Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
УДК 338:911.3 ББК 65.04Я73 X 12
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ
развитием региональных социальноэкономических систем
(Рецензирована)
Хашева Зарема Муратовна,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Молчан Алексей Сергеевич,
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления предприятием Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар.
Тел.: (918) 326 00 00, e-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что интеграция экономики России в состав мирового хозяйства обусловливает потребность в модернизации способа пространственной организации национального хозяйства. При этом утверждаются качественно новые императивы региональной социально-экономической политики: обеспечение устойчивой конкурентоспособности региональных социально-экономических систем; развитие регионов как полноценных субъектов эволюционного процесса развития экономики страны. Смена императивов предполагает формирование специальных инструментов управления развитием территориальных систем.
Ключевые слова: стратегия развития региона; социально-экономические системы; устойчивое развитие; экономическая эффективность.
building a model of sustainable development of regional economic AND social systems
Khasheva Zarema Muratovna,
doctor of of Economic Sciences, professor of Economics of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Molchan Alexey Sergeevich,
doctor of Economic Sciences, professor of marketing and business management of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Ph.: (918) 326 00 00, e-mail: [email protected]
Summary. Relevance of this study due to the fact that the integration of the Russian economy in the world economy makes the need to modernize the method of the spatial organization of the national economy. At the same time approved a qualitatively new imperatives of regional socio-economic policy: ensuring sustainable competitiveness of regional socio-economic systems, the development of regions as full subjects of the evolutionary process of the economy. Change imperatives involves the formation of special management tools development of territorial systems.
Keywords: development strategy in the region, socio-economic systems, sustainable development, economic efficiency.
67
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Теория региональной системы как основной арены воспроизводственного процесса, протекающего в национальных масштабах акцентирует внимание исследователей на том, что в огромном хозяйственном пространстве России именно в регионах организуется активное взаимодействие между всеми субъектами хозяйственного процесса, локализуются и обретают необходимую инвестиционную привлекательность группы ресурсов и факторов производства, складываются условия для развития специализации, кооперации, комбинирования и интеграции.
При этом именно в России с ее огромными расстояниями, суровыми природными условиями и разнообразными природными ресурсами складывается феномен экономически невыгодного для освоения хозяйственного пространства; известно, что в настоящее время до 65% территории страны не вовлечено в активный хозяйственный процесс.
Данное обстоятельство образует прочную естественную основу для развития региональной поляризации и определяет нормы формирования региональной социально-экономической политики:
- создание равных стартовых условий для жизни населения и конкуренции хозяйственных организаций, находящихся в различных регионах, что предполагает акцент на развитие территорий и использование всех возможностей региональной политики;
- в рамках процесса формирования и реализации региональной социально-экономической политики основными объектами и субъектами выступают не обезличенные кластеры, комплексы, отрасли, конгломераты и т.п., а сами экономические системы регионов, поскольку именно в них локализован и регулируется воспроизводственный процесс;
- региональные экономические системы могут успешно развиваться лишь в том случае, когда они выступают в качестве полноценных, то есть активных и обладающих достаточным ресурсным потенциалом субъектов формирования и реализации социально-экономической политики.
Проблема формирования и реализации эффективной региональной социально-экономической политики существенным образом актуализируется на современном этапе развития России, поскольку продолжающиеся рыночные преобразования и интеграция национальной экономики в состав мирового хозяйства обусловливают качественно новые требования к следующим аспектам эволюционного процесса на мезо- уровне:
- конкурентоспособности способа организации хозяйственного пространства страны;
- оценке вклада регионов-субъектов РФ в развитие общей социально-экономической системы;
- результатам интеграционного взаимодействия между отдельными региональными комплексами и др.
