ЗА РУБЕЖОМ
УДК 378.126 (430+471)
Т.А. ПИТЕРСКОВА, О.А. ЮРМАШЕВА
ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» И «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ» В РОССИЙСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ СИСТЕМАХ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье осуществлен анализ ключевых понятий российской и немецкой систем поствузовско-го образования «профессиональная подготовка» и «повышение квалификации» в справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературе. Актуальность проблемы обусловлена несоответствием названных идентичных категорий в отечественной и зарубежной педагогике. На основе существующих дефиниций изучаемых понятий авторы сформулировали собственную научную позицию по данному вопросу. Для достижения поставленной цели применялись сравнительносопоставительный анализ, синтез, систематизация, обобщение.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, повышение квалификации, научно-педагогические кадры, послевузовское образование, дидактика высшей школы.
Россия является активной участницей Болонского процесса, целью которого было приблизить образование к рынкам труда и подготовить молодое поколение к жизни в новых условиях. Болонская декларация в перспективе предполагает синхронизацию европейского высшего профессионального образования, создание благоприятной среды для мобильности преподавателей и студентов с целью интернационализации высшей школы и улучшения качества преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Принимая во внимание, что некоторые идентичные педагогические категории и понятия российской и немецкой систем высшего и послевузовского образования не совпадают, считаем целесообразным раскрыть их содержание.
Анализ многочисленных источников по проблемам организации профессиональной подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования Германии (А.И. Г а-лаган, Л.И. Писарева, О.Л. Ворожейкина, М.С. -Сунцова, В.Г Иванов, Ю.Ф. Тимофеева, В.Г. Петерсен, И. Вильдт, К. Тумсер-Даут, Д. Шпиндлер, М. Вальтер и др.), обращение к опыту работы
центров дидактики высшей школы, показал, что в отечественной и зарубежной педагогике наработан обширный материал, который помогает раскрыть сущность понятий «профессиональная подготовка» и «повышение квалификации».
В словаре по образованию и педагогике В.М. -Полонского педагогическая подготовка и профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации преподавателей определяется как «получение дополнительной квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в области новейших педагогических технологий, совершенствования педагогического мастерства, обновлении и углубления научно-профессиональных и психологических знаний, формирование культуры личности» [3, с. 133].
А повышение квалификации трактуется как «обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для новой профессиональной деятельности» [3, с. 133].
В.М. Полонский уточняет в словаре по образованию и педагогике, что «повышение квалификации научно-педагогических работников государственного высшего учебного заведения и го-
242
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© Т.А. Питерскова, О.А. Юрмашева, 2009
сударственных научных учреждений и организаций системы высшего и послевузовского профессионального образования - проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в высших учебных заведениях. В ведущих российских и иностранных научных и производственных организациях путем обучения, прохождения стажировок, подготовки и защиты диссертаций, участия в работе семинаров, а также с использованием других видов и форм повышения квалификации» [3, с. 105].
А «подготовка научно-педагогических и научных кадров - осуществляется в аспирантуре, ординатуре и докторантуре высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию научных учреждений или организаций, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, а также путем стажировки, прикрепления соискателей ученых степеней к указанным учреждениям или организациям, перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки докторских диссертаций и предоставление творческих отпусков для завершения работы над диссертациями» [3, с. 105].
Совершенно противоположную позицию в отношении этого вопроса занимает известный российский исследователь в области педагогики высшей школы Г. У Матушанский. Он предлагает рассматривать «получение гражданами по образовательным программам дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности» как профессиональную переподготовку [2, с. 77]. А под повышением квалификации автор подразумевает «обновление теоретических знаний граждан в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью современных методов решения профессиональных задач» [2, с. 77].
Таким образом, сопоставляя различные взгляды исследователей на сущность рассматриваемых понятий, согласимся с исследователем Г. У Ма-тушанским.
В Германии аналогом педагогического понятия «повышение квалификации» можно считать Weiterbildung или Fortbildung. В немецко-русском словаре оба понятия переводятся как абсолют-
ные синонимы: «повышение квалификации, повышение уровня знаний; переподготовка» [1, с. 328, 953]. Однако детальное изучение немецкой справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературы позволило прийти к выводу, что в зарубежной педагогике рассматриваемые понятия в каком-то смысле синонимичны, но, тем не менее, это не одно и то же. Их общее и различное вызывает в научном мире много дискуссий. Анализируя отличие Weiterbildung от Fortbildung, К. Бохард (C. Bochard) считает, что оно заключается в продолжительности и степени систематизации образовательных мероприятий в области дидактики высшей школы: Fortbildung исследователь трактует как краткосрочные, отдельные, не связанные между собой образовательные мероприятия, а под Weiterbildung она понимает долгосрочные курсы по утвержденной программе [5, с. 29].
