педагогические науки
Гордеева Дарья Сергеевна ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ...
УДК 378.1
ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНАЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
© 2018
Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье подчеркнута значимость эколого-ориентированной подготовки будущих менеджеров в системе непрерывного профессионального образования в условиях переходного экономического состояния России. Составлено понятийно - терминологическое ядро заданной тематики, необходимое для дальнейшего исследования и описания процессов интеграции экологии и менеджмента в современной системе профессионального образования. На основе синтеза методов систематизации и компиляции дисциплинарных знаний формируется целостная эмерджентная педагогическая картина с последующим ее внедрением в образовательные программы, предназначенные для подготовки менеджеров в разных сферах народного хозяйства. Создание унитарной системы эколо-го-ориентированной подготовки будущих менеджеров в процессе профессионального обучения невозможно без метода понятийно-терминологического анализа. Нами был проведен анализ таких понятий как «экология», «менеджмент», «экологизация менеджмента», «эколого-ориентированная подготовка будущих менеджеров». Как показывает проведенный нами анализ понятийно-терминологического аппарата, в большинстве случаев сфера использования понятий предстает собой предмет дискуссий. Вопрос о категориях интегрированных наук очень сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями эколого-экономического знания, что особенно актуально для теории менеджмент - образования.
Ключевые слова: экология, менеджмент, образование, менеджмент - образование, интеграция, профессиональное образование, непрерывное эколого-экономическое профессиональное образование, эколого-ориентированная подготовка, экономика.
ECOLOGICAL-ORIENTED TRAINING OF THE FUTURE MANAGERS: CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL ANALYSIS
© 2018
Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected])
Abstract. The article emphasizes the importance of eco-oriented training of future managers in the system of continuing professional education in the conditions of the transitional economic state of Russia. The conceptual and terminological core of the given subject, necessary for further research and description of processes of integration of ecology and management in modern system of professional education, is made. On the basis of synthesis of methods of systematization and compilation of disciplinary knowledge, the integral emergence pedagogical picture is formed with its subsequent introduction into educational programs intended for training of managers in different spheres of national economy. The creation of a unitary system of eco-oriented training of future managers in the process of vocational training is impossible without the method of conceptual and terminological analysis. We have analyzed such concepts as" ecology"," management"," management greening","eco-oriented training of future managers". As shown by our analysis of the conceptual and terminological apparatus, in most cases, the scope of the use of concepts appears to be a subject of discussion. The question of the categories of integrated Sciences is very complex, as the phenomena and processes reflected by them are very variable, diverse, intertwined with each other, differently interpreted by individual branches of environmental and economic knowledge, which is especially important for the theory of management education.
Keywords: ecology, management, education, management education, integration, vocational education, continuing environmental and economic vocational education, eco - oriented training, еconomics.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Долгосрочный переходный период России к рыночной экономике характеризуется скачкообразной нестабильной структурой движения по траектории инновационного экологически безопасного развития, что, безусловно, требует кардинального изменения и в области менеджмент - образования с точки зрения адаптации и профессиональной компетентности управленцев низшего, среднего и высшего звеньев.
На международном рынке труда активно развивается новый тип конкуренции, обусловленный ориентацией участвующих стран на стандарты, важнейшей неотъемлемой частью которых являются экологические требования и нормативы, неразрывно связанные с социально-экономической ответственностью функционирующих бизнес-сообществ. Для нашего научного исследования имеет особое значение то, что в рамках менеджмент-образования традиционный подход экологизации профессионального образования не должен быть ограничен лишь малым внедрением самостоятельных дисциплин в области экологии и менеджмента наряду с их полной изолированностью между собой.
Эколого-экономические императивы действительно
являются ведущими в понимании концепции инновационного развития, однако становится ясным, что недостаточно просто добавление теории экологии и менеджмента в образовательную концепцию. Образовательные системы по эколого-ориентированной подготовке менеджеров «нового поколения» требует развития инновационных системных теоретико-методических подходов, основанных на интеграции менеджмента и экологии. Вопросы интеграции экологии и менеджмента в современном динамично развивающимся мире актуальны, но, безусловно, противоречивы и требуют постоянных научных изысканий[1].
В контексте данной исследовательской работы существенное значение имеет то, что, несмотря на всю неоспоримость тенденций сближения менеджмента и экологии, о полном их слиянии речь не идет.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ исследуемой проблематики в области интеграции менеджмента и экологии в процессе профессионального обучения, основан на теории существования эколого-экономических систем (Ф.А. Айзятов, А.А. Сидаров, Чуркин Н.П. и др.)
