Научная статья на тему 'Потенциал и состояние привлечения иностранных туристов во Вьетнам'

Потенциал и состояние привлечения иностранных туристов во Вьетнам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — До Хыонг Лан

Dr. Do Huong Lan, Head of the International Cooperation Department in the University of Foreign Trade of Vietnam in her article talked in detail about a great potential of development of the international tourism in Vietnam. The country is located in the subequatorial zone and has unique natural and recreational resources and comfortable climate conditions. According to the author, there has been recorded a drastic increase of the flow of tourists from Russia during the past 2-3 years. This number was a bit more than 20 000 tourists in 2005 and the recorded number in 2012 was 174 000. The author believes that one of the main factors of such a rapid increase of tourists was the introduction of visa-free regime for Russians for 15 days in 2009. In general in order to increase the influx of foreign tourists to the country and foreign exchange earnings from tourism, Vietnam needs to improve the quality of services, create a diverse tourist infrastructure, ensure integrated development of recreational areas and increase a number of high-class recreations, resorts and hotels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал и состояние привлечения иностранных туристов во Вьетнам»

ДоХыонгЛан (Вьетнам)

ПОТЕНЦИАЛ И СОСТОЯНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ ВО ВЬЕТНАМ

1. Краткая характеристика потенциала привлечения зарубежных туристов во Вьетнам

Вьетнам обладает большим потенциалом развития международного туризма как государство Юго-Восточной Азии. Страна расположена в субэкваториальном поясе и имеет уникальные природно-рекреационные ресурсы: комфортные климатические условия, чистейшие песчаные пляжи, быстрые реки, лазурные озера, красивейшие водопады, живописные тропические леса, источники минеральных вод и богатый подводный мир Южно-Китайского (Восточного) моря. Кроме этого, страна богата историко-культурными объектами: историческими, археологическими, архитектурными памятниками, предметами материальной культуры (предметы быта, изделия народных промыслов, национальная одежда и национальная кухня); элементами духовной культуры (изобразительное искусство, фольклор, народные традиции, верования и проч.); музеями, театрами и т. п. По предварительным данным, во всей стране находится 7300 исторических, археологических, архитектурных памятников.

Условия предоставления туристских услуг в СРВ постепенно совершенствуются. К концу 2012 г. во Вьетнаме работало 1120 турфирм, занятых организацией международного туризма;

были аккредитованы 11 840 гидов и экскурсоводов, в том числе 7031 со знанием иностранных языков1. Среди них 53 % гидов-переводчиков работают на английском языке, 15 % — на французском, 14 % — на китайском, 5 % — на русском языке.

Количество туристских баз отдыха резко возросло. Если в 1990 г. по всей стране работало всего 350 баз на 16 тыс. номеров, то в 2000 г. этот показатель составил 3267 баз и более чем 72 тыс. номеров. За период 2005—2012 гг. количество баз отдыха росло в среднем на 30 % в год. К концу 2012 г. в стране насчитывалось 13,5 тыс. баз отдыха с 285 тыс. номеров, среди которых 57 пятизвездочных отелей, 147 четырехзвездочных, 335 отелей три звезды2. Остальные типы туристских объектов, такие как виллы, апартаменты, мотели, санатории, также начинают развиваться. В последние годы туристские апартаменты пользуются большим спросом. Раньше они предоставлялись только в долгосрочную аренду, но теперь, с повышением спроса у туристов, служат и для краткосрочного пребывания посетителей.

Питание для туристов во Вьетнаме разнообразно, с кухнями разных стран мира, по низкой цене. Туристы могут легко выбрать для себя подходящие блюда. Распостраняются и традиционные рестораны и бистро, такие как «Макдональдс», KFC, «Бургер Кинг» и др. Вьетнамская кухня славится своей необычностью и утонченным вкусом. Во Вьетнаме туристы могут наслаждаться национальной кухней как в изысканных ресторанах класса люкс, так и в демократичных уличных кафе — питание доступно везде по достаточно низким ценам и высокого качества.

Транспортная сфера во Вьетнаме в настоящее время переживает положительные перемены. Транспортная система постепенно развивается и модернизируется. Доходы от перевозок зарубежных путешественников составляют в среднем 14 % общей суммы доходов от туризма с динамикой роста в 15—20 % в год.

