Педагогика
УДК: 378.881.161.1
кандидат педагогических наук, доцент Швецова Резеда Фаритовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПОСТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Построение урока в рамках ФГОС НОО предполагает понимание критериев его результативности. Поэтому в статье рассмотрены приемы, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и способствующие актуализации у учащихся потребности, связанной с результатом их учебной деятельности.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, урок математики в начальной школе, проблемная ситуация, причина затруднения.
Annotation. Structuring the lesson within the GEF IEO imply understanding the criteria of its efficiency. Therefore, here we discuss the techniques aimed at implementing of the system-activity approach at the lessons of mathematics in the primary school, and contributing to the actualization of the students' needs connected with the results of their educational activity.
Keywords: system-activity approach, lesson of mathematics in the primary school, problem situation, cause of the difficulty.
Введение. Системно-деятельностный подход является основой разработки Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Наиболее важным направлением, которых является «реализация развивающего потенциала общего среднего образования, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [цит. 1. c. 21] При этом применение и сохранение в тесной связи с активными действиями самих учащихся знания, умения и навыки формируются и рассматриваются как полученные от соответствующих видов целенаправленных действий.
Формулировка цели статьи. Основной целью статьи является рассмотрение наиболее эффективных методических приемов построения современного урока математики в начальной школе.
Изложение основного материала статьи. Основы построения курса математики в системе развивающего обучения принципиально отличаются от существующих ранее в практике школы. Целью данного курса является «формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии), поэтому он ориентирован главным образом на формирование научных (математических) понятий, а не только на выработку практических знаний и умений» [цит 5. c. 95].
В.В.Давыдов считает, что «психическое развитие человека - это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т.д.)». [цит 8. c 430] Вне сомнений, деятельность, которую учащиеся выполняют в процессе обучения развивает их. Познавательную деятельность различают репродуктивную и продуктивную. Обучение оказывает различное влияние на развитие детей и это зависит от того какой вид деятельности преобладает, при преобладании продуктивной деятельности развитие учащихся значительнее.
Деятельность, которая характеризуется получением учащимися готовой информации, восприятием её, запоминанием, воспроизведением является репродуктивной. Основная цель такой деятельности -формирование у детей знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. Продуктивная деятельность, связанная с активной работой мышления и находящая своё выражение в таких операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение есть продуктивная. В психолого-педагогической литературе их также принято называть логическими приёмами мышления или мыслительными операциями.
Использование этих операций в процессе усвоения математического содержания - одно из важных условий построения развивающего обучения, поскольку продуктивная (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций. Как пишет И.С.Якиманская «...организация развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приёмами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но даёт существенные сдвиги в умственном развитии ребёнка. Овладев этими приёмами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний» [цит. 5. c. 37].
Поэтому деятельностный метод обучения является основой для построения уроков разных типов с обеспечением соответствия дидактическим принципам являющихся основой для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Максимально урок математики в начальной школе может состоять из восьми этапов. Рассмотрим более подробно, каким образом можно организовать каждый этап.
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный этап).
На данном этапе организуется осознанное вхождение в пространство деятельности урока. Учитель выражает уверенность в успешной работе учащихся. Дети желают удачи друг другу. Вспоминают правила поведения в паре, группе, в процессе самостоятельной работы.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к деятельности на следующих этапах урока:
- «оживление» имеющегося опыта детей, т.е. выполнение учебных заданий, достаточных для получения новых приемов математических действий;
- повторение метапредметных умений, необходимых для восприятия новых знаний;
- выявление затруднений в деятельности учащихся;
- обсуждение возникшей проблемы.
Рассмотрим фрагменты уроков на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.
Фрагмент урока 1: Тема: «Миллиметр».
На слайде представлены следующие величины: 7 см, 3м, 9 кг, 24 дм, 15 м.
- Какая среди предложенных величин лишняя? (9 кг).
- Почему? (Потому что килограмм - это единица измерения массы, все остальные - величины длины).
- Какой измерительный прибор используют для определения длин? (Линейка).
- Чему равна длина отрезка АВ?
Учащиеся самостоятельно выполняют измерение отрезка, изображенного на карточке, и получают два разных результата 5 см и 6 см.
- Почему получили разные ответы? (Потому что длина отрезка АВ больше 5 см, но меньше 6 см).
