УДК: 614.27:001.8:36
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОЦЕССА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Сатаева Л.Г.
Кафедра управления и экономики фармации ФППОП ММА им. И.М. Сеченова
В статье автором методология лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями. В статье приведены результаты собственных исследований автора.
За годы экономических преобразований произошли коренные институциональные изменения в фармацевтическом секторе здравоохранения Республики Казахстан. Вместо централизованной системы лекарственного обеспечения сформировалась новая система лекарственного обеспечения - появились новые дистрибью-терские компании, аптечные организации практически все стали частными.
Целью статьи было охарактеризовать структура институциональной среды процесса лекарственного обеспечения (ЛО) больных социально значимыми заболеваниями в новых экономических условиях в Республике Казахстан.
Актуальность исследования. В настоящее время основным перспективным методом исследования в здравоохранении является институциональный анализ, который может быть широко применен к процессу оказания лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями (СЗЗ). Процесс изменения экономических отношений привел к смене всей институциональной среды в государстве, что не могло не сказаться на процессе лекарственного обеспечения. Анализ показал, что в настоящее время в РК в составе Министерства здравоохранения РК организован Комитет фармации, фармацевтической и медицинской промышленности с территориальными подразделениями на местах, которые выполняют государственные функции по организации лекарственного обеспечения населения. В структуре областных департаментов и управлений здравоохранения созданы отделы лекарственного обеспечения населения.
В процессе институциональных изменений фармацевтического сектора здравоохранения эксперты ВОЗ выделяют следующие приоритеты:
1. Улучшения экономической доступности лекарственных средств, особенно для стационарных больных.
2. Выработка политики управления лекарственным обеспечением, ее внедрение в практическую деятельность.
3. Улучшение информационного обеспечения больных и общения.
4. Управление качеством - от контроля качества к обеспечению качества по всему технологическому процессу.
5. Повышение профессионального уровня специалистов.
6. Рациональное использование лекарств.
7. Реформирование базового медицинского и фармацевтического образования, целенаправленные программы постдипломной подготовки специалистов.
В новых экономических условиях назрела необходимость определения стратегии дальнейшего развития системы лекарственного обеспечения на основе совершенствования имеющейся системы, изыскания новых подходов и моделей управления, перехода от затратных методов работы к рациональному использованию выделяемых государством средств, повышения ответственности, а также уровня оплаты труда работников отрасли по результатам их деятельности.
Методика исследования. Основным методом исследования был контент-анализ законодательной базы, регламентирующей процесс представления лекарственной помощи, логический анализ.
Материалы для проведенного моделирования были получены путем проведения анализа, существующей нормативно-правовой базы в области лекарственного обеспечения.
Результаты исследования и обсуждение. При проведении анализа институциональной среды мы руководствовались основными законодательными документами Республики Казахстан - Стратегией развития страны «Казахстан - 2030», Законом Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан», Государственной программой «Здоровье народа», Программой «Реформирование здравоохранения РК на 2005-2010 гг.» и иными принятыми в стране государственными целевыми и комплексными программами, а также действующими Приказами и другими нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения. Законодательная база является основной, на которой строится весь процесс лекарственного обеспечения. Невнимание к процессу построения эффективных институтов сказалось на качестве проводимых реформ во всех сферах (социальной и экономической).
В настоящее время структура институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ может быть представлена следующим образом:
Институциональная среда процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ
ИНСТИТУТЫ
ФОРМАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
1
КОНСТИТУЦИЯ -(Формальный институт 1 уровня)
Законы РК в области системы здравоохранения, Постановления Правительства, Указы Президента РК в области системы здравоохранения, Программы (формальный институт 3 уровня)
Прикладные отраслевые стандарты (Программы, Приказы, методические указания)
Общие законы РК, ва, Указы Президе т Постановления Правительст-нта РК (Формальный инсти-ут 2 уровня)
1 г
Культура и традиции процесса лекарственного обеспечения
Этика оказания лекарственной помощи больным СЗЗ с точки зрения самих больных, провизоров и врачей
ОРГАНИЗАЦИИ
1. Органы госуправления процессом лекобеспече-ния (МЗ РК, Комитет Фармации МЗ РК)
2. Дистрибьюторы Л С
3. Отечественные производители ЛС в РК
4. Розничные аптечные организации
5. Представительства зарубежных фирм
Рис 1. Структура институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ
Государственное управление процессов лекарственного обеспечения осуществляется на формальном уровне. Нами были выделены основные формальные и неформальные институты процесса лекарственного обеспечения в РК.
