- представленность возрастных (разновозрастных) взаимоотношений в детской общественной организации, их характерологические особенности;
- материальная база детской организации, ее фондовое обеспечение;
- организационно-технологическое, кадровое, управленческое обеспечение деятельности детской общественной организации;
- заинтересованное сотрудничество взрослых: родителей, педагогов, общественных и государственных деятелей в делах и перспективах развития данной детской организации;
- широта и разносторонность информационного обеспечения деятельности детской общественной организации (пресса, радио, телевидение, наличие собственных информационных каналов: газет, журналов, радиоволн, радио-, телепрограмм и т.д.).
УДК 329.78
Коршунова Ольга Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ЕГО АКТУАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье рассматриваются особенности детских общественных и квазиобщественных объединений, раскрывается социализирующий потенциал общественных объединений детей, дается характеристика взрослого, способного к эффективному сотрудничеству с детским общественным формированием, и представляется возможный алгоритм взаимодействия классного руководителя с действующим в образовательном учреждении общественным объединением учащихся.
Ключевые слова: общественное и квазиобщественное объединение, потенциал, классный руководитель.
Современное детское движение развивается в России уже более 20 лет. Оно разноплановое, менее масштабное (при самых нестрогих подсчетах количество членов детских общественных объединений насчитывает на начало XX в. 5,5 млн. чел. [1]), чем существовавшая в Советском Союзе пионерская организация имени В.И. Ленина, в состав которой входило на пике ее развития около 18 миллионов ребят. ВПО им. В.И. Ленина имела статус самодеятельной общественно-политической организации, хотя, если иметь в виду не особые периоды ее эволюции, например, 20-е годы XX в., или отдельные первичные пионерские организации, а всю (снизу доверху) ее структуру, таковой она не являлась, поскольку решения принимались не членами организации, а взрослыми людьми, которые, в свою очередь, не входили в организацию на правах ее членов. Пионерская организация, поглощенная в 30-е годы XX в. школой, превратилась в чисто воспитательную организацию, осуществлявшую коммунистическое воспитание учащихся своими специфическими средствами. Развитие самодеятельности и инициативы пионеров оставалось ключевой проблемой
в истории организации, что нашло отражение в документах партии, комсомола практически на всем протяжении ее существования.
Современные детские общественные объединения, имея такой статус, во многих случаях, как показывает анализ их жизнедеятельности, изучение документов, с нашей точки зрения, ему не соответствуют, а являются квазиобщественны-ми [1]. В научной литературе мы можем встретить мнения о том, что детским движением в современной России охвачено от 1до 4-5% или 10% подростков и юношей, а также о 54% участников различных общественных объединений и организаций, функционирующих на территории страны [1; 4; 7]. Именно различия в трактовках сущности понятия «детское общественное объединение» является основанием для дискуссии среди ученых, которые в зависимости от смысла, вкладываемого в понятие «общественное», представляют и оценивают количественные и качественные параметры состояния детского общественного движения в России.
Разведем понятия - «общественное объединение» и «квазиобщественное объединение». Для этого обратимся к положениям новой научной
отрасли, разрабатываемой учеными - членами «Ассоциации исследователей детского движения» и получившей в 90-е годы XX в. по предложению Е.В. Титовой название «социокинетика детства». В федеральном законе «Об общественных объединениях» (1995 г.) дается общее определение понятия «общественное объединение». Учитывая специфику общественного объединения детей, исследователи уточняют сущность рассматриваемого понятия следующим образом: «Детское общественное объединение (общественное объединение детей) - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей или (и) взрослых граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» (А.Г. Кирпичник) [6, с. 21]. Квазиобщественные объединения - такие, «.. .в организации деятельности которых главенствующая и определяющая роль принадлежит взрослым («объединения для детей», а не «объединения детей»). Для них характерны субъект-объектные взаимодействия и взаимоотношения взрослых и детей. Им присуще противоречие в позиции ребенка как объекта педагогических воздействий и как субъекта собственной деятельности» [Там же, с. 25]. Квазиоб-щественными являются объединения, в которых осуществляется традиционно организованное воспитание подростков, предполагающее постановку педагогом целей воспитания, связанных с преобразованием личностных качеств детей и разработанных на основе государственного заказа, изучения научных концепций воспитания, ожиданий педагогического коллектива, семьи и в лучшем случае еще и учащихся, анализа существующих проблем в детском сообществе, в окружающей детей среде, а также планирование и развертывание педагогом различных видов воспитывающей деятельности, в которые он включает ребят, ее регулирование, кроме того, педагогический анализ осуществленного за определенный промежуток времени воспитательного процесса. Другими словами, квазиобщественное объединение - это формирование, созданное для воспитания детей, сообщество, полностью управляемое педагогом. К таким квазиобщественным формированиям можно отнести классы, кружки, студии, секции в школе, детские объединения, действующие на базе учреждений дополнительного образования, в том числе, различные клубы
по интересам; органы ученического классного и школьного самоуправления, которые часто являются простыми придатками педагогического коллектива и участвующими в выполнении планов работы образовательного учреждения или конкретного класса. Весьма показательными для иллюстрации сути деятельности квазиобществен-ных сообществ является проведение учащимися так называемых дней самоуправления, когда ученики в течение одного-двух дней «самоуправля-ются», т.е. в жестко определенных рамках выступают дублерами педагогов, чаще всего, в период празднования Дня учителя, а в оставшийся период реально не могут принять ни одного самостоятельного решения, что отражает весьма узкий педагогический взгляд на проблему организации общественной жизни детей в учебном заведении.
