Научная статья на тему 'Построение системы экономической безопасности: институты стимулирования и дестимулирования'

Построение системы экономической безопасности: институты стимулирования и дестимулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПООЩРЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / СУБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ УСПЕХА / ВОСПРИЯТИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / SOCIALLY DESIRABLE BEHAVIOR / MOTIVATION / ENCOURAGING / PUNISHMENT / INTEREST / SUBJECTIVE PROBABILITY OF SUCCESS / THE PERCEPTION OF UNCERTAINTY / RISK APPETITE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргинова Валентина Владимировна

Несовершенство институтов, направленных на обеспечение общественно-желательного поведения, приводит к замедлению социально-экономического развития территорий и нарушению их безопасности. Это определяет актуальность изменения подхода к стимулированию и дестимулированию. В статье предложена классификация институтов поощрения и наказания. Рассмотрены их примеры и выделены причины вероятностного воздействия. Сформулированы принципы эффективного стимулирования. Показано, что необходимо учитывать восприятие неопределенности и склонность к риску

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE ECONOMIC SECURITY SYSTEM: THE INCENTIVE AND DISINCENTIVE INSTITUTIONS

An imperfection of institutions, aimed at provision of socially desirable behavior, slows the socio-economic development of the territories and disturb theirs security. This determines the urgency of changing the approach to incentives and disincentives. In the article the classification of institutions of encouragement and punishment is offered. Their examples are examined and the reasons of the probabilistic impact are considered. The principles of effective stimulation are formulated. It is shown that the perception of uncertainty and the risk appetite must be taken into account.

Текст научной работы на тему «Построение системы экономической безопасности: институты стимулирования и дестимулирования»

УДК 338

ББК 65 © В.В. Каргинова, 2018

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИНСТИТУТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ДЕСТИМУЛИРОВАНИЯ

Валентина Владимировна Каргинова,

научный сотрудник, кандидат экономических наук Институт экономики Карельского научного центра РАН (185030, г. Петрозаводск, пр. А. Невского, д. 50)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Несовершенство институтов, направленных на обеспечение общественно-желательного поведения, приводит к замедлению социально-экономического развития территорий и нарушению их безопасности. Это определяет актуальность изменения подхода к стимулированию и дестимулированию. В статье предложена классификация институтов поощрения и наказания. Рассмотрены их примеры и выделены причины вероятностного воздействия. Сформулированы принципы эффективного стимулирования. Показано, что необходимо учитывать восприятие неопределенности и склонность к риску.

Ключевые слова: общественно-желательное поведение, мотивация, поощрение, наказание, субъективная вероятность успеха, восприятие неопределенности, склонность к риску.

CONSTRUCTION OF THE ECONOMIC SECURITY SYSTEM: THE INCENTIVE AND DISINCENTIVE INSTITUTIONS

Valentina V. Karginova,

Researcher, Candidate of Economic Sciences Institute of Economics of the Karelian Research Centre of the RAS (185030, Petrozavodsk, A. Nevsky Ave., d. 50)

Abstract. An imperfection of institutions, aimed at provision of socially desirable behavior, slows the socio-economic development of the territories and disturb theirs security. This determines the urgency of changing the approach to incentives and disincentives. In the article the classification of institutions of encouragement and punishment is offered. Their examples are examined and the reasons of the probabilistic impact are considered. The principles of effective stimulation are formulated. It is shown that the perception of uncertainty and the risk appetite must be taken into account.

Keywords: socially desirable behavior, motivation, encouraging, punishment, interest, subjective probability of success, the perception of uncertainty, risk appetite.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Каргинова В.В. Построение системы экономической безопасности: институты стимулирования и дестимулирова-ния. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):294-300.

Постановка проблемы

Для устойчивого и комплексного развития территорий и их экономической безопасности необходимо сочетание целого ряда факторов. В частности, к ним относятся наличие природных и финансовых ресурсов, качество инфраструктурного комплекса. При этом один из основополагающих факторов — стратегии поведения домашних хозяйств и фирм: они могут оказывать как положительное влияние (например, приводить к появлению новых рабочих мест или инновационных продуктов), так и отрицательное (истощать потенциал территории и т.п.).