Авиаперевозки обладают преимуществом перед другими средствами транспорта. Ими пользуются 70 % общего количества зарубежных туристов. В СРВ действует шесть международных аэропортов — Нойбай, Таншоннят, Дананг, Катби (Хайфон), Фубай (Хюэ), Камрань (Нячанг) — и сеть внутренних аэропортов. Что касается железных дорог, то их общая

протяженность составляет 3059 км. Основная железная дорога соединяет города Ханой и Хошимин. Турпоездки чаще организуются с использованием этого средства транспорта. Однако качество обслуживания остается удовлетворительным.

Протяженность автодорог составляет около 85 тыс. км. Их сеть довольно густо покрывает территорию Вьетнама, причем плюсом является хорошее асфальтовое покрытие, а недостатками — узкая проезжая часть и ограничение скорости до 50 км/ч, что приводит к частым пробкам.

2. Состояние и проблемы привлечения зарубежных туристов в СРВ

С таким потенциалом Вьетнам считает международный туризм важной сферой экономики и источником больших валютных поступлений. В результате продвижения и повышения качества туристических услуг международный туризм во Вьетнаме имеет замечательные достижения. В период 2005—2012 гг. число иностранных туристов, посетивших Вьетнам, каждый год увеличивалось (рис. 1), за исключением 2009 г. из-за мирового экономического кризиса. Однако уже в 2010 г. поток иностранных туристов восстановился быстрее, чем ожидалось, дав прирост в 33,9 % по сравнению с 2009 г. По данным системы мониторинга прогресса Сообщества АСЕАН за 2012 г. и данным службы статистики СРВ, число международных прибытий во Вьетнам за 2000 г. составило 2,13 млн, а в 2012 г. вырсло до примерно 7 млн, или более чем в 3 раза.

По географической структуре рынков выезда туристов во Вьетнам лидируют внеасеановские рынки с долей 88 %. Остальная доля приходится на рынки государств — членов АСЕАН. Каждый год Китай занимает 1-е место по количеству туристов, посещающих Вьетнам, далее следуют Южная Корея, США, Япония, Тайвань. Однако в 2012 г. доля турпотоков из Китая упала по сравнению с 2011 г. в связи с резким подъемом турпотоков из европейских стран, в том числе из России (71 %) и Финляндии (42 %) (рис. 2).

Рис. 1. Рост турпотока во Вьетнам в 2005—2012 гг., тыс. приездов. Источник: Государственное статистическое управление Вьетнама.

Рис. 2. Топ 5 стран по количеству туристических поездок во Вьетнам в 2005— 2012 гг. Источник: Государственное статистическое управление Вьетнама.

За последние 2—3 года отмечено резкое увеличение турпоездок из России. Если в 2005 г. отсюда приехали чуть более 20 тыс. туристов, то в 2011 г. — уже более 120 тыс. и в 2012 г. — более 174 тыс. Количество прибытий во Вьетнам из России росло более динамично (в 6 раз с 2005 по 2012 г.) по сравнению с Китаем (только в 2 раза за соотвествующий период). За первые 6 месяцев 2013 г. число российских посетителей увеличилось на

63 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., в то время как показатель Китая увеличился лишь на 33 %. Рост турпото-ков из России во Вьетнам начался с 2009 г. благодаря введению Вьетнамом безвизового режима на 15 дней для российских путешественников. Кроме того, в это время Египет —излюбленное направление российских туристов — попал в полосу социальной и политической нестабильности, что привело к спаду интереса русских туристов и выбору таких стран, как Вьетнам. Судя по столь быстрому приросту, можно сказать, что Россия обладает большим потенциалом для отправки туристов во Вьетнам.

Несмотря на рост международных прибытий во Вьетнам от года к году, доля повторных визитов туристов еще низка. По данным опроса ГСУ СРВ, проведенного в 2009 г., доля туристов, посещающих Вьетнам из Азии второй и третий раз, составила соответственно 22,8 % и 20,2 %; из Америки — соответственно 25,7 % и 18,4 %, а число европейских туристов, посещающих Вьетнам второй раз, составило 22,5 % (рис. 3). Данный показатель свидетельствует о слабой мотивации повторных посещений, что объясняется качеством туристических услуг, низким уровнем квалификации и профессионализма туристических кадров, нехваткой крупных развлекательных объектов, мощных стимулов для развития семейного туризма.