Основу формальных институтов составили: Конституция, общие законы РК, Постановления Правительства, Указы Президента РК, Законы РК в области системы здравоохранения, Постановления Правительства, Указы Президента РК в области системы здравоохранения, Программы, Прикладные отраслевые стандарты (Приказы, методические указания).
Основу неформальных институтов составили: культура и традиции, модели поведения экономических агентов фармацевтического рынка и анализ оказания лекарственной помощи.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза - обширная законодательная база в области лекарственного обеспечения способствует повышению качества оказываемой лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями.
Важно, что неформальные нормы более устойчивы в отличие от формальных. Поэтому изменения в процессе лекарственного обеспечения в РК при невнимательном отношении к неформальным нормам привели к конфликту с новыми формальными институтами, например, рассмотрение лекарственного обеспечения не с социальной точки зрения, а с коммерческой привело к ухудшению ситуации для больных. Институт конкуренции лишь в последние годы заставил отечественных производителей фармацевтической продукции обратить внимание на развитие структуры медицинских представителей и т.п. В настоящее время Законодательство РК о здравоохранении основывается на Конституции Казахстана и состоит из Закона РК «О системе здравоохранения» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Анализ системы законодательства РК показал, что высший представительный орган страны с законодательными функциями - Парламент состоит из двух палат - Сената (высшая палата власти) и Мажилиса (нижняя палата власти). Данные органы власти под руководством Правительства принимают все законодательные акты, в том числе и связанные с вопросами лекарственного обеспечения населения. Главой исполнительной власти в республике является Премьер-Министр, возглавляющий Правительство республики, которое в своей деятельности ответственно перед Президентом и подотчетно Парламенту в части заслушивания, одобрения или отклонения Программы Правительства.
Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой. Президент РК является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства. Обеспечение конституционных прав и
гарантий граждан является определяющим фактором функционирования и развития системы здравоохранения, социальной защиты и лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями.
Президент Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан
Рис 2. Структура органов законодательной власти, ответственных за внедрение и исполнение новых нормативно-правовых и законодательных актов в РК.
В настоящее время в РК осуществляется бесплатный отпуск ЛС больным социально значимыми заболеваниями, находящимся как на стационарном, так и на амбулаторном лечении.
Обслуживание по выписанным в поликлиниках льготным рецептам осуществляется через аптеки. Аптеки ведут учет рецептов на выдачу ЛС больным социально значимыми заболеваниями в специальном журнале регистрации. Расходы на ЛС и специализированное питание возмещаются аптекам и аптечным пунктам Департаментами здравоохранения по стоимости, установленной договорами о государственных закупках. При отсутствии ЛС, указанных в выписанных рецептах, поставщик обязан предложить заменитель (аналог, не превышающий стоимость ЛС, предусмотренных договором). Перечень препаратов по большинству социально значимых заболеваний включает несколько препаратов, например, для сахарного диабета - только инсулин и некоторые таблетированные сахароснижающие препараты.
И хотя многие проанализированные Законы, приказы, Программы по замыслу Правительства РК были утверждены для повышения качества лекарственного обеспечения, повышения выпуска отечественной фармацевтической продукции, однако в настоящее время большинство законодательных актов носит декларативный характер.
С целью государственной поддержки в стране принимался ряд нормативных правовых актов по отмене НДС на производство и импорт лекарственных средств, был снят акцизный налог на спирт, использу е-мый для производства лекарственных препаратов. Существуют законодательно закрепленные льготы для вновь создаваемых проектов, отменен налог на имущество и на землю, если создаются новые предприятия или производства.
Однако, несмотря на существующую нормативно -правовую базу, поддерживающую отечественную фармацевтическую промышленность на сегодня основную долю выпускаемого ими ассортимента ЛС составляют препараты, которые по фармакологической эффективности, а также по используемым технологиям недостаточно конкурентоспособны с зарубежными производителями. А, следовательно, большое количество бюджетных средств при оказании лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями затрачивается на закупку лекарств импортного производства.
