Т. 7. - № 1 (9). - С. 118-124.
10. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
11. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая задача: смысл и функции / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9/1. -С. 206-213.
12. Эрдынеева, К.Г. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности [Текст] / К.Г. Эрдынеева, Э.Б. Кадашникова // Успехи современного естествознания. - 2009. -№ 1. - С. 59-62.
13. Гессен, С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен; отв. ред. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
14. Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций [Текст] / С.М. Гульянц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2. - С. 40-52.
15. Калашников, В.Г. Контекстный подход к выработке критериев качества образовательных систем [Текст] / В.Г. Калашников // Педагогика и психология образования. - 2011. - № 4. - С. 11-14.
16. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
17. Ямбург, Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования [Текст] / Е.А. Ямбург // Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в системе образования: сборник статей Междунар. науч.-практич. конференции. - М.: ERGO, 2004. - С. 92-96.
18. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. - 53 с.
19. Остервальд, Я. Взаимодействие между университетом и бизнесом [Текст] / Я. Остервальд // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 6. - С. 65-69.
20. Перевозова, О.В. Особенности формирования конкурентоустойчивости менеджеров в условиях взаимодействия современного образования и инновационного рынка труда [Электронный ресурс] / О.В. Перевозова // Бизнес и общество. - 2014. - № 2 (2). - С. 10. - Режим доступа: http:// busines-society.ru/2014/num-2/10_perevozova.pdf. - [Дата обращения: 12.02.2018].
21. Шемятихина, Л.Ю. Рынок труда профессиональных менеджеров в России [Текст] / Л.Ю. Ше-мяхина // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12. - С. 134-136.
22. Антишина, А.В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов [Текст] / А.В. Антишина, А.В. Долматов // Человек и образование. - 2014. -№ 1(38). - С. 45-50.
23. Ермаков, Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования [Текст] / Д.С. Ермаков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - № 1. - С. 86-91.
ей
<и 24. Казначеев, В.П. Экологическое знание и сознание: особенности формирования [Текст] /
g В.П. Казначеев. - Новосибирск: Наука, 1987. - 221 с.
1— 25. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования [Текст] /
О З.И. Тюмасева. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 321 с.
d
26. Шахмарданов, З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения [Текст] / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3. - С. 91-98.
27. Айзятов, Ф.А. Российская стратегия устойчивого развития: региональная экологическая политика [Текст] / Ф.А. Айзятов // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: Труды Первогомеждунар. симпозиума. - Зеленоград; М., 2000. - Вып. 3. - С. 142-154.
27. Аменд, А.Ф. Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ [Текст] / А.Ф. Аменд, А.А. Сламатов // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. - 2003. - № 3 (21). - С. 86-96.
28. Ахмедов, М.А. Экологическая культура личности специалиста [Текст] / М.А. Ахмедов, Р.Р. Ах-медбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2010. -№ 4.- С. 6-10.
29. Даванков, А.Ю. Современные методологические подходы к междисциплинарным исследованиям территориальных социо-эколого-экономических систем [Текст] / А.Ю. Даванков, Г.Н. Пря-хин, В.В. Седов и др. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. - 133 с.
30. Двинин, Д.Ю. Уточнение понятия «экологический менеджмент» с целью его идентификации относительно других форм экологического управления [Текст] / Д.Ю. Двинин // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 17. - С. 18-23.
31. Игнатова, В.А. Экологическая культура [Текст] / В.А. Игнатова. - Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. - 212 с.
32. Рябинина, Н.П. Модульное содержание построения эколого-экономического образования будущего учителя [Текст] / Н.П. Рябинина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2015. - № 4 (137). - С. 24-28.
33. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая [Текст] / А.А. Саламатов // Социум и власть. - 2015. - №1 (51). - С. 102-108.
34. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая [Текст] / А.А. Саламатов // Социум и власть. - 2015. - №2 (52). - С. 74-81.
35. Сидоров, А.А. Структурно-динамическая характеристика доминирующих в мире биокорпораций [Текст] / А.А. Сидоров // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2017. - № 1 (147). - С. 31-42.
36. Хилова, Е.Ю. Экологическая компонента профессиональной подготовки будущих экономистов [Текст] / Е.Ю. Хилова // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 74-2.- С. 283-287. го
ей
37. Панфилова, Л.Г. Инновационная деятельность педагога в контексте требования образова- ° тельного и профессионального стандартов [Текст] / Л.Г Панфилова // Человек и образование. - ^ 2017. - № 3(52). - С. 82-86. ?
