Выдающиеся деятели науки
ПАМЯТИ СЕМЕНА ГРИГОРЬЕВИЧА ВЕРШЛОВСКОГО
Год назад ушел из жизни выдающийся ученый и замечательный педагог Семен Григорьевич Вершловский. Начало его исследовательской деятельности было связано с разработкой проблемы работающей молодежи и взрослых в рамках Института вечерних и заочных школ. Тогда его книги стали популярны в научной и учительской среде. В их числе «Рабочая молодежь учится» (1979], «Воспитание активной позиции личности» (1981].
Семен Григорьевич Вер-шловский внес значительный вклад в развитие теории образования взрослых и педагогического образования. Во-первых, им создана классическая школа социологии образования взрослых, в числе исследований которой существенное место занимали проблемы социализации молодежи и взрослых, развития их ценностных ориентаций, их личностного и профессионального становления. Он является одним из основателей современной науки - андрагогики. Методология анд-рагогики и теория непрерывного образования взрослых представлены в многочисленных трудах С. Г. Вершловского. Среди наиболее известных - «Образование взрослых: цели и ценности» (2002], «Андрагогика постди-
пломного педагогического образования» (2007], «Непрерывное образование: истори-ко-теоретический анализ феномена» (2008], «Технологии образования взрослых» (2008] и последняя его работа «Андрагогика» (2014].
Одно из направлений его научной деятельности - создание системы практических и методических пособий, которые являются настольными для ученых и практиков. В их числе «Рабочая книга андрагога» (1998], «Методы и методики социально-педагогического исследования» (1999], «Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании» (2005], «Язык педагогического исследования» (2007], «Биографический метод в социально-педагогическом исследовании» (2010].
Он внес значительный вклад в развитие петербургской школы, предлагая пути эффективного развития петербургской системы образования. Это анализ и обобщение и широкое освещение исследовательской деятельности петербургских школ-лабораторий. Широко известны его классические исследования «Портрет выпускника Петербургской школы», которые представляют собой «социальный портрет» поколения 90-х-00 годов, стоя-
196
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. № 3 (48]
щего на «пороге взрослости», уникальную энциклопедию становления личности молодого человека, петербургского выпускника.
На основе даже краткого анализа деятельности С. Г. Вершловского можно сделать вывод о его способности сделать научную тему «серийной», видеть все ее многообразие и разрабатывать, учитывая новые реалии, и о его замечательной способности работать в разных научных жанрах одинаково плодотворно.
Многогранность таланта Семена Григорьевича проявилась и в создании научной школы. Сам он вышел из рядов учителей-практиков, работал учителем истории и завучем в Карелии, школе рабочей молодежи №151 при заводе «Скороход». Затем много лет заведовал лабораторией социологиче-
ских проблем в Институте образования взрослых. Под его руководством защищено более 40 кандидатских и докторских диссертаций. Имя профессора С. Г. Вершловского широко известно научно-педагогической общественности России и зарубежных стран. Среди его научных партнеров были коллеги из США, Германии, Польши, Чехии, Беларуси, Украины, Узбекистана, Литвы.
Выдающийся учёный, замечательный педагог, популяризатор науки и ее отличный организатор, Семен Григорьевич и сегодня ставит перед нами сложные задачи необходимости широкого научного поиска, творческого подхода к любой научной проблеме, научной смелости и честности.
Нам предстоит еще много изучить и познать в его идеях, мыслях, книгах.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. № 3 (48)
197