Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350). Экономика. Вып. 47. С. 82-86.
УДК 332.146 ББК 65.05
ПОТЕНЦИАЛ И ОГРАНИЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ
РОСТА РЕГИОНА
Е. М. Колмакова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Рассмотрены потенциальные возможности и ограничения реализации пространственно-инвестиционно-инновационной модели роста региона. Отмечены преимущества согласования схем территориального планирования с региональными программами и планами инвестиций и инноваций. Рассмотрены ограничения реализации данной модели на современном этапе регионального развития. Отмечена необходимость синхронизации схем территориального планирования в части их соответствия инвестиционным и инновационным программам развития региона.
Ключевые слова: пространственно-инвестиционно-инновационная модель роста, территориальное планирование, инвестиционное проектирование, инновации.
Успешное развитие, повышение конкурентоспособности региона в современных условиях возможны при реализации пространственно-инвестиционно-инновационной модели роста (рисунок). В данной модели происходит взаимодействие пространственно-территориального планирования, инвестиционной и инновационной активности территории. Рост инвестиционной привлекательности региона для внедрения инноваций является ключевым условием социально-экономического развития территории. Главная задача, стоящая перед региональными и муниципальными органами власти сегодня,— создание необходимых и благоприятных условий для экономического развития, повышения качества жизни населения. Достижение поставленных целей невозможно обеспечить без грамотного территориального планирования, направленного на развитие регионов и муниципальных образований с учетом программы внедрения инноваций на основе повышения инвестиционной привлекательности территорий.
В ближайшие 30-40 лет в РФ изменится возрастной состав населения. Следовательно, будет другая структура рабочих мест, другая интенсивность передвижения человека и другой темп жизни. Переход к инновационной экономике связан с изменением структуры производства, условий осуществления производственной деятельности. Эти параметры не закладываются сегодня при территориальном планировании и инвестиционном проектировании.
В современных условиях территориальное планирование осуществляется отдельно от разработки стратегии социально-экономического развития территории, то есть при определении перспектив развития территории на определенный период могут быть недостаточно полно учтены возможности и перспективы инновационного развития территории, а также ее инвестиционные возможности, связанные с территориальными особенностями. В настоящее время процессы освоения территории идут стихийно в зависимости от наличия средств инвесторов. В результате вместо принятия решений на основе градостроительной документации на практике происходит корректировка градостроительной документации под эти решения. В итоге недостаточна взаимосвязь между стратегическими документами социально-экономического развития и документами территориального планирования, что не позволяет в полной мере использовать имеющиеся возможности развития муниципальных образований.
Разработку стратегии социально-экономического развития региона необходимо вести совместно с разработкой документов территориального планирования и программ инвестиционного проектирования, и эти процессы должны быть взаимосвязаны. Важнейшей задачей сегодня становится синхронизация схем территориального планирования в части их соответствия инвестиционным и инновационным программам развития региона, планам развития инфраструктуры [1. С. 126-127].
Пространственно-инвестиционно-инновационная модель
Территориальное планирование — неотъемлемая часть системы комплексного стратегического управления инвестиционно-инновационным развитием страны, региона, муниципалитета. Территориальное планирование — комплексная система управления градостроительным развитием территории, включающая в себя механизмы электронного моделирования, дающие знания (правовые, справочные, аналитические) на всех уровнях принимаемых решений по внедрению инноваций, привлечению инвестиций во всех сферах государственного и муниципального управления.
Потенциал реализации пространственно-инвестиционно-инновационной модели роста региона можно представить как потенциал сбалансированного развития, то есть совокупность фактически существующих процессов, отношений и институтов, способных обеспечивать инновационное развитие экономики региона. В экономической литературе рассматривается инновационный потенциал в широком смысле — средства, запасы, источники, а также организационные структуры и технологии (механизмы) инновационной деятельности, имеющиеся в наличии, которые были приведены в действие, затрачены для достижения определенной цели (реализации инновационной стратегии, программ, проектов)
[2-8]. С этой точки зрения, механизмы территориального планирования, привлечения инвестиций, стимулирования инноваций должны быть тесно взаимосвязаны; синхронное приведение их в действие способно обеспечить инновационный тип экономического роста в регионе. Во взаимосвязи друг с другом они обеспечивают разработку и внедрение инноваций в пределах конкретного региона.
