© Мазырин В.М.
ИДВ РАН
ЭКОНОМИКА ВЬЕТНАМА В 2007 г.:
ПЕРВЫЕ ИТОГИ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
Присоединение к ведущему международному торговому клубу (членство в нем было оформлено в конце 2006 г.) в СРВ рассматривают как важнейший шаг по пути более активной интеграции страны в глобальную экономику с начала 2000-х гг. Необходимость этого шага объясняется тем, что степень взаимосвязи и взаимозависимости субъектов мирового хозяйства растет и никто не может оставаться в стороне от процесса глобализации.
Достигнутые успехи
Согласно оценкам большинства местных экспертов, за прошедший год Вьетнам успешно использовал возможности, открытые вступлением в ВТО, и здесь преобладали позитивные тенденции. Заметно повысились открытость, прозрачность, информационное обеспечение экономики. Появились условия для формировании здоровой конкурентной среды, улучшения деловой репутации страны - она стала равноправным участником международной торговой системы и мировой экономики, возрос уровень предсказуемости действий властей. На этой основе был сделан прогноз, что СРВ сможет совершить новый рывок в экономическом развитии за 2-3 года, тогда как у Китая это заняло 5 лет1.
Наиболее важным результатом для национальной экономики признано ускорение реформ и укрепление рыночных механизмов. Зафиксированы высокие темпы роста производства и среднедушевых доходов, углубление структурных сдвигов, увеличение валовых общественных инвестиций и золотовалютных резервов. Отмечены реструктуризация, специализация, подъем эффективности, а значит и конкурентоспособности экономики, концентрация производства. Положительные эффекты дало сокращение протекционизма, выразившееся в снижении импортных пошлин. Появилась возможность импортировать более дешевые и качественные товары, снизились пре-
грады для экспорта, повысилась стабильность экономической системы в глазах инвесторов, и, как следствие, вырос приток иностранных инвестиций и технологий. Устойчивая экономическая динамика в целом обеспечила повышение уровня жизни и занятости населения.
Достигнутые в 2007 г. значимые результаты в развитии рыночной экономики позволили сохранить основные макроэкономические пропорции, продвинуться к выполнению Целей нового тысячелетия, принятых ООН. Экономические успехи послужили основой для обеспечения политической стабильности, повышения безопасности и роли Вьетнама в международных делах. Признание авторитетными международными экспертами Вьетнама «восходящей азиатской звездой» вновь показало, что мировое сообщество смотрит на эту страну с оптимизмом и большими надеждами2.
В 2007 г. темпы прироста ВВП составили 8,48% - это самый высокий показатель за последнее десятилетие, причем Вьетнам уступил в Азии только Китаю (11,2%) и опередил Сингапур (7,5%). В текущих ценах валовой продукт СРВ достиг в 2007 г. 71,4 млрд. долл., благодаря чему средний душевой доход увеличился до 835 долл. или вдвое по сравнению с 2001 г. и в 7 раз с начала 1990-х гг. Достигнутый СРВ душевой показатель уже равен 92% от уровня развивающихся стран со
3
средними доходами .
Благоприятные тенденции и более высокие относительно
2006 г. темпы роста преобладали почти во всех областях как внутриэкономической, так и внешнеэкономической деятельности. Быстрее всего росли промышленное производство и строительство (10,6% к 2006 г.), что привело к дальнейшему увеличению доли этого сектора в ВВП (до 41,5%). Впервые за годы рыночных реформ местное производство имело более высокую динамику, чем предприятия с иностранным капиталом, что является позитивной тенденцией. Сфера торговли и услуг показала темпы выше общего роста (8,7%), а ее удельный вес поднялся до 38,44%. Сельское хозяйство, несмотря на большие потери, вызванные стихийными бедствиями и эпидемиями, превзошло уровень прошлогоднего производства, однако из-за бо-
лее низких темпов развития (3,4%) сократило свой вклад в валовой продукт до 20,08%4.
Особенно результативным оказался первый после вступления в ВТО год в сфере ВЭД - увеличились объемы внешней торговли, привлеченных из-за рубежа инвестиций, помощи, других средств. Эти «вливания» во многом помогают сохранять экономическое равновесие на макроуровне, в том числе поддерживать балансы государственного бюджета, международных расчетов, капиталонакопления. Внешний товарооборот достиг 111,2 млрд. долл., в том числе экспорт около 48,6 млрд. (вырос за год на 21,9%), составив в среднем на одного жителя СРВ 568 долл. и, тем самым, обеспечив большую часть среднегодового дохода. Экспортные продажи принесли почти 68% ВВП, что подтвердило усиление экспортной ориентации вьетнамской экономики .
Список главных внешнеторговых партнеров Вьетнама продолжали возглавлять США: взаимный товарооборот в 2007 г. вырос на 27% и достиг 12,2 млрд. долл. Экспорт составил 10,3 млрд., что в 10 раз больше, чем в 2001 г. (это 21,2% от всех экспортных поставок СРВ).6 Основу экспорта составили текстильные изделия (5,4 млрд.), причем в США поступило свыше половины объема, проданного за рубеж, и обувь (1 млрд.), морепродукты (740 млн.) и кофе (200 млн.). Ожидалось, что в 2008 г. вьетнамский экспорт продолжит расти (до 13 млрд. долл.), однако в условиях начавшегося в США спада этот прогноз не оправдался. Вьетнаму придется искать новые каналы сбыта, чтобы предотвратить свертывание внутреннего производства. Положение усугубляется синхронным падением американских закупок в КНР, грозящим наводнением китайской продукцией вьетнамского рынка.
