УДК: 614.27:001.8:36
ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Сатаева Л.Г.
КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова
В статье представлена разработанная автором организационно-институциональная модель лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями. В статье приведены результаты собственных исследований и проведен анализ нормативно-правовой базы.
Формирование, внедрение и осуществление действенной модели лекарственного обеспечения - сложный и ответственный процесс, имеющий свои особенности и различия для каждой отдельной страны.
Актуальность темы. В каждой развитой стране мира имеются достаточные возможности для разработки оптимальной модели по качественному лекарственному обеспечению, основанной на принципах справедливости и доступности лекарственной помощи. Эффективность процесса лекарственного обеспечения (ЛО) определяется не только законами рынка, но, в первую очередь, нормативно-законодательной базой, научно-методической основой, разработанной с учетом социально-ориентированной экономической политики государства.
В РК проблемы, связанные с обеспечением лекарствами больных СЗЗ, в настоящее время приходится решать в условиях ограниченного бюджетного финансирования, отсутствия систем ценообразования на ЛС, наличия огромного количества лекарств на фармацевтическом рынке и высоких цен на них /1, 2, 3, 4, 5/.
Многие больные этими заболеваниями вынуждены на протяжении всей жизни принимать лекарственные препараты и лечить неизбежные осложнения, вызванные этими заболеваниями. Некоторые из этих заболеваний опасны для окружающих, к числу которых относится туберкулез (открытая форма), СПИД и ВИЧ - инфекция, сифилис. Важное значение приобретает лекарственное обеспечение больных, состояние здоровья которых требует постоянной или курсовой медикаментозной поддержки, а материальное положение не позволяет самостоятельно приобретать жизненно важные и необходимые ЛС /1, 3, 5, 6, 9/.
Материалы и методы. Материалы для проведенного моделирования были получены путем проведения собственных социологических исследования, SWOT - анализа, существующей нормативно-правовой базы в области лекарственного обеспечения.
Результаты и обсуждения. Проведенные нами исследования позволили выявить следующие проблемы, существующие в лекарственном обеспечении больных СЗЗ:
1. Отсутствие дифференцированного подхода к предоставлению бесплатного и льготного лекарственного обеспечения больным социально значимыми заболеваниями, учитывающего различия в половозрастных, нозологических,социально-экономических характеристиках пациентов.
2. Отсутствие прозрачности при проведении государственных тендеров по закупке лекарственных средств для больных.
3. Отсутствие эффективного механизма доведения лекарственных средств до больных.
Системный подход предполагает выявление состава системы, ее структуры, функций, системных факторов и механизмов, коммуникацию с внешней средой, взаимодействия между собой ее внутренних элементов. Представителем системы в научных исследованиях является модель. Модель представляет собой теоретически реализованную систему, которая отражает или воспроизводит объект исследования, представляет новую информацию /6, 12, 13/.
В этой связи разработка модели управления в области лекарственного обеспечения больных СЗЗ в условиях рыночной экономики является весьма актуальной. Организационно-институциональная модель лекарственного обеспечения данных больных, предложенная нами, состоит из компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Для ее разработки нами была /3, 4, 5, 10, 11/:
- проанализирована нормативно-правовая база;
- проведен анализ финансовых возможностей системы здравоохранения;
- проведен контент-анализ по статьям, освещающим проблемы как непосредственно лекарственного обеспечения данных больных, так и связанных с этим процессом проблем;
- проведен анализ современной демографической ситуации в РК;
- проведены социально-маркетинговые исследования и т.д.
В ходе выполнения работы нами проведена оценка внешней макро- и микросреды процесса лекарственного обеспечения, проведены социально-маркетинговые исследования, экспертные оценки ЛС.
Все это позволило выделить ключевые моменты, на основе которых нами была разработана комплексная организационно-институциональная модель совершенствования процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в РК.
Построенная нами модель состоит из входа в систему процесса лекарственного обеспечения, характеристик, входящих в систему объектов, в том числе и с точки зрения институциональной теории.