Комплексный подход к территориальному планированию с учетом программ инвестиций и инноваций создает существенные преимущества в обеспечении конкурентоспособности и является магистральным направлением развития региона. Чтобы усилить в стратегии развития региона инновационную составляющую, необходимо обоснование отраслевых и территориальных приоритетов, структурной модернизации в направлении обрабатывающего и наукоемкого секторов региональной экономики, использование потенциала оборонно-промышленного комплекса, в частности технологий двойного назначения. В основе комплексного подхода к регулированию инвестиционно-инновационного процесса должна лежать научно обоснованная типологизация муниципальных образований как объектов инвестиций и инноваций (инвестиционно-инновационных территорий). Такая типологизация должна
84
Е. М. Колмакова
основываться на многокритериальном подходе. В настоящее время для активизации инвестиционно-инновационной деятельности территорий в Челябинской области проводится их классификация на социально активные, инвестиционно активные, деградирующие муниципальные образования. При этом учитываются численность населения в данный момент времени, планируемая численность населения по документам территориального планирования (к 2020-2030 гг.), основные направления развития муниципального образования.
В области разработана методика определения привлекательности территорий муниципальных образований для целей инвестирования. Разработка соответствующей методики абсолютно необходима при решении практически любого сложного вопроса в области градостроительного проектирования и управления развитием территории.
Методика определения привлекательности территорий муниципальных образований для целей инвестирования предполагает анализ территории по следующим группам показателей:
- уровень градостроительной подготовленности территории (в том числе учитывается наличие градостроительной документации и сформированных земельных участков);
- уровень инженерной подготовки территории;
- уровень градостроительной ценности территории (в том числе учитываются расстояние от центра муниципального образования, наличие социальной инфраструктуры, общественного транспорта);
- уровень социальной подготовленности (неподготовленности) территории;
- уровень инвестиционной активности территории;
- уровень занятости населения.
Показатели всех перечисленных групп составляют структурную схему комплексного эксперт-
ного показателя, который является главным интегральным результатом применения данной методики.
Таким образом, повышение инвестиционно-инновационной привлекательности территории на основе перечисленных методов будет способствовать пространственному развитию региона, что, в свою очередь, является инструментом управления его конкурентоспособностью.
Ограничениями при реализации пространственно-инвестиционно-инновационной модели роста региона в настоящее время являются: несовершенство законодательства; недостаточность профессиональных кадров в сфере территориального планирования; отсутствие взаимодействия участников (субъектов) — проектировщиков, строителей, инвесторов, административных органов управления государственного и местного уровней и др.— модели.
Соответствие документов территориального планирования экономическим требованиям и задачам инновационного развития региона в условиях рыночных отношений сейчас практически никак не оценивается. Невозможно дать оценку реалистичности документов территориального планирования и эффективности стратегии в плане реализации поставленной в ней цели перехода к инновационной экономике. Все разработки документов территориального планирования должны предваряться маркетинговыми исследованиями, направленными на выявление уникальных территориальных возможностей, вокруг которых могла бы сформироваться экономико-географическая среда для внедрения инноваций.
Реализация пространственно-инвестиционно-инновационной модели роста способна дать импульс развитию региона, повышению его конкурентоспособности и, как следствие, росту жизненного уровня населения, макроэкономической стабильности территории.
Список литературы
1. Колмакова, Е. М. О роли инвестиционного проектирования в социально-экономическом развитии территории / Е. М. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. № 15 (344). Экономика. Вып. 45. С. 124-128.
2. Колмакова, Е. М. Развитие потенциала социально-трудовой сферы региона: теоретические, методические и прикладные аспекты : дис. ... канд. экон. наук / Е. М. Колмакова. Челябинск, 2013. 180 с.
3. Колмакова, Е. М. Инновационная деятельность: пути обеспечения и факторы мотивации / Е. М. Колмакова, И. Д. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. № 2 (331). Управление. Вып. 9. С. 44-47.
4. Лаженцев, В. Н. Организация прогнозирования территориального развития / В. Н. Лаженцев, Т. Е. Дмитриева // Экономика региона. 2010. № 4. С. 156-164.
5. Брижань, А. В. Национальная инновационная система как ключевой элемент развития экономики России : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. В. Брижань. Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2006.
6. Колмакова, Е. М. Роль государственных и муниципальных органов власти в регулировании инвестиционной активности территорий / Е. М. Колмакова, А. С. Микрюкова, И. Д. Колмакова // Труды VI Всероссийского симпозиума по экономической теории : в 2 т. Т. 1. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2014. С. 72-73.