- Сегодня на уроке мы научимся измерять длины таких отрезков? Кто предложит, как выйти из создавшейся ситуации? Учащиеся и учитель слушают предложения детей.
Фрагмент урока 2: Тема «Площадь».
На слайдах представлены презентации со взвешиваниями на чашечных весах.
- Давайте измерим массу котенка. Чему она равна в мышатах? (7 мышат)
- Чему она равна в воробушках? (5 воробушек)
- В каких мерках мы измеряли массу котенка? (В мышатах и воробушках)
- Какие еще единицы массы вы знаете? (Килограмм)
-Выполним следующее задание. Измерим объем банки.
- Чему он равен в стаканах? (наблюдают на слайде) (5 стаканам)
- Чему он равен в чашках? (наблюдают на слайде) (10 чашкам)
- В каких мерках мы измеряли емкость банки? (В стаканах и чашках)
- А какие еще единицы измерения емкости вы знаете? (Литр)
- Измерим длину парты.
- Чему она равна в ладонях? (12 ладоням)
- Чему она равна в дециметрах? (15 дм)
- В каких единицах мы измеряли длину парты? (В ладошках и дециметрах)
- Какие еще единицы длины вы знаете? (Сантиметр)
- Какие величины мы вспомнили? (Массу, объем, длину)
- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной величиной. А вот с какой именно, вам предстоит угадать, поможет вам в этом ребус.
Учащиеся отгадывают слово площадь.
Фрагмент урока 3: Тема: «Метр»
Просмотрев фрагмент из мультфильма «38 попугаев», происходит обсуждение.
- Какова длина Удава в Попугаях? (38 Попугаев)
- Какова длина Удава в Мартышках? (5 Мартышек)
- Какова длина Удава в Слонах? (2 Слона)
- Почему длина Удава получилась разной? (Потому что в первый раз мы измеряли в Попугаях, во второй - в Мартышках, а в третий - в Слонах и мерки были разные)
- Как нужно поступить, чтобы длина Удава была одинаковой у всех? (Договориться и измерять одной и той же меркой)
Методы постановки учебной проблемы в рассмотренных фрагментах уроков были разные. В первом фрагменте создана проблемная ситуация и дети пытаются найти выход из нее, во втором - использовался мотивирующий прием «яркое пятно» (ребус) и в третьем - также мотивирующий прием «яркое пятно» (сказка). Каждый из рассмотренных случаев предполагает использование побуждающего, подводящего диалога.
3. Постановка учебной задачи.
На этом этапе учащиеся отмечают причину затруднения. Почему они не могут выполнить это задание на основе имеющихся знаний. Учащиеся осознают возникновение ситуации, когда нужны новые знания. Формулируется цель и тема урока.
Фрагмент урока 4: Тема: «Миллиметр»
- Почему мы не можем измерить длину отрезка АВ? (Потому что сантиметр слишком большая единица (мерка) и нужна мерка меньше сантиметра)
- Какова же цель нашего урока? (Изучить новую единицу длины.)
- Кто-то знает, как называется эта единица длины?
- Тема урока «Миллиметр»
Фрагмент урока 5: Тема «Площадь»
- Как вы думаете, что означает слово площадь? Когда мы не знаем значение слова, как мы поступаем? (Ищем в словаре, учебниках, интернете.) Учащиеся получают такую возможность и работают со словарями. Первая группа работает с первым значением слова, вторая - со вторым значением, третья - с третьим и каждая группа приводит свои примеры.
- Как в словаре С.И.Ожегова трактуется слово «площадь»?
Отвечает 1 группа.
- Площадь - это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
- Какие площади вы знаете? (Красная площадь в Москве, Трафальгарская площадь в Лондоне и т.д.)
Отвечает 2 группа.
- Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели. Приведите пример таких площадей. (Жилая площадь, полезная площадь в доме.)
Отвечает 3 группа.
- Площадь - это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Приведите свои примеры. (Площадь фигуры.)
- Как вы думаете, какое определение больше подойдет для нашего урока?
- Правильно, сегодня на уроке мы будем работать с третьим определением площади.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Площадь фигуры)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «площадь фигуры» и узнаем, в каких случаях можно его использовать.
