УДК 371.83(091)(045) Мальцева Э.А.
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ. УРОКИ ИСТОРИИ
Рассматривается исторический опыт возникновения и развития детского движения в России, дается характеристика каждого этапа развития детского движения. Уроки истории позволяют определить перспективы развития новых форм общественного движения детей.
Ключевые понятия: Детское движение. Детские общественные организации. Этапы развития детского движения
Начало ХХ века ознаменовано качественным скачком в развитии Детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в относительно самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества.
Л.В. Алиева пишет, что исторически объективен, закономерен подъем детского движения в России. Она рассматривает детское движение как социально-педагогическую реальность - результат двух процессов:
- объективного процесса естественного развития ребенка и его самопроявления, самореализации в обществе;
- субъективный социально, профессионально - педагогически организованный процесс по осознанию, осмыслению возможностей ребенка -субъекта окружающей жизни и своей собственной (1. стр. 36).
Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития.
В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т.В. Трухачева, Л.В. Алиева И.В. Руденко, А.Г.Кирпичник, В.А. Кудинов и др.) положена периодизация истории государства, тех событий его жизни, которые так или иначе влияли на развитие детского движения. Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:
- Допионерский;
- Пионерский;
- Постпионерский.
Л.В. Алиева дает следующую периодизацию:
1 этап: 10-е годы ХХ века - возникновение детского движения, как специфической социальной реальности;
2 этап: 20е - начало 30х годов ХХ века - становление детского движения в форме пионерства - социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания.
3 этап: 30е - 80 е годы - развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации - специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения.
4 этап: 90е годы ХХ века - 10 годы ХХ1 века - саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в новых социально -экономических, исторических условиях российского общества (1. стр. 39)
Авторы другой периодизации Т.В. Трухачева и А.Г. Кирпичник связывают этапы развития детского движения с состоянием институализации детей и подростков, формой их объединений. (3 с. 86-108; 10с.152-162).
М.В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого - руководителя, показывая как меняется образ взрослого в истории детского движения в России - от фантазеров, романтиков к рабочим - производственникам и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с пионерами (2. с. 11-16.).
Дадим краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России.
Допионерский период.
Началом этого периода можно считать конец Х1Х века. Это был период становления на законодательной основе объединений (обществ, союзов) самых разных направлений деятельности. Предполагается, что в них участвовали и подростки. В конце 19 начале 20 века в России добровольные объединения подростков создаются в общеобразовательных учреждениях -школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы появляются в разных городах. Они называются по-разному: в Ижевске - Дом юного пролетария, в Перми - муравейник и т.д.
Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально - политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.
В многообразии направлений детского движения (в 1917 г. насчитывалось более 17 значительных детских организаций) постепенно оформилась идеология детского пролетарского движения - союзника государства диктатуры пролетариата.
Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т.В. характеризуется следующими признаками:
- выбор группы, как ребенком, так и взрослым;
- выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе со взрослыми, самими детьми, самими взрослыми;
- многочисленность состава групп и разнообразие мест их базирования;
- отсутствие контроля за их деятельностью со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самих органов;
- добровольность вступления в группу, как взрослого, так и ребенка.
Многообразие структур, разнообразие форм, методов работы детских
формирований в этот период свидетельствует о фактах наличия в обществе в 10-20-е годы уникального социально - педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого (7. с. 31-32)
Однако постепенно детское движение в России приобретает классово - политическую направленность, постепенно унифицируя, сужая рамки движения - от широкого спектра форм к единой массовой организации.
Пионерская организация рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречии в капиталистических странах и особенно в России.
Пионерская организация - часть пионерства - ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века. В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.
Первый. Международное рабочее, революционное, коммунистическое движение (российское - часть его), в которое оказались втянуты и дети.
Второй. Собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).
Третий. Конкретные социально-политические условия России в начале XXвека (после событий 1917 года).
Природа пионерства (его рождение, развитие) отразилась на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, которые способствовали превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.
Пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране. Длительность (70 лет) этого периода потребовала осмысления разных этапов его развития, что и пытались делать исследователи - Гордин И.Г., Алиева Л.В. и др.