Модель предлагает оценить внешнюю макросреду, микросреду (контурный анализ, социологический анализ и др.), внутреннюю среду процесса ЛО больных СЗЗ. Результатом эффективной работы данной модели должна стать качественная государственная система гарантий лекарственного обеспечения.
Среди основных внешних индикаторов, влияющих на процесс ЛО в модели предлагается проанализировать следующие параметры: демографическую ситуацию в РК и по регионам за последние годы, распространенность различных нозологий СЗЗ, уровень доходов населения РК по различным регионам, экономическое развитие регионов страны, процент от ВВП, выделяемый на здравоохранение и лекарственное обеспечение. Как видно из построенной нами модели, основными входящими ресурсами в систему лекарственного обеспечения являются: финансовые, технологические, кадровые. В построении системы участвует как формальная (нормативно-правовая база) среда, так и неформальная (культура и традиции процесса оказания лекарственной помощи населению). Одним из входящих в систему элементов является высокий уровень социально значимых заболеваний в РК.
В модели охарактеризована внешняя макросреда процесса ЛО больных СЗЗ с точки зрения % ВВП, выделяемого на здравоохранение, ЛО, отмечен уровень заболеваемости по регионам РК.
Институциональные изменения в системе здравоохранения РК определены как значительные, а характер государственного регулирования определен как лояльный. Установлены основные благоприятные и неблагоприятные тенденции в области оказания лекарственной помощи. Определены основные административные барьеры для участников процесса ЛО. Согласно предлагаемой нами модели, должен проводится анализ внутренней среды процесса ЛО больных с выделением наиболее проблемных регионов по уровню СЗЗ, анализ инновационных разработок отечественных предприятий и НИИ, должен быть проведен анализ современных эффективных ЛС для лечения данных больных и наличие их в списках ЛС, отпускаемых на бесплатных и льготных условиях. Согласно модели, необходимо определять структуру и количество оптовых и розничных организаций, занимающихся лекарственным обеспечением больных СЗЗ, провести изучение качества оказываемой лекарственной помощи данным больным. Основными методами изучения качества оказываемой лекарственной помощи в модели предлагаются - анализ историй болезней, социологические исследования мнений пациентов, врачей, провизоров.
При построении такой модели для РК в качестве входа в систему ЛО, оценивали ресурсы с точки зрения институциональной теории и предложено оценивать внешнюю макросреду и микросреду (с помощью контурного анализа, социологических исследований) и внутреннюю среду процесса ЛО больных СЗЗ. Основной целью реализации данной модели должна стать качественная государственная система гарантий лекарственного обеспечения (схема 1).
Схема 1. Комплексная организационно-институциональная модель совершенствования процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в Республике Казахстан_
Вход
Ресурсы (финансовые, материальные, технологические, кадровые, информационные)_
Потребители ЛС (институциональные, первичные, конечные)_
Оценка ресурсов и объектов, на основе институциональной теории и аналитических процедур_
Индикаторы внешней среды процесса оказания лекарственной помощи:
1. Доля от ВВП, выделяемая на здравоохранение и ЛО.
2. Анализ современного международного опыта ЛО больных СЗЗ (мегаконтур).
3. Институциональные изменения в сфере экономики и здравоохранения страны (макроконтур). В настоящее время значительные.
4. Внешние условия процесса ЛО (институциональная среда, социально-экономические условия, политические, экономические, социально-демографические, экологические и др. факторы - макроконтур).
5. Определение характера государственного регулирования процесса ЛО
6. Административные барьеры для участников процесса ЛО. Входные барьеры очень высокие, т.к. в тендерах участвуют в основном крупные дистрибьюторы и практически не участвуют фармацевтические производители.
3. Постоянное совершенствование политики ЛО (формальные нормативно-правовые акты)_
Индикаторы внутренней среды процесса ЛО больных СЗЗ
1.Структура заболеваемости по регионам РК (проблемные регионы). Уровень заболеваемости СЗЗ - в настоящее время значительный.
2. Анализ инновационных разработок отечественных предприятий и НИИ (инновационная составляющая). Наличие уникальных нематериальных активов.
3. Анализ современных эффективных ЛС для лечения больных СЗЗ. Наличие их в списках, отпускаемых на бесплатно или льготных условиях.