Многообразие научных подходов к анализу региональной экономической политики ставит исследователей перед проблемой выбора, который должен быть сделан с учетом трех взаимосвязанных обстоятельств, играющих особенно важное значение на современном этапе регионального развития:
- необходимость учитывать отношение исследуемой региональной экономической системы и ее социально-экономической политики к определенному институциональному типу организации; институты играют определяющее значение в развитии современной экономики, а потому любая попытка абстрагироваться от их специфики приводит лишь к тупикам процесса познания;
- переходный характер многих территориальных экономических систем, в которых воплощены архаические, индустриальные и постиндустриальные уклады хозяйственной жизни, а элементы «экономики, основанной на знаниях» сосуществуют с остатками инфраструктуры и технологиями середины ХХ века; данное обстоятельство зачастую игнорируется при формировании и реализации региональной политики, что приводит к непредвиденным и глубоким кризисным ситуациям;
- диверсифицированное функциональное содержание региональных экономических систем, существующих в условиях отечественной экономики; прежние устои централизованной и во многом унифицированной региональной политики (общая институциональная среда; огромное пространство хозяйственного взаимодействия; традиции «огосударствления» общественно-хозяйственной жизни) постепенно ослабляются и обусловливают дифференциацию вариантов региональной социальноэкономической политики - например, дифференциацию политики моно- отраслевых регионов и политики диверсифицированных в своем экономическом развитии регионов.
В рамках разработки проблемного подхода следует выделить следующие основные проблемы перехода Российской Федерации к устойчивому развитию:
1) приоритетное развитие социальных программ развития;
2) исчерпание имеющихся традиционных ресурсов индустриальной экономики;
3) нарушение (и даже разрушение их части) устойчивых природно-экологических систем.
Базируясь на выводах отдельных исследователей, устойчивое развитие должно включать в себя:
- сбалансированность экономики и экологии, то есть нахождение гармоничного уровня взаимо-
68
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
отношений, при котором естественный рост экономики не должен сопровождаться сколько-нибудь серьезными негативными последствиями для окружающей среды ни в настоящем, ни в будущем;
- гармонизация уровней экономического и социального развития, базирующаяся на максимальном и равно доступном использовании ресурсов экономического роста в интересов всех групп граждан;
- сочетание краткосрочных задач, направленных на удовлетворение потребностей современных поколений, а также стратегических аспектов развития, нацеленных на интересы будущих поколений.
Управление устойчивым развитием региона на основе стратегического планирования предполагает реализацию нескольких этапов:
1) ситуационный анализ состояния хозяйственных и социальных отраслей региона;
2) разработка типовой стратегии развития региона;
3) выделение конкретизированных направлений стратегии устойчивого регионального развития;
4) обоснование выработки программ, подпрограмм и проектов;
5) проведение систематического контроля за процессом реализации стратегии, мониторинг и внесение корректив в промежуточные и конечные результаты реализации стратегии.
Таким образом, можно рассматривать регион как системный объект стратегического планирования, включающий совокупность индикаторов, систему мероприятий по реализации региональной стратегии развития, условия, ресурсы и факторы процесса планирования развития региона и т.д., особое внимание при котором уделяется мониторингу реализации стратегии, проводимому с помощью систематического получения, использования и хранения информации о состоянии региона, что позволяет сочетать плановые и рыночные механизмы, отраженные в целях оперативного и стратегического управления.
Основными принципами управления устойчивым развитием региона являются:
1) долговременность устойчивого развития, предполагающая удовлетворение потребностей населения региона в настоящем, но при этом не ограничивая будущие поколения в их потребностях;
2) лимитированность роста, проявляющаяся в имеющихся ограничениях в эксплуатации природных ресурсов;
3) минимизация стандартов в социальной сфере, заключающаяся в необходимости удовлетворения элементарных потребностей населения региона и возможности реализации своего потенциала;
4) равновесное потребление, представляющее собой некий баланс средств и экологических возможностей биосферы;
5) гармоничное развитие, предусматривающее согласованность размеров и темпов роста численности населения региона с меняющимся производственным потенциалом и др.
Применение накопленного опыта в различных регионах страны должно сопровождаться предварительным и подробным проведение анализа реалий и специфики субъекта страны, котором предполагается разработка системы индикаторов устойчивого развития. Это обусловливается многими обстоятельствами, среди которых выделяют особенности экономики.
Наряду с региональной спецификой следует учитывать и фактор времени, с которым может быть связано значительное изменение условий и обстоятельств развития региона. В связи с этим следует отметить, что перечень направлений достижения устойчивого развития не может быть застывшей системой и должен корректироваться при изменении тенденций и проблем в экологической сфере и экономике.