Так Гордин И.Г. связывает этапы развития пионерской организации с различными периодами в жизни страны:
1-й период (1917-1922)
предыстория пионерии - возникновение и развитие детского коммунистического движения в стране;
2-й период (1922-1932)
рождение и становление пионерской организации; внутри выделяется этап создания Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина (1922-1924);
3-й период (1932-1941)
перестройка пионерской организации по школьному принципу и совершенствование системы ее работы;
4-й период (1941-1945)
патриотическая деятельность пионерской организации в годы Великой Отечественной войны;
5-й период (1945-1962)
повышение роли пионерской организации в учебно-воспитательной работе школы; укрепление связи пионерской организации с жизнью, трудом народа;
6-й период (1962-?
пионерская организация и ее деятельность в системе воспитания всесторонне развитой личности.
Мы считаем, возможным пятый период разделить на 2, т.к. с принятием Закона «О связи школы с жизнью» (1958 г.) в деятельности пионерской организации произошли большие позитивные изменения.
Думаем, что это периоды с 1945 по 1958 г. - повышение роли пионерской организации в жизни школы и с 1958 - 1962 гг. - укрепление связи пионерской организации с жизнью, трудом народа.
6 период можно определить как период постепенной формализации детского движения, его слияния со школой.
Началом его мы предлагаем считать конференцию по проблемам детского движения 1963 г., в решении которой было записано, что вся воспитательная работа школы проводится через пионерскую организацию. Конец периода 1986 - 1990гг. - период разработки новой концепции деятельности пионерской организации и попыток ее внедрения.
Алиева Л.В. подходит к характеристике этапов развития пионерской организации с других позиций. Она делит пионерский период на два этапа, отмечая, что если возникло оно как социально -педагогическая реальность, то в 30 - е годы превратилась в специфическую воспитательную систему. В качестве основы периодизации она рассматривает этапы становления и развития пионерской организации, как социально -педагогической реальности, методической системы ее функционирования на разных этапах исторического развития нашей страны. (1.55-72).
По Алиевой Л.В. десятилетие (1922 - 1932гг.) - этап становления пионерского движения, особой, специфической конкретно-исторической ветви детского движения, конструируемой государственными и общественными структурами (коммунистической партией, комсомолом, прежде всего) для создания новой системы коммунистического воспитания.
Первое десятилетие пионерского движения - этап организационного оформления, отмеченный высоким уровнем активности, самостоятельности детей пролетариата, их самоорганизации, самореализации в многообразии форм, видов деятельности. В центре внимания - выработка социального отношения к учебе, труду, общественно - практическая работа.
Следующий этап - (по Л.В. Алиевой) - этап развития пионерского движения в форме уникальной, монопольной, массовой детской общественной организации. Л.В. Алиева отмечает в нем такие исторические вехи - 30 - начало 40-х годов - становление детской общественной организации, определение ее целевой установки и переход деятельности отрядов, дружин на базу школ; начало полной «пионеризации» школы.
Уже в конце 30-х годов усилилась политизация пионерской организации («чистка пионерских рядов», «политбой», сборы - обсуждение партийных документов и так далее).
Меняется структура пионерской организации: базой пионерского звена становится класс, отряды формируются по параллелям классов.
Усилиями партии, комсомола, народного образования в эти годы оформляются новые основы построения и функционирования пионерской организации - массовой, политической, воспитательной, социальной структуры общества, государства. Успехи социалистического строительства принятие новой Конституции, широкая пропаганда пионерских дел (в печати, на радио, в литературе, музыке), активное участие в делах организации государственных и политических деятелей способствовали росту интереса, тяге детей к пионерским отрядам и дружинам, что нашло свое отражение в росте рядов пионеров.
В пионерскую работу начали переноситься формы учебной работы. В практике начиная со 2 половины 30 - х годов, были незаслуженно забыты и многие славные традиции пионерии 20 - х,
Работа организации начиналась и заканчивалась в стенах школы.
40 - начало 50 - х годов - время «самовыживания», проверки жизнью воспитательной и социальной результативности пионерской организации в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления хозяйства. Пионеры встали в строй защитников Родины от фашизма: в тылу, на временно оккупированных территориях, в рядах Красной Армии и партизанских соединений.
Деятельность пионерской организации перестраивалась применительно к условиям военного времени: были отменены выборы, вводилась система приказов штабов и вожатых, отряды объединялись в единую дружину во главе со штабом (вожатый, начальник штаба, председатели советов отряда, назначаемые вожатым), Развитие получает тимуровское движение, вызванное к жизни книгой А.П.Гайдара «Тимур и его команда».
Строжайшая дисциплина, четкость и организованность — вот чем должна отличаться работа пионерских отрядов в военное время» - так характеризовалась деятельность организации-на страницах журнала «Вожатый» в статье «Работа пионерского отряда в военное время». Но основным делом оставалась учеба, помощь стране и школе в решении задач военного времени.