Оборот внешнеторговых услуг поднялся до 12,4 млрд. долл., при этом экспорт и импорт оказались относительно сбалансированы (первый вырос на 18%, второй на 25%). Одним из быстро растущих сегментов этого сектора стал туризм: в
2007 г. зафиксирован приезд 4,23 млн. иностранных гостей, что на 18% выше предыдущего года. Растущие доходы продолжал приносить экспорт рабочей силы. За рубежом в 2007 г. трудилось 400 тыс. чел., больше всего в Малайзии (120 тыс.), Южной
Корее (48 тыс.), Японии, Сингапуре и на Тайване. В 2008 г. запланировано отправить на заработки дополнительно 85 тыс. вьетнамских рабочих (в 2003 г. выехало 75 тыс.) .
Тесно связано с приходом на местный рынок зарубежных фирм бурное развитие телекоммуникационного сектора. Число абонентов телефонной сети во Вьетнаме выросло за год на
18,5 млн. и достигло 46 млн., а посещений сети Интернет увеличилось на 1,2 млн., что увеличило отряд пользователей самым современным видом ИТ до 18,2 млн. (21,4% жителей стра-
ны)8.
Показателен высокий интерес к Вьетнаму со стороны зарубежных инвесторов, приход сюда в 2007 г. ведущих мировых ТНК. Стоимость инвестиционных соглашений, включая ряд очень крупных (свыше 1 млрд. долл.) достигла 20,3 млрд. долл., показав годовой рост на 69%. Это позволило ЮНКТАД при оценке ближайших перспектив поставить Вьетнам в рейтинге инвестиционной привлекательности на 6-ю позицию из 141 страны после Китая, Индии, США, России и Бразилии9. Повышению инвестиционной привлекательности СРВ способствовали меры по увеличению открытости и транспарентности рынка, улучшению инвестиционного климата и правовой среды, устранению различий между иностранными и местными вкладчиками согласно нормам ВТО.
Промышленность по-прежнему лидировала по объему привлеченных капиталов (свыше 50%), но к ней вплотную приблизился сектор услуг (48%), лишь небольшая часть досталась сельскому хозяйству и смежным отраслям. В лидеры среди иностранных инвесторов выдвинулась Южная Корея (25%), следом идут Британские Виргинские острова, причем в этом оффшоре зарегистрированы крайне важные для Вьетнама проекты (по строительству второго НПЗ стоимостью 1,7 млрд. долл. и завода электронных компонентов на 0,5 млрд.). Замыкал тройку лидеров Сингапур (15%), который также известен как преимущественно инвестиционный посредник. Показательно в этой связи увеличение притока капитала в операции с недвижимостью и туристическую отрасль. Тем не менее, объем инвестиций в сферу услуг был все еще небольшим, определяя отставание Вьетнама от мировых тенденций.
Наряду с ПИИ продолжался активный приток капитала и по другим каналам - в виде портфельных инвестиций, международного содействия развитию (ОПР), денежных переводов от вьетнамских эмигрантов, оплаты внешнеторговых услуг. Ожидаемые объемы поступлений по всем этим каналам на 2007 г. оценивались суммарно в 25 млрд. долл., а реально было получено 16 млрд., что также значительно больше притока прошлых лет. Например, переводы эмигрантов и гастарбайтеров составили 5-6 млрд. долл. (ожидался рост этого потока до
7,5 млрд.)10. В результате удалось не только поднять абсолютный объем капиталовложений в национальную экономику, но и существенно нарастить золотовалютные резервы - с 11,5 млрд. долл. в 2006 до 21,6 млрд. в 2007 г. Они гарантировали оплату импортных поставок в течение 15 недель, что по мировым меркам является высоким показателем11.
Высокую экономическую динамику СРВ поддерживало и дальнейшее расширение внутренних накоплений (за год на 15,8%). Оно происходило под влиянием мер по снижению протекционизма в отношении госсектора, созданию равных условий для различных хозяйственных укладов. Вклад негосударственных предприятий всех форм собственности в общественные инвестиции заметно вырос, достигнув почти 35% (по сравнению примерно с 30% в 2001-2005 гг.)12. При этом инвестиции в частном секторе росли быстрее (20%), чем в целом по стране. Норма капиталонакопления достигла 40,6% ВВП (в 2004 г. 38,4%), служа еще одним признаком улучшения инвестиционного климата в СРВ.
Впервые важным каналом движения капитала стал фондовый рынок, объемы которого росли очень быстро, а стоимость сделок увеличивалась. хотя пока сильно уступали более развитым странам региона. На конец 2007 г. капитализация рынка достигла 31,25 млрд. долл. (в т.ч. на бирже в гор. Хошимине 23 млрд. и в Ханое 8 млрд.) или 43% ВВП в текущих це-
13
нах. Это означает, что она повысилась вдвое к 2006 г. и в тридцать раз к 2005 г., далеко обогнав прогнозы на 2010 г. Ожидалось, что при таких темпах данный показатель вполне может вырасти до 70-100 млрд. долл. через 1-2 года, но в результате
начавшегося падения фондового рынка его капитализация уже к марту 2008 г. снизилась на 1/314.