Gordeeva Daria Sergeyevna pedagogical
ECOLOGICAL-ORIENTED ... sciences
[2-4], на изучении актуальных проблем современной системы профессионального образования учащейся молодежи (Е.В. Леонова, А.В. Антишина, М.А. Ахметов, Эрдынеева К.Г и др.)[5-8], на теории эколого-экономи-ческого образования (А.Ю. Даванков, А.А. Саламатов, Д.Ю. Двинин и др.)[9-16].
Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве цели статьи мы рассматриваем анализ понятийно - терминологического аппарата непрерывной эколого-ориентированной подготовки будущих менеджеров в процессе профессионального обучения, а также выявление актуальных ориентиров модернизации непрерывного образования на стыке экологии и менеджмента.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Необходимость внедрения компетентностных представлений в профессиональную педагогическую систему подготовки будущих менеджеров и переподготовки уже имеющихся управленческих кадров очевидна.
Для этого требуется соединение методов компиляции и систематизации дисциплинарных знаний в целостную эмерджентную педагогическую картину с последующим ее внедрением в образовательные программы, предназначенные для подготовки менеджеров в разных сферах народного хозяйства. Создание унитарной целостной системы эколого-ориентированной подготовки будущих менеджеров в процессе профессионального обучения невозможно без метода понятийно-терминологического анализа[17].
Терминология исследования вызывает несомненный научный интерес, проявляющийся в потребности разобраться в том, как складываются базовые понятия искомого исследования в современной педагогической теории и практике образовательного процесса. Возникает вопрос о разработке понятийно - терминологического аппарата исследования, предметом которого является эколого-ориентированная подготовка будущего менеджера в системе непрерывного профессионального обра-зования[18].
Разберем смысловые дефиниции заданной проблематики.
Экология. Термин «экология», предложенный в 1866 году Эрнстом Геккелем, в современном мире представляет собой некий штамп расхождения мнений, который бездумно употребляется во многих контекстах, имеющий «удобное» значение в той или иной сложившейся ситуации, фактически утративший свой первоначальный смысл. Данное обстоятельство совершенно не способствует, а в большей степени усложняет формирование адекватного отношения к экологии как к серьезной науке без ассоциаций с некой «экодемагогией». Автор полностью разделяет беспокойство коллег относительно спекуляции на термине «экология» (А.Ф. Алимов, Заварзин Г.А.), в общих чертах реконструируя смену приоритетов в теоретической экологии по мере ее раз-вития[19].
В момент своего становления (20-е года ХХ века) экология была преимущественно описательной наукой, которая эмпирическим путем набирала определенный объем данных. Очевидно, что определенная концептуальная база экологии существовала всегда, при этом экологи-современники согласны с тем, что она строилась только на описательных методах и была фактически лишена практико-ориентированного компонента. На этом фоне удивительным кажется прогресс в развитии науки, который интенсивно набирает темпы, с начала нового тысячелетия[20]. Возникает вопрос: какие факторы способствовали данному росту? Можно дать два ответа, причем не исключающих, а скорее дополняющих друг друга.
Во - первых, мягкость и гетерогенность экологической теории позволяли охватить большой объем данных, переработать и структурировать их.
Во-вторых, в самом теоретическом базисе экологии
на протяжении XX века произошли серьезные изменения, и, если в 20-30-х годах важная роль принадлежала аналогиям, заимствованиям из других наук, в частности из биологии, физики и химии, то к концу столетия принципы экологии вышли на первое место, законы экологии стали активно применятся во всех сферах общественной жизни [21]. Экология стала способна не только описывать исследуемые структуры, но и объяснять их сложным, экспериментально выверенным языком. От описания статики экологи перешли к описанию динамики, в том числе практическому объяснению скрытых процессов, определяющих состояние экосистем и биосферы в целом[22].
Экология в России получила очень широкое толкование. Как отмечает А.В. Яблоков в 70-80 годахХХвека возникло более 50 различных «экологий»: глобальная, медицинская, моря, суши, культуры и т.д.
В настоящее время термин экология становится все более неопределенным. Эту неопределенность оправдывают так называемым широким пониманием эколо-гии[23].
В зарубежной литературе различают экологию как фундаментальную биологическую науку и энваронто-логию (от англ.е^п"оптей-окружающая среда)[24]. В России интеграция экологии с природоведением стало причиной низкой уровня экологической образованности населения[25].