В отличие от квазиобщественных подлинные общественные объединения детей обладают мощным специфическим социализирующим потенциалом. В детских общественных объединениях подростки овладевают опытом демократического участия в совместной со взрослыми социальной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни.
В общественном объединении отношения между детьми и взрослыми опосредуются общими проблемами в окружающей среде, являющимися источниками для развертывания деятельности, направленной на их решение, соответствующей практической целью и предметом для приложения совместных усилий, оптимальным разделением полномочий между всеми участниками для достижения результатов (выбор постоянных и временных органов управления общей деятельностью, их функционирование).
Ученые (А.Г. Кирпичник, Т.В. Трухачева) называют, таким образом, семь ключевых принципов устройства и функционирования детских общественных объединений, среди которых: «Самореализация как смысл включенности личности в объединение. Самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков. Самодеятельность как способ существования объединения. Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения. Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности. Участвующая и поддерживающая функция взрослых. Ответ-
ственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности. Возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становле-нияличности в детском объединении» [2, с. 254].
Жизнь детей в детском общественном объединении отвечает и демократическим принципам, поскольку, во-первых, обеспечивается эффективное, т.е. опирающееся на выражение каждым членом своих взглядов и убеждений, участие в деятельности; во-вторых, при решении вопросов функционирования сообщества используется механизм равного голосования, т.е. признается равенство силы каждого голоса -взрослого и ребенка; в-третьих, процесс совместной деятельности строится на понимании всеми членами объединения на основе полной, объективной, доступной информации стратегии и тактики сообщества; в-четвертых, члены объединения не только включаются в деятельность, а влияют «на повестку дня», т.е. участвуют в формулировании не только тактических целей и действий, а в выработке собственно стратегии объединения, т.е. его ключевых, генеральных целей; в-пятых, все члены объединения обладают равными правами и свободами и, потому развернуто включаются в жизнедеятельность сообщества [Там же, с. 178-180].
Что дает ребенку членство в детском общественном объединении? Участие в жизни и деятельности общественного объединения оказывает мощное влияние на развитие личности растущего человека, что проявляется: в присвоении большого объема информации о жизни общества, функционировании различных социальных институтов, в том числе, властных; о проблемах людей, живой природы; о правах, свободах, возможностях детей участвовать в общественных отношениях и т.д.; в развитии социальных интересов, обладая которыми человек «.понимает и ценит мысли и чувства другого и умеет это показать, способен воодушевлять окружающих, стремится объединить усилия во имя общей пользы и ради достижения общей цели» (З.И. Лаврентьева) [Там же, с. 316-317]; в обретении и чувства солидарности с людьми, объединяющимися для достижения общих целей; и чувства сострадания и сопричастности к трудностям и проблемам окружающих, и возмущения безнравственными деяниями, поступками; в переживании взрослости и собственной значимости для детс-
кого коллектива, для малой Родины - деревни, села, города, края; в формировании патриотических чувств, гражданской идентичности; и, несомненно, переживание дружеской привязанности, поддержки и др.; в овладении моделями демократического поведения, опытом солидарного взаимодействия; умениями управлять жизнью сообщества, усматривать общественные проблемы и предлагать пути их решения, проявлять инициативу, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию и слушать и уважать оппонентов, нести ответственность за принятые решения и поручения перед собой, объединением; взаимодействовать с социальными институтами и агентами, анализировать деятельность и ее результаты, тем самым, реализовывать и защищать свои гражданские права и свободы и др.