38. Гершунский, В.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) [Текст] / В.С. Гершунский. - Челябинск: Челяб. фил. ИПО, 1993. - 240 с.
39. Gordeeva D.S. (2017) Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanity and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation. Espacios. Vol. 38 (56). Availiable from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed 12 February 2018).
40. Гордеева, Д.С. Проблемы оценки эколого-экономического развития региона в современных социально-экономических условиях [Текст] / Д.С. Гордеева, И.И. Плужникова, С.С. Демцура, С.А. Изюмникова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 105-110.
41. Гордеева, Д.С. Инженерное образование: проблемы взаимодействия гуманитарного и естественно-научного стилей мышления [Текст] / Д.С. Гордеева // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всерос. науч.-практ. с междунар. участием: Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск: Лаборатория знаний, 2015. -С. 112-115.
42. Даллакян, К.А. Энвайронментальное знание и экологическая культура в эпоху глобализации [Текст] / К.А. Даллакян, К.Х. Саркисян // Вестник ВЭГУ. - 2011. - № 3. - С. 69-76.
43. Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. -М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 336 с. |
44. Насурова, Н.В. Педагогические условия развития экологической компетентности будущих менеджеров [Текст] / Н.В. Насурова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 155-162.
45. Перевозова, О.В. К вопросу о формировании конкурентоустойчивости менеджеров в условиях реформирования экономики и образования [Электронный ресурс] / О.В. Перевозова // Universum: психология и образование. - 2014. - № 2 (3). - С. 8. - Режим доступа: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/958. - [Дата обращения: 12.02.2018].
46. Никитина, Е.Ю. Управление дифференциацией образования [Текст]: учебно-практическое пособие / Е.Ю. Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 296 с.
47. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект [Текст] / Н.Ю. По-сталюк. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1989. - 204 с.
48. Сергиевский, В.В. Размышление о фундаментальном блоке инженерного образования [Текст] / В.В. Сергиевский // Вестник высшей школы. - 1996. - № 4. - С. 11-16.
49. Смирнов, И.П. XXI веку - открытое образование [Текст] / И.П. Смирнов // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 8. - С. 4-13.
50. Соколова, Э.С. Образование - путь к культуре мира и толерантности [Текст] / Э.С. Соколова // Народное образование. - 2002. - № 2. - С. 111-113.
D.S. Gordeeva
ORCID No. 0000-0003-1795-9990, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
THE POTENTIAL OF INTEGRATING ECOLOGY AND BUSINESS EDUCATION
Abstract
The paper emphasizes the importance of introducing environmental science to continual professional business education in unstable economic conditions in Russia. It is urgent to introduce an obligatory ecological and economic component to the system of managers' professional training in order to find the solution to the problem that has developed for many years, which is definitely going to require developing innovation-based goals, principles, tools and technologies for the teaching process concerning subjects of the professional curriculum.
The environmental crisis manifests itself as an instrument of global anthropic resolution of the crisis. Antropogenic progress outpaces the awareness of its ecological consequences, which lays the groundwork for critical situations in system "society-nature". The skilled specialists, who were at the origin of anthropocentric decisions, which satisfied the material needs of the world community, did not muse on effective improvements of the existing environmental conditions. In overcoming the ecological collapse, much depends on integrating education and science. The scientific methods will be more effective if theoretical and applied research is carried out taking the environmental consequences of introducing innovative educational technologies to the modern environmental standards into account.
The ecological capacity should be built by analyzing its data from the perspective of our perception. Thus, the ideas of introducing environmental science to business education will become dialectic and can be included as a component in the system of values in nowadays' Russia. Social technologies use the level of education to appeal to the future managers.
Keywords: ecology, management, a trend for integration, environmental awareness, ecologization of business education, professional management training.
Highlights:
• The paper proves the importance of integrating environmental science and future managers' training;
• The author analyzes the problems of the integrant research opening phase;
• The paper describes the future manager's ecology-oriented workloads.
References
1. Churkin N.P. (2013) Gosudarstvennaya strategiya RF v oblasti okhrany okruzhayutschey sredy I prirodopol'zovaniya dolzhna otvechat' sovrremennym ekologicheskim i ekonomicheskim realiyam [The state strategy of the Russian Federation in the field of environmental protection and environmental management should meet modern environmental and economic realities] Jekologichesky vestnik Rossii. 10, 45-47. (In Russian).