7. Старцев, Ю. Н. Структурно-ресурсная парадигма конкурентоспособности региона / Ю. Н. Старцев // Труды V Всероссийского симпозиума по экономической теории : в 2 т. Т. 2. Миниэкономика (экономика фирмы). Мезоэкономика (региональная экономика). Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2012. С. 222-224.
8. Колмакова, И. Д. Основы предпринимательства инновационной России: условия развития и рыночные институты образования / И. Д. Колмакова, Т. А. Шиндина // Соврем. проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 242.
9. Колмакова, Е. М. Роль инвестиций в управлении территориально-пространственным развитием региона / Е. М. Колмакова // Государство, политика, социум : вызовы и стратегические приоритеты развития : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 28 нояб. 2012 г. : в 2 т. Т. 2. Екатеринбург, 2012. 300 с. С. 154-156.
Сведения об авторе
Колмакова Евгения Микаеловна — аспирант кафедры государственного и муниципального управления факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350). Economy. Issue 47. P. 82-86.
POTENTIAL AND LIMITATIONS OF THE IMPLEMENTATION OF SPATIAL-INVESTMENT AND INNOVATION GROWTH MODEL REGION
E. M. Kolmakova
Postgraduate student of the department "State and Municipal Management" of the Chelyabinsk State University, Russia.
Janenet@mail. ru
The article discusses the potential and limitations of implementing space-investment-innovation model of growth in the region. The advantages of harmonization schemes of territorial planning with regional programs and plans for investment and innovation. The limitations of this model on the implementation of the present stage of regional development. The necessity of synchronization schemes of territorial planning in terms of their compliance with the investment and innovation programs for the region.
Keywords: space-investment-innovative model of growth, territorial planning, investment planning, innovation.
References
1. Kolmakova, E. M. O rali investicionnogo proektirovaniya v social'no-ekonomicheskom razvitii territorii / E. M. Kolmakova // Vestn. Chelyab. gos. un-ta. 2014. № 15 (344). Ekonomika. Vyp. 45. S. 124-128.
2. Kolmakova, E. M. Razvitie potenciala social'no-trudovoy sfery regiona: teoreticheskie, metodicheskie i prikladnye aspekty : dis. ... kand. ekon. nauk / E. M. Kolmakova. Chelyabinsk, 2013. 180 s.
3. Kolmakova, E. M. Innovacionnaya deyatel'nost': puti obespecheniya i faktory motivacii / E. M. Kolmakova, I. D. Kolmakova // Vestn. Chelyab. gos. un-ta. 2014. № 2 (331). Upravlenie. Vyp. 9. S. 44-47.
4. Lazhencev, V. N. Organizaciya prognozirovaniya territorial'nogo razvitiya / V. N. Lazhencev, T. E. Dmi-trieva // Ekonomika regiona. 2010. № 4. S. 156-164.
86
Е. M. KonMamBa
5. Brizhan', A. V. Nacional'naya innovacionnaya sistema kak kluchevoy element razvitiya ekonomiki Ros-sii : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk / A. V. Brizhan'. Krasnodar : Kuban. gos. un-t, 2006.
6. Kolmakova, E. M. Rol' gosudarstvennyh i municipal'nyh organov vlasti v regulirovanii investicionnoy aktivnosti territoriy / E. M. Kolmakova, A. S. Mikrukova, I. D. Kolmakova // Trudy VI Vserossiyskogo sim-poziuma po ekonomicheskoy teorii : v 2 t. T. 1. Ekaterinburg : In-t ekonomiki UrO RAN, 2014. S. 72-73.
7. Starcev, Yu. N. Strukturno-resursnaya paradigma konkurentosposobnosti regiona / Yu. N. Starcev // Trudy V Vserossiyskogo simpoziuma po ekonomicheskoy teorii : v 2 t. T. 2. Miniekonomika (ekonomika firmy). Mezoekonomika (regional'naya ekonomika). Ekaterinburg : In-t ekonomiki UrO RAN, 2012. S. 222-224.
8. Kolmakova, I. D. Osnovy predprinimatel'stva innovacionnoy Rossii: usloviya razvitiya i rynochnye insti-tuty obrazovaniya / I. D. Kolmakova, T. A. Shindina // Sovremen. problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 1. S. 242.
9. Kolmakova, E. M. Rol' investitsiy v upravlenii territorial'no-prostranstvennym razvitiem regiona / E. M. Kolmakova // Gosudarstvo, politika, socium: vyzovy i strategicheskie prioritety razvitiya : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Ekaterinburg. 28 noyab. 2012 g. : v 2 t. T. 2. Ekaterinburg, 2012. 300 s. S. 154-156.