При этом процесс управления устойчивым развитием региона состоит из нескольких этапов. Вначале возникает необходимость изучения тенденций развития региона (объекта управления), а также совокупности факторов и особенностей их воздействия на его развитие. Далее на базе выявленных тенденций следует этап определения целей, принципов, функций управления, реализующиеся с помощью механизма управления устойчивым развитием региона. Следовательно, устойчивость основана на механизме, адаптированном к изменениям внутренних и внешних факторов и способствующем корректировке развития в намеченном направлении.
Устойчивое развитие региона может быть реализовано путем применения следующих положений:
1. Разработка мер, направленных на стимулирование инноваций и инвестиционной деятельности предприятий отраслей промышленности, повышение эффективности функционирования собственников в промышленных отраслях, способствующих предприятиям адаптироваться к рыночным условиям и мобилизовать внутренние ресурсы с целью повышения конкурентоспособности.
2. Ориентация восстановления сельского хозяйства региона путем не только самих сельскохозяйственных организаций, но и привлечения хозяйств населения.
3. Активизация работы, позволяющей создать вторичный рынок ценных бумаг, способствующий
69
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
привлечению в экономику частных инвесторов и сбережений населения в инвестиционную сферу. В этой связи предприятия применяют в своей деятельности такие инструменты, как: вторичная эмиссия акций, выпуск корпоративных облигаций.
4. Разработка программ по сокращению диспропорций в социально-экономическом развитии территорий, способствующих выявлению основных тенденций роста социально-экономических показателей региона. Реализация данной программы позволит превратить территории в устойчивые саморазвивающиеся системы.
5. Разработка программы по увеличению численности населения региона, что способствует росту показателя рождаемости до среднероссийских показателей, снижению смертности населения в трудоспособном возрасте и реализации современной миграционной политики, обеспечивающей компенсацию сокращения численности населения.
6. Реализация региональных целевых программ, предусматривающих разработку мероприятий по: оказанию бесплатной медицинской помощи в необходимом объеме и высоком качестве, финансируемых из всех источников средств, охране здоровья матери и рождения здоровых детей, созданию региональных специализированных медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам с гематологическими и онкологическими заболеваниями, а также обеспечению всех звеньев службы современными стандартизированными технологиями диагностики и лечения для достижения снижения смертности.
7. Разработка и внедрение программы выявления основных приоритетов развития региона, включающая меры по: обеспечению доступа к услугам образовательных дошкольных учреждений всем группам населения; сохранению, поддержки и развитию государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечению образовательных потребностей населения; совершенствованию системы государственной аттестации выпускников образовательных учреждений; сохранению и развитию системы образовательных учреждений начального профессионального образования; обновлению содержания начального профессионального образования; формированию динамической и адаптивной системы; обеспечению эффективной государственной поддержки системы переподготовки и повышения квалификации кадров.
8. Разработка и реализация программ по решению неразрешенных задач в социальной сфере, обслуживающей население региона, в части поддержки мотивации экономически активного населения, обеспечения роста уровня жизни и занятости.
Другие исследователи отмечают, что достижение цели устойчивого развития экономики с учетом аспектов инновационного развития возможно путем:
1) разработки и реального функционирования организационно-экономических механизмов для первоочередного развития приоритетных научных исследований, наиболее важных прикладных научно-исследовательских направлений, а также заинтересованности производства в инновациях;
2) постепенный рост научно-технического уровня научных разработок в тесной взаимосвязи с нуждами реального сектора экономики, дальнейшее совершенствование законодательной базы в области интеллектуальной собственности и включения ее объектов в производственный оборот;
3) рыночная трансформация научно-технических систем, привлечение внебюджетных источников финансирования, а также собственных средств вузов и научно-исследовательских учреждений, банковских кредитов, прибыли инновационных предприятий при высших учебных заведениях и других источников финансирования развития науки и технологии;
4) оптимальное сочетание методов государственного и рыночного регулирования, прямых и косвенных мер по стимулированию инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки и технологии;
5) совершенствование законодательной базы научной и инновационной деятельности;
6) поддержка инновационных разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологии;
7) стимулирование научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;
8) совершенствование системы подготовки и переподготовки научных кадров высшей квалификации;
9) интегрирование науки, производства и образования с целью развития инноваций.