4. Структура и количество организаций (оптовых, розничных), занимающихся ЛО больных СЗЗ.
5. Изучение качества оказываемого ЛО данным больным. Основные методы изучения - истории болезней, социологические исследование мнений пациентов, врачей, провизоров, исследование современной организаци-
онной структуры ЛО в РК. 6. Отраслевая среда ЛО (производители, дистрибьюторы, аптеки). Анализ процесса ЛО больных СЗЗ - анализ ассортимента ЛС производимых отечественными предприятиями, отбор ЛС, закупка, распределение, транспортировка, хранение 7. Органы управления ЛО (контроль за процессом ЛО с их стороны) 8. Определение характера контрактных отношений между участниками процесса ЛО
Индикаторы степени удовлетворенности потребностей различных категорий потребителей: институциональных (органы управления ЛО), первичных (врачей) и конечных (больных СЗЗ)
Характеристика и оценка степени рисков по реализации конституционных гарантий в области оказания лекарственной помощи
Характеристика степени риска Объекты анализа, влияющие на качество ЛО, входящие в предлагаемую модель
Высокий риск 1. Уровень заболеваемости СЗЗ в РК 2. Институциональная среда функционирования процесса ЛО в системе здравоохранения страны 3. Финансовые ресурсы 4. Отечественные производители ЛС 5. Дистрибьюторы ЛС 6. Органы управления ЛО в РК 7. Организационно-правовая база процесса ЛО
Средний риск 1.Доля от ВВП, выделяемый на здравоохранение и ЛО 2. Социально-экономические условия жизни населения 3. Технологические ресурсы отечественных фармпредприятий 4. Кадровые ресурсы 5. Работа и техническое оснащение аптечных организаций 6. Определение контрактных отношений м/у участниками процесса ЛО
Низкий Политические условия в стране
Разработка механизмов снижения рисков характерных для процесса лекарственного обеспечения
Риски Предлагаемые механизмы их снижения с использованием теории «принципала и агента», теории трансакционных издержек, теории контрактов, теории общественного выбора и др.
Нестабильность доли от ВВП, выделяемого на здравоохранение и ЛО Заинтересованность государств в снижении уровня СЗЗ и повышении доли от ВВП на здравоохранение и ЛО.
Колебания уровня заболеваемости СЗЗ Усиление контроля органов управления здравоохранения и ЛО за эпидемиологической ситуацией. Постоянный мониторинг за эпидемиологической ситуацией по регионам РК.
Не всегда эффективные институциональные изменения в области ЛО Контроль государства за тем, чтобы проходящие институциональные изменения в области ЛО больных СЗЗ были только положительными. Разработка эффективно работающей законодательной базы (Программы, методические указания и др.)
Изменения внешних условий процесса ЛО (институциональная среда, социально-экономические условия и др. факторы). Введение нормативных актов (законы, Программы), создающих благоприятную институциональную среду в области ЛО
Основные финансовые ресурсы Разработка долгосрочных программ ЛО со стабильным уровнем финансирования и постоянное повышение уровня расходов государства на здравоохранение и лекарственное обеспечение
Технологические ресурсы Государственная поддержка технического обеспечения отечественных фарм. предприятий (нормативно-правового обеспечения).
Кадровые ресурсы Государственная поддержка повышения квалификации провизоров, врачей
Отраслевая среда ЛО Высокий риск провала рынка, так как сами рыночные агенты процесса ЛО не справляются с задачей эффективного распределения ресурсов. Создание реально работающих законодательных актов в области создания благоприятных условий для работы отечественных фармпроизводителей, налоговых льгот и т.д. Формирование через органы государственного управления ЛО общих ментальных моделей у участников процесса ЛО больных СЗЗ, что обеспечивало бы более эффективное взаимодействие между ними. Основанные на общих ментальных моделях правила ЛО позволят лучше координировать действия индивидов. У участников ЛО стремление к высокому качеству лекарственного обслуживания должно быть обязательно закреплено не только как формальное правило (в законах, при-
казах), но и как неформальное правило (через формирование ментальных моделей). Выработка определенных положительных стереотипов поведения по отношению к качеству ЛО.