Новым явлением стала скупка зарубежными фондами выставленных на вьетнамскую биржу активов местных компаний. Объем этих операций в 2007 г. составил 7,6 млрд. долл., а за 5 лет 12 млрд.. Зная о завышении стоимости акций большинством вьетнамских эмитентов, известный банк ЛМ7 оценил реальный капитал, приобретенный портфельными инвесторами, в 5,7 млрд. Суммарно они установили контроль над 25-30% местного рынка, уже дойдя до разрешенного законом предела, обеспечили до 18% всех транзакций на рынке. С учетом же бурно растущего «серого» рынка их авуары достигли оценочно 20 млрд. долл. или в 3 раза выше уровня 2006 г. 15.
По мнению министерства финансов СРВ, повышение качества услуг и регулирования в финансовой сфере после вступления в ВТО позволило создать условия для дальнейшего совершенствования фондового рынка, а вместе с этим и ускоренного развития экономики страны в целом. Эксперты ВБ, в свою очередь оценивают развитие финансовой системы в стране как в целом здоровое, исходя из целей максимальной либерализации экономики. В то же время многие специалисты указывают, что объем фондовых операций вырос слишком быстро и осложнил задачу госконтроля над рынком.
Благоприятная финансовая ситуация породила новое явление: экспорт капитала, в основном по государственным каналам. В годовом выражении он вырос более чем втрое - примерно до 400 млн. долл. Суммарный же объем вложенных за рубежом средств за 1988-2007 гг. достиг 1,39 млрд. долл. Правительство СРВ направляло их в сельское хозяйство (40%) и промышленность, особенно в топливно-энергетические активы (38%), и намеривалось быстро наращивать эти капиталовложения. Они были распределены по 35 государствам, причем не только быстро растущим экономикам, но и развитым странам, в которые инвестиции попадают по каналам ТНК. Среди лидеров по приему вьетнамских ПИИ оказались Лаос (42%), Мадагаскар (8%), Камбоджа и Россия (по 6%)16.
На новый уровень поднялся рынок недвижимости, прямо связанный с притоком иностранных инвестиций и ростом ак-
тивности на фондовых площадках. Количество проектов по строительству офисных и деловых зданий, гостиниц, жилья в крупных городах выросло на порядок. Ряд из них отличается очень крупными масштабами. Например, в Ханое и Хошимине, приступивших к масштабной реконструкции и формированию новых жилых районов, ведется сооружение 113 высотных зданий общей площадью около 800 тыс. кв.м. Соответственно резко поднялись цены продажи и аренды жилья и земли, стоимость акций компаний, занятых в этом и смежных секторах. Вложение значительной части капиталов на рынке недвижимости привело к резкому росту активности и перегреву в этом секторе экономики.
Важнейшим признаком и стимулом развития экономики стал рост потребительского спроса и емкости рынка. Розничный товарооборот, включая стоимость услуг, достиг примерно 44,8 млрд. долл., увеличившись на 23% относительно 2006 г. (36,4 млрд. долл.). По динамике данного параметра Вьетнам вышел на 4-м месте в мире после Индии, России и Китая. Эксперты Международного совета торговых центров (1С8С) дали прогноз, что объем внутреннего рынка СРВ достигнет 53 млрд. к 2020 г., но при имеющихся темпах это может произойти намного раньше.
Торговля обеспечила большую часть (80%) произведенного в сфере услуг валового продукта. Более половины (56%) товаров и услуг реализовали индивидуальные предприниматели, еще около 29% частные компании, менее 10% рынка занимали предприятия государственного сектора и компании с иностранным капиталом, резко сократились позиции прежде обширной сети кооперативной торговли.
Среди наиболее позитивных результатов вступления в ВТО вьетнамские эксперты называют рост активности вьетнамских предпринимательских кругов на внутреннем и внешнем рынках. Отмечается, что они понимают и принимают новые условия конкуренции на международной и региональной арене и, чтобы выдержать ее, объединяют усилия и капиталы, снижают цены и повышают конкурентоспособность. В целом предприниматели и граждане СРВ сделали выбор в пользу глобального, интегрированного мира. Особенно важна позиция ча-
стных инвесторов, которые инициировали ряд крупных проектов, важных для будущего и основанных на высоких технологиях. Это открывает перед Вьетнамом уникальную возможность ускоренного движения по пути индустриализации и модернизации.
О естественном росте масштабов, укреплении частного бизнеса и правовых гарантий его будущего по мере перехода страны к рыночной экономике позволяют судить рейтинги самых богатых компаний, которые публикуют в СРВ. Составлены списки 500 крупнейших предпринимателей, 100 валютных миллионеров фондового рынка и т.д. Так, в 2006 г. капитализация акций 650 держателей составляла около 2,3 млрд. долл. или 4% от ВВП, в 2007 г. уже 2900 чел. владели акциями на 5,4 млрд. долл., что эквивалентно 7,6% ВВП. При этом 100 ведущих акционеров сосредоточили в своих руках ценные бумаги на сумму 4,5 млрд., т.е. в среднем по 45 млн. долл. каждый. Но и среди них выделился ряд богатых людей даже по меркам развитых стран (например, Данг Тхань Кам владел активами на сумму около 400 млн. долл., а вместе с близкими родственни-
17
ками - почти 600 млн.) . По формальным данным, общая численность богатых налогоплательщиков во Вьетнаме, которые
владеют дорогостоящей недвижимостью, пока достигла при-
1 8
мерно 177 тысяч (0,4% экономически активного населения) .