Неоценим трудовой, пионерский подвиг юных в годы войны: работа на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, заготовке лекарственного сырья, помощь военным госпиталям, сбор металлолома «пионерских» танков, самолетов, кораблей.
За героизм, проявленный при защите Родины, четыре пионера: Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова — были удостоены звания Героя Советского Союза.
3 этап 50 - 80е годы.
В конце 50-начале 60х началась перестройка деятельности пионерской организации. Ее основу составили с одной стороны, богатый опыт деткомдвижения 20-30х гг (разработка и выполнение пионерских пятилетних планов, деятельность форпостов по месту жительства, первые тимуровские отряды, создание пионерских колхозов и др.), опыт использования в пионерской организации новых форм и методов работы (круг знаний, умений, навыков, пионерские ступени). Первые пионерские отряды по месту жительства, которыми руководили вожатые-производственники, объединения юннатов, краеведов и т.д. Именно в этот период пионерская организация расширяет свою деятельность за пределами школы.
Работа автора в этот период старшей пионерской вожатой в школе 25 г. Ижевска, впоследствии занесенной в Книгу Почета Всесоюзной Пионерской организации, дает возможность ретроспективного анализа. Именно в этот период опыт Костромы дал старт движению «Зон пионерского действия», а опыт Ленинграда - движению Красных следопытов. Опыт был подхвачен многими дружинами страны. Появляются школьные музеи. Так в нашей дружине, носившей имя Зои Космодемьянской, ребята идут по следам ее подвига, зарабатывают деньги на строительство памятника Зое, который и сейчас стоит перед зданием школы. В дружине в эти годы появляются музеи - А. Матросова, один из отрядов прошел по следам его подвига, музей А. Микрюкова - летчика выпускника школы, погибшего на войне, краеведческий музей.Опыт этого периода нашел отражение в нашей книге (6., с. 16.). Именно в этот период в отряды пришли вожатые -производственники.
Трухачева Т.В. пишет, что отличительными признаками детской организации этого периода можно считать:
- единство политической цели и задач, закрепленных в девизе, торжественном обещании и законах юных пионеров;
- единство основных направлений, программ деятельности, выраженных в различного рода акциях - смотрах, конкурсах, соревнованиях, маршах отрядов и дружин;
- единство времени (послеурочное) и пространства (школы), деятельности.
- возрастные границы для членов организации, что препятствует выращиванию кадров и сохранению преемственности в рядах организации;
- принадлежность взрослых, работающих с организацией и детей к разным общественным организациям;
- централизация управления детской организацией, осуществляемая комсомолом;
- единство символов, ритуалов и формы. (8., с24.)
Сложившаяся в эти годы ситуация привела к возникновению и закреплению противоречий между:
- Провозглашенным в документах о пионерской организации статусом общественной самодеятельной организации и отсутствием реальных условий для его осуществления;
- естественным стремлением подростков к объединению по личным симпатиям, дружбе и «классной» структурой организации;
- естественным стремлением подростков к объединению с взрослым, импонирующим им, и назначением взрослого для руководства их организацией со стороны (3., с. 98.)
70 летняя деятельность пионерской организации несла в себе как положительные, так и негативные моменты. Подводя итоги, их можно, использовав подходы Волохова Л.В. и Рожкова М.И. (3.с. 7-19.) представить это следующим образом:
Положительное Отрицательное
• милосердие; • коллективизм, • взаимодействие; • творчество, • инициатива; • участие в делах • общества; • гуманизм межнациональных отношений • авторитаризм. Отношения взрослых с детьми складывались как отношения безусловной зависимости и подчинения. • нивелировка личности. Решениями и инструкциями вышестоящих органов предписывались уравнение интересов и потребностей детей, массовость проводимых мероприятий, обязательность участия всех и во всем. Господствовало требование "быть как все". • идеологическое единомыслие. Это было отображено как в названии, содержании пионерской работы, так и в символике организации. Пионеры воспитывались в духе борьбы со всяким инакомыслием.
Сама суть пионерской организации как детской коммунистической предполагала единое идеологическое мышление.
• фискальный характер отношений. Исходя из того, что главной задачей пионеров определялась хорошая учеба и укрепление дисциплины в школе, множество заседаний, сборов было посвящено так называемым "разборам" нерадивых.
ханжеская мораль. Пионерам предписывалось строгое выполнение правил поведения, не допускающее никаких вольностей в одежде, косметике, украшениях. Запрещены были всякие рассуждения о любви, об отношениях мужчины и женщины.