Целью экономической политики и на государственном, и на региональном уровне является стимулирование общественно-желательных действий и дестимулирование оппортунистических. Однако ранее проведенные исследования показали, что созданная для этого институциональная среда несовер-

шенна: на всех уровнях управления присутствует бессистемность, нет эффективных институтов противодействия правовому нигилизму [12] и стимулирования производств с высокой долей добавленной стоимости [1, с. 1—12].

Предпринимателям, выпускающим товары, предоставляются налоговые льготы, однако открываются не промышленные, а торговые предприятия. Осуществляются проверки соблюдения существующего законодательства, но число нарушений практически во всех сферах лишь растет.

Это делает актуальным выявление основных причин, определяющих несовершенство институтов поощрения и наказания, и формирование принципов эффективного стимулирования и дестимули-рования.

Проведенное исследование основывается на синтезе концепций институциональной теории и те-

ории мотивации. Для учета когнитивных факторов, влияющих на поведение индивидов, методология была дополнена теориями таких научных дисциплин, как экономическая психология и поведенческая экономика.

Понятие стимула и дестимула и их примеры

Изначально система обеспечения экономической безопасности в России строилась практически исключительно на инструментах принуждения. Закреплялась индивидуальная ответственность и предусматривались меры за ее нарушение. Однако постепенно хозяйственная практика начала меняться [12]. Развитие техники привело к усложнению правил безопасности и одновременно увеличило роль человеческого фактора [20, с. 24]. Пришло осознание значимости выбора персонала, его мотивации и профессионализма в эффективности производственной деятельности [13, с. 131—135]. Человеческий капитал стал основой накопления национального богатства [21].

Меры принуждения больше не могли быть единственным инструментом обеспечения безопасности. Соответственно, началась разработка и внедрение институтов стимулирования [12].

С точки зрения Ардальона Яковлевича Киба-нова, стимул — это «побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей» [22]. В отличие от мотивов, имеющих исключительно внутренний характер, стимулы могут быть как внутренними, так и внешними по отношению к индивиду. Евгений Павлович Ильин полагал, что мотивы заложены в человеке природой. Следовательно, их надо не создавать, а лишь актуализировать [4]. При этом стимулирование как управление мотивацией индивида [11, с. 15] можно рассматривать в качестве одной из основных управленческих функций [8] и ведущей стратегии в сфере безопасности [9, с. 32].

В экономической практике наряду с категорией стимул используется и еще одно понятие — дести-мул или антистимул (см. например, [2, с. 143—147; 3, с. 70—82; 29, р. 135—149; 30, р.74—86]). Если стимул — это побуждение к действию, то дести-мул — к бездействию.

В рамках стимулирующих и дестимулирующих институтов можно выделить те, характер воздействия которых:

• обязательный (например, институты, определяющие барьеры входа на рынок);

• вероятностный (в настоящее время к ним относится большинство институтов поощрения и наказания).

В данном случае под институтами поощрения мы будем понимать институты, которые предоставляют преференции экономическим акторам за уже совершенные общественно-желательные действия, под институтами наказания — санкции в отношении тех, кто отклонился от подобных стратегий поведения.

Рассмотрим примеры таких институтов (табл. 1). На основании примеров, приведенных в табл. 1, можно заключить, что институты поощрения и наказания обращены на одно и то же благо, однако первые предполагают его увеличение в количественном или качественном измерении, вторые — уменьшение.

Обозначим несколько факторов, предопределяющих вероятностный характер институтов поощрения и наказания. В частности, это:

• Направленность на выборочную группу акторов — характерна практически для всех подин-ститутов, выделенных в рамках института поощрения. В качестве примера можно привести предоставление грантов и государственных заказов на конкурсной основе.

• Непрозрачность воздействия — особенно характерна для неформальных институтов (например, институтов вербального и письменного воздействия) и непроработанных формальных, которые имеют противоречия и не учитывают всех влияющих факторов (например, заключение и расторжение инвестиционных и концессионных соглашений). Может относиться как к институтам поощрения, так и институтам наказания.