Что касается целей поездок, то в последнее время Вьетнам принимает больше всего туристов с целью отдыха и развлече-

18%

■ Раз ■ Два раза ■ Три раза и больше

Рис. 3. Структура повторных визитов туристов во Вьетнам, %. Источник: Государственное статистическое управление Вьетнама.

ний. Количество деловых поездок (деловой туризм) и поездок для посещения родственников (этнический туризм) неуклонно росло в период 2005—2010 гг. Если в 2005 г. было зафиксировано 493 тыс. деловых прибытий (14,2 % от общего числа иностранных туристов во Вьетнаме), то в 2010 г. — уже 1023 тыс. (20,2 %). Ухудшение экономической обстановки из-за мирового кризиса уменьшило спрос на деловые поездки, что привело к сокращению доли деловых туристов до16,6%в2011г. и17%в 2012 г. Турпоездки для посещения родственников, наоборот, увеличились с 2010 г. (рис. 4).

7000 С.000 5000 4000 5000 2000 1000 о

■ Рекреационный туризм ■ Деловонтуршм Этнический ту ршм С прочими целями

Рис. 4. Международные прибытия по целям с 2000 г. по 2012 г., %. Источник: Государственное статистическое управление Вьетнама.

Зарубежные туристы приезжают в СРВ разным способом: воздушным, автомобильным и морским транспортом. Автомобильный транспорт выбирают туристы из соседних стран. Однако основной поток приходится на воздушный транспорт. Это отражает преобладание гостей из дальних стран (рис. 5).

Вьетнам выбирается в качестве пункта назначения международными туристами по разным причинам. По результам опроса, проведенного в 2009 г. ГСУ СРВ, 36,1 % туристов приехали во Вьетнам по рекомендациям знакомых и родственников; 51,3 % узнали о Вьетнаме через СМИ; 17,7 % — через рекламу турфирм;

НШШ

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

аооо

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 о

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

■ Воздухом «Морем ■ Автомобилем

Рис. 5. Структура иностранных туристов во Вьетнаме по виду транспортных средств (2005-2012 гг.), %. Источник: Государственное статистическое управление Вьетнама.

9,9 % — через Интернет, остальные — по другим каналам. Эти результаты вроде бы не изменились. По исследованию глобальных тенденций туризма в 2011 г., сделанному огранизацией VISA, решения иностранных туристов относительно поездки во Вьетнам в основном делаются на основе поиска информации в веб-сайтах и рекомендаций друзей, родственников. Среди веб-сайтов чаще всего привлекают посетителей lonelyplanet.com и tripadvisor.com.

Расходы иностранных туристов на туруслуги во Вьетнаме в последние годы неуклонно растут. Согласно отчету огранизации VISA3, иностранные посетители Вьетнама, использующие эту платежную систему, в 2012 г. потратили 776,4 млн долл., что на 12,3 % больше по сравнению с 2011 г. В список 10 первых стран по сумме расходов туристов по карточкам VISA входят США, Южная Корея, Австралия, Япония, Франция, Великобритания, Сингапур, Россия, Канада и Германия. На них приходится 73,9 % от общего объема средств, проплаченных в этой системе. Среди них США, Южная Корея и Австралия вносят самый высокий вклад в индустрию гостеприимства Вьетнама, хотя туристы из США по абсолютной величине потратили больше

всех — 99,9 млн в 2012 г., но уступили туристам из России по темпам роста расходов. У них отмечен впечатляющий рост — на 67 % в 2012 г. по сравнению с 2011 г., в то время как динамика у туристов из США составила только 9,6 %4.

Несмотря на хорошие результаты, достигнутые вьетнамской индустрией гостеприимства за последние годы, въездной туризм сталкивается со многими проблемами. Экспорт туристических услуг является важным источником валютных поступлений для Вьетнама. На экспорт туристических услуг приходится 65,7 % от общего объема экспорта услуг за 2011 г. По сравнению с другими странами региона СРВ находится в одном ряду с Индонезией и Филиппинами. Несмотря на это, сумма добавленной стоимости от услуг въездного туризма ограничена по многим причинам. Имеющиеся туристические ресурсы используются не полностью. Не хватает дополнительных туристических услуг, таких как развлечения (бары, дискотеки, ночная жизнь и т. д.), и услуг торговли... Туристы не знают, на что тратить деньги во Вьетнаме. Основная часть средств тратится на такие услуги, как проживание, питание и прочее, т. е. на самые необходимые нужды человека, но эта часть расходов составляет только маленькую долю. На питание тратят примерно 10 % от общей суммы расходов на поездку туристов. По статическим данным, на развлекательные услуги и экскурсии приходится менее 20 % от общей выручки от туризма. Сувениры и кустарно-художественные изделия из дерева, камня, шелка считаются недостаточно качественными. Иностранные туристы во Вьетнаме сверх туристского ваучера — на дополнительные услуги — в среднем тратят только 200—300 долл. на одного человека.

