Т. А. Питерскова
ПОСТВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ:
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ПОНЯТИЙ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии высшей школы Пензенской государственной технологической академии. Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент С. В. Сергеева
В статье осуществлен анализ ключевых понятий системы подготовки научно-педагогических кадров в России и Германии в справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературе.
Ключевые слова: дидактика высшей школы, подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров, послевузовское образование.
T. Piterskova
POST-GRADUATE EDUCATION IN RUSSIA AND GERMANY: THE ESSENCE AND STRUCTURAL ANALYSIS
OF THE MAIN PEDAGOGICAL CATEGORIES AND NOTIONS
The article is devoted to the analysis of the key notions in the system of training of scientific and teaching staff in Russia and Germany on the basis of the encyclopedic and scientific pedagogical literature.
Key words: didactics of higher educational establishments, training and retraining of scientific and teaching staff, continuing education.
Будучи активной участницей Болонского процесса, Россия стремится интегрироваться в международное образовательное пространство. Важнейшим шагом в построении общеевропейского образовательного пространства является академическая мобильность, т. е. обмен студентами, аспирантами, преподавателями. Это дает возможность дальнейшей интернационализации высшей школы и улучшения качества преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Однако существует ряд проблем, связанных с несоответствием некоторых идентичных педагогических категорий и понятий, имеющихся в российской и немецкой системах высшего и послевузовского образования.
Анализ справочно-энциклопедической и дидактической литературы показал, что в России понятийно-терминологическим аппаратом системы поствузовского образования занимались такие исследователи, как В. М. Полонский, А. Л. Кураков, В. В. Запольская, Т. В. Кочурова, В. Бегун, Г. Ляйкауф, Р. А. Казакова, Л. И. Романкова, Г. Ф. Красножено-ва и др.
Сущность основных понятий, связанных с организацией и подготовкой научно-педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования в своих трудах рассматривали немецкие исследователи В. Г. Петерсен, И. Вильдт, К. Тумсер-Даут, Д. Шпиндлер, М. Вальтер и др.
Рассмотрим ключевое понятие немецкой системы повышения квалификации преподавателей вузов «центр дидактики высшей школы». В результате изучения российской справочно-энциклопедической и научно-пе-
дагогической литературы выяснилось, что определение указанной педагогической категории отсутствует. В словаре по образованию и педагогике В. М. Полонского дается дефиниция такого понятия, как «Центр педагогической подготовки и профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации преподавателей», под которым подразумевается «структурное подразделение в высших учебных заведениях, осуществляющее педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в области новейших педагогических технологий, совершенствования педагогического мастерства, обновления и углубления научно-профессиональных и психологических знаний, формирования культуры личности» [3, с. 133].
В этом же словаре мы находим такое понятие, как «Курсы (школы, центры) повышения квалификации - образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты... проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для новой профессиональной деятельности» [3, с. 133]. А известный исследователь в области педагогики высшей школы Г. У. Матушанский определяет «получение гражданами по образовательным программам дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности» как профессиональную переподготовку [2, с. 77]. А под повышением квалификации автор подразумевает «обнов-
ление теоретических знаний граждан в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью современных методов решения профессиональных задач» [2, с. 77].
В. М. Полонский уточняет в словаре по образованию и педагогике, что «повышение квалификации научно-педагогических работников государственного высшего учебного заведения и государственных научных учреждений и организаций системы высшего и послевузовского профессионального образования - проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в высших учебных заведениях. В ведущих российских и иностранных научных и производственных организациях путем обучения, прохождения стажировок, подготовки и защиты диссертаций, участия в работе семинаров, а также с использованием других видов и форм повышения квалификации» [3, с. 105].
А «подготовка научно-педагогических и научных кадров - осуществляется в аспирантуре, ординатуре и докторантуре высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию научных учреждений или организаций, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, а также путем стажировки, прикрепления соискателей ученых степеней к указанным учреждениям или организациям, перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки докторских диссертаций и предоставление творческих отпусков для завершения работы над диссертациями» [3, с. 105].