Фрагмент 6: Тема: «Метр»
- Какую единицу измерения длины мы уже знаем? (Сантиметр)
- Удобно ли будет измерять длину удава в сантиметрах? (Нет)
- Новая единица измерения должна быть больше или меньше сантиметра? (Больше сантиметра)
- Какую цель мы поставим к нашему уроку? (Познакомиться с новой единицей длины)
- Кто уже знает, как она называется? (Метр)
- Да, тема урока «Метр»
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
Этот этап предполагает работу над разрешением проблемной ситуации, то есть формулирование гипотезы и проверка разных вариантов подтверждения ее.
Учитель может организовать групповую или коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). Построенный и обоснованный новый способ целесообразно зафиксировать в устной и письменной речи в соответствии с базовыми формулировками и общепринятыми обозначениями. Работа на этом этапе завершается решением учебной задачи.
Фрагмент урока 7: Тема: «Миллиметр»
- Посчитайте на сколько равных частей разделили на линейке длину в 1 см? ( на 10 частей)
- Одна такая часть и есть миллиметр.
- Какой вывод можно сделать? (1 см= 10 мм)
- Как вы думаете сколько мм уместится в 1 дм? (1 дм =100 мм)
- Кто сможет доказать, что это действительно так?
в 1дм=10 см , а в каждом 1 см = 10 мм и, следовательно в 1дм=10*10=100мм)
Фрагмент урока 8: Тема «Площадь»
- Перед вами две фигуры, назовите их? (круг и треугольник)
- Сравните эти фигуры. (Круг больше треугольника)
- Как это можно проверить? (Наложением одной фигуры на другую)
- В таких случаях говорят, что площадь круга больше площади треугольника. Посмотрите на доску (на доске две фигуры площади, которых нельзя сравнить «на глаз»). Можно ли сравнить эти фигуры на глаз? (Нет, сравнение на глаз вызывает затруднение)
- Можно ли сравнить их с помощью наложения? Попробуем это сделать.
(Нет, наложением сравнить, также не получается)
- Для этого есть еще один способ сравнения. Может кто-то знает? (Нужно разбить фигуры на равные мерки)
- Правильно. Эти фигуры можно разбить на равные квадраты. Теперь мы можем сравнить площади этих фигур? (Да. Площадь первой фигуры равна 7, а площадь второй фигуры равна 6)
- Значит, площадь какой фигуры больше? (Площадь первой фигуры больше площади второй фигуры, т.к. 7 больше 6)
- Таким образом, для измерения площадей, так же как и для сравнения длин, можно воспользоваться меркой.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащимся предлагаются выполнение типовых заданий на выполнение нового способа математических действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Освоение типовых заданий на новый способ математических действий завешается самостоятельным выполнением, осуществлением их самопроверки, пошаговым сравнением с эталоном, и самооценкой.
Эмоциональный настрой учащихся на этом этапе состоит в ощущении ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Данный этап отвечает за включение в систему знаний учащихся приобретенных новых знаний. Тренировка ранее изученных алгоритмов при необходимости могут содержать приобретенные новые знания с целью подготовки к введению нового следующих уроках.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. Выявляется степень соответствия поставленной цели урока с результатами деятельности на уроке, намечаются цели деятельности следующих занятий. Инструктаж домашнего задания дается с элементами выбора, творчества.
Выводы. Таким образом, рассмотренный нами алгоритм конструирования современного урока математики в начальной школе позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться, что является важнейшим требованием государственных образовательных стандартов.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. [Текст] / - М.: Просвещение, 2009, 105 с.
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / Педагогика М.: 2009 - №4. - С. 18-22.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / М.: Академия, 2009. 288 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. [Текст] / М.: ИНТОР, 2008. 544 с.
5. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / М.: Академия, 2010. - 320 с.
6. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Новое издание. [Текст] / М: Академия, 2012. с. 64-77.
7. Linda Wilson, Carolyn Andrew, Svetlana Sourikova. Shape and Structure in Primary Mathematics Lessons: a comparative study in the North-east of England and St Petersburg, Russia - some implications for the daily mathematics lesson // British Educational Research Journal. Vol. 27, № 1, 2001
8. Su Liang. An Example of Coherent Mathematics Lesson // Universal Journal of Educational Research. № 1(2): 57-64, 2013
9. Joanne T. Mulligan, Michael C. Mitchelmore. Implementing a Pattern and Structure Mathematics Awareness Program (PASMAP) in Kindergarten.