Задачами инновационной государственной политики являются:
1. Преобразование с целью увеличения научного и инновационного потенциала. Для решения проблемы повышения эффективности кадрового потенциала необходимо:
- создать условия для научной работы путем обеспечения ее современными приборами, оборудованием, материалами и т.д., а также существенного повышения оплаты;
- совершенствовать подготовку специалистов с ориентированием их на инновационные мышление и направления деятельности.
Актуальными продолжают оставаться вопро-
70
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
сы тесной интеграции образования и фундаментальной науки, дальнейшее совершенствование непрерывного и дистанционного методов обучения, трансферта знаний и профессиональных компетенций между наукой, производством и образованием, создание действительно открытого рынка образовательных услуг.
2. Рост эффективности использования инновационного и научно-технического потенциала. С этой целью необходимо:
- отработка и налаживание сближения всех этапов инновационного процесса от научной разработки до внедрения на рынке. Этому призваны служить целевые программы промышленного развития приоритетных отраслей экономики, а также внедрение комплексных инновационных проектов, включающих собственно технологические решения и подготовку специалистов, защиту интеллектуальной собственности, систему тиражирования полученных знаний. Особая роль отводится в данном случае фундаментальной науке, которая призвана стать реальной базой для системного взаимодействия и превращения теоретических знаний в передовые технологии;
- усиление инновационного потенциала различных форм взаимопроникающих и взаимодействующих институциональных составляющих экономики;
- стимулирование мерами экономического воздействия роста финансовых средств инновационного сектора экономики: снижение налогового бремени на активные в инновационном плане предприятия, освобождение от налогов внебюджетных средств финансирования научных и инновационных разработок;
- строгий контроль за целевым использованием бюджетных средств с направлением бюджетных ассигнований по результатам инвентаризации и квалифицированного объективного отбора наиболее перспективных научных разработок по приоритетным направлениям научной и инновационной деятельности;
- создание рынка интеллектуальной собственности, комфортных условий и совершенствование патентования за рубежом с целью научно-технологического экспорта и дополнительного источника внебюджетного финансирования науки;
- стимулирование международного и межрегионального научно-технического сотрудничества с целью продвижения инновационных достижений и участия в совместных инновационно-исследовательских проектах;
- государственное соучастие в создании и развитии инновационной инфраструктуры (центры, технопарки, семинары, венчурные фонды и др.), со-
действие развитию малых форм научно-технологического и инновационного предпринимательства;
- содействие развитию ноосферного мышления и ноосферной культуры населения через его инновационную активность: воспитание, пропаганда, развитие предпринимательских способностей и потребности к инновационным действиям у всего общества.
Научно-техническая политика призвана перерасти из набора мер научно-технологического менеджмента в главный элемент всей системы государственного управления. В этой связи научно-техническая стратегия должна быть тесно взаимосвязана со всеми иными составляющими госрегулирования: промышленной, социально-
экономической, информационной, экологической и другими направлениями политики. Важное место в современной инновационно-ориентированной экономике должно отводиться освоению ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий».
Отметим, что для каждого субъекта страны характерен индивидуальный подход при разработке методов и механизмов управления устойчивым развитием. При этом, таким методикам присущи общие черты и закономерности, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации (рис. 1).
На основе стратегического планирования, разработана модельная структура системы управления устойчивым развитием региона (рис. 2).
Система управления устойчивым развитием региона состоит из двух блоков: стратегических целей и приоритетов устойчивого развития региона на долгосрочную перспективу; стратегии устойчивого развития региона на очередной плановый период.