Производители Снижение неопределенности при выпуске ЛС, предназначенных для ЛО больных СЗЗ. Уменьшение специфичности активов участников процесса ЛО (как механизм защиты).
Аптеки Недобросовестное отношение участников процесса ЛО к своим функциям Создание нормативно-правовой базы, вырабатывающей стереотипы поведения (дистрибьюторов, аптек и других участников процесса ЛО), которые благоприятно сказываются на потребителях услуг (больных СЗЗ). Органам управления ответственным за ЛО больных СЗЗ необходимо для участников процесса ЛО создать условия совместимости по стимулам, то есть максимальное вознаграждение при эффективном и качественном ЛО, чтобы стимулировать приложение дополнительных усилий, увеличивающих вероятность высококачественного ЛО.
Дистрибьюторы ЛС Не выполнение условий поставок ЛС в ЛПУ после проведения тендеров по закупке ЛС. В контрактах должны быть четко определены процедуры урегулирования конфликтов. Это позволит распределить риски между участниками процесса ЛО при определенных условиях. Это позволит найти наиболее эффективное решение.
Недобросовестное поведение участников процесса ЛО по отношению к пациентам Разработка органами управления здравоохранением таких условий для повышения качества оказания лекарственной помощи, которые заставят их придерживаться линии поведения, отвечающей интересам пациентов. Разработка контрактов максимально учитывающих запросы пациентов (согласно теории принципала и агента), где в качестве принципала выступают - органы управления ЛО, а в качестве агентов - участники процесса ЛО.
Органы управления ЛО Создание ментальных моделей, которые должны акцентировать внимание агентов ЛО на повышение качества обслуживания больных СЗЗ. Усиление силы государственных органов, как гарантов качества ЛО больных. Создание стимулов положительно влияющих на процесс ЛО больных СЗЗ. Создание информационной инфраструктуры и обеспечение доступа к ней всех потенциальных участников процесса ЛО. Экспорт институтов, регулирующих процесс ЛО больных СЗЗ (дистрибьюции ЛС, тендерных закупок ЛС и т.д.) и более широкое использование международного опыта в процессе ЛО.
Недостаточно высокая культура ЛО в прошлом 1. Формирование общности представлений между участниками процесса ЛО относительно будущего поведения. 2. Создание разделяемых всеми членами сети неформальных правил, регулирующих процесс ЛО. 3. Введение коллективных санкций между участниками сети ЛО и развития управления трансакциями между участниками процесса ЛО как сетевые взаимоотношения. Основными параметрами таких взаимоотношений должны стать: взаимная зависимость, репутационное принуждение при выполнении обязательств, взаимная открытость и т.д.
Частое использование между участниками процесса ЛО отношенческих контрактов Более широкое использование в процессе ЛО больных СЗЗ аппарата теории «принципала и агента», теории трансакционных издержек, теория сетей, теория контрактов и др., которые должны использоваться при заключении контрактов с участниками процесса ЛО.
Коррупции государственных чиновников ответственных за закупки ЛС Введение электронных государственных закупок при процессе ЛО данных больных. При такого рода закупках имеется большая вероятность обнаружения и прямого доказательства неправомерности тех или иных операций государственных чиновников, занимающихся закупками ЛС на тендерной основе. Это связано с более прозрачной по сравнению с обычными условиями (с бумажной) процедурой конкурса. При электронных государственных закупках ЛС будут невозможны следующие проявления оппортунизма со стороны организаторов конкурса: - несоответствие цены на товар, установленной в результате конкурса, его реальной закупочной цене (то же касается и объемов продукции) - дискриминация участников конкурса (например, снятие с конкурса кого-то из участников по непонятным причинам)
Низкая прозрачность процедуры закупок ЛС Снижению рисков будет способствовать опять таки введение электронных государственных закупок при процессе ЛО данных больных.
