ЫДАЮЩИЕСЯ ИМЕНА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Посвящение Учёному ( К юбилею Семёна Г ригорьевича Вершловского )
27 января 2011 года петербургская педагогическая общественность широко отметила 80-летие Семёна Григорьевича Вершловского, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и андрагоги-ки Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, действительного члена Академии гуманитарных наук, Отличника народного образования (1985), награжденного медалью «За заслуги перед Отечеством II степени» (2008) и знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» (2000).
Семён Григорьевич родился в Ленинграде, окончил среднюю школу № 222 Центрального района - знаменитую Петер-шуле, в 1952 с отличием окончил исторический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1952 по 1955 год работал учителем истории и завучем Питкярантской средней школы в Карелии, а с 1955 по 1963 год - учителем истории и завучем школы рабочей молодежи № 151 Ленинграда (при заводе «Скороход»).
С 1963 по 1999 годы Семён Григорьевич последовательно прошел все должностные ступени исследовательской деятельности в НИИ общего образования взрослых АПН СССР (в дальнейшем Института образования взрослых РАО) - от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией социологических проблем, защитил канди-
датскую (1965) и докторскую (1986) диссертации, последнюю по теме «Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема». Его соратниками по работе в институте в 6090-е годы были учёные, составляющие сегодня, как и Семён Григорьевич, плеяду выдающихся имён отечественной педагогической науки -Т. Г. Браже, А. В. Даринский, В. Ю. Кричевский, Ю. Н. Кулют-кин, О. Е. Лебедев, Л. Н. Лесохи-на, А. Е. Марон, В. Г. Онушкин, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая.
С 1999 по 2009 год Семён Григорьевич стал создателем и руководителем кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства (ныне -Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования). Семён Григорьевич - автор более 200 научных исследований (27 монографий и глав в коллективных монографиях, научный редактор и соавтор в 19 научных сборниках статей, автор 29 учебных пособий и 42 методических рекомендаций, 83 статей в научных журналах Москвы и Петербурга). Первая научная публикация Семёна Григорьевича датируется 1959 годом. Характерно, что за 52 года плодотворной научнопедагогической деятельности число указанных публикаций постоянно нарастало,
достигнув своего пика в последнее десятилетие и подтверждая, что возраст не властен над творческим потенциалом подлинного учёного.
Можно уверенно выделить несколько устойчивых направлений постоянного научного поиска, составляющего этапы научной биографии юбиляра. Среди них:
- проблемы образования рабочей молодежи и работы вечерних школ (25 работ). Среди наиболее известных книги «Молодежь в пути» (1971), «Рабочая молодежь учится» (1979), «Воспитание активной позиции личности» (1981);
- методология андрагогики и теория непрерывного образования взрослых (51 работа, среди наиболее известных - «Общее образование взрослых: стимулы и мотивы» (1987), «На пороге взрослости» (1998), «Рабочая книга андрагога» (1998), «Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т.2: Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых» (2000), «Образование взрослых: опыт и проблемы» (2002), «Образование взрослых: цели и ценности» (2002), «Социализация взрослых» (2002), «Уроки для взрослых» (2003), «Анд-рагогика постдипломного педагогического образования» (2007), «Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена» (2008), «Технологии образования взрослых» (2008);
- профессионально-педагогическое становление педагога и системы постдипломного педагогического образования (53 работы). Среди наиболее известных - «Профессиональная деятельность молодого учителя» (1982), «Руководство профессиональным становлением молодого учителя» (1985), «Учитель: крупным планом» (1991, 1994), «Педагог эпохи перемен» (2002), «Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества» (2003), а также 9 сборников материалов международных конференций «Постдипломное педагогическое образование» (2001-2011), бессменным вдохновителем и организатором которых является профессор С. Г. Вершловский;
- проблемы эффективного развития петербургской системы образования, иссле-
довательской деятельности петербургских школ-лабораторий, социологического портрета выпускника петербургской школы (23 работы, среди наиболее известных -«Личность, семья, школа: проблемы социализации учащихся» (1996), «Выпускник-97» (1997), «Петербургская школа: портрет выпускника» (1999), «Петербургская школа: из опыта работы школ-лабораторий» (2001), «Выпускник петербургской школы в зеркале времени 1993-2003 гг.» (2004), «Школы-лаборатории - инновационная форма повышения квалификации» (2009), «Выпускник - 2007» (2008).