Таким образом, в детском общественном объединении, организации подросток становится гражданином, действующим свободно, инициативно, ответственно и солидарно с другими людьми.
Существование и развитие детского объединения как общественного зависит от позиции взрослых, как его участников, так и тех, с кем члены объединения взаимодействуют, реализуя стратегию сообщества. Не всякий взрослый способен и готов быть членом и, тем более, руководителем детского общественного объединения, а только тот, кто: деятельно признает в качестве высшей ценности - ребенка, его права и свободы; готов к их защите в соответствии с международным и российским законодательством; не равнодушен к проблемам окружающей жизни и готов принять участие в их решении; не разделяет тезиса «взрослый всегда прав» и готов терпеливо совместно с детьми осваивать модели демократического поведения в объединении («Авторитаризм можно навязать, а демократии можно только научиться (Курт Левин)»; быть открытым в общении с участниками сообщества, вести диалог, признавать свои ошибки; демонстрировать в различных жизненных ситуациях следование нравственным нормам и общечеловеческим ценностям; обладать особым имиджем и уважением ребят и взрослых; опытом взаимодействия с различными социальными организациями и объединениями; выдвигать яркие идеи и поддерживать инициативы и предложения детей, вдохновлять подростков на участие в созидательной деятельности «на радость и пользу дале-
ким и близким людям», в реализации социальных проектов; представлять интересы детей и идеи сообщества «взрослым» структурам, в том числе, представителям органов власти различных уровней; владеть методиками, техниками организаторской работы; диа- и полилога, а также информационно-коммуникационными технологиями; предусматривать, просчитывать педагогические последствия влияния уклада жизни объединения и «организованной детской самодеятельности» на членов формирования и др.
Главная особенность направляющих усилий взрослого руководителя детского общественного объединения состоит в том, что он идет к ребятам не осуществлять их гражданское воспитание, а совместно с ними решать насущные общественные проблемы, осуществлять для этого реальные дела, при этом думать над тем, чтобы процесс достижения целей - заинтересованное взаимодействие единомышленников, которые объективируют, воплощают свои способности, потенциалы, взгляды, убеждения, идеи в общественно значимые продукты - добрые деяния и поступки, -осуществлялся строго в соответствии с нормами права, не наносил морального и физического вреда участникам. Таким образом, смысл позиции взрослого состоит в сотрудничестве с детьми как младшими партнерами по обустройству и улучшению окружающей жизни, по заботе о людях, природе, о малой Родине; в организации самодеятельности подростков и предвидении ее педагогических последствий.
Важнейшим местом базирования ДОО являются в современных условиях общеобразовательные учреждения. В практике реально реализуются различные модели взаимодействия школы и детских общественных объединений, среди которых ученые (Е.В. Титова, Т.В. Трухачева) называют четыре: «сосуществование», «содействие», «сотрудничество», «соединение» [8]. Из перечисленных моделей классному руководителю необходимо глубоко изучить модели «содействие» и «сотрудничество». Именно о реализации этих моделей речь идет в письме Министерства образования от 11 февраля 2000 г. «О направлении методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях» [5], в котором детские и молодежные общественные объединения признаются особым социальным институтом, решающим «.специфические задачи само-
стоятельными приемами и методами» [Там же, с. 23].
Если в образовательном учреждении действует детское общественное объединение, то возможен следующий алгоритм взаимодействия классного руководителя с этим формированием детей. Во-первых, классному наставнику необходимо поближе познакомиться с детским объединением, его руководителем, изучить его деятельность. Во-вторых, ему важно определить, насколько деятельность объединения интересна учащимся его класса. Как бы вариативно ни складывалась ситуация, классный наставник, учитывая социализирующие потенциалы такого детского формирования, может занять активную поддерживающую позицию в отношении детского общественного формирования. Поскольку включение детей в деятельность общественного объединения должно быть исключительно добровольным, постольку классный руководитель первоначально может выбрать стратегию содействия общественной организации учащихся и примером своего отношения к ее деятельности «вдохновить на поддержку» и ребят своего класса. Вместе с руководителем детского общественного формирования и его активом необходимо определить возможные «точки пересечения интересов», а также решить, в какие дела, акции, мероприятия, как часто и в какой позиции (наблюдатели, активные участники) могут включиться в деятельность объединения ребята класса (один-два человека, группа, весь класс). Сам же классный руководитель тоже может выступать как в позиции наблюдателя или активного участника Важно, чтобы участие учащихся класса в деятельности объединения не только получало положительную оценку классного руководителя, сколько глубоко анализировалось и педагогом и самими ребятами. Кроме того, важно, чтобы соответствующую информацию о позитивном опыте взаимодействия учащихся с детским общественным объединением получали и родители детей.