Однако эти данные показывают лишь верхушку богатства. По оценке вьетнамских экспертов, большинство новых состояний имеет неясное происхождение, а для обеспечения большей прозрачности доходов требуется политическая воля со стороны властей19. Нувориши же не хотят, чтобы об их богатстве было известно, пытаясь таким путем уходить от уплаты налогов.
За счет высоких экономических результатов и последовательного продвижения социальных программ, как сообщается, удалось добиться успехов в решении одной из центральных задач развития - сокращении голода и бедности. Доля семей, живущих за чертой бедности, сократилась в среднем по стране с 17,2 до 14,7% за 2006-2007 гг. Если же вести отсчет с 1993 г., в
СРВ из состояния крайней нищеты выведено 42% населения,
20
что является уникальным успехом . Соответственно вырос индекс развития человеческого потенциала (ИБ1) - Вьетнам под-
нялся по этому показателю на 105-е место в мире среди 177 стран. Ежегодное подушевое потребление в пересчете по текущему валютному курсу составило 526 долл. США, т.е. увеличилось на 19%. Самый быстрый рост расходов продемонстрировали граждане в возрасте от 22 до 55 лет, составляющие 70% населения СРВ21.
Благоприятные последствия приема СРВ в ВТО не сводятся только к улучшению валовых экономических показателей и динамики роста, новому поведению предпринимателей. Более существенны институциональные изменения. Приведение вьетнамского законодательства в соответствие с международными стандартами означало его совершенствование, тем самым, стимулировало хозяйственное развитие. Участие в ВТО ускорило созревание рыночной экономики, рост конкурентоспособности субъектов, преодоление дотационных, распределительных методов, монополизма, государственного вмешательства. Эффективность чаще стала решающим фактором сохранения или краха бизнеса. Прогресс, достигнутый в обновлении законодательства в 2006-2007 гг., повысил доверие инвесторов, привел к повышению их активности в СРВ.
Вьетнамская экономика укрепила свой рыночный характер благодаря большой работе по выполнению обязательств, введению норм и стандартов ВТО. Это нашло признание в мире - со стороны стран АСЕАН, КНР, России, Украины, Чили, ЮАР и других. Тем самым созданы новые условия для урегулирования торговых споров, снижения затрат бизнеса, укрепления авторитета Вьетнама. Западные партнеры даже призвали правительство СРВ сократить льготный срок (7 лет), данный ему для перехода к общим нормам, но оно действует по графику, согласно собственным интересам. Так, хотя было предусмотрено открытие 11 отраслей сферы услуг, где разрешена деятельность только филиалов иностранных компаний и банков, чтобы не допустить утраты здесь позиций ввиду низкой конкурентоспособности.
Новые проблемы и вызовы
Однако нынешние успехи еще не означают превращения Вьетнама в нового азиатского «тигра», что ожидается к 2020 г. после завершения индустриализации. Многие зарубежные эко-
номисты отводят на это 15 лет вместо 20-25, за которые в 197080-е гг. прошлого века резкого ускорения экономического роста добились новые индустриальные страны (НИС). Но реально Вьетнаму для этого потребуется больше времени. Он пока только «расправляет крылья», испытывает большие реальные, потенциальные риски и испытания. Более того, серьезной остается угроза увеличения отставания по уровню экономического развития от передовых государств региона ЮВА.
Качественные показатели в СРВ улучшались медленно, экономический рост сохранял экстенсивный характер. Невысоки были производительность труда, качество продукции, эффективность и конкурентоспособность народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей, предприятий в частности. По основным макроэкономическим параметрам СРВ уступает большинству стран Восточной и собственно Юго-Восточной Азии.
Период после вступления в ВТО принес новые трудности. С конца 2007 и в первой половине 2008 гг. обострились такие проблемы, как инфляция, увеличение дефицита внешней торговли и госбюджета, раздувание «пузыря» на рынке недвижимости, замедление реализации инвестиционных проектов. Высокий рост цен при медленном повышении благосостояния рядовых граждан обострил вопрос, почему им не доступны «плоды» интеграции в мировую экономику.
Одной из причин повышения внутренних цен и инфляции стал рост мировых цен и издержек. Сказались и просчеты в финансовой политике правительства: вследствие притока иностранной валюты в оборот поступил большой объем денег, а мер по стерилизации избыточной денежной массы принято не было. Структурные изменения происходили медленно, что видно по низкой доле технологичных и наукоемких товаров в производстве на внутренний рынок и на экспорт. Следовательно, вступление в ВТО лишь обнажило слабые места, органические пороки вьетнамской экономики.
Многие вьетнамские эксперты пришли к выводу, что достижения страны переоценены и необходим более реалистичный взгляд на национальную экономику. В частности, критике подвергнута неоправданная эйфория от успехов, проявившаяся в
«гонке» за темпами роста и лозунгах типа «двадцать лет за один день». Уже в начале 2008 г. оказалась под вопросом возможность сохранения прежней динамики, и по мере разрастания мирового финансового кризиса это нашло подтверждение.
