Научная статья на тему 'Потенциал дисциплины «Иностранный язык» в воспитании толерантности студентов педагогического вуза в условиях внедрения ФГОС ВПО'

Потенциал дисциплины «Иностранный язык» в воспитании толерантности студентов педагогического вуза в условиях внедрения ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / TOLERANCE TRAINING / TOLERANT PERSONALITY / TOLERANCE OF A PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL STUDENT / METHODS OF TOLERANCE TRAINING / PROJECT METHOD IN TOLERANCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Наталия Александровна

Толерантность рассматривается в качестве цели воспитания студента педагогического вуза. Актуализируется потенциал дисциплины «Иностранный язык» в воспитании толерантности студентов педагогического вуза, характеризуются методы воспитания толерантности на занятиях по иностранному языку. Метод проектов выделяется как приоритетный в системе методов воспитания толерантности в условиях внедрения ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance is regarded as the aim of student’s education in pedagogical higher school. There is emphasized the potential of the discipline “Foreign language” in tolerance training of pedagogical higher school students, characterized the methods of tolerance training at foreign language classes. Project method is singled out as the priority one in the system of tolerance training methods in the conditions of the Federal state educational standards of higher professional education.

Текст научной работы на тему «Потенциал дисциплины «Иностранный язык» в воспитании толерантности студентов педагогического вуза в условиях внедрения ФГОС ВПО»

Portraying of words and phrases as an alternative method for presenting lectures in the course of lexicology

There is considered the portraying of lexical units as one of the alternative methods for presenting lectures in lexicology is considered. There are defined the types of portraying in lingua-didactic and popular science aspects. The integrated (complex) type of portraying is exemplified by several modules in an introductory lecture.

Key words: portraying of lexical units, integrated (complex) portraying, presentation of a lecture, lexicology, dictionary, meaning, intention.

(Статья поступила в редакцию 05.012.2013)

н.А. сысОЕВА

(Волгоград)

потенциал дисциплины «иностранный язык» в воспитании толерантности студентов педагогического вуза в условиях внедрения фгос впо

Толерантность рассматривается в качестве цели воспитания студента педагогического вуза. Актуализируется потенциал дисциплины «Иностранный язык» в воспитании толерантности студентов педагогического вуза, характеризуются методы воспитания толерантности на занятиях по иностранному языку. Метод проектов выделяется как приоритетный в системе методов воспитания толерантности в условиях внедрения ФГОС ВПО.

Ключевые слова: толерантность, воспитание толерантности, толерантная личность, толерантность студента педагогического вуза, методы воспитания толерантности, метод проектов в воспитании толерантности.

Социально-экономическая дестабилизация современной России, а также усилившийся процесс миграции населения обострили проблему сохранения российской идентичности. В связи с этим фактом обостряются нетерпимость и дискриминация по отношению к представителям других этносов и национальностей, особенно в молодежной среде. Воспитание человека, способного к социальной адаптации, обладающего высоким

уровнем духовно-нравственной воспитанности, становится одной из важнейших задач современного образования. В системе духовнонравственного воспитания молодежи формирование толерантности, способности принять иную точку зрения, обучение умению усваивать и перерабатывать новую информацию приобретают особое значение на современном этапе модернизации российского высшего образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Исследованию феномена толерантности посвящены труды А.Г. Асмолова, Ю.А. Ищенко, А.Т. Кинкулькина, Е.Ю. Клепцовой,

А.В. Никольского - основоположников педагогики толерантности. Изучением национальной и межэтнической толерантности занимаются В.И. Кукушин, А.А. Магометов, Г.У. Солдатова, Л.Г. Шайгерова и другие ученые. Воспитанию толерантности студентов вуза посвящены работы Ю.И Грачевой,

О.В. Желнович, Е.С. Карякиной, Н.А. Нестеровой, М.И. Прокохиной и др.

Большой энциклопедический словарь определяет толерантность (от лат. tolerantia - терпение) как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Отличительными признаками толерантной личности, по Г.У. Олпорту, являются эмпатия, самосознание, духовность и «способность смеяться над собой» [5, с. 159].

Согласно мнениям исследователей, толерантность представляет собой сложное явление. В ее понимании можно выделить разные подходы и классифицировать их по различным критериям. В нашем исследовании мы рассматриваем толерантность в свете гуманитарной парадигмы, «в центре которой находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитар-ности выступает развитие “человеческого качества”, того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений» [1, с. 7-8].

Рассматривая толерантность с позиции гуманитарной парадигмы как консенсус (согласие), Н.М. Борытко отмечает, что «согласно этому пониманию существует не только соревнование разных культур и ценностных систем, взглядов и принципиальных теоретических каркасов, в ходе которого они пытаются показать

© Сысоева Н.А., 2014

свои преимущества и сходят со сцены, если не могут этого сделать. Каждая культура, ценностная и познавательная система помимо борьбы с другой системой так или иначе пытается учесть ее опыт, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта» [1, с. 10]. В нашем исследовании толерантность рассматривается как духовно-нравственное качество личности, выражающееся в терпимости и уважительном отношении к чувствам, мнениям, интересам, ценностям и позициям других людей.