Имеется дефицит самолетов, современных туристических автобусов, круизных судов и других транспортных средств. Иностранные туристы прилетают во Вьетнам главным образом своими авиалиниями. Морские круизы — перспективный вид туризма во Вьетнаме, но эти путешествия осуществляются на арендуемых пассажирских судах. Все это уменьшает возможности Вьетнама получить более высокую добавленную стоимость от пассажирских перевозок. Следует добавить неразвитость транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и придо-

рожного обслуживания, состояние аэропортов и т. д.). Многие иностранные туристы жалуются на качество дорог и медленное движение при переездах внутри страны.

Услуги отечественных турфирм однообразны, без особых инноваций. Отмечается отсутствие комплексных турпродуктов, которые основываются на разных преимуществах Вьетнама в таких сферах, как кулинария, народная медицина, экзотическая культура... Некоторые потенциальные виды туризма, которые могли бы внести значительный вклад в бюджет, такие как водный туризм, MICE, оздоровительный туризм, кулинарный туризм, сельский туризм, остаются недостаточно развитыми. Наряду с этим, вьетнамские турагентства обычно являются малыми, имеют ограниченный финансовый потенциал, низкую квалификацию работников, что оказывает влияние на обслуживание больших групп туристов. Многие отечественные турфирмы сейчас участвуют ограниченным образом в предоставлении некоторых услуг зарубежным турфирмам. Мало вьетнамских турфирм работает в качестве партнеров крупных иностранных туроператоров.

Качество оказываемых туруслуг является серьезной проблемой в СРВ. Недостаточное качество услуг вызвано как нехваткой квалифицированных кадров, так и низким уровнем информированности и профессиональной подготовки предпринимателей в сфере туризма, а также неразвитостью туристической инфраструктуры.

Для увеличения притока международных туристов и валютных поступлений от туризма Вьетнаму необходимо принять меры по улучшению качества всех туристических услуг и разнообразия турпродуктов; развитию развлечений и увеличению покупок туристами; снижению цен на авиаперевозку; усилению распространения и продвижения национального турпродукта по разным каналам, особенно через Интернет и по телевидению других стран. Нужна конкретная стратегия для каждого потенциального туристического рынка. Кроме этого, крайне важно улучшить туристическую инфраструктуру, обеспечить комфортную туристскую среду, комплексность застройки курортных территорий и рекреационных зон, увеличить количество баз отдыха высокого класса, в том числе курортов и отелей высокого класса.

Использованная литература

1. Мартышенко Н. С. Условия и тенденция развития международного туризма во Вьетнаме // Альманах современной науки и образования. М., 2012. № 3.

2. Статистика расходов иностранных туристов во Вьетнаме за 2009 г. Ханой: Государственное статистическое управление Вьетнама, 2010.

3. Статистика международных турпотоков 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012. Ханой: Главное управление туризма Вьетнама.

4. Расходы иностранных туристов во Вьетнаме по кредитным картам ВИЗА увеличились за 2012 г. на 12 % : URL: http://www. baomo i.com/Chi-tieu-bang-the-Visa-cua-du-khach-tai-Viet-Nam-tang-123-nam-2 0Ch/126/11931711.epi - 2013.

5. Туризм Вьетнама за 2012 г.: URL: http://www.vietnamtourism.gov. vn/index.php?cat=1001&itemid=12545 - 2013.

Примечания

1 URL: http://www.vietnamtourism.gov.vn/index.php?cat=1001&itemid =12545

2 URL: http://www.vietnamtourism.gov.vn/index.php?cat=1001&itemid =12545

3 URL: http://www.baomoi.com/Chi-tieu-bang-the-Visa-cua-du-khach -tai-Viet-Nam-tang-123-nam-2012/126/11931711.epi

4 Bao cao He thöng giam sat tiin bo cüa cong döng ASEAN näm 2012 (ACPMS 2012). URL: www.gso.gov.vn/Modules/Doc_Download.aspx?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.