Причины такого положения вьетнамский экономист Чан Динь Лыонг видит в том, что страна превратилась в один из сборочных цехов планеты, промышленная продукция ее собственных марок в мире неизвестна, национальная экономика носит обслуживающий характер подобно другим развивающимся странам. К тому же по размеру национального богатства СРВ занимает в мировом масштабе невысокое место (согласно рейтингу ВБ - 57-е по абсолютному размеру и 37-е в пересчете по ППС). В 2007 г. ВВП составил 71,4 млрд. долл. (причем часть этого продукта создали и получили в виде прибыли иностранные компании), что лишь немного превосходит капитализацию
22
компании Кока-кола . Успехи в привлечении иностранных инвестиций и расширении экспорта положили только начало работе по интенсификации экономики.
Среди экспертов вызывает беспокойство закрепление вьетнамских предприятий в конце мировой производственной цепочки. Вьетнам пока поставляет рабочую силу для корейских, тайваньских, других предприятий-спутников мировых ТНК, создавая добавленную стоимость для иностранных собственников. Если СРВ через 10 лет не обеспечит их квалифицированной местной рабочей силой, а еще через 15 лет не создаст собственные предприятия-спутники, то потеряет свое место в мировом разделении труда. Локализация выпуска комплектующих для сборочного производства насущно необходима, чтобы сократить дефицит внешней торговли и поднять доходы, занять более высокие и выгодные позиции на производственной лестнице. Эксперты предлагают сделать ставку на развитие тех отраслей, которые обладают конкурентными преимуществами в этом деле.
Ответом Вьетнама на обострение международной конкуренции стало формирование отраслевых корпораций, которые по мировым меркам относятся к разряду средних. Однако они созданы административным путем, а не на основе действия законов рынка, в результате накопления капитала. Остается неяс-
ным, как обеспечить их выход на международную арену и успешную работу. Большинство госпредприятий использует то, что есть для продажи на экспорт, вместо подключения к конкуренции, производственным цепочкам. Слабой остается их эффективность и ответственность за результаты работы вследствие опоры на государство и сохранения монополизма, недостаточны инвестиции в научно-исследовательские, проектные и внедренческие работы.
Крупнейшие государственные корпорации стали чаще играть роль лоббистов собственных интересов, «больших семей», берущих под опеку частный бизнес, искажающих политику правительства и контролирующих рынок. Аналитики Гарвардского университета (из Центра изучения Азии) видят одну из основных причин низкой эффективности действий ведущих экономических ведомств в сращивании политической элиты с бизнесом в рамках этих корпораций. Они считают, что данное явление означает формирование «корпоративного капитализма» в СРВ.23
ВТО призывает ускорить акционирование госпредприятий, хотя не выступает против самого госсектора в экономике. Вьетнаму будет непросто выполнить обязательство о завершении акционирования в 2010 г., так как в госсекторе сохраняется много мелких предприятий, неэффективных в сравнении с частными и иностранными. В то же время внутреннее сопротивление этому процессу заметно сократилось.
Хотя возникновение армии частных предпринимателей и повышение их активности являются результатом политики обновления, в долгосрочном плане, по мнению бывшего министра торговли Чыонг Динь Туена, они остаются слабым звеном. Так, крайне слаба связь между ними и иностранными компаниями, не достает умения не только конкурировать, но и налаживать кооперацию. Вьетнамский бизнес еще не научился по-современному, цивилизованно работать на мировом рынке. Он делает в основном краткосрочные вложения, извлекает спекулятивную выгоду, не имеет стратегического видения, к тому же слабо информирован. Что еще важнее, конкурентоспособность обеспечивается за счет естественных преимуществ (производства дешевых товаров на основе богатых природных ресурсов и
рабочей силы), а не качества. Это дает возможность применения против товаров из СРВ технических барьеров типа антидемпинговых расследований, обвинений в ущербе окружающей среде и нарушении санитарных норм.
Во Вьетнаме пока не сложилось полного, единого понимания процесса экономической интеграции. Многие рассматривают вступление в ВТО как «поход за урожаем», не имеют представления об обязательствах ее членов, ожидают автоматических результатов. Ошибочные представления ведут к неверным действиям при подготовке кадров, создании инфраструктуры. Так, вероятность транспортного коллапса во Вьетнаме прогнозировалась еще 20-30 лет назад, но действий по решению проблемы не предпринято.
Не удалось подготовиться к резкому росту притока капитальных средств и соответствующему замедлению темпов реализации инвестиционных проектов. В 2007 г. из предусмотренных соглашениями с иностранными партнерами и донорами средств удалось освоить лишь 4,5 млрд. (22% против 50% в
24
среднем в прежние годы) . Увеличение разрыва между заявленным и вложенным капиталом указывает на сложность «переваривания» местной экономикой полученных средств. Среди причин этого положения и в целом низкой конкурентоспособности вьетнамской экономики местные эксперты называют слабое развитие инфраструктуры (транспорта, морских портов, городского хозяйства, современных средств связи). Хотя соответствующие предупреждения высказывались неоднократно, выводов не было сделано. Сохраняются пробелы в организационной работе, управлении, недостает земли для новых предприятий, что ведет к изменению цен, задержке и пересмотру результатов тендеров и т.п.