Различная переговорная сила сторон при проведе- Стремление самих органов управления к заключению между ними и поставщиками ЛС для ЛПУ РК классических контрактов, в которых не должны быть задейст-
нии госзакупок ЛС (большой силой обладаю государственные чиновники) вованы специфические активы. А если же от поставщиков требуется организовать специфические активы, то должна быть гарантия, что сторона сделавшая такие инвестиции не попадет в положение заложника. Органы управления ЛО должны обеспечить низкую степень неопределенности участникам процесса ЛО.
Выход
Корректирующие действия в ходе реализации Программы Проект Программы «Комплексное ЛО больных СЗЗ в РК»
Реализация данной модели позволит поднять качество оказываемой лекарственной помощи населению, через поэтапный анализ каждого входящего в модель блока и, по возможности, осуществления коррекции имеющихся в настоящий момент проблем. Как видно из модели, большинство проанализированных нами объектов, влияющих на качество ЛО больных СЗЗ и входящих в предлагаемую нами модель, имеют высокую и среднюю степень риска, а следовательно, для оптимального функционирования модели необходимо разрабатывать мероприятия, которые смогли бы способствовать снижению, имеющихся в настоящее время высоких рисков, связанных с качественной организацией процесса оказания ЛП больным СЗЗ. Для того, чтобы определить имеющиеся возможности совершенствования процесса лекарственного обеспечения нами были также охарактеризованы риски и разработаны шкалы рисков на объекты анализа, влияющие на качество ЛО больных СЗЗ и входящие в предлагаемую нами модель (схема 2). Важным элементом данной модели являлась разработанная нами шкала рисков процесса ЛО.
Выводы:
1. В ходе исследования были установлены факторы, имеющие наиболее высокий уровень риска и в дальнейшем предложить механизмы их снижения. Риски были нами классифицированы как: высокие, средние, низкие. Нами разработаны механизмы снижения рисков в процессе лекарственного обеспечения основаны на использовании основных теорий институциональной экономики как одного из наиболее перспективных методов исследования: теории трансакционных издержек, контрактов, «принципала-агента», которые рассматривают процесс лекарственного обеспечения через анализ работы участников этого процесса (рыночных агентов) /12, 13/.
2. В ходе исследования нами были разработаны и предложены механизмы снижения вышеперечисленных рисков с использованием теории «принципала и агента», теории трансакционных издержек, теории контрактов и др. Данные механизмы приведены в модели.
3. В настоящее время механизмы ответственности за низкое качество ЛО не отработаны. Разработанные нами механизмы снижения рисков, характерных для процесса лекарственного обеспечения, были призваны снижать роль человеческого фактора в процессе ЛО больных СЗЗ.
Литература
1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Сатаева Л.Г. Влияние реформирования системы здравоохранения Республики Казахстан на распространенность социально значимых заболеваний и на адекватность лекарственного обеспечения больных данными заболеваниями // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - Москва - 2008. - №6. - С.33-37
2. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Сатаева Л.Г. Анализ процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в Республике Казахстан // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - Москва - 2008. - № 4. - С.51-54
3. Багирова В.Л., Сатаева Л.Г. Анализ законодательства Республики Казахстан в области лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». - Москва. - 2007. - С. 34 - 36
4. Багирова В.Л., Сатаева Л.Г. Исследование вопросов справедливости и этики при оказании лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями по регионам РК // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». - Москва. - 2007. - С. 37 - 39
5. Максимкина Е.А., Сатаева Л.Г. Программно-целевой подход к процессу лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в РК // Фармация. 2008. - №5. - С. 32-36
6. Лопатин П.В. Значимость социального критерия при оценке инновационных проектов в фармации // 2007.
- www.formmed.ru/
7. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа. Вопросы экономики. - 2005. - №3. - С.16-18.
8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: - 1997. - 162 С.
9. Сбоева С.Г. О методологии фармацевтической географии // Человек и лекарство. - М., - 1998. - С. 709 -
710
10. Сатаева Л.Г. Институциональные изменения отношений собственности в новых экономических условиях в РК // Сборник научных трудов участников международного семинара «Институциональная теория и ее практическое применение на постсоветском пространстве». Под ред. В.Л.Тамбовцева - Москва. - МГУ. - 2005.
- С. 32-39.