Согласно созданным в новых экономических условиях нормативно-правовым актам государственное регулирование и государственный контроль за деятельностью системы здравоохранения осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения - МЗ РК, а также Департаменты здравоохранения на местах. Они должны обеспечивать проведение государственной политики в области здравоохранения, реализовать государственные программы в этой области, определять порядок оказания лекарственной помощи гражданам, разрабатывать и утверждать нормативно-правовые акты в области здравоохранения и т.д. Как показал анализ, в настоящее время в Казахстане система здравоохранения использует два основных источника финансирования:
государственный бюджет и собственные средства населения.
Согласно закону РК «О системе здравоохранения», финансовое обеспечение государственных организаций здравоохранения осуществляется за счет средств государственного бюджета. Финансирование затрат на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В новых экономических условиях назрела необходимость определения стратегии дальнейшего развития системы лекарственного обеспечения на основе совершенствования имеющейся системы, изыскания новых подходов и моделей управления, перехода от затратных методов работы к рациональному использованию выделяемых государством средств, повышения ответственности, а также уровня оплаты труда работников отрасли по результатам их деятельности.
При этом необходимо руководствоваться основными законодательными документами нашей страны -Стратегией развития страны «Казахстан-2030», Законом Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан», Государственной программой «Здоровье народа», Программой «Реформирования здравоохранения РК на 2005-2010 гг.» и иными принятыми в стране государственными целевыми и комплексными программами, а также действующими Приказами и другими нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения.
Выводы:
1. Анализ структуры институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в новых экономических условиях Республике Казахстан показал, что агенты участвующие в настоящее время в процессе ЛО должны быть больше сориентированы на потребности больных СЗЗ.
2. В целях обеспечения экономической доступности лекарственных средств в РК необходимо предпринять следующие меры: осуществляется закуп лекарственных средств только на конкурсной основе по таким социально значимым заболеваниям, как сахарный диабет, туберкулез, онкологические заболевания и др.
3. С целью обеспечения сельского населения качественными, экономически доступными лекарственными средствами Постановлением Правительства РК от № 621 от 10 июня 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РК № 1624 от 28 октября 2000 года» разрешить реализацию лекарственных средств через ФАПы.
Литература
1. Менабде Н., Стобелар Ф., Дуйсекеев А. и др. Стратегия реформы фармацевтического сектора в новых независимых государствах. Фокус на пациента. - ВОЗ, Женева.-1998. - 39с.
2. Максимкина Е.А. Институциональные основы формирования и функционирования системы саморегулирования фармацевтического рынка России: Автореферат дисс......доктора фармацевтических наук. ММА.
им. И.М. Сеченова - М. - 2004.
3. Максимкина Е.А., Сатаева Л.Г. Программно-целевой подход к процессу лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в РК // Фармация. 2008. - №5. - С. 32-36
4. Максимкина Е.А., Лоскутова Е.Е. Реализация институционального подхода в фармацевтической экономике // Конференция «Человек и лекарство». Тезисы докладов. - М.: 2000.- С.581.
5. Максимкина Е.А. Институциональная среда фармацевтического рынка / В сб. докл. Международной конф. «Фарм. дело - прошлое, настоящее, будущее». - М.: 2002.-С. 185-186.
4. Максимкина Е.А. Институциональные основы формирования и функционирования системы саморегулирования фармацевтического рынка России: Автореферат дисс... доктора фармацевтических наук. ММА. им. И.М. Сеченова - М. - 2004.
5. Максимкина Е.А., Сатаева Л.Г. Программно-целевой подход к процессу лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в РК // Фармация. 2008. - №5. - С. 32-36
6. Багирова В.Л., Сатаева Л.Г. Исследование вопросов справедливости и этики при оказании лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями по регионам РК // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». - Москва. - 2007. - С. 37 - 39
7. Багирова В.Л., Сатаева Л.Г. Развитие инновационного потенциала фармацевтической отрасли РК как возможность повышения справедливости в оказании лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». - Москва. - 2007. -С. 41 - 43
8. Багирова В.Л., Сатаева Л.Г. Экспертные оценки лекарственных средств, используемых для лечения туберкулезом и вопросы справедливости при оказании лекарственной помощи в Республике Казахстан // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». - Москва. - 2007. - С. 43 - 45