2. Gordeeva D.S. (2017) Nereshjonnye problem nepreryvnogoprofessional'nogo obrazovaniya na styke jekologii i jekonomiki [Unsolved problems of continual professional education at the interface of Ecology and Economics] Azimut nauchnykh issledovany: pedagogika i psikhologiya. Vol. 6, 3 (20), 63-68. (In Russian).
3. Gordeeva D.S. (2018)Jekologo-orientirovannaya podgotovka budutschikh menedzherov: ponyatiyno-terminologichesky analiz [Eco-oriented training of future managers: conceptual and terminological analysis] Azimut nauchnykh issledovany: pedagogika i psikhologiya. Vol. 7, 1 (22), 61-65. (In Russian).
4. Bordovskaya N.V. (2013) Vyzovy vremeni i novye modeli razvivajutschey obrazovatel'noy sredy [Challenges of time and new models of developing educational environment] Chelovek i obrazovanie. 2 (35), 4-11. (In Russian).
5. Zeer E.F. (2008) Psikhologiya razvivayutschegosya professional'no-obrazoovatel'nogo prostranstva cheloveka [Psychology of developing professional and educational space] Ekaterinburg, RGGPU. (In Russian).
6. Leonova E.V. (2010) Formirovanie obtschekul'turnykh kompetentsiy u studentov tekhnicheskogo vuza [Developing students' cultural competences in technical high school] Vysshee obrazovanie v Rossii. 2, 124-131. (In Russian).
7. L'vov L.V. (2013) Proektirovaniesistemy professional'noy podgotovkinapoliparadigmal'noy osnove [Designing professional training on the multiparadigm basis] Moscow, SGU. (In Russian).
8. Novikov V.N. (2012) Obrazovatel'naya sreda vuza kak professional'no i lichnostno stimuliruyutschiy factor [Educational university environment as a professionally and personally stimulating factor] Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 1. Availiable from: http://psyjournals.ru/files/50761/psyedu_ ru_2012_1_Novikov_2.pdf (Accessed 12 February 2018). (In Russian).
9. Ronzhina N.V. (2012) Obtschaya i professional'naya pedagogika: grani razlichiya [General and vocational pedagogy: the edge of differences] Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatitscheva. Vol. 7, 1 (9), 118-124. (In Russian).
10. Slastenin V.A. (2007) Pedagogika [Pedagogics] Moscow, Academy. (In Russian).
11. Tulkibaeva N.N. (2014) Pedagogicheskaya zadacha: smysl i funktsii [Pedagogical objective: the meaning and the functions] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 9/1, 206213. (In Russian).
12. Jerdyneeva K.G. (2009) Jekologicheskaya kompetentnost' kak fenomen pedagogicheskoy rel'nosti [Environmental competence as a phenomenon of educational reality] Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 1, 59-62. (In Russian).
13. Gessen S.I. (1995) Osnovy pedagogiki: vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of pedagogics: introduction to the applied philosophy] Moscow, Shkola-Press. (In Russian).
14. Gul'yants S.M. (2009) Sutschnost' lichnostno-orientirovannogo podkhoda v obuchenii s tochki zreniya sovremennykh obrazovatel'nykh kontseptsiy [Essence of personality-oriented approach in teaching from the point of view of modern educational concepts] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2, 40-52. (In Russian).
15. Kalashnikov V.G. (2011) Kontekstny podkhod k vyrabotke kriteriev kachestva obrazovatel'nykh program [Contextual approach to the development of quality criteria of educational systems] Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 4, 11-14. (In Russian).
16. Serikov V.V. (1999) Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika projektirovaniya pedagogicheskikh system [Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems] Moscow, Logos. (In Russian).
17. Yamburg E.A. (2004) Garmonizatsiya pedagogicheskikh paradigm - strategiya razvitiya obrazovaniya [Harmonization of pedagogical paradigms - strategy for developing education] Moscow, ERGO. (In Russian).
с
о +-<
го о
тз ф
(Л
(Л ф
с
(Л -Q
тз с
го >
та _о о
о ф
та с
та ф
о
И +-<
с
ф
о
18. Moiseev N.N. (1995) Istoricheskoe razvitie i jekologicheskoe obrazovanie [Historical development and ecological education] Moscow, MNJEPU. (In Russian).
19. Osterwald Ya. (2010) Vzaimodeystvie mezhdu universitetom i biznesom [Interaction between universities and business] Problemy teorii ipraktiki upravleniya. 6, 65-69. (In Russian).