Как самостоятельная наука экология заявила о себе в середине двадцатого столетия, но, спустя сложный век, характеризующийся интенсивными темпами научно-технического процесса, трансформировавший все, что было доселе в жестко структурированную организационную систему потоков производства, людей и товаров, бизнеса и ограниченных ресурсов, данная отрасль научного знания стала фундаментальной основой для будущих сценариев выживания человечества. Перед людьми возникла задача четкой многоаспектной оценки сложившейся социально-экономической структуры, анализа превалирующих ценностей и его идеалов, и приведение в соответствие с ними целей и задач общественного развития. Являясь общепризнанным ключевым фактором успеха любого вида деятельности, менеджмент занял прочное место в современных бизнес-системах, будучи как сферой любого вида деятельности, так и областью знания.
Термин «менеджмент» имеет староанглийское происхождение «manage» (латинское «manus») - «рука».
Данный термин обозначает сложную, содержательную, динамично развивающуюся науку, из недр которой в 20 веке зародилось множество самостоятельных научных ветвей, раскрывающих сущность управленческой деятельности в различных сферах общественной жизни.
Основа «эколог» может дать наполненные богатым смыслом прилагательные: экологический, экологичный и экологизированный, разные по своему тематическому наполнению. Как результат - три сложносконструиро-ванных направления для исследовательской деятельности - менеджмент экологичный, менеджмент экологический и менеджмент экологизированный.
Под экологизацией менеджмента мы понимаем сложную систему образовательных, финансово-экономических и высокотехнологических форм управленческой деятельности в условиях либеральной экономики, которая реализует функции организации, контроллинга, мотивации и координации производственной деятельности, ориентируясь на требования экологической безопасности и обеспечивая программу минимум в сфере решения экологических проблем.
Практическое назначение этой системы отношений и методов, по мнению авторов [1, 19, 21], состоит в том, что «обосновывая методы повышения уровня экологической безопасности процессов производства и потребления, ресурсосбережения и минимизации экологических рисков, процесс экологизации менеджмента позво-
педагогические науки
Гордеева Дарья Сергеевна ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ...
ляет: для компаний - выявить шансы в области экономии издержек, освоения новых экологических рынков, повышения на этой основе конкурентоспособности; для регионов и стран - повысить качество окружающей природной среды с учетом интересов настоящих и будущих поколений; самой природе - поддерживать биоразнообразие и богатство природных ресурсов».
Под эколого-ориентированной подготовкой будущего менеджмента мы понимаем непрерывный многоаспектный процесс формирования профессиональных навыков и умений квалифицированных специалистов в области менеджмента и управления, деятельность которых ориентирована на поддержание равновесия в эколо-го-экономических системах интенсивно функционирующей современной техносферы.
Тенденции последнего десятилетия характеризуются разрывом между образовательным процессом и научными достижениями, особенно в эколого-экономическом направлении.
Сформулированная специфическая эколого-эконо-мическая парадигма в современной системе профессионального образования является одной из ведущих форм общенаучной методологии. Процесс экологизации научных дисциплин интенсивно набирает темпы, поэтому точное определение понятий, объекта и поля исследования эколого-ориентированной подготовки будущих менеджеров представляется весьма своевременным. При все своей специфики эколого-ориентированная подготовка специалистов менеджмента должна иметь свою, четко определенную понятийную базу, состоящую из категорий и терминов заданной тематики.
Представленные в статье смысловые дефиниции должны способствовать однозначно верному пониманию научных трудов, юридических и законодательных документов, общественных экспертиз, касающихся принятия стратегических управленческих решений, которые, безусловно, отразятся на качестве окружающей среды.
Перед составлением понятийно-терминологического базиса необходимо учесть ряд проблем: с одной стороны, чрезвычайное расширение категориального поля интегрированных наук, в поле тяготения которых попадает множество вопросов, и, с другой стороны, упущение одного термина может привести к нарушению общей структуры методологии заданной проблематики.
При отборе смысловых дефиниций эколого-ориен-тированной подготовки будущего менеджера возникла необходимость решения следующих вопросов:
1. Установить принципиальную разницу между эко-лого-экономическим образованием и эколого-ориенти-рованной подготовкой будущего менеджера в процессе профессионального обучения.
2. Изучить проблематику экологизации менеджмента в целом.
Вопрос о категориях интегрированных наук очень сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями эколого-экономического знания, что особенно актуально для теории менеджмент-образования.