Следует отметить, что в настоящей статье мы придерживаемся определений понятий «повышение квалификации» и «профессиональная переподготовка», данным Г. У. Мату-шанским.
В Германии аналогом можно считать Weiterbildung (повышение квалификации). Согласно определению, данному Немецким ученым советом (Deutscher Bildungsrat), «повышение квалификации - это продолжение
или возобновление организованного учения после окончания высшего учебного заведения [7, с. 197].
В этой связи уместно подчеркнуть следующий принципиально важный момент: немецкие исследователи очень четко разводят понятия «Weiterbildung» (повышение квалификации) и «Ausbildung» (подготовка). В словаре научных категорий и понятий в обучении взрослых авторы Е. Баумгарт и Г. Бюхелер указывают, что подготовка осуществляется по утвержденным учебным программам с целью получения сертификата дидактики высшей школы, признанном на государственном уровне, в случае сдачи выпускного экзамена [5, с. 28].
Ряд исследователей, в частности Й. Вильдт и О. Гаус, в своих научных работах рассматривают подробно квалификационные ступени, на которых осуществляется подготовка и повышение квалификации немецких преподавателей в области высшей школы в соответствии со стандартами, признанными на европейском уровне: начальная ступень представляет собой «Введение в дидактику высшей школы»; над ней располагаются «Минимальные знания в области дидактики высшей школы» и «Основополагающие знания в области дидактики высшей школы». Названные ступени соответствуют согласно определению повышению профессиональной квалификации. А статус академической подготовки с последующим получением сертификата в области дидактики высшей школы имеют четвертая и пятая квалификационные ступени: «Специалист в области дидактики высшей школы» и «Специалист в области повышения квалификации научно-педагогических кадров» [13].
Суммируем вышесказанное в табл. 1.
Таким образом, в современной справоч-но-энциклопедической и научно-педагогической литературе понятие «центр дидактики высшей школы» теоретического обоснования не имеет. Аналогичным педагогическим категориям (центр педагогической подготовки и профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации преподавателей, курсы (центры) повышения
квалификации и др.) четкого определения также нет. Это приводит к смещению и подмене понятий.
Таблица 1
Квалификационные ступени повышения профессиональной квалификации и подготовки преподавателей в области дидактики высшей школы
В связи с этим считаем целесообразным проанализировать немецкую справочно-энциклопедическую и научно-педагогическую литературу, обобщить имеющиеся дефиниции и представить наиболее полное определение рассматриваемому понятию.
Согласно определению, данному в программе повышения квалификации преподавателей центра дидактики высшей школы (ЦДВШ) г. Штутгарт, ЦДВШ - это специальное подразделение в структуре университета, занимающееся повышением квалификации в области дидактики высшей школы с целью профессионализации преподавания для улучшения качества обучения в вузе. Ее реализации служит развитие профессиональной компетентности в области дидактики высшей школы профессорско-преподавательского состава [11, с. 2].
Аналогичное определение ЦДВШ дается в нормативно-правовых документах, а именно в §1, 2 о правовом положении и задачах уставов ЦДВШ университетов г. Ессен (устав, принятый на 17 заседании ученого совета 06.06.1973) [8, с. 1], г. Билефельд (устав, принятый на 3 чтение попечительского совета 03.06. 1976) [9, с. 3-4] и др.
Из приведенных определений видно, что в немецкой научно-педагогической литера-
туре понятие «ЦДВШ» представлено четко и однозначно.
Определенные трудности возникают при дефиниции такого базового понятия, как дидактика высшей школы. В российской образовательной системе определение такого понятия отсутствует. В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В. В. Давыдова дается определение педагогической категории «дидактика (от греч. Шёакйкш -получающий, относящийся к обучению) -теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования» [4, с. 265].