Не было принято эффективных мер против дальнейшего увеличения дефицита внешней торговли (до 12,45 млрд. долл.), как прямого следствия открытия экономики. Во многом нарастание дисбаланса вызвано ростом мировых цен на стратегические товары, в которых нуждается вьетнамская экономика -машины и оборудование, нефтепродукты, сталь и т.п. Главной же причиной стало снижение большой части импортных тарифов СРВ, например, до 0-5% на товары из стран-членов
АСЕАН, из Китая в рамках зон свободной торговли, формирующихся в ЮВА и ВА. Еще одной причиной ухудшения внешнеторгового баланса является сокращение экспорта сырой нефти в целях ее экономии - в 2007 г. поставки на внешние рынки упали почти на 10% по сравнению с предыдущим годом
25
- до 15 млн. т. .
Рост внешнеторгового дефицита поставил перед Вьетнамом задачу дальше наращивать экспорт и добиваться увеличения закупок своих товаров теми странами, которые имеют большой профицит в торговле с ним. Также очевидной стала потребность сокращения импорта для сбалансирования торговли. Ряд вьетнамских экономистов предлагает для этого вернуться к развитию импортозамещающего производства, поскольку многие ввозимые в СРВ сегодня виды продукции, например, электроэнергию, можно выпускать внутри страны. Однако рост инвестиций в расширение такого производства и его интенсивное развитие опять же повлечет быстрое увеличение импорта, особенно ГСМ, машин и оборудования, запчастей и пр., ухудшение экологии.
Увеличение экспортного производства способствовало решению в СРВ проблемы безработицы, но в долгосрочной перспективе закрепило переход большой части трудоспособного населения страны (до 1/3) к работе по найму, преимущественно низко квалифицированной и низко оплачиваемой. Повышение доли занятых в трудоемких отраслях, прежде всего в швейной и обувной промышленности, при наращивании в них иностранных инвестиций, препятствует развитию высокотех-
л/-
нологичного производства, общих доходов населения. Это
ведет к появлению новых, более сложных социальных проблем, в частности, к усилению эксплуатации наемных рабочих и их
27
сопротивления хозяевам . Сдерживается и подготовка квали-
28
фицированных кадров . Если не удастся удовлетворить потребность в этих кадрах за счет внутренних ресурсов, инвесторам придется завозить рабочую силу из Китая, Индии и других стран или сокращать свои капиталовложения.
Другим негативным изменением в структуре трудовых ресурсов стал массовый перелив кадров, как правило, наиболее способных и умелых, из государственного сектора в частный.
Эксперты считают данное явление закономерным результатом возросшей рыночной конкуренции за рабочие руки, а также кадровой уравниловки, низких зарплат на госпредприятиях и в учреждениях. Они предлагают в рамках начатой административной реформы сокращать лишние штаты, платить именно за трудовой вклад, чтобы при ограниченном бюджете увеличивать оплату эффективным работникам.
В социальной сфере обострилась проблема, как при росте национального богатства уменьшить неравномерность в его распределении. Как показано выше, оно все в большей степени концентрируется в руках узкой прослойки общества. Наиболее тяжело инфляция сказалась на жизни слоев с низкими доходами: крестьянских домохозяйств, наемных работников, студентов и лиц умственного труда. После продолжительного повышения уровня жизни многие люди столкнулись в 2007 г. с трудностями. Инфляция и тяжелые стихийные бедствия в центральных районах страны вернули их в состояние крайней нищеты.
Индекс имущественной дифференциации (коэффициент Джини) во Вьетнаме в 2006 г. составил, по официальным данным, 0,37, оставаясь по мировым меркам низким. Но эксперты указывают на его неизбежный рост после вступления страны в ВТО. Доходы самых богатых людей превзошли доходы самых бедных (по 20%-ным группам) в 8,3 раза (в 2002 г. разрыв меж-
29
ду ними равнялся 6, в 2006 - 6,5 раз) .
Ускорение экономического роста со вступлением Вьетнама в ВТО имело и другие негативные последствия в условиях массовой урбанизации, отставания сельского хозяйства, слабого развития системы социального обеспечения, неэффективного перераспределения доходов через госбюджет. Одним из таких последствий считается дальнейшее увеличение разрыва между городом и деревней. Даже в ключевых регионах, обладающих сравнительными преимуществами перед другими, не удалось распространить достижения на соседние сельские территории, как делается в Китае. Работа в этом направлении еще не ведется на национальном уровне. Стала очевидной потребность управлять притоком ПИИ так, чтобы не допускать ис-
ключения крестьян «из игры» при создании новых промышленных объектов.
Как показывают эти примеры, по-прежнему с низкой эффективностью работают аппарат управления, правовая система. После приема СРВ в ВТО упали темпы законодательного строительства, многие законы трактуются и используются избирательно. Почти не видно результатов административной реформа, борьбы с коррупцией. По признанию вьетнамских исследователей, управленческие кадры пока не способны своевременно реагировать на быстрые и неожиданные изменения, требования глобального рынка, делать верные прогнозы (например, относительно роста цен на мировом рынке). Макроэкономическое управление сводится больше к поддержанию порядка, чем к стимулированию роста. Хозяйственники и политики СРВ привычно прибегают к прямому административному вмешательству, еще не умеют пользоваться косвенными методами и рыночными механизмами, которыми экономика регулируется на основе спроса и предложения.