Главная идея современной модернизированной системы непрерывного профессионального образования состоит в неиссякаемом потоке инвестиций в человеческий капитал, накопление интеллектуальной собственности, которые в своей совокупности составляют национальное богатство. Укрепление надежды на умения, навыки и, полученные в результате эколого-ориентиро-ванной подготовки, эколого-экономические знания, увеличение числа квалифицированных менеджеров - единственно верный путь преодоления кризиса современности [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гордеева, Д.С. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии
и экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 63-68.
2. Айзятов, Ф.А. Российская стратегия устойчивого развития: региональная экологическая политика // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: Труды Первогомеждунар. симпозиума. - Зеленоград, М., 2000. - Вып. 3. - С. 142-154.
3. Сидоров, А.А. Структурно-динамическая характеристика доминирующих в мире биокорпораций // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2017. - № 1 (147).- С. 31-42.
4. Чуркин, Н.П. Государственная стратегия РФ в области охраны окружающей среды и природопользования должна отвечать современным экологическим и экономическим реалиям // Экологический вестник России. - 2013. - № 10. - С. 45-47.
5. Леонова, Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высш. образование в России. - 2010. - № 2. -С. 124-131.
6. Антишина, А.В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов // Человек и образование. - 2014. - № 1(38).- С. 45-50.
7. Ахмедов, М.А. Экологическая культура личности специалиста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4.- С. 6-10.
8. Эрдынеева, К.Г. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 59-62.
9. Даванков, А.Ю. Современные методологические подходы к междисциплинарным исследованиям территориальных социо-эколого-экономических систем / А.Ю. Даванков, Г.Н. Пряхин, В.В. Седов и др.
- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. -133 с.
10. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая // Социум и власть. - 2015. - №1 (51). - С. 102-108.
11. Двинин, Д.Ю. Уточнение понятия «экологический менеджмент» с целью его идентификации относительно других форм экологического управления // Вестник Челябинского государственного университета.
- 2008. - № 17. - С. 18-23.
12. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 107-110.
13. Зубков А.Ф., Логвина О.А. Математическое моделирование эколого-экономических рисков // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 9 (13). С. 84-87.
14. Булетова Н.Е. Эколого-экономическое развитие регионов россии через призму экологической грамотности населения // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 133-140.
15. Иванова Т.Н. Инновационные тенденции и изменения социо-эколого-экономической системы как условие оптимизации экосоциализации населения в контексте устойчивого развития транспортного машиностроения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 152-154.
16. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-экономического образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-102.
17. Gnatyshina E.V., Ryabchuk P.G., Evplova E.V., Ryabinina E.V. Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking [Электронныйресурс]. Espacios. 2017. Т. 38 (No. 25). Режим доступа: http://www.revistaespacios. com/a17v38n25/17382502.html - [Дата обращения: 12.02.2018].
Gordeeva Daria Sergeyevna
ECOLOGICAL-ORIENTED .
pedagogical sciences
18. Gordeeva D.S.Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation[Электронныйресурс]. Espacios. 2017. T. 38(No 56).Режим доступа: http://www.revistaespacios. com/a17v38n56/173856l6.html - [Дата обращения: 12.02.2018].
19. Гордеева Д.С., Плужникова И.И., Демцура С.С., Изюмникова С.А. Проблемы оценки эколого-экономи-ческого развития региона в современных социально-экономических условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 105-109.
20. Гивишвили, Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы // Вопросы философии. -1997. -№ 4. -С. 72-85.
21. Гордеева, Д.С. К проблеме формирования эколо-го-правовых знаний в высшей школе // Сб. ст. по материалам Регион. студ. науч.-практ. конф., Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. - Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2016. - С. 33-35.
22. Гордеева, Д.С. Инженерное образование: проблемы взаимодействия гуманитарного и естественно-научного стилей мышления // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: коллективная монография Всерос.науч.-практ. с междунар. участием: Челябинский гос. пед. ун-т. -Челябинск: Лаборатория знаний,2015. - С. 112-115.
23. Саламатов, А.А. Управление персоналом: учеб.-метод. пособие для студ. спец. 080507 - Менеджмент организации / А.А. Саламатов, Д.Н. Корнеев. - Челябинск: ЧГПУ, 2010. - 68 с.
24. Шахмарданов, З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3. - С. 91-98.
25. Мамедов, Н.М. Новые грани экологического образования //Экологическое образование. 2011.-№4.С. 13-15.
Статья поступила в редакцию 14.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018