• Возможность сокрытия деяния — зависит от конкретного деяния и актуальна только для предотвращения наказания (в частности, сокрытие административных правонарушений и уголовных преступлений).

Принципы эффективного стимулирования

Владимир Александрович Телегин, а также Игорь Анатольевич Скопылатов, Олег Юрьевич Ефремов и Иван Михайлович Машаров [16,

Таблица

Институты поощрения и наказания

Тип институтов Основные подинституты Конкретные примеры

Институты поощрения Вербальная или письменная похвала Похвальная речь

Материально-вещественное и денежное поощрение Предоставление грантов, займов, дотаций, субсидий, субвенций

Предоставление особых прав (допуска, пользования и т.д.) Предоставление государственных гарантий; государственный заказ

Освобождение от определенных обязательств Налоговые льготы; компенсации понесённых издержек, в том числе процентных ставок по кредитам; снижение тарифов

Предоставление особого статуса, в том числе звания и чина Включение проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов

Снижение издержек в рамках контрактных отношений, в том числе трансакционных издержек Снижение контрактной цены (например, при страховании, получении кредита и т.д.)

Институты наказания Вербальное или письменное предупреждение Выговор с предупреждением

Материально-вещественное и денежное наказание Штрафы, пени, неустойки; конфискация имущества

Ограничение прав (право на свободу, занятие определенным видом деятельности, допуск, пользование и т.д.) Арест; выдворение; дисквалификация; административный запрет

Назначение дополнительных обязательств Обязательные, исправительные, принудительные работы

Лишение особого статуса, в том числе звания и чина Замена лица по концессионному соглашению

Увеличение издержек в рамках контрактных отношений, в том числе трансакционных издержек Рост контрактной цены (например, при страховании, получении кредита и т.д.)

с. 186—187] выделили шесть принципов эффективного стимулирования труда, которые справедливы как для поведения индивидов в рамками их общественно-профессиональной деятельности, так и се-мейно-бытовой. В качестве таких принципов были названы:

• доступность;

• ощутимость;

• постепенность;

• минимизация разрыва между результатами труда и его оплатой;

• сочетание материальных и моральных видов стимулирования [16];

• сочетание стимулов и дестимулов.

В частности, применительно к сочетанию материальных и моральных стимулов, стоит от-

Источник: составлено автором

метить, что одновременное использование и экономических, и социальных инструментов часто не приводит к желаемому результату. Поэтому требуется дифференцировать их применение по времени или видам деятельности [23, с. 103— 117].

При этом стимулы и дестимулы сочетать можно, но пока экономическая наука не обосновала их оптимальное соотношение. Как отмечалось ранее, в России, а также в наиболее развитых странах мира, произошел переход от преимущественного использования дестимулов в пользу стимулов. Его особенности определялись историческими и социо-куль-турными факторами, а также характером деятельности и физиологическими особенностями индивидов [19, с. 85—91].

тивной вероятности успеха — часто они даже превышают 50%.

Например, в 2015—2016 годах в Республике Карелия для действующих малых и средних инновационных предприятий было предусмотрено предоставление субсидий на конкурсной основе [14]. Также на конкурсной основе субсидии предоставлялись и тем, кто приобрел основные средства или осуществляет модернизацию производства [15]. Для предприятий получение данных субсидий носит вероятностный характер, однако для участия в конкурсе они должны понести гарантированные издержки (например, на подготовку конкурсной документации). Поэтому некоторые отказывались от капиталовложений, осуществляли эксплуатацию имеющихся фондов и имели меньшую, но гарантированную величину прибыли. В частности, указанные выше конкурсы были проведены в декабре 2015 года и показали низкий уровень интереса со стороны бизнес-структур [10].

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении дестимулирующих институтов. Выборочный принцип проведения проверок соответствия хозяйственной деятельности установленным экологическим нормативам предполагает, что нарушение не всегда фиксируется контрольно-надзорными органами. И предприятие может принять решение не соблюдать экологическое законодательство.

В связи с этим возникает необходимость повышения субъективной вероятности воздействия институтов, что, в свою очередь, предполагает:

• смещение направленности с выборочной группы акторов на всю совокупность в целом;

• гарантирование прозрачности действия институтов;

• обеспечение невозможности сокрытия оппортунистического поведения.