20. Perevozova O.V. (2014) Osobennosti formirovaniya konkurentoustoychovosti menedzherov v usloviyakh vzaimodeystviya sovremennogo obrazovaniya i innovatsionnogo rynka truda [Features of the process of managers' competency development in the conditions of interaction of modern education and innovative labor market] Biznes i obtschestvo. 2 (2), 10. Availiable from: http://busines-society.ru/2014/ num-2/10_perevozova.pdf (Accessed 12 February 2018). (In Russian).
21. Shemyatikhina L.Yu. (2007) Rynok truda professional'nykh menedzherov v Rossii [Professional managers' labor Market in Russia] Fundamental'nye issledovaniya. 12, 134-136. (In Russian).
22. Antishina A.V. (2014) Formirovanie jekologicheskoy kompetentsii i kul'tury v protsesse obucheniya i vospitaniya studentov [Formation of ecological competence and culture in the learning process and education of students] Chelovek i obrazovanie. 1(38), 45-50. (In Russian).
23. Ermakov D.S. (2008) Jekologicheskaya kompetentsiya uchatschikhsya: soderzhanie, struktura, osobennosti formirovaniya [Students' ecological competence: its content, structure, peculiarities of formation] Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. iSeries: Psychology and pedagogy. 1, 86-91. (In Russian).
24. Kaznacheev V.P. (1987) Jekologicheskoe znanie i soznanie: osobennosti formirovaniya [Environmental knowledge and consciousness: peculiarities of formation] Novosibirsk, Nauka. (In Russian).
25. Tyumaseva Z.I. (2006) Jekologiya, obrazovatel'naya sreda i modernizatsiya obrazovaniya [Ecology, educational environment and modernization of education] Chelyabinsk, ChGPU. (In Russian).
26. Shakhmardanov Z.A. (2008) Jekologicheskoe obrazovanie, prosvetschenie i vospitanie naseleniya [Ecological education, enlightenment and education of the population] Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 3, 91-98. (In Russian).
27. Azatov F.A. (2000) Rossiyskaya strategiya ustoychivogo razvitiya: regional'naya jekologicheskaya politika [Russian strategy for sustainable development: regional environmental policy] Otkrytoe obtschestvo i ustoychivoe razvitie. Vol. 3, 142-154. (In Russian).
27. Amend A.F., Salamatov A.A. (2003) Nepreryvnoe jekologo-jekonomicheskoe obrazovanie uchatschikhsya obtscheobrazovatel'nykh shkol [Continual ecological and economic education of pupils at comprehensive schools] Obrazovanie i nauka: Izvestiya Uralskogo otdeleniya RAO. 3 (21), 86-96. (In Russian).
28. Akhmedov M.A. (2010) Jekologicheskaya struktura lichnosti spetsialista [Ecological culture of a specialist's personality] Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4, 6-10. (In Russian).
29. Davankov A.Yu. (2014) Sovremennye metodologicheskie podkhody k mezhdistsiplinarnym issledovaniyam territorial'nykhsotsio-jekologo-jekonomicheskikh system [Modern methodological approaches to interdisciplinary research of territorial socio-ecological and economic systems] Ekaterinburg, Institut Jekonomiki RAN. (In Russian).
30. Dvinin D.Yu. (2008) Utochnenie ponyatiya "jekologichesky menedzhment" s tsel/yu ego identifikatsii otnositel'no drugikh form jekologicheskogo uprevleniya [Clarification of the concept "environmental management" with the purpose of its identification relative to other forms of environmental management] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta.. 17, 18-23. (In Russian).
31. Ignatova V.A. (2002) Jekologicheskaya kul'tura [Ecological culture] Tobolsk, Izdatel'stvo TGPI imeni D. I. Mendeleeva. (In Russian).
32. Ryabinina N. P. (2015) Modul'noe soderzhanie postroeniya jekologo-jekonomicheskogo obrazovaniya budutschego uchitelya [Modular content of ecological and economic education of the future teach-
g er] Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Education. Pedagogical science. 4 (137), 24-28. ! (In Russian).
о 33. Salamatov A.A. (2015) Jekologo-jekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: budutschee v retrospek-
^ tive [Ecological and economic security of Russia: the future in retrospect] Sotsium i vlast'. 1 (51), 102-108. q (In Russian).