На наш взгляд, модель системы управления устойчивым развитием региона должна включать расширенный диапазон стратегических целей:
- создание условий для устойчивого развития экономики региона, путем эффективного использования ресурсного потенциала;
- формирование нормативно-правовой базы, способствующей достижению высоких результатов при реализации стратегии;
- преобразование организационно-производственной инфраструктуры региона;
- максимально эффективное использование средств регионального и федерального бюджетов, результатов территориального размещения и развития производительных сил региона;
- реализация мероприятий по обеспечению экономической и экологической безопасности и соблюдению финансовых интересов территории, а
71
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Рисунок 1 - Структурная схема программы устойчивого развития региона
niunHin’peuiiMOiUHHd'iiOCvOatMG тгренишри решите
Пjr.|■ иТц 11 IlftlllMfUWIIWf П*П|№ф1Я ‘fiunmiiirjrtvpu члно> tcятиннвт*
ILJV-HHH* [*ГГЯ-» ihHMhvK mrlCrtwLnart ■З^сплв iOOtvT)4i-«™ прфк.Ьвдд^.^рв л НБНЦНЙ UHB'nln, I’ll H ||I1HHIB WH’rtEUy^ ^ПД"(ГЯйЯ hljk/VirHFta, tt H M К К Q-Ь pt^TPtfl H {MltM Out-'-* etapom нн>пц#Г* я Ptmipr*
f 1]и1РГИ1№™И|* И Прмлриг#тк1 уГГЛ^ИИйГП pJUMHMA рРГШЫЫ
I
4_1|МГРСГНП ycrott*™»™ PJ3DHTHW pCtMQHJ
PjjpjSuirj рт|нил1,1*чг:кнл рСшинннм пппуч1!нн1.'Лилонгкрсльныис [м.'зу'льг.ргоп
hi^itJufrU. 11 F"i.4« П КЧЧ. 1 -1 Fp ptlTOfl 1ЛАЛ rt-r* П рл p Ы ВТ H l3- , Pi>JDH~ HI ■*i вльм 0 ii imifbliLru'i'F.YvpcH Os Sir* H U f ус л 4ФШ ^h'KpvMl'K CDi4HB.ltal-oA H-^DLi-pTTiYP«
Рисунок 2. Модель системы управления устойчивым развитием региона
также привлечению организаций региона к реализации политики в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;
- создание условий для повышения уровня социальной защищенности населения;
- формирование такой организационной инфраструктуры стратегии, которая будет способна представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах и т.д.;
- разработка и применение инструментов реализации региональной стратегии, способствующих привлечению дополнительных инвестиций в различные проекты и др.
По итогам внедрения системы управления предполагается получение следующих результатов:
- обеспечение преемственности исполнительной и законодательной властей в региональной политике, регулирующей устойчивое развитие экономики региона;
72
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
- выделение положения о стратегических интересах регионов из законодательных актов, в результате наличия в них принципиально-методологического значения;
- формулирование экономических и социальных приоритетов региона должно носить лояльный характер, учитывающий исторический опыт развития региона и возможность адаптации к конкретным этапам развития и др.
Таким образом, устойчивое развитие территориальной общности любого масштаба (будь то страна, регион, муниципалитет и др.) в современных условиях предполагает решение множества тактических задач на пути к достижению стратегических целей. Установление четко обозначенных стратегических приоритетов устойчивого развития с учетом локальной специфики будет способствовать определению векторов движения экономики региона с оценкой успешности достижения целей. В этой связи объективной потребностью сегодняшнего дня становится формирование на основе практического опыта теоретико-методических основ управления устойчивым развитием региона с учетом имеющегося у территорий ресурсного по-
тенциала, структуры хозяйства и т.д., которая помимо ориентиров конечной и промежуточных целей должна включать обоснованное использование соответствующего инструментария по реализации намеченной цели, согласованность действий органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов на подконтрольных территориях.
ИСТОЧНИКИ:
1. Королюк Е.В. Вектор экономической политики современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 27-32.
2. Молчан А.С. Приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации как рамочные условия региональной структурной политики // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2011. № 3. С. 51-57.
3. Хашева З.М., Джерештиева Ф.А. Управление устойчивым развитием региона. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011.
4. Хашева З.М. Функции внутренней среды региональных экономических систем //Экономика и предпринимательство. 2013. № 4 (33). С. 75-77.
73