Однако, очевидно, что в ряде случаев это сопряжено с существенным повышением издержек. Так, например, проведение проверок всех или хотя бы половины хозяйствующих субъектов на соблюдение ими норм экологического законодательства в настоящее время не может быть реализовано.

Кроме того, мы сталкиваемся с еще одной проблемой: на практике определение желаемого уровня неопределенности и риска представляется весьма сложной задачей. Особенно с учетом дифференциа-

ции данного значения по группам индивидов и сферам деятельности.

Соответственно, необходимо предложить альтернативные варианты снижения неопределенности и риска и достижения оптимального уровня мотивации.

В частности, возможно одновременное применение как институтов поощрения, так и институтов наказания. Социологическое исследование, ранее проведенное автором, показало: в ситуациях, когда есть вероятность получения и выигрыша, и потерь, экономический актор будет придерживаться той стратегии поведения, которая обеспечит ему минимальный риск [5, с. 24—32].

В настоящее время в отношении некоторых типов поведения сопряженное воздействие институтов поощрения и наказания уже успешно реализуется. В частности, кредитные организации могут снизить процентную ставку по кредиту заемщику, который ранее не нарушал условия договора. Одновременно тому, кто имеет негативную кредитную историю, устанавливается повышенная ставка. Аналогичная практика используется и в страховых компаниях. Однако если кредитные организации обязательно получают информацию об оппортунистическом поведении клиента (в данном случае, о нарушении им условий договора), то, например, при автостраховании страховщик может и не располагать сведениями о произошедших по вине страхователя дорожно-транспортных происшествиях.

С точки зрения автора, целесообразно обеспечение комплексного воздействия институтов поощрения и наказания и в отношении прочих деяний, регулируемые институты которых не могут иметь сплошной характер воздействия. Например:

1. Для перехода на использование инновационного оборудования и новых технологий, результатов научно-технических исследований необходимы поддержка (субсидии, налоговые льготы и прочие преференции) лучшим проектам и одновременно санкции (штрафы, увеличение налоговых ставок и т.д.) за эксплуатацию физически и морально устаревших активов.

2. Для сохранения окружающей среды требуется использовать стимулирующие меры в отношении наиболее чистых производств и де-

стимулирующие в отношении хозяйствующих субъектов, функционирующим в той же сфере, но нарушающих законодательно установленные нормативы.

Безусловно, данный перечень примеров не является конечным.

С учетом того, что приобретение и потеря блага, имеющего одинаковую объективную ценность, субъективно оцениваются экономическими акторами по-разному, для обеспечения устойчивого, а тем более расширенного воспроизводства потенциала территории необходимо превышение ценности поощрений над ценностью наказаний. Это может быть достигнуто за счет:

• большей вероятности воздействия института поощрения по сравнению с институтом наказания;

• большей объективной ценности поощрения в сравнении с наказанием.

Вывод

В работе рассмотрены контуры категорий стимулирующий и дестимулирующий институт. Были выделены основные типы институтов поощрения и наказания, а также их текущие принципы функционирования. Проведенный анализ показал, что в рамках проводимой политики не принимается в расчет негативное восприятие неопределенности и низкая склонность к риску.

Учитывая асимметрию оценок риска, для обеспечения общественно-желательного поведения необходимо не вероятностное, а гарантированное воздействие институтов поощрения и наказания. В случае, если гарантированное воздействие невозможно или экономически неоправданно, требуется их сопряженное действие, при этом вероятность воздействия института поощрения и(или) его объективная ценность должны быть выше.

Сформулированные принципы эффективного стимулирования и дестимулирования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования теорий мотивации и управления. Кроме того, результаты работы имеют практическую ценность при составлении стратегий, планов мероприятий и программ, направленных на развитие отдельных секторов и обеспечение экономической безопасности как на уровне регионов, так и государства в целом.

Литература

1. Васильев В.Л., Рузанов Ф.Н., Ганиев И.М. Основные показатели и институты экономической безопасности // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 5.