Заключение
Реалисты во Вьетнаме не ждут от ВТО чуда, немедленных изменений. Главный результат первого года членства они видят в осознании масштабов и проблем интеграции, требований этой организации, места Вьетнама в мировой экономике, учете положительных сигналов и задач, требующих неотложного решения, вскрытии собственных слабых мест. В то же время они признают, что если возникшие сложные проблемы не удастся решить, то шансы будут упущены, долгосрочные цели отдалятся, темпы экономического роста и выполнение обязательств в рамках ВТО замедлятся. Опасения по поводу того, что вьетнамская экономика недостаточно сильна и эффективна, чтобы выдержать международную конкуренцию после вступления в ВТО, обоснованны.
Оптимисты возражают, что настоящие сложности возникнут не скоро, так как оговорен достаточно продолжительный переходный период, когда ключевые сектора будут защищены и смогут подготовиться к этой конкуренции. Тем не менее, налицо признаки «перегрева» вьетнамской экономики, которые позволяют предположить, что она стала «жертвой» собственно-
го успеха. Многие международные эксперты указывают на наличие подобных «ловушек роста», в которые попадали страны ЮВА по завершении продолжительного этапа быстрого подъема. Ввиду цикличности развития экономики СРВ в орбите капитализма и усиления зависимости от конъюнктуры мирового рынка, на ближайшие годы можно прогнозировать существенное замедление динамики ее роста.
После вступления в ВТО перед Вьетнамом острее встал вопрос, какому пути развития следовать дальше. Должен ли это фактически оставаться госкапитализм, который строился в течение последних 20 лет реформ, или следует смелее внедрять рыночный капитализм, т.е. его «оригинальную версию», как выразился еврокомиссар по торговле П.Мандельсон. Западные партнеры уверяют руководителей СРВ, что при выборе второго пути государство не будет исключено из экономики, сможет определять национальные цели развития, защищать стратегические интересы. Требуется только обеспечить взвешенный баланс роли государства и свободного рынка. Основными приоритетами должны стать открытость экономики, свобода торговли и предпринимательства, развитие конкуренции. Нельзя не признать, что на словах эти постулаты выглядят привлекательно, однако сегодня очевиден кризис идеалов и практики неолиберальной экономики. Поэтому у нас не вызывает сомнений приверженность лидеров СРВ избранной ранее первой концепции - строительства рыночной экономикой с сильным государственным регулированием или, как ее здесь официально называют, с социалистической ориентацией. А эффективность этой модели поможет проверить практика.
1 Vao WTO: 3 näm tori Viet Nam se phat trien dot pha : vietnam-net.vn/kinhte/2007/11/753513 - 07.11.2007; Tien hoa va cach mang de khong la nhip WTO, ibid. /chinhtri/2008/01/762905 - 08.01.2008
2 Minh Anh. Khat vong 2008: http://vietnamnet.vn/chinhtri/2008/01/762035 - 01.01.2008.
3 Kinh te Viet Nam näm 2007 tiep tuc khai säc nhung van con nhieu kho khän, thach thüc lon
//www.cpv.org.vn/tiengviet/diendan/details.asp?topic=28&subtopic=114&ID
=BT3180779273
- 31.12.2007; Song Linh. Kinh tê tang truong cao nhât trong 11 nam // vnexpress.net/Vietnam/Kinh-doanh/2007/12/3B9FDD23/ - 28.12.2007; Nhât Vy. TTCK: Không co gî quy hon bînh tïnh! // vietnam-
net.vn/kinhte/2008/01/766090 - 26.01.2008.
4 Song Linh. Kinh tê tang truong cao nhât trong 11 nam // vnex-press.net/Vietnam/Kinh-doanh/2007/12/3B9FDD23/ - 28.12.2007.
5 10 su kiên kinh tê - xâ hôi nam 2007 29/12/2007 // Thoi Bao Kinh Te Viet Nam : vnecon-
omy.vn/?home=detail&page=category&cat_name=10&id=24ef384370fe97.
6 Nam 2008: xuât khâu sang Mÿ co thê dat hon 13 ty USD
//vovnews.vn/?page=109&nid= 58118 - 18.01.2008. Данные торговых органов США отличаются - см. VN tang xuât khâu vào Hoa Ky // www.bbc.co.uk/vietnamese/vietnam/story/2008/02/080219_vnexporttous.sht ml.
7 Ly Hà. Buc tranh xuât khâu lao dông: Sang tôi dan xen // vnecon-omy.vn/?home=detail&page=category&cat_name= 11 &id=c3102e513caa04 -
17.01.2008.
8 Nam 2007: Nên kinh tê Viêt Nam tang truong toàn diên // tuoitre .com. vn/Tianyon/Index. aspx ?ArticleID=236688&ChannelID=11 -
01.01.2008.
9 Không thay dôi ha tâng, thu hut dâu tu chi trên giây // vietnam-net.vn/chinhtri/2008/01/765833 - 24.01.2008.
10 Lam phat tang cao, lung tung truoc dong vôn ngoai lôn // vietnam-net.vn/kinhte/2007/12/761211 - 26.12.2007. Еще 2,2 млрд. долл. пришлось на освоенные ПИИ, 1,8 млрд. на ОПР, 2,5 млрд. долл. принесла продажа акпий и облигаций, 4,6 млрд. - туризм и прочие услуги.