Постпионерский период исследователи считают с 1989 года по настоящее время. Мы считаем, целесообразным выделение переходного этапа с 1986 - 1991 годы.
80-е годы ХХ начала ХХ1 века - этап самоопределения российского детского движения. Это время кризиса пионерского движения, возрождения скаутизма. Зарождение самых разнообразных новых детских общественных структур.
Деполитизация детского движения «сверху» повернула его в сторону интересов и запросов ребенка.
Новый этап детского движения, лишенного жесткого общественно -государственного контроля, характеризуется активным проявлением его стихийных «внутренних сил», выразившемся в росте неформальных детско -молодежных самодеятельных структур.
В то же время детское движение 90 -х годов выступает как фактор гуманизации и демократизации воспитательного пространства.
В этот период создаются и законодательно поддерживаются различные детские объединения. Небольшой временной отрезок этого периода не позволяет дать достаточно полный его анализ. Ключевое слово этого периода - общественный.
Особенность этого периода - коренная смена законодательной основы деятельности детских объединений. На смену постановлениям, регулирующим и регламентирующим деятельность детской организации, приходят государственные акты о поддержке детского движения в России.
Процесс становления и развития детского движения в нашей стране, начиная с 1989 г. по настоящее время характеризуется следующими отличительными признаками:
- разнообразие видов общественных объединений;
- разнообразие целей и программ деятельности объединений.
- отказ от жестких возрастных границ и включение взрослых в состав объединений;
- отказ объединений от всеохватности детей, ориентация на малочисленные объединения;
- изменение масштабов деятельности в сторону их сокращения и стремление к более качественному результату;
- расширение базы деятельности в социально-культурной сфере, сфере обороны, помимо образования;
- разнообразие интересов и потребностей детских объединений. Детские объединения в большинстве своем не выдвигают политических ориентиров, решая в то же время важнейшую политическую задачу -создание и освоение демократических норм жизни в обществе и государстве.
В детском движении России 90-х годов ХХ века достаточно условно можно выделить несколько направлений:
- пионерское движение: Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (международная организация), Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновленные пионерские организации, отдельные дружины, отряды;
- скаутское движение, возрождаемое в России: НОРС (Национальная организация российских скаутов), Федерация православных следопытов (скаутов), Организация юных разведчиков России (ОРЮР) и другие;
- детские общественные объединения пионерской ориентации (различные по названиям, формам, но сохраняющие в основе своей деятельности гуманистические традиции пионерской организации: самодеятельность, самоуправление, общественно полезную направленность, коллективизм, структуру (дружина, отряд, звенья), формы, методы (поручение, задания, игра), символику, ритуалы;
- детско-молодежные движения историко-гражданско -патриотической направленности, в основе которых поиск, краеведческие экспедиции, экскурсионно-музейная, исследовательская деятельность по возрождению, изучению истории страны («Отечество», «Путь к истокам», «Юные за возрождение Петербурга», «Родники» и другие;
- движения военно-патриотической направленности, ориентированные на изучение, возрождение боевых, героических традиций народов страны, подготовку молодежи к службе в Российской армии («Юнгвардия», «Сыны Отечества», клубы юных десантников, пограничников, штабы и структуры участников военно-спортивных игр типа «Зарница», «Орленок», «Перекоп» и другие);
- экологические движения, объединения (самостоятельно-детские, субъекты международных, федеральных, региональных экологических движений типа «зеленых»);
- движения учащихся школ (школьные ученические комитеты, организации, ученические союзы, ассоциации, республики на базе школ, городов, районов, регионов);
- движения юных корреспондентов (пресс-центры, ассоциации, лиги и
т.д.);
- национально-культурные детские, детско-молодежные общественные структуры по изучению, возрождению традиций и обычаев отечественной народной культуры;
- религиозные детские объединения;
- туристско-краеведческое движение, направленное на познание Родины, овладение опытом здорового образа жизни (клубы, союзы, организации);
- спортивные детские общественные объединения;
- движения по овладению новыми экономическими отношениями (бизнес-клубы, союзы юных предпринимателей, детские банки и др.);
- движения социально-реабилитационной ориентации, помощи конкретным группам детей («Орден милосердия», формы тимуровской работы);
- детско-молодежные общественные объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.);
- детские общественные объединения профессиональной подготовки (на базе спецклассов школ, гимназий, лицеев, колледжей, вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;
- широкая сеть детских общественных объединений - структур временного характера, создаваемых для добровольного участия детей в предлагаемых им международных, федеральных, региональных программах различного социально-образовательного содержания. (3., с. 99-108)
Исторический подход к оценке современного этапа развития детского движения чрезвычайно важен. Он позволяет рассматривать детское движение в логике исторического развития страны.