34. Salamatov A.A. (2015) Jekologo-jekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: budutschee v retrospektive [Ecological and economic security of Russia: the future in retrospect] Sotsium i vlast'. 2 (52), 74-81. (In Russian).
35. Sidorov A.A. (2017) Strukturno-dinamicheskaya kharakteristika dominiruyutschikh v mire bioko-rporatsy [Structural and dynamic characteristics dominant biocrporations in the world] Vestnik Samarskogo gosudarstvennogojekonomicheskogo universiteta. 1 (147), 31-42. (In Russian).
36. Khilova E.Yu. (2008) Jekologicheskaya komponenta professional'noy podgotovki budutschikh jekonomistov [Ecological component in future economists' professional training] Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.I. Herzena. 74-2, 283-287. (In Russian).
37. Panfilova L.G. (2017) Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagoga v kontekste trebovaniya obrazovatel'nogo i professional'nogo standartov [Teacher's nnovative activity in the context of educational and professional standards requirements] Chelovek i obrazovanie. 3(52), 82-86. (In Russian).
38. Gershunsky V.S. (1993) Rossiya: obrazovanie i budutschee [Russia: education and the future] Chelyabinsk: Chelyabinskiy filial IPO. (In Russian).
39. Gordeeva D.S. (2017) Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanity and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation. Espacios. Vol. 38 (56). Availi-able from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed 12 February 2018).
40. Gordeeva D.S. (2017) Problemy otsenki jekologo-jekonomicheskogo razvitiya regiona v sovremen-nykh sotsial'no-jekonomicheskikh usloviyakh [Problems of estimating ecological-economic development of a region in the current socio-economic conditions] Azimut nauchnykh issledovany. Vol. 6, 3 (20), 105-110. (In Russian).
41. Gordeeva D.S. (2015) Inzhenernoe obrazovanie: problem vzaimodeystviya gumanitarnogo i estesst-venno-nauchnogo stiley myshleniya [Engineering education: problems of interaction of humanitarian and natural-scientific styles of thinking] Propedevtika inzhenernoy kul'tury obuchayutschikhsya v usloviyakh modern-izatsii obrazovaniya. 112-115. (In Russian).
42. Dallakian K.A. (2011) Jenvaironmental'noe znanie i jekologicheskaya kul'tura v jepokhu global-izatsii [Environmental knowledge and ecological culture in the era of globalization] Vestnik VJEGU. 3, 6976. (In Russian).
43. Afanasyev V.G. (2010) Mirzhivogo: sistemnost', jevolyutsiya i upravlenie [World of the living: consistency, evolution and management] Moscow, Izdatel'stvo LKI. (In Russian).
44. Nasurova N.V. (2010) Pedagogicheskie usloviya razvitiya jekologicheskoy kompetentnosti budutschikh menedzherov [Pedagogical conditions of development of future managers' ecological competence] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2, 155-162. (In Russian).
45. Perevozova O.V. (2014) K voprosu o formirovanii konkurentoustoychivosti menedzherov v usloviyakh reformirovaniya jekonomiki i obrazovaniya [On developing managers' competitive ability in the conditions of reforming of economy and education] Universum: psikhologiya i obrazovanie. 2 (3), 8. Availiable from: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/958 (Accessed 12 February 2018). (In Russian).
46. Nikitina E.Yu. (2000) Upravlenie differentsiatsiey obrazovaniya [Managing the differentiation in education process] Chelyabinsk, Izdatel'stvo ChGPU. (In Russian).
47. Postalyuk N.Yu. (1989) Tvorchesky stil' deyatel'nosti: pedagogichesky aspect [Creative style of work: pedagogic aspect] Kazan', Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta. (In Russian).
48. Sergievsky V.V. (1996) Razmyshlenie o fundamental'nom bloke inzhenernogo obrazovaniya [On the fundamentals of engineering education] Vestnik vysshey shkoly. 4, 11-16. (In Russian).
49. Smirnov I.P. (2003) XXI veku - otkrytoe obrazovanie [Open education for the XXI century] Vysshee obrazovanie segodnya. 8, 4-13. (In Russian).
50. Sokolova Je.S. (2002) Obrazovanie - put' k kul'ture mira i tolerantnosti [Education as a way to the world culture and tolerance] Narodnoe obrazovanie. 2, 111-113. (In Russian). ro
с
о +-<
го о
тз ф
(Л
(Л ф
с
(Л -Q 73 С
го ^
та _о о о ф та с
о
и
с
ф
ч-»
О