2. Данилова Н.М. Стимулирование роста производительности труда на торговых предприятиях в современных условиях // Проблемы современной экономики. 2013. № 14.

3. Зубов В.М. Бюджет как антистимул для развития эффективных бизнесов // Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. 2013. № 1-2.

4. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы / СПб.: Питер, 2011.

5. Каргинова В.В. Восприятие риска в рамках семейно-бытовых и общественно-профессиональных ролей: сходство и различия // Проблемы анализа риска. 2017. Т. 14. № 3.

6. Каргинова В.В. Национальные особенности восприятия неопределенности и риска и их влияние на приграничное сотрудничество // Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов. Материалы Третьей научно-практической конференции с международным участием (09 июня 2016 г., г. Петрозаводск) / Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2016.

7. Каргинова В.В. Склонность к риску при управлении личными и корпоративными средствами // Финансовый менеджмент. 2017. № 2.

8. Когдин А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4.

9. Концептуально-теоретические основы правового регулирования и применения мер безопасности / Под науч. ред. Н.В. Щедрина; Сибирский федеральный университет. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Министр экономического развития Карелии Валентин Чмиль: Мы ожидаем большей активности от малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. иИ!: http://gov.karelia.ru/gov/ News/2015/12/1217_14.html.

11. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика / А.А. Литвинюк, С.Ж. Гончарова, В.В. Данилочкина и др. М.: Юрайт, 2016.

12. Нино Н.С. Государственное стимулирование обеспечения экономической безопасности России (общеправовые и прикладные аспекты): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: Специальность 12.00.01 Теория и история права и государства; история правовых учений / Науч. рук. В.М. Баранов. Нижний Новгород: Нижегородская государственная академия МВД России, 2002.

13. Поскочинова О.Г. Роль человеческого фактора в управлении экономической безопасностью организации // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2009. Вып. 3.

14. Постановление Правительства Республики Карелия от 3 ноября 2015 г. № 348-П «Об утверждении иных условий предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия действующим инновационным компаниям субсидии юридическим лицам субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия».

15. Постановление Правительства Республики Карелия от 3 ноября 2015 г. № 349-П «Об утверждении иных условий предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия, направленных на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и(или) развития, и(или) модернизации производства товаров, в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия».

16. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю., Маша-ров И.М. Управление и диагностика персонала / СПб.: Знание, 2002.

17. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия / М.: Издательство Эксмо, 2005.

18. Тебекин А.В., ТебекинП.А. Принципы формирования инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов // Транспортное дело России. 2015. № 1.

19. Телегин В.А. Мотивация и стимулирование работников на предприятии сервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. 2009. № 8.

20. Тер-Акопов А.А. Ответственность за нарушение специальных правил поведения / М.: Юридическая литература, 1995.

21. Тумакова Н.В. Роль человеческого капитала в обеспечении национальной безопасности: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук: Специальность 08.00.01 Экономическая теория / Науч. рук. Н.П. Лу-кьянчикова. Иркутск, 2004.

22. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998.

23. Ariely D. Predictably irrational: The hidden forces that shape our decisions / New York, Harper Collins, 2008.

24. Atkinson J.W., Feather N.T. Theory of Achievement Motivation / New York, John Wiley and Sons, 1966.

25. Bassett L., Buchanan-Smith H.M.Effects of predictability on the welfare of captive animals // Applied Animal Behaviour Science. 2007. Vol. 102.

26. Hebb D.O. Drives and the C.N.S. (conceptual nervous system) // Psychological Review. 1955. Vol. 62. № 4.

27. Heckhausen J., Heckhausen H. Motivation und Handeln / Berlin, Springer, 2010.

28. KahnemanD. Attention and Effort / Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1973.

29. Rao C., Yu J., Zhu H. Land Ownership as an Urban Employment Disincentive for Rural Migrants in China // The Developing Economies. 2015. Vol. 53. № 2.

30. Shibata T., Nishihara MInvestment Timing with Incentive-Disincentive Contracts under Asymmetric Information // Technology and Investment. 2012. Vol. 3. № 2.

31. Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation // Journal of Comparative Neurology and Psychology. 1908. Vol. 18. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.