11. Сатаева Л.Г. Изменение институциональной среды и ментальных моделей экономических агентов в ходе проведения приватизации в РК в новых экономических условиях // Сборник научных трудов участников ме-
ждународного семинара «Институциональная теория и ее практическое применение на постсоветском пространстве». Под ред. Г.М.Мкртчян. - Новосибирск. - 2005. - С.11-15.
12. Тамбовцев В.Л. Теоретические вопросы институционального проектирования. // Вопросы экономики, 1997, №3.
13. Eggertsson T. Economic behavior and institutions. Cambridge, 2000.
Казакстан Республикасыньщ KOFaMFa мацызды ауруларымен наукастарды дэрЬдэрмектермен камтамасыз етудщ ^йымдык- институттык модельдерiн К¥РУ
Сатаева Л.Г.
Макалада когамдык; мацызды аурулармен наукастарды дэршк камтамасыз етудiн уйымдастырылган -институционалды моделi сипатталган. взiндiк iзденулердiц нэтижелерi келтiрiлген жэне нормативтi - ^кьщтьщ база анализi жYргiзiлген.
Construction of structural model of medicinal maintenance sick of socially significant diseases in Republic Kazakhstan
Sataeva L.G.
In this article make author organization-istitucional model remedy supply. In this model remedy use result own sociological researcher and analysis law base in remedy supply.
УДК: 614.27:001.8:36
ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ МОДЕЛИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Л.Г.Сатаева
Кафедра фармакогнозии КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова
Актуальность темы. В РК проблемы, связанные с обеспечением лекарствами больных СЗЗ, в настоящее время приходится решать в условиях ограниченного бюджетного финансирования, отсутствия систем ценообразования на ЛС, наличия огромного количества лекарств на фармацевтическом рынке и высоких цен на них
/1, 2, 3, 4, 5/.
Многие больные этими заболеваниями вынуждены на протяжении всей жизни принимать лекарственные препараты и лечить неизбежные осложнения, вызванные этими заболеваниями. Важное значение приобретает лекарственное обеспечение больных, состояние здоровья которых требует постоянной или курсовой медикаментозной поддержки, а материальное положение не позволяет самостоятельно приобретать жизненно важные и необходимые ЛС /1, 3, 5, 6, 9/.
Материалы и методы. Материалы для проведенного моделирования были получены путем проведения собственных социологических исследования, SWOT - анализа, существующей нормативно-правовой базы в области лекарственного обеспечения.
Результаты и обсуждения. Модель представляет собой алгоритм действий моделируемого процесса. В моделировании выделяют несколько этапов. Основным является формирование качественных и количественных закономерностей, описывающих основные черты явления. На этом этапе необходимо широкое привлечение знаний и фактов о структуре и характере функционирования рассматриваемой системы, ее свойствах и проявлениях. Этап завершается созданием качественной (описательной) модели объекта, явления или системы.
С использованием метода структурного моделирования нами предлагается подход к управлению развитием процесса лекарственного обеспечения в РК для совершенствования ЛО больных СЗЗ (рис. 1).
Целью разработанной нами структурной модели является предоставление справедливого доступа к высокоэффективным и безопасным ЛС, обеспечение равных прав и возможностей в получении лекарственной помощи. В данной модели нами определено, что доступ к ЛС для данных больных должен быть равным независимо от социального и материального положения для поддержания и улучшения здоровья. В настоящее время механизмы ответственности за низкое качество ЛО не отработаны. Поэтому разработанные нами механизмы снижения рисков, характерных для процесса ЛО были призваны снижать роль человеческого фактора в процессе ЛО больных СЗЗ. Для эффективного ЛО больных этими заболеваниями невозможно опираться только на рыночные механизмы фармацевтического рынка, а необходимо основываться на взаимовыгодном использовании социальных и экономических целей развития.
В настоящее время фармацевтический рынок РК - это система, которая не способна конструктивно разрешать внутренние противоречия. Если не управлять процессом ЛО как целым, то что-то обязательно будет «перевешивать». На сегодня у основных участников процесса ЛО в РК превалируют экономические цели. Разработанные нами модели отражают программно-целевой подход к преодолению негативного воздействия