Следует отметить, что большинство исследователей приравнивают Weiterbildung и Fortbildung. Истоки этого кроются, на наш взгляд, в том, что данные понятия не являются принципиально разными по направленности, смыслу и содержанию. Согласимся с данной позицией. Действительно, их отличие заключается лишь в способе и сроках организации, в то время как по своей сути они тождественны.
Анализ многочисленных немецких источников показал, что понятие «повышение квалификации» трактуется неоднозначно. Попытаемся разобраться в этом вопросе и определить собственную научную позицию. Повышение квалификации - это:
• принцип образования, базирующийся на необходимости обучения через всю жизнь в связи с перманентно изменяющимися условиями (Ф. Димер (V. Diemer), О. Петерс (O.Peters)) [7, с. 23];
• продолжение или возобновление организованного учения после окончания высшего учебного заведения (Немецкий ученый совет (Deutscher Bildungsrat)) [6, с. 197];
• все дополнительные образовательные процессы, происходящие после окончания вуза, которые способствуют расширению индивидуальных знаний, способностей, установок, умений и навыков (К. Бохард (C. Bochard)) [5, с. 28];
• расширение дидактического репертуара, которым преподаватели уже владеют. Концепция образовательных мероприятий в рамках повыше-
За Рубежом
ния квалификации исходит из того, что обучающие уже владеют в том или ином объеме дидактическими знаниями и умениями (Й. Вильдт (J. Wildt)) [9, с. 144].
Изучение представленных выше дефиниций, их сравнение, утвердило нас в том, что позиции в отношении понимания термина «повышение квалификации» в немецкой педагогике варьируют от общих (Ф. Димер, О. Петерс) до конкретных (Й. Вильдт). Обратим внимание на последнее положение, т.к. в данной статье мы придерживаемся определения Й. Вильдта, считающего, что при повышении квалификации преподавателей высшей школы речь идет не об изменении стиля обучения в соответствии с общепринятыми нормами и дидактическими принципами, а о развитии индивидуального стиля преподавания на основе имеющегося опыта при максимальном использовании личностного потенциала преподавателя и грамотной коррекции его слабых сторон.
При этом нельзя не согласиться с автором К. -Бохард, которая, идя вслед за исследованиями Й. -Вильдта, В.-Д. Веблера, считает, что в рамках курсов повышения квалификации преподавателям высшей школы предлагаются контексты, идеи для организации индивидуального учебного процесса с его последующей рефлексией.
Далее считаем целесообразным, остановиться на рассмотрении и сравнении понятий «Weiterbildung» (повышение квалификации) и «Ausbildung» (подготовка), т.к. многих исследованиях прослеживается их приравнивание и подмена. Содержательный анализ существующих определений показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению рассматриваемых понятий. Так, В.-Д. Веблер, Й. Вильдт отождествляют их. А немецкие исследователи Е. Баумгарт (E. Baumgart) и Г. -Бюхелер (H. Bu^eler) очень четко разводят. В словаре научных категорий и понятий в обучении взрослых авторы указывают, что «подготовка осуществляется по утвержденным учебным программам с целью получения сертификата, признанном на государственном уровне, в случае сдачи выпускного экзамена» [4, с. 28]. В педагогическом словаре подготовка трактуется как «любая форма систематической подготовки для получения профессии» [8, с. 41].
Для более полного представления о подготовке и повышении квалификации немецких препо-
давателей в области дидактики высшей школы необходимо выявление квалификационных ступеней, на которых они осуществляются. Так, ряд исследователей, в частности Й. Вильдт и О. Гаус (О. Gaus), в своих научных работах выделяют следующие квалификационные ступени:
• «Introduction into Higher Education» - введение в дидактику высшей школы (Einführung in die Hochschuldidaktik);
• «Minimals in Higher Education» - элементарные знания в области дидактики высшей школы (minimale hochschuldidaktische Kenntnisse);
• «Basics in Higher Education» - базовые знания в области дидактики высшей школы (grundlegende hochschuldidaktische Kenntnisse);
• «Master of Higher Education» - специалист в области дидактики высшей школы (Master in Hochschuldidaktik);
• «Master of Staff Development» - специалист в области повышения квалификации научно-педагогических кадров (Master in Personalentwicklung) [10].