З.А. Исмагилова толерантность в качестве цели воспитания студента педагогического вуза понимает как терпимость и уважительное отношение к мнениям других людей, не совпадающим с собственными; как моральное качество личности, способствующее успешности ведения культурного диалога и избежанию межкультурных конфликтов с различными социокультурными группами или их представителями [3].

С опорой на исследования А.Г. Асмоло-ва, О.С. Газман, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова,

В.Н. Мясищева и др. о сущности понятия позиции толерантность в качестве цели воспитания студента педагогического вуза можно понимать как нравственную позицию, характеризующуюся чувством терпимости и уважения по отношению к чувствам, мнениям, интересам, ценностям и позициям других людей; выражающуюся в толерантном поведении, которое характеризуется умением вести конструктивный диалог с различными социокультурными группами или их представителями и добиваться своих целей, не создавая конфликтных ситуаций, не затрагивая при этом чужих чувств, не ущемляя интересы и не причиняя вред другим людям.

концепция ФГОС второго поколения ставит одной из важнейших задач воспитания формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования. В связи с этим воспитание толерантности будущих учителей выступает как неотъемлемая часть системы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, поскольку от качества профессиональной подготовки будущего учителя во многом зависит результат воспитания подрастающего поколения.

Учебный предмет «Иностранный язык» относится к гуманитарным наукам, дисциплинам, изучающим человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Н.М. Бо-рытко и О.А. Мацкайлова видят проявление

тенденции гуманитаризации современного образования в том, что «системообразующим элементом обучения сегодня стало педагогическое взаимодействие, при котором каждый из субъектов не просто содействует развитию другого, а именно в этом находит условия для собственного развития.<...> Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют пространство обучения как пространство взаимодействия педагога и обучаемого» [2, с. 41]. Как гуманитарная дисциплина иностранный язык имеет большие возможности в нравственном воспитании студентов, в частности в воспитании толерантности студентов педагогического вуза.

«толерантные отношения участников образовательного процесса, -отмечает Н.А. Нестерова, - способствуют формированию способностей каждого из участников принимать другого (его позицию, мысль, идею и т. п.) как объективно существующую реальность, не раздражаясь, не испытывая чувства унижения, обиды или превосходства в процессе взаимодействия. Именно толерантность как моральное качество личности специалиста новой формации выступает в качестве активной формы взаимодействия, связанной с поиском того, что объединяет, а не разъединяет людей, так как при толерантном отношении человек относится к другому объекту именно как к другому, а не чужому» [4, с. 237]. Целью обучения иноязычной культуре является формирование человека культуры, духовно-нравственное воспитание; а содержанием образования выступает культура как система духовных и материальных ценностей, накопленных обществом во всех сферах -от быта до философии.

толерантный подход в межкультурной коммуникации предусматривает, что какие-либо культурные особенности индивида или группы - это одни из многих особенностей, и рассматривается как условие их сохранения. С точки зрения данного подхода, восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.

В условиях межкультурной коммуникации воспитание толерантности имеет характер поликультурного образования, основными целями которого являются глубокое и все-

стороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры; формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Основным образовательным принципом в достижении отмеченных целей может служить принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы поведения и деятельности, ценностные ориентации. Диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, определяющий суть передаваемой информации. Он придает реальный практический смысл взаимодействию культур, общающихся между собой, и становится постоянно действующей основой в их развитии и взаимодействии.

Использование на занятиях по иностранному языку групповых форм работы обеспечивает взаимодействие студента с окружением (ближайшей средой), служит важнейшим источником саморазвития личности студента, средством обеспечения его самореализации и стимулом для дальнейшего личностного роста, а также способствует адекватному восприятию и пониманию мира. Специфика изучения английского языка отличается коммуникативной, диалоговой направленностью, что отражается в методах и формах занятий.

Поскольку для достижения поставленной цели в плане формирования толерантности значительная роль отводится содержанию, большое значение придается подбору необходимого материала. Основными критериями при этом являются способствование развитию ценностно-ориентированного сознания, пригодность материала служить основой правовой культуры студентов. Все тексты, содержащие сведения о культуре других стран, являются аутентичными. При этом широко используются средства зрительной наглядности: фотографии, письма, аудио- и видеокассеты, Интернет.

Знакомство учащихся с этнокультурным компонентом происходит в первую очередь в ходе изучения страноведческих тем. Наряду с ними, такие темы, как «Жизнь студента в России и за рубежом», «Национальная кухня народов России и стран изучаемого языка», «Система образования в России и стране изу-

чаемого языка», способствуют сравнительносопоставительному анализу студентами различных аспектов собственной культуры и культуры стран изучаемого языка.