11 World Bank Report 2008. East Asia: Testing Times Ahead, p.78.
12 Nêu không hành dông, se chàng co gî thay dôi http://vneconomy.vn/?home=detail&page=category&cat_name=10&id=21ead af758319f - 01.02.2008; Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. М. 2007, с.192.
13 10 su kiên kinh tê - xâ hôi nam 2007 // Thoi Bao Kinh Te Viet Nam, 29.12.2007 : vnecon-
omy.vn/?home=detail&page=category&cat_name=10&id=24ef384370fe97.
14 В 2007 г. на фондовом рынке СРВ обращались 2,46 млрд. акпий 179 компаний (эмитентов) стоимостью 30 млрд. долл., 3,47 млн. облигаций трех акционерных банков номиналом 234 млн. долл., 25 млн. депозитарных расписок Фонда развития Manufile.
15 Nhât Vy. TTCK: Không co gî quy hon bînh tïnh ! // vietnam-net.vn/kinhte/2008/01/766090 - 26.01.2008. На фондовом рынке СРВ в 2007 г. действовало 25 крупных зарубежных инвестфондов, которые
основное внимание обратили на промышленные, финансовые и сервисные компании. Одновременно быстро рос объем неофициальных продаж активов крупных госкомпаний, акции которых еще не были выставлены на биржу.
16 Viêt Nam dâu tu О 18 quôc gia và vùng lânh thô // www.vovnews.vn/?page=109&nid=57002 - 03.01.2008.
17 100 stock market millionaires in 2007 // eng-lish.vietnamnet.vn/biz/2008/01/765370 - 22.01.2008.
18 Оценка доли лиц с высокими доходами среди трудоспособного населения приведена в докладе ученых Гарвардского университета: David Dapice, Vü Thành Tu Anh. Tînh trang bât ôn vï mô: Nguyên nhân và phân ung chinh sâch. Chuong trînh Châu A BH Harvard - Chuong trînh Ful-bright VN // www.minhbien.org/?p= 2288print=1#comments_controls -
26.02.2008, а их общая численность рассчитана по: Statistical Yearbook of Vietnam 2007. Hanoi, 2008, p.51.
19 The consequences of a competitive society // eng-
lish.vietnamnet.vn/reports/2008/01/764236/ - 15.01.2008.
20
Живущими за чертой бедности считаются городские жители с доходом ниже 15 долл. США в месяц и сельские с доходом ниже 13 долл. При усредненной благополучной картине в 96 сельских уездах из 400 в нищете находится свыше 50% населения. См.:
The consequences of a competitive society // eng-lish.vietnamnet.vn/reports/2008/01/764236/ - 15.01.2008.
21 Nguài Viêt chi gân 45 ty USD dê mua sam // vnex-press.net/Vietnam/Kinh-doanh/2007/12/3B9FDD23/ - 28.12.2007; Sài Gon tiêp thi, 24.07.2007.
22 Hôi nhâp không phâi là môt cuôc "dânh quâ"!: vietnamnet.vn/chinhtri/2008/01/763456/ - 10.01.2008.
23 Giôi chuyên gia lên tiêng vê nguy co bât ôn // www.bbc.co.uk/vietnamese/vietnam/story/2008/02/080227_harvardvietecono my.shtml.
24 Hôi nhâp không phâi là môt cuôc "dânh quâ" ! // vietnamnet.vn/chinhtri/2008/01/763456/ - 10.01.2008.
25 10 su kiên kinh tê - xâ hôi nam 2007 29/12/2007 // Thoi Bao Kinh Te Viet Nam : vnecon-
omy.vn/?home=detail&page=category&cat_name=10&id=24ef384370fe97; Vietnam Statistical Yearbook 2007. Hanoi, GSO, 2008, p.453.
26 Стимулом к росту занятости и производства послужила отмена квот на поставку продукции указанных отраслей в США и ЕС: экспорт только текстиля из Вьетнама прогнозировался в 2008 г. на уровне 7,5 млрд. долл., а к 2010 г. 10 млрд., см.: Duy Bông. Thuong mai và Hôi
nhap : www.vir.com.vn/Client/Dautu/dautu.asp?CatID=15&DocID=15203 -17.12.2007.
27
Местные власти, всемерно поддерживая ПИИ, избегают конфликтных ситуаций на предприятиях с участием иностранного капитала, а рабочие на этих предприятиях трудятся по 10-12 часов, обычно и по выходным за зарплату в 60 долл.
28
Например, компании Интел для реализации проекта по строительству завода микрочипов в 1 млрд. долл. во Вьетнаме нужно
4 тысячи специалистов высшей квалификации, а из почти 3 тысяч студентов выпускных курсов удалось отобрать 90.
29 2008, giá tieu düng se tang cao han nam nay // vietnam-net.vn/kinhte/2007/12/762007/ - 31.12.2007. Эти данные выглядят заниженными по сравнению с независимыми источниками, см.: Мазы-рин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме, указ. соч., с.265. Для сравнения: в других переходных странах коэффициент Джини заметно выше (в Китае 0,41, России 0,46), а в развитых ниже (в Норвегии 0,26, в Японии 0,29).