Первые три ступени соответствуют согласно определению повышению профессиональной квалификации (die berufliche Weiterbildung). А статус академической подготовки с последующим получением сертификата в области дидактики высшей школы имеют четвертая и пятая квалификационные ступени. Иными словами, подготовка в области дидактики высшей школы предполагает подготовку мультипликаторов, которые, в свою очередь, осуществляют повышение квалификации вузовских преподавателей. Таким образом, понятие Ausbildung - подготовка трактуется в научной педагогической литературе с двух позиций. Так, если рассматривать подготовку преподавателей вузов к осуществлению ими педагогической деятельности, то понятия подготовка и повышение квалификации тождественны. Но если мы говорим о подготовке специалистов, которые обучают преподавателей высшей школы в центрах дидактики высшей школы, так называемых мультипликаторов, то приравнивание понятий подготовка и повышение квалификации является, на наш взгляд, неправомерным.
То есть, в первом случае наблюдается своеобразная включенность одного понятия (подготовка) в другое (повышение квалификации). Во втором случае речь идет о необходимости развести анализируемые понятия.
Вслед за В.-Д. Веблером, Й. Вильдтом, К. Бо-
244
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
хард в рамках нашего исследования мы рассматриваем подготовку преподавателей высшей школы как составную часть повышения квалификации, принимая во внимание тот факт, что в Германии имеют место быть первые три ступени.
Из приведенных выше определений ближе содержанию нашего исследования определение повышения квалификации, предложенное Й. Вильдтом. Основываясь на нем, мы считаем правомерным сформулировать собственное определение рассматриваемого термина. Под повышением квалификации понимается обновление и расширение профессиональных компетенций преподавателя высшей школы на основе уже полученных теоретических знаний и имеющегося практического опыта в связи с необходимостью современных методов решения профессиональных задач для улучшения качества обучения в вузе.
В заключение считаем необходимым отметить, что проведенное в настоящей статье исследование не претендует на его завершенность, т.к. были проанализированы лишь некоторые ключевые понятия в российской и немецкой системах поствузовского образования. Для создания общей образовательной структуры необходимо раскрыть сущность и разграничить значение таких понятий, как квалификационные характеристики, профессиональные компетенции в области дидактики высшей школы, аттестация научно-педагогических кадров и т.п.
Библиографический список
1. Большой немецко-русский словарь. - 7-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2000. - 1040 с.
2. МатушанскийГ.У., ФроловА.Г. Поддержка и повышение квалификации научно-педагогических кадров высшей школы - терминологичес-
кий анализ // Проблемы методологической, пси-холого-педагогической и информационно-технологической подготовки преподавателей высшей школы: Всерос. семинар рук. и ППС ЦППКП и ФПКП: Материалы выступлений (Казань, 13-14 окт. 2003). - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-т, 2003. - С. 77-80.
3. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
4. Baumgart E., Bucheler H. Lexikon Wissenswertes zur Erwachsenenbildung. - Berlin: L^hterhand, 1998.
5. Borchard C. Hochschuldidaktische Weiterbildung - Akzeptanz und Wirkung. Eine Analyse am Beispiel des Bausteinprogramms WindH - Weiterbildung in der Ho^s^utte^e. - Munster: Lit, 2002.
6. Deuts^er Bildungsrat. Empfehlungen der Beildungskommission. Strukturplan fur das Bildungswesen. - Bonn: Bundesdirokerei, 1970.
7. Diemer, V., Peters O. Bildungsberekh Weiterbildung. Re^tl^he und organisatoris^ Bedingungen, Inhalte, Teilnehmer. - Weinheim, 1998.
8. Schaub H., Zenke K.G. Worterb^h zur Padagogik. - Munden, 1995.
9. Webler W.-D. Professionalitat an Ho^s^^en. Zur Qualifizierung des wisse^^aR^i^en Na^wu^ses fur seine kunftigen Aufgaben in Lehre, Prufung, Forschungsmanagement und Selbstverwaltung // Ho^^u^sen. - 1993. - № 3 (41). - S. 119-126, S. 139-144.
10. Wildt J. Ein ^^^u^da^is^! Blkk auf Lehren und Lernen. Eine kurze Einfuhrung in die ^^^^didaktik // In B. Berentdt, H.-P. Voss & J. Wildt (Hrsg.), Neues Handb^h Ho^^^lehre. Lehren und Lernen effizient gestalten (Griffmarke A. 1.1). - Berlin: Raabe, 2002.