При воспитании толерантности к людям другой культуры чаще всего используются такие методы, как диалог, дискуссии, ролевые игры, поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме, метод проектных работ, проблемный подход к ситуации. Во время проведения экспериментальной работы по становлению толерантности студентов педагогического вуза на занятиях дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом вузе использовались следующие методы воспитания толерантности: дискуссия, поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме, экспериментальное исследование, ролевые игры, проблемный подход к ситуации. Студенты исследовали культурное наследие англоязычных стран, сопоставляя его со своим национальным наследием; изучали работу средств массовой информации разных стран, проводили исследования по толерантному отношению к проявлению насилия на телевидении, обсуждали системы образования, условия жизни и обучения студентов в разных странах. Во время выступлений по результатам исследований студенты высказывали различные мнения. Подобное погружение в проблемные ситуации, в процессе которого студенты учатся видеть мир глазами разных людей, заставляет их учитывать то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-другому. А это, в свою очередь, сближает, объединяет, развивает понимание и доброе терпимое отношение к стране, ее людям и традициям.

Воспитание толерантности в познании культурных традиций стран изучаемого языка успешно осуществляется методом проектных работ на занятиях по иностранному языку. Применительно к занятиям по иностранному языку в вузе, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта лингвистического характера. В процессе работы над проектом используются как групповые формы работы, так и работа в парах, поскольку коллективное обсуждение, совместное исследование выдвинутых проблем помогают глубже проникать в чужую культуру, находить общее и специфическое, подыскивать бесконфликтные способы решения проблем. При работе над проектами соблюдаются следующие

условия: тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, студенты ориентируются на сопоставление и сравнение фактов, событий, явлений из истории и жизни людей разных стран. Особую актуальность метод проектов приобрел в условиях внедрения новых образовательных стандартов как эффективное средство в формировании различных компетенций в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, иностранный язык как один из гуманитарных предметов имеет большой потенциал в формировании идентичности, а также способствует становлению толерантности студентов педагогического вуза. Метод проектов успешно применяется в качестве средства воспитания толерантности студентов педагогического вуза на занятиях дисциплины «Иностранный язык».

литература

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности : учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006.

2. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. 2009. № 4. С. 37 - 42.

3. Исмагилова З.А. Воспитание толерантности у студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2007.

4. Нестерова Н.А. Педагогическая модель воспитания толерантности // Вестн. Мичур. гос. аграр. ун-та. 2011. №2. Ч. 2. С. 231-237.

5. Олпорт Г.У. Толерантная личность // Нац. психол. журн. 2011. № 2. С. 155-159.

* * *

1. Boryitko N.M., Solovtsova I.A., Baybakov A.M. Vvedenie v pedagogiku tolerantnosti : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov / pod red. N.M. Boryitko. Volgograd : Izd-vo VGIPK RO, 2006.

2. Boryitko N.M., Matskaylova O.A. Vospitanie sub'ektnosti studenta kak osnova gumanitarizatsii professionalnogo obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2009. № 4. S. 37 - 42.

3. Ismagilova Z.A. Vospitanie tolerantnosti u studentov pedagogicheskogo vuza v protsesse izucheniya inostrannogo yazyika : dis. ... kand. ped. nauk. Kazan, 2007.

4. Nesterova N.A. Pedagogicheskaya model vospitaniya tolerantnosti // Vestn. Michur. gos. agrar. un-ta. 2011. №2. Ch. 2. S. 231-237.

5. Olport G.U. Tolerantnaya lichnost // Nats. psihol. zhurn. 2011. № 2. S. 155-159.

Potential of the discipline “Foreign language” in training tolerance of pedagogical higher school students in the conditions of the Federal state educational standards of higher professional education

Tolerance is regarded as the aim of student’s education in pedagogical higher school. There is emphasized the potential of the discipline "Foreign language” in tolerance training of pedagogical higher school students, characterized the methods of tolerance training at foreign language classes. Project method is singled out as the priority one in the system of tolerance training methods in the conditions of the Federal state educational standards of higher professional education.

Key words: tolerance, tolerance training, tolerant personality, tolerance of a pedagogical higher school student, methods of tolerance training, project method in tolerance training.

(Статья поступила в редакцию 10.01.2014)

кл. ПОПОВ, п.а. сторчилов

(Волгоград)

концентрическая модель построения учебного курса, ориентированного на реализацию внутрипредметных связей

Рассматривается возможность построения учебных курсов на основе концентрической модели. Показано, что данная модель может быть базовой для целенаправленной реализации внутрипредмет-ных связей. Указаны некоторые трудности использования модели.

Ключевые слова: внутрипредметные связи, концентрическая модель учебного курса, обучение физике, обучение математике, элективный курс.

Одной из основных проблем методики обучения любой дисциплине представляется необходимость оптимизации учебного процесса для достижения определенных целей. В области естественных и математических дисциплин подобной целью может быть реализация внутрипредметных связей, поскольку без них

© Попов КА., Сторчилов ПА., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.