Детское движение на 1 этапе рассматривалось как «настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей», ставящая целью сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата (1., с. 12).
В ходе истории детское движение, его идеи переплетались с политикой. Пионерская организация становится массовой, политической, воспитательной, социальной структурой общества, государства.
- пионерский период - это период осуществления в детских сообществах прямого социального заказа взрослых - быть готовым к борьбе за дело компартии.
В исследованиях истории пионерского движения выделяется проблема игнорирования сущностного компонента детского движения -
растущая развивающаяся личность пионера, многообразие интересов детей. В тех же случаях, когда официальная доктрина совпадала с общенациональной идеей укрепления могущества страны или защиты Родины, тогда дети и подростки - члены организации поднимались до высот гражданского подвига (воинского и трудового). Общеизвестны примеры, которые непозволительно очернять: участие пионеров в ликвидации безграмотности, защите Родины на фронте, работе в тылу во время Великой Отечественной войны, восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы. Нельзя игнорировать и тот факт, что в системе идеологических установок организации (торжественном обещании, законах) были и такие, которые поднимали сознание детей на уровень общечеловеческих ценностей. Пример тому - ориентир на дружбу ребят всех национальностей в нашей стране и мире. Не зря даже после разрушения пионерской организации продолжают жить и действовать детские объединения, именуемые клубами интернациональной дружбы.
Постпионерский период - период осознания детьми и взрослыми своих собственных интересов и попытки их удовлетворения, самореализации.
Общим же для всех периодов выступает наличие в государстве и обществе детей, желающих участвовать в общественной жизни, взрослых, способных создать условия и обеспечить возможности для деятельности детских формирований различных масштабов и разных статусов.
Исторический опыт детского движения в нашей стране, несмотря на все его противоречия, показывает продуктивность организованных форм социализации детей благодаря включению их в такие отношения, которые развивают патриотические чувства, гражданственность, самостоятельность и ответственность.
Исторический опыт детского движения в нашей стране дает право искать аналоги, извлекать исторические уроки, строить гипотетические модели.
В практической деятельности пионерских организаций накоплены многие интересные формы работы, способствовавшие социализации личности ребенка. Сегодня в деятельности детских организаций этот опыт может быть с успехом использован.
Исторический опыт показывает, что при всей объективности рождения и наличия детского и юношеского движения судьба его зависит от тех сил в обществе, которые определяют государственную политику.
Знание истории детского движения дает возможность учитывать ошибки, извлекать прогрессивные тенденции, находить на основе этого новые подходы в работе детских общественных организаций.
Литература
1. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика: Монография. М.: МАКС Пресс, 2002. 224 с.
2. Богуславский М.В. Теоретические основы выдвижения, подготовки деятельности организаторов детских объединений // ТИМ. Теория, история, методика детского движения. Четвертый выпуск. М., 1998.
3. Волохов Л.В., Рожков М.И. Детские организации: возможности выбора. М., 1966.
4. Гордин И.Г. Проблемы истории пионерской организации в советской педагогической литературе. М.: Просвещение, 1982. 176 с.
5. Мальцева Э.А. Пионер предан Родине, партии, коммунизму // Ровесник весны. Из истории удмуртской пионерии. Сборник воспоминаний. Ижевск: Удмуртия, 1972. С. 51-52.
6. Мальцева Э.А., Обухова Е.В. Искать, всегда искать. Ижевск: Удмуртия, 1975. 116 с.
7. Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения. М.: Пед. об-во России, 2004. 128 с.
8. Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети. М.: МГУК, 1997. С. 1740.
9. Трухачева Т. В. Периодизация детского движения России // Социокинетика: Книга о социальном движении в социальном движении в детской среде. В 2-х частях / Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М., 2000. Ч. I. 240 с.
10. Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г. Признаки нового // Социокинетика: Книга о социальном движении в социальном движении в детской среде. В 2-х частях / Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. -М., 2000. Ч. I. 240 с
E.A. Maltseva
Child movement in Russia history lessons
The article focuses on origins, history and development of child movement in Russia; each stage of its development is characterized. It points out that history lessons enable to determine perspectives of development of new forms of children's social movements.
Мальцева Эсфирь Абрамовна
Удмуртский государственный университет
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 6