В педагогическом словаре Г. М. Коджас-пировой и А. Ю. Коджаспирова мы находим идентичное определение сущности дидактики [1, с. 37].
В словаре по образованию и педагогике В. М. Полонского под дидактикой понимается составная часть педагогики, теория образования и обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения, вопросы содержания образования, принципы, цели, методы и организационные формы обучения, методологические проблемы урока, закономерности общего, политехнического и профессионального образования и т. п. [3, с. 19].
Обратимся к немецкой справочно-эн-циклопедической и научно-педагогической литературе. Ее анализ показал, что существует большое количество определений рассматриваемого понятия. Особое внимание заслуживают следующие из них:
• «Дидактика высшей школы» - это теория обучения, которая специализируется на учении в высшей школе (В. Г. Петерсен) [10, с. 743].
• Особенность обучения в высшей школе заключается в передаче преподавателем научного знания согласно дидактическим принципам обучающимся при одновременном развитии у последних критического мышления (И. Вильдт) [14, с. 2].
Повышение профессиональной квалификации (^ейегЬ1Мипд) Подготовка (Ausbildung)
1. 2. 3. 4. 5.
Введе- Минималь- Основопола- Специа- Специа-
ние в ные знания гающие знания лист в лист в
дидакти- в области в области ди- области области
ку выс- дидактики дактики высшей дидактики повыше-
шей высшей школы высшей ния ква-
школы школы школы лифика-
ции науч-
но-педа-
гогиче-
ских кад-
ров
• Значение дидактики высшей школы как образовательного мероприятия заключается в улучшении качества обучения в высшей школе (К. Тумсер-Даут) [12, с. 23].
В труде Д. Шпиндлера и М. Вальтера «К вопросу о дидактике высшей школы -материалы о функцииях, планировании и организации ЦДВШ в ФРГ» представлен обширный фактический и аналитический материал по истории становления ЦДВШ, а именно: 22 нормативно-правовых акта. Наибольшую ценность в данном исследовании, на наш взгляд, представляет работа авторов с понятийно-терминологическим аппаратом высшей школы:
• В документе «О становлении междисциплинарного центра дидактики высшей школы в университете г. Гамбург (состояние на май 1971)» дидактика высшей школы определяется как «наука о целях и условиях обучения и учения в высшей школе» [6, с. 104].
• В документе «К вопросу об учреждении ЦДВШ в университете г. Гёттинген» предлагается следующее определение: «Дидактика высшей школы - это часть общей дидактики, задача которой заключается в исследовании сообщения / изложения достижений науки. Дидактика высшей школы занимается изучением передачи опыта и результатов научно-исследовательской работы в высшей школе» [6, с. 101].
• В «Решении Сената вопроса о дидактике высшей школы: об основании ЦДВШ в университете г. Тюбинген» под дидактикой высшей школы понимают «науку об условиях, целях, содержании, методах и средствах обучения и учения в высшей школе и о прак-
тических дидактических изменениях учебы» [6, с. 127].
Дидактика высшей школы включает в себя, во-первых, цели обучения и содержание обучения в высшей школе и, во-вторых, методику обучения в вузе. Кроме этого дидактика высшей школы касается и научно-исследовательской деятельности. Развитие дидактики высшей школы служит интенсификации процесса учения в высшей школе, т. е. способствует улучшению качества обучения в вузе [6, с. 111].
Из приведенных выше определений видно, что, с одной стороны, большинство исследователей едины в описании категории «дидактика высшей школы» в спектре понятийно-терминологического поля немецкой образовательной системы, но с другой стороны, имеются некоторые нюансы при расстановке акцентов. Неоспоримым, по нашему мнению, является тот факт, что дидактика высшей школы имеет непосредственное отношение к образовательной политике государства, поэтому мы считаем правомерным согласиться с рядом исследователей в любом случае, дидактика высшей школы имеет своей первостепенной задачей - улучшение качества обучения в вузе.