Педагогика
УДК: 304.3
кандидат философских наук, доцент Шиманская Ольга Константиновна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный
лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); аспирант Чудина Екатерина Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
НАУЧНО-ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается одна из эффективных форм организации студенческого самоуправления - научно-дискуссионный политический клуб «Трибуна» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Описано, какие возможности предоставляет клуб в качестве внеучебной научной и научно-просветительской деятельности активной части молодежи -студентов, участвующих в работе; какие навыки развиваются в процессе разработки тем и самих заседаний. Раскрыты цели и принципы, история работы, структура клуба «Трибуна», а также описаны функции докладчиков, модераторов, научных руководителей, приглашенных экспертов и прочих участников процесса.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, общественное объединение студентов, научно-дискуссионый политический клуб, формы внеучебной научной и научно-просветительской деятельности.
Annotation. The article deals with one of the most effective forms of student self-government organization -scientific-discussion political club "Tribune" at the Linguistics University of Nizhny Novgorod. The article describes what opportunities the club provides as an extracurricular scientific-educational activity of the active part of youth-students participating in the work of the club; what skills are developed in the process of developing topics and club meetings. Goals, principles, history of the club are presented. Also functions of speakers, moderators, scientific leaders, invited experts and other participants of the process are described.
Keywords: student self-government, public association of students, scientific and discussion political club, forms of extracurricular scientific and educational activities.
Введение. Развитие студенческого самоуправления сегодня имеет большое значение не только в связи с модернизацией высшего образования, но и в контексте построения гражданского общества. Студенческий возраст (18-22 лет) является решающим периодом развития самосознания, его упрочнения и закрепления. Период студенчества очень важен для человека - семья и школа закладывают основы личностного самоопределения молодого человека и формируют перспективные стандарты его поведения в будущем, но окончательное становление личности происходит в студенческие годы. Студенты - это наиболее активная, восприимчивая к воздействию и ориентируемая на перспективу часть молодежи. Благодаря механизмам студенческого самоуправления студенты наряду с получением профессионального образования приобретают необходимые управленческие навыки, гражданские ориентиры и научные и профессиональные компетенции. В настоящее время студенческое самоуправление рассматривается в двух основных аспектах: как институт гражданского общества и как система управленческой подготовки молодых кадров. Студенческое самоуправление является опытом апробирования своих сил в создании институтов гражданского общества. Совместные коллективные решения общих проблем, опыт проведения дискуссионных площадок и дебатов, выборов руководителей молодежных организаций, построение диалога с администрацией университета, с однокурсниками, формируют навыки гражданина. В результате в общество выходят специалисты со сложившейся правовой и политической культурой.
Изложение основного материала статьи. Согласно требованиям государственного образовательного стандарта, выпускник вуза должен быть самостоятельной, самоорганизующейся личностью и обладать не только глубокими знаниями в области своей профессиональной деятельности, но и организаторскими способностями, лидерским качествами, быть готовым к решению нестандартных задач. Студенческое самоуправление рассматривается как целенаправленная деятельность студентов, как форма воспитательной работы в вузе и как одна из форм молодежной политики в Российской Федерации, реже как организация научной и научно-просветительской деятельности.
Студенческое самоуправление - это общественное объединение студентов, которое является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе студентов, на основе общности их интересов, целей и задач высшего учебного заведения. Оно строит свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности, осуществляет свою деятельность на основе гласности и публичной отчетности о результатах своей деятельности. В исследованиях по студенческому самоуправлению можно найти и другие определения: студенческое самоуправление - это система институтов, деятельность которых направлена на формирование социальной и профессиональной идентификации будущих специалистов [3]; социально и педагогически адекватная форма развития современного высшего образования в направлении повышения уровня профессиональной и гражданской подготовки будущих специалистов, формирования их собственной личной стратегии [4]; социальный институт, который представляет собой систему взаимосвязанных студенческих органов высшего образования, организует образовательные и внеучебные мероприятия студентов, представление их интересов в высшем образовании, науке и государственных органах, защищая социальные и иные интересы студентов [5].
Научно-дискуссионный клуб «Трибуна» был создан осенью 2008 г. по инициативе студентов факультета международных отношений, экономики и управления. Инициатива студентов была поддержана