На основе даже краткого анализа работ юбиляра можно сделать вывод о его способности сделать научную тему «серийной», видеть все ее многообразие и разрабатывать, учитывая новые реалии, и о замечательной способности работать в разных научных жанрах одинаково плодотворно.
Под научным руководством С. Г. Вер-шловского защищено 28 кандидатских (первое в 1972, последнее в 2009 году) и 5 докторских (первое в 1996, последнее в 2007 году) диссертационных исследований. Читая блестящие лекционные и семинарские курсы для аспирантов, юбиляр активно поддерживает их авторскими пособиями, формирующими новое поколение педа-гогов-исследователей. Среди них: «Методы и методики социально-педагогического исследования» (1999), «Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании» (2005), «Контент-анализ в педагогическом исследовании» (2006), «Язык педагогического исследования» (2007), «Биографический метод в социально-педагогическом исследовании» (2010).
Имя профессора С. Г. Вершловского широко известно научно-педагогической общественности России и зарубежных стран. Среди научных партнеров юбиляра коллеги из США, Германии, Польши, Чехии, Беларуси, Украины, Узбекистана, Литвы. Авторству Семёна Григорьевича принадлежит 10 публикаций в зарубежных изданиях.
Профессор С. Г. Вершловский сегодня -научный руководитель СПбАППО, сообщества петербургских школ-лабораторий, в разные годы объединявших до 60 школ го-
164
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
рода, научный редактор вышедшего в свет журнала «Школа управления образовательным учреждением».
Выдающийся учёный, замечательный педагог, популяризатор науки и ее отлич-
ный организатор, обладающий лучшими человеческими качествами, присущими пе-тербургской-ленинградской интеллигенции, сегодня полон творческих планов и замыслов.
Желаем дорогому Семёну Григорьевичу воплощения всех научных замыслов, крепкого здоровья и новых исследовательских проектов.
Коллектив Института образования взрослых Российской академии образования.
Коллектив Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Редакция журнала «Человек и образование».
-------^--------
ЖИЗНЬ В НАУКЕ ( К юбилею Терезы Георгиевны Браже )
3 февраля 2011 года - юбилейная дата в жизни Терезы Георгиевны Браже, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации.
В 1953 году Тереза Георгиевна окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета. Еще будучи студенткой последнего курса, она начала трудовую педагогическую деятельность, став учительницей русского языка в школе № 32 Василеостровского района Ленинграда: свой первый урок она провела 5 марта 1953 года.
Затем в школе № 249 проработала в общей сложности 6 лет - с перерывом на учебу в аспирантуре ЛГПИ им. А. И. Герцена сначала у М. Н. Эгерштром, внучатой племянницы И. С. Тургенева, а затем у Т. В. Чирковской.
С 1960 по 1962 год Тереза Георгиевна -старший преподаватель в Ленинградском
городском институте усовершенствования учителей (ЛГИУУ). В июне 1962 года она защитила кандидатскую диссертацию, по которой в 1964 году вышла книга «Целостное изучение эпического произведения», на десятилетия определившая новый подход к изучению литературных произведений, а в 1979 году - докторскую диссертацию «Изучение литературы как способ духовного обогащения учащихся вечерней школы». Обе работы Т. Г. Браже защищала в Москве, в Академии педагогических наук.
42 года, с октября 1962 по апрель 2004 года, Тереза Георгиевна проработала в НИИ общего образования взрослых АПН СССР (ныне Институт образования взрослых РАО): старшим научным сотрудником, учёным секретарём института, заведующей лабораторией гуманитарных предметов, ведущим научным сотрудником. В конце 1989 года её пригласи-