В настоящей статье были проанализированы лишь некоторые ключевые понятия в российской и немецкой системах поствузовского образования. Для создания общей образовательной структуры необходимо раскрыть сущность и разграничить значение таких понятий, как квалификационные характеристики, профессиональные компетенции в области дидактики высшей школы, аттестация научно-педагогических кадров и т. п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. КоджаспироваГ. М, Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005. 176 с.
2. Матушанский Г. У., Фролов А. Г. Поддержка и повышение квалификации научно-педагогических кадров высшей школы - терминологический анализ // Проблемы методологической, психолого-педагогической и информационно-технологической подготовки преподавателей высшей школы: Всерос. семинар рук. и ППС ЦППКП и ФПКП: материалы выступлений (Казань, 13-14 окт. 2003). Казань: Изд-во Казан. гос. техн., 2003. С. 77-80.
3. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А-М / под ред. В. В. Давыдова. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. 608 с.
5. Baumgart E., Bücheler H. Lexikon Wissenswertes zur Erwachsenenbildung. Berlin: Luchterhand,
1998.
6. Blickpunkt HSD 18 Heft. Zur Lage der HSD - Materialien zu Funktion, Planung und Organisation hochschuldidaktischer Zentren in der BRD [Text] / Herausgeber Detlev Spindler, Manfred Walther. AHD, 1971. 154 s.
7. Deutscher Bildungsrat. Empfehlungen der Beildungskommission. Strukturplan für das Bildungswesen. Bonn: Bundesdruckerei, 1970.
8. Die Satzung für das Hochschuldidaktische Zentrum an der Gesamthochschule Essen (HDZ-Satzung) von der 17.0 Sitzung am 5./6.6.1973 des Gründungssenats der Gesamthochschule Essen. Anlage 3 // Klüver J., Webler W.-D. Zu Funktion, Aufgabe und Stellung der Hochschuldidaktik-Zentren in Nordrhein-Westfalen. 12 Thesen ( Heft 4, November 1976). Essen, Bielefeld, 1976. 5 s.
9. Die Satzung für das Interdisziplinäre Zentrum für Hochschuldidaktik Bielefeld vom Kuratorium in der 3. Lesung am 3.6.1976 // Klüver J., Webler W.-D. Zu Funktion, Aufgabe und Stellung der Hochschuldidaktik-Zentren in Nordrhein-Westfalen. 12 Thesen ( Heft 4, November 1976). Essen, Bielefeld, 1976. 15 s.
10. Peterßen W. H. Didaktik und Curriculum/Lehrplan // In L. Rost (Hrsg.), Pädagogik. Handbuch für Studium und Praxis. - München: Oldenbourg. 2001. S. 743-760.
11. Qualifizierungsprogramm des HDZ: Konzept - Programm - Umsetzung Stuttgart: Regionalverbünde Hochschuldidaktik der Universitäten des Landes Baden-Württemberg, 2003. 30 s.
12. Thumser-Dauth K. Evaluation hochschuldidaktischer Weiterbildung: Entwicklung, Bewertung und Umsetzung des 3P-Modells [Text] / K.Thumser-Dauth. Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2007. 248 s.
13. Wildt J. Ein Hochschuldidaktischer Blick auf Lehren und Lernen. Eine kurze Einführung in die Hochschuldidaktik // In B. Berentdt, H.-P. Voss & J. Wildt (Hrsg.), Neues Handbuch Hochschullehre. Lehren und Lernen effizient gestalten (Griffmarke A. 1.1). Berlin: Raabe. 2002.
14. Wildt J., Gaus O. Überlegungen zu einem gestuften System hochschuldidaktische Weiterbildungsstudien. In U. Welbers (Hrsg.), Studienreform mit Bachelor und Master. Neuwied: Luchterhand, 2001.S.159-195.