В-третьих, если, наконец, у ребят класса, даже у одного-двух, возникло стремление стать членами общественного объединения, классный руководитель поддерживает учеников, и помогает стать его членами. С увеличением количества учащихся класса в составе школьного детского общественного объединения классный руководитель может изменить стратегию и тактику взаимодействия и перейти от модели «содействие»
во взаимоотношениях с детским общественным формированием к модели «сотрудничество». При этом важно понимать специфику класса как учебной структуры образовательного учреждения и как первичного коллектива общественного объединения. Деятельность классного коллектива определяется Уставом школы, воспитательной программой образовательного учреждения или программой развития воспитания, общешкольным планом воспитательной работы на учебный год и т.д. Функционирование детского общественного объединения осуществляется на основе его Устава или «Положения», разработанного совместными усилиями взрослых и детей, а также стратегическими и тактическими целями, которые определяются всеми членами сообщества на общих сборах, конференциях членов, а также исполнительными органами формирования.
Члены объединения, действующего на базе образовательного учреждения, и одновременно его учащиеся, естественно, соблюдают нормы и правила, принятые в учебном заведении, но для отношений внутри объединения и организации деятельности участников ориентирами являются выработанные сообща цели, задачи, права и обязанности, нормы и правила повседневного взаимодействия. Кроме того, как члены ученического коллектива учащиеся могут принимать участие в тех мероприятиях, которые приняты органами школьного ученического соуправления и одновременно, как члены детской организации, - в акциях, делах своего общественного формирования. Если в образовательном учреждении нет детского общественного формирования, классный руководитель может помочь учащимся стать участниками общественных объединений, действующих в других образовательных учреждениях, по месту жительства, в городе, регионе. Взять на себя бремя руководства даже первичным общественным объединением детей -исключительно рискованный и ответственный шаг. Но если других вариантов нет, и классный руководитель желает ответить на ожидания ребят своего класса, находит поддержку у администрации образовательного учреждения, испытывает потребность попробовать свои силы на общественном поприще и, естественно, соответствует высоким требованиям, предъявляемым к взрослым руководителям детских общественных объединений (организаций), в этом случае нужно рисковать, чтобы вместе с детьми думать о жизни,
решать социальные проблемы, творить в настоящем лучшее будущее.
Таким образом, детские общественные объединения обладают серьезным потенциалом для гражданской социализации учащихся, который и может быть востребован классными руководителями при соблюдении соответствующих условий для оптимизации воспитательной работы со своими классами.
Библиографический список
1. Возжаева Е.И, Коршунова О.С. Детское движение в современной России // Детские общественные объединения Российской Федерации: Справочник. - М.: Логос, 2004. - С. 13-44.
2. Детское движение: Словарь-справочник / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г Кирпичник. - Изд-ние 2-е, перераб. и доп. - М., 2005. - 544 с.
3. КирпичникА .Г. Участие детей в общественном движении: возможности, желания, условия // Социальные ресурсы детского движения Москвы. Ч. 1: Материалы исследования. - М., 2007. - С. 15-104.
4. Куприянова Г.В. Молодежные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: Сборник докладов и выступлений. - М.: Логос, 2002. - С. 3-11.
5. О направлении методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо от 11.02.2000 № 101/28-16) // Вестник образования России. - 2000. - № 9. - С. 21-29.
6. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009. - 528 с.
7. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Научно-методический сборник / Временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А.В.Соколова; науч. ред.-сост. С.В. Тетерский. - М.: Логос, 2005. - 217 с.
8. ТитоваЕ.В., Трухачева Т.В. Они и мы: о концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